Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АНТИКИТАЙСКОГО ИММИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США (СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВВ.)'

ОСОБЕННОСТИ АНТИКИТАЙСКОГО ИММИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США (СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / КИТАЙ / КИТАЙЦЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ИММИГРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОГРАНИЧЕНИЯ / РАСИЗМ / СЕГРЕГАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ДИАСПОРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кухаренко Николай Владимирович

В статье рассматриваются многочисленные иммиграционные акты и законы США в период с 1849 по 1949 гг., начиная с эпохи "золотой лихорадки" в Калифорнии и заканчивая завершением Второй мировой войны и созданием Китайской Народной Республики. Автор наглядно демонстрирует изменения в политике США в отношении выходцев из Китая в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств, анализирует факторы выталкивания и притяжения, оказавшие влияние на китайскую эмиграцию. Автор уделяет особое внимание сходству и различиям в механизмах социокультурной адаптации европейских и китайских иммигрантов к реалиям принимающего сообщества, приводит малоизвестные исторические факты расовой сегрегации в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ANTI-CHINESE IMMIGRATION LEGISLATION IN THE UNITED STATES (MID- XIX - MID-XX CENTURIES)

Looking at contemporary U.S. policy on multiculturalism, efforts to achieve ethnic diversity and respect for natives of other countries, it is hard to imagine that in the XIXth and XXth centuries American society was far from today's ideals. This article examines numerous U.S. immigration acts and laws from 1849 to 1949: from the California Gold Rush era to the end of World War II and the establishment of the People's Republic of China. The author studies the works of American scholars on this issue. The article vividly demonstrates changes in U.S. policy toward Chinese natives depending on internal and external circumstances, and analyzes the push and pull factors that influenced Chinese immigration. The author pays special attention to the similarities and differences in the mechanisms of sociocultural adaptation of European and Chinese immigrants to the realities of the host community, cites little-known historical facts of racial segregation in the USA. The article might be interesting to students and scholars specializing in Asian and American studies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АНТИКИТАЙСКОГО ИММИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США (СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВВ.)»

Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 48-57. Oriental Institute Journal. 2022. No. 1. P. 48-57.

Научная статья УДК 325.2

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/48-57

Особенности антикитайского иммиграционного законодательства США (середина XIX - середина XX вв.)

Николай Владимирович КУХАРЕНКО

Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются многочисленные иммиграционные акты и законы США в период с 1849 по 1949 гг., начиная с эпохи "золотой лихорадки" в Калифорнии и заканчивая завершением Второй мировой войны и созданием Китайской Народной Республики. Автор наглядно демонстрирует изменения в политике США в отношении выходцев из Китая в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств, анализирует факторы выталкивания и притяжения, оказавшие влияние на китайскую эмиграцию. Автор уделяет особое внимание сходству и различиям в механизмах социокультурной адаптации европейских и китайских иммигрантов к реалиям принимающего сообщества, приводит малоизвестные исторические факты расовой сегрегации в США.

Ключевые слова: США, Китай, китайцы, мультикультурализм, иммиграция, законодательство, ограничения, расизм, сегрегация, адаптация, диаспора

Для цитирования: Кухаренко Н.В. Особенности антикитайского иммиграционного законодательства США (середина XIX - середина XX вв.) // Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 48-57. DOI: 10.24866/2542-1611/20221/48-57

Original article

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/48-57

Peculiarities of Anti-Chinese Immigration Legislation in the United States (mid-XIX - mid-XX centuries)

Nikolai V. KUKHARENKO

Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia, [email protected]

Abstract. Looking at contemporary U.S. policy on multiculturalism, efforts to achieve ethnic diversity and respect for natives of other countries, it is hard to imagine that in the XIXth and XXth centuries American society was far from today's ideals. This article examines numerous U.S. immigration acts and laws from 1849 to 1949: from the California Gold Rush era to the end of World War II and the establishment of the People's Republic of China. The author studies the works of American scholars on this issue. The article vividly demonstrates changes in U.S. policy toward Chinese natives depending on internal and external circumstances, and analyzes the push and pull factors that influenced Chinese immigration. The author pays special attention to the similarities and differences in the mechanisms of sociocultural adaptation of European and Chinese immigrants to the realities of the host community, cites little-known historical facts of racial segregation in the USA. The article might be interesting to students and scholars specializing in Asian and American studies.

