В настоящее время для проведения проектного анализа, в том числе для расчёта экономической (коммерческой) эффективности проектов, используются программные продукты, в частности пакет программ COMFAR. Использование рассмотренных методов инвестиционного анализа является обязательным условием коммерческого финансирования инноваций на промышленных предприятиях.
Литература:
1. Аныпин В.М. Инвестиционный анализ: Учебно-практическое пособие.- М: Дело, 2009.
2. Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций/ Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт, современная практика и документация: Учебно-прак-тическое пособие под общ. ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2008.
4. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами / пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 2007.
5. Виленский П.Л., Лифшиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: учебно-методическое пособие. - М: Дело, 2009.
6. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. - М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник. - М.: Дело, 2006.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Биглова Р.Р., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки
кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России
Трансформация всех сфер общественной и хозяйственной жизни, связанная с рыночными преобразованиями отечественной экономики, вызвала из забвения многие формы организации экономической деятельности, которые были основательно забыты, находясь под запретом в период административного типа управления.
Ключевые слова: рыночные инструменты, институт доверительного управления, траст, бенефициар.
SOCIAL AND ECONOMIC FUNCTIONS AND ADVANTAGES OF CONFIDENTIAL RELATIONS OF A PROPERTY MANAGEMENT
Biglova R., The senior lecturer of chair of management and marketing of the State academy of improvement ofprofessional skill and retraining of
personnel for building and a housing-and-municipal complex of Russia
Transformation of all spheres of the public and economic life, connected with market transformations of domestic economy, has caused many forms of the organisation of economic activities which have been thoroughly forgotten from oblivion, being under a ban in administrative type of management.
Keywords: market instruments, institute of confidential management, a trust, beneficiary.
Российская экономика, по мере становления рыночных форм хозяйствования, вновь столкнулась с такими рыночными инструментами, как биржевая торговля, банковская деятельность, фондовый рынок и т.д. К инструментам и механизмам рынка с полным правом можно отнести и институт доверительного управления, формирование которого стало следствием появления большого многообразия форм собственности и признания их равноправного положения, что явилось важнейшей предпосылкой становления уже не «дикого капитализма» начала и середины 90-х гг. ХХ столетия, а зачатков цивилизованных рыночных отношений. Следует принять во внимание, что именно многообразие и признание равноправия различных форм собственности способствует созданию в экономической среде благоприятных условий для развития рыночной конкуренции и предпринимательства, нарастанию социальной ориентации экономического развития в целом. Учитывая важность для современной экономической теории и хозяйственной практики различных форм рыночных отношений, способствующих социальноэкономическому развитию государства, самого серьезного внимания заслуживает такая экономическая категория как траст.
Траст - одна из форм распределения прав собственности, заключающаяся в передаче управления своей собственности другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора собственник не имеет формального права вмешиваться в действие своего доверенного лица.
Основными участниками трастовых отношений являются учредитель траста, доверительный собственник, бенефициары траста. Лицо, учреждающее траст, называется учредителем траста. Учредителем траста может выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе орган государственной власти или управления, предприятие, учреждение, общественная, религиозная, благотворительная организация, в т.ч. иностранное физическое или юридическое лицо, международная организация, а также лицо без гражданства. Учредитель траста должен передать доверительному собственнику все документы и сведения, необходимые для осуществления его прав и обязанностей по договору. После вступления
договора в силу учредитель не вправе давать доверительному собственнику указания или иным образом вмешиваться в осуществление им его прав и исполнение обязанностей по договору. Однако за учредителем траста сохраняется право проверки выполнения доверительным собственником обязательств, предусмотренных договором.
Доверительным собственником при учреждении траста может быть любое физическое или юридическое лицо, за исключением лиц, которые признаны бенефициарами по заключенному договору об учреждении траста, а также органов власти и управления, государственных учреждений, предприятий и их объединений независимо от их организационно-правовой формы. При учреждении траста к доверительному собственнику переходят имущество и все имущественные и личные неимущественные права, принадлежащие учредителю. Права переходят доверительному собственнику с момента вступления в силу договора об учреждении траста. Доверительный собственник вправе владеть и распоряжаться имуществом исключительно в интересах бенефициара, и несет неограниченную имущественную ответственность по обязательствам договора об учреждении траста. Если доверительный собственник признан банкротом, то имущество, являющееся предметом договора об учреждении траста, не может быть включено в конкурсную массу. Доверительный собственник имеет право на полное возмещение расходов, связанных с выполнением обязательств, предусмотренных договором, в целях получения доходов, и на вознаграждение. Доверительный собственник ведет учет и ежеквартально (ежегодно) направляет отчет о балансе учредителю траста в установленные сроки. Годовой баланс траста должен быть проверен независимым аудитором.
