Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 108-111.
Н. Е. Скрипова
образование как социокультурный феномен и объект развития профессиональной культуры учителя
Рассмотрены роль и значение образования на современном этапе развития общества. Выделены факторы постиндустриального информационного общества, представлены социокультурные тенденции развития образования, личности, профессиональной деятельности и культуры учителя.
Ключевые слова: образование, социокультурный феномен, постиндустриальное информационное общество, профессиональная деятельность, профессиональная культура учителя.
Особенности современного этапа изучения образования состоят в комплексном подходе, в стремлении исследовать связи образования со всеми сторонами и процессами жизни общества. Данный подход помогает вскрыть механизмы воздействия образования на социальные, культурные нормы и ценности, на динамику общественного бытия, а также практику профессиональной деятельности учителя, которая в современный период развития образования приобретает особый смысл. Данный период можно обозначить как период существенного обновления, который характеризуется модернизацией образования.
Анализ источников показывает, что мы являемся свидетелями большого цивилизационного перелома. Новые технологии, особенно информационные, привели к резкому преобразованию экономики и организации общества. В данной ситуации на образование возложен ряд новых социальных функций, и, чтобы успешно выполнять эти функции, оно должно изменяться.
Большинство авторов [1-3; 8-9; 12-14; 16 и др.], рассматривая изменения в современном обществе, определяют его как общество постиндустриальное, информационное.
Характеризуя современную ситуацию, следует отметить, что у нас в настоящее время сосуществуют, конкурируют и сталкиваются две эпохи — с одной стороны, индустриальное общество, с другой — постиндустриальное информационное общество.
Ю. И. Калиновский [10], анализируя особенности развития современного общества, утверждает, что в силу масштабности территории России и неравномерности развития, различия природно-климатических условий разных ее регионов в ней присутствует сразу три типа цивилизаций: традиционное общество (сельские регионы), техногенное, или индустриальное (промышленные города), и постиндустриальное информационное
общество (крупные города, мегаполисы). Особую значимость в этих условиях приобретает поиск путей развития с учетом актуальных и перспективных, долговременных запросов человека и общества. Именно поэтому в данном исследовании мы опираемся на характеристики информационного общества, развитие в направлении которого является устойчивой тенденцией современности.
Признанный автор концепции постиндустриальной цивилизации Д. Белл определяет постиндустриальное общество как «общество производства услуг», в отличие от индустриального общества — общества производства товаров [3]. Выделяются следующие доминирующие факторы постиндустриального общества:
- основным сектором экономики является не сектор производства, а сектор услуг;
- в производственной и непроизводственной сферах требуется в первую очередь не квалифицированная рабочая сила, а высококвалифицированные ученые и специалисты;
- основополагающей является информационная технология в отличие от энергетической, превалирующей на предыдущем этапе;
- во всех сферах жизни приоритетной становится не эмпирическая методология, а методология и технологии, основанные на интегрированной научной теории;
- жизнедеятельность человека определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентацией на будущее и прогнозированием.
На основе изучения трудов исследователей А. П. Беляева, Х. Беднарчик [4-5], а также отчетов и программ международных организаций (Delor J. L Education un trésor est cacle dedans. Paris : UNESCO, 1996. 310 p.; Preparing the associated coutries of Central and Eastern Europe for integration with the internal market of EU. Brussels : European Commission, 1995. IV — 40 p., VII — 438 p.) можно
представить обобщенную характеристику важнейших факторов, определяющих социокультурные тенденции развития современного общества, образования, развития личности и профессиональной культуры учителя.
1. Наука и техника достигли высокого уровня развития. Наука является неотъемлемой частью деятельности, проникает во все сферы жизни человека, обусловливает дальнейшее развитие техники, особенно в области технологий.
2. Общественная и профессиональная активность человека сопровождается процессами профессионализации жизни и общества. Изменяется структура занятости, растет количество людей, работающих в сфере обслуживания. Увеличивается потребность в умственном труде, что удлиняет срок обучения и требует интенсификации образования и непрерывного совершенствования.
3. Электроника и информатика создали новый тип технологий — информационные. Компьютеризация, компьютерные сети вошли во все сферы жизнедеятельности человека: обучение, профессиональный труд, культуру.
4. Рост экологических, социальных, культурных и психологических угроз для человека. Увеличивается значение социальной безопасности, в том числе: обеспечения трудом, жильем, доступа к здравоохранению, культуре и к качественному образованию, при этом качество определяется прежде всего изменившимися социально-культурными условиями.
5. Современность как социальная категория приобретает этический смысл. Очевидно изменение роли труда в личной, профессиональной и общественной жизни человека — труд существует для человека, а не человек для труда.
6. Наличие локального, государственного и международного рынка товаров, услуг, в том числе образовательных.
7. Создание непрерывной, гибкой, интенсивной, многоуровневой системы образования, что позволит решать как фундаментальные, методические, теоретические, так и прикладные задачи педагогики.
Поскольку образование является отражением социокультурных условий, на основе анализа данных изменений в глобальном масштабе и особенностей современного развития можно определить основные требования к системе образования, в том числе к профессиональной культуре учителя:
- подготовка конкурентоспособного на внутреннем и международном рынках труда и профессионально мобильного специалиста;
- ориентация на требования мировой экономической системы и прогноз развития науки и техники;
- изменение профессионально-квалификационной структуры работающих, повышение уровня образования;
- ликвидация ограничений для самопрояв-ления потенциальных профессиональных возможностей личности в социальной и экономической сферах, а также в выборе образовательных маршрутов;
- усиление социальной защиты личности путем повышения ее профессионализма;
- формирование информационной грамотности, дополнительных знаний, умений и навыков в условиях расширения профессионального профиля;
- повышение уровня общей и профессиональной культуры, формирование новых ценностных ориентиров.
Изучение основных социокультурных тенденций развития, их внутренних противоречий и состояния образования выявило некоторое несоответствие системы образования современным требованиям.
Современные темпы общественных, культурных, профессиональных изменений столь высоки, что люди в большинстве случаев стоят перед решением задач, с которыми не сталкивались предыдущие поколения; соответственно, эти задачи являются абсолютно новыми, требующими нестандартных решений.
В современной школе очевидны существенные изменения педагогической реальности и всей совокупности взаимоотношений, что выражается в смещении акцентов на обновление средств обучения (как учить?), ценностей образования (ради чего учить?), а не только на обновление содержания (чему учить?). Следовательно, изменяются понимание сущности и практика профессиональной деятельности учителя. Исследование данной динамики нужно проводить с точки зрения изменившихся целей образования, что позволит обеспечить реформирование современного образования и сделать долгосрочные прогнозы. А. Б. Крылова отмечает, что перемены, которые происходят сегодня в образовании, определяются самим пониманием данного явления как социокультурного феномена,
изменением социокультурных условий образования, рассматриваемых как совокупность взаимосвязанных социального и культурного взглядов на образование, наличие и содержание которых позволяет ему соответствующим образом отвечать на требования сообщества и не только продуктивно действовать, но и развиваться, са-моорганизовываться, обновляться, изменяться и влиять на социальные процессы [11].
Образование человека осуществляется в самых различных условиях макро- и микросреды. На всех этапах жизни личность образовывается, обобщая личный опыт, личную и общественную практику.
Рассмотрим генезис сущности категории «образование». Существует ряд дефиниций этого понятия, данных философами, социологами, педагогами, психологами. Наблюдая этапы становления системы образования, можно предполагать, что и сама категория «образование» значительно эволюционировала. Термин «образование» появился в русском языке в конце XVIII в. и стал активно использоваться в педагогике с начала XIX в., наряду с ключевым понятием «воспитание» обозначая «становление человеческого в человеке, образа человека».
Исследуя социокультурную динамику образования, можно отметить, что тип социальных отношений и тип культуры (первоначально религиозной) требуют человека покорного, неинициативного. Ключевым понятием педагогики данного периода является «воспитание» [6]. С появлением новых аспектов в системе социальных отношений — отношений личной независимости, свойственных буржуазному обществу, на институт образования возлагается новая задача — обеспечение потребностей общества в человеке труда соответствующей квалификации. Таким образом, господствующая установка на воспитание, на социализацию начинает дополняться установкой на пробуждение в человеке самостоятельности, развитие творческой активности. Эта тенденция и проявилась в возникновении термина и понятия «образование». Однако под влиянием общественных отношений индустриального общества происходит своеобразная смысловая трансформация понятия «образование», смысл которого приближается к значениям понятий «обучение» и «подготовка» [15]. Однако данная дефиниция, по нашему мнению, не может быть принята за основу, поскольку не учитывает воспроизводства интеллектуального потенциала
общества, т. е. представляется статичной, односторонней характеристикой. Данная дискуссия является прекрасной иллюстрацией смысловых перемен.
Что же происходит на современном этапе развития общества, которое носит название постиндустриального информационного? На государственном уровне провозглашается важность человеческого капитала [7] как фактора стабильности и общественного прогресса. Поэтому человек становится единственной целью образования, его субъектом, стратегической линией и задачей.
Анализ исследований в области образования позволил выделить факторы развития современного постиндустриального общества, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие образования, корректируют понимание качества образования, уточняют его цели, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности и профессиональной культуре учителя.
1. Возрастание значения информации и знания, которые становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества.
2. Демократизация общества обеспечивается в первую очередь благодаря открытости информационной среды. Другим важным проявлением демократизации общества является построение гражданского общества, в котором наряду с ростом свободы человека растет и мера его ответственности за свое собстенное и совместное существование.
3. Оформление нового культурного типа личности, обеспеченного ценностью человека.
Итак, осмысление самого образования должно осуществляться с точки зрения понимания его как социокультурного феномена и объекта профессиональной деятельности учителя. Изменяются понимание сущности и практика профессиональной деятельности учителя. Исследование этой динамики необходимо проводить с точки зрения изменившихся целей образования, что позволит обеспечить реформирование современного образования и построить долгосрочные прогнозы.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл, 2007. 528 с.
2. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М. : ВЛАДОС, 1994. 336 с.
3. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 280 с.
4. Беднарчик X. Модульная система непрерывности профессионального образования. СПб., 1999. 340 с.
5. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1997. 226 с.
6. Бургин А. П. Инновации: новизна в педагогике // Совет. педагогика. 1989. № 12. С. 23-31.
7. О стратегии развития России до 2020 года : выступление Президента Российской Федерации на расшир. заседании Гос. Совета 08 февраля 2008 г. Москва, Кремль [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlin.ru
8. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М. : Совершенство, 1998. 697 с.
9. Збровский Г Е. Образование от XX к XXI веку. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 301 с.
10. Калиновский Ю. И. Философия образовательной политики. М. : ВЛАДОС, 2000. 247 с.
11. Крылова А. Б. Культорология образования. М. : Народ. образование, 2000. 272 с.
12. Пинский А. А. Образование свободы и несвобода в образовании. М. : Наука, 2001. 201 с.
13. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.
14. Петрусевич А. А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы // Совр. проблемы науки и образования. 2008. № 2. С. 79-83.
15. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 920.
16. Тоффлер А. Футурошок. СПб. : Лань, 1997. 464 с.