Keywords: United States, China, Chinese, immigration, migrants, legislation, restrictions, diaspora, segregation, multiculturalism

For citation: Kukharenko N.V. Peculiarities of Anti-Chinese Immigration Legislation in the United States (mid-XIX - mid-XX centuries) // Oriental Institute Journal. 2022. № 1. P. 48-57. DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/48-57

Рассматривая современную политику США в сфере мультикультурализма, усилия, направленные на достижение этнического многообразия и уважительного отношения к выходцам из других стран, с трудом можно себе представить, что в XIX и XX веках американское общество было далеко от сегодняшних идеалов. Хотя Соединенные Штаты Америки сформировались исключительно благодаря мигрантам. В первые десятилетия XVII века приток переселенцев из Старого Света приобрел стабильный характер. Возникали этноцентричные территориальные образования: Новая Англия, Новые Нидерланды, Новая Швеция.

Люди покидали Европу по разным причинам, но среди них можно выделить три ключевые. Первая и основная на начальном этапе иммиграции - поиск свободы вероисповедания. Влияние протестантской Реформации (1517 г.) быстро

© Кухаренко Н.В., 2022

стало ощутимо во всей Европе, и, по мере того как это движение набирало силу, все большее число религиозных нонконформистов становилось религиозными беженцами.

Вторая причина иммиграции из Европы - это возможность начать новую жизнь, на собственной земле, что для перенаселенной Европы было особенно актуальным.

И, наконец, третья причина - желание разбогатеть на золотых приисках Калифорнии. Середина XIX в., когда в Калифорнии было найдено золото, является началом третьей иммиграционной волны, теперь уже не только из Европы, но и из Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Первые переселенцы из Азии и даже их последующие поколения, родившиеся на американском континенте, никогда не чувствовали себя в США как дома. В своей книге "Чужак" (The Stranger), чтобы объяснить дискриминацию и отчуждение, испытываемые группой мигрантов, входящей в новое принимающее общество, американский социолог Джордж Симмел представил теорию, основанную на опыте еврейской диаспоры. Изначально не принадлежа к веками сложившейся принимающей культуре, чужаки приносят свои традиции и обычаи, которые часто разительно отличаются от принятых в данном обществе. В результате иммигранты формируют замкнутые этноцентричные клановые структуры, жестко привязанные к старой стране и старой культуре. Принимающее население, оценивая иммигрантов, уделяет внимание не их индивидуальности и талантам, а их чужому происхождению [11, с. 17].

Азиатские иммигранты превращались в "чужаков" не только потому, что они прибыли в страну, не будучи связанными с принимающим сообществом общими культурными узами. Не последнюю роль в этом сыграло их происхождение и специфическое отношение к ним со стороны американского населения. Их опыт ассимиляции во многом отличался от опыта европейских иммигрантов. Иммигранты европейского происхождения имели определенные преимущества. Например, европейцы могли скрыть свое прошлое и начать новую жизнь, взяв себе другие имена и фамилии. "Америка предлагала новую жизнь, новые надежды, новые перспективы", - замечает Джон Хук в своей книге, посвященной истории американских фамилий. "Почему бы было не попытаться влиться в американское общество с новым "американским" именем, которое не имело ничего общего с прошлой жизнью. Не отличавшиеся на глаз от американского населения, европейские переселенцы с легкостью растворялись в нем" [5, с. 325].

Ассимиляция азиатских иммигрантов было сопряжена с определенными трудностями. Они пришли с другого берега через Тихий океан, в отличие от европейцев, пересекших Атлантический. В данном контексте слово берег несет в себе дополнительную смысловую нагрузку, подчеркивая различие между азиатскими культурными традициями и традициями, зародившимися в греко-римском мире. Более того, азиаты обладали признаками, которые они не могли изменить или скрыть - форма глаз, цвет кожи и волос. Они носили то, что можно назвать расовой униформой. В отличие от ирландцев или немцев, китайцы не могли стать простыми членами общества, неразличимыми в массе населения. Они, к своему большому сожалению, вскоре обнаружили, что о них судят по цвету кожи, а не по деловым и личным качествам. Этнический антагонизм заставлял белых рабочих выступать за ограничение использования китайского труда даже в узкоспециализированных и низкодоходных сферах. [6, с. 890.]

