УДК 331
РАЗВИТИЕ И ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА
© 2009 г. канд. экон. наук Е.И. Зацаринная
Азово-Черноморская государственная Azov-Blacksea State Agroengineering
агроинженерная академия, г. Зерноград Academy, Zernograd
Рассмотрены проблемы влияния социально-экономических условий на функционирование рыночного хозяйства Ростовской области; изложены варианты инвестирования объектов социально-экономической сферы села, а также функциональные подсистемы, которые обеспечивают воспроизводство производственно-экономического и социально-трудового потенциала в сельской местности.
Ключевые слова: социально-экономические институты, рынок труда,
инфраструктура, инвестиции.
The problems of influence of social-economic conditions on the functioning of Rostov region’s market economy are examined; the variants of investment of objects of the country’s social-economic area, and functional subsystems which provide reproduction of industrial-economic and social-labour potential in the country are given.
Key words: social-economic institutions, labour market, infrastructure, investments.
Изучение проблемы влияния социально-экономических условий на функционирование рыночного хозяйства региона показывает, что она относится к числу актуальных в течение многих лет. Еще в конце 60-х-начале 70-х годов А.Ф. Тарасов, В.Г. Игнатов, В.Н. Овчинников, О.Ю. Мамедов, Л.П. Малейко исследовали проблемы занятости в селах Ростовской области и изложили системные предложения по сокращению миграции сельского населения, его
профессиональной ориентации,
повышению эффективности
сельскохозяйственного производства.
Однако результаты исследований проблем социального развития сельских территорий применимы к ситуации дореформенного периода.
Принципиально важными
изменениями в функционировании АПК Ростовской области, так же как и России в целом, оказывающими влияние на социальный потенциал села, в трансформационном периоде были:
• во-первых, разгосударствление в
АПК и формирование многоукладной экономики;
• во-вторых, наделение работников
бывших государственных
сельхозпредприятий в ходе их разгосударствления земельными долями и имущественными паями;
• в-третьих, развитие
предпринимательства в селах в разных его формах;
• в-четвертых, появление новых форм хозяйствования во всех сферах агропромышленного комплекса.
Рынок сельского труда представляет собой, в широком смысле этого слова, систему социально-экономических
отношений между экономическими
агентами АПК, усилия которых направлены на регулирование процессов формирования, распределения,
перераспределения и использования трудовых ресурсов. В узком смысле - это механизм взаимодействия между
продавцами и покупателями рабочей силы, предполагающий эффективное
использование ее трудового потенциала в
условиях развития аграрной сферы экономики.
Для сельского рынка труда СевероКавказского региона характерны следующие основные особенности: более высокий уровень его напряженности по сравнению с городской местностью, обусловленный приростом незанятых; замедление темпов соотношения между спросом и предложением на труд; относительно высокий удельный вес вынужденных мигрантов, молодежи и женских трудовых ресурсов в общей численности безработных на селе; ограниченный выбор вакансий и рабочих мест; недостаточный уровень
самозанятости населения (в том числе фермерской деятельностью); снижение уровня квалификации руководителей и специалистов. Все это замедляет развитие аграрного рынка. Регулирование рынка труда на селе должно предусматривать повышение спроса на трудовые ресурсы посредством внедрения региональных программ по созданию и сохранению рабочих мест в АПК.
Негативные явления последних лет в социально-экономической жизни сел Ростовской области привели к тому, что стал деградировать производственный потенциал, снизилась мотивация труда, во многих предприятиях АПК упала производственная и трудовая дисциплина, стали все более проявляться негативные социальные тенденции.
На социальный потенциал села весьма значительно влияет
демографическая ситуация. Экономическая нестабильность в агропромышленном комплексе области негативно сказалась на качестве образа жизни сельского населения. Происходит ежегодное выбытие работников из АПК из-за ухудшения состояния его производственного
потенциала и сокращения затрат на создание условий по охране труда, перехода части бывших работников в число фермеров, владельцев личных хозяйств. Только за последние пять лет
численность работающих в сельском хозяйстве Ростовской области
уменьшилась на 39,8 тыс. человек. Доля сельского населения в общей численности составляет 33,2%.
