Криминологическое противодействие экономической преступности в нефтегазовом комплексе
Лысенко С.А.'
The article deals with criminological analysis of economic crimes of the oil and gas complex of the Russian Federation.
Some kinds, methods and conditions of committing such crimes are considered in the article. The author gives an estimate of the low enforcement agencies activities in counteraction to economic criminality and suggests both the measures for the fight against these crimes and the ways of their prevention.
В течение многих лет, а особенно в последнее десятилетие, на объектах нефтеперерабатывающей промышленности и объектах, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов, складывается напряженная криминогенная обстановка. Высокая доходность и постоянный спрос на продукцию нефтяного сектора, легкость сбыта этих продуктов делают сферу переработки нефти и поставок нефтепродуктов очень привлекательной для криминальных структур. Данная отрасль очень быстро опутывается густой криминальной сетью по всей территории России, порождая совершенно новые виды преступлений.
Высокий спрос на акции нефтяных и газовых компаний, возможность получения высоких дивидендов обусловливают повышенное внимание к ним криминальных структур на всей территории Российской Федерации. В корпорациях и управляющих холдингах происходит интеграция предпринимательской деятельности, в том числе теневой, стираются различия между членами правления, назначаемыми государством, и бизнесменами. В руках руководящих лиц акционерных обществ, имеющих распорядительные или иные властные функции, сосредоточиваются значительные финансовые средства, которые нередко становятся объектом преступных посягательств или используются в качестве источника получения противоправных доходов.
Низкий уровень управленческой деятельности государственных органов в сфере нефтегазового комплекса при проведении приватизации и акционирования объектов нефтегазовой промышленности привел к потере контроля за ее ключевыми звеньями. Был создан ряд криминогенных условий, способствующих обострению борьбы за сферы влияния между организованными преступными формированиями, скупивши-
ми акции предприятий. При этом значительно возросла коррумпированность должностных лиц, которые от имени государства принимали решения по управлению государственным имуществом, находящимся в оперативном управлении компаний.
Как отмечал министр внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиев, многочисленные факты незаконной разработки месторождений нефти, хищений бюджетных средств в нефтяной отрасли, нефти и нефтепродуктов свидетельствуют о масштабах проникновения криминалитета в главную бюджетообразующую сферу государства1.
От колебаний цен на мировых нефтяных и газовых рынках зависит экономическое состояние страны и, как следствие, повышается воздействие преступности на нефтегазовую отрасль.
Так, только за один 2007 г. органами внутренних дел было выявлено 7972 преступления, совершенных в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), из 225 966 выявленных преступлений экономической направленности. Показатели за последние четыре года свидетельствуют об их неуклонном росте: если в 2006 г. было выявлено 7286 преступлений, то в 2008 г., когда цена нефти взлетела выше 100 долл. за баррель, достигнув абсолютного максимума за всю историю, — 9677 преступлений (график).
Э.Г. Юзиханова обращает внимание на взаимосвязь между преступностью и конкретными жизненными факторами, так, например преступность в сфере ТЭК положительно коррелирует с ростом мировых цен на нефть и увеличением доходов населения3.
Всего по России в первом полугодии показательного 2007 г. подразделениями ОВД по борьбе с экономическими преступлениями выявлено 7147 преступлений (аналогичный показатель прошлого года (АП-ПГ) — 5436), совершенных в сфере ТЭК.
Адъюнкт кафедры криминологии, психологии и педагогики Тюменского юридического института МВД России.
CJ
OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
Динамика мировых цен на сырую нефть с 1971 по 2009 г., долл. за барр.2
а
Ol
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с
о m ф vo
>5
О *
О ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
*
S I
н
о ф
со
По федеральным округам они распределились следующим образом: Центральный - 1864 (АППГ - 1637); Северо-Западный - 520 (АППГ - 311); Южный - 824 (АППГ - 804); Приволжский - 1835 (АППГ - 973); Уральский - 440 (АППГ - 420); Сибирский - 1102 (АППГ - 795); Дальневосточный - 369 (АППГ - 314).
Количество преступлений, совершенных в сфере ТЭК, уголовные дела которых следственными подразделениями ОВД направлены в суд, составило в России - 4933 (АППГ - 3685), а по федеральным округам представлено следующим образом: в Центральном - 1362 (АППГ -1215); в Северо-Западном - 264 (АППГ -236); в Южном - 512 (АППГ - 571); в Приволжском - 1462 (АППГ - 623); в Уральском - 302 (АППГ - 291); в Сибирском - 584 (АППГ - 463).