В результате многие иммигранты из Азии были вынуждены открывать свои магазины, становиться торговцами и мелкими предпринимателями. Как известно открытие собственного дела не было характерной чертой китайских иммигрантов, так как у себя на родине они были крестьянами. Смена рода деятельности стала средством выживания, ответом на расовую дискриминацию и изгнание с рынка труда. Иммигранты, будучи исключенными из общей экономики, организовывали самодостаточные, автономные анклавы, служившие экономическим базисом для этнической солидарности. В свою очередь, такая экономическая и культурная

обособленность ещё больше усиливала их образ чужаков и отношение к ним, как к чужакам [2, с. 547].

Рассматриваемый в статье этап китайской иммиграции в США приблизительно охватывает период с середины XIX века до окончания Второй мировой войны. В любом миграционном процессе можно выделить так называемые выталкивающие и притягивающие факторы. Выталкивающим фактором в случае с китайскими мигрантами послужил экономический и общественный упадок внутри страны после того, как Китай проиграл Великобритании Первую опиумную войну (1839-1842 гг.) и был вынужден подписать унизительный Нанькинский договор. Правительство Китая, ранее строго контролировавшее передвижение своих поданных, с открытием портов свободной торговли и фактической потерей контроля над ними уже не могло предотвратить массовый исход китайского населения. Тысячи китайцев, проживавших в прибрежных портовых районах и более или менее знакомых с внешним миром, хотели отправиться в другие страны в поисках заработка.

Кроме того, Китай раздирали внутренние восстания. Самое известное из них было восстание тайпинов (1850-1864 гг.), в ходе которого погибло по самым скромным оценкам от 20 до 30 млн. человек, по более реалистичным - до 100 млн человек [12]. Некогда процветающие районы Китая были разорены и опустели. Неспособность властей установить порядок в стране привела к тому, что во второй половине XIX в. множество жителей покинуло страну.

После окончания опиумных войн (1857-1858 гг.) Францией и Великобританией на правительство Китая были наложены штрафные санкции. А правительство обложило население высокими, для многих непосильными налогами. Тех крестьян, кто не мог платить установленную сумму, лишали земельных наделов. Особенно остро эта проблема встала в провинции Гуандун, которая уже тогда была самой густонаселенной территорией Китая. Крестьянам, лишенным земли и, следовательно, средств к существованию, ничего другого не оставалось, как покидать родные места. Одни отправлялись в Малайзию, другие в Сингапур, третьи — в США. Именно из-за того, что большинство приезжающих в Калифорнию китайцев были выходцами из Гунадун, в китайской диаспоре в США долгое время основным языком общения был кантонский диалект, распространенный в этой провинции. Большинство китайских мигрантов прибывали в США по системе "билет в кредит", когда посредник оплачивал их проезд, а затем мигрантам нужно было возместить эту сумму из своих заработков с учетом процентов.

Середина XIX века неразрывно связана с "золотой лихорадкой" в США, когда огромное число искателей приключений и желающих быстро разбогатеть стекалось в Калифорнию со всех концов света. Китайские мигранты не были исключением. Если до этого времени в Калифорнии насчитывалось 54 китайца, то в течение последующих десятилетий эта цифра выросла до 116 тыс. (всего в США в то время насчитывалась 151 тыс. китайских иммигрантов). [6, с. 21.] Большинство приезжавших в Америку китайцев ставили перед собой единственную цель — заработать денег и вернуться домой, в семью. Именно поэтому они ощущали себя временными жителями - huaqiao, и менталитет huaqiao сохранился, даже когда годы растянулись в десятилетия, а десятилетия - в поколения.

Со временем золотые запасы истощались, и негативное отношение к иноземцам возрастало. В 1850 году под давлением населения законодательный орган штата Калифорния принял первый закон о налоге на иностранных шахтеров (Foreign Miners Tax), взимавший ежемесячную плату в размере двадцати долларов с каждого иностранца, занятого в горнодобывающей промышленности. В результате среди иностранных шахтёров прокатилась волна протестов, и в 1851 году закон был отменен. Закон о налоге на иностранных шахтеров был вновь принят в 1852 году. В 1853 году в разделе 6 закона о налоге на иностранных шахтеров говорилось: "Сумма, выплачиваемая за каждую лицензию, составляет четыре доллара в месяц, и эта лицензия ни в коем случае не подлежит передаче" [13].

Многие иностранцы отказались платить налог и покинули страну. Другие, как, например, китайцы, остались в Калифорнии и нашли себе работу в других сферах.

