УДК 338.431:331.108(571.15) В.В. Соломонова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Формирование трудового потенциала предприятия представляет собой открытую систему, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, являющейся источником формирования человеческих ресурсов организации, потребителем результатов их деятельности, а также средой обитания, существования и развития работников. Одновременно система формирования трудового потенциала испытывает прямо или косвенно воздействие многих факторов организационного окружения, сила влияния которых становится все более ощутимой и значимой в достижении эффективности и конкурентоспособности современной организации. Поэтому умение выявлять определяющие факторы в окружении, своевременно реагировать на внешние изменения, находить рациональные способы приспособления к ним является одной из важнейших и актуальных задач кадрового менеджмента организаций.
Практическое осуществление концепции формирования трудового потенциала возможно лишь в определенных условиях социально-экономической среды при реализации комплекса обусловливающих факторов.
Главное условие — это рыночная структура производства, предполагающая существование и функционирование предприятий как объектов товарно-денежных отношений, обладающих экономической самостоятельностью и полностью отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом деловые организации выполняют наряду с экономическими функциями свои социальные роли, заключающиеся в удовлетворении запросов потребителей в конкретных товарах и услугах, личных социальных потребностей собственных работников [1, с. 172].
Рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является максимально эффективное формирование и использование трудового потенциала. Для того чтобы этого достигнуть, нужна четко разработанная кадровая политика государства.
Под «кадровой политикой государства правомерно понимать формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны» [2, с. 184].
Кадровая политика нашей страны должна опираться на стратегию и принципы рыночных отношений, демократизацию общества и осуществляться на федеральном, региональном, местном уровнях с учетом форм развития организаций — основного звена управления народным хозяйством.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60% сельских жителей имеют средний денежный доход и 35% — доход ниже прожиточного уровня.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
Задача развития агропромышленного комплекса страны отнесена Президентом Российской Федерации к числу приоритетных национальных проектов.
В стране принят ряд важнейших документов, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Федеральные законы:
• «О развитии сельского хозяйства»;
• «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Федеральные целевые программы:
• «О развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»;
• «Развитие агропромышленного комплекса»;
• «Социальное развитие села до 2010 года».
Алтайский край на протяжении многих десятилетий являлся одним из самых крупных производителей сельскохозяйственной продукции в стране, отличаясь высокотоварным производством зерна, животноводством и продукций их переработки. По многим причинам эти позиции стали ослабевать.
В последние годы в крае принят ряд важнейших законов, постановлений и других нормативных документов, направленных на создание благоприятных экономических условий для восстановления развития АПК, в том числе на совершенствование системы госзаказа, поддержку лизинговой и инновационной деятельности, развития племенного дела и личных подсобных хозяйств, восстановления системы трудового соперничества и кадровой работы в АПК.
Разработаны и реализуются целевые, краевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства Алтайского края на 2005-2007 годы», «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края на 20062010 годы» (о развитии свеклосахарного производства на 2006-2010 гг.), «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы» (по развитию племенного животноводства в крае, поддержке горных районов, кадровому обеспечению АПК).
Реализация этих программ позволит хозяйствам края решить проблему обеспечения энергонасыщенности техникой,
кадровые вопросы, внедрить современные технологии в отраслях сельского хозяйства.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Социально-экономическая система
сельскохозяйственного предприятия является основой для формирования трудового потенциала в АПК. Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала в АПК Алтайского края по их улучшению отражены в целевых программах «Социальное развитие села до 2010 года», «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 20082012 годы».
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается самым низким среди отраслей экономики края, не превышая величины прожиточного минимума. В 2006 г. среднемесячная начисленная заработная плата одного работника сельского хозяйства составила лишь 48,4% от общего уровня среднемесячной заработной платы [3, с. 83]. Даже с учетом поступлений от личных подсобных хозяйств доходы сельских жителей в 1,2 раза ниже, чем у жителей городов. В 2006 г. среднемесячная заработная плата одного работника сельского хозяйства составила 2977 руб., в 2007 г. — 3824 руб.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 51,8% сельских жилых домов, центральное отопление — в 69,5, канализация — в 38,5, горячее водоснабжение — в 4,5% жилых домов.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 31 единицу и на сегодняшний день составляет 102 больницы, число фельдшерско-акушерских пунктов увеличилось на 5 (за счет перепрофилирования участковых больниц) и составляет 1022. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,8 раза по сравнению с городским населением.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 68 единиц при одновременном сокращении численности учащихся в них на 33,9 тыс. человек. В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25%, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов — до 75 ч в год.
Более 4,3 тыс. км воздушных электрических линий и 1265 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 517,903 км распределительных газовых сетей, газифицировано природным газом 6164 домов (квартир).
Протяженность водопроводных сетей на селе составляет 9326,8 км, в том числе 8112,8 км — внутрипоселковые и 1214 км — групповые. Централизованное водоснабжение имеется в 610 сельских населенных пунктах (38% от общего количества сельских поселений Алтайского края).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 54% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 8% — в полном восстановлении. В результате 62%
сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам [4, с. 6-7].
Значительная часть сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы не телефонизировано.
Телефонная сеть в сельских поселениях изношена. Около 15% абонентов не имеют автоматического доступа к междугородным телефонным станциям.
Более 13% дорог общего пользования между сельскими поселениями — грунтовые. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, снижения сроков службы автопарка, создает дополнительные трудности в организации автобусного сообщения. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового и других видов сервиса. Негативно влияют на обеспечение кадрами сельскохозяйственных предприятий снижение рождаемости, сдвиги в возрастной структуре населения, растущее число пенсионеров, увеличение числа женщин среди работающих, повышение смертности [1, с. 74].
В 2004 г. численность трудовых ресурсов в крае составляла 1618,9 тыс. чел., увеличившись за пять лет на 9%. В 20062010 гг. будут происходить противоположные процессы: общая численность
трудовых ресурсов уменьшится почти на
20 тыс. чел., так как в трудоспособный возраст вступит на 11,6 тыс. меньше граждан, родившихся в период низкой рождаемости конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия, одновременно на 7,2 тыс. увеличится численность граждан, достигших пенсионного возраста. Данный факт отразится на формировании контингента учащихся и студентов учреждений профессионального образования, что приведет к уменьшению выпуска специалистов в учебных заведениях.
Сократилась доля оплаты труда в издержках производства [5, с. 60].
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объек-
тов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Исходя из задач социально-экономической политики Алтайского края и страны в целом на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села с 2003 г. в крае реализуется целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».
Цели программы:
• развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и обеспечение доступности базовых социальных услуг для сельского населения;
• создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований;
• создание условий для завершения передачи предприятиями и организациями объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в ведение органов местного самоуправления;
• улучшение экономической ситуации на селе, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
• повышение престижности проживания в сельской местности.
Программа осуществляется в два этапа. Первый этап Программы (20032006 гг.) — общий объем финансирования мероприятий составляет 845,31 млн руб., второй этап Программы (2007-2010 гг.) — общий объем финансирования мероприятий составляет 2980,54 млн руб.
Реализация Программы позволит к 2010 г.:
• улучшить жилищные условия более 4,5 тыс. сельских семей;
• обеспечить жильем 1663 молодые семьи и молодых специалистов; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслужи-
вания, а также механизм их рефинансирования;
• привлечь средства внебюджетных источников финансирования;
• ввести в действие сельские общеобразовательные учреждения на 1853 ученических места;
• ввести в действие сельские районные и участковые больницы на 79 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения — на 250 посещений в смену, приобрести
21 единицу санитарного транспорта;
• реконструировать и провести техническое перевооружение сельских электрических сетей: ВЛ 0,38 кВ, ВЛ 6-10 кВ — 496,2 км, ТП 6-10/0,4 кВ — 435 единиц;
• ввести 273,1 км внутрипоселковых газовых сетей, газифицировать 2793 дома (квартиры) в сельской местности;
• построить 250,5 км локальных водопроводов;
• увеличить емкость телефонной сети в сельской местности на 3526 номеров, довести плотность телефонов до 18 на 100 жителей;
• привести в нормативно-техническое состояние 53,9 км сельских автомобильных дорог, ввести в действие 21 км автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты жизнеобеспечения.
Заключение
Выполнение этих задач поможет решить проблему формирования трудового потенциала в АПК края, тем самым способствуя развитию экономики сельского хозяйства в целом.
Принимаемые государством и регионом меры по формированию трудового потенциала в АПК Алтайского края стали более системными с комплексным (программно-целевым) подходом к управлению происходящими процессами в данной сфере. В области сельского хозяйства периодически принимаются федеральные законы, целевые программы, нормативные документы, осуществляется государственная финансовая поддержка. Социально-экономическая система сельскохозяйственного предприятия является основой для формирования трудового потенциала. Поэтому реализация этих программ будет способствовать обеспечению АПК высококвалифицированными кадрами. Происходит определенное увеличение темпов развития сельскохозяйственного производства, но положение в регионе продолжает оставаться сложным.
Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала АПК недостаточны, требуют более интенсивного и высокого уровня развития, всестороннего подхода, увеличения объемов финансирования. Проблемы формирования и использования трудового потенциала в сельском хозяйстве региона, проявившиеся в последние годы, приобрели особую актуальность в связи с необходимостью устойчивой конкурентоспособности предприятий за счет развития систем качества сельскохозяйственной продукции, которое в свою очередь основывается на высокой квалификации работников, их мотивации и вовлеченности в совершенствование производства.
Библиографический список
1. Макарова И.К. Управление персоналом: учебник / И.К. Макарова. М.: Юриспруденция, 2002. 304 с.
2. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2004. 638 с.
3. Труд и занятость в Алтайском крае. 2002-2006 гг.: стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2007. 104 с.
4. Закон Алтайского края «О внесении изменения в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Барнаул, 2004.
5. Агропромышленный комплекс Алтайского края: стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2007. 122 с.
6. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред.
проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 608 с.
+ + +
УДК 338.109.4 А.М. Гаджимагомедов,
М.С. Атаев,
Б.К. Кагерманов
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ И КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
НА ОСНОВЕ КООПЕРАЦИИ
Введение
Актуальность определяется тем, что проводимые в России реформы привели к изменению экономической среды функционирования АПК. Появились различные формы предпринимательской деятельности, в том числе крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства (КФХ и ЛПХ). Однако опыт их функционирования, независимо от избранных организационно-правовых форм хозяйствования, свидетельствует о том, что выбор формы предпринимательства лишь опосредованно затрагивает сам процесс производства и, в основном, влияет на распределение полученных доходов.
В изменившихся социально-экономических условиях проблемы формирования и эффективного функционирования лично-
го подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства в Республике Дагестан исследованы недостаточно и требуют новых подходов к обоснованию теоретических основ и практических предложений по их дальнейшему развитию в условиях перехода к рыночным отношениям.
Чрезвычайно важным в современных условиях является изучение рыночной специфики формирования и повышения эффективности функционирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Актуальность исследования малых хозяйств возрастает также в связи с тем, что в последние годы наметилась тенденция к сокращению общественного производства, в то время как потребность в сельскохозяйственной продукции растет.