Социально- экономические факторы миграционных процессов между Китаем и российским Дальним Востоком: социологический анализ данных 2011-2021 гг.
Цянь Цяньжон,
аспирант, Московский государственный университет им М.В. Ломоносова
E-mail: [email protected]
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день отношения Китая и России включают в себя обширную систему связей в различных сферах: торгово-экономической, инвестиционной, культурной, функционирования международных организаций и др. Автор поставил перед собой цель изучить фундаментальные особенности миграционных процессов из Китая на российский Дальний Восток с учетом имеющейся культурной, социальной и экономической специфики. Исследование строится на применение таких общенаучных методов как: анализ, синтез, обобщение с применением системного исследовательского подхода, а также контент-анализа зарубежных (в первую очередь китайских) и российских источников (научные публикации, СМИ, правовые документы). В статье- : несмотря на значительную численность населения обеих стран (хотя и с большим разрывом в показателях) число трансграничных иммигрантов между Китаем и Россией невелико; с 2012 года число двусторонних иммигрантов между Китаем и Россией растет и демонстрирует высокую стабильную тенденцию роста. В 2015, 2016, 2018 и 2020 годах число иммигрантов из Китая в Россию значительно превысило число мигрантов из России в Китай, при этом россияне все чаще рассматривают Китай как приоритетное направление для международной иммиграции. Анализ причин и объемов трансграничных потоков между Китаем и Россией, факторов сложившейся к настоящему моменту международной ситуации, иммиграционной политики России, политического и экономического положения Китая и России, а также культурных традиций убедительно доказывают, что "теория китайской иммиграционной угрозы», продвигаемая некоторыми российскими ультранационалистами, не имеет под собой реальных оснований.
Ключевые слова: китайская иммиграция; транснациональная миграция; трансграничная иммиграционная деятельность; иностранная иммиграция; Российская Федерация; Китай.
£2
U
со
см
см
см
^
Z
172
Введение
Проблемы китайской миграции в Россию, тенденции ее развития и ее последствия для региона и России обсуждаются на страницах международных научных журналов, являются центральной темой международных исследовательских центров. [1]. Действительно, вопрос очень актуальный^]. С конца XX века в Российской Федерации получило широкое распространение представление о некой "теории китайской иммиграционной угрозы", «китайской угрозе», «желтой опасности». В связи с этим, некоторые ультранационалисты намеренно преувеличивали количество китайских иммигрантов в России, принижали вклад в российскую экономику китайских мигрантов, а также в целом дискредитировали китайских мигрантов в России. Кроме ложных заявлений были распущены различные слухи, накладывающие негативный отпечаток на восприятие в России как китайских мигрантов, так и Китая в целом [5]. Отметим, что такое происходило не только в отношении китайских мигрантов, но в целом касаемо иностранных граждан, пребывающих в России. В российский государственный праздник "День народного единства" (4 ноября) в 2013 году некоторые националисты провели марши и собрания по всей России, скандируя такие лозунги, как "Россия для русских". Это отражало настроения части российского общества, подверженной настроениям этно-центристски - т.е. позиции против представителей любых иных национальностей, кроме русских. Несмотря на то, что сегодня отношение к китайским мигрантам видится более спокойным (особенно на фоне преобладающих в иммиграционном потоке мигрантов из стран Центральной Азии, которые «притягивают» основные дискуссии в политическом и общественном дискурсе на себя), тема «китайской угрозы» в российско-китайских отношениях периодически оказывается снова во внимании.
Трансграничное сотрудничество является важным фактором регионального развития многих стран мира. В настоящее время китайско-российские отношения основаны на тесном экономико-политическом сотрудничестве^]. Разумеется, Россия является правовым государством и потому обеспечивает защиту законных прав и интересов иммигрантов в различных областях, стремясь эффективно использовать международные иммиграционные ресурсы и способствовать социально-экономическому развитию страны. Для стратегического партнерства также важна и общественная оценка этим отношениям. Если взаимодействие Китая и России будет в силу каких-либо не корректно оценено населением, станет вызывать негативные эмоции (в том числе по отношению к мигрантам), то это отрицательно повлияет на долгосрочное развитие китайско-российских отношений.
Численность и динамика трансграничной миграции
По сравнению с иммигрантами из других стран в России количество китайцев в общем миграционном по-
токе не имеет численного преимущества. При этом мы видим, что динамика миграции из Китая в Россию положительная, число китайских мигрантов растет: если в 2015 году в Россию прибыло 1012678 мигрантов из Китая, то в 2019 году эта цифра возросла до 180,7001 [0]. Несмотря на то, что численные показатели китайской иммиграции не самые большие по сравнению, например, с показателями выходцев из стран Центральной Азии, внимание к китайской общине в России остается высоким. Основной причиной является низкая осведомленность друг о друге среди жителей двух стран. В связи с этим важным становится изучение процессов развития китайского населения (китайской общины) в России и научная оценка значения китайской иммиграции для российского государства и общества [13].
Если говорить о стремящихся связать свою жизнь прочно и навсегда с Россией китайцах, претендующих на гражданство, то статистика показывает значительное падение их числа. Согласно переписи населения 2020 года, российскими гражданами являлись 10,2 тыс. человек с китайскими корнями. По сравнению с переписью 2010 года число российских китайцев сократилось на 18,1 тыс. человек (с 28,3 тыс.). т.е. за последние десятилетие число российских китайцев значительно уменьшилось. Исходя из данных МВД, гражданство РФ с 2017 года до середины 2019-го получили всего 196 граждан КНР (табл. 1).
Рассмотрим более подробно динамику изменений миграции из Китая в Россию. В начале 1990-х годов с распадом Советского Союза независимая Россия немедленно провела политические реформы и экономическую либерализацию, а также активизировался обмен кадрами между Китаем и Россией. Согласно статистике, с 1988 по 1993 год среднегодовое число людей, въезжающих на китайско-российскую границу и выезжающих из нее, выросло с 6233 до 373 930 человек, увеличившись почти в 60 раз. В начале 21 века трансграничная иммиграция в Россию находилась в относительно стабильном состоянии, и число иммигрантов, въезжающих в Россию, было относительно небольшим. Однако с 2011 года иммиграция в Россию снова стала чрезвы-
чайно активной, и число транснациональных иммигрантов, въезжающих в Россию, резко возросло.
Таблица 1 Китайская миграция в общем иммиграционном потоке в Россию (2011-2021 гг.) (чел.)
Год Общее число иммигрантов в Россию Общее-число-иммигрантов из Китая в Россию Пропорция
2011 356535 7063 1.98
2012 417681 8547 2.05
2013 482241 8149 1.69
2014 578511 10561 1.83
2015 598617 9043 1.51
2016 575158 8027 1.40
2017 589033 8237 1.40
2018 565685 7067 1.25
2019 701234 15306 2.18
2020 594146 7270 1.22
2021 667922 6465 0.97
За 10 лет (с 2011 по 2021 год) Россия приняла в общей сложности 6 126 763 трансграничных иммигрантов со всего мира. Среди них число иммигрантов из Китая составило 95 753 человек. В относительных показателях это значит, что, за исключением 2012 и 2019 годов, доля китайских мигрантов составила 2,05% и 2,18% соответственно, в другие годы их было менее 2%. В оставшиеся 8 лет на один год (2021) приходилось не более 1%, а на остальные 7 лет (2011, 2013-2018, 2020) приходилось от 1% до 2% (см. таблицу 1). При этом численность людей, иммигрировавших из России в Китай, составила 2,34% от населения, иммигрировавшего из России.
Сравнение числа китайских иммигрантов в Россию и общего числа иностранные иммигрантов, принятых Россией, показаны на рисунке 1.
£00000 700000
600000 500000
400000 300000
200000 100000
I ЦНИИ 11
1011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201Ё 2019 2020 2021 □ Сйщее чисхо и.м.м и грантов в Ро-ссню С Общее^исло иммигрантов иг Китая е Россию
Рис. 1. Сравнение количества китайских иммигрантов в России и общего числа иммигрантов в Россию (20112021 гг. чел.)
Рисунок 1 показывает, что доля китайских иммигрантов незначительна, а ежегодная тенденция изменения численности китайских иммигрантов в России в основном совпадает с ежегодной тенденцией изменения численности всего количества принимаемых иностранных иммигрантов в России (табл. 1).
При сборе данных и анализе данных о трансграничной иммиграции между Китаем и Россией еще одна информация, на которую стоит обратить внимание и изучить, - процентная доля российских иммигрантов в Ки-
тае в процентах от российских иммигрантов за рубежом. За 10 лет, с 2011 по 2021 год, общее число россиян, иммигрировавших за рубеж, составило 3 280 634 человека, из которых 76 679 иммигрировали в Китай, а число людей, иммигрировавших в Китай, составило 2,34% от общего объема иммиграции России за рубеж.
Можно заметить, что в 2021 году численность иммигрантов, направляющихся в Китай, значительно сократилась, и это самое значительное изменение за весь рассматриваемый период. Для семи лет из рассма-
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
триваемого периода эта цифра составляла от 100.000 до 500.000 иммигрантов из России. Эти статистические данные наглядно показывают, что с 2011 года число и доля людей, которые выбирают Китай в качестве направления для иммиграции, постоянно увеличивается. В 2020 году численность людей, мигрировавших в Китай, достигло приблизительно 12000 чел. В последствии (в 2021 году) из-за новой пандемии коронавирусной инфекции различные страны, в том числе и Китай, ужесточили свою иммиграционную политику, и только 2217 человек въехали в КНР (см. таблицу 2, рисунок 2).
Таблица 2. Статистическая таблица годовой доли числа российских иммигрантов в Китае и общего числа иммигрантов за рубежом (2011-2021 гг., единица измерения: чел.)
Год Число, уехавших из России Число приехавших в Китай
2011 36 774 507
2012 122 751 4 358
2013 186382 7 527
2014 308475 8 606
2015 353233 9 821
2016 313 210 8 837
2017 377155 7 600
2018 440831 7 544
2019 416 131 8 627
2020 487672 11 035
2021 238 020 2 217
Рис. 2. Сравнительная диаграмма числа россиян, иммигрировавших в Китай, и общего числа россиян, иммигрировавших за границу (2011-2021 гг.)
Официальные данные, опубликованные Федеральной службой государственной статистики, за рассматриваемый период представлены в таблице 3.
Таблица 3. Ежегодные статистические данные о транснациональной иммиграции между Российской Федерацией и Китаем (2011-2021 гг. чел.)
Год Из Китая в Россию Из России в Китай Разница
2011 7 063 507 6 556
2012 8 547 4 358 4 189
2013 8 149 7 527 622
2014 10 561 8 606 1 955
2015 9 043 9 821 -778
2016 8 027 8 837 -810
2017 8 237 7 600 637
2018 7 067 7 544 -477
2019 15 306 8 627 6 679
2020 7 270 11 035 -3 765
2021 6 465 2 217 4 248
ИТОГО 95 735 76 679 19 056
Данные о транснациональной иммиграции между Китаем и Россией, приведенные в таблице 3, показывают следующие отличительные характеристики:
Прежде всего обращает на себя внимание разница между объемами миграционного потока между двумя странами. С 2011 по 2021 год число китайских иммигрантов в Россию составило 95 735, число российских иммигрантов в Китай составило 76679. Разница в количестве трансграничных иммигрантов между Китаем и Россией составляет всего 19056 человек. Отметим, что 76679 чел. - не слишком большая величина для такой страны, как Китай, с общим населением 1,4 миллиарда человек. Для России же, население которой составляет всего одну десятую населения Китая, эта цифра имеет уже другой «вес». Такая же разница имеется в значении объемов мигрантов из Китая в Россию: 95,8 тыс. чел для КНР не является существенным количеством, а для России это население, например, одного малого города.
Во-вторых, трансграничная иммиграционная деятельность между Китаем и Россией весьма активна (см. рис. 3).
со |_
и
см см
Рис. 3. Статистическая диаграмма данных о транснациональной иммиграции между Российской Федерацией и Китаем (2011-2021 гг.)
Диаграмма на рисунке 3 наглядно показывает: Волны миграции, продемонстрированные на рисунке 3, в большинстве случаев «параллельны»: когда происходит рост иммиграции в Россию, тогда и рост иммиграции в Китай. Также, когда спад со стороны КНР, тогда и спад со стороны РФ (не везде).
Ь. Исходя из тенденций последних лет, у нас есть основания прогнозировать, что в будущем Китай, с политической стабильностью, дальнейшим укреплением экономической мощи и дальнейшим улучшением инвестиционной и предпринимательской среды, привлечет больше россиян для иммиграции.
Факторы формирования миграции между Китаем и Россией
Формирование тенденций транснациональной миграции между Китаем и Россией имеет глубокие политические, экономические, культурные и другие причины.
Политические причины
Распад Советского Союза стал самой серьезной геополитической катастрофой в мире в 20 веке. В 1990-е годы, в начале обретения независимости, Россия вступила в период социальных потрясений и изменчивости, с резким экономическим спадом и социальным хаосом, которые оказали огромное влияние на жизнь народов, населяющих Россию. В российском политическом поле произошли глубокие изменения. Политическая система советского периода была полностью сломана, внутренние социально-экономические условия внезапно изменились, и привычный социальный порядок и система были мгновенно разрушены. В это время граждане России стремились к жизни за границей и в больших количествах иммигрировали, образовав волну эмиграции, включая иммиграцию в Китай. К началу 21 века политическая ситуация в России постепенно стабилизировалась, а трансграничная иммиграционная деятельность была относительно спокойной. Однако с 2011 года трансграничная миграция между Китаем и Россией снова активизировалась. Это было связано с изменениями в международной ситуации: Россия подверглась санкциям со стороны Запада, уровень жизни внутри страны резко снизился, и трансграничная иммиграция в Китай снова стала привлекательной для россиян. После вхождения Крыма в состав России в 2014 году Соединенные Штаты Америки и Европейский союз усилили свою блокаду и санкции против России, что нанесло определенный ущерб российской экономике, еще больше поспособствовав усилению иммиграции в Китай.
В 2019 году, в 70-ю годовщину установления дипломатических отношений между Китаем и Россией, председатель Си Цзиньпин вновь посетил Россию. В этот приезд было официально объявлено о новом витке развития стратегического партнерства, совместно с президентом В.В. Путиным было подписано "Китайско-российское совместное заявление о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства сотрудничества в новую эпоху".
Отметим, что в связи с репрессиями администрации США в отношении Китая и России, эскалацией санкций и довольно сдержанной контратакой Китая и России постоянно возникают спекуляции о возможном союзе между Китаем и Россией. В конце 2019 года и в октябре 2020 года В.В. Путин воспользовался возможностью встретиться с журналистами и дважды заявил, что не исключает возможности формирования Россией и Китаем военно-политического альянса в какой-то момент в будущем. Лидеры Китая и России неоднократно достигали консенсуса о совместном сопротивлении гегемони-стским действиям правящих властей США [4]. Отметим, что подробные события и взаимодействия в некоторой степени влияют на трансграничную миграцию, как минимум обеспечивая население обеих стран уверенностью в намерениях стратегического партнерства двух государств, возможных совместных проектов в области развития, потенциале сотрудничества не только в политической, но и в экономической сфере.
Экономические причины
В начале независимости РФ экономическая система довольно резко сменилась с плановой экономики на рыночную. Ряд убыточных компаний в стране закрылись и лик-
видировались, число безработных значительно увеличилось, общественное производство и предложение были серьезно недостаточными, а уровень и качество жизни людей резко снизились. Многие люди в сложившейся нестабильной или даже стабильно «угнетающей» экономической ситуации иммигрировали за границу в поисках лучшей жизни[12]. Сложная экономическая ситуация, ухудшение условий жизни, отметим, является наиболее фундаментальной и типичной причиной эмиграции населения во всем мире.
Потоки мигрантов из КНР обеспечивают большую сбалансированность на региональных рынках труда и содействуют решению ряда острых проблем на потребительском рынке России. Китайская миграция может стать важным элементом решения долгосрочных проблем социальноэкономического развития Российской Федерации, особенно в условиях предстоящего резкого уменьшения трудового потенциала страны. Для населения позитивные экономические последствия иммиграции и занятости граждан КНР в России связаны с насыщением рынка дешевыми и нужными товарами и услу-гами[7].
До 2014 года Китай представил новую стратегическую программу по возрождению Великого шелкового пути «Один пояс - один путь». Эта программа направлена на развитие инфраструктуры и ускорение экономической интеграции стран, расположенных вдоль маршрута исторического Шелкового пути из Азии в Европу. В инициативе задействована 71 страна, а с 2013 по 2021 проектные инвестиции Китая в реализацию программы составили 890 млрд долларов. Из этой суммы 40,2% были инвестированы в энергетические проекты, например в строительство электростанций и нефтепроводов, 22,8% - в развитие транспортной инфраструктуры. Россия является одним из участников этого широкомасштабного проекта, что укрепляет её транспортное сотрудничество с Китаем (в частности, большое значение имеет открытие в 2022 году железнодорожного и автомобильного мостов, соединяющих две страны).
Продолжающееся резкое снижение цен, а также многочисленные раунды санкций против России со стороны Соединенных Штатов и Европы, вызванные вхождением Крыма в состав России в 2014 году, заставили российскую экономику столкнуться со многими трудностями^]. Эскалация экономических санкций ухудшила состояние экономики страны, затронув финансовую, нефтяную, военную и другие сферы России. 24 ноября 2014 года министр финансов РФ заявил на Международном финансово-экономическом форуме, что из-за воздействия геополитических санкций Россия теряет 40 миллиардов долларов США в год. Из-за падения цен на нефть на 30% Россия теряет еще от 90 до 100 миллиардов долларов США в год.
По сравнению с российским состоянием экономики Китая в этот же период можно охарактеризовать как противоположное: экономические реформы Китая за последние четыре десятилетия принесли плодотворные результаты. Постоянное улучшение ситуации в области экономического развития, низкие цены и расширение возможностей трудоустройства привлекли многих россиян к иммиграции в Китай. Напротив, многие китайцы провели рациональный анализ и оценку экономической ситуации в России и не стремятся иммигрировать в Россию. В 2015 году, как было показано в предыдущем разделе, произошел исторический сдвиг в китайско-российских трансграничных миграционных потоках: количество людей, въезжающих в Китай из России, обогнало количество людей, въезжающих в Россию из Китая.
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
Заметную роль в миграционном обмене играет многолетнее партнерство России и Китая на государственном уровне, китайская миграция может стать важным элементом решения долгосрочных проблем социально-экономического развития Российской Федерации, особенно в условиях предстоящего резкого уменьшения трудового потенциала страны[7]. Как заявил агентству ТАСС посол Китая в России Джан Ханьхуэй, сотрудничество двух стран «стремительными темпами» развивается в сельском хозяйстве, финансах, науке и технике, и электронной коммерции, а в перспективе планируются крупные проекты в сферах энергетики, авиации, космонавтики, транспорта и коммуникаций.
Довольно заметно присутствие китайского бизнеса в России. Ссылаясь на данные системы СПАРК, сотрудники Института Дальнего Востока РАН и Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ утверждают, что к февралю 2018 года в стране было зарегистрировано 5867 компаний, среди владельцев которых значились физические и юридические лица из Китая. По словам экспертов, это лишь часть картины, поскольку «крупный китайский бизнес приходит в нашу страну, как правило, через юрисдикции третьих стран». Больше всего, по их оценкам, юрлиц с китайским участием зарегистрировано в Москве, Приморье, Санкт-Петербурге и Амурской области. Китайский бизнес представлен в 696 различных видах деятельности [2].
По данным опроса компании EY, китайцев в России привлекает объем внутреннего рынка и природные ресурсы. При этом стоимость трудовых ресурсов, налоговая и законодательная база их не устраивают. Среди работающих в России китайских компаний только 11% считают привлекательной стоимость трудовых ресурсов, а 26% говорят о том, что она крайне неконкурентная.
Зато, как показало исследование информационно-аналитического агентства «Восток России», рабочая сила из Китая, например, на Дальнем Востоке, стоит дешевле. Результаты анализа статистики Минтруда, который провели в агентстве, продемонстрировали, что китайцев среди привлекаемых по квотам иностранных сотрудников там больше, чем остальных (в расчет не брались выходцы из стран СНГ, которые не квотируются). В частности, в 2019 году Минтруд выдал на граждан Китая на Дальнем Востоке больше половины (51%) всех выданных в этом регионе квот, однако абсолютные цифры относительно скромные - 27,8 тыс. человек. В целом по РФ на конец первого полугодия 2019 года действующее разрешение на работу имели 39,8 тыс. китайцев. Срок действия подобных документов обычно ограничивается несколькими месяцами.
Особенности миграционной политики России
В первые 10 лет 21 века российское правительство последовательно внедряло новые демографические и миграционные стратегии развития страны и общества, такие как: «Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 года», «Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года», «Семилетний план добровольного возвращения Патриотов из-за рубежа в Российскую Федерацию», «План российских детей», «Закон об иммиграции», «Закон о беженцах» и «Закон об иммиграции в принудительном порядке» и др[14].