К уголовной ответственности в 2008 г. за совершение преступлений, в топливно-энергетической сфере были привлечены 1250 чел. из 40 839 чел., привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений экономической направленности 4.
Большую озабоченность вызывает факт расширения географии преступлений в нефтяной и газовой промышленности. Наиболее криминогенными регионами являются Тюменская и Самарская области, Пермский край, республики Башкирия и Дагестан.
Тюменская область в силу наличия больших запасов нефти и газа, а также по причине особого географического положения развивается как мощный газонефтедобывающий, нефтетранспортирующий регион. Вследствие того, что на территории Тюменской области находятся пункты добычи, переработки нефти, узлы инфраструктуры по ее транспортировке, то такой мощный топливно-энергетический комплекс предполагает сосредоточение крупных объемов денежных
средств, материальных ценностей, высокотехнологичного оборудования, контроль за которыми достаточно затруднителен.
Таким образом, складывающаяся криминогенная обстановка в сфере переработки нефти, газа и поставок уже готовой продукции свидетельствует о неуклонной тенденции роста количества выявленных преступлений, повышении уровня их подготовленности и технической оснащенности, увеличении масштабов причиненного материального ущерба. С криминологической точки зрения совершаемые преступления характеризуются корыстной мотивацией, высоким уровнем криминального профессионализма, организованностью и использованием служебных полномочий.
В Москве 18 февраля 2010 г. на расширенном заседании Коллегии МВД России по итогам работы органов внутренних дел в 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев заострил внимание на проблеме борьбы с экономической преступностью, а также с криминальным давлением на бизнес и незаконным захватом собственности. Меры по борьбе с преступностью, по словам президента, должны быть адекватны ее масштабу, а работа МВД в этом направлении - существенно скорректирована5.
В нефтегазовой отрасли также очень высок уровень экономических преступлений, организуемых руководителями легальных фирм. Последние годы характеризуются ростом беловоротничковой преступности, т.е. преступности чиновников, коррупционеров и представителей высших эшелонов власти. Там же и колоссальная латентность6.
На основании данных Департамента экономической безопасности7, ТЭК занимает лидирующие позиции среди всех других отраслей российской экономики по показателям материального ущерба от общего числа преступлений экономической направленности (табл.).
Таблица
Материальный ущерб от экономической преступности в основных отраслях
экономики России, млрд руб.
Отрасли материальный ущерб
2004 г. 2005 г.
Топливно-энергетический комплекс 122,5 631,5
Оборот драгоценных металлов и камней 162,0
Машиностроительный комплекс 9,5 499,3
Аграрно-промышленный комплекс 15,8
Кредитно-финансовая сфера 39,0 119,0
Транспорт 2,6 13,0
Строительный комплекс 6,7 12,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,8 4,0
Так, наиболее показательным был 2005 г., ущерб от экономических преступлений в котором составил примерно 2 % российского ВВП.
В этой связи необходимо отметить, что долю экономических преступлений внутри ТЭК дает именно нефтегазовый бизнес, а выявленный ущерб по уголовным делам против отдельных фирм нефтепромышленного комплекса (НГК) сопоставим с ущербом от экономических преступлений в отдельных отраслях российской экономики, составляет миллиарды рублей.
После того как государство взяло курс на ужесточение борьбы с экономической преступностью «большого бизнеса» удалось добиться, согласно официальным данным, ее существенного снижения, выявленные потери от беловорот-ничковой преступности в НГК сократились на порядок. По данным Департамента экономической безопасности России во всем ТЭК в 2006 г. сумма причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составила 12,2 млрд руб., в 2007 г. — около 15 млрд руб.8.
Констатируя рост коррупции, активизацию организованных преступных групп, имеющиеся возможности легализации преступных капиталов и получения неконтролируемых доходов от реализации углеводородного сырья в сфере экономики, следует отметить, что совершаемые преступления в различных звеньях нефтегазового комплекса распределяются по удельному весу следующим образом: геология и разведка — 2,7 %; буровые работы — 0,3 %; добыча — 4,2 %; переработка — 18,6 %; транспортировка — 35,6 %; подземное хранение — 1,6 %; реализация — 15,5 %; другие виды деятельности — 3,3 %9.
Исходя из статистики уголовных дел за 2008 г., необходимо отметить следующую градацию совершенных преступлений на стадиях:
> добыча нефти и газа — совершенно 12,7 % от общего количества уголовных дел (незаконные предпринимательства, хищения нефти и газа, другие виды преступлений при незаконной реализации добытой нефти);
> транспортировка нефти и газа — 24,6 % (хищения на транспорте: трубопроводный, железнодорожный и другие виды);
> нефтепереработка — 11,9 % (преступления, совершаемые при хранении и реализации нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах);
> транспортировка нефтепродуктов — 9,3 % (хищения, совершаемые при отпуске нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, совершаемые непосредственно работниками заводов, — присвоения, растраты, злоупотребления, совершаемые должностными лицами, и кражи; хищения, совершаемые получателями нефтепродуктов и другими лицами, не являющимися работниками нефтеперерабатывающих заводов);
> реализация нефтепродуктов и газа — 41,5 % (преступления, совершаемые при реализации нефтепродуктов и газа: связанные с хранением нефтепродуктов — незаконное предпринимательство; поставкой нефтепродуктов — незаконное предпринимательство, кража, мошенничество, присвоение или растрата; розничной реализацией; использованием в деятельности посреднических фирм).
СЧ
Ol
О CJ
О
о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
*
S I
н
о ф
со
Наибольший имущественный вред государству наносят экономические преступления в сфере НГК следующего характера: безлицензионная разведка и добыча углеводородного сырья; хищение горюче-смазочных материалов путем присвоения и мошенничества и товара при проведении транзитных, реэкспортных и иных внешнеэкономических операций; хищение государственной и муниципальной собственности путем вывода активов через дочерние предприятия; доведение нефтегазовых компаний до банкротства и распродажа их имущества на торгах или аукционах; занижение реального объема перемещаемого и реализуемого товара; фиктивный экспорт; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; экспорт товара в ближнее зарубежье на временное хранение и переработку; создание совместных предприятий и беспошлинный вывоз доли зарубежных партнеров; поставка товара без предоплаты с последующим ее хищением; транспортировка углеводородного сырья по продук-топроводам в адрес подставных фирм; неполная уплата налога на прибыль путем уклонения или неправильного ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов, амортизируемого имущества, завышения стоимости проектно-изыскательских работ; уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость путем создания фирм-однодневок; арбитражное мошенничество.
Способы совершения преступлений как и само преступление, в силу целого ряда объективных и субъективных факторов, постоянно совершенствуются и видоизменяются. В большинстве случаев для принятия правильного решения о квалификации деяния требуется проведение анализа не только уголовно-правовой нормы, но и норм гражданского, предпринимательского, налогового и валютного законодательства.
В сентябре 2009 г. в МВД Республики Татарстан состоялся брифинг, посвященный вопросам раскрытия преступлений в нефтегазовом секторе экономики, ущерб от которых составил 23 246 тыс. руб., обеспечено возме-щением 78,6 %. Так, в Арс-ком районе сотрудниками ОБЭП было ус-тановле-но, что директор Альметьевского филиала ООО «Татнефть» в течение 20082009 гг. занимался реализацией сжиженного углеводородного газа и осуще-ствлял предпринимательскую деятельность по эксплуатации взрывоопасных производс-
твенных объектов без соответствующего разрешения (лицензии), получив доход в сумме 2779 тыс. руб. Возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ10.
В год (в среднем) по регионам к уголовной ответственности за совершение преступлений в ТЭК привлекаются от 1,5 тыс. до 2-х тыс. лиц, из них 200-250 чел. привлекаются в качестве участников организованных групп.
В УВД по Евразийской автономной области 3 февраля 2010 г. состоялся брифинг по вопросам экономической безопасности, где было отмечено, что в прошедшем году выявлено 18 экономических преступлений, из которых возбуждено 6 уголовных дел по фактам совершения мошеннических действий организованными группами по захвату предприятий (рей-дерство) и легализации денежных средств, полученных незаконным путем. По предварительным подсчетам, сумма ущерба, причиненного предпринимателю, превысила бы 30 млн руб. Грамотные действия оперативников позволили предотвратить тот результат, на который рассчитывали мошенники. В настоящее время на имущество наложен арест, расследование продолжается11.
