ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Socio-economic background of training students to the choice of a profession in agriculture Smanbaev O.
Социально-экономические предпосылки подготовки школьников к выбору
профессии в сельском хозяйстве Сманбаев О. А.
Сманбаев Орнокбек Аманович /Smanbaev Ornokbek - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики,
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в экономике Кыргызстана наряду с современной индустрией особое место занимает сельское хозяйство. Сельская школа большую роль играет в подготовке кадров для сельского хозяйства. В статье рассмотрены социально-экономические предпосылки подготовки учащихся к выбору профессии в отраслях сельского хозяйства.
Abstract: in Kyrgyzstan's economy, along with the modern industry it occupies a special place agriculture. Rural school plays an important role in the training of personnel for agriculture. The article deals with the socio-economic conditions of preparation of pupils choosing a profession in agriculture sectors.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, сельская школа профессия, учебно-воспитательный процесс, сельское хозяйство, трудовые ресурсы, выбор профессии.
Keywords: professional orientation, rural school, the profession, the educational process, agriculture, labor, choice of profession.
УДК: 336.7
Решение ответственных задач в соответствии «Национальной стратегии устойчивого развитии Кыргызстана до 2017 г.» требует интенсификации развития сельского хозяйства республики. Определяющий основой интенсификации общественного производства выступает научно-технический прогресс, главными направлениями которого являются создание и совершенствование высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород скота, переход на интенсивную технологию, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, повсеместное внедрение новых форм организации труда. В условиях перехода к рыночной экономике внедрение фермерско-крестьянских хозяйств способствует успешному решению экономических и социальных проблем села. В фермерско-крестьянских хозяйствах за счет применение прогрессивной технологии производства труд фермеров стал разнообразным, творческим. Организация труда в условиях фермерского хозяйства играет роль в повышении общеобразовательного, квалифицированного уровня тружеников, в повышении ответственности, взаимной требовательности, укреплении трудовой дисциплины, в развитии у молодежи коллективизма. Тем самым эта форма организации производства в перспективе способствует решению кадровой проблемы, привлечению к сельскохозяйственному труду молодежи.
Курс на неуклонное увеличение сельскохозяйственной продукции наряду с разработкой и реализацией мер по ее индустриализации нового подхода к решению комплекса социально-экономического вопросов воспроизводства кадров для сельского хозяйства, ликвидации дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для него, который остается серьезной проблемой для Кыргызстана.
В условиях внедрения новых форм организации труда в сельскохозяйственное производство, перевода его на промышленную основу в развитии трудовых ресурсов для этой отрасли выявляется две важнейшие тенденции:
- превращение фермерско-крестьянского труда в разновидность индустриального, что приводит к качественным изменениям в структуре трудовых ресурсов;
- сокращение в результате индустриализации численности неквалифицированных работников.
Эти две тенденции, взаимодействуя друг с другом, в конечном счете, сказываются на закономерностях подготовки трудовых ресурсов сельского хозяйства в сельской школе. Расширение внедрения в производство достижений науки и техники требует не только количественной потребности в квалифицированных работниках, все большее значение приобретает качественное соответствие их новым средствам и предметам труда.
Это и понятно, ибо ныне производственный успех любой отрасли, особенности в сельском хозяйстве, где внедрение достижений науки и техники, новой технологии происходит сейчас наиболее интенсивно, зависит от общеобразовательного уровня, политехнических знаний, профессиональной квалификации работников. В этом отношении интересны следующие данные: что наличие начального образования повышает эффективность труда в общественном производстве на 4 %; среднего или среднего специального - на 108 %, а высшего - на 300 % [3]. В современных условиях образовательный, культурный и профессиональный технический уровень населения - важнейший фактор, от которого зависит решение долговременных задач социального и научно-технического развития страны. Повышение уровня образования занятых в сельском хозяйстве работников ведет к качественным изменениям в профессионально-квалификационной структуре работающих, формирование которой происходит под влиянием следующих факторов:
- перспективы развития сельского хозяйства, повышение уровня его концентрации и специализации;
- применение прогрессивных форм организации труда и интенсивной технологии;
- внедрение комплексной механизации, и в связи с этим - совершенствование содержания сельскохозяйственного труда.
Прогресс технологии в отраслях сельского хозяйства устраняет узкую специализацию труда, приводит к совмещению трудовых функций, объединению отдельных профессий, и в целом - к формированию профессионала широкого профиля. На смену профессиям, основывавшимся на традициях, практических умениях и навыках, опыте, приходят профессии, требующие определенной общеобразовательной и специальной подготовки по основам наук (биологии, химии, физики), по общетехническим дисциплинам (механике, электронике) и т. п. Такие специалисты, как животновод, механизатор, мастер машинного доения, оператор по заготовке кормов и т. п. представляют наиболее квалифицированную часть рабочих кадров в сельскохозяйственном производстве; для них на первом месте по важности стоят как практические навыки, так и знания принципов деятельности современных сложных автоматизированных механизмов и оборудования, прогрессивных технологических процессов. Исследование зависимости трудовых успехов от образовательной и профессиональной подготовленности кадров массовых профессий в сельском хозяйстве показало, что именно люди, получившие достаточную подготовку, являются новаторами внедрения достижений науки, передового опыта в производство.