Бенефициаром является лицо, в пользу которого заключен договор об учреждении траста. Им может быть любое физическое или юридическое лицо, как существующее, так и то, которое может существовать в будущем. Учредитель траста может быть бенефициаром, тогда как доверительный собственник им быть не может. Бенефициар траста вправе получать доходы, возникающие в силу вла-
дения имуществом, переданным в траст доверительному собственнику в пределах и на условиях, предусмотренных договором о доверительной собственности.
В зависимости от условий возникновения, а также от конкретных целей, которые ставят перед собой заинтересованные лица, трастовые отношения имеют различные функции, реализация которых имеет ярко выраженную социальную направленность.
В завещательной функции трастовых отношений осуществляется оформление доверенности рядом способов. Одним из них считается составление завещания. В этих условиях доверенное лицо (например, банк) распоряжается имуществом и распределяет доход между назначенными поручителями. Завещательное трастовое предприятие учреждается согласно распоряжению покойного, изложенному в завещании, и управляется банком в интересах бенефициара.
Пожизненная функция трастовых отношений состоит в том, что какое-то лицо переводит деньги или передает ценности в управление банку и поручает ему выплачивать доход в течение жизни, а после смерти - его наследникам. По нему доверитель заключает соглашение с трастовым предприятием. В этом случае трастовое предприятие осуществляет хранение, инвестирование, а также имеет право распоряжаться доходом и основной суммой в соответствии с соглашением.
Одной из важнейших социально-экономических функций трастовых отношений является помощь частным лицам в планировании передачи имущества. Это дает возможность владельцу имущества создавать желательное распоряжение им и обеспечивает распределение дохода от собственности на многие годы и после своей смерти. Трастовые отношения освобождают владельца от ответственности и забот, связанных с имуществом, и одновременно позволяет пользоваться доходами и благами, которые вытекают из него. Дело в том, что получателем дохода могут быть дети, которые в силу возраста не могут заботиться об активах, а также недееспособные или несведущие лица.
Страховые функции трастовых отношений возникают в случае, если какое-либо лицо назначает траст доверенным лицом по страховому полису и поручает ему выплачивать страховую сумму после его смерти наследнику (например, жене, детям). Другим важным аспектом деятельности трастового предприятия по обслуживанию доверительных интересов клиентов является опекунство и обеспечение сохранности имущества. Эти операции трастового предприятия в основном распространяются на несовершеннолетних, которые считаются неправоспособными в области управления и владения имуществом.
Трастовые отношения выполняют также агентские функции для физических лиц, куда входят сохранение активов, управление собственностью и юридическое обслуживание. Они дают право не только хранить ценные бумаги и получать по ним доход, но и осуществлять инвестиционные и коммерческие операции доверителя. Особенность трастовых отношений по линии агентских соглашений заключается в том, что все услуги выполняются по заказу клиентов и круг их может быть существенно расширен по желанию клиентов. Согласно агентскому договору трастовое предприятие вправе распоряжаться всем инвестиционным портфелем данного клиента. Для ведения агентских соглашений в трастовых отношениях назначается поверенное лицо, т.е. агент, который совмещает в себе юридические функции с хранением имущества и управления им.
За счет институциональных функций трастовых отношений реализуются платежные операции, функции депозитария, обслуживание облигационного займа. Например, корпорации, выпустившие облигации или иные долговые обязательства, обеспеченные залогом, желают продлить срок займа, но нуждаются для этого в специалистах, которые помогут организовать их более эффективное использование. Доверенный по договору имеет право собственности на активы, действует от имени держателей облигаций и может запретить выкуп заложенного имущества, если эмитент не выплатит долг и проценты. Трастовые отношения, базирующиеся на контрольной основе между корпорацией и банком, могут проявляться также в таких операциях, как: передача собственности на ценные бумаги; уплата процентов и погашение долгов; освобождение заложенного имущества; распоряжение фондом погашения, образованным для выкупа облигаций; ведение учета и составление отчетов для держателей облигаций, корпорации-эмитента, регулирующих государственных органов и фондовой биржи.
Оффшорные функции трастовых отношений используются для
осуществления международной инвестиционной деятельности. Иностранный доверительный управляющий занимается инвестициями и оформлением документов, а собственник дает указания по инвестициям. Таким образом, собственник использует самые лучшие инвестиционные возможности, не беспокоясь о границах или конфликтах законодательств. Иностранное трастовое предприятие в качестве доверительного собственника в оффшорной зоне является прекрасным способом добиться диверсификации вложений собственника на международном уровне. Такие отношения обеспечивают конфиденциальность, секретность и снижают количество отчетности в стране собственника, поскольку трастовое предприятие, а не собственник является юридическим владельцем капитала. Они обеспечивают возможность избежать налогов страны собственника и утверждения завещания в случае смерти; гибкость в управлении делами в случае ограничения правоспособности, при переводе капиталов, в международном инвестировании дают возможность избежать валютного контроля страны. Разумеется, оффшорные трастовые отношения могут служить заменой или дополнением дорогостоящей страховке профессиональной ответственности или даже брачному контракту, обеспечивают защиту капитала собственника в интересах наследников и гарантируют само наследование.
Технические функции трастовых отношений во многом схожи с финансовыми функциями трастовых отношений, поскольку технические идеи (изобретения, промышленные образцы, ноу-хау и т.д.) наибольшую значимость могут приобрести при рассмотрении их как минимум в трехмерном пространстве: технике, экономике, праве. Будучи на рынке товаром, они вместе с тем отличаются от других товаров своей неопределенностью, которая в одних случаях может дать продавцу большую прибыль, а в других случаях полностью обесценить их. Знание этих факторов, использование их в управлении позволит специалистам траста наиболее эффективно использовать интеллектуальную собственность клиентов в виде технических идей, переданных трастовому предприятию в доверительное управление. Отдельно стоит остановиться на конкретизации технических функций трастовых отношений, которые включают:
• обеспечение энергетической, продовольственной и другой безопасности региона, а также эффективное замещение импорта, является наиболее надежным с точки зрения снижения риска. Здесь положительные результаты новшеств дадут самый наглядный эффект, и финансирование его возможно за счет части сэкономленных средств;
• при наличии новшеств, которые невозможно применить в регионе, роль технических трастовых отношений будет ограничена посредническими и консультационными функциями, так как по уровню готовности новшество не выйдет за пределы идеи или опытного образца;
• реализация собственной технической политики, которая, при достаточном финансировании, предполагает формирование блоков патентов по различным технологиям. Блок может пополняться изобретениями как своих, так и чужих авторов, которые в совокупности создадут нужный эффект в виде новой технологии;
• осуществление стратегии на основе альтернативных технологий. Развитие научно-технического прогресса происходит на фоне непрекращающейся конкурентной борьбы, в которой задействованы технические, экономические, правовые и организационные факторы. Имея в качестве одной из целей удовлетворение потребностей общества, НТП способствует тому, чтобы эти потребности удовлетворялись наиболее эффективными и дешевыми способами для потребителей. При этом монополия первого изобретателя возможна только на начальном этапе жизни технологии, изделия, товара. Далее вступает в силу мощный механизм конкуренции, который способствует появлению на рынке альтернативных технологий, изделий, товаров;
• по заявкам своих предприятий и других регионов выявление фактов несанкционированного использования их изобретений, промышленных образцов и полезных моделей. Эта деятельность требует серьезной подготовки в части использования теории эквивалентов, права преждепользования, особенностей договорных отношений в области интеллектуальной собственности, оценки ущерба и т.д.;
• проведение консультаций, выполнение отдельных заказов по договорам с физическими и юридическими лицами по вопросам, связанным с защитой авторских прав, патентованием, подготовкой
и заключением лицензионных соглашений, оценкой объектов интеллектуальной собственности, переходом прав собственности. В рамках этого направления возможно проведение экономической, технической и правовой экспертизы инновационных проектов, активное освоение новых бизнес технологий;
• обеспечение обучения сотрудников заинтересованных предприятий и организаций инновационному менеджменту, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации об особенностях использования объектов интеллектуальной собственности, защите авторских прав, использовании нематериальных активов в хозяйственной деятельности.
Основные преимущества трастовых отношений в условиях их активного функционирования в экономической системе в краткой форме могут быть сведены к следующему:
- минимальные сроки и затраты по обороту капитала;
- противодействие незаконному обогащению;
- добросовестная защита активов от недобросовестных кредиторов;
- установление несменяемого или сменяемого целевого характера для активов, которые иначе не могут быть использованы для достижения желаемого результата;
- налоговое планирование в режиме реального времени;
- универсализация международных частных правоотношений.
Следует, кроме того, отметить, что трастовые отношения, как
наиболее универсальный механизм доверительного управления активами, являются достаточно известными для хозяйственной
практики. Например, бюджетный механизм распределения практически весь построен на многочисленных видах трастовых отношений. То, чего действительно нет в России, так это правил функционирования и управления отчужденными целевыми активами, которые детально разработаны в странах развитого рынка. Сегодня в связи с развитием многообразия форм собственности, целевой направленностью на построение социально ориентированной рыночной экономики, трастовым отношениям под силу занять одно из ведущих мест в отечественном хозяйстве. Развитие финансового рынка, возобновление процессов приватизации, появление крупных инвесторов в российской экономике создают реальные условия для развития трастовых отношений, предопределяют собой широкое поле для реализации их социально-экономических функций.
Литература:
1. Витрянский В.В. Договор доверительного управления имуществом. - М.: «Статут», 2005.
2. Малявкина Л. И. Налоговый учёт отдельных операций. - М.: ООО «Вершина», 2005.
3. Тутыхин В. Иностранные трасты в российском бизнесе: новые возможности.// Рынок ценных бумаг. - 2004. - № 22.
4. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Пор-шнев. - ГУУ, Отд. экономики РАН. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Быстров М.С., аспирант ФГУП «Стандартинформ»
В статье рассматривается вопрос повышения инвестиционной привлекательности дорожно-транспортной сферы как необходимого условия комплексной модернизации автодорожной инфраструктуры, а также основные направлениям привлечения внебюджетных средств в дорожное хозяйство при функционировании в рамках ограничения финансовых ресурсов.
Ключевые слова: дорожно-транспортный комплекс, государственно-частное партнерство, инвестиционная привлекательность, финансирование.
INVESTMENT ATTRACTIVNESS OF ROAD-TRANSPORT COMPLEX COUNTRIES: PROBLEMS AND PROSPECTS
Bistrov M., FSOU «Standartinform», the post-graduate student
The article addresses the issue of improving investment attractiveness of the road transport sector as a prerequisite for the comprehensive modernization of road infrastructure, as well as major areas of extrabudgetary funds in the highway sector in the operation within the limited financial resources.
Keywords: road-transport complex, public-private partnership, investment attraction funding.
Дорожно-транспортный комплекс в настоящее время представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие является необходимым условием стабилизации экономического роста, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Играя важнейшую роль в решении социальных задач и в реализации приоритетных национальных проектов, дорожная сеть содействует и активизации участия России в глобальном развитии мировой экономики.
В период реформирования, как экономики страны, так и ее социальной сферы, Россия нуждается в продуманной государственной дорожной политике, основанной на особенностях влияния автомобильных дорог на ход экономических и социальных процессов. Это становится особенно актуально сегодня из-за нарастающего дефицита финансового обеспечения дорожно-транспортного хозяйства в условиях экономического кризиса, что обусловливает необходимость привлечения в отрасль негосударственных инвестиционных ресурсов.
Показатели и характеристики уровня перспективности развития дорожно-транспортной сферы, такие как, значимость в экономике страны, социальная важность, обеспеченность собственными финансовыми ресурсами, степень государственной поддержки под-
черкивают необходимость формирования ее инвестиционной привлекательности. Но, к сожалению, в настоящее время инвестиционная привлекательность отрасли остается на низком уровне и причин здесь достаточно много. Среди их множества наиболее существенными являются: высокий уровень сезонности работ и их неритмичное финансирование, ежегодный пересмотр объемов финансирования, высокий уровень коррупции и криминала, нецелевое использование дотаций и субсидий.
Зачастую выделяемые финансовые средства вместо использования в дорожной сфере направляются на газификацию районов, ремонт спортсооружений, жилищно-коммунальное хозяйство, проведение различного рода спортивно-оздоровительных мероприятий и др.
Констатацией таких фактов становятся различного рода распоряжения, приказы, директивы, указания. Так, например, в Распоряжении Министерства транспорта говорится: «Анализ реализации Федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 “О федеральной целевой программе “Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», в части создания службы содержания автомобильных дорог показал, что заказчики проектов и проектные организации не уделяют в проектно-сметной документации достаточ-