20.01.2010 г. в Главном управлении МВД России по УрФО подведены итоги за 2009 г. Так, в Тюменской области на основании собранных неопровержимых доказательств к 8,5 годам лишения свободы приговорен лидер межрегиональной организованной группы А.Н. Пермитин, который от имени ООО «ПАН-АСС Ойл» совершил ряд мошенничеств, связанных с лжепоставками нефтепродуктов в другие регионы страны. Общая сумма причиненного им ущерба превысила 34 млн руб.12
06. 11.2009 г. заместитель начальника УВД по экономической безопасности по Ямало-Ненецкому автономному округу на встрече с журналистами пояснил, что в основной сфере экономики автономного округа - ТЭК - сотрудниками экономического блока выявлено 188 преступлений13.
Важно отметить, что криминогенный фактор преступности заключается в характерных особенностях функционирования концернов, обусловленных тем, что их деятельность связана с заключением, получением и реализацией соглашений, подписанных между нефтегазовыми компаниями, инвесторами и собственником нефтегазоносных территорий, то есть государством в лице Правительства РФ и регионами. Особенности реализации нефтега-
зовых соглашений между участниками вызывают повышенный интерес у криминальных формирований, которые направляют свою деятельность на постоянный поиск гибких условий между нефтегазодобывающими компаниями и коррумпированными должностными лицами.
Обязательными гибкими элементами соглашений являются:
> перспективность нефтегазоносного участка, которая оценивается на основе не всегда достоверной информации о сейсморазведке и прогнозе будущих рыночных условий;
> площадь нефтегазоносного участка (чем больше оценочный геологический риск, тем большие площади выделяются для разведки);
> продолжительность разведочного периода. (В случае, если нефтегазовой компании не удается достигнуть положительных результатов в период (5-6 лет) оговоренных в соглашении поисково-разведочных работ, то по решению органов исполнительной власти участок может быть передан другому инвестору или срок этих работ может быть продлен компанией до 12—15 лет);
> программа поисково-разведочных работ, которая предусматривает обязательства финансирования различных видов затрат, в конечном итоге влияющих на прибыльность деятельности всего производственного комплекса концерна.
Важнейшей задачей, стоящей перед правоохранительными органами, является раскрываемость преступлений. Так, в 2008 г. из 9677 выявленных преступлений в сфере ТЭК были привлечены к уголовной ответственности всего 1250 чел. Следует отметить, что из общего числа возбужденных уголовных дел лишь 72,8 % находится в производстве следственных органов и направляется в суд.
Так, например, на территории Самарской области проводились оперативно-профилактические мероприятия «Нефть-2009», направленные на декриминализацию объектов ТЭК и предусматривающие взаимодействие всех служб и подразделений ГУВД области. По результатам проверок в отношении ЗАО «Татнефть-Самара» было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 УК РФ по факту незаконной предпринимательской деятельности, выразившейся в добыче нефти на территории Чел-но-Вершинского района Самарской области без соответствующих документов на
земельные участки. Сумма до-хода составила свыше 121 млн руб. А в отношении руководителя ЗАО «Санеко» был собран материал по ч. 2 ст. 171 УК РФ по факту незаконной пред-принимательской деятельности, сумма полученного дохода составила свыше 237 млн руб., возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 УК РФ14.
В настоящее время в сложных экономических условиях ряд руководителей хозяйствующих субъектов нефтегазового комплекса, а также представителей организованной преступности для достижения корыстных целей переориентировались на направления, приносящие наибольшие дивиденды. В частности, на добычу и вывоз из страны стратегического сырья по сложным схемам экспортно-импортных товарных и финансовых операций с нарушением налогового и таможенного законодательства. Масштабы совершаемых противоправных сделок исчисляются миллиардами долларов США, которые, оседая в иностранных банках, приносят баснословные прибыли российским олигархам, работают на иностранного производителя и финансируют организованную преступность.
Показательно, что к числу важнейших задач нефтегазового комплекса России относится осуществление проектов с участием иностранных компаний. Одним из них, например, является проект Каспийского трубопроводного консорциума по маршруту Тенгиз—Новороссийск стоимостью 2,7 млрд долл., которая явно завышена. Исходя из этого проекта, наше государство недополучит значительные средства, которые уйдут на компенсацию строительства. Формально при подписании данного соглашения было установлено, что 70 % оборудования и материалов должно производиться российскими компаниями. Денежные потоки проходят через «Роснефтьгазстрой», «Старстрой», а фактически они остаются за пределами нашей Родины и субсидируют иностранного производителя.
