СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ БАШКИР В ПЕТИЦИЯХ 1905 ГОДА
© Н.М. Калмантаев,
кандидат исторических наук, доцент кафедры,
Институт истории и государственного
управления БашГУ,
ул. Карла Маркса 3/4,
450074, г. Уфа,
Российская Федерация,
эл. почта: Kalmantaev.nurislam@yandex.ru
В январе 1905 г. в России начинается революция, которая оказалась неожиданной для всех политических партий. Император Николай II, идя на уступки либеральной оппозиции, разрешает подавать прошения различным социальным силам. Решение Николая II было правильным, однако оно запоздало. Тем не менее, разрешение подавать петиции верховным властям о своих нуждах разрядило политическую обстановку, оно способствовало политическому воспитанию различных слоев населения. Башкирское население в своих петициях подчеркивает свои верноподданнические настроения. Оно и неудивительно. Башкиры, соблюдая условия подданства, верно служили Отечеству. Русские цари всегда декларировали вотчинные права башкир на свои земли, невмешательство в их религиозные дела. Петиции башкир поступили из различных регионов, в основном, в них говорилось о нарушении вотчинных прав. Много места в петициях занимает вопрос о притеснениях их религии, ислама. Впервые в этих документах были поставлены вопросы о преподавании в мусульманских школах на башкирском языке.
В июне 1905 г. в Уфе было проведено совещание доверенных башкирских волостей. Оно было санкционировано Председателем Комитета министров С.Ю. Витте. На совещании были приняты весьма важные документы, касающиеся всех сторон жизни башкирского населения. На данном совещании обсуждались также вопросы мусульманской уммы края. Принятие указа о веротерпимости, других документов, касающихся интересов нерусских народов империи, было осуществлено благодаря, в том числе, башкирским петициям.
Ключевые слова: петиция, общегубернское совещание, сход, закон, доверенные лица, духовенство, волость, номад, расхищение земель
© Kalmantaev N.M.
SOCIAL AND ECONOMICAL DEMANDS OF THE BASHKIRS IN THE PETITIONS OF 1905
Institute of History and State Management, Bashkir State University, 3/4, ulitsa Karla Marksa, 450074, Ufa, Russian Federation, e-mail: Kalmantaev.nurislam@yandex.ru
January 1905 saw the beginning of the revolution in Russia, unexpectedly as it turned out for all political parties. Making concessions to the liberal opposition, Emperor Nicholas I permitted various social forces to apply petitions. Though the decision was reasonable, it came rather late. Nevertheless, the permission to apply petitions to supreme authorities defused the political situation and contributed to political awareness among various groups of the population. The Bashkir people emphasized their loyal attitude in the petitions they applied. It was not surprising. The Bashkirs followed the rules for
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
2G18, том 26, № 1(89)
allegiance and faithfully served their homeland. Russian tsars had always declared Bashkirs' patrimonial land rights and non-interference in their religious affairs. Bashkir petitions came from different regions, most of them revealing violations of the patrimonial rights as well as oppressions of their Islamic religion. It was for the first time that these documents put forward the issue of teaching in the Bashkir language in Muslim schools.
In June 1905 Ufa hosted the session of authorized representatives of the Bashkir administrative subdivisions (volosts). It was sanctioned by Sergey Witte, Chairman of the Committee of Ministers. The most important documents regarding all spheres of the Bashkir society were adopted at the session. Consideration was also given to the problems of the local Muslim community. The Decree on Religious Tolerance 1905 and other documents concerning the interests of non-Russian peoples of the Empire were adopted due to the Bashkir petitions as well.
Key words: petition, all-province session, meeting, law, authorized representatives, clergy, administrative subdivision, nomad, plundering the Bashkir lands
Башкиры в составе царской России имели особую автономию - вотчинное право на свои земли. С конца XVIII в. властями предпринимались многократные попытки превратить Башкирский край во внутренний регион России, уничтожить статус башкирского народа. Башкиры на такие притязания реагировали вначале спокойно, они пытались подачей челобитных, обращений решить вопрос мирным путем.