К началу 1860-х годов, когда "Золотая лихорадка" пошла на спад, многие европейцы покинули шахты, и китайские старатели составляли две третьих всех горнорабочих к западу от Скалистых Гор. Помимо шахтеров, китайцы работали в горняцких сообществах в качестве прислуги, поваров и прачечных рабочих.

Фактор притяжения складывался за счет заинтересованности западных колониальных держав в привлечении дешевой и покорной рабочей силы для развития недавно приобретенных территорий в Новом Свете. Учитывая мировую тенденцию к отмене рабства, американские бизнесмены были, как никто другие, заинтересованы в рабочих. Особенно из Китая, Японии и Кореи - стран-поставщиков наиболее трудолюбивой и дешевой рабочей силы. Именно поэтому в 1868 г. США и Китай подписали Берлингеймский договор (Burlingame Treaty), разрешавший неограниченный въезд и выезд граждан в эти страны как с одной, так и с другой стороны. Наиболее широкое использование китайского труда наблюдалось во время строительства железных дорог. Именно тогда впервые китайских рабочих стали нанимать по контракту в больших количествах. К тому времени золотая лихорадка пошла на спад, и китайские рабочие предлагали свои услуги за минимальную зарплату. Губернатор Калифорнии Лелэнд Стэнфорд, который одновременно являлся одним из директоров железнодорожной компании Central Pacific, в своем докладе президенту США 10 октября 1865 г. так отозвался о китайских рабочих: "Как класс они тихие, мирные, терпеливые, трудолюбивые и экономные. Всегда готовые и способные к получению новых знаний, необходимых в строительстве, вскоре они станут столь же квалифицированными, как белые рабочие..." [7, с. 39].

Однако китайские рабочие боролись за свои права, когда имели такую возможность. В июне 1867 г. 5 тыс. китайских рабочих, задействованных в строительстве железной дороги в гористой местности, устроили забастовку из-за тяжелых условий труда. Они требовали повышения зарплаты до уровня зарплаты белых рабочих, сокращения рабочего дня на открытой местности до 10 часов, а в туннеле - до 8 часов. Также они требовали запретить избиения кнутом и предоставить возможность увольняться по собственному желанию. Забастовка длилась неделю. Управление Central Pacific действовало быстро и решительно. Прежде всего, администрация связалась с Нью-Йорком для срочной переброски 10 тысяч афроамери-канцев взамен бастующих китайцев. Затем были прекращены поставки провианта в лагерь бастующих. В результате, после недельного "заточения" и голодания в Сьерре, китайские рабочие сдались [14, с. 143]. Забастовка широко освещалась в местных газетах, но действия китайских рабочих не нашли отклика среди белых строителей. Последних вскоре стало раздражать, что китайцы научились использовать стачечные методы для отстаивания своих интересов [9, с. 45].

Исторически сложилось так, что Конституция США, как она выглядела в глазах отцов-основателей, предоставляла право на гражданство только белым иммигрантам. Признавались только два цвета кожи: белый и черный. Китайские иммигранты не попадали ни в одну из этих категорий. В 1870 г. был принят Акт о натурализации (Naturalization Act), который наделял правом на гражданство "только белое население и выходцев из Африки" [15], тем самым закрепляя в Конституции расистскую идеологию.

С ростом потребности в дешевом китайском труде в США росла и китайская диаспора. К 1852 г. в США насчитывалось 25 000 китайских рабочих, к 1880 г. их число возросло до 105 465 человек. Среди китайских мигрантов по объективным причинам наблюдался гендерный дисбаланс - 90% из них были мужчинами [16]. Неудивительно, что в Калифорнии в период Золотой Лихорадки процветала проституция. Китайские проститутки обычно поставлялись в страну на контрактной основе, после того как их выкупали у бедных родителей за 70 - 150 долларов или похищали. В США их перепродавали по цене от 350 до 1000 долларов за человека. Спрос на китайских проституток был очень велик. Согласно закону, сексуальные отношения между китайцами и белыми женщинами были запрещены, а число китайских женщин в стране было ограниченным. В результате китайские рабочие не имели возможности создавать семьи. В 1860 г. из 1784 китайских женщин 85%