Глобальная задача, стоящая перед страной, - избе-^ жать демографического кризиса, увеличить численность населения, в частности восполнить дефицит населения « в трудоспособном возрасте, который в перспективе де-сэ сятилетия по прогнозам экспертов будет только увеличили ваться. Изменить численность населения, как известно, аЁ возможно двумя способами: путем естественного дви-
жения населения (т.е. за счет увеличения рождаемости и превышения её показателей над показателями смертности, - естественного прироста) и механического движения, т.е. миграции. Поскольку даже поощряя рождаемость, вводя различные меры по её повышению и снижению смертности, достичь быстрого эффекта сложно, в России государственная политика направлена на поддержание обоих направлений. Таким образом, поддержание иммиграции в Россию является частью политики государства.
Хотя российское законодательство в области миграции эксперты часто называют «иммиграционным», т.е. ориентированным именно на внешнюю миграцию. Оно во многом способствует тому, чтобы в Россию приезжали квалифицированные специалисты: российское правительство всегда настаивало на том, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов, законопослушных специалистов их других стран, и ограничить иммиграцию низкоквалифицированных рабочих. Тем не менее некоторые аспекты остаются скорее препятствием на пути въездной миграции, в том числе из Китая [11].
Так, в настоящее время Россия настаивает на проведении языковой оценки, оценки базовых юридических и исторических знаний для иностранных иммигрантов, которые хотят работать на территории страны. Такие требования, очевидно, слишком высоки для иностранных трудовых иммигрантов, которые планируют работать в сфере строительства, сельском хозяйстве и других отраслях, подразумевающих возможность занятости работников без высокой квалификации. Китайским иммигрантам нелегко соответствовать подобным требованиям, предъявляемым законом, что в свою очередь ограничивает круг лиц, которые готовы ехать в Россию.
Традиции культуры
Психологическое принятие транснациональных иммигрантов, культурная идентичность, различия в ценностях иммигрантов и принимающего общества и т.п. определяют ограничительную специфику транснациональной миграции. Различие в культурной идентичности также сформировало некоторое препятствие для трансграничной иммиграции между Китаем и Россией. Отметим, что соблюдение традиций - важная часть жизни любого китайца. Многие обычаи и ритуалы соблюдаются жителями Поднебесной уже несколько тысяч лет.
В последние годы российская политика приема иммигрантов стала более ориентированной на страны СНГ с большей культурной близостью к России, что также в определенной степени снизило энтузиазм китайцев по поводу иммиграции в Россию. Как уже было отмечено, сложностью для китайских мигрантов является также и незнание русского языка.
Заключение
За последние 10 лет миграционные потоки между Китаем и Россией претерпевали изменения. В целом они увеличились в масштабах, однако большее значение трансграничная миграция стала иметь значение для России. Важным с точки зрения статистики миграционных потоков является 2015 год, когда количество мигрантов из России превысило количество мигрантов из Китая во взаимном обмене стран. Исходя из международной ситуации и текущей ситуации политического и экономического развития, а также принимая во внимание наличие стратегического партнерства между Китаем и Россией, мы можем прогнозировать, что вышеупомянутая тенденция транснациональной миграции между странами будет продолжаться в течение длительного времени.
В некоторой степени китайская миграция компенсирует нехватку трудоспособного населения в России. Статистика показывает, что принятие иностранных мигрантов, даже временных, является эффективным ответом на демографический кризис в России [10]. В определенной степени китайские иммигранты восполнили пробел в потере собственного населения в России, однако необходимо учитывать, что китайцы, которые иммигрируют в Россию, едут не с целью получения долгосрочного вида на жительство или российского гражданства, а демонстрируют совершенно разнообразные цели приезда, такие как: туризм, учеба, вступление в брак, предпринимательство и др. В отличие от иммигрантов из стран Центральной Азии, китайские мигранты в большинстве случае не намерены оставаться в России на долгосрочный период и связывать свою жизнь навсегда с этой страной, интегрироваться в её общество.
