Социально-экономические особенности развития Дальневосточного федерального
округа России
Русаков А. С. *
The article considers the socio-economic importance of Far East Federal District of Russia in the period of global integration. The author characterizes the economic potential of the region, gives a classification of threats of the economic security of the region in accordance with the economic and geo-political conditions.
In this article the series of threats of economic security are formulated and analyzed. The author thinks the measures for neutralization of these threats must be worked out in the shortest possible time. But one must take into account local conditions. These measures must be adopted not only in the area of the DFO, but also in Russia.
The author made recommendations to counter threats and improve social and economic climate in the region.
В состав Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО) входят девять субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Располагаются они на территории 6215,9 тыс. кв. км, что составляет (36,4 % территории России). Население округа — 6486,4 тыс. человек (около 4,9 % населения России). Административным центром ДФО является Хабаровск.
Значение российского Дальнего Востока как территории, обладающей выгодным географическим положением и значительными естественными ресурсами, быстро возрастает. Выгодное геоэкономическое положение ДФО обусловлено возможностью тесного экономического и политического взаимодействия России с соседними странами: Китаем, Японией, Кореей1. Наличие естественных ресурсов создает благоприятные условия для формирования сырьевой базы, необходимой для развития производственной сферы региона.
Наиболее значимые направления хозяйственной деятельности Дальневосточного федерального округа объединяются по ряду направлений: топливно-энергетическое, рыбодобывающее, лесное, сельскохозяйственное, транспортное и торговое.
На долю дальневосточных лесных ресурсов приходится более трети (36 %) ле-
сопокрытой площади страны, при этом лесной фонд составляет 80 % территории округа. В 2008 г. фактически заготовлено 16,3 млн м3 древесины, или 21 % от расчетной лесосеки, в первом полугодии 2009 г. - 5,8 млн м3 (6,9 %).
Несмотря на то что экономический кризис и увеличение ставок таможенных платежей повлияли на сокращение экспорта в 2009 г. в 1,8 раза круглых лесоматериалов через таможни Дальнего Востока, общий объем экспорта составил 3,9 млн м3 на сумму 335,2 млн долл.
Необработанные материалы в структуре экспорта лесоматериалов составляют свыше 90 %. Экспорт необработанных лесоматериалов осуществляется в Китай (88 %), Японию (6 %), Республику Корея (5 %) и КНДР (0,9 %).
Таким образом, лесная и деревообрабатывающая промышленности ДФО, а именно - Приморского, Хабаровского краев и Амурской области, занимают значительный удельный вес в общероссийском экспорте древесины, производстве пиломатериалов, древесноволокнистых плит.
Что касается водных биологических ресурсов, то в структуре общероссийского вылова Дальневосточный бассейн занимает первое место. Ежегодно добывается более 60 % всей вылавливаемой в стране рыбы и морепродуктов. Основные объемы сырьевой базы водных биологических ресурсов сосредоточены в Охотском (до 40 %) и Беринговом (до 33 %) морях и в целом составляют около 26 млн
Адъюнкт АЭБ МВД России.
СО
OI
О CJ
О
о о
Q.
со
s н
о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
CO
Ol
О CJ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
у
S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
тонн. В настоящее время в Дальневосточном бассейне общий вылов составляет 1,1 млн тонн (всего по России — 1,8 млн тонн), что на 3,3 % больше уровня 2008 г. По данным пограничных органов, в первом полугодии за пределы таможенной территории РФ вывезено более 540 тыс. тонн гидробионтов2.
В минерально-сырьевом балансе страны ДФО занимает лидирующее место по запасам и добыче ряда рудных полезных ископаемых и алмазов. В частности, в Дальневосточном округе сосредоточено около 81 % запасов и почти 100 % добычи алмазов, 92 % запасов и почти 100 % добычи олова, 33 % запасов и около 50 % добычи золота, 30 % запасов и около 50 % добычи серебра. Кроме того, добывается цинк — 10 %, сурьма — 100 %, свинец — 63 %, платина - 8 %, 100 % бора и 80 % плавикового шпата, различные виды строительных материалов и сырья для их производства. Территория ДФО включает ряд крупнейших золотоносных провинций мира, потенциал которых многие годы обеспечивает ей лидирующее положение в производстве золота в России. В 2008 г. добыча золота в субъектах округа составила 80,6 тонны. Основными продуцентами золота являются следующие субъекты: Магаданская область — 23,7 тонны, Хабаровский край — 18,4 тонны, Республика Саха (Якутия) — 18,6 тонны, Амурская область — 14,7 тонны, Чукотский автономный округ — 4,7 тонны3.
В настоящее время Сахалинская область благодаря разработке шельфовых месторождений является центром инвестиционной активности иностранных предпринимателей. Постепенно энергодефицитность региона меняется на энергоизбыточность. ДФО становится экспортером углеводородов, электроэнергии и угля в страны Северо-Восточной Азии (далее СВА).
Разветвленная речная сеть стимулирует развитие судоходства в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской области и Республике Саха (Якутия), а также рыбной промышленности и гидроэнергетики (Зейская гидроэлектростанция, Нерюнгринская и Чульманская ГРЭС).
Также следует отметить направления хозяйственной деятельности, которые хотя и не имеют макроэкономического значения, но являются социально-значимыми видами деятельности для Дальневосточного округа. К ним относятся олене-
водство, охота, традиционное рыболовство, пушное звероводство. Обилие целебных ягод и трав активно используется в фармакологии. Эти виды хозяйственной деятельности развиты практически во всех субъектах Федерации, входящих в состав ДФО. Основными направлениями деятельности указанных выше отраслей являются добыча и переработка сырья, производство и реализация продукции и товаров, обеспечивающих население всеми необходимыми благами.
Благоприятные природно-климатические условия, помноженные на трудовые ресурсы, образуют важные предпосылки для организации на базе региона центра высокоразвитого наукоемкого технологического производства. Вместе с тем экономический потенциал ДФО является привлекательной сферой и для криминальных структур, чья деятельность направлена на нелегальный оборот ресурсов, сокрытие налогов и тому подобные противоправные действия, подрывающие региональную экономическую стабильность округа в частности и государства в целом.
С учетом социально-экономических особенностей ДФО можно сформулиро-ватьряд угроз экономической безопасности, которые оказывают непосредственное влияние на экономику и для нейтрализации которых должны быть разработаны адекватные механизмы противодействия. С учетом типологии регионов угрозы экономической безопасности разделяют на два вида: внутренние и внешние4. Внутренние экономические угрозы, в свою очередь, делятся на внутрирегиональные и межрегиональные. По субъекту происхождения внутререгиональные угрозы экономической безопасности исходят из неэффективной управленческой деятельности органов местного самоуправления и локальной деятельности контрагентов (предприятий, организаций, юридических и физических лиц), осуществляющих недобросовестную экономическую деятельность на территории субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. К ним относятся:
> увеличение имущественной дифференциации населения;
> возрастание неравномерности социально-экономического развития субъектов Федерации;
> неэффективное использование природных ресурсов;
>
>
>
>
закрепление моносырьевой специализации;
потеря производственного потенциала из-за износа основных фондов; высокий уровень безработицы наряду с высоким уровнем преступности; ухудшение экологической ситуации. Данный вид угроз прежде всего связан с наличием богатых запасов природных ресурсов, осуществлением крупных социально-экономических программ и проектов, а также недостаточно эффективной деятельностью правоохранительных органов.
К межрегиональным угрозам экономической безопасности относятся угрозы, связанные с неэффективностью системы государственного регулирования экономики, а также осуществления недобросовестной экономической деятельности между контрагентами на межрегиональном уровне. Среди этих угроз наиболее актуальными в данный момент являются: > усиление топливно-сырьевой направленности экономики; действующие на территории ДФО межрегиональные преступные организации;
несовершенство правовой базы; низкая инновационная и инвестиционная активность;
недостаточное государственное обеспечение;
криминализация общества и хозяйственной деятельности. Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры рынка мировых цен и внешней торговли; резкие колебания курса валют; превышение оттока капитала над его притоком (инвестиции); увеличение корпоративного долга; импортная зависимость; перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия приводят к отставанию региональной экономики, делая ДФО сырьевым придатком стран с более интенсивно развивающейся экономикой — в частности, стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее — АТР).
Исследование воздействующих на региональную экономику угроз, обусловленных геоэкономическими особенностями ДФО, направленно на выявление первоисточников и условий их образования, определение степени их достаточности и актуальности. Проведение подоб-
>
> > > >
ного анализа обусловлено необходимостью определения современных угроз, которые несут в себе отставание в области развития субъектов Федерации, входящих в ДФО, а также развития системы критериев, параметров и показателей экономической безопасности применительно к регионам5.
Вместе с тем в настоящий момент можно сформулировать ряд угроз экономической безопасности, по нейтрализации которых должны быть в кратчайшее время разработаны и приняты меры всеми субъектами — с учетом местной специфики — не только в рамках ДФО, но и в рамках Российской Федерации. К таким угрозам, в частности, относятся следующие.
1. Увеличение имущественной дифференциации населения, что создает социальную и криминалистическую напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.
2. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, что выражается в объективно существующих диспропорциях уровня социально-экономического развития субъектов Федерации, наличии депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов. При этом сравнительно новым для России явлением в данной сфере является неконтролируемые перемещения капитала внутри страны, а также вывоз капитала за рубеж. Данное явление резко усиливает экономическую дифференциацию различных субъектов Российской Федерации.
3. Деформированность структуры российской экономики, выражающейся в усилении топливно-сырьевой направленности экономики, низкой конкурентоспособности большинства отечественных производителей, свертывании производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности в совокупности с воздействием внешних угроз, связанных с завоеванием иностранными фирмами внутреннего рынка России, в том числе приобретением иностранными фирмами отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков. Так, в последнее время отмечены активные действия китайских властей по стимулированию своих
п
О!
О СЧ
О О
о а
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
CO
Ol
О СЧ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
компании на скупку мелких российских лесозаготовительных предприятий. В стремлении завладеть правом освоения лесного фонда региона иностранцами на законных основаниях приобретаются доли и акции российских предприятий и организаций, заключивших ранее долгосрочные договоры аренды лесного фонда. В октябре 2008 г. одним из харбинских акционерных обществ («Суйбао Жэ-дянь») приобретены 100 % долей четырех российских лесозаготовительных предприятий в северных районах Амурской области. На приобретение указанных предприятий акционерному обществу под китайские государственные гарантии выделен кредит в 20 млн долл. Сегодня указанные иностранцы фактически хозяйничают на лесной площади в 150 тыс. га с ежегодным отпуском древесины объемом более 200 тыс. м3.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Здесь в первую очередь необходимо отметить бурный рост теневой экономики, вхождение организованной преступности в ряды чиновников государственных органов, а также проникновение в различные властные структуры. Важным аспектом криминализации экономики является использование легальных финансовых институтов для совершения различных преступлений, направленных на хищение средств как государства, так и частных лиц, уклонение от уплаты налогов, отмывание преступно нажитых доходов, финансирование противоправной деятельности 6. Эта угроза является одной из основных социально-экономических характеристик ДФО, она занимает стабильные лидирующие позиции. По количеству преступлений, совершаемых на 100 тыс. человек населения, в ДФО в 2007 г. было зарегистрировано 3385 преступлений, по России было зарегистрировано 2521 преступление. При этом численность преступлений экономической направленности, совершаемых на территории ДФО, неуклонно растет. Основным предметом деятельности преступных организаций являются биологические ресурсы российского Дальнего Востока: лес, рыба и морепродукты, которые являются притягательной силой как для представителей отечественных
криминальных структур, так и для предпринимателей государств АТР, которые активно используют любые возможности для организации и осуществления незаконных операций по их добыче и реализации. Как свидетельствует и анализ статистических данных, ежегодно возрастает количество выявляемых фактов незаконной порубки леса (ст. 260 УК РФ) и добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ). Количество преступлений, выявленных в период с 2004 по 2008 г., увеличилось: по ст. 260 УК РФ — с 633 до 1091 преступления; по ст. 256 УК РФ — с 942 до 1550 преступлений. Только по раскрытым в 2008 и 2009 гг. преступлениям в рыбной отрасли и лесопромышленном комплексе установленный ущерб, нанесенный экономике региона, составил более 2,8 млрд руб. При том, что латентность преступлений в данной области превышает 90 %7. Российское сырье, так необходимое для развития отечественного производства, фактически за бесценок утекает за рубеж. В связи с этим в настоящее время большую актуальность региональной правоохранительной системы приобретают вопросы обеспечения законности при заготовке (добыче) и реализации лесоматериалов и водных биологических ресурсов.
В рамках международного сотрудничества в текущем году вопросы борьбы с контрабандным вывозом из России биологических ресурсов рассмотрены на пятой рабочей встрече с представителями Национального полицейского агентства Японии (июнь) и Департамента общественной безопасности провинции Хэй-лунцзян КНР (апрель).
В 20082009 гг. в округе выявлено более 6,6 тыс. преступлений в указанных отраслях, при этом в лесопромышленном комплексе каждое третье выявленное преступление совершено в крупном и особо крупном размерах, в рыбной отрасли — каждое пятое.
Вместе с тем, по мнению специалистов Департамента экономической безопасности МВД России, влияние криминала на экономику и бюджетообразующие предприятия округа, стремление максимально извлечь неконтролируемые доходы от незаконных сделок в этих сферах ежегодно возрастает8.
В 2009 г. ОВД округа раскрыто 58 преступлений, совершенных организован-
ными группами (далее ОГ) и преступными сообществами (далее ПС) в данных отраслях (рыба — 56, лес — 2), из них большинство связано с контрабандным перемещением леса и рыбопродукции за пределы Российской Федерации.
Сильное воздействие на региональную экономику оказывает транснациональная преступность. Так, на территории Камчатского края пресечена деятельность международного преступного сообщества (один из организаторов — гражданин США А.А. Гонтмахер), осуществляющего легализацию крабовой продукции, полученной путем незаконной разработки естественных богатств исключительной экономической зоны Дальневосточного региона России9. Масштабы их преступной деятельности и размер ущерба, причиненный экологии России, значительны даже на международном уровне. В ходе расследования установлены факты легализации незаконно добытой мореп-родукции (варено-мороженые конечности краба) в количестве более 9,6 тыс. тонн на сумму более 500 млн руб. В ходе проведенных следственно-оперативных мероприятий арестованы, признаны вещественными доказательствами девять судов-добытчиков, изъято и арестовано около 130 тонн крабовой продукции на общую сумму около 32 млн руб.
Имеют подтверждения факты интеграции иностранных и российских преступных сообществ. Одним из ярких примеров этого является возбужденное уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ — выявлено четыре факта преступной деятельности генерального директора морской судоходной компании «Востоктранссер-вис», который в течение трех лет возглавлял межрегиональную группу, действовавшую в Приморском крае, Магаданской области и Камчатском крае для совершения контрабанды водных биоресурсов.
Аналогичные примеры можно привести и в лесопромышленном комплексе. Так, в марте 2009 г. на территории Хабаровского края пресечена деятельность финансируемой из Китая организованной преступной группы, состоящей из граждан обеих стран, члены которой наладили контрабанду лесопродукции на сумму около 4,5 млн руб. Возбуждено уголовное дело по 11 фактам контрабанды.
Наряду с этим намечается рост преступлений, связанных с незаконной порубкой деревьев (ч. 3 ст. 260). За первое полугодие 2009 г. ОВД округа выявлено
девять преступлений (за аналогичный период прошлого года три преступления). При документировании данных фактов на оперативный контроль ГУ МВД России по ДФО поставлено организованное преступное формирование («Красноармейское») с международными связями, члены которого на территории Приморского края осуществляли незаконные порубки и контрабандный вывоз леса в КНР.
Таких примеров можно приводить много. Только в 2009 г. органами внутренних дел Дальневосточного федерального округа раскрыто 58 преступлений, совершенных ОГ и ПС в рыбной отрасли и лесопромышленном комплексе.
Из исследованных уголовных дел оперативные данные подтверждают, большая часть экспортеров — это китайские предприятия, работающие под прикрытием российских фирм. Китайские представители, располагающие большими суммами денежной наличности, полученной от реализации в России товаров народного потребления, имеют возможность за наличный расчет скупать продукцию без документов, в дальнейшем подделывая их.
Очевидно, что рассмотренные виды преступлений оказывают значительное воздействие на социально-экономическую сферу Дальневосточного региона. Основная нагрузка по стабилизации ситуации ложится на плечи правоохранительных органов, и они должны быть к этому готовы. Одним из первостепенных и наиболее сложных направлений деятельности органов внутренних дел становится противодействие зарубежным организованным преступным формированиям, интегрированным в российскую экономику. При этом надо понимать, что неразвитый отечественный перерабатывающий сектор и производственная инфраструктура округа не способны в настоящий момент переработать объемы добываемых ресурсов, а зарубежные компании стран АТР предлагают выгодные условия сбыта.
Возникает закономерная необходимость создания нужных производственных ресурсов, а также совершенствования экономических и правовых институтов. Экономическая безопасность ДФО является важнейшим составным элементом экономической безопасности России. Использование регионального потенциала должно быть в первую очередь направ-
со
Ol
О
сч
о о о
Q.
et со
s н
о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф
4
я *
<
*
5 I
н
о ф
CO
Ol
О СЧ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
лено на удовлетворение национальных интересов. Создание здорового экономического климата, внедрение инновационных технологий в производственный сектор в настоящий момент возможно только при непосредственном участии государства. Приоритетными направлениями такого участия можно обозначить следующие.
1. Возрождение эффективного промышленного рыбопромышленного комплекса, создание развитой береговой инфраструктуры, переориентирование населения из теневого сектора экономики на легальную основу.
2. Совершенствование экономических, правовых и организационных механизмов регулирования хозяйственной деятельности населения в зависимости от региональных особенностей.
3. Выведение правоохранительных органов на качественно новый уровень деятельности по обеспечению безопасности и правопорядка посредством внедрения опыта, накопленного в научно-исследовательских организациях МВД России, распространяющегося на решение региональных проблем деятельности органов внутренних дел в области экономической безопасности.
4. Совершенствование организации обмена информацией об участниках внешнеэкономической деятельности с целью отслеживания движения экспортируемых товаров в режиме реального времени, в том числе определе-
ние порядка оперативного доступа взаимодействующих правоохранительных структур к имеющимся в ведомствах электронным базам данных. 5. Развитие механизмов международного сотрудничества в области противодействия транснациональным организованным преступным формированиям.
Таким образом, становление региональной системы экономической безопасности в период глобальной интеграции должно происходить во взаимосвязи с исследованием сфер экономики, в которых наблюдается наиболее высокий уровень криминогенности. При этом нельзя не согласиться с мнением доктора экономических наук Р. В. Илюхиной о том, что созданная в России экономическая система регулирующую роль отводит конкуренции, рынку, свободному движению капитала. Роль государственных органов сведена к минимуму в регулировании финансовых потоков как внутри страны, так и за ее пределами. Внешне- и внутриэко-номическая деятельность, приобретая либеральный характер, сопровождается криминализацией экономики и, как следствие, снижением степени экономической безопасности всех уровней. В такой ситуации предлагаемые направления деятельности механизмов государственного регулирования должны лечь в основу методов противодействия угрозам экономической безопасности Дальневосточного федерального округа.
Литература и примечания
1. Ишаев В.И. Особый район России. Хабаровск, 1998. С. 1.
2. Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
3. Бойко А.В. Состояние и перспективы развития материально-сырьевого комплекса Дальневосточного федерального округа // Материалы круглого стола: «Правовые, экономические и информационные основы недропользования в России и привлечение инвестиций в воспроизводство материально-сырьевой базы». СПб.: ВСЕГЕИ. 2006. С. 26-27.
4. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 77.
5. Анищенко В.Н. О правовых и организационных аспектах научного обеспечения деятельности органов внутренних дел по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 2. С. 8.
6. Анищенко В.Н. О правовых и организационных аспектах научного обеспечения деятельности органов внутренних дел по реализации государственной политики в области обеспечения экономичесой безопасности. С. 7.
7. Главное управление МВД по Дальневосточному федеральному округу Российской Федерации: справка по итогам работы в 2008 г.
8. И далее используются материаллы Департамента экономической безопасности МВД России.
9. Уголовное дело возбуждено 28 апреля 2009 г. по ч. 1 ст. 210, ч. 4 ст. 174-1, ч. 2 ст. 253 УК РФ.
2 Ф
4
я *
<
*
5 I
н
о ф