ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2019. № 2
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
УДК 94(470+571) Б01 10.23683/0321-3056-2019-2-98-105
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ*
© 2019 г. Д.И. Узнародов а
а Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия
SOCIO-ECONOMIC FACTOR IN THE CONTEXT OF SECURITY OF ETHNOSOCIAL STABILITY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
D.I. Uznarodov a
a Federal Research Centre The Southern Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia
Узнародов Дмитрий Игоревич -
кандидат политических наук,
научный сотрудник, лаборатория казачества,
Федеральный исследовательский центр
Южный научный центр
Российской академии наук,
пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru
Dmitry I. Uznarodov -
Candidate of Political Sciences,
Researcher, Laboratory of Studying of Cossacks,
Federal Research Centre
The Southern Scientific Centre,
Russian Academy of Sciences,
Chekhova Ave, 41, Rostov-on-Don, 344006, Russia.
E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru
Рассматривается специфика влияния социально-экономического фактора на этносоциальные процессы в Республике Крым. Наличие большого количества социально-экономических проблем становится дополнительным «рычагом» для дестабилизации этносоциальной и этнополитической ситуации на полуострове, который в своих интересах могут использовать различные радикальные политические силы. Отмечается важность решения проблемы экономической дифференциации между южными и северными муниципальными районами Республики Крым, так как наблюдается определенное отставание муниципальных районов севера Крыма в социально-экономическом развитии. Сложная этническая структура этих районов, в частности влияние крымско-татарского фактора, может впоследствии привести к развитию действующих латентных очагов этносоциальной напряженности. В настоящее время одним из приоритетных направлений региональной и муниципальной политики Республики Крым должен стать поиск новых, более эффективных инструментов проведения экономической модернизации, которые смогли бы вывести на совершенно иной качественный уровень социально-экономические условия жизни населения, тем самым снизив имеющийся этно-конфликтогенный потенциал данного региона.
Ключевые слова: Республика Крым, этносоциальные процессы, межэтническая напряженность, социально-экономическая политика.
In the article the specificity of the socio-economic factor influence on the ethno-social processes in the Republic of Crimea is considered. It is concluded that the presence of a large number of socio-economic problems can be an additional "lever" for destabilization of the ethno-social and ethno-political situation on the Peninsula, which in their interests can be used by various radical political forces. In this aspect the importance of solving the problem of economic differentiation between the southern and northern municipal districts of the Republic of Crimea is emphasized. Through the analysis of statistical data, it is concluded that there is a certain lag of municipal districts of the North of Crimea in socio-economic development, because of the complex ethnic structure of these areas, in particular, the influence of the Crimean Tatar factor, can subsequently lead to the development of existing latent centers of ethno-social tension. Another conclusion is that at this time one of the priority directions of regional and municipal policy of the Republic of Crimea should become the search for new, more effective tools for economic modernization, which would be able to bring to a completely different level of socioeconomic living conditions of the population, thus, reducing the existing ethno-conflict potential of this region.
* Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания ЮНЦ РАН на 2019 г., № государственной регистрации проекта 01201354248.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
Keywords: Republic of Crimea, ethno-social processes, interethnic tension, socio-economic policy.
Наиболее значимыми в этносоциальных и этнополитических процессах Крымского полуострова в постсоветский период являются русский и крымско -татарский факторы. Менее ключевая роль принадлежит украинскому фактору, который в реалиях современного Крыма во многих аспектах по своим особенностям близок к русскому, в частности речь идет как о политической, так и о культурной составляющей [1, с. 60]. Например, по данным переписи населения, проводившейся на Крымском полуострове в 2014 г., большая часть украинского этноса (79,7 %) в качестве родного языка определяет именно русский [2], а в своих политических установках в большинстве случаев совпадает с русским населением, что особенно отчетливо проявилось во время событий «крымской весны». Абсолютно противоположная картина среди крымско-татарского населения, где русский язык признают родным порядка 5,4 % населения [2].
