Научная статья на тему 'Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай'

Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А. А.

The article presents a description of natural, climatic, environmental, socio-economic peculiarities of Altai Republic and regards their influence on forming of the educational sphere of the region. The particular features of Altai Republic (multi-national composition and low density of population, predominance of agricultural production, adverse weather and climate conditions, environmental problems, high variety of ethnic and religious traditions etc.) make a considerable impact on forming the republic's social basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай»

3. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1961.

4. Рутенбург В.И, Античное наследие в культуре Возрождения II Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

5. Орехова Е.Я. Высшее образование во Франции. Тула, 2003.

6. Орехова Е.Я. Система непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров во Франции II Теория и практика создания и функционирования системы непрерывного педагогического образования. Тула, 1999.

A.A. Темербекова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Горно-Алтайский государственный университет

Республика Алтай - «российский Тибет» - находится в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров. Известным во всем мире, особо охраняемым территориям республики (Алтайский и Кату не кий заповедники, зона покоя «Укок», оз. Телецкое, гора Белуха) в декабре 1998 г. по официальному сообщению ЮНЕСКО присвоен статус мирового наследия. Это является основанием для привлечения к себе внимания многих иностранных ученых, исследователей.

Являясь субъектом Российской Федерации со своими исторически сложившимися культурными традициями, Республика Алтай характеризуется слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой, высокой стоимостью жизни, низким уровнем жизни, неблагоприятным суровым климатом и экологической уязвимостью.

Целью настоящей статьи является анализ системы образования республики в позиции ее взаимосвязи с социально-экономическими, природно-климатическими и другими особенностями.

По статистическим данным на 1 января 2002 г. численность населения составила 205.6 тыс. человек, из которых 24 % составляет городское население. Плотность населения - 2.2 человека на 1 км2 территории. Население Горного Алтая размещается неравномерно: около 60 % проживает в районах с относительно благоприятным климатом; 14.3 % численности населения проживает на территории, приравненной из-за суровых климатических условий к районам Крайнего Севера. За последние 30 лет экологические условия в Горном Алтае претерпели определенные изменения, однако, несмотря на некоторую динамику, экологическая напряженность остается высокой. В связи с продолжающимися запусками ракет-носителей и падением отделяющихся ступеней на территорию республики, содержание вредных загрязняющих веществ снизилось, тогда как содержание компонентов ракетного топлива неуклонно растет [1, с. 20]. Об экологической напряженности говорит еще и осложнение социальной обстановки, стимулирующей миграцию в другие регионы страны.

Население республики многонационально. По статистическим данным [2,3], в республике проживает 205.6 тыс. человек, из них алтайцы составляют около 30.9 %, русские - 60.3, казахи - 56.2 и т.д. Всего зарегистрировано 86 национальностей. Республика носит имя этноса, который в ней составляет меньшинство населения.

Одним из показателей социально-экономического развития региона является уровень жизни населения республики. Его характеризуют различные показатели; занятость населения, его доходы, уровень потребления, здоровье, образование, социальное обеспечение, окружающая среда и другие аспекты жизни человека. Изучение статистики, аналитические материалы по социально-экономическому развитию республики свидетельствуют о неуклонном росте численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (1995 г. - 34.9 % населения, 1998 г, -41.2 %, 2001 г. -61.5 % населения республики) [2, 3]. Официальный статус безработного имеют 4.4 % экономически активного населения, реальный же уровень безработицы примерно в 5 раз выше и составляет 25.3 % [1 ]. Причем наибольший рост числа безработных наблюдается в возрасте от 18 до 24 лет: в 1995 г. - 9 %, в 1999-м - 14. в 2001 г. - 16. Выпускники современной школы являются основным источником безработных на рынке труда. Они в наименьшей степени подготовлены к взаимодействию с рыночными отношениями. По данным Федеральной службы занятости России, молодежь в возрасте 15-29 лет, среди которых вчерашние школьники, выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, являются одной из наиболее уязвимых соци-апьных групп из-за отсутствия профессионального и социального опыта, невозможности конкурентоспособности на рынке труда.

С помощью балльной оценки социальных условий (среднемесячной зарплаты, уровня: безработицы и др.) территория делится на 3 зоны: с удовлетворительными (Майминский, Чойский, Турочакский районы); с относительно удовлетворительными (Чемаль-ский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Коксинский

районы); с неудовлетворительными - зона социального напряжения (Кош-Агачский, Улаганский, Усть-Канский районы). С другой стороны, территорию республики условно можно разделить по отдаленности от административного центра на три группы: 1) близлежащие (Горно-Алтайск, Майминский, Чойский); 2) среднеотдаленные (Турочакский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Шебалинский, Чемальский, Онгудайс-кий); 3) отдаленные (Улаганский, Кош-Агачский). Сопоставительный анализ приведенных выше классификаций позволяет увидеть следующую закономерность: чем отдаленнее район от административного центра региона, тем ниже уровень его развития. В последней зоне проживает в основном коренное население республики.

Многонациональный состав и низкая плотность населения, преобладание аграрного сектора производства, сложные природно-климатические условия, высокая экологическая напряженность, многообразие национальных и религиозных традиций и обычаев существенно влияют на развитие системы образования и формируют социально-экономический фундамент республики, основой которого является подготовка кадров. Именно качественные и количественные характеристики кадрового потенциала определяют возможности реализации и успех структурной перестройки экономики, модернизации производства, возможности повышения уровня жизни населения каждого отдельного региона. Особенности природно-климатического, социально-экономического и культурного характера республики накладывают свой отпечаток на развитие образования региона и направляют характер развития системы образования и содержание обучения молодежи.

Возможность получения качественного образования, соответствующего потребностям личности и общества, является одним из важнейших условий человеческого существования. Школа всегда являлась показателем общественных процессов и явлений региона. Исследование организационно-педагогических проблем школ Республики Алтай, исходя из влияния социально-экономических, природно-климатических, демографических и иных условий, является самой насущной задачей и давно назревшей необходимостью. Это осложняется еще и тем положением, что основные показатели состояния здоровья школьников Республики Алтай значительно хуже (втрое ниже), чем по Российской Федерации в целом и по сопредельным территориям. Наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных экологических и социальных факторов оказались школьники в возрасте 12-14 лет. Молодежь алтайской национальности в республике имеет более низкий уровень образования, чем русские того же возраста. Это можно объяснить несколькими причинами: большинство детей алтайцев обучаются в основном в сельских школах, где уровень и качество знаний значительно ниже, чем в го-

родских; многодетность; низкий уровень жизни сельских жителей; низкий уровень здравоохранения, обслуживания и др. Региональная система общего полного (среднего) образования находится в прямой зависимости от уменьшения или увеличения контингента учащихся, что, в свою очередь, определяется распределением народонаселения, обусловленного экологическими особенностями, экономическим развитием и степенью обитаемости местности.

Подготовка кадров для республики в системе высшего профессионального образования осуществляется единственным вузом. На территории Республики Алтай находится один государственный университет, образованный в 1993 г. из педагогического института. На конец 2002/03 уч. г. на 18 специальностях обучались около 5 379, из которых 3 185 студентов дневной формы обучения. На 10 ООО населения приходится 199 студентов, что значительно выше, чем в соседних регионах (республики Тыва и Хакасия, Алтайский и Красноярский края).

Современная региональная система общего среднего (полного) образования республики включает в себя общеобразовательные школы, школы для детей с недостатками умственного или физического развития, детские дома, детский дом семейного типа, школы-интернаты, вечерние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей. Сведения о количестве школ и обучающихся в них детей дают ясную картину динамичного развития сети общеобразовательных школ. Так, если на начало 1990/ 91 уч. г. в республике функционировала 191 общеобразовательная школа с численностью учащихся 36 765, то в 2000/01 уч. г. - 205 школ, в которых обучалось 38199 человек, а в 2002/03 уч. г. при увеличении количества школ (до 206) количество учащихся снизилось до 36 008. Такая картина наблюдается, на наш взгляд из-за демографических проблем населения России, Республики Алтай в том числе. Вместе с тем наблюдается прямо пропорциональная зависимость числа средних школ от количества обучающихся в них детей, ситуация меняется с 1998 г., когда количество школ увеличивается, а контингент учащихся уменьшается. Такое положение дел связано, на наш взгляд, с ранней профессионализацией, что является, как нам кажется, показателем социально-экономического неблагополучия региона.

Одной из проблем региональной политики в области образования является сохранение и развитие сети сельских общеобразовательных учреждений, создание условий для получения полноценного образования школьников. В 2001/02 уч. г. в сельской местности работало 189 общеобразовательных учреждений, что составляет 92 % численности всех школ республики. Число школьников в них составляло в 2001/02 уч. г. 28 257 человек, это 76.2 % общего количества учащихся республики, а в 2002/03-м- 27 208 человек. Необходимо отметить, что в последние годы на-

блюдается тенденция сокращения численности учащихся сельских общеобразовательных школ (в среднем на 1 ООО человек в год), что, на наш взгляд, является следствием миграции населения из сельской местности в город, обусловленной сложными социально-экономическими трудностями. Структура и количество школ, их размещение, наполняемость классов находятся в прямой зависимости от уменьшения или увеличения контингента учащихся, что, в свою очередь, определяется расположением народонаселения, обусловленного экономическим развитием и степенью обитаемости местности.

В 4 детских домах республики воспитываются 122 ребенка - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии работают 2 специальные школы и школа-интернат, в которых обучались в 2001/02 уч. г. 263 учащихся, а в 2002/03 уч. г. - 276. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. В Республике Алтай работают такие специальные образовательные учреждения, как школа для детей с задержкой психического развития, школа для глухих и слабослышащих детей, функционируют 2 специализированных коррекционных детских сада, группы детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эти учреждения и большая часть классов коррекционно-развивающего обучения сосредоточены в Горно-Алтайске. В названных учебных заведениях ведется комплексная работа: образовательная, коррекционная и оздоровительная, направленная на компенсацию имеющихся недостатков развития у детей.

Часть инфраструктуры, а именно совокупность всех видов образовательных институтов, а также соответствующие им органы правления в кооперации с досуговыми, спортивно-оздоровител ьными, кул ьтур-ными и другими учреждениями, ориентированными на потребности образования, составляет то, что можно назвать средой образования республики. Сеть дополнительного образования в республике включает 75 учреждений различного профиля. В структуру этой сети входят дома пионеров и школьников, детские дома творчества, детско-юношеские спортивные школы, станции юных натуралистов и юных техников, летние оздоровительные лагеря и т.д.

Для современного этапа развития России чрезвычайно важной является идея о создании единого культурно-образовательного пространства региона. Как справедливо отметила J1.B. Хазова, «она связана с защитой и развитием культурной самостоятельности ее (России) регионов, с формированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества» [4, с. 154]. И в этом смысле создание единого культурно-образовательного пространства можно рассматривать как эффективную деятельность по переводу образования

в область приоритетных сфер развития общества в рамках конкретных региональных образовательных программ стабилизации и развития. Образование может и должно стать реальным механизмом общественного и культурного развития, способствовать выравниванию научного, образовательного и профеесио-нально-квалификационного потенциалов субъектов Российской Федерации, удовлетворять образовательные потребности регионов.

Социализация личности происходит через процессы ее этнической и гражданской идентификации. На эти процессы существенное влияние оказывает гармонизация культурных интересов этноса и многонационального государства. «Диалог субъектов культурного пространства возможен лишь тогда, когда каждый из них, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в этом диалоге. Если же этого не происходит, то возникают ситуации, когда государство, отстаивая лишь свои интересы, противится развитию национальных культур» [4, с. 5]. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных культурных традиций и особенностей, что дает возможность таким маленьким республикам, как Республика Алтай, обогащать содержание образования, включая в его материал, отражающий культурное достояние народа, религиозные особенности развития культуры. В статье 14 закона указано, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Таким образом, Закон РФ «Об образовании» предоставляет Министерству науки и образования Республики Алтай широкие полномочия в усилении этнокультурной направленности образования в контексте российской и мировой культуры.

Регионализация образования рассматривается как учет региональных особенностей (социально-экономических, этнографических, историко-культурных и т.д.) в содержании образовательных процессов; как процесс обеспечения полноты и непрерывности процесса образования каждого, без исключения, ребенка, проживающего на данной территории; как способность региональной системы образования, являющейся составной частью единого федерального образовательного пространства, создать условия для удовлетворения образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства с учетом социально-экономических, этнографических, этнокультурных, исторических и других особенностей регионов. Вместе с тем регионализация образования — это вся образовательная политика региона с позиции ее комплексности и системности. Новое направление в образовательной политике базируется на государственных документах (законах Рес-

публики Алтай «О языках», «Об образовании», Концепции национальных школ Республики Алтай, государственной программе по сохранению и развитию алтайского языка) и современных научных исследованиях.

Основной задачей Концепции национальных школ Республики Алтай [5], принятой в 1993 г., является определение стратегии образования, учитывающей имеющиеся традиции, формирование тактики действия в соответствии с реальными условиями и возможностями, опирающимися на имеющийся опыт работы в республике. Реализация концепции направлена на создание открытого гражданского общества с сохранением национальной самобытности алтайцев, казахов, русских и народов других национальностей, обеспечение духовно-нравственного и общекультурного возрождения и развития народов республики, создание реальной системы для трансляции родной культуры новым поколениям и для общения родной культуры с другими культурами в республике, в России и за ее пределами.

Концепция национальных школ Республики Алтай определяет основные руководящие принципы национальной школы: 1) создание реальных условий для формирования, становления и развития этнической личности в учебно-воспитательных учреждениях республики; 2) обеспечение гуманизации образования и развития всех наций республики; 3) формирование оптимального варианта модели культурного человека через обязательное усвоение национальной культуры с одновременным воспитанием гражданина Республики Алтай и России; 4) учет не только национальных компонентов, особенностей культуры, религии, но и природно-климатических, экологических, социально-экономических и других условий региона; 5) создание условий для реализации многовариантных учебных планов и программ во всех типах школ и других учебно-воспитательных учреждениях.

Естественным шагом, позволяющим учесть и удовлетворить потребности личности и общества, является переход к вариативности обучения: внедрение педагогики сотрудничества, которая должна вобрать в себя все достижения народной педагогики и служить основанием системы результативных методов и средств обучения и воспитания. Отношения сотрудничества должны наполняться и обогащаться национальным' культурным содержанием, которое воплощается в содержании обучения и воспитания, в формах и методах их реального функционирования; разработке и использовании профессиограмм учащихся, студентов, специалистов для различного типа школ, В последнее десятилетие неуклонно возрастает внимание к проблемам удовлетворения образовательных потребностей народов коренных национальностей, проживающих на ее территории. Издаются новые поколения учебников и учебных пособий на алтайском языке, идет повышение квалификации на-

циональных педагогических кадров по обучению детей на родном языке. На основе концепции национальных школ Республики Алтай разработаны и функционируют модели национальных школ: русской, алтайской, казахской.

Опыт работы школ республики показал, что обучение на родном (алтайском, казахском) языке способствует более глубокому усвоению учебного материала, созданию атмосферы психологического и эмоционального комфорта, содействует общему развитию учащегося. Тенденцию перехода национальных школ к обучению на родных языках следует рассматривать дифференцированно, с учетом интересов учащихся и их родителей, социокультурных особенностей города и села, культурного и образовательного потенциала этнического языка. Необходимо отметить, что количество учащихся, изучающих родной язык, ежегодно растет. Если в 1996/97 уч. г. число таких учащихся было 13.5 %, то к 1999/2000 уч. г. оно увеличилось до 46 % общего числа школьников. Причем в Республике Алтай постоянно растет число учащихся образовательных школ, изучающих алтайский язык как самостоятельный предмет. По статистическим данным, в 1991/92 уч. г. алтайский язык изучали 8 710 учащихся (данные взяты на начало учебного года), в 1998 г. - 11 168 человек, в 2001 г. - 11 689, а в 2002-м и 2003 г. - 11 884 и 11 748 человек соответственно. В школах с родным языком обучения вводятся профильное обучение и посильная специализация по языку, с учетом желания и склонности учащихся и спроса на рынке труда в каждой конкретной местности республики.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования в республике и включает в себя ту его часть содержания, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и др.). Вариативная часть предметного образования обеспечивает «зоны ближайшего развития» учащегося и строится на основе альтернативного выбора содержания, средств, методов образования, что обеспечивает выбор учащимися более узкого профиля, отвечающего их интересам и склонностям. Для введения национально-регионального компонента в содержание общего образования в школы республики используются различные способы: а) равномерное распределение соответствующего материала этнокультурного характера по всем учебным предметам, рассредоточение по разным темам; б) включение в учебные дисциплины специальных тем (модулей); в) углубленное изучение школьниками этнической культуры республики в рамках специальных учебных предметов; г) внедрение интегративных курсов; д) реализация регионального компонента на внеклассных занятиях по предметам.

