УДК 378
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
®2010 Мухидинов М.Г., Гаджиев Г.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
На основе анализа этапов информатизации общественных процессов и системы профессиональной подготовки будущего учителя выявлены социально экономические предпосылки информационно-управленческой деятельности учителя, которая рассматривается как одно из условий эффективности профессиональной деятельности.
On the basis of the analysis of the informatization stages of the public processes and the system of the future teachers ' professional training the authors of the article reveal the social economic preconditions of a teacher's information administrative activity, which is considered as one of the conditions of the professional activity efficiency.
Ключевые слова: информационное общество, постиндустриальное общество, компьютеризация, информатизация образования, информационные ресурсы общества, управление, информация, информационные технологии, информационная деятельность, управленческая деятельность будущего учителя, информационно-управленческая деятельность.
Keywords: information society, postindustrial society, computerization, education informatization, information resources of the society, management, information, information technology, information activities, future teacher's management activities, information and management activities.
На современном этапе развития социума информационный ресурс, наряду с финансовым, материальным и т.д., становится важнейшим управленческим ресурсом, а производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития всех сфер жизни человека. Возрастание роли и значимости информации подтверждают выдвигаемые различные теории об ее месте и значении для управления обществом, среди которых наиболее популярны теории постиндустриального и информационного общества.
На постиндустриальном этапе развития индустриальное общество трансформировалось в информационное, со специфическими законами развития, где человек, овладевший принципами управления информацией, превращается
в универсального специалиста, способного работать в различных отраслях и т.д.
Следует отметить, что концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении многих лет учеными философами, которые рассматривали информационное общество с какой-то одной стороны (экономической, технической, социальной, культурной и т.д.). На рубеже третьего тысячелетия информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху интенсивного движения информационного ресурса и неслыханных возможностей управления.
Как отмечает Р. Ф. Абдеев, информационное общество, как и любое другое,
обладает определенными чертами и признаками, среди которых:
- формирование единого информационного общества, неразрывно связанного с глобальной информационно-коммуникационной средой;
- развитие и внедрение информационно-управленческих технологий в экономику, образование и т.д. на всех уровнях;
- высокий уровень управления и автоматизации производства, результатом которого выступает создание более «информационно емкого» продукта, обеспечивающего социально-экономическое развитие общества;
- внедрение информационно-коммуникационных управленческих связей в систему материального производства [1].
Информатизация и позитивные сдвиги в управляемости и предсказуемости общества, представляющего собой саморазвивающуюся систему, которая не ограничивается взаимовлиянием культур, возможностью ее передачи, сохранения и распространения культуры, а несет угрозу неустойчивым и поверженным влиянию культурам извне. При этом увеличивается опасность невосполнимых потерь в виде социокультурных преобразований для всего мирового сообщества, вследствие чего процесс информатизации должен находиться под постоянным контролем с целью сохранения всех ее положительных качеств
[5].
Анализ социологической и другой литературы показывает, что историческое развитие мировых цивилизаций претерпело пять так называемых «информационных революций», четыре из которых охватывают период с древнейших времен, когда появились первые элементы письменности и варианты сохранения информации для передачи последующим поколениям, до 70-х гг. XX века. На протяжении этих четырех этапов на территории России и Дагестана отмечались такие же изменения в области формирования информатизации общества, постоянно складывались предпосылки для пятой информационной ре-
волюции, характеризующейся переходом от информатизированного к информационному обществу [1].
Следовательно, информационная революция, связанная с появлением микропроцессорной технологии и персональных компьютеров, способствовала созданию в обществе отрасли, где информация не просто стала востребованным товаром, который производят и реализуют, руководствуясь интересами в политике, экономике, культуре и образовании. С этих позиций информатизация общества включает три взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию, предполагающую совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию, ориентированную на совершенствование средств поиска и обработки информации;
- интеллектуализацию, предлагающую развитие способности восприятия и порождения информации, повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Отметим, что большинство исследователей под компьютеризацией понимают массовое и широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности, при котором основное внимание уделяется развитию технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение, накопление и переработку информации, полное использование достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности, вследствие чего информатизация слилась с социальной интеллектуализацией, существенно повышающей творческий потенциал личности.
Впервые в достаточно отчетливом виде идея информатизации общества была сформулирована в начале 70-х годов прошлого века, когда началась конвергенция двух идеологий - информационного общества и постиндустриализма, что позволило Д. Белл, Э Тоффлер и другим ученым утверждать, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии вступила в ин-
формационную, подчеркивая значимость информации в общественном развитии и управлении. Сегодня теории информатизации общества, как правило, делятся на две группы, примыкая к концепции постиндустриализма (Д. Белл, Турен) или концептуальным схемам Тоффлера («Третья волна») и Дарендорфа («Класс и классовый конфликт в промышленном обществе»).
По мнению Д. Белла, в определении исторического места информационного общества превалируют два подхода. Согласно первому, оно рассматривается как фаза индустриального, согласно второму - в качестве следующего за индустриальным совершенно нового этапа, фундаментальными признаками которого выступают одиннадцать показателей, пять из которых увязаны с научным прогрессом, а три (центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии, рост класса носителей знания) занимают первые позиции.
Основными чертами постиндустриального общества являются: переход от индустриального к сервисному обществу; решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.
По мнению Э. Тоффлера, информационное общество следует характеризовать через радикально новые для сегодняшней жизни, меняющие коренным образом жизнь нынешнего и ближайшего элементы, среди которых: решение вопроса информационного кризиса, информационной лавины и информационного голода; обеспечение приоритета информации сообразно другим ресурсам; формирование информационной экономики как формы развития; обеспечение преобладания автоматизированных систем хранения, обработки и использования знаний через новейшие информационные техники и технологии; глобальный характер информационных технологий, охватывающих все сферы
деятельности человека; обеспечение информационного согласия человеческой цивилизации; свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации через средства информатики; реализация гуманистических принципов управления обществом, образованием и воздействия на окружающую среду [8].
Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что доктрина информационного общества в качестве ключевого тезиса рассматривает признание информации и знаний ресурсом принятия эффективных управленческих решений развития социума.
Большинство специалистов сходятся в определении сущности информационного общества через взаимосвязанные процессы:
- признание информации и знания движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития;
- формирование рынка информации и знания как факторов производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
- рост удельного веса отраслей, обеспечивающих передачу информации и использование информации;
- развитие инфраструктуры, определяющей национальную и региональную конкурентоспособность;
- активное внедрение информационно-управленческих технологий во все сферы деятельности с применением модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Следовательно, информационное общество, вычленяя ориентированные виды деятельности, актуализирует проблему широкого использования информационных технологий в образовании, поскольку личность независимо от профессии и особенностей деятельности должна обладать умениями работы с электронными средствами обработки и хранения информации, способствующими повышению уровня готовности к управленческой деятельности. При этом важным показателем информатизации образования выступает информационно-
управленческая культура педагога, характеризующая готовность к инновационной профессиональной деятельности, для обеспечения которой необходимо применять информационные технологии: культура обработки, передачи и хранения информации через компьютеризацию и информатизацию образовательного процесса; обеспечение приоритета информационных видов деятельности, непрерывности образования на основе дистанционных информационных и коммуникационных технологий, активно используемых в управлении.
Анализ практики применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе показывает, что они служат:
- улучшению процесса обучения посредством полного использования информации;
- индивидуализации и интенсификации учебного процесса;
- разработке средств, методов и моделей развивающего, опережающего и персонифицированного обучения;
- достижению необходимого уровня готовности к использованию компьютерной техники в профессиональной деятельности;
- подготовке к жизнедеятельности в информационном обществе;
- обеспечению компетентности и конкурентоспособности будущего специалиста.
Следовательно, процесс информатизации образования должен предполагать решение задач:
- подготовки специалистов к информационно-управленческой деятельности с использованием современных технологий;
- применения активных методов обучения, повышающих творческую и интеллектуальную составляющие информационно-управленческой деятельности будущего учителя;
- интеграции различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской, управленческой, информационной и т. д.);
- разработки инновационных моделей обучения, способствующих готовности к
информационно-управленческой деятельности, повышению мотивации студентов и т.д.;
- обеспечения непрерывности процесса подготовки к информационно-управленческой деятельности;
- разработки и совершенствования программно-методического обеспечения подготовки к информационно-управленческой деятельности.
Итак, формирование готовности к информационно-управленческой деятельности будущего учителя предполагает выработку:
- знаний об информации, информационных моделях и технологиях их использования в управлении;
- умений и навыков по применению средств и методов анализа, обработки информации в различных видах деятельности;
- умений по использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности и т.д.
Следует отметить, что содержание информационно-управленческой деятельности учителя перестает быть системой знаний, умений и навыков, а становится основой для разработки инновационных технологий обучения, что актуализирует проблему активности обеспечения технологической, методической, информационной и управленческой составляющих готовности специалиста.
Сегодня управление осуществляется на основе достоверной и полной информации, что позволяет нам выделить в ней информационную и управленческую составляющие, в совокупности представляющие информационно-управленческую деятельность, которая не имеет научного осмысления и не вошла в категориальный аппарат педагогической науки. В процессе деятельности личность решает актуальные задачи на основе анализа и обобщения определенной информации с последующим принятием конкретного управленческого решения. В информационном обществе от готовности к информационно-управленческой деятельности зависит эффективность и результативность пре-
образований и их инновационный характер.
Следовательно, готовность учителя к управлению учебной и воспитательной деятельностью учащихся опирается на
Примечания
информационную и управленческую составляющие, в рамках исследования обозначенные как «информационно-управленческая деятельность учителя».
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учебное пособие. М. : Вла-дос, 1994. 2. Алиев А. Г. Проблемы информатизации общества и экономики: Учебное пособие. Баку : Элм, 2003. 3. Гайдаренко Л. В. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности (на примере слушателей факультета повышения квалификации): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 4. Кононенко М. А. Формирование управленческой культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2002. 5. Конющенко С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 6. Моисеев Н. Информационное общество как этап новой истории // Свободная мысль. 1996. № 1. 7. Озерной Д. А. Управленческая культура в современной России (философско-антропологический аспект): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 8. Тоффлер Э. Третья волна. М. : ACT, 1999. 9. Ходякова Н. В. Личностный подход к формированию информационной культуры в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 10. Черешкин Д. С. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. 1999. № 3.
Статья поступила в редакцию 11.07.2010 г.
УДК 51 (07)
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
® 2010Ярахмедов Г.А. Дагестанский государственный педагогический университет
В настоящее время в рамках новой образовательного парадигмы появляются разные педагогические теории. С точки зрения компетентностного подхода выявлены психолого-педагогические основы введения в дидактику математики высшей школы новых методических объектов - комплексов и обоснована целесообразность исследования структур комплексификацией в контексте интегральных концепции.
Now within the limits of a new educational paradigm there are different pedagogical theories. Analyzing them from the position of the competence approach, adhering to two postulates of the pragmatism, the author reveals psychological and pedagogical bases of introducing the new methodical objects- complexes into the mathematic didactics of the higher school and proves the expediency of the research of structures with complexification within the context of the integrated concepts.
Ключевые слова: компетентность, методический объект, прагматичная педагогика, комплекс, компонент, модуль.