Научная статья на тему 'Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай'

Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А. А.

В статье дается характеристика природно-климатических, экологических, социально-экономических особенностей Республики Алтай, рассматривается их влияние на формирование образовательной среды региона. Доказывается, что особенности Республики Алтай (многонациональный состав и низкая плотность населения; преобладание аграрного сектора производства; достаточно сложные природно-климатические условия; высокая экологическая напряженность; многообразие национальных и религиозных традиций и обычаев и др.) существенно влияют на формирование социального фундамента республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socioeconomic Context of Regional Educational System of Altai Republic

A description of natural, climatic, ecological, socioeconomic peculiarities of the Altai Republic and their influence on formation of the academic environment of the region is given in the article. The particular features of the Altai Republic (multi-national population and low population density, predominance of agricultural produce sector, adverse weather and climate conditions, growing ecological problems, wide variety of ethnic and religious traditions and customs, etc.) make a considerable impact on formation of the republic’s social base.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай»

лом в регионе для расширения профессиональных горизонтов.

3. Требуется дебюрократизация учебно-академического пространства. Это касается взаимоотношений как внутри вузов, так и по линии «вузы — министерство».

4. Необходимо регулярно производить оценку деятельности вуза с привлечением внешней экспертизы. Такого рода «интеллектуальный аудит» по критериям, соответствующим глобальным стандартам, может стать важным элементом адаптации вузов к усиливающейся конкуренции.

5. Важно поддерживать продолжение процессов диверсификации высшего образования в регионе с сохранением индивидуальности каждого вуза. Для этого следует правильно расставлять приоритеты и при выборе линии стратегического развития, и при распределении средств финансирования.

6. Для региональных вузов остро стоит проблема институциональной интеграции. Нижегородским вузам не свойственно корпоративное единство, что приводит к практическому отсутствию универси-

тетского лобби на уровне регионального процесса принятия решений. Учебно-академические сообщества должны осознать себя как «группы интересов» и начать отстаивать эти интересы на различных этажах власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Российскую науку и образование поддерживают МИОНы // ИФ «Новости гуманитарных технологий» (http://www.gtnews.ru/cgi/news/ view.cgi?goto=16681).

2 См.: Aviezer Tucker. Higher Education on Trial Introduction // EECR. 2000. Vol. 9, № 3.

3 См.: Evaluation of the Strengthening Economic Think Tanks Programm. A USAID Programm Cooperative Agreement № 118-A-00-99-00142-00. Moscow, Russia. November 29, 2001.

4 См.: Наука получать. Центр стратегических разработок. Северо-Запад (http://www.csr-nw.ru/ publications.php?code=337).

5 Щукин Я. Реформа образования и либералы // Неприкосновенный запас. 2001. № 5 (19).

6 См.: Шафранов-Куцев Г.Ф., Деревнина А.Ю. Качество образования в стратегии управления классическим университетом // Экономика. Социология. Менеджмент. Образовательный портал (http://ecsocman.edu.ru/db/msg/145363).

7 См.: Шереги Ф., Дмитриев Н., Арефьев А. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Сайт ЦСИ ПФО (http://antropotok.archipelag.ru/ text/ad12.htm).

Поступила 01.06.04.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

А.А. Темербекова, доцент кафедры алгебры, геометрии и МПМ, директор Центра дополнительного образования Горно-Алтайского государственного университета

В статье дается характеристика природно-климатических, экологических, социально-экономических особенностей Республики Алтай, рассматривается их влияние на формирование образовательной среды региона. Доказывается, что особенности Республики Алтай (многонациональный состав и низкая плотность населения; преобладание аграрного сектора производства; достаточно сложные природно-климатические условия; высокая экологическая напряженность; многообразие национальных и религиозных традиций и обычаев и др.) существенно влияют на формирование социального фундамента республики.

A description of natural, climatic, ecological, socioeconomic peculiarities of the Altai Republic and their influence on formation of the academic environment of the region is given in the article. The particular features of the Altai Republic (multi-national population and low population density, predominance of agricultural produce sector, adverse weather and climate conditions, growing ecological problems, wide variety of ethnic and religious traditions and customs, etc.) make a considerable impact on formation of the republic’s social base.

Республика Алтай — «российский зон и культурных миров. Известным во

Тибет»— находится в центре Евразии на всем мире, особо охраняемым террито-

стыке нескольких государств, природных риям республики (Алтайский и Катун-

© А.А. Темербекова, 2004

ский заповедники, зона покоя «Укок», оз. Телецкое, г. Белуха) в декабре 1998 г., по официальному сообщению ЮНЕСКО, присвоен статус мирового наследия. Являясь субъектом Российской Федерации со своими исторически сложившимися культурными традициями, Республика Алтай характеризуется слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой, высокой стоимостью жизни, низким уровнем жизни, неблагоприятным суровым климатом и экологической уязвимостью.

По статистическим данным на 1 января 2002 г., численность населения составила 205,6 тыс. чел., из которых 24 % — городское население. Плотность населения — 2,2 чел. на 1 км2 территории. Население Горного Алтая размещается неравномерно: около 60 % проживает в районах с относительно благоприятным климатом, а 14,3 % — на территории, приравненной из-за суровых климатических условий к районам Крайнего Севера. За последние 30 лет экологические условия в Горном Алтае претерпели определенные изменения, однако, несмотря на некоторую положительную динамику, экологическая напряженность остается высокой. В связи с продолжающимися запусками ракет-носителей и падением отделяющихся ступеней на территорию республики содержание компонентов ракетного топлива неуклонно растет1. Об экологической напряженности говорит еще и осложнение социальной обстановки, стимулирующей миграцию в другие регионы страны.

Население республики многонационально. По статистическим данным, алтайцы составляют в нем около 30,9 %, русские — 60,3, казахи — 5,6 % и др. Всего здесь зарегистрировано 86 нацио-нальностей2. Республика носит имя этноса, который составляет в ней меньшинство населения.

Одним из критериев социально-экономического развития региона является уровень жизни населения. Его характеризуют различные показатели: занятость населения, его доходы, уровень потребления, здоровье, образование, социальное обеспечение, окружающая среда и другие аспекты жизни человека. Изучение

статистики, аналитических материалов по социально-экономическому развитию республики свидетельствует о неуклонном росте численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (1995 г. — 34,9%; 1998 г. — 41,2; 2001 г. — 61,5 % населения республики)3. Официальный статус безработного имеют 4,4 % экономически активного населения, реальный же уровень безработицы примерно в 5 раз выше4. Причем наибольший рост числа безработных наблюдается в возрасте от 18 до 24 лет: в 1995 г. — 9 %; в 1999 — 14; в 2001 г. — 16 %. Выпускники современной школы составляют основной источник безработных на рынке труда. Они в наименьшей степени подготовлены к взаимодействию с рыночными отношениями. По данным Федеральной службы занятости России, молодежь в возрасте 15—29 лет, в том числе вчерашние школьники, являются одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия профессионального и социального опыта.

С помощью балльной оценки социальных условий (среднемесячной заработной платы, уровня безработицы и др.) территория республики делится на 3 зоны: с удовлетворительными (Майминский, Чойский, Турочакский районы), относительно удовлетворительными (Чемальский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Коксинский) и неудовлетворительными социальными условиями, или зону социального напряжения (Кош-Агачский, Улаганский, Усть-Канский районы). По отдаленности от административного центра районы республики можно условно разделить на 3 группы: 1) близлежащие к административному центру (Горно-Алтайск, Майминский, Чойский); 2) среднеотдаленные (Турочакский, Усть-Кан-ский, Усть-Коксинский, Шебалинский, Чемальский, Онгудайский); 3) отдаленные от административного центра (Улаганский, Кош-Агачский). Сопоставительный анализ приведенных выше классификаций позволяет увидеть следующую закономерность: чем отдаленнее район от административного центра региона, тем ниже уровень его раз-

вития. В последней зоне проживает в основном коренное население республики.

Особенности природно-климатического, социально-экономического и культурного характера республики накладывают свой отпечаток на развитие образования региона и направляют характер развития системы образования и содержание обучения молодежи. Возможность получения качественного образования, соответствующего потребностям личности и общества, является одним из важнейших условий человеческого существования. Школа всегда выступала показателем общественных процессов и явлений региона. Исследование организационно-педагогических проблем школ Республики Алтай исходя из влияния социально-экономических, природно-климатических, демографических и иных условий представляется самой насущной задачей и давно назревшей необходимостью. Эта задача осложняется еще и тем, что основные показатели состояния здоровья школьников Республики Алтай значительно хуже (втрое ниже), чем по Российской Федерации в целом и по сопредельным территориям. Наиболее чувствительными к воздействию неблагоприятных экологических и социальных факторов оказались школьники в возрасте 12—14 лет. Молодежь алтайской национальности в республике имеет более низкий уровень образования, чем лица того же возраста русской национальности. Это можно объяснить тем, что большинство детей алтайцев обучаются в сельских школах, где уровень и качество знаний значительно ниже, чем в городских. Среди других причин следует назвать многодетность, низкий уровень жизни сельских жителей, низкий уровень здравоохранения, обслуживания и др. Региональная система общего полного (среднего) образования находится в прямой зависимости от уменьшения или увеличения контингента учащихся, что, в свою очередь, определяется распределением народонаселения, обусловленным экологическими особенностями, экономическим развитием и степенью обитаемости местности.

Современная региональная система общего среднего (полного) образования республики включает в себя общеобразовательные школы, школы для детей с недостатками умственного или физического развития, детские дома, детский дом семейного типа, школы-интернаты, вечерние общеобразовательные школы, образовательные учреждения дополнительного образования детей. Сведения о количестве школ и обучающихся в них детей дают ясную картину динамичного развития сети общеобразовательных школ. Так, если на начало 1990/91 учебного года в республике функционировала 191 общеобразовательная школа с численностью учащихся 36 765 чел., то в 2000/01 — 205 с 38 199, а в 2002/03 учебном году при увеличении количества школ до 206 количество учащихся снизилось до 36 008 чел. Такая картина наблюдается, на наш взгляд, из-за демографических проблем населения России, Республики Алтай в том числе. Вместе с тем отмечается прямо пропорциональная зависимость числа средних школ от количества обучающихся в них детей, однако с 1998 г. ситуация меняется: количество школ увеличивается, а контингент учащихся уменьшается. Такое положение дел связано, в частности, с ранней профессионализацией, что является, как нам кажется, показателем социальноэкономического неблагополучия региона.

Одна из проблем региональной политики в области образования заключается в сохранении и развитии сети сельских общеобразовательных учреждений, создании условий для получения полноценного образования школьников. В 2001/02 учебном году в сельской местности работало 189 общеобразовательных учреждений, что составляет 92 % всех школ республики. Число школьников в них равнялось 28 257 чел., или 76,2 % от общего количества учащихся. В 2002/03 учебном году этот показатель снизился до 27 208 чел. Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности учащихся сельских общеобразовательных школ (в среднем на 1 000 чел. в

год), что прежде всего является следствием миграции населения из сельской местности в город, обусловленной социально-экономическими трудностями.

Часть инфраструктуры, а именно совокупность всех видов образовательных институтов, а также соответствующие им органы правления в кооперации с досуговыми, спортивно-оздоровительными, культурными и другими учреждениями, ориентированными на потребности образования, составляет то, что можно назвать средой образования республики. Сеть дополнительного образования включает 75 учреждений различного профиля: дома пионеров и школьников, детские дома творчества, детско-юношеские спортивные школы, станции юных натуралистов, летние оздоровительные лагеря и т.д.

Для современного этапа развития страны чрезвычайно важной является идея о создании единого культурно-образовательного пространства региона. Как справедливо отметила Л.В. Хазова, «она связана с защитой и развитием культурной самостоятельности ее (России) регионов, с формированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества»5. И в этом смысле создание единого культурно-образовательного пространства можно рассматривать как эффективную деятельность по переводу образования в область приоритетных для общества сфер в рамках конкретных региональных образовательных программ стабилизации и развития. Образование может и должно стать реальным механизмом общественного и культурного развития, способствовать выравниванию научного, образовательного и профессионально-квалификационного потенциалов субъектов Российской Федерации, удовлетворять образовательные потребности регионов. В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных культурных тради-

ций и особенностей, что дает возможность таким маленьким республикам, как наша, обогащать содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народа, религиозные особенности культуры. В ст. 14 того же закона указано, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Таким образом, Закон РФ «Об образовании» предоставляет Министерству науки и образования Республики Алтай широкие полномочия в усилении этнокультурной направленности образования в контексте российской и мировой культуры.

Регионализация образования рассматривается как учет региональных особенностей (социально-экономических, этнографических, историко-культурных и т.д.) в содержании образовательных процессов, как процесс обеспечения полноты и непрерывности процесса образования каждого, без исключения, ребенка, проживающего на данной территории; как способность региональной системы образования, являющейся составной частью единого федерального образовательного пространства, создать условия для удовлетворения образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства с учетом социально-экономических, этнографических, этнокультурных, исторических и других особенностей регионов. Вместе с тем регионализация образования — это вся образовательная политика региона с позиции ее комплексности и системности. Новое направление в образовательной политике базируется на государственных документах (законах Республики Алтай «О языках», «Об образовании», Концепции национальных школ Республики Алтай, государственной программе по сохранению и развитию алтайского языка) и современных научных исследованиях.

Основной задачей Концепции национальных школ Республики Алтай, принятой в 1993 г., является определение стратегии образования, учитывающей имеющиеся традиции, формирование тактики

действия в соответствии с реальными условиями и возможностями, опирающимися на имеющийся опыт работы в республике. Реализация концепции направлена на создание открытого гражданского общества с сохранением национальной самобытности алтайцев, казахов, русских и других национальностей, обеспечение духовно-нравственного и общекультурного возрождения и развития народов республики, создание реальной системы для трансляции родной культуры новым поколениям и для общения родной культуры с другими культурами в республике, в России и за ее пределами. Концепция определяет основные руководящие принципы национальной школы: 1) создание реальных условий для формирования, становления и развития этнической личности в учебно-воспитательных учреждениях республики; 2) обеспечение гуманизации образования и развития всех наций республики; 3) формирование оптимального варианта модели культурного человека через обязательное усвоение национальной культуры с одновременным воспитанием гражданина Республики Алтай и России; 4) учет не только национальных компонентов, особенностей культуры, религии, но и природно-климатических, экологических, социально-экономических и других условий региона; 5) создание условий для реализации многовариантных учебных планов и программ во всех типах школ и других учебно-воспитательных учреждениях6.

На основе Концепции национальных школ Республики Алтай разработаны и функционируют модели национальных школ: русской (школа № 4 Горно-Алтайска); алтайской (Теленгит-Сортогойская школа Кош-Агачского района); казахской (Жана-Аульская школа Кош-Агачского района) и др.

Опыт работы школ республики показал, что обучение на родном (алтайском, казахском) языке способствует более глубокому усвоению учебного материала, созданию атмосферы психологического и эмоционального комфорта, содействует общему развитию

учащегося. Тенденцию перехода национальных школ к обучению на родном языке следует рассматривать дифференцированно, с учетом интересов учащихся и их родителей, социокультурных особенностей города и села, культурного и образовательного потенциала этнического языка. Необходимо отметить, что количество учащихся, изучающих родной язык, ежегодно растет. Если в 1996/97 учебном году таких учащихся было 13,5 %, то в 1999/2000 — 46,0 % от общего числа школьников. Причем в Республике Алтай постоянно растет число учащихся образовательных школ, изучающих алтайский язык как самостоятельный предмет. По статистическим данным, в 1991/92 учебном году алтайский язык изучали 8 710 учащихся (данные взяты на начало учебного года), в 1998 — 11 168, в 2001 — 11 689, то в 2002 и 2003 гг. — 11 884 и 11 748 чел. соответственно. В школах с родным языком обучения вводятся профильное обучение и посильная специализация по языку с учетом желания и склонности учащихся и спроса на рынке труда в каждой конкретной местности республики.

Для введения национально-регионального компонента в содержание общего образования в школы республики используются различные способы:

а) равномерное распределение соответствующего материала этнокультурного характера по всем учебным предметам, рассредоточение по разным темам;

б) включение в учебные дисциплины специальных тем (модулей); в) углубленное изучение школьниками этнической культуры республики в рамках специальных учебных предметов; г) интегративные курсы; д) реализация регионального компонента на внеклассных занятиях по предметам.

Учитывая сказанное выше, подведем некоторый итог. Социально-экономические, экологические, географические особенности Республики Алтай (многонациональный состав и низкая плотность населения; преобладание аграрного сектора производства; достаточно сложные

№ 3, 2004

ПРИМЕЧАНИЯ

природно-климатические условия; высокая экологическая напряженность; многообразие национальных и религиозных традиций и обычаев и др.) существенно влияют на развитие системы образования, формируют социальный фундамент республики, решают проблему подготовки кадров. Именно качественные и количественные характеристики кадрового потенциала определяют возможности реализации и успех структурной перестройки экономики, модернизации производства, возможности повышения уровня жизни населения каждого отдельного региона.

1 См.: Михайлова С.А. Научные основы концепции сохранения и укрепления здоровья детского населения в определенных экологических и социальных условиях (на примере Республики Алтай): Автореф. ... д-ра мед. наук. М., 2000. С. 20.

2 См.: Республика Алтай: Стат. ежегодник. Горно-Алтайск, 1997; Республика Алтай в 2000 году: Стат. ежегодник. Горно-Алтайск, 2001.

3 Там же.

4 См.: Михайлова С.А. Указ. соч.

5 Хазова Л.В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: Дис. ... д-ра филос. наук. Томск, 1998. С. 154.

6 См.: Концепция национальных школ Республики Алтай / А.В. Петров, В.К. Кыпчаков, Н.Н. Су-разакова и др. Горно-Алтайск, 1993.

Поступила 01.04.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.