Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы и приоритеты устойчивого развития ханты-мансийскoго автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности'

Социально-экономические проблемы и приоритеты устойчивого развития ханты-мансийскoго автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНЫЕ ПРОВИНЦИИ / КРИЗИС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Л. Л.

В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития нефтегазодобывающих регионов в условиях геополитической нестабильности. Падение цен на нефть значительно влияет на формирование бюджетов северных территорий, но вне зависимости от геополитической ситуации формирование бюджетов имеет социально-экономическую направленность на фоне увеличивающейся инновационно-инвестиционной деятельности. Стратегические приоритеты развития нефтяных провинций ориентированы на выполнение социальных задач и улучшения качества жизни населения северных территорий. Цель работы: провести оценку стратегическим приоритетам социально-экономического развития экономики Югры на предстоящую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы и приоритеты устойчивого развития ханты-мансийскoго автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

5. Индикаторы инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления. [Электронный ресурс] URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/25359/3957.pdf (дата обращения 05.05.2015)

6. Проблемы формирования инновационного климата в регионе. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.rU/article/n/problemyformirovaniya-innovatsionnogo-klimata-v-regione-1 (дата обращения 07.05.2015)

© Г.В. Бердюгин, А.М. Кирейчук, В.А. Давыдов, 2015

УДК 332.14

Л.Л. Богомолова

профессор кафедры Экономики ИМЭК ЮГУ кандидат экономических наук Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития нефтегазодобывающих регионов в условиях геополитической нестабильности. Падение цен на нефть значительно влияет на формирование бюджетов северных территорий, но вне зависимости от геополитической ситуации формирование бюджетов имеет социально-экономическую направленность на фоне увеличивающейся инновационно-инвестиционной деятельности. Стратегические приоритеты развития нефтяных провинций ориентированы на выполнение социальных задач и улучшения качества жизни населения северных территорий. Цель работы: провести оценку стратегическим приоритетам социально-экономического развития экономики Югры на предстоящую перспективу.

Ключевые слова

Нефтяные провинции, кризис, социально-экономическое развитие, стратегические приоритеты, инновационно-инвестиционная направленность, экономика, развитие, человеческий капитал.

Экономика нефтегазодобывающих провинций России зависит от формирования цен на природные ресурсы на международном рынке. Кризисные составляющие: падение рубля на фоне снижения цен на главный сырьевой ресурс - нефть, увеличение уровня инфляции и рост потребительских цен на товары и услуги. Усиление санкций и многое другое, что происходит в российской и мировой экономике в связи с нестабильной геополитической ситуацией значительным образом влияют на развитие экономических процессов северных территорий и, особенно на формирование бюджетов предстоящего года. В условиях предстоящей корректировки бюджетов на период до восстановления мировых цен на нефть и стабилизации рынка в следующем году очень сложно сохранить стратегические приоритеты развития экономики северных регионов, намеченные до кризисных ситуаций и, особенно социально-экономической направленности. В условиях складывающегося кризиса конца финансового года приостанавливаются многие проекты, но остается социально-экономическая направленность бюджетирования и формирования бюджета следующего года. Так, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры придерживается политики социально-экономического развития региона вне зависимости от кризисных явлений в мировой и российской экономике.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из стратегических регионов России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

по ряду основных экономических показателей: по добыче нефти, по производству электроэнергии, по объёму промышленного производства, по добыче газа. Предприятия автономного округа своей деятельностью формируют существенную часть российской экономики: около 7,5 % промышленного производства и 15,1 % доходов государственного бюджета. Доля Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в общероссийской добыче нефти за 2013 год составила 48,8 %. На территории автономного округа осуществляют свою деятельность 104 нефтегазодобывающих компаний. Доля автономного округа в общем объеме добычи газа в России - 5,0 %. В 2013 году добыто 255,1 млн. тонн нефти и извлечено 33,0 млрд. м3 попутного нефтяного газа. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - экспортно-ориентированный регион, и в общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится - 95,6 %, на долю импорта - 4,4 %. Из всего объема экспорта - 99,4 % - это сырая нефть. Импорт товаров и услуг в регион за последний год увеличился на 8,4 % [3]. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - моноотраслевой нефтегазодобывающий регион с одной базовой отраслью в структуре региональной экономики - это и многое другое тормозит развитие диверсификации отраслевого производства региона.

Региональными особенностями, негативно влияющими на экономический рост северных территорий, к которым относится Югра, являются суровые природно-климатические условия, огромные территории, слабая транспортная инфраструктура, удаленность от центра и оптовых рынков. Все эти обстоятельства препятствуют успешной реализации экономической стратегии региона. Сегодня необходима принципиально новая стратегия развития северных сырьевых регионов, базирующаяся на новых инновационных подходах и методах, ориентированная на устойчивое развитие региона, максимальную самоокупаемость и самообеспечение [2]. Апробация такого рода научных подходов на уровне автономного округа позволила бы повысить качество приоритетов развития, а последующее тиражирование на другие регионы с целью получения отдачи от научно обоснованной апробации опыта позволит экономике региона диверсифицироваться, а качественным показателям её роста в долгосрочной перспективе улучшится.

Устойчивость развития экономики региона была и остается одним из ключевых условий успешного экономического развития моноотраслевых северных нефтегазодобывающих регионов [1]. Сегодня классические методы и формы увеличения устойчивости региональной экономики потеряли былую эффективность. В настоящее время основным фактором повышения конкурентоспособности является человек, человеческий капитал, поэтому в основе любой государственной программы развития экономики на государственном или региональном уровне конечными результатами ее реализации являются показатели повышения уровня и качества жизни населения.

В условиях геополитической нестабильности и применяемых санкций особенное значение придается регионам, способным быстро и в кратчайшие сроки переориентировать свою экономику на развитие ресурсного потенциала, способного обеспечить население товарами, услугами собственного производства. В связи с последними геополитическими событиями перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югра встали новые цели и задачи, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения на основе достижения сбалансированного устойчивого экономического развития, импортозамещения товаров, работ и услуг. В условиях санкций на первый план выходит защита человеческого фактора на социально-экономическом уровне. Социально-экономические условия диктуют необходимость внесения корректив в развитие региональной экономики и выставляют на первый план развитие предпринимательских инициатив, инновационной деятельности, эффективного инвестирования на основе принятия разумных последовательных стратегических решений на благо общества, сопряженные с высокой степенью риска. Особое значение в процессе повышения качества и уровня жизни населения и устойчивого развития северных территорий придается программно-целевому методу принятия решений на правительственном уровне [5]. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югра оказывает содействие переходу экономики региона на инновационно-инвестиционный путь развития. Достижение результатов может быть получено при помощи:

- модернизации и технологического перевооружения отраслей ТЭК,

- повышение инновационной деятельности отраслевого производства,

- создания условий для развития несырьевых отраслей и видов деятельности,

- диверсификация экономики региона,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

- улучшение инвестиционной привлекательности региона,

- вовлечение новых отраслей и новых видов деятельности в экспортно-ориентированную направленность развития экономики региона.

Особое значение для устойчивого социально-экономического развития экономики Югры сегодня приобретает внедрение инноваций в производственную и иные сферы деятельности человека. Президент Российской Федерации Владимир Путин, раскрывая федеральные и региональные тенденции развития российской экономики, отмечал: «...нам нужны ускоренное развитие и модернизация производств, нам нужно переводить на инновационные рельсы экономику и при этом эффективно и справедливо решать социальные задачи». Социальные задачи на фоне увеличения инновационно-инвестиционной составляющей отражены и в Программах и программных документах развития экономики России в целом и отдельных регионов в частности на ближайшую перспективу. Так, в Стратегии социально-экономического развития Югры на период до 2030 года отмечается, что инновационное развитее автономного округа должно основываться на развитии инновационной структуры, предполагающем увеличение инфраструктуры и производственных мощностей, способные поддержать инновационные компании и выпускать инновационную продукцию.

Экспортно-ориентированная направленность развития регионального отраслевого производства предполагает возможность поставки на международные рынки необходимого количества товаров с целью экспортной реализации, соответствующих по своему качеству и конкурентоспособности потребностям международного рынка. Способность региона экспортировать имеющиеся или производимые им ресурсы, продукты или услуги целиком и полностью зависит от имеющегося природно-экономического потенциала территорий, на которых располагается регион. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает значительными природными богатствами, которые можно обозначить как экспортно-ориентированные и использовать в разумных целях и пропорциях в качестве экспортной продукции. Сегодня в округе проводится значительная работа по формированию и продвижению экспортных предложений в отраслях региональной экономики, на основе поддержки государственных органов власти и общественности -реализуются проекты: создание Экспортного бюллетеня Югры, создание и распространение Каталога экспортно-ориентированных предприятий Югры, развитие различных промоутерских проектов, создание новых инфраструктурных единиц развития экспортного потенциала региона: консультационных центров, центров поддержки экспорта и т.д.

Повышение уровня инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа -Югры - первоочередная задача Правительства, которая требует значительных совместных усилий: государственной поддержки предпринимательства, развития предприятий топливно-энергетического комплекса, инновирования во всех сферах региональной экономики, выверенной инвестиционной политики. Все эти положения нашли свое отражение в стратегии развития экономики округа на перспективу, в основе которой заложены социально-экономические аспекты развития инфраструктуры северных территорий и повышение качественного уровня жизни населения.

Социально-экономическая политика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочную перспективу до 2015 года была определена на основе стратегических приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на период до 2030 года.

Основными стратегическими приоритетами экономической и социальной политики региона на долгосрочную перспективу являются:

- обеспечение макроэкономической стабильности;

- инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

- модернизация топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего устойчивое развитие экономики;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

- диверсификация экономики путем создания условия для развития агропромышленного, лесопромышленного комплексов, нефтегазохимии, создание условия для развития туристической деятельности;

- улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение объема инвестиций во внутреннем региональном продукте [6];

- переход экономики на качественно новый уровень развития путем создания высопроизводительных рабочих мест, что способствует увеличению производительности труда;

- снижение дифференциации доходов между работниками организаций реального сектора экономики и бюджетной сферы путем увеличения уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы [7];

- повышение роли в социально-экономическом развитии социально ориентированных некоммерческих организаций;

- повышение качества услуг жилищно-коммунального комплекса, оптимизация затрат на жилищно-коммунальные услуги путем своевременного ремонта, строительства, проведения экономически обоснованной тарифной политики [7];

- повышение качества услуг в отраслях социальной сферы путем модернизации используемого оборудования и технологий, продолжения реструктуризации учреждений, развития инновационных технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства, увеличения доли учреждений новых организационно-правовых форм [8];

- доведение до 100,0 % обеспеченности населения услугами детских дошкольных учреждений [9];

- улучшение жилищных условий населения, в том числе путем дальнейшего развития системы ипотечного кредитования [10];

- повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес [11];

- повышение качества жизни граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения;

- снижение инфраструктурных ограничений роста путем опережающего строительства автомобильных дорог и развития широкополосного интернета;

- дальнейшее развитие системы социального обеспечения, дополнительного пенсионного обеспечения граждан;

- социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

- снижение нагрузки на окружающую природную среду путем реализации стратегии обращения с отходами;

- повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения, в том числе путем создания системы мониторинга предотвращения правонарушений и развития системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Государственная программа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы, принятая Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в октябре 2013 года сегодня является основным документом, по которому живет экономика региона. Программно-целевой метод развития региональной экономики, в основу которого вложено значительное повышение конкурентоспособности отраслевого производства сегодня является основным методом, который использует Правительство Ханты-Мансийского автономного округа -Югры для повышения устойчивости развития экономики.

В результате реализации государственной программы ожидается увеличение показателей развития региональной экономики к 2020 году:

- прирост высокопроизводительных рабочих мест - до 44,4 %;

- увеличение производительности труда до 150 %;

- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте с 6,3 % до 8,3;

- сохранение объема инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП не менее 27,0 %;

- увеличение удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

товаров, выполненных работ, оказанных услуг с 2,3 % до 5%;

- увеличение количества малых и средних предприятий на 10 тыс. населения ХМАО - Югры с 147,4 до 176,1 единиц;

- увеличение доли среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях в общей численности работающих с 16,0 до 20,4 %;

- увеличение доли оборота малого и среднего предпринимательства в ВРП с 15,4 до 19,4 %;

- увеличение коэффициента обновления основных фондов с 9,8 % до 10,2 %;

- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства к предыдущему году - 7,3 %;

- увеличение доли высокопроизводительных рабочих мест в среднегодовой численности занятого населения с 48,5 до 68,6 %;

- сохранение доли рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах объектов инвестиционной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков), в общем количестве занятого населения в автономном округе на уровне 0,1 %;

- изменение объема прямых иностранных инвестиций к среднегодовому значению за предыдущий год с 0,1 до 0,7 % [4].

Достижение стратегических задач социально-экономического развития экономики региона -программа длительного исполнения, для выполнения которой требуется разработка специального механизма обеспечения рационализации управления в регионе, повышения конкурентоспособности, а также формирования механизма перераспределения доходов нефтегазадобывающего сектора в социальную сферу на основе справедливого подхода оценки роли социальной сферы в масштабном развитии экономики региона. Для осуществления этих целей необходимо, чтобы бюджет автономного округа был устойчивым и стабильным, социально-ориентированным, способным выполнить все обоснованные социальные задачи округа, при высокой централизации внебюджетных источников всех видов. Список использованной литературы:

1. Богомолова Л.Л. Устойчивое развитие экономики северных территорий // Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 3 (36). Том 25. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014 - C. 49-53.

2. Богомолова Л.Л., Бузмаков А.В. Экономическая оценка развития инвестиционной привлекательности региона: инновационная составляющая // Всероссийский научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» 2014. № 3. C. 244-248.

3. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. URL: http://www.admhmao.ru/people/frame.htm (дата обращения 16.11.2014).

4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. № 419-п О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы". URL: http://admhmao.ru.

5. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2012 года № 615 рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 г.». URL: http://admhmao.ru.

6. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

8. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

9. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

10.Указ президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11.Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

© Л.Л. Богомолова, 2015

УДК 332.14

Л.Л. Богомолова

профессор кафедры Экономики ИМЭК ЮГУ кандидат экономических наук Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Аннотация

В статье представлен краткий сравнительный анализ и результаты экономической оценки динамики развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и оценивается роль малого бизнеса в экономике региона и Российской Федерации. Проводится анализ изменения количества предприятий малого и среднего бизнеса, динамика изменения численности работников и оцениваются изменения оборота малого бизнеса автономного округа и его доля в ВРП России. Научные исследования проведены в рамках проекта РГНФ №15-12-86002 "Историко-культурное наследие и экономическая оценка государственной поддержки развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности".

Ключевые слова

Анализ, малый бизнес, экономическая оценка, валовой региональный продукт, доля, тенденции, оборот

малых предприятий, динамика.

Развитие малого бизнеса является одним из важных стратегических приоритетов в условиях кризиса и импортозамещения в экономике северных нефтегазодобывающих регионов.

Малый бизнес составляет основу региональной экономики, играет важную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития региона, учитывая его возможности по созданию рабочих мест, внедрению инновационных технологий, удовлетворению потребностей потребителя в товарах и услугах.

Малый бизнес присутствует практически во всех сферах экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и его стабильный рост: увеличение среднесписочной занятости в малом бизнесе автономного округа за период с 2008 по 2013 годы на 46,5%, безусловно, свидетельствует о социально-экономической значимости данного сегмента в региональной экономике. Нельзя не отметить и тот факт, что доля малого бизнеса в структуре валового регионального продукта автономного округа ежегодно растет и сегодня составляет 14,8%, против 11,3% за период пятилетней давности. Для того, чтобы объективно оценить целесообразность государственной поддержки и инвестиций в малый бизнес и его реальные возможности импортозамещения автономного округа, необходимо проанализировать развитие малого бизнеса в предкризисный период и оценить возможности и ресурсный потенциал малых предприятий сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.