Отличалось и отношение крымских татар к событиям весны 2014 г. Неоднозначная реакция некоторой части крымско-татарского этноса на присоединение к России во многом объясняется историческим фактором, а именно депортацией крымских татар по решению властей СССР в 1944 г. из-за обвинений в коллаборационизме. К сожалению, на сегодняшний день среди крымско-татарского населения довольно распространенным является восприятие российской власти в качестве угрозы, сопровождаемое стремлением переложить всю ответственность за действия советских властей на современную Россию [1, с. 60]. Подобное стереотипное мышление периодически используют в своих интересах некоторые политические силы радикального характера, стремящиеся дестабилизировать этносоциальную обстановку в республике. К ним относится организация «Меджлис», деятельность которой была приостановлена в апреле 2016 г. согласно ст. 9 и 10 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3]. После присоединения Крымского полуострова к России в марте 2014 г. «Меджлис» неоднократно пытался разбалансировать ситуацию в этом регионе. В ноябре 2015 г. активисты организации совершили подрыв опор линий электропередач на территории Херсонской области Украины, вследствие чего прекратилась подача электроэнергии в республику. В том же году была организована и
продовольственная блокада Республики Крым: в сентябре бетонными блоками они перекрыли дороги для проезда грузовых автомобилей на всех контрольно-пропускных пунктах Херсонской области, а также железнодорожную ветку, которая обеспечивала снабжение промышленными веществами крупнейший завод полуострова «Крымский Титан» в городе Армянске [4].
Несмотря на официальный запрет деятельности движения «Меджлис», риск дестабилизации этносоциальной обстановки на территории республики по-прежнему сохраняется. В настоящее время уровень конфликтогенности этносоциальных процессов в Крыму довольно высок: почти две трети конфликтов имеют этноконфес-сиональный характер, что оказывает отрицательное влияние на специфику этносоциальных процессов в республике [5]. Наиболее нестабильными в данном отношении являются такие сложные по своей этнической структуре районы, как Бахчисарайский, Белогорский, Джан-койский, Кировский, Красногвардейский, Крас-ноперекопский, Ленинский, Первомайский, Симферопольский и Советский, где доля крымских татар составляет от 13 до 30 % от общей численности населения, а в некоторых населенных пунктах даже превышает 50 % [2]. Следует отметить, что устойчивость и стабильность как этносоциальных, так и этнополитических процессов в Республике Крым зависят в том числе и от уровня экономического благополучия населения региона, поскольку наличие большого количества социально-экономических проблем может стать дополнительным «рычагом» для дестабилизации этнополитической ситуации на полуострове, который в своих интересах могут использовать различные радикальные политические силы [6, с. 381].
Необходимо подчеркнуть, что большинство конфликтогенных в этносоциальном аспекте районов находится в северной части полуострова, которая в силу определенных факторов также является и наименее стабильной в экономическом плане. Повышенная межэтническая конфликто-генность северных районов вызвана большей этнической неоднородностью, а также более равномерным распределением в их этнической структуре трех основных этнических групп Республики Крым - русских, украинцев и крымских татар.
Менее стабильная экономическая ситуация обусловлена прежде всего наличием ряда про-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIIREGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
блем, связанных с транспортной инфраструктурой региона. Транспортная блокада Крымского полуострова, которая была объявлена Украиной в 2014 г., оказала серьезное влияние на ослабление экономики Республики Крым, а разрыв торговых связей северных районов полуострова (главным образом Первомайского, Джанкойского и Красноперекопского) с Херсонской областью Украины привели к утрате промышленными предприятиями региона прежних рынков сбыта. Различным предприятиям был необходим переходный период, чтобы найти новые рынки сбыта и встроиться в экономические реалии России. В результате транспортной блокады было прекращено авиа и железнодорожное сообщение между Россией и Украиной, после чего транспортные потоки в Крыму подверглись некоторым изменениям. Например, транспортное сообщение с Крымским полуостровом стало осуществляться не через Перекопский перешеек, а исключительно через Керченский пролив [7, с. 22].
Вынужденные изменения транспортных потоков, которые привели к утрате прежних рынков сбыта у многих промышленных компаний Крыма, не могли не отразиться на уровне цен в регионе. В течение года после присоединения к России рост цен на товары и услуги в среднем составлял 58 %, а в отношении ряда продуктов, в частности мяса и фруктов, он достигал еще больших значений: на говядину и свинину - 96 и 78 % соответственно, на фрукты - 114 % [8].
В целях совершенствования транспортной инфраструктуры российские власти после событий марта 2014 г. практически сразу объявили о необходимости строительства моста через Керченский пролив. Процесс строительства занял четыре года, и в мае 2018 г. мост был открыт, что, безусловно, в ближайшей перспективе должно способствовать решению транспортной проблемы, а вместе с тем и снижению цен на продовольственные товары в регионе, в особенности, когда произойдет открытие железнодорожной части моста. Однако нельзя не сказать и о ряде других свойственных Крымскому полуострову социально-экономических проблем, оказывающих негативное влияние на характер и специфику этносоциальных процессов.
В рейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни, ежегодно составляемым информационным агентством «РИА Новости», Республика Крым по итогам 2018 г. занимает 52 место, что на три строчки выше показателя 2017 г. [9]. За основу рейтинга принимаются 72
показателя, объединенных в 11 групп, которые характеризуют наиболее ключевые аспекты условий проживания в регионе (от размера доходов населения до обеспеченности различными видами услуг и климатических особенностей каждого субъекта). В свою очередь позиции регионов в итоговом рейтинге фиксировались на основании интегрального рейтингового балла, получаемого посредством агрегирования рейтинговых баллов субъектов по всем рассматриваемым группам [9]. Одиннадцать анализируемых групп включали в себя: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическую ситуацию, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры [9]. Остановимся более подробно на некоторых из этих показателей.
Приходится констатировать, что в настоящее время уровень безработицы в Республике Крым выше, чем в среднем по России. Одновременно следует отметить, что в первую десятку и даже в первую двадцатку регионов по уровню безработицы Республика Крым не входит. В 2017 г. она занимала 61-е место, а в 2018 г. - 56-е [10]. По сравнению с 2017 г. снижение безработицы произошло почти на 1 %, что является довольно неплохим показателем, с учетом того, что в некоторых регионах страны можно, наоборот, наблюдать повышение уровня безработицы более чем на 1 % (например, Республика Дагестан, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Хакасия) [10].
Если рассматривать показатели уровня безработицы непосредственно по муниципальным образованиям Крымского полуострова, то наиболее напряженная ситуация в настоящее время сложилась на севере республики - сразу четыре района входят в десятку «лидеров» по уровню безработицы: Красноперекопский, Раз-дольненский и Первомайский занимают второе, третье и четвертое место соответственно, а Джанкойский район - восьмое место в рейтинге муниципальных районов Республики Крым с самым высоким уровнем безработицы (таблица). Самый высокий уровень безработицы можно наблюдать в Нижнегорском муниципальном районе, располагающемся в центральной части республики.
ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2019. № 2
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
Социально-экономические показатели Республики Крым / Socio-economic indicators of the Republic of Crimea
Район/городской округ Уровень безработицы (по методологии МОТ), % Коэффициент напряженности на рынке труда Среднемесячная заработная плата, р.
Городской округ Алушта 1,52 0,33 29 307
Городской округ Армянск 3,8 2,7 27 957
Бахчисарайский район 1,36 0,37 28 872
Белогорский район 4,1 1,3 28 004
Городской округ Джанкой 3,05 0,35 27 677
Джанкойский район 4,64 1,8 21 369
Городской округ Евпатория 1,28 0,55 27 097
Городской округ Керчь 1,23 0,37 31 846
Кировский район 6,01 0,56 25 255
Красногвардейский район 1,81 0,74 28 887
Городской округ Краснопе-рекопск 1,28 0,51 28 120
Красноперекопский район 12,04 3,2 22 089
Ленинский район 4,04 1,8 25 073
Нижнегорский район 12,47 1,2 24 395
Первомайский район 9,02 1,6 23 572
Раздольненский район 10,1 3,42 25 569
Городской округ Саки 1 1,6 27 839
Сакский район 6,52 0,35 25 615
Городской округ Симферополь 0,2 0,27 37 717
Симферопольский район 1,4 0,24 29 440
Советский район 5,03 1,42 26 537
Городской округ Судак 3,93 5,11 27 480
Городской округ Феодосия 1,27 0,4 30 625
Черноморский район 3,5 2,12 40 453
Городской округ Ялта 0,37 0,17 33 167
Республика Крым 4,03 1,29 28 158
Уровень безработицы по муниципальным районам был определен посредством формулы, применяемой Международной организацией труда для расчета показателя общей численности безработных, в процентах к экономически активному населению:
R„ =
U EAP
•100,
где RU - уровень безработицы, %; U - численность безработных, в среднем за год; EAP -численность экономически активного населения (рабочей силы) в среднем за год.
Численность экономически активного населения определялась путем суммирования среднесписочной численности занятых в экономике
каждого отдельного района, с одной стороны, и численности незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости муниципальных образований в качестве ищущих работу, а также признанных безработными - с другой. Данные о среднесписочной численности занятых, а также о численности безработных были получены из паспортов социально-экономического развития, публикуемых на официальных сайтах муниципальных образований.
Анализируя коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности незанятых граждан к количеству вакансий, заявленных в государственных учреждениях службы занятости населения), можно сделать вывод, что
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
наиболее сложная ситуация складывается на севере республики: Раздольненский, Краснопе-рекопский районы, городской округ Армянск, Черноморский, Джанкойский и Первомайский районы занимают 2-7 место соответственно, уступая только городскому округу Судак, где наблюдается самый высокий уровень безработицы. Таким образом, сразу в шести из восьми муниципальных образований северной части Крымского полуострова присутствует явный дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. Также следует отметить, что Республика Крым входит в двадцатку российских регионов с наиболее сложной обстановкой на рынке труда, занимая по этому показателю восемнадцатое место [10].
Что касается такого важного социально-экономического показателя, как уровень заработной платы населения, то следует подчеркнуть, что по итогам 2018 г. Республика Крым занимает 62-е место среди всех российских регионов (среднемесячная заработная плата составляет 28 158 р., что почти на 14 000 р. ниже среднего показателя по России в целом) [11]. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается на севере Крымского полуострова, где сразу три района входят в тройку «лидеров» среди муниципальных образований республики по самым низким среднемесячным заработным выплатам: Джанкойский район (21 369 р.), Красноперекопский район (22 089 р.), Первомайский район (23 572 р.) [12]. Раздольненский район занимает седьмое место (среднемесячная заработная плата по району в 2018 г. -25 569 р.). В положительном отношении из всех районов севера Крыма в данном аспекте выделяется Черноморский район, где зафиксирована максимальная среднемесячная заработная плата по республике 40 453 р. Однако более благополучная социально-экономическая ситуация складывается в районах южной части Крымского полуострова - сразу пять муниципальных образований входят в десятку по уровню среднемесячной заработной платы (городские округа Ялта, Керчь, Феодосия, Алушта и Бахчисарайский район).
И в отношении уровня среднемесячного пенсионного обеспечения населения ситуация также не является благоприятной: по данному показателю Республика Крым занимает лишь 71 -е место среди субъектов Российской Федерации с показателем 12 660 р. [13], что ниже среднероссийского значения почти на 1500 р.
Итак, социально-экономическая ситуация, которую можно наблюдать в настоящее время в Республике Крым, носит довольно противоречивый характер, о чем свидетельствуют представленные нами количественные данные. С одной стороны, по уровню безработицы Республика Крым не входит в число самых депрессивных российских регионов, однако приходится констатировать, что уровень безработицы остается достаточно высоким - 56-е место в рейтинге регионов с самым низким уровнем безработицы. Если рассматривать проблему безработицы в Крыму в территориальном аспекте (в контексте муниципальных образований), то наиболее сложная ситуация наблюдается в северных районах республики - Краснопере-копском, Первомайском, Раздольненском и Черноморском, а менее напряженная - в муниципальных образованиях юга полуострова (Алушта, Керчь, Ялта, Феодосия, Бахчисарайский муниципальный район). Говоря о коэффициенте напряженности на рынке труда, то в негативном отношении здесь также выделяются районы севера республики (Джанкойский, Красноперекопский, Раздольненский, Черноморский и Первомайский).
Непростой можно назвать и ситуацию с показателями заработной платы и пенсионными выплатами, которая складывается в настоящее время на Крымском полуострове. Если среднемесячная заработная плата по республике в целом почти на 14 000 р. ниже среднего общероссийского показателя, то в северных районах республики ситуация выглядит еще более удручающей. Сразу три района севера Крымского полуострова (Джанкойский, Красноперекопский и Первомайский) возглавляют тройку районов республики с самыми низкими заработными платами, которые являются самыми низкими не только по Республике Крым, но и по России в целом. В отношении пенсионных выплат ситуацию в республике также нельзя назвать благополучной - только 71 -е место среди всех субъектов Российской Федерации.
Безусловно, подобные показатели свидетельствуют о наличии определенных проблем в социально-экономическом развитии современного Крыма, а также о необходимости поиска новых, более эффективных инструментов проведения экономической модернизации данного региона. Республика Крым продолжает оставаться лидером среди всех субъектов Южного федерального округа по уровню цен на продовольственные
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
товары, а индекс потребительских цен на товары и услуги в июне 2018 г. составил 102, 8 % (к уровню декабря 2017 г.) [14]. О важности поиска новых, эффективных путей экономической модернизации Республики Крым говорит также наличие определенной дифференциации в социально-экономическом развитии между южными и северными муниципальными районами полуострова. Наличие подобной экономической дифференциации может впоследствии привести к развитию имеющихся латентных очагов этносоциальной напряженности, в частности, в ряде северных районов республики (Джанкойский, Красноперекопский, Первомайский, Раздоль-ненский, Черноморский), которые являются наиболее неоднородными в этническом плане, и где в настоящее время наблюдается самая сложная социально-экономическая ситуация. В том случае, если население Крымского полуострова, а в особенности северных районов не почувствует в течение ближайших нескольких лет существенной положительной динамики в уровне жизни по сравнению с «украинским» периодом, то в дальнейшем это может стать одним из факторов социально-политической нестабильности, который в своих интересах попытаются использовать различные геополитические игроки Черноморского региона, а также действующие на территории Крыма политические организации радикального толка, готовые с помощью фактора социального недовольства дестабилизировать этносоциальную обстановку в республике.
Литература
1. Узнародов Д.И. Этносоциальные процессы в Крыму в постсоветский период: конфликтогенные факторы и исторические предпосылки // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2016. № 3. С. 60-66.
2. Итоги переписи населения 2014 года в Республике Крым // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. Население по национальности и владению русским языком. URL: http:// crimea.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/1f7219804 9859f4b9205f22d12c3261e/pub-04-01.pdf; URL: http:// crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ re-sources/e3ba4f8049859e7791e1f12d12c3261 e/pub-04-03.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
3. Поклонская приостановила деятельность меджлиса крымских татар // ТАСС. 2016. 13 апр. URL: http://tass.ru/ politika/3201415 (дата обращения: 20.03.2019).
4. Левкович О. Съедобная политика: что стоит за блокадой Крыма // Forbes Украина. 2015. 21 сент. URL: http:// forbes. net.ua/nation/1402327-sedobnaya-politika-chto-stoit-za-blokadoj-kryma (дата обращения: 22.05.2019).
5. Яковлев А.Н. Особенности локализации социокультурной конфликтности в Крыму (2011-2012 гг.) // Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму : сб. науч. ст. Вып. 3. Симферополь,
2013. С. 43-50.
6. Узнародов Д.И. Экономическая модернизация как один из факторов стабилизации этносоциальных процессов в Республике Крым // История и современное развитие Причерноморья в контексте формирования патриотизма и укрепления ценностей российской цивилизации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.В. Баранова, В.В. Касьянова. Новороссийск, 2018. С. 380-384.
7. Симонов К.В., Петросянц Д.В., Махмуто-ва Е.В. Системное регулирование национального модернизационно-инновационного развития в условиях преобразований общественно-политической среды // Экономический анализ: теория и практика.
2014. № 21. С. 19-28.
8. Бердникова М. Стоимость минимального набора продуктов питания с начала года повысилась на 17 % // Крымские новости. 2015. 9 апр. URL: https://komtv.org/34931 -s-nachala-goda/#hcq=UJ3mDcq (дата обращения: 04.06.2019).
9. Рейтинг российских регионов по качеству жизни // РИА Новости. 2019. 18 фев. URL: https:// ria.ru/20190218/1550940417.html (дата обращения: 18.05.2019).
10. Рейтинг регионов по уровню безработицы в ноябре 2018 - январе 2019 г. // РИА Новости. 2019. 19 марта. URL: http:// www.riarating.ru/infografika/201903 19/630120082.html (дата обращения: 18.05.2019).
11. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zarplata/t2.xlsx (дата обращения: 18.05.2019).
12. Среднемесячная начисленная заработная плата по районам Крыма по итогам 2018 года // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/r esources/d97bd2004eb70692b9d3fb0d534aab22/Динами
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
ка+среднемесячной+заработной+платы+организаций +в+2015-2017+году+помесячно.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
13. Средняя пенсия по страховому, социальному и государственному обеспечению в России и зарубежных странах в 2018-2019 гг. Средняя пенсия в России в 2019 году // Пенсионный консультант. URL: http://pensia-advisor.ru/straxovye-pensii/srednyaya-pensiya/ (дата обращения: 22.05.2019).
14. Индексы цен по Южному федеральному округу. Июнь 2018 г. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. URL: http:// rostov.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics_fo/prices/efb9 d6804987f46eab68eb2d 12c3261e (дата обращения: 04.06.2019).
References
1. Uznarodov D.I. Etnosotsial'nye protsessy v Krymu v postsovetskii period: konfliktogennye faktory i is-toricheskie predposylki [Ethnosocial Processes in Crimea in the Post-Soviet Period: Conflict Factors and Historical Background]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki. 2016, No. 3, pp. 60-66.
2. [The Results of the 2014 Census in the Republic of Crimea]. Territorial'nyi organ Federal'noi slu-zhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Krym. Naselenie po natsional'nosti i vladeniyu russkim yazy-kom [Territorial Authority of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea. Population by Nationality and Proficiency in Russian]. Available at: http:// crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ crimea/resources/1f72198049859f4b9205f22d12c32 61e/pub-04-01.pdf; Available at: http://crimea.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/e3ba4f 8049859e7791e1f12d12c3261eZpub-04-03.pdf (accessed 04.06.2019).
3. Poklonskaya priostanovila deyatel'nost' medzhlisa krymskikh tatar [Poklonskaya Suspended the Activity of the Majlis of the Crimean Tatars]. TASS. 2016, April 13 Available at: http://tass.ru/ politika/3201415 (accessed 20.03.2019).
4. Levkovich O. S"edobnaya politika: chto stoit za blokadoi Kryma [Edible Policy: what is Behind the Blockade of the Crimea]. Forbes Ukraina, 2015, September 21. Available at: http:// forbes.net.ua/nation/1402327-sedobnaya-politika-chto-stoit-za-blokadoj-kryma (accessed 22.05.2019).
5. Yakovlev A.N. Features of the Localization of So-ciocultural Conflict in the Crimea (2011-2012)]. Etnokul'turnye i mezhkonfessional'nye otnosheniya v Krymu [Ethnocultural and Interfaith Relations in the Cri-
mea]. Collection of Scientific Articles. Simferopol, 2013, iss. 3, pp. 43-50.
6. Uznarodov D.I. [Economic Modernization as one of the Factors of Stabilization of Ethnosocial Processes in the Republic of Crimea]. Istoriya i sovremen-noe razvitie Prichernomor'ya v kontekste formirovaniya patriotizma i ukrepleniya tsennostei rossiiskoi tsivili-zatsii [History and Modern Development of the Black Sea Coast in the Context of the Formation of Patriotism and the Strengthening of the Values of the Russian Civilization] . Proceedings of the Intern. Scientific-Practical Conf. Eds. A.V. Baranov, V.V. Kas'yanov. Novorossiysk, 2018, pp. 380-384.
7. Simonov K.V., Petrosyants D.V., Makhmutova E.V. Sistemnoe regulirovanie natsional'nogo moderni-zatsionno-innovatsionnogo razvitiya v usloviyakh preobra-zovanii obshchestvenno-politicheskoi sredy [System Regulation of National Modernization and Innovative Development in the Context of Transformations of the Sociopolitical Environment]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2014, No. 21, pp. 19-28.
8. Berdnikova M. Stoimost' minimal'nogo nabora produktov pitaniya s nachala goda povysilas' na 17 % [The Cost of the Minimum Set of Food Products has Increased by 17 % Since the Beginning of the Year]. Krymskie novosti. 2015, April 9. Available at: https:// komtv.org/ 34931 -s-nachala-goda/#hcq=UJ3mDcq (accessed 04.06.2019).
9. Reiting rossiiskikh regionov po kachestvu zhizni [Rating of Russian Regions by Quality of Life]. RIA Novosti. 2019, February 18. Available at: https:// ria.ru/20190218/1550940417.html (accessed 18.05.2019).
10. Reiting regionov po urovnyu bezrabotitsy v noy-abre 2018 - yanvare 2019 gg. [Rating of Regions in Terms of Unemployment in November, 2018 - January, 2019]. RIA Novosti. 2019, March 19. Available at: http:// www.riarating.ru/infografika/20190319/630120082.html (accessed 18.05.2019).
11. [Monthly Average Nominal Accrued Wages of Workers by the Full Range of Organizations by Regions of the Russian Federation]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zarplata/t2.xlsx (accessed 18.05.2019).
12. [Monthly Average Accrued Wages for the Districts of Crimea in 2018]. Upravlenie Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopol-yu [Department of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea and the City of Sevastopol]. Available at: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ ts/crimea/resources/d97bd2004eb70692b9d3fb0d534aab22 /Dinamika+srednemesyachnoi+zarabotnoi+platy+organiza
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
tsii+v+2015-2017+godu+pomesyachno .pdf (accessed 22.05.2019).
13. [The Average Pension for Insurance, Social and State Security in Russia and Foreign Countries in 20182019. Average Pension in Russia in 2019]. Pensionnyi konsul'tant [Pension Counselor]. Available at: http:// pen-sia-advisor.ru/straxovye-pensii/srednyaya-pensiya/ (accessed 22.05.2019).
14. [Price Indices for the Southern Federal District. June, 2018]. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Rostovskoi oblasti [Territorial Authority of the Federal State Statistics Service in the Rostov Region.]. Available at: http:// ros-tov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statisti cs_fo/prices/efb9d6804987f46eab68eb2d12c3261e (accessed 04.06.2019).
Поступила в редакцию / Received 24 июня 2019 г. / June 24, 2019