Качество трудовых ресурсов в специальной литературе принято характеризовать наряду с демографической их структурой, культурно-техническим уровнем и профессиональным составом работающих. Сельское хозяйство Кыргызстана представлено в основном работниками массовых профессий ручного труда, Часть их использует в работе машины и механизмы. Труд данной группы работников (доярки, чабаны, скотники, полеводы и др.) хотя требуют определенной квалификации, но в целом также остается ручным, что связано с низким уровнем механизации трудовых процессов на фермерско-крестьянских хозяйствах.
Основной причиной низкой квалификации наших фермеров является отсутствие у многих из них специальной подготовки. Так, большинство нынешних фермеров изначально не были ни агрономами, ни ветеринарами, ни экономистами, ни инженерами. Они просто были жителями сел. Работали, кто столяром, кто строителем, кто водителем, кто в коммунальной службе, кто в школе и так далее. То есть соответствующих навыков, необходимых для организации эффективного фермерско-крестьянского хозяйства, не имели. При обладании необходимыми специальными знаниями, при прочих равных условиях, результативность их хозяйствования, несомненно, будет выше. В сельском хозяйстве, в отличие от других отраслей народного хозяйства, работникам не всегда присваиваются квалифицированные разряды, вследствие чего трудно дать полную оценку трудовым ресурсам по этому показателю. С ускорением интенсификации производства, сельского хозяйства, повышением уровня технической оснащенности фермерско-крестьянских хозяйств растет численность и удельный вес, и, соответственно, роль в этой отрасли механизаторов, операторов, электриков и других работников со специальной подготовкой, имеющих квалификационные разряды и классность.
Данные нашего исследования (хозяйства Нарынской области) показывают, что до сих пор в сельском хозяйстве трудятся люди преклонного возраста (в некоторых местах до 40-50 %). Их значительный удельный вес среди доярок - 35 %, чабанов - 45 %, полеводов - 48 % - является определенным препятствием в повышении образовательного и профессионального уровня работников. Как показывает практика, выпускники сельских школ, включаясь в общественное производство, уже являются в какой-то мере подготовленными к профессии, так как обладают определенной суммой знаний и навыков, которые при разумном применении дают общественно- полезный результат.
Сейчас, когда в стране завершен переход к всеобщему среднему образованию, выпускники школ, вступая в самостоятельную жизнь, имеют более высокие образовательные знания и необходимые трудовые навыки, многие из них находятся в стадии профессионального становления. Им присуща потребность в
интересном квалифицированном и творческом труде; они воспринимают повышение образовательного уровня, квалификации как важное условие социального продвижения. Высокий уровень образования выпускников сельских школ - одна из главных причин их настойчивого стремления найти себя, свое место в общественном производстве, выполнять содержательную, творческую работу. В результате, у них появляются такие характерные особенности, как повышенная тяга к частой перемене сфер деятельности, миграции в города, желание продолжать учебу, вызываемые зачастую большей, по сравнению с сельскохозяйственным трудом, престижностью умственного труда.
Проведенные исследования показали, что увольнения по собственному желанию, смену профессий, миграцию молодежи из числа работников фермерско-крестьянских хозяйств можно объяснить объективными (семейные обстоятельства, призыв к службе в армии, направление на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения и пр. - 55-60 %) и субъективными причинами (40-45 %). Интенсифицирующаяся миграционная подвижность, смена профессий, увольнения с работы среди животноводов республики связаны преимущественно с возросшим уровнем образования молодежи и несоответствием этому уровню качества рабочих мест. Для выпускников сельских школ становится важным не только уровень оплаты труда, но и возможность выбора профессий, форм и организации труда, представляющих возможности для культурного досуга, удовлетворения духовных потребностей, систематического повышения квалификации. Низкий во многих случаях уровень профориентационной работы без учета местных социально-производственных условий не позволяет молодежи осмыслить истинную престижность животноводческих профессий для выпускников сельских школ.
Несмотря на принятые в последние годы меры, сельское хозяйство республики по фондо- и энерговооруженности отстает от промышленности. Слабая механизация производственных процессов в отрасли, не соответствующие современным требованиям бытовые условия также являются причиной малой престижности сельскохозяйственных профессий. Продолжается отток сельского населения в города, что приводит к недостатку трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Сельская местность из-за отсутствия условий теряет свою привлекательность, особенно для молодежи.