Экономически активное население в 2005 году составило 2126 тыс. чел., в том числе занятое - 1944 тыс. чел.;
безработные - 182 тыс. чел. В 2006 соответственно: 2132; 1961; 171 тыс. чел. В 2007 году - 2194; 2045; 149 тыс. чел. Наибольшая трудовая активность
наблюдается в группах населения от 25 до 49 лет, наименьшая - от 15 до 19 лет и после 60 лет.
Ростовская область по уровню безработицы занимает 51 место в Российской Федерации [1]. Рассматривая контингент безработных через призму образования, нужно заметить, что доля безработных с высшим профессиональным образованием в 2005 году -12,7%, в 2006 -14,7%, в 2007 - 11,6%; со средним
профессиональным и средним общим в 2005-51,2%, в 2006 - 51,2%, в 2007 -51,3%. Особую озабоченность вызывает молодежная безработица: от 15 до 19 лет в
2005 -8,8%, в 2006 - 7,9%, в 2007 - 12%; от 20 до 29 лет в 2005 -33,4%, в 2006 -36,9%, в 2007 - 29,6%. Уровень общей безработицы составил в 2005 году - 8,7%, в
2006 году - 8,0%, в 2007 - 6,8%. Небольшое сокращение безработных в сельской местности в последние годы не связано с проявлением позитивных экономических тенденций. Это скорее обусловлено тем, что сельские безработные перестают регистрироваться в службах занятости. Однако на селе безработица ощущается не так остро, как в городе, из-за занятости в личных хозяйствах, поэтому уровень социальной напряженности, вызванный безработицей, гораздо ниже в сельской местности, чем в городе.
Результаты анализа показывают, что при сохранении устойчивых темпов сокращения численности сельского населения, незначительно растет его доля в общем числе жителей области (табл. 1).
Таблица 1
Численность и структура населения Ростовской области
Годы Все население, тыс. человек на 1 января соответствующего года В том числе Доля численности населения, %
городское сельское городское сельское
1998 4425,4 3006,7 1418,7 67,9 32,1
1999 4475,4 3029,6 1445,8 67,7 32,3
2000 4454,4 3011,6 1442,8 67,6 32,4
2001 4439,3 3000,1 1439,2 67,6 32,4
2002 4417,6 2986,2 1431,4 67,6 32,4
2003 4396,7 2973,4 1423,3 67,6 32,4
2004 4365,6 2952,4 1413,2 67,6 32,4
2005 4334,4 2892,7 1441,7 66,7 33,3
2006 4303,6 2874,7 1428,9 66,8 33,2
2007 4276,0 2857,2 1418,8 66,8 33,2
2008 4254,4 2842,8 1411,6 66,8 33,2
На сокращение численности сельского населения оказывают влияние как объективные факторы, отражающие общую тенденцию к сокращению доли этой группы в общей численности населения индустриально развитых стран, так и специфические российские факторы.
Тревожным является положение с воспроизводством населения в
трудоспособном возрасте. Результаты анализа свидетельствуют об увеличении доли работников предпенсионного возраста при одновременном сокращении численности сельской молодежи в возрасте 10-14 лет.
В ближайшем будущем численность обеих возрастных групп может сравняться, и начнется процесс существенного старения трудоспособного населения.
В Ростовской области смертность населения превышает рождаемость, причем не только в городской местности, но и на селе. В 2007 году, например, по области на 1000 человек населения приходится 10,2 родившихся и 15,0 умерших. Уровень младенческой смертности в области выше, чем в среднем по России. В 2007 году коэффициент младенческой смертности по области составил 12,5, по России - 9,4. Наряду с этими процессами, имеющими место и в
целом по России, в области, и, прежде всего в сельской местности, в 90-х годах XX века резко усилились процессы раннего вымирания мужского населения наиболее трудоспособного возраста. Смертность мужского населения села в возрасте 35-59 лет принимает катастрофические масштабы.
Подобная демографическая ситуация ведет к неэквивалентному замещению выбывающего мужского населения среднего и старшего трудоспособных возрастов молодежью. Но, как известно из исследований, наиболее
квалифицированными на селе являются работники в возрасте 40-60 лет. Ускоренное выбытие этого контингента квалифицированной рабочей силы и замещение ее молодыми, не имеющими достаточной профессиональной
подготовки и стажа работы, ведут к плохому использованию современной техники, нарушению технологий и, в конечном счете, снижают общую эффективность производства.
Существенное влияние на численность и структуру сельского населения оказывают миграционные процессы. Длительное время село имело отрицательное сальдо в обмене мигрантами с городом. Сейчас процесс оттока сельского населения в города и
промышленные центры существенно ослаб (в начале 90-х годов даже наблюдалось возвращение прежних селян из городов в деревню).
Указанные демографические
проблемы свидетельствуют об острой необходимости решения проблем улучшения оказания медицинской помощи для снижения заболеваемости и преждевременного ухода из жизни сельского населения, а также совершенствования бытового
обслуживания, сферы образования и досуга, сдерживающих нежелательный отток населения из сел области. Очевидно, что для этого необходимы соответствующие инвестиции.
Инвестиционные вложения требуются и для решения проблем роста уровня и улучшения качества жизни сельского населения.
Либерализация цен привела не только к падению жизненного уровня населения, но и послужила толчком к неоправданной дифференциации доходов, что является крайне опасной социальной тенденцией. Денежные доходы сельских семей, находящихся за чертой прожиточного минимума, примерно на 30% ниже доходов бедных групп населения в городах. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Ростовской области - 15,7%.
Для решения проблем повышения доходов населения сел области целесообразным представляется
реализация стратегии по созданию дополнительных рабочих мест в
коллективном и сохранившемся
государственном секторах
агропромышленного производства
(крупные и средние предприятия АПК), обеспечению самозанятости в
крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, расширению производств, не связанных с сельским хозяйством. Для этого необходимо продолжать реализацию соответствующих инвестиционных проектов.
Определенную роль в повышении занятости сельского населения области в
сельхозпроизводстве, обеспечении всех желающих производить сельхозпродукцию земельными участками, а также их кредитовании, для осуществления инвестиционного процесса должны сыграть ипотечные банки. Основа деятельности таких банков заключается в жестком регулировании условий для возрождения зажиточных крестьян (среднего класса на селе) с коллективными формами получения ипотечного кредита.
Для увеличения занятости в сфере переработки сельхозпродукции
необходима реализация в селах инвестиционных проектов по созданию мини-цехов, модулей по изготовлению продуктов питания по современным технологиям. Формы занятости населения сел области в материально-техническом обеспечении и агросервисном
обслуживании представлены, прежде всего, машинно-технологическими
станциями (МТС), небольшими
снабженческо-торго-выми предприятиями и дилерскими пунктами, торговоснабженческими фермерскими
кооперативами, торговыми домами, ассоциациями акционерных обществ и частных предприятий.
Большое значение для развития социально-трудовой сферы села имеет использование его
несельскохозяйственных производственных возможностей. Для Ростовской области целесообразно
развитие в селах, во-первых: промышленных предприятий,
использующих местные ресурсы
(производство строительных и отделочных материалов, красителей и т.д.); во-вторых: промыслов, традиционных для сельской местности Дона (обработка овечьей и козьей шерсти, кож, пуха, сбор лекарственных трав, изготовление сувениров и т.д.).
