бы на время исполнения обязанностей по выборной должности. Однако далеко не каждый сотрудник кадрового аппарата МВД возьмет на себя смелость расширительно толковать норму, изложенную в статье 28.2. Закона «О милиции», и распространить ее требования сотрудников милиции, избранных на штатные должности в составе избирательных комиссий. Далеко не у всех сотрудников кадровых аппаратов МВД есть для этого специальные юридические знания, опыт и главное смелость. Даже если такой приказ о приостановлении службы в ОВД будет издан, у сотрудника милиции могут возникнуть определенные проблемы с восстановлением на службе и, прежде всего, с зачетом периода осуществления указанных полномочий в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, налицо законодательный пробел, преодолеть который наилучшим образом можно только законодательным путем, изменив название и содержание статьи 28.2. Закона «О милиции». В частности, предлагается изложить название статьи 28.2. сле-
дующим образом: «Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти или орган местного самоуправления либо в состав избирательных комиссий на штатную должность». Кроме того, в диспозиции статьи следует отразить перечень должностей в составе избирательных комиссий, которые могут1 замещаться только на освобожденной (штатной) основе.
Пока же, реализуя требование, содержащееся в пункте 16 статьи 29 ФЗ «Об основных гарантиях...», и обеспечивая правовые и социальные гарантии сотрудникам милиции на работу в составе избирательных комиссий, необходимо довести до сведения кадровых аппаратов МВД РФ директивное руководящее указание о том, что в случаях обращений сотрудников милиции о приостановлении их службы в связи с избранием на освобожденные (штатные) должности в составе избирательных комиссий необходимо руководствоваться статьей 28.2. Закона «О милиции». Данное указание и соответствующие гарантии следует распространить также и на правоотношения, возникшие до момента издания руководящего указания.
ЛЕСИН Станислав Владимирович, кандидат юридических наук, начальник кафедры госу-дарственно-правовых дисциплин Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД РФ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ В РОССИИ
Т.Л. Наумова
В российском праве — доверительное управление имуществом является одним из новых институтов. Следует признать тот факт, что и до октября 1917 года, траст, как форма имущественных отношений воспринимался российскими деловыми людьми весьма скептически. Даже в тем времена, когда торговцы и владельцы промышленных предприятий, дорожа репутацией своего создававшегося на протяжении многих поколений дела никогда не шли на обман и верили друг другу на слово — сама мысль о том, чтобы выпустить из своих рук часть собственного состояния и дать возможность распоряжать-
ся ею кому-то еще претила русскому духу. Из-за несовершенства законодательства и нерадивости судебных чинов в XIX веке многие древние дворянские роды были пущены по миру в результате назначений нечестных опекунов несовершеннолетним наследникам. Эти исторические факты нашли широкое отражение в литературе.
Доверительное управление имуществом в России, появилось под влиянием трансформационных процессов и стремлением интегрироваться в мировую экономическую систему. Этот институт вобрал в себя некоторые черты англо-американской довери-
тельной собственности и традиций российского (континентального) права.
Каковы причины его введения в российское законодательство? Главная из них - коренное реформирование экономики государства. В период существования административно-командной системы область действия гражданского права была ограниченной. Однако с расширением сферы применения гражданского права и сокращением административных ограничений появилась необходимость в его кардинальных изменениях. Потребовались правовые инструменты, способные эффективно обслуживать товарную экономику государства (например, лизинг, коммерческая концессия, доверительное управление имуществом), а многие уже существующие институты гражданского права получили новое применение, расширив свои возможности (право собственности, договор купли-продажи, посреднические договоры). Таким образом, определяющими причинами востребования инсттуга доверительного управления имуществом в России явились трансформация экономических отношений и появление класса крупных собственников.
Отказавшись от монополии в экономической области и начав процесс приватизации, государство ощутило необходимость в новых механизмах управления собственностью, в первую очередь — пакетами акций приватизированных предприятий, принадлежащих государству; именно с этим связаны начальные этапы доверительное управление имуществом в России.
Другой причиной является процесс интернационализации права и общественной жизни в целом. В юридической иауке отмечен факт сближения правовых систем государств1. Корнями этой тенденции является утверждение мысли о том, что право — общецивилизационная, общекультурная ценность. Именно интеграционные процессы позволяют выработать положения и конструкции, объединяющие различные правовые системы: континентального и прецедентного права — то, что еще недавно казалось невозможным. На таком фоне встречное заим-
1 См.: Алексеев С.С. Теория права. Харьков, 1994. -С. 204-205.
2 См.: Кряжков А.В. Доверительное управление имуществом в России: формирование института и сферы применения // Государство и право. — 1997. -.Nb 3. - С. 22-31.
3 См.: Мартынов Б.С. Государственные тресты. М., 1924. Венедиктов А.В. Правовая природа государственных предприятий. Л., 1928.
ствование тех или иных правовых конструкций уже представляется вполне закономерным явлением2.
До введения в действие части II нового ГК в нашем законодательстве имели место лишь не которые черты, относящиеся к доверительному управлению. Согласно ст. 19 ГК РСФСР 1964 г. в случае признания гражданина безвестно отсутствующим на основании решения суда, опекун управлял имуществом безвестно отсутствующего лица. Ст. 544 и 545 ГК РСФСР 1964 г. предусматривают возможность назначения исполнителя, который совершает все действия по управлению наследственной массой в процессе исполнения завещания. Сходные положения существовали и в отношении имущества лиц, находящихся под опекой, использовался даже термин «управление имуществом» (ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.).
Теория доверительного управления имуществом, в отличие от англо-американского прототипа доверительной собственности в отечественных юридических исследованиях стала разрабатываться только ближе к середине девяностых годов прошлого века. Нельзя не отметить то, что российские ученые еще в двадцатых годах прошлого века обращались к анализу конструкции расщепленной собственности, пытаясь применить ее для управления государственным имуществом, используя зарубежный опыт. Примером могут служить, в частности, работы Б.С. Мартынова, A.B. Венедиктова3.
Управление имуществом в хозяйственной сфере стадо появляться совсем недавно
— в период развития новых экономических отношений. Трастовые компании тогда развивались в основном как дочерние фирмы крупных банков, выступающих формально и неформально гарантами по отношению к клиентам-доверителям. Данный период характерен как полным отсутствием законодательной базы, так и практическим опытом работы в данной сфере.
Позднее, с принятием в конце 1990 года Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно ст. 33 предусматривалось право Банка России назначить временную администрацию по управлению коммерческим: банком на период, необходимый для его финансового оздоровления. Руководитель временной администрации выполнял все функции, предусмотренные законодательством о банках и банковской деятельности. Закон говорит об управлении организацией, а не об управле-
нии имуществом, но в данном случае различия в правовом режиме не очень четкие. Указанное право сохранено в п. 5 ст. 75 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., где по существу устанавливались функции, предусмотренные ныне законодательством о доверительном отношении.
Следующей этап — распространение действия этих отношений на все виды государственных организаций. 14.06.92 был принят Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур», где предусматривалось назначение «независимого управляющего», выполняющего функции нынешнего «доверительного управляющего».
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» говорил о том, что при возникновении вопроса о банкротстве может появиться необходимость создания внешнего управления имуществом должника. Для этого назначается арбитражный управляющий, осуществляющий управление помимо уставных органов юридического лица. С ним заключается договор, предусматривающий выплату вознаграждения за выполняемую им работу. При ликвидации организации-банкрота предусматривается назначение конкурсного управляющего, который управляет имуществом этой организации до прекращения ее деятельности. Оба эти лица получают право управлять имуществом ликвидируемой организации. Данный закон относится уже не только к государственным предприятиям. Однако, во всех вышеуказанных актах управление третьим лицом устанавливалось принудительно.
Следующий этап становления института доверительного управления в России связан с ваучерной приватизацией. Появились специализированные фонды, занимавшиеся управлением ваучерами. Однако этот вид деятельности почти не был регламентирован российским законодательством.
Очередная попытка внедрения траста в наше законодательство была связана с введением института консультантов, которым Государственный комитет по управлению имуществом РФ поручал разработку договоров купли-продажи и траста на приватизируемые предприятия. Все это также происходило в условиях действия несовершенной нормативной базы.
До 1992 года институт доверительного управления имуществом оставался невостре-
бованным и появился лишь в законодательстве о приватизации. Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. установил возможность передачи пакетов акций, закрепляемых в государственной собственности в доверительное управление (траст) физическим и юридическим лицам. На этом этапе понятия «доверительное управление имуществом» и «траст» отождествлялись. В период 1992 г. - начала 1993 г. все законодательство, регулирующее вопросы приватизации использовало указанную терминологию. В этот период институт доверительного управления имуществом (траста) по-прежнему оставался без правового регулирования и даже без легального определения, тем не менее, число актов, упоминающих его, было уже достаточно велико.
Пытаясь устранить этот пробел, Верховный Совет РФ принял в первом чтении Закон «О доверительном управлении имуществом» 2 июня 1993 г. Он не содержал понятия «траст» и оперировал термином «доверительное управление имуществом», что расходилось с получившей уже широкое распространение терминологией, однако, окончательная редакция Закона так и не была принята.
Для того, чтобы урегулировать добровольное управление третьим лицом, когда собственник по тем или иным соображениям сам хочет передать свое имущество в управление третьего лица, 24 декабря 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)». Этим указом в российское законодательство было введено понятие доверительной собственности (траста). Однако впервые упоминание о трасте встречается в ст. 5 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г., в соответствии с которой банки могут привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов на основе доверительных (трастовых) операций. С этого момента начинается отсчет истории доверительного управления имуществом в российском гражданском праве.
Восполнить пробел в гражданском законодательстве и урегулировать фактически установленные отношения должен был вышеназванный Указ Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)». В нем используются термины «траст» и «доверительная собственность», причем последний
из них впервые вводится в российское законодательство. Значение приведенного документа достаточно велико: им фактически были урегулированы декларированные ранее отношения; определен их субъектный состав, учредитель, доверительный собственник и бенефициарий; их права и обязанности, основания возникновения и прекращения данных правоотношений и другие вопросы. Согласно п. 9 Указа к доверительному собственнику в соответствии с договором об учреждении траста и законодательством РФ переходят имущество и все связанные и личные неимущественные права, принадлежащие учредителю. Доверительный собственник вправе владеть и распоряжаться доверенным имуществом исключительно в интересах бенефициария. Пользование доверительным собственником указанным имуществом допускается только с целью управления им в соответствии с условиями договора об учреждении траста.
Указ «О доверительной собственности (трасте)» от 22 декабря 1993 г. должен был стать отправной точкой для дальнейшего развития исследуемого института с позиций доверительной собственности, получившей развитие в странах англосаксонской системы права. Страны же романо-германской правовой системы содержали понятие доверительного управления имуществом, не предполагающего перехода права собственности на имущество к управляющему лицу. Принятие в 1996 г. второй части ГК РФ и вслед за ним других нормативных актов закрепили в росийском праве концепцию доверительного управления имуществом. Таким образом, ключевой момент, определяющий идею доверительного управления имуществом, сформулирован в п. 4 ст. 209 ГК: передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Следует отметить, что введенный в гражданское законодательство РФ институт доверительного управления имуществом в настоящее время в большей степени проявляет себя на финансовом рынке, устанавливая определенные отношения между собственником имущества и финансовым посредником..
Идея передавать в доверительное управление деньги и ценные бумаги не является изобретением отечественного права. Обращаясь к истории траста, можно найти анало-
гичное применение института доверительной собственности в англо-американском праве. Кроме того, например, швейцарское законодательство перечисляет среди доверительных операций такие, как «посреднические сделки на рынке ценных бумаг, размещение денежных вкладов по поручению клиента и др.». В последние не сколько лет подобные отношения получили развитие и в России. Доверительные операции в западных странах появились в XIX веке, в России же они возникли и начали развиваться лишь в 1991
- 1993 гг. Именно в этот период начался переход экономики от плановой к рыночной, сопровождавшийся высокими темпами инфляции, а также обесценением всех вкладов граждан в Сберегательном банке страны. Поэтому услуги по доверительному управлению денежными средствами оказались очень популярными у населения. В частности, во время ваучерной приватизации большой популярностью пользовались чековые инвестиционные фонды.
Вследствие известных скандалов, вызванных «деятельностью» различных фирм и финансовых институтов, «трастовых компаний», собиравших средства и не возвращавшие их, спрос на доверительные услуги фактически сошел на нет. Все эти компании и подорвали доверие к доверительным операциям. Тот период в финансовой сфере характерен исчезновением сотен миллиардов рублей и недоверием со стороны общества. Все это произошло по причине отсутствия опыта и законодательной базы в данной сфере. Однако благодаря стабильности платежей на рынке государственных ценных бумаг в течение 1995-1997 годов стало отмечаться увеличение капиталов на финансовом рынке. И впоследствии, не смотря на предыдущий печальный опыт, рынок доверительных услуг в России стал развиваться довольно быстрыми темпами.
После кризиса 1998 года происходит постепенное возвращение доверия вкладчиков к инвестиционным и банковским институтам. Появилась волна спроса на доверительные услуги, что объясняется формированием класса состоятельных людей, фирм, желающих уменьшить выплачиваемые налоги и обеспечить себе профессиональное управление. Этот спрос является уже качественно новым, причины которого схожи с западными.
Механизм коллективных инвестиций имеет множество преимуществ. Их экономический смысл заключается в обеспечении
возможностей инвестирования в такие виды активов, которые недоступны отдельно взятому инвестору. Преимущество коллективного инвестирования состоит в том, что оно позволяет участникам вкладывать небольшие суммы денег и получать доступ к высокодоходным и высоколиквидным активам, к которым получить доступ самостоятельно, без помощи профессиональных участников рынка денных бумаг (доверительных управляющих) они не в состоянии, например, мелкие инвесторы, не обладая требуемым объемом капитала не смогут самостоятельно осуществлять вложения в офисную недвижимость и другие дорогостоящие объекты. Эти задачи призваны решить управляющие паевых инвестиционных фондов (далее — ПИФы) и общих фондов банковского управления (далее — ОФБУ). Кроме финансовых активов, в состав имущественного комплекса закрытых ПИФов может входить и недвижимое имущество.
Первыми нормативными документами в этой области стали ГК и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», а впоследствии Федеральный Закон «Об инвестиционных фондах». При разработке нормативных актов о ПИФах учитывалось законодательство целого ряда стран, в том числе Германии, Франции, Великобритании, США, Швейцарии, Чехии и Словакии, Директивы Совета ЕЭС, а также требования международного законодательства.
Основополагающим документом, регулирующим деятельность ПИФов стал Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 28.11.2001 (далее — Закон «Об ИФ»). Данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в определенные объекты, а также с учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом. Закон призван обеспечить надежные правовые гарантии инвесторов и стимулировать развитие институтов коллективного инвестирования в России.
В течения последних лет происходит ряд нововведений в рассматриваемой области. В частности, 10.06.2007 года вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бу-
магами». По сравнению с ранее действовавшим Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 октября 1997 г. N 37 «Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» новый документ существенно расширил перечень объектов доверительного управления, которые управляющий, имеющий соответствующую лицензию Федеральной службы по финансовым рынкам, вправе принимать в доверительное управление. В частности, теперь прямо предусмотрено право управляющего принимать от учредителя управления иностранную валюту и ценные бумаги иностранных эмитентов. Также управляющий вправе заключать на фондовых биржах срочные договоры (контракты), базовым активом которых являются фондовые индексы, ценные бумаги или другие срочные договоры (контракты) в интересах учредителя управления (выгодоприобретателя). Речь идет о фьючерсных, форвардных, опционных и иных подобных сделках. Ранее фактически существовал пробел в законодательстве в отношении порядка регулирования деятельности по доверительному управлению вышеназванными активами.
Что касается ПИФов, то здесь стоит отметить следующее новшество: появление принципиально нового для российского законодательства. понятия квалифицированного инвестора. Понятие квалифицированного инвестора введено Федеральным законом 334-ФЗ от 16.11.2007 О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты РФ. К квалифицированным инвесторам, в частности относятся организации — профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также инвесторы -физические лица, отвечающие определенным требованиям, имеющие определенный опыт работы в инвестиционной сфере, либо имеющие относительно высокий по сравнению с другими инвесторами уровень инвестиционного портфеля. Конкретные требования к квалифицированным инвесторам устанавливает Федеральная служба по финансовым рынкам. Теперь правила доверительного управления паевым фондом могут предусматривать право управляющего не принимать денежные средства от учредителя управления, не отвечающего признакам квалифицированного инвестора, при осуществлении управляющим в рамках ПИФа рискованных стратегий управления средствами инвесторов. Аналогия-
пая норма в отношении индивидуальных форм доверительного управления введена и в ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Список использованной литературы
Гражданский кодекс РСФСР: Утв. Законом РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верхов. Совета РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 406.
Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (в ред. на 22 декабря 1994 г.) // Ведомости Верхов. Совета РСФСР. — 1969. - № 32.
- Ст. 1085.
Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. №394-1-Ф3 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: // Ведомости съезда нар. депутатов РСФСР. - 1990. - № 27- Ст. 356.
Указ Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)» от 24 декабря 1993 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Утв. Федер. Законом от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - 29 января. - № 5.- Ст. 410.
Федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»: // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
Федеральный закон от 29 ноября 2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»: // Российская газета. - 2001. - № 237. - С. 4; № 238. - С. 3.
Указ Президента Рос. Федерации от 14 июня 1992 г. № 623 О мерах по поддержке и оздо-
ровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур: // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верхов. Совета Рос.Федерации. — 1992. - № 25. - Ст. 1419.
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами».
Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 октября 1997 г. N 37 «Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги»
Алексеев С.С. Теория права /С.С. Алексеев.
- Харьков, 1994. - С. 204-205.
Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации/ Г. А. Гаджиев. -М., 1995. - 125 с.
Городов О. Доверительное управление исключительными правами /О.Городов //Хозяйство и право. - 1999 - № 3. - С. 33-34.
Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике. - /В.А. Дозорцев //Государство и право. — 1994. - № 1. - С. 26.
Кряжков А.В. Доверительное управление имуществом в России: формирование института и сферы применения. — /А.В. Кряжков // Государство и право. — 1997. - № 3. - С. 22-31.
НАУМОВА Татьяна Леонидовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.