были проститутками. В 1874 г. религиозные общественные деятели, используя прессу для освещения полицейских рейдов в китайские бордели, организовали широкую кампанию против китайской проституции. В 1875 г. Конгресс США издал Закон Пейджа (Page Law), запрещавший въезд в страну "представителям Китая, Японии и любой другой восточной страны ... с непристойными и аморальными целями". Таможенные офицеры должны были осматривать все приходящие из Азии корабли с целью выявления проституток. Возможно, христианские миссионеры и руководствовались чистыми моральными принципами, но Закон Пейджа привел к тому, что американская общественность стала воспринимать всех китайских женщин, как проституток. Многие жены китайских рабочих даже не пытались отправиться вслед за мужьями, зная через какие унижения им придется пройти. В течение семи лет после принятия закона число китайских женщин, въезжающих в США, сократилось на 68% по сравнению с семилетним периодом до принятия закона [8, с. 28]

К 1870-м симпатия, с которой первых китайцев приветствовали в США, сменилась плохо скрываемой ненавистью, часто перераставшей в насилие. Все больше белых жителей опасались за свое материальное благополучие, и среди них усиливались расистские настроения. Белые рабочие отказывались работать с китайцами. Большинство из них полагало, что китайцы, соглашавшиеся работать задешево, отбирали у них рабочие места. Была образована "Рабочая партия", выдвигавшая лозунг "Долой китайцев!" и запугивавшая фирмы, которые нанимали "желтокожих". По стране прокатилась череда погромов в отношении китайцев [5, с. 89].

Во многих американских газетах выходили карикатуры, акцентирующие внимание на монополии и демпинге китайцев в сферах бытового обслуживания [17].

Стоит отметить, что такая агрессивная линия поведения свойственна странам, население которых традиционно этнически разнообразно. Недавние иммигранты, чувствовавшие себя чужаками и с трудом "отвоевывающие" себе место под солнцем в условиях неприязни местного населения, сами с ещё большей ненавистью относятся к вновь прибывшим конкурентам. Более того, американское общество изначально задумывалось как "белое", в нем не было места "цветным". Этому свидетельствует вся история иммиграционной политики США по отношению к выходцам из Азии, в особенности к китайцам. Антикитайские настроения умело использовались политиками в их попытках собрать как можно больше голосов избирателей на выборах. В своей предвыборной речи в феврале 1879 г. госсекретарь США Джеймс Блэйн заявил: "Если мы как нация имеем право не допускать к себе инфекционные заболевания, если мы имеем право не допускать к себе преступные классы, мы, несомненно, имеем право не допускать к себе ту иммиграцию, от которой несет нечистотами и которая не может приехать к нам, не посеяв обильно семена моральных и физических болезней, нищеты и смерти" [18]. В других выступлениях он говорил, что "американская нация стоит перед выбором: Америка будет христианской или конфуцианской цивилизацией. Необходимо остановить "желтую угрозу" - нескончаемый приток китайцев, которые размывают первоначальные англо-саксонские традиции" [1, с. 31].

Юридическое преследование китайцев принимало форму налогов и уставов, направленных против их и без того скудных заработков, их обычаев и даже их внешности. Китайские семьи должны были платить специальные налоги. Их детям было запрещено посещать местные общественные школы. В Сан-Франциско было принято постановление (правда, в последний момент мэром на него было наложено вето), согласно которому китайцы, находившиеся в тюрьмах, должны были обрезать свои косы.

Законы запретили носить корзины на шестах при ходьбе по тротуарам, как делали работники китайских прачечных, или арендовать помещения, где бы на одного человека приходилась площадь меньше 500 кубических футов, (а скученно было вынуждено проживать большинство китайцев) [19]. "Китайский вопрос", который сводился к разработке способов не допустить китайских иммигрантов

в США, стал главной национальной проблемой. Два года спустя, в 1882 г., Конгресс издал Акт Исключения — закон, запрещающий китайцам, не имеющим родственников в США, въезд на территорию страны (Chinese Exclusion Act). Это был первый иммиграционный закон в истории США, разработанный с целью недопущения на территорию страны определенной национальности. Закон приостановил иммиграцию китайских чернорабочих на десять лет. Однако он разрешал въезд преподавателям, студентам, торговцам и путешественникам. Именно этот пункт стал той лазейкой, которой китайцы научились пользоваться. Закон об иностранных контрактных рабочих (Alien Contract Labor Law), принятый позже в 1885 г., запретил ввоз на территорию США иностранных рабочих. Исключение было сделано для домашней прислуги и для искусных мастеров, чье умение могло пригодиться при создании новых отраслей производства [4].