Еще одной проблемой, для решения которой требуются соответствующие инвестиционные ресурсы, является
необходимость поддержания (от
дальнейшей деградации) социальной инфраструктуры сел и создание условий
для перехода к наращиванию ее потенциала.
Значимость решения данной проблемы определяется тем, что по мере развития социальной инфраструктуры расширяются возможности выполнения селом расселенческих, производственноэкономических, трудовых, рекреационных функций, имеющих большое значение не только для сельского, но и для городского населения, всего общества в целом.
В условиях рынка социальная инфраструктура села, как основа социально-территориальной подсистемы, приобретает особую роль:
• именно инфраструктура, наряду с возможностями занятости населения в сельском хозяйстве и других отраслях, базирующихся в селах, предотвращает миграцию сельского населения, сохраняет социальный климат, сложившийся в конкретном сельском населении. Прекращение функционирования школы, больницы или магазина, часто предопределяет решение сельской семьи об отъезде;
• развитие социальной
инфраструктуры обеспечивает создание дополнительных рабочих мест в селах, что чрезвычайно важно в условиях безработицы;
• улучшение социальной
инфраструктуры способно стабилизировать демо-графическую ситуацию в селе, предотвратить дальнейшее его
«постарение», молодежь не считает возможным оставаться в сельских
поселениях, в которых фактически
отсутствуют элементарные услуги по
обслуживанию.
В Ростовской области в 2006-2007 годах активно осуществлялась реализация приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье -
гражданам России». Объем ввода жилых домов в 2007 году вырос по сравнению с
2006 годом на 23% и составил - 1706,0 тыс. кв. метров (2006 г. - 1388,1 тыс. кв. метров).
В течение 2007 года осуществлялась государственная поддержка жилищного строительства, объем введенного жилья, профинансированного из федерального бюджета, составил 9,5 тыс. кв. метров и из бюджетов субъекта Федерации и местных бюджетов - 1,6 тыс. кв. метров.
Очевидно, от жилищных условий, обеспечивающих комфорт, во многом зависит благосостояние населения. Показатель жилой площади, приходящейся в среднем на одного жителя, неуклонно рос: 2005 г. - 19,8 кв. м, 2006 г. - 20,2 кв. м,
2007 г. - 20,6 кв. м, о чем свидетельствуют данные таблицы 2 [2].
Таблица 2
Средняя обеспеченность населения Ростовской области жильем (квадратных метров общей площади на одного жителя)
Показатель 1993 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
В среднем на одного жителя: всего по области 17,0 18,8 19,1 19,4 19,8 20,2 20,6
в городской местности 15,9 18,5 18,8 19,1 19,5 19,9 20,1
в сельской местности 20,2 19,5 19,8 20,1 20,3 20,7 21,2
Однако надо заметить, что качество областного жилищного фонда
недостаточно высокое. Удельный вес ветхого и аварийного жилья в 2007 году -2,3% жилищного фонда.
Введение системы объединения или комбинирования средств из различных источников необходимо для развития дорожно-транспортной инфраструктуры в рыночных условиях. В конечном счете, от
развития дорожно-транспортной сети самым непосредственным образом зависит форма организации поселенческих структур, развитие производства и социально-бытового обслуживания сельского населения. Развитие дорожнотранспортной инфраструктуры в селах в современных условиях возможно, во-первых, путем объединения средств из всех источников, направляемых на сооружение дорог и путевой инфраструктуры; во-вторых, путем распределения средств
Изложенные варианты инвестирования объектов социальноэкономической сферы села Ростовской области, а также функциональные подсистемы села, которые обеспечивают воспроизводство производственноэкономического и социально-трудового потенциала села, представлены в таблице 3.
Эти подсистемы обеспечивают воспроизводство производственно-экономи-ческого и социально-трудового потенциала села. Связи между функциональными подсистемами села опосредуются через формирование и распределение бюджетных средств, доходов сельского населения, реализацию произведенной продукции на рынке, инвестирование.