В начале ХХ в., в преддверии революции 1905-1907 гг. башкиры, будучи верноподданными царя, подачей петиции решали остро стоявшие проблемы своего народа.
Первым ученым, который обратил свое внимание к таким редким источникам, был Р.М. Раимов [1, с. 170-171]. Этот ученый дотошно изучил подавляющее большинство башкирских петиций и изложил их содержание в своем историческом труде. Однако в книге, написанном в духе марксизма-ленинизма, эти уникальные документы были охарактеризованы как буржуазные и, соответственно, не вызывающие большого доверия.
Петиции башкирского населения 1905 г нашли свое отражение в работах историка
М.Н. Фархшатова [2, с. 223-225]. По инициативе М.Н. Фархшатова эти документы были включены в сборник «Документы и материалы по истории башкирского народа. 19001940» [3]. Детально изучая эти документы, автор приходит к выводу, что данные петиции свидетельствуют о высокой политической и правовой культуре башкирского народа начала ХХ в.
Изучая политическую историю и общественную мысль башкирского народа начала ХХ в., ученый-историк Л.А. Ямаева исследует документы, составленные самим народом. Такими уникальными источниками, наиболее полно характеризующими политическую историю народа, являются петиции 1905 г. [4, 300 с.].
Февральская революция 1905 г. внесла свои коррективы в общественную и политическую жизнь народа: были упразднены все административные распоряжения, которые стесняли свободу вероисповедания. В том же месяце Николаем II был подписан указ, который разрешал составлять петиции о своих проблемах. Башкиры хорошо помнили, что их предки пользовались исключительным
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2018, том 26, № 1(89) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIИИИмЕЕЗ
правом обращаться к самому императору с изложением о своих нуждах, поэтому данный указ породил у башкир большие надежды на светлое будущее. Чаяния башкир Оренбургской и Уфимской губерний были подробно изложены в их петициях, этот документ впоследствии стал ценным достоянием государственных органов и общественности. Так, в весенние месяцы, а именно в марте и апреле 1905 г. прошли сходы в некоторых волостях Бирского уезда Уфимской губернии, на которых составлялись петиции, адресованные уфимскому губернатору с просьбой о разрешении созыва общегубернского совещания мусульман для рассмотрения национальных и вероисповедальных вопросов. В таких деревнях, как Учбуля, Казакларова, Атсюярова, Заилева Асяновской волости, Юкаликулева, Баишева, Уртаева, Янгузова Московской волости и Ново-Кангыш, Тау-баш-Бадракова Ельдякской волости собирались подписи духовных лиц. Текст петиции, который был составлен весьма грамотно и компетентно, обнаружили у Шайбака Тупе-ева из деревни Учбуле. Тупеева с пристрастием опросили, но он отрицал что писал сам, а лишь упомянул, что «переписывал с черновика, переносимого кем-то из башкир из деревни в деревню» [5, с. 171], [1, с. 97].
Петицию, адресованную царю, подписали также жители деревни Кучашевой Казы-льяровской волости, так же население из деревень Верхне-Татышлинской и Старо-Бал-тачевской волостей Бирского уезда. [1, с. 98]. «Чтобы нашему духовенству были даны права и льготы, соответствующие духовенству других исповедании», - писали башкиры в петиции, выдвигая помимо этого много других требований. Письмо было адресовано председателю Совета министров из Тамьян-Тангауровской волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии [6, с. 63]. В деревнях Сапыково и Тляумбетово дважды проводили совещание Оренбургского уезда. «Впервые за много столетий жизни башкир-
ского народа... многострадальный и угнетенный народ обретет наконец законный путь разумного выражения перед верховной властью о своих человеческих правах, о своих житейских требованиях и о нетерпящих отлагательства народных нуждах», - говорится в «Записке уполномоченных башкир Альчибаевского и Ушановского сельских обществ 3-й Усерганской волости и Идильбаев-ского, Арслангуловского и Ибрагимовского сельских обществ 5-й Усерганской волости Орского уезда Оренбургской губернии председателю Комитета министров С.Ю. Витте о насущных нуждах башкирского народа» [3, с. 16]. Записка уполномоченных 3-й и 5-й Усерганских волостей Орского уезда, адресованная на имя председателя Комитета Министров, составленная еще весной 1905 г. свидетельствует о предельно высоком историческом сознании башкир этого времени. «Записка» напоминает адресатам, что «Башкиры - это древнейший, с незапамятных времен, обитатель Башкирии, раскинувшейся на том огромном пространстве, которое включает ныне в себя современную Вятскую, Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую, Самарскую губернии» [3, с. 16]. Документ, в котором делается небольшой экскурс на историю нашего народа, содержит резкую критику в адрес властей на диспропорцию политического и правового развития того времени. Нахождение башкир в составе Русского государства, по мнению авторов записки, не только не принесло положительного результата народу, наоборот, вероломное влезание властей в жизнь башкира-номада, потворство властей расхищению башкирских земель привели этот народ к неминуемой катастрофе. «Глубоко проникшая в башкирскую страну русская колонизация, сопровождающаяся всегда и всюду насилием, произволом и злоупотреблением русского чиновничества, явилось для коренных ее обитателей не элементом цивилизующим, а грубо подавляющим и сеявшим дурные семена острой вражды
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 26, № 1(89) |||||||||||||||||||||||||||||||||||
между башкирами и пришлым населением» [3, с. 17], - отмечают уполномоченные Усер-ганских волостей об этой политике.
Актуальность башкирского вопроса начала ХХ в., по сути, прямой результат политики царизма в отношении башкирских земель в течении всего Х1Х в.: «Х1Х в. характеризуется в истории Башкирии как век расхищения башкирских земель, расхищения произведенного и насилием, и вымогательством, и злоупотреблением власти доверчивостью народа...» [3, с. 17].
Много упоминается в документе о притеснениях башкир в области их духовно-религиозной жизни. Авторы петиции справедливо указывают на то, что русификаторские цели правительственной школы негативно влияют на желание мусульманской молодежи учиться в русско-башкирских образовательных учреждениях.
После описания положения башкирского населения, авторы петиции изложили свои требования в 12 пунктах. Пункт № 1 содержит пожелание о необходимости устранения политического неравенства в отношениях между народами империи, о желании иметь «полное равенство в политических и гражданских правах башкирского народа с коренным русским населением империи» [3, с. 18].
Последующие восемь пунктов документа излагают картину духовно-религиозной жизни башкир. В них говорится об устранении любых ограничений касательно их религии, в частности, уравнения прав мусульманского духовенства с православным. В пункте № 4 записки есть требования о необходимости «предоставления башкирам, переведенным в православную веру, право свободного возвращения в их родную религию» [3, с. 19]. Также документ уникален тем, что в нем впервые поднимается вопрос о необходимости открытия школ с обучением на башкирском языке. В пункте № 2 записки ставится условие о предоставлении «башкирским обществам права свободного открытия баш-
кирских школ с преподаванием в этих школах предметов на народном языке» [3, с. 19]. Из-за нехватки средств национальные школы, открытые на денежные средства башкирских обществ, не могли давать полноценное образование. Авторы петиции напоминали, что башкиры являются добросовестными налогоплательщиками, поэтому они имеют полное право просить «оказать помочь башкирским сельским обществами из средств государственного казначейства на организацию обширной сети народных башкирских школ» [3, с. 20]. В «Записке» остро звучит и аграрный вопрос: авторы документа требуют внесения изменений в аграрное законодательство края. «Настойчиво необходимым» называют авторы документа «пересмотр, при участии представителей башкирского населения, всех особых для башкир узаконений, регулирующих их сельскую жизнь и касающихся их прав на распоряжение принадлежавших им недвижимым имуществом» [6, с. 20].
Историк М.Н. Фархшатов, имея ввиду вышеупомянутый документ, а также записку, написанную уполномоченным башкир Чура-евского сельского общества 5-й Усерганской волости Орского уезда Оренбургской губернии Мухаммед-Сафы Туктагулиным, адресованной председателю Комитета Министров, справедливо отмечает, что записки «являются одновременно и настоящими историческими трактатами, и литературными эссе, характеризующими общественную мысль и умонастроения башкирского общества начала ХХ в. Записки интересны также тем, что они свидетельствуют о достаточно высокой степени развития политической культуры башкир, которые после падения династии Романовых в 1917 г. не случайно добились одним из первых среди нерусских народов бывшей Российской империи политической автономии» [3, с. 16]. Острые вопросы, изложенные в документах уполномоченными Усерганских волостей, имели место быть для
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2018, том 26, № 1(89) |||||||||||||||||||||||||| 11111111ЕО
всего башкирского населения империи. Созыв Государственной думы породил большие надежды башкир по поводу решений своих проблем мирным путем на законодательном уровне. Мусульманские депутаты в июне 1905 г. получают письмо от башкир семи Усерганских волостей Орского уезда Оренбургской губернии, его так же опубликовали в таких изданиях, как «Оренбургский край» и «Вакыт». Усерганские башкиры в письме остро ставят вопрос о мусульманской религии: борьба башкир за свободу вероисповедания означало для них и борьбу за сохранение своей этнической самобытности. Башкиры отражали в этом письме стремление быть равными в правах с русскими, справедливо и исторически обосновывая это тем, что «Добровольное принятие башкирами русского подданства и участие народа в течение 300 лет во всех отечественных войнах» [8, с. 74]. Совместная борьба против иноземных захватчиков дает право башкирам, считают уполномоченные, равных прав с русским народом. С болью башкиры описывают в этом письме также еще одну проблему народа -расхищение их вотчинных земель. «Большая часть их была отобрана без всякого вознаграждения под постройку городов и «крепостей» при первом заселении русских, под поселения казаков, а в более позднее время расхищена генерал-губернатором Крыжа-новским, роздана чиновникам. Необходимо поэтому возвратить башкирам все земли, отобранные от них в разные времена» [7, с. 25].
В письме упоминается вопрос изменения некоторых правовых документов. Специальный указ от 6 июня 1894 г. гласил, что в Уфимской и Оренбургской губерниях мировые судьи заменены земскими начальниками, но земские начальники обладали широкими правами и часто злоупотребляли своим должностным положением. Авторы письма поэтому справедливо полагают, что «необходимым условием обновления общественной
жизни является учреждение во всей Башкирии земства сельского, волостного, уездного и губернского на основах всеобщего равного, тайного и прямого голосования, введения мирового суда по уставу 20 ноября 1864 г., с учреждением волостного суда и института земских начальников» [3, с. 20-48]. Правовая грамотность составителей письма была весьма высокой: об этом говорит тот факт, что вопросы, поставленные уполномоченными, впоследствии были положительно решены законом от 15 июня 1912 г. «О преобразованиях местного суда». Содержание «Записки» и письма башкир семи Усерганских волостей -это своеобразная программа решения проблем башкирского населения начала ХХ в.
Благодаря петициям верховная власть получила информацию о башкирских нуждах. Таким образом петиционная кампания показала весьма высокую политическую активность башкирского населения империи. С.Ю. Витте, будучи председателем Комитета министров, поручил муфтию Мухаммедьяру Султанову* провести в Уфе совещание доверенных башкирских волостей. После получения разрешения от министра внутренних дел были проведены масштабные волостные сходы, они выбрали по одному доверенному лицу для участия в губернском совещании. Для участия в совещании был отобран всего 121 человек, что говорит о представительности форума. Совещание началось 22 июня и оно работало еще вплоть до 23 и 25 июня 1905 г. Доверенного от Калкашев-ской волости Стерлитамакского уезда сына Тархана Шакира Харисовича Тукаева** вы-
* Мухаммерьяр Султанов является выходцем из семьи начальника 11(затем 12-го) башкирского кантона
** Тукаев Мухаммад-Шакир Мухаммад-Харисович (1862-1932) депутат Государственной думы 2 и 3 созывов, член партии «Иттифак Эль-Муслимин», делегат 11-го съезда партии «Иттифак Эль-Муслимин». С трибуны Думы он последовательно защищал интересы мусульманского населения империи. По результатам своей работы он выпустил содержательную брошюру «Отчет вероисповедной комиссии 2-й и 3-й Государственных дум».
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 26, № 1(89)
брали председателем собрания, доверенного от 2-й Айлинской волости Златоустовского уезда Шарафитдина Абдулгалимова Куль-бакова*** назначили секретарем. Данное совещание знаменательно тем, что в нем был принят содержательный документ, включающий в себя пять глав: «О правах мусуль-ман-сунитов по вероисповеданию», «Духовные учреждения», «Состав духовных чинов округа мусульманского духовного собрания», «О делопроизводстве в учреждениях ведомства мусульманского духовного собрания», «Учреждения, подведомственные мусульманскому духовному собранию». Эти главы включали в себя такие проблемы, как состояние дел в духовном управлении, мусульманские приходы, учебные заведения и т. д. В первых частях петиции было поставлено требование, что мусульмане «пользуются полной свободой отправления своей веры и богослужения повсеместно в империи и всеми общегражданскими правами наравне с русским населением как полноправные граждане государства, не подвергаясь никаким ограничениям и стеснениям в своих правах» [3, с. 21]. В документе внушительное место уделяется духовно-религиозным вопросам всего мусульманского населения региона: видимо, председатель совещания стремился довести до внимания властей объемную информацию о духовном управлении мусульман, о медресе, о мектебе, о духовных приходах и т. д. В противовес этому, задача опубликованных материалов совещания состояла в информировании руководства духовного собрания, мусульманского населения о современном состоянии духовного управления. В главе № 5 раздела «Общие нужды» были расписаны пожелания башкирского населения бытового характера.
*** Кульбаков Шарафутдин Абдулгалимович - депутат Государственной думы 2-го созыва. Башкир из Златоустовского уезда. Член партии «Иттифак Эль-Мусли-мин».
Данное совещание было проведено в период русско-японской войны и в это весьма непростое время верные воинскому долгу башкиры и татары, другие мусульмане империи храбро сражались с общим врагом. «До 50 000 мусульман участвовало в последней русско-японской войне, и вы знаете, вероятно, что не один, а свыше 10 генералов и офицеров вернулись оттуда с георгиевскими крестами и свыше нескольких тысяч низших чинов там погибло героями» [8, с. 76], - так вспоминал об участии мусульман в русско-японской войне депутат Государственной думы 3-го созыва А.Ш. Сыртланов. Поэтому неудивительно, что уполномоченные от волостей включили в «Протокол» пожелание об учреждении при войсках должностей мулл для удовлетворения духовных нужд мусульман [3, с. 44].
Итак, в начале ХХ в. Россия вступила в полосу кардинальных экономических и политических реформ и эти изменения стали реальностью в условиях Российской революции 1905-1907 гг.
Указ о веротерпимости, смягчение политики русификации национальных окраин -это несомненная заслуга политической активности нерусских народов империи, в т. ч. башкир. В начале ХХ в. башкиры переживали серьезную перестройку хозяйства, так же колоссальные сдвиги происходили и в духовно-религиозной жизни народа. Петиции свидетельствуют о высокой политической культуре башкирского народа, которые поступили в государственные органы и в печать с различных регионов края. Башкирское население, его интеллигенция имели представление о назревших проблемах и освещали пути их решения в своих петициях.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2018, том 26, № 1(89) ||||||||||||||||||||||||||||||||||Е9
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Раимов Р.М. 1905 год в Башкирии. М.-Л: АН СССР, 1941. 221 с.
2. Фархшатов М.Н. Участие башкир в петиционной кампании 1905 г. // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Сб. материалов IV Международного симпозиума. Уфа, 21-22 октября 2010. Уфа, БашГУ, 2010. 466 с.
3. Документы и материалы по истории башкирского народа (1900-1940) / Сост.: М.М. Куль-шарипов, М.Н. Фархшатов, Д.Х. Янтурин, Р.З. Алмаев, Р.О. Багаутдинов, Р.Р. Газизов, Р.М. Зиязетдинов, А.Д. Казанчеев, К.К. Каримов, П.Ф. Назыров, Ю.Х. Юлдашбаев, А.З. Яр-муллина. Уфа, 2012. 624 с.
4. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политичес-
кое движение. (По материалам Уфимской и Оренбургской губернии). Уфа: Гилем, 2002. 300 с.
5. Национальные движения в период первой революции в России. / Сост.: И.Д. Кузнецов Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1935. 398 с.
6. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. / отв. ред. И. Г. Акманов. Т. 2. Уфа: Китап, 2006. 600 с.
7. Мусульманские депутаты Государственной Думы России 1906-1917. Сб. док. и материалов. (Сост., автор вступит. ст. и примеч. Л.А. Ямаева). Уфа, Китап, 1998. 384 с.
8. Калмантаев Н.М. История Башкортостана в начале ХХ в. 1900-1917 гг. Уфа, РИЦ БашГУ, 2016. 132 с.
R E F E R E N C E S
1. Raimov R.M. 1905 god v Bashkirii. [1905 in Bashkiria]. Moscow, Leningrad, AN SSSR, 1941. 221 p. (In Russian).
2. Farkhshatov M.N. Uchastie bashkir v petitsion-noy kampanii 1905 g. [The Bashkirs in the petition campaign of 1905]. Islamskaya tsivilizatsiya v Volho-Uralskom regione [Islamic civilization in the Volga-Ural Region]. Materialy IV Mezhdun-arodnogo simposiuma - Proceedings of the 4th International Symposium. Ufa, October 21-33, 2010. Ufa, BGU, 2010. 466 p. (In Russian).
3. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (1900-1940) [Documents and materials on the history of the Bashkir people (19001940)]. Ufa, 2012. 624 p. (In Russian).
4. Yamaeva L.A. Musulmanskiy liberalizm nachala XX veka kak obshchestvenno-politicheskoe dvi-zhenie. (Po materialam Ufimskoy i Orenburgskoy guberniy). [Muslim liberalism of the 20th century as a public and political movement. (Based on the
materials of Ufa and Orenburg provinces)]. Ufa, Gilem, 2002. 300 p. (In Russian).
5. Natsionalnye dvizheniya v period pervoy revoly-utsii v Rossii. [National movements during the first revolution in Russia]. I.D. Kuznetsov (compiler). Cheboksary, Chuvashskoe gosudarstven-noe izdatelstvo, 1935. 398 p. (In Russian).
6. Istoriya Bashkortostana s drevneyshikh vremen do nashikh dney. [History of Bashkortostan from ancient times to our days]. Vol. 2. I.G. Akmanov (ed.). Ufa, Kitap, 2006. 600 p. (In Russian).
7. Musulmanskie deputaty Gosudarstvennoy Dumy Rossii 1906-1917. [Muslim deputies of the Russian State Duma in 1906-1917]. Collection of documents and materials. L.A.Yamaeva (compiler, author of the introductory article and notes). Ufa, Kitap, 1998. 384 p. (In Russian).
8. Kalmantaev N.M. Istoriya Bashkortostana v nachale XX v. 1900-1917 gg. [History of Bashkortostan in the early 20th century. 1900-1917]. Ufa, BGU, 2016, 132 p. (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 26, № 1(89) lllllllllllllllllllllllllllllllllll