МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
УДК 332
И.В. Такмашева
К.э.н., доцент ИМЭК, ЮГУ г. Ханты-Мансийск, РФ
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Аннотация
Подготовка и публикация статьи осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках научного проекта «Историко-культурное наследие и экономическая оценка государственной поддержки развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности», соглашение №15-12-86002/16 от 12.04.2016 г.
Целью настоящей статьи является разработка алгоритма оценки эффективности механизма государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса региона, а также апробация его на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ключевые слова
Малый и средний бизнес, предприятие, государственная поддержка, механизм, эффективность, методы оценки, конкурентоспособность, инновационное развитие, устойчивое развитие региона.
В силу того, что малые и средние предприятия тяготеют к региональным рынкам, государственная поддержка малого и среднего бизнеса в настоящее время переносится главным образом на уровень субъектов РФ. Важное значение в таких условиях приобретает комплексный подход к определению алгоритма оценки эффективности механизма государственной поддержки малых и средних предприятий (далее - МСП) региона.
По нашему мнению, алгоритм оценки эффективности механизма государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, действующего на территории региона, включает в себя следующие этапы:
1 Этап - Исследование основных элементов механизма государственной поддержки субъектов МСП и определение особенностей его функционирования.
2 Этап - Расчет показателей бюджетной, экономической, социальной и инвестиционной эффективности.
3 Этап - На основе «Матрицы эффективностей механизма государственной поддержки МСП региона» формулирование выводов о том, каким образом изменялись показатели бюджетной, экономической, социальной и инвестиционной эффективности за рассматриваемый период. На данном этапе оценивается механизм государственной поддержки субъектов МСП, который может характеризоваться 3 состояниями: «эффективный механизм»; механизм в стадии «застоя»; «неэффективный механизм».
4 Этап - Мониторинг и корректировка существующего механизма господдержки МСП:
— мониторинг за механизмом господдержки субъектов МСП в случае, если механизм признан «эффективным»;
— корректировка элементов механизма в случае, если механизм находится в стадии «застоя»;
— мероприятия по коренному изменению действующего механизма господдержки субъектов МСП, если механизм признан «неэффективным» (рисунок 1).
С учетом предложенных нами рекомендаций предпримем попытку оценить эффективность функционирования механизма государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - Алгоритм оценки эффективности механизма государственной поддержки субъектов МСП
региона (Источник: разработано автором)
Основным методом поддержки субъектов МСП на территории ХМАО - Югры является программно-целевой метод, важнейшие преимущества которого заключаются в следующем:
— обеспечивается прозрачность и эффективность бюджетного процесса посредством четко поставленных задач и целей;
— высокая эффективность контроля над результатами выполнения региональных программ;
— возможность оценки деятельности участников бюджетного процесса, а также проведения анализа причин неэффективного исполнения бюджетных мероприятий;
— разграничивается ответственность исполнителей за реализацию каждого мероприятия;
— денежные средства направляются в наиболее приоритетные сферы и отрасли экономики региона;
— повышение качества бюджетной политики;
— соответствие имеющихся ресурсов конкретным задачам и мероприятиям программы [4, с. 51-52].
Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения целевых
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
программ в прогнозные и плановые документы, а также посредством разработки и утверждения региональных программ социально-экономического развития. Наиболее результативное применение целевые программы находят в секторе малого и среднего бизнеса. Активное воздействие органов государственной власти на МСП, через принятие целевых программ, позволяет решить принципиальные проблемы социально-экономического значения.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 419-п принята государственная программа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы», включающая 7 подпрограмм, в том числе Подпрограмму VII «Развитие малого и среднего предпринимательства» [2].
В результате расчета показателей эффективности механизма государственной поддержки малых и средних предприятий ХМАО за рассматриваемый период, выявлены следующие тенденции:
— показатели бюджетной, социальной и экономической эффективности увеличились за три года, соответственно, на 22,6%, 8,3 % и 9,9 % [3];
— показатель инвестиционной эффективности за период с 2013 по 2016 гг. снизился на 2,4 % [3] (рисунок 2).
БЮДЖЕ + ТНАЯ ЭФФЕКТИВН + 22,6 % ость СОЦИАЛ] ЭФФЕКТ] + ЬНАЯ IBHOCTb + 8,3 %
0 ИЗМЕНЕНИЕ 0 ИЗМЕНЕНИЕ
эконол ЭФФЕК1 + 1ИЧЕСКАЯ "ИВНОСТЬ + 9,9 % > ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ +
0 ИЗМЕНЕНИЕ 0 ИЗМЕНЕ НИЕ 2,4 %
Рисунок 2 - Матрица эффективностей механизма государственной поддержки МСП, действующего на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период с 2014 по 2016 годы (Источник: разработано автором)
Учитывая полученные выше показатели бюджетной, социальной, экономической и инвестиционной эффективности механизма государственной поддержки субъектов МСП, действующего на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предложим следующие рекомендации по его усовершенствованию:
— мониторинг за элементами механизма господдержки субъектов МСП Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивающими его бюджетную, социальную и экономическую эффективность;
— корректировка элементов механизма, обеспечивающих инвестиционную эффективность, включающая: увеличение суммы затрат из регионального бюджета на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе; привлечение негосударственных форм поддержки малого и среднего
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
бизнеса: взаимное кредитование и взаимное страхование, позволяющие компенсировать недостаток финансовых средств у отдельных малых предприятий [1, с. 121]; мониторинг за эффективностью инвестиционной деятельности в ХМАО - Югре с использованием специальных электронных ресурсов; развитие въездного туризма, в том числе экологического, базирующегося на использовании биологических ресурсов (лесного комплекса, животноводства, рыболовства); повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий автономного округа за счет выпуска экологически чистых видов продукции.
Обобщая все вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что, несмотря на отсутствие практического опыта, а также обоснованных методик органов региональной власти по оценке эффективности региональных целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса, провести оценку эффективности функционирования того или иного механизма господдержки субъектов МСП позволяет комплексный системный подход, основанный на определенном алгоритме оценки. Список использованной литературы:
1. Богомолова Л.Л., Такмашева И.В. Концептуальные и практические аспекты реализации государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография / Л.Л. Богомолова, И.В. Такмашева. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир», 2014. С. 44.
2. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы»: постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. № 419-п // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 15.09.2014, № 9 (часть I). Ст. 1023.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Статистический сборник / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.; Российский статистический ежегодник. 2015 год: Статистический сборник / Росстат. - М., 2015. - 728 с.
4. Такмашева И.В., Богомолова Л.Л. Развитие государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография / И.В. Такмашева, Л.Л. Богомолова. - Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2016. - 289 с.
© Такмашева И.В., 2016
УДК 631
Л.И. Теньковская
к.э.н., доцент
Пермская государственная сельскохозяйственная академия
г. Пермь, Российская Федерация
АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФАКТОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОТРАСЛЕВОГО УРОВНЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Аннотация
Научная статья раскрывает особенности внешней среды отраслевого уровня, которые являются факторами влияния на сельскохозяйственное производство России. Отраслевой уровень внешней среды представлен множеством факторных элементов, которые являются показателями работы многих отраслей народного хозяйства и уровня жизни населения. С целью суммирования силы их влияния на аграрную отрасль разработана и представлена в статье авторская методика определения интегрального показателя отраслевой внешней среды для каждого крупного экономического района России.
Ключевые слова
Внешняя среда, отраслевой уровень, тенденции изменения, аграрная отрасль