В 1888 г. был издан так называемый Акт Скотта (Scott Act). Согласно ему, китайским рабочим, выехавшим на родину, запрещалось возвращаться в США даже с действующей выездной-въездной визой. В 1894 г. была принята поправка к Акту исключения от 1882 г. Суть ее сводилась к тому, что китайским рабочим запрещалось возвращаться в США, за исключением случаев, когда их семьи уже жили там [10].

Большинство китайцев были юношами от 15 лет до 21 года, которые незаконно попали в Соединенные Штаты как "бумажные сыновья", используя лазейку в законе. Закон гарантировал право на гражданство китайским детям, которые родились в Китае, но чьи родители были американскими гражданами. Несомненно, самой большой "удачей" для китайской иммиграции в США стало землетрясение 1906 г. в Сан-Франциско. В результате землетрясения был разрушен городской архив, где хранились регистрации и записи о рождении жителей города. Схема начиналась с того, что китаец, находящийся в США, подделывал сертификат, подтверждающий, что он родился в США (после уничтожения архивных записей это нельзя было опровергнуть). Теперь тысячи китайцев могли уверенно утверждать, что они родились в Соединенных Штатах. Кто-то из социологов подсчитал что, если бы каждое такое заявление было верным, то каждая китайская мать в Сан-Франциско до 1906 г. должна была бы родить 800 детей. "Бумажный отец" сообщал, что у него есть сын в Китае. Настоящая семья мальчика покупала ему все необходимые документы, включая билет в Америку, свидетельство о рождении, подтверждающее, что он сын "бумажного отца", и подробные инструкции о том, как вести себя во время допроса, проводимого представителями иммиграционных властей. Мальчик брал фамилию своего фиктивного отца и старался заучить наизусть сотни деталей о семействе этого человека и жизни в родной деревне [1, с. 236].

Рис. 1 "Грядущий человек". Источник: [17].

Fig. 1 "The Coming Man". Source: [17].

В 1907 г. принимается Закон об экспатриации (Expatriation Act), суть которого состояла в том, что американская гражданка, вышедшая замуж за иностранца, теряла гражданство [20]. Становилось очевидным, что в своем стремлении ограничить китайскую иммиграцию, власти шли на нарушение прав белого населения.

В 1913 и 1920 гг. в Калифорнии вышли новые законы (Alien Land Laws). В штатах Айдахо, Монтана, Аризона, Вашингтон и Орегон были приняты сходные законоположения. Первоначально они были направлены против японцев, но после поправок 1913 и 1927 гг. охватили всех выходцев из Азии. Азиатским иммигрантам запрещалось покупать землю или владеть ею, как "иностранцам, не подходящим для гражданства" [21].

В 1922 г. цепочка анти-иммиграционных законов пополнилась еще одним - Актом Кейбэла (Cable Act). Он частично отменял принятый в 1907 г. Закон о экспатриации. Теперь, согласно принятому акту, любая женщина, являющаяся гражданкой США, теряла гражданство только в том случае, если она выходила замуж за азиата. Однако после развода или смерти мужа она вновь получала прежний статус [22].

И наконец, в 1924 г. правительство США приняло наиболее жесткий иммиграционный закон (National Origins Act), направленный непосредственно против китайских иммигрантов, точнее, — против китайских женщин. Прежде женам китайских торговцев и китайцев, рожденных в США, позволялось въезжать в страну. Теперь любой женщине, которая не подпадала под вышеприведенную категорию и не была преподавателем, студенткой или туристом, запрещалось въезжать в США. В результате до начала 1960-х годов среди китайского населения в США наблюдалась огромная половая диспропорция. В 1900 г. Только 5% из 90-тысячного контингента составляли женщины [3].

Вторая мировая война стала переломным моментом для китайцев в Америке. Китай был союзником США в войне против Японии, и генералиссимус Чан Кайши (1887-1975) пользовался всемирной известностью. Он стал символом участия Китая во второй мировой войне. Принял участие в Каирской конференции 1943 г., где встречался с Черчиллем и Рузвельтом. В 1942 г. американский журнал "Time" назвал Чан Кайши человеком года и поместил его фотографию на обложку. Китайцы, проживавшие в Соединенных Штатах - к тому времени их численность сократилась до 78 тыс., - не преминули воспользоваться этим обстоятельством. Почти четверть взрослых китайских мужчин в стране были призваны на военную службу (хотя многих китайских новобранцев обычно посылали на курсы поваров). Так как большинство китайцев не были женаты и не имели детей, их в первую очередь набирали в армию, как не являющихся кормильцами. Но многие шли в армию добровольно, видя в этом свой шанс изменить судьбу. Как гражданские жители, китайские рабочие впервые приветствовались на рабочих местах в промышленности, где зарплата традиционно была выше. Положительный образ Китая повлиял на отношение к китайцам в США - презрение сменялось восхищением. Американская литература стала восхвалять "несгибаемый характер" и "законопослушное поведение" китайцев, хотя всего десять лет назад китайцы описывались как исключительно злобные бандиты, курящие опиум. В 1943 г. под давлением общественности Конгресс принял законопроект, аннулирующий Акт исключения от 1882 г. Президент Рузвельт поддержал эту инициативу в своем обращении к Конгрессу и признал Акт исключения "исторической ошибкой" [23].

После Второй Мировой войны ситуация во многом изменилась. Китайцы теперь могли устраиваться на любую работу и покупать дома за пределами китайского квартала. Многие из них получили долгожданное гражданство уже в преклонном возрасте. Большое значение имел Акт о солдатских невестах (War Bride Act), который позволял китайцам, служившим в армии США во время Второй мировой войны, привезти в страну своих жен и детей на внеквотовой основе. В результате в период с 1946 по 1953 гг. более 7 тыс. китайских женщин въехало в страну как невесты военных. Как следствие исправления полового дисбаланса, китайское население в США стало снова медленно расти [24, с. 100].

Однако истории свойственна цикличность, и уже в 1949 г., после образования Китайской Народной Республики и свержения режима Чан Кайши, а затем участия Китая в Корейской войне, в США вновь вспыхнула антикитайская истерия. Новая угроза представлялась "с желтым лицом и красной идеологией". Началась "охота на ведьм". Китайцы снова стали жить в атмосфере враждебности и недоверия. На них смотрели как на врагов и шпионов.

Американское иммиграционное законодательство исторически опиралось на внутриполитическую конъюнктуру, а политики в своем стремлении получить дополнительные голоса избирателей становились заложниками общественного мнения, часто необъективного. В результате многие законы носили ярко выраженный расистский характер, идущий вразрез с принципами гуманности и демократии.

Иммиграция на протяжении многих десятилетий остается в США одной из самых актуальных тем острых политических дебатов, затрагивающей экономические, гуманитарные проблемы и проблемы безопасности. В течение многих лет Конгресс не мог прийти к соглашению по всеобъемлющей иммиграционной реформе, фактически передав некоторые важные политические решения в исполнительную и судебную ветви власти и разжигая дебаты в залах государственных и муниципальных органов власти.

Бывший президент Дональд Трамп вернул эти вопросы в центр общественных дебатов своими беспрецедентными усилиями по ограничению иммиграции и изменению политики предоставления убежища. Президент Джо Байден пообещал отменить действия Трампа и реформировать систему, но продолжающаяся пандемия COVID-19 и большой наплыв мигрантов осложнили его планы.

Литература

1. Кухаренко Н.В. Китайские этнорелигиозные сообщества в США, дис.... канд. филос. наук: 09.00.13, Благовещенск, 2004, 194 с.

2. Bonacich, Edna. A Theory of Ethnic Antagonism: The Split Labor Market. Washington DC.: American Sociological Review, 1972. vol. 37. № 5, P. 547-559.

3. Closing the Door on Immigration URL: https://www.nps.gov/articles/closing-the-door-on-immigration.htm (дата обращения: 02.01.2022)

4. Foran Act of 1885. URL: https://immigrationhistory.org/item/foran-act-of-1885-aka-alien-contract-labor-law/ (дата обращения: 04.02.2022).

5. Hook J.N. Family Names: How Our Surnames Came to America. New York, 1982. 410 p.

6. Miscevic D. and Kwong P. Chinese Americans: The Immigrant Experience. Hong Kong: Hugh Lauter Levin Associates Inc., 2000. 240 p.

7. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man. // American Journal of Sociology. The University of Chicago Press. Vol. 33, No. 6 (May, 1928), P. 881-893.

8. Peffer, George. Forbidden Families: Emigration Experiences of Chinese Women under the Page Law, 1875-1882. Journal of American Ethnic History, New Brunswick, N.J.: Transaction Periodicals Consortium, Vol. 6, No. 1. N. (Fall, 1986). P. 28-46.

9. Ping, Chiu. Chinese Labor in California, 1850-1880. Madison: