Научная статья на тему 'Формирование мотивов выбора профессий сельских школьников'

Формирование мотивов выбора профессий сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / МОТИВ / MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНТЕРЕС / INTEREST / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сманбаев Орнокбек Аманович

В статье рассмотрены мотивы выбора учащимися сельскохозяйственных профессий. На основе анализа теоретических источников и практического материала проанализированы особенности формирования осознанных мотивов выбора профессии сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивов выбора профессий сельских школьников»

Литература

1. Ануров Г. Р. Профессиональная ориентация школьников - фактор в повышении профессионального мастерства // Среднее профессиональное образование, 2000. № 9. с. 28.

2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 272 с.

3. Кожевников Е. М. Социалистическое государство и коммунистическое воспитание подрастающего поколения. // Советская педагогика, 1973. № 1. С. 3-13.

4. Назимов И. Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев: Радьянск. Школа, 1976. 152 с.

5. Национальная стратегия развития Кыргызстана до 2017 г.

6. ПавлютенковЕ. М. Профессиональная ориентация. Киев: Радьянск. школа, 1983, 152 с.

7. Сахаров В. Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение. 1982. 192 с.

8. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы организации и управления. М., 1987.

Formation of motives of occupational choices of rural students

Smanbaev O.

Формирование мотивов выбора профессий сельских школьников

Сманбаев О. А.

Сманбаев Орнокбек Аманович /Smanbaev Ornokbek - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра педагогики,

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены мотивы выбора учащимися сельскохозяйственных профессий. На основе анализа теоретических источников и практического материала проанализированы особенности формирования осознанных мотивов выбора профессии сельских школьников. Abstract: the article describes the motives of choice of students of agricultural professions. Based on the analysis of theoretical and practical material sources analyzed features of the formation of conscious motives of choice ofprofession of rural students.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, мотив, мотивация, интерес, учебно-воспитательный процесс, сельская школа, выбор профессии, профессиональный интерес. Keywords: professional orientation, motive, motivation, interest, educational process, rural school, choice of profession, professional interest.

УДК: 331.54

В соответствии с социально-экономическим развитием страны в работе сельской школы особое место занимает подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Для оптимальной реализации этой задачи необходима целостная система педагогической работы. Система профориентационной работы в сельской школе должна включать ознакомление учащихся с главными отраслями и научно-практическими основами сельского хозяйства республики, новыми производственными технологиями и условиями организации производства, современными профессиями.

В подготовке школьников к сознательному выбору профессии важное значение имеет проблема формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии. Сознательный и мотивированный выбор человеком профессии создает условия, при которых личность быстрее и лучше овладевает избранной профессией, создает должные возможности для полного раскрытия ее индивидуальных способностей. Проведенные исследование показывают, что фермеры и другие, сознательно выбравшие профессию, значительно активнее участвуют общественной жизни села, достигают больших успехов, чем те, которые руководствовались при выборе профессии случайными мотивами.

Проблема подготовки сельских школьников к сознательному выбору профессии - это, прежде всего, вопрос формирования у них действенных мотивов выбора профессии. Мотив - это то, что побуждает человека трудиться, делает труд необходимым, значимым для него. Мотивом могут быть потребность в чем-то, интерес в какой-то стороне трудовой деятельности, желание, мечта, чувство, привычка, идеал. Мотивы создают определенную направленность личности, влияют на ее отношение к деятельности, на протекание тех психических процессов, которые обеспечивают осуществление той или иной деятельности. Один и тот же труд одного человека может быть сферой самовыражения личности, для другого - источником материального вознаграждения. Как отметила З. И. Гришанова, «в

процессе профессиональной ориентации весьма важным является формирование осознанных мотивов выбора профессии, что предполагает необходимость знать психологические особенности той или иной профессии, наиболее соответствующей интересам, склонностям личности школьника» [1].

В педагогической и психологической науке закономерности формирования мотивов выбора профессии изучены довольно широко. Так, А. М. Кухарчук, А. В. Ценципер [3] и другие отмечают, что сознательный выбор профессии является сложным видом деятельности и предполагает длительную мотивацию. Зная основные закономерности мотивационной сферы, воздействия на нее, можно оказать существенное влияние на деятельность личности и тем самым - на процессы профессионального самоопределения. Рассматривая психологические предпосылки выбора профессии, авторы определили, что наиболее распространенным мотивом в выборе профессии является интерес к содержанию труда. Далее по значимости следует общественная потребность в профессии, материальная заинтересованность, особенности профессии, ее перспективность, общественный авторитет, соответствие склонностям личности.

По мнению Ф. И. Иващенко [2], наиболее действенным являются социальные и познавательные мотивы, Они могут быть близким и далекими. Автор считает, что с педагогической точки зрения наиболее важным является следующее. Новый мотив возникает в процессе проявления уже имеющихся побуждений, таких как потребность в самоутверждении, активность, новые впечатления. Следующая закономерность связана с различиями в побудительной силе и развитии близких и далеких мотивов. При равных условиях близкие мотивы имеют большую побудительную силу, чем далекие, именно они поддерживают выполнение текущих действий. Некоторые психологи считают, что формирование мотивов у школьников необходимо начинать с близких, а именно, с показа каждого нового знания, умения и навыка. В своих исследованиях А. А. Шавир [5] выявил три группы мотивов выбора профессии: профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности. По мнению автора, особое место среди этих мотивов занимает профессиональный интерес. Однако он отмечает, что если профессиональный интерес основывается на более общем интересе к отрасли науки деятельности, мотив становится более устойчивым.

Рассматривая процесс профессионального самоопределения, В. В. Ярошенко [6] выделил три вида мотивов выбора профессии: интерес, долг и самооценку профессиональной пригодности. Характеризуя значение этих групп мотивов выбора профессии, автор отмечает, что развитие мотивации идет, главным образом, в трех аспектах: путем расширения состава мотивов, их упорядочения и качественного преобразования каждого из мотивов.

Анализ теоретических источников по проблеме профессионального самоопределения молодежи показал, что учеными определен целый ряд классификации мотивов выбора профессии. Предложенные классификации каждого автора мотивов выбора профессии достаточно теоретически обоснованы, так как каждая из них создавалась, исходя из целей проводимых ими исследований.

В современных условиях перестройки хозяйственного механизма основным мотивом выбора сельскохозяйственных профессий в новых условиях организации труда должно стать наличие устойчивого интереса к занятию соответствующим видом деятельности.

Исследование проводилось в сельских школах Нарынской области республики (5 экспериментальных и 5 контрольных школ).

В ходе констатирующего эксперимента мы провели опрос среди молодых фермеров и специалистов сельского хозяйства с целью выявления мотивов выбора профессии. Им, в частности, задавали следующие вопросы:

1. Почему выбрали профессию в сельском хозяйстве?

2. Кто оказал содействие при выборе профессии?

В ответах отмечалось, что наиболее влияющими на выбор профессии факторами являются советы родителей, товарищей, учителей, перспективы развития сельского хозяйства, интерес к соответствующим профессиям, уроки биологии, любовь к животным, воспитательные мероприятия. Опрос дал возможность получить необходимые сведения об основных мотивах выбора профессии и выявить, по каким каналам получают информацию о профессии, и происходит формирование мотивов выбора ее.

В ходе констатирующего эксперимента установили, что факторами формирования мотивов выбора профессии в сельском хозяйстве являются: учебно-воспитательный процесс (уроки, внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия) - 40 %; влияние среды (пример новаторов производства, товарищей, родителей и т. д., средства массовой информации) - 35 %; любовь к животным, интерес к животноводческим профессиям, новые условия организации производства - 10 %.

Поэтому в ходе исследования мы отобрали устойчивый интерес основным мотивом выбора профессии. По этому признаку мы по сформированности мотивов выбора профессии учащихся делили на три группы: 1 -я группа - это учащиеся с высоким уровнем интереса, проявляющих глубоко

осознанное слияние познавательных, практических и профессиональных сторон (5-7 %), 2-я группа -со средним уровнем интереса (более 17 %), учащиеся этой группы имеют достаточные практические знания, проявляют достаточное внимание к биологии как учебной дисциплине, но твердые мотивы выбора профессии у них еще не сформированы. 3-я группа слагается из учащихся, негативно относящихся к сельскохозяйственному труду (76 %). Эти данные показывает, что сельскохозяйственные профессии имеют низкий престиж для выпускников сельских школ.

Учитывая, что сельскохозяйственные профессии имеет низкий престиж среди учащихся школ, в ходе формирующего эксперимента опирались на теорию В. С. Мерлина. В частности, В. С. Мерлин разработал теорию компенсации, согласно которой непривлекательность профессии по тем или иным параметрам может быть компенсирована более высоким уровнем других параметров, с которыми учащихся знакомят в ходе профессиональной ориентации [4].

В ходе исследования, при проведении целенаправленной профориентационной работы особое внимание уделяли вопросам по повышению престижа, значимости современных сельскохозяйственных профессий. Учителя экспериментальных школ при изучении естественнонаучных дисциплин объяснили ученикам, какие теоретические знания необходимо усвоить, какими умениями и навыками надо овладеть в период подготовки к самостоятельной работе на производстве, учитывая особенности сельскохозяйственного труда в современных условиях его организации. В ходе различных воспитательных мероприятий учащиеся получили конкретные представления об экономике и социально- экономическом районировании Кыргызстана, о месте и значении сельского хозяйства в экономике республики, современных формах организации производств, о перспективах профессий.

При этом уделяли особое внимание следующим условиям:

1. Педагогические (сельскохозяйственная направленность учебно-воспитательного процесса, изучение достижений науки и техники, опыта новаторов производства. Использования оптимальных форм и методов обучения и воспитания с учетом местных производственных условий, привлечение учащихся к различным формам внеклассных и внешкольных мероприятий и др.).

2. Профессиональные (ознакомление учащихся с достижениями сельского хозяйства и перспективами его развития, организацией труда с учетом новых условий организации сельскохозяйственного производства, влияние фермеров, предпринимателей, специалистов на формирование мотивов выбора профессии учащихся и др.).

3. Социально-экономические (новые условия организации труда, перспективы развития сельского хозяйства, внедрение новой технологии, влияние трудового коллектива фермерско-крестьянского хозяйства и специалистов и др.).

4. Психологические (ясное понимание трудовой деятельности современном сельском хозяйстве, достижение его развития в условиях рыночной экономики, формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственным профессиям и осознанных мотивов выбора их учащимися).

В ходе педагогического эксперимента учитывали три этапа формирования устойчивого интереса и мотивов выбора профессии. Первый этап - формирование представлений учащихся значимости профессий животноводов, первоначальных социальных позиций (1-1У классы). Развитие интереса к животноводству осуществляется в процессе обучения родной речи, на уроках «Мекен таануу» («Родиноведение»), в процессе трудового обучения и во внеклассной работе. Учителя и родители приучают детей ухаживать за домашними животными, вести наблюдения, отражать наблюдения в дневниках. В результате формируется любознательный интерес к животноводству, возникают и развиваются утилитарные мотивы выбора профессии. Положительное отношение к сельскохозяйственным профессиям в начальных классах, что является важнейшей предпосылкой сознательного выбора профессии.

Второй этап - формирование первоначальных научно-обоснованных представлений о сельскохозяйственных профессиях (У-1Х классы). На данном этапе у учеников интерес к профессиям учитывается в учебно-воспитательном процессе в соответствии с учебной программой, а в летнее время - на основе привлечения учащихся к посильным производственным работам в крестьянско-фермерских хозяйствах, в результате чего формируются представления о новых условиях организации труда

Третий этап - формирование более глубоких научно-обоснованных теоретических знаний, практических навыков, общественно значимых мотивов выбора профессии (Х-Х1 классы). Наиболее действенными формами на этом этапе являются систематическое изучение основ наук, производительный труд. Учащиеся, выбирая профессии, особое внимание уделяют тем учебным предметам, которые могут помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, относящимся к желаемой профессии. Они усердно изучают основы наук и активно участвуют во внеклассной и внешкольной работе. В этих обстоятельствах имеются возможности для достаточно обстоятельного ознакомления учащихся с содержанием и особенностями

сельскохозяйственных профессий, условиями и путями их приобретения, перспективами профессионального роста.

Для определения мотивов выбора профессии в конце педагогического эксперимента провели анкетирование среди учащихся экспериментальных и контрольных школ. В анкете желающим приобрести профессии в сельском хозяйстве были заданы следующие вопросы: «Почему выбрали профессии в сельском хозяйстве?», «Что повлияло на выбор этой профессии?» и др.

В результате такой целенаправленной профориентационной работы с учетом экономики района, новой организации труда и ряда других факторов в экспериментальных школах произошли изменения в мотивах выбора профессии учащихся сельскохозяйственных профессий. На это оказали влияние в экспериментальных школах главным образом новые условия организации труда (27,5 %), сельскохозяйственная направленность учебно-воспитательного процесса (24,5 %), уроки биологии (21,8 %), сама профессия (25,5 %) и другие, а учащихся контрольных школ родители (15,6 %), товарищи (14,5 %), любовь к животным (12,7 %) и другие.

Мы видим здесь ярко выраженные мотивы выбора профессии, являющиеся ведущими и имеющие конкретную направленность на сельскохозяйственный труд у учащихся экспериментальных школ. У них также мотивы, как общественный долг и познавательные, профессиональные, практические и др. переплетаются, и в их основе лежит взаимосвязь личных и общественных интересов. В то же время у выпускников контрольных школ, с которыми воспитательная работа проводилась от случая к случаю, мотивы выбора профессии носят, как правило, случайный характер. Их непоследовательное отношение к приобретению специальных знаний свидетельствует о неустойчивости профессиональных интересов. В данных случаях мотивы выбора профессии обусловлены во многом случайными социально-психологическими факторами и обусловлены материальными соображениями, стремлением к самовыражению и т. п. Эти стремления не подкрепляются интересом к профессии, и мотивы выбора ее не всегда являются глубоко обоснованными. Это является следствием слабой постановки профориентационной работы.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что характер формирования мотивов выбора профессии зависит от целенаправленной организации учебно-воспитательной работы. Целенаправленная профориентационная работа в сельской школе делает возможным использовать пополнение первой по уровню интереса к сельскохозяйственным профессиям группы учащимися второй группы со средним уровнем интересов и частично - третьей группы. Этому эффективно способствует проведение профконсультаций, привлечение школьников к общественно полезному производительному труду, организация индивидуальной воспитательной работы.

Исследование показало, что с приобретением соответствующих теоретических знаний, умений и навыков, под влиянием учебных и производственных успехов у школьника развивается уверенность в посильности данного вида труда, повышается уровень притязаний, что и обеспечивает сознательный выбор профессии. Устойчивые мотивы выбора профессии пробуждают творческое мышление у учащихся, создают необходимые условия для формирования и развития творческих индивидуальностей, способностей и дарований. В результате возникают предпосылки для управления процессом познания в обучении и воспитании учащихся и подготовке их к сознательному выбору профессии с учетом местных производственных потребностей в сочетании с интересом каждого из них, всестороннего изучения индивидуальных особенностей школьников, темпов их продвижения в учебе, уровня общего и специального развития.

В условиях рыночной экономики и внедрения новой технологии процесс формирования сознательных мотивов выбора профессии должен строиться: во-первых, учитывая специфику сельской общеобразовательной школы, во-вторых, логику и специфику каждой учебной дисциплины, в-третьих, учитывая дальнейшее профессиональное поле деятельности выпускника школы.

Таким образом, основываясь на теоретических источниках и проведенных исследованиях, можем сказать, что динамика формирования интереса к сельскохозяйственным профессиям и мотивов их выбора у школьников главным образом характеризуется, во-первых, ростом содержания общеобразовательных и специальных теоретических знаний и практических навыков, во-вторых, пониманием школьниками социально-экономической значимости сельского хозяйства и роли квалифицированных специалистов, предпринимателей и работников фермерско-крестьянских хозяйств, в-третьих, активным участием учащихся в сельскохозяйственном труде с целью расширения теоретических знаний и приобретения трудовых навыков.

Литература

1. Гришанова З. И. Некоторые психологические особенности профессиональной ориентации. В.сб. Политехническое образование и профориентация в общеобразовательной школе. М.: 1975. С. 189-193.

2. Иващенко. Ф. И. Сельскохозяйственный труд старших школьников. Минск, Народная асвета, 1978. 127 с.

3. Кухарчук А. М., Ценципер А. В. Профессиональное самоопределение учащихся. - Минск: Народная асвета, 1976. 128 с.

4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

5. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.

6. ЯрошенкоВ. В. Школа и профессиональное самоопределение. - Киев.: Радянськая школа, 1983. 113 с.

Free artistic and creative activity of preschool children in group Sergeeva G.1, Butvina O.2 Свободная художественно-творческая деятельность дошкольников в группе

Сергеева Г. Ю.1, Бутвина О. Ю.2

'Сергеева Галина Юрьевна / Sergeeva Galina — магистрант;

2Бутвина Ольга Юрьевна / Butvina Olga - кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и дошкольного образования, факультет психологии и дошкольного образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются требования к организации свободной творческой деятельности дошкольников, описывается, какая работа должна проводиться по развитию самостоятельной художественной деятельности в ДОУ.

Abstract: the article analyze requirement to organization of free creative activity of preschool children, what work is described must be conducted on development of independent artistic activity.

Ключевые слова: творческая деятельность, изобразительная деятельность. Keywords: creative activity, graphic activity.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики творческого развития детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [4]. Большое значение приобретает при этом свободная художественно-творческая деятельность дошкольников в группе дошкольного учреждения.

Основными требованиями к организации свободной деятельности дошкольников является максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь группы. Организация выставок, оформление эстетической среды и др. Руководя свободной деятельностью детей, воспитатель направляет ее по творческому пути, приучая действовать детей обдуманно и планомерно.

В связи с интересами детей, работа по развитию самостоятельной художественной деятельности была проведена следующим образом:

1. Пополнен уголок изобразительной деятельности разнообразными изобразительными материалами и оборудованием, соответственно возрасту. По возможности, было спланировано нахождение его в непосредственной близости с природным и книжным уголком. Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной деятельности осуществлялся за столами, которые могут быть расставлены в форме круга, буквой П и т.п. Ежедневно после вечернего приема пищи на столах расставлялся изобразительный материал. В рабочем состоянии столы сохранялись до завтрака следующего дня с целью возможности для детей рисовать в их свободное время и оценить свое художество через время (с вечера до утра следующего дня). В уголке изобразительной деятельности располагаются баночки для промывания кистей, тряпочки для промакивания кисти, кисти, фартуки, гуашевые краски по требованию детей готовили воспитатели, а также цветные карандаши, мелки, цветные шариковые ручки, бумага различных цветов и фактур. Все располагалось в доступном для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.