При разработке политики по приему иностранных мигрантов Россия, как и другие государства, придерживается принципов сохранения приоритетов своих граждан, защиты национального рынка труда, интересов экономики и национальной безопасности. Предпринимаемые меры по регулированию въездной миграции, в частности нормы законодательства, подразумевающие сегодня необходимость сдачи экзаменов по русскому языку, основам законодательства и истории России трудовыми мигрантами, скорее играют ограничительную роль для иммиграции из Китая, снижая привлекательность России как страны для временного пребывания и работы. Учитывая крепкие узы экономического и политического партнерства двух стран, наличие налаженных связей в различных сферах экономики, можно предположить, что будут найдены выходы из ситуации, возможно, приняты двусторонние соглашения, регулирующие взаимную трудовую миграцию в отдельных отраслях и т.д., т.е. будут на институциональном уровне обеспечены условия дальнейшего развития трансграничной миграции.
Китайская миграционная политика в свою очередь, являясь неотъемлемой частью общей стратегии развития КНР, также реализует меры, способствующее приему высококачественных транснациональных иммигрантов, поддерживая базовую стабильность китайского населения и способствуя гармоничному и здоровому развитию общества страны. "Пять принципов мирного сосуществования", которых Китай придерживается в своих международных обменах, определяют развитие Китая и являются базисом для стабильности отношений между странами, обеспечивают соблюдение принципа взаимной безопасности, отсутствия угрозы для партнеров Китая, в том числе для своего соседа - России. Поэтому "теория китайской иммиграционной угрозы", которая периодически используется ультранационалистами в своих целях, не имеет под собой серьезных оснований ни с точки зрения статистических данных о масштабах трансграничных миграций, ни с точки зрения политических, экономических, идеологических и других факторов, определяющих современную миграцию из Китая в Россию.
Литература
1. Веремейчик А.С. Вопросы современной китайской миграции в работах ученых КНР // Ойкумена. Регио-новедческие исследования. 2014. № 1(28). С. 50-56.
2. Гвасалия К.Д. Перспективы развития китайско-российских отношений в бизнес сфере. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 274277.
3. Данькова А.С. Социальные взаимодействия миграционного контента Китая и России // Совершенствование науки в наши дни: междисциплинарные аспекты-Материалы XLIV Всероссийской научно-практической конференции. Южный университет (ИУБиП). 2022. С. 71-74.
4. Лузянин С.Г. Настоящее и будущее российско-китайских отношений // Вестник российской академии наук. 2020. № 2. С. 113-119.
5. Нигматуллина Т.А. Политическая интерпретация эт-ноксенофобии в молодежной среде: новые вызовы глобализации // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2014. № 1. С. 83-94.
6. Понкратова Л.А. Проблемы торгово-экономического сотрудничества Российского Дальнего Востока и Северо-Востока Китая // Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. 2019.С.146-167
7. Попхадзе Т.Ю. Современная миграция китайцев в Россию и ее социально-экономические последствия // Иностранные языки в современном мире. Материалы международной научно-практической студенческой конференции. Ростовский государственный экономический университет. 2021.С.326-329
8. Гао Цзисян Российская экономика в контексте санкций: дилеммы и ответы [J]. // Евразия Азиатская экономика. 2015. № 2. С. 2-9.
9. Дун Чжожань. Миграция из Китая в Россию: проблемы и перспективы // Глобальные социальные процессы: опыт социологического исследования. Сборник статей Социологической конференции молодых ученых. - СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион». 2019. С. 40-45.
10. Дай Гуйцзю Демографические проблемы России и иммиграционная политика [J] .// Российские исследования по Центральной Азии и Восточной Европе. 2004. № 3. С. 15-22.
11. Пэн Вэньцзин Влияние демографического кризиса в России на экономику и ответные меры [J]. // Синь-цзянские социальные науки. 2021.№ 3. С. 65-68.
12. Фэн Чуньпин Новые черты демографо-геогра-фических изменений в России на современном эта-пе^].// Антропогеография .2005.№ 5. С. 60-64.
13. Цзяо Юфань Исследование по проблеме китайской иммиграции на Дальнем Востоке и статуса выживания китайского народа [D]. // Сямыньский университет. 2017
14. Ю Лийин. Влияние демографического кризиса в России на экономическое развитие^]. // Журнал демографии. 2007. № 2. С. 26-31.
SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF MIGRATION PROCESSES BETWEEN CHINA AND THE RUSSIAN FAR EAST: SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF DATA FOR 2011-2021
Qian Qianrong
Lomonosov Moscow State University
The relevance of the topic of the research lies in the fact that today's relations between China and Russia include an extensive system of relations in various spheres: trade and economic, investment, cultural, functioning of international organizations, etc. The author has set a goal to study the fundamental features of migration processes from China to the Russian Far East, taking into account the available cultural, social and economic specifics. The research is based on the application of such general scientific methods as: analysis, synthesis, generalization with the application of a systematic research approach, as well as content analysis of foreign (primarily
C3
о
сг
IE
0
1
-1 У
"О
IE СГ
Chinese) and Russian sources (scientific publications, media legal documents). The article collects and analyzes official statistical data on trans-border migrants from 2011 to 2021 - Russia and China. As a result of the research the following characteristic features of cross-border migration between the two countries were revealed: despite the significant population size of both countries, although with a significant difference in indicators) the number of cross-border immigrants between China and Russia is small; since 2012 the number of bilateral immigrants between China and Russia has been growing and demonstrates a high stable growth trend. Meanwhile, in 2015, 2016, 2018, and 2020, the number of immigrants from China to Russia significantly exceeded the number of migrants from Russia to China, with Russians increasingly viewing China as a priority destination for international immigration. An analysis of the causes and volumes of cross-border flows between China and Russia, the factors of the current international situation, Russia's immigration policy, the political and economic situation of China and Russia, and cultural traditions convincingly prove that the "Chinese immigration threat theory" promoted by some Russian ultra-nationalists has no real basis in reality.
Keywords: Chinese immigration; transnational migration; cross-border immigration activities; foreign immigration; Russian Federation; China.
References
1. Veremeichik A.S. (2014) Issues of Modern Chinese Migration in the Works of Chinese Scientists // Oikumena. Regional Studies. No 1(28). P. 50-56.
2. Gvasalia K.D. (2019) Prospects for the development of Chinese-Russian relations in the business sphere. // Economics and en-trepreneurship. No. 1(102).P. 274-277.
3. Dankova A.S. (2022) Social Interactions of the Migration Content of China and Russia // Modern Science Improvement: Interdisciplinary Aspects - Proceedings of the XLIV All-Russian Scientific and Practical Conference. Southern University (IUBiP). P. 71-74.
4. Luzyanin S.G. (2020) Present and Future of Russian-Chinese Relations // Vestnik of the Russian Academy of Sciences. No. 2. P. 113-119.
5. Nigmatullina T.A. (2014) Political interpretation of Ethnoxeno-phobia in the youth environment: new challenges of globalization // Questions of national and federal relations. No. 1. P. 8394.
6. Ponkratova L.A. (2019) Problems of trade and economic cooperation between the Russian Far East and the Northeast of China // Federal State Budgetary Institution of Science Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences. P. 146-167
7. Popkhadze T.U. (2021) Modern Chinese migration to Russia and its socio-economic consequences // Foreign languages in the modern world. Materials of the international scientific-practical student conference. Rostov State University of Eco-nomics.P.326-329
8. Gao Jixiang. (2015) The Russian economy under the background of sanctions: Difficulties and responses [J]. //Eurasian Economy.No 2. P. 2-9.
9. Dong Zhouran. (2019) Migration from China to Russia: Problems and Prospects // Global Social Processes: Experience of Sociological Research. Collection of articles from the Sociological Conference of Young Scientists. - St. Petersburg: Asterion Center for Scientific Information Technologies. P. 40-45.
10. Dai Guiju. (2004) Russia's Population Issues and Immigration Policy [J]. //Russian Central Asian and Eastern European Studies. No 3. P. 15-22
11. Peng Wenjin. (2021) The impact of Russia's population crisis on the economy and its countermeasures [J]. // Xinjiang Social Sciences. No 3. P. 65-68.
12. Feng Chunping. (2005) The new characteristics of the current population geography changes in Russia [J].// Human Geography. No 5. P. 60-64.
13. Jiao Yufan. (2017) A Study on Chinese Immigration in the Far East and the Survival Status of Chinese People [D]. //Xiamen University. No 4.
14. You Liying. (2007) The Impact of Russia's Population Crisis on Economic Development [J]. // Journal of Demography. No 2. P. 26-31.
CO ■_
u
CM CM