Все это в значительной мере затрудняет профориентацию учащихся общеобразовательных школ на сельскохозяйственные профессии, сдерживается приток в сельское хозяйство молодых кадров квалифицированных рабочих специалистов. Потому и являются столь важными задачи подготовки дополнительных трудовых ресурсов отрасли из числа учащихся сельских школ, выравнивания общеобразовательного и профессионального уровня тружеников сельского хозяйства, разрешения различных вопросов, связанных с ориентацией сельских школьников на сознательный выбор сельскохозяйственных профессий.
Слабая подготовка к сельскохозяйственному труду, недостаточные знания молодежью новых условий организации труда, интенсивной технологии, низкий уровень социально-правовой защищенности, недостаточная механизация труда в этой отрасли приводит к росту текучести кадров при огромной потребности сельского хозяйства республики в рабочих массовых профессий.
Готовя учащихся к выбору профессии, необходимо иметь в виду, что на формирование квалифицированных кадров для сельского хозяйства в современных условиях большое воздействие оказывает научно-технический прогресс и решение социальных задач повышения жизненного уровня трудящихся, всестороннего развития их культуры. В связи с этим актуальным становится вопрос: каким должен быть современный труженик фермерско-крестьянского хозяйства, что следует сделать, чтобы его общеобразовательная и профессиональная подготовка соответствовали уровню развития сельского хозяйства. Для ответа на этот вопрос необходимо отчетливо представлять новые требования, предъявляемые к работникам этой важнейшей отрасли, ее индустриализацией, новым условиям организации содержания и характера труда сельском хозяйстве, чему должны соответствовать более высокая образовательная и специальная подготовленность лиц, направляющихся на работу в сельском хозяйстве. Внедрение прогрессивной технологии способствует формированию тружеников нового типа, изменяет место и роль человека в этом производстве, ведет к постепенному преодолению его социальной однородности, превращению аграрного труда в разновидность индустриального. Изучение этих процессов, выявление лежащих в их основе закономерностей является важным условием активизации человеческого фактора, без чего немыслимо выполнение программы национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана.
В ходе исследования рассматриваемой проблемы проведены собеседования с более 300 молодым работниками фермерско-крестьянского хозяйства на тему «Какой подготовки требует профессия сельского хозяйства на современном этапе?» Большинство считает, что современный труженик должен не только знать основы сельского хозяйства, иметь необходимые навыки, уметь применять свои знания в практике, но и обладать высокой общей и профессиональной культурой.
Практика показывает, что и всего этого недостаточно. Изучение опыта новаторов сельского хозяйства республики, осмысление полученных результатов, исходя из теоретико -
методологических принципов, избранных для исследователя, позволило выделить следующие признаки современного труженика:
- идейная убежденность, обладание высокой культурой труда;
- достаточная степень информированности обо всем новом в своей и родственных областях деятельности;
- умение квалифицировать новые сведения, использовать лучшие из них на практике;
- способность постоянно анализировать результаты своей производственной деятельности, делать из анализа верные выводы и реализовывать их в дальнейшей работе;
- творческий подход к делу;
- компетентность к своей работе;
- способность выполнять в коллективе воспитательные функции, быть организатором производства.
В условиях научно-технического прогресса и социально-экономического развития республики сельская школа приобретает особое значение. Она рассматривается как основной источник пополнения кадров для сельского хозяйства квалифицированными тружениками. В Кыргызстане, где 70 % из 2231 общеобразовательных школ - сельские, в которых обучается около 70 % всех учащихся республики. Специфика современных условий работы сельской школы определяется объективными факторами, оказывающими влияние на обучение и воспитание учащихся, Сельская школа всеми корнями связана с сельским хозяйством, что и обусловливает ее ведущие социальные функции, исходящие из непосредственной близости школы сельскохозяйственному производству. Это, во-первых, широкие возможности участия школьников в сельскохозяйственном труде дома и общественном производстве; во-вторых, создание оптимального варианта сельскохозяйственной направленности учебно-воспитательного процесса.
Удовлетворение постоянно растущей потребности современного села в работниках массовых профессий для сельского хозяйства во многом зависит от уровня и качества профориентационной работы в сельской школе. Профессиональная ориентация - это важнейший элемент учебно-воспитательного процесса в школе, целостная система мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся в подготовке их к труду, сознательному и обоснованному выбору наиболее нужных обществу профессий [2; 4; 6; 7; 8]. Поэтому основными задачами решения социально-экономических задач, связанных с рассматриваемыми в настоящем исследовании проблемами, являются вооружение учащихся прочными знаниями основ наук на политехнической основе, воспитание интереса к сельскохозяйственным профессиям, творческого отношения к труду, формирование навыков работы в новых условиях организации труда. В то же время правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Установлено, что правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда, в 1,5-2 раза сокращает стоимость обучения кадров. Возникает вопрос о том, что представляет собой ситуация оптимального выбора профессии. Очевидно, для разрешения данной проблемы необходимо достичь некоторого оптимального соотношения субъективных планов индивидов относительно выбора профессий и объективных потребностей общества, лимитирующих возможности осуществления этих планов [1, 28].