Важнейшим направлением осуществления аграрной политики следует считать государственное регулирование развития АПК, представляющее собой экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Для обеспечения действенности системы финансовой поддержки АПК области и социальной сферы сел необходимо повышение ее прогнозируемости и надежности, а также своевременности, полноты и ритмичности выплат.
Другое направление повышения эффективности государственной поддержки АПК и, в частности,
региональных фондов, создаваемых предпринимателями для формирования современной социальной инфраструктуры в селах, именно на дорожное строительство, как приоритетное направление улучшения связей между сельскими населенными пунктами, и внутри них, между городом и селом; в-третьих, путем использования местных строительных материалов, существенно снижающих стоимость сооружения дорог.
социальной сферы - изменение механизмов и принципов предоставления бюджетных средств. Следует, в частности, отказаться от затратного по своей сути метода частичной компенсации расходов сельскохозяйственных предприятий на приобретение отдельных видов
промышленной продукции и перейти к выплате единых дотаций на единицу реализованной продукции с учетом общего удорожания производственных ресурсов и услуг.
Эффективным обеспечение
хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики финансовыми ресурсами может быть лишь в случае, если оно будет селективным, направляться на конкретные нужды в пределах государственных целевых программ, если будет осуществляться глубокий
экономический анализ их рационального расходования.
Переход к селективной поддержке производителей в АПК, а также социальной сферы сел может быть осуществлен на основе системы специальных оценочных критериев. В качестве таких критериев можно
использовать: динамику основных
производственных и финансовых показателей, степень участия в реализации государственных целевых программ, уровень и динамику реализации
продукции, формы и степень участия в
формировании централизованных фондов продовольствия, взаимоотношения с бюджетом в части уплаты налогов и т.п.
Таблица 3
Вариантность объединения и комбинирования средств при инвестировании объектов подсистем социально-экономической сферы села Ростовской области
Функциональные подсистемы социально-экономической сферы воспроизводственного комплекса села Выполняемые функции Варианты инвестирования объектов подсистем социальноэкономической сферы села
1. Подсистема материального производства - товарное производство во всех сферах АПК и его инфраструктура; - личное подсобное и домашнее хозяйство. 2. Подсистема административной и финансовой деятельности - местное самоуправление; - обеспечение правопорядка; - система формирования доходов, распределения средств бюджетных и внебюджетных. 3. Подсистема образования, здравоохранения, культуры, спорта, отдыха - школьное и дошкольное образование, воспитание; - переобучение, переквалификация безработных; - медицинское обслуживание; - культура, искусство, спорт, отдых. 4. Подсистема материального потребления и быта - торговля; - общественное питание; - жилищно-коммунальное обслуживание; - сервисные услуги; - бытовое обслуживание. Обеспечение занятости сельского населения, формирование и распределение бюджетных средств, доходов населения, воспроизводство демографического и трудового потенциала, предоставление социальных услуг, торгово-бытовое обслуживание, воспитание детей, создание условий для отдыха, занятий творчеством, спортом - инвестирование за счет собственных средств (прибыли, амортизации) предприятий АПК и других отраслей и сфер; - инвестиции из средств бюджетов всех уровней; - инвестирование из внебюджетных источников; - привлечение средств внешних инвесторов, в том числе зарубежных; - сочетание источников инвестирования (за счет собственных средств предприятий, привлеченных ресурсов и займов (кредиты банков, выпуск облигаций), государственный целевой инвестиционный кредит и другие); - привлечение акционерного и паевого капитала; - инвестиционный лизинг; - инвестирование из фондов, формируемых из сбережений населения, средств предпринимателей, кооперативов взаимного кредитования и т.д.; - объединение средств при комбинировании различных источников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб./ Росстат. -М., 2008. - 999 с.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 502 с.
3. Ростовская область 2006: стат. сб./ Ростовстат. - Ростов н/Д, 2007. - 961 с.