Таким образом, природно-климатические, социально-экономические, национально-региональные особен-

ности Республики Алтай оказывают влияние на фор- технологий, способных повысить статус республики и

мироваиие социального фундамента региона и являют- осуществить переход республики на более высокий

ся основанием для разработки новых образовательных уровень общественно-экономического развития.

Литература

1. Михайлова С.А. Научные основы концепции сохранения и укрепления здоровья детского населения в определенных экологических и социальных условиях (на примере Республики Алтай): Автореф. дис.... д-ра мед. нзук. М., 2000.

2. Республика Алтай. Статистический ежегодник. Горно-Алтайск. 1997.

3. Республика Алтай в 2000 году: Статистический ежегодник. Горно-Алтайск, 2001.

4. Хазова Л.В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: Дис. ... д-ра. филос, наук. Томск, 1998,

5. Концепция национальных школ Республики Алтай I A.B. Петров, В.К. Кыпчаков, H.H. Суразакова и др. Горно-Алтайск, 1993.

Т.Г. Чешуина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПЕРИОД ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

Томский государственный педагогический университет

Исследователи создали множество различных концепций компетентности (Р. Стернберг, Д. Равен, М.А. Холодная и др.). Одна из них основана на знании и определяет специалиста как человека, которому многое известно в той или иной области его деятельности. Другая концепция заключается в том, что компетентность - это не просто обладание знанием, но и возможность его гибкого применения.

Компетентность можно рассматривать не только как свойство человека, но и как особенность восприятия его другими людьми - в аспекте взаимодействия человека и ситуации. В этом случае компетентность аналогична обретению общепризнанного статуса, что позволяет назвать отдельную группу людей специалистами, в противном случае могут возникнуть трудности в реализации своих способностей. При получении статуса специалиста могут потребоваться практические навыки, подтверждающие соответствие данной квалификации.

Выдвигалось множество теорий того, как можно стать специалистом. Мы рассмотрим два основных подхода к пониманию данной проблемы. Один связан со стадиями обретения компетентности, а другой -с факторами, способствующими ее развитию.

Специфика и оригинальность предлагаемой модели компетентности связана с процессом формирования личности как профессионала и профессионала как личности. Формирование профессионала - это не только и не столько создание благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, сколько воспитание профессионала как личности. Знания, умения и навыки, составляющие чисто исполнительскую сторону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуализируются, по мнению Д. Равена,

только при личностном принятии и создании большого общественного значения соответствующих целей, что определяет формирование высокой ответственности, инициативы, готовности к творчеству.

На основе анализа различных теоретических исследований компетентности можно выделить ее основные факторы:

1. Мотивации и способности включаться в деятельность высокого уровня; например, в период педагогической практики проявлять инициативу и брать на себя ответственность, анализировать свою работу и работу учебного заведения в целом.

2. Готовность включаться в субъективно значимые действия; например, стремиться повлиять на происходящее в рамках своей деятельности,

3. Готовность и способность вводить новшества или искать способ более эффективной работы.

4. Адекватное понимание и восприятие собственной роли и роли других в учебном заведении и образовательном процессе в целом.

5. Адекватное представление о ряде понятий, связанных с педагогической практикой. В число таких понятий входят; эффективность, практический интеллект, ответственность, коммуникация и др.

Существуют понятия академического и практического интеллекта. Различие между ними обусловлено множеством причин. Проблемы педагогической практики подчас весьма слабо соотносятся с теми знаниями и умениями, которые приобретают студенты в период теоретического обучения. Академические проблемы или задачи обычно уже сформулированы кем-то другим, они хорошо определены, относительно их имеется полная информация, они предполагают только одно правильное решение и только один метод, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.