Сельская общеобразовательная школа призвана глубоко отражать нужды сельскохозяйственного производства, его сегодняшний день, больше внимания уделять формированию кадров, в которых испытывает потребность народное хозяйство с учетом конкретных местных условий. Глубокие изменения в экономике аграрного сектора Кыргызстана предъявляют новые требования к человеку как субъекту общественного производства. Творческий потенциал будущих фермеров, предпринимателей, механизаторов и других, формирование готовности к сельскохозяйственному труду закладываются в школе. Отсюда высокие требования к сельской школе - основному поставщику кадров для агропромышленного комплекса.
Таким образом, поставленные перед сельской школой задачи требуют особого внимания к вопросам интенсификации учебно-воспитательного процесса, применения таких форм и методов работы, такого ее построения, которые максимально будут способствовать развитию у учащихся интереса к сельскохозяйственным профессиям, способностей и качеств, необходимых для плодотворной деятельности в избранной сфере. Современная общеобразовательная сельская школа обязана готовить не просто знающих, а и умеющих творчески мыслить граждан; должна использовать общеобразовательный потенциал для получения новых, более современных знаний, необходимых для успешного решения постоянно возникающих сложных социально-экономических задач. Следовательно, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на поднятие престижности для школьников профессий, связанных с сельским хозяйством при подготовке их к сознательному выбору трудового пути.
Литература
1. Ануров Г. Р. Профессиональная ориентация школьников - фактор в повышении профессионального мастерства // Среднее профессиональное образование, 2000. № 9. с. 28.
2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 272 с.
3. Кожевников Е. М. Социалистическое государство и коммунистическое воспитание подрастающего поколения. // Советская педагогика, 1973. № 1. С. 3-13.
4. Назимов И. Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев: Радьянск. Школа, 1976. 152 с.
5. Национальная стратегия развития Кыргызстана до 2017 г.
6. ПавлютенковЕ. М. Профессиональная ориентация. Киев: Радьянск. школа, 1983, 152 с.
7. Сахаров В. Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение. 1982. 192 с.
8. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы организации и управления. М., 1987.
Formation of motives of occupational choices of rural students
Smanbaev O.
Формирование мотивов выбора профессий сельских школьников
Сманбаев О. А.
Сманбаев Орнокбек Аманович /Smanbaev Ornokbek - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики,
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены мотивы выбора учащимися сельскохозяйственных профессий. На основе анализа теоретических источников и практического материала проанализированы особенности формирования осознанных мотивов выбора профессии сельских школьников. Abstract: the article describes the motives of choice of students of agricultural professions. Based on the analysis of theoretical and practical material sources analyzed features of the formation of conscious motives of choice ofprofession of rural students.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, мотив, мотивация, интерес, учебно-воспитательный процесс, сельская школа, выбор профессии, профессиональный интерес. Keywords: professional orientation, motive, motivation, interest, educational process, rural school, choice of profession, professional interest.
УДК: 331.54
В соответствии с социально-экономическим развитием страны в работе сельской школы особое место занимает подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Для оптимальной реализации этой задачи необходима целостная система педагогической работы. Система профориентационной работы в сельской школе должна включать ознакомление учащихся с главными отраслями и научно-практическими основами сельского хозяйства республики, новыми производственными технологиями и условиями организации производства, современными профессиями.
В подготовке школьников к сознательному выбору профессии важное значение имеет проблема формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии. Сознательный и мотивированный выбор человеком профессии создает условия, при которых личность быстрее и лучше овладевает избранной профессией, создает должные возможности для полного раскрытия ее индивидуальных способностей. Проведенные исследование показывают, что фермеры и другие, сознательно выбравшие профессию, значительно активнее участвуют общественной жизни села, достигают больших успехов, чем те, которые руководствовались при выборе профессии случайными мотивами.
Проблема подготовки сельских школьников к сознательному выбору профессии - это, прежде всего, вопрос формирования у них действенных мотивов выбора профессии. Мотив - это то, что побуждает человека трудиться, делает труд необходимым, значимым для него. Мотивом могут быть потребность в чем-то, интерес в какой-то стороне трудовой деятельности, желание, мечта, чувство, привычка, идеал. Мотивы создают определенную направленность личности, влияют на ее отношение к деятельности, на протекание тех психических процессов, которые обеспечивают осуществление той или иной деятельности. Один и тот же труд одного человека может быть сферой самовыражения личности, для другого - источником материального вознаграждения. Как отметила З. И. Гришанова, «в