Необходимо принять экстренные меры по предотвращению подобных преступлений с учетом трудностей, связанных с мировым экономическим кризисом, низким уровнем доходов населения, высоким процентом безработицы. В противном случае можно прогнозировать значительный рост преступлений в сфере нефтяной и газовой промышленности.
На протяжении последних лет была наработана большая практика по борьбе с организованной преступной деятельностью в сфере экономики. Однако еще существу-
сч
01
г •
о
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О
о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
*
S I
н
о ф
со
ет ряд трудностей, связанных с расследованием преступлений в данной отрасли: несовершенна судебная практика по указанной категории уголовных дел, методологическая криминалистическая база, материально-техническое обеспечение экс-пертно-криминалистических, следственных, оперативных подразделений, а квалифицированный личный состав органов только формируется.
Вместе с тем следователи должны обладать знаниями в области ведения учета и специфических особенностей уголовного судопроизводства в данной сфере. Зачастую для выявления, раскрытия и дальнейшего успешного расследования требуются совместные усилия не только оперативно-разыскных и следственных подразделений, но и использование ресурсов и возможностей заинтересованных в борьбе с такими преступлениями организаций ТЭК, например, их охранных структур, способных самостоятельно выявить незаконные врезки в трубопроводы.
Примером может служить Оренбургская область, где большая часть объектов ТЭК находится под контролем частных охранных предприятий «Навигатор» и «Магистраль» с привлечением сотрудников милиции. Здесь взаимодействие вневедомственной охраны и частных охранных структур организованно объективно грамотно и конструктивно, а руководители данных предприятий обеспечивают техническую составляющую охранных мероприятий. Так, мобильные группы укомплектованы спутниковой системой «Навигатор», позволяющей отслеживать передвижения патрульных автомобилей, маршруты которых корректируются с учетом оперативной обстановки. Под защитой вневедомственной охраны находятся 29 объектов, кроме этого, охраняются 129 автозаправочных станций. По поручению МВД России в 2008 г. научно-исследовательский центр Департамента государственной защиты имущества «Охрана» разработал систему охраны трубопроводов «Магистраль» 15.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ к компетенции подразделений БЭП органов внутренних дел в настоящее время относится 32 уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за экономические (налоговые) преступления.
Для экономической преступности в отличие от общеуголовной, характерна маскировка самого факта подготовки и совершения преступления, которое вуалируется в особенностях бухгалтерского
учета, технологии производственных процессов и т.д. Поскольку они выступают под видом прогрессивных рыночных отношений, то выявление данных преступлений без специальных познаний достаточно затруднительно. Но, как ни маскируются преступления, существует реальная возможность их обнаружения с использованием различных методик, которые базируются на теории отражения16.
Очевидно, что состояние дел по борьбе с преступлениями в сфере нефтяной промышленности свидетельствует о низком уровне взаимодействия органов внутренних дел, налоговой инспекции, подразделений ФСБ и Федеральной таможенной службы с органами исполнительной власти федерального и регионального уровней. По ряду вопросов сказывается несовершенство законодательства, регулирующего взаимоотношения между правоохранительными органами, коммерческими организациями, органами лицензирования и антимонопольной службой.
Вместе с тем результативность борьбы с преступлениями во многом зависит от скоординированной работы всех подразделений правоохранительных органов, налаживания контактов и обмена информацией с частными службами безопасности, а также тесного взаимодействия с правоохранительными органами других стран, прежде всего стран СНГ.
Борьба с преступными посягательствами в сфере ТЭК является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, так как предприятия ТЭК производят значительную часть национального дохода, обеспечивая более половины валютных поступлений.
По мнению Я.И. Гилинского, вместо «борьбы» с преступлениями должны быть разработаны различные методы противодействия 17. К таким методам можно отнести следующие мероприятия:
> принятие соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы ужесточали порядок выдачу лицензий на производство, реализацию;
> принятие соответствующих мер по охране нефтепродуктопроводов;
> повышение уровня профилактической работы и борьбы с экономической преступностью на объектах нефтяной промышленности.
Для того чтобы сократить рост числа данных преступлений, необходимо произвести следующее:
> повысить уровень материально-технического обеспечения органов, занимающихся раскрытием, расследованием, предотвращением и пресечением хищений нефтепродуктов, в том числе экс-пертно-криминалистических отделов;
> включить специализированные следственные подразделения в состав главных следственных управлений, а также увеличить штат ОБЭП, взаимодействующих с указанными следственными подразделениями;
> стимулировать научное исследование проблемы экономической преступности в нефтегазовом комплексе методическими отделами аппарата МВД, высшими учебными заведениями МВД и Министерством юстиции. Эффективное решение этой важной
государственной задачи невозможно без комплексного участия всех правоохранительных органов, прокуратуры и судейского сообщества.
Содержание специально-профилактических мер, применяемых органами внутренних дел для предупреждения пра-
вонарушений, требует ревизии и серьезного переосмысления с целью учета тех социально-экономических, социально-политических, организационно-правовых, социально-психологических и других изменений, которые произошли в российском обществе в последние годы.
Правоохранительные органы России крайне заинтересованы в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, которая была бы адекватна размерам этой угрозы.
Криминализация нефтяной сферы влияет не только на энергетическую безопасность, но и во многом на имидж России как правового государства. Причиняемый преступной деятельностью ущерб составляет миллиарды рублей, нанося тем самым существенный вред экономике Российской Федерации, дестабилизируя ее, понижая престиж на мировом уровне. Необходимо помнить, что стратегической задачей государственной власти было и остается своевременное реагирование на преступные проявления в экономической сфере.
Литература и примечания
1. Нургалиев Р.Г. Приоритет — борьба с преступностью // Щит и меч. 2005. № 13(984).
2. OPEC Basket Price [Электронный ресурс]: Organization of the Petroleum Exporting Countries: [web-сайт] (22.01.2010); http: //www.opec.org/home/basket.aspx (22.02.2010).
3. Юзиханова Э.Г. Влияние спада промышленности производства в нефтегазовом комплексе на уровень преступности в Тюменской области // Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Тюмень. 2002. Вып. 3. С. 182.
4. Состояние преступности в России в 2008 г. [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт] 20.02.2009. http://www.mvd.ru/stats/10000148/10000230/6166/ (18.01.2010).
5. В Москве состоялось расширенное заседание Коллегии МВД России [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт] 18.02.2010. http://www.mvd.ru/news/38103/ (30.03.2010).
6. Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Юридический центр Пресс, 2009. С. 293.
7. Данные Департамента экономической безопасности России за 2004—2005 г. [Электронный ресурс]: Департамент экономической безопасности МВД России: [web-сайт]. http: //www.debmvd.ru/index/archive/ (30.03.2010).
8. Латов Ю.В. Влияние нефтегазового комплекса на национальную экономическую безопасность России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. №1. Том 7. С. 95.
9. Попов В.Л., Глоба Н.С., Егоров Н.Б., Куликов А.В. Оперативное обслуживание подразделениями и по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел. Калининград. 2003. С. 108.
10. В Татарстане состоялся брифинг, посвященный раскрытию экономических преступлений [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт]: 02.09.2009. http://www.mvd.ru/news/ 31261/ (11.04.2010).
11. В УВД по Еврейской автономной области состоялся брифинг по вопросам экономической безопасности [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт]. 03.02.2010. http: // www.mvd.ru/news/37355/ (09.03.2010).
12. В Главном управлении МВД России по Уральскому федеральному округу подведены итоги за 2009 г. [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт] 20.01.2010. http://www.mvd.ru/ news/29174/ (22.04.2010).
13. В Ямало-Ненецком автономном округе заместитель начальника УВД по экономической безопасности встретился с журналистами [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт]. 06.11.2009. http://www.mvd.ru/news/34066/ (13.03.2009).
14. В Самарской области проходит операция «Нефть-2009» [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт]. 04.09.2009. http://www.mvd.ru/news/31392/ (22.03.2010).
15. О безопасности топливно-энергетического комплекса заботятся милиционеры, сотрудники ЧОП, «Навигатор» и «Магистраль» [Электронный ресурс]: Министерство внутренних дел России: [web-сайт]. 24.11.2009. http://www.mvd.ru/news/34864/ (21.04.2009).
16. Ларичев В.Д., Гончаренко И.Я. Использование экономико-правового анализа для предупреждения и выявления корыстных преступлений на объектах нефтяной и газовой промышленности: учебное пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
17. Гилинский Я.И. Вместо «борьбы» с преступлениями должны быть различные методы противодействия [Электронный ресурс]: Интервью Е. Литвиновой. Общественные новости Северо-запада: [web-сайт]. 27.07.2009. http://www.cogita.ru/intervyu/yakov-gilinskii-interview/ (23.02.2010).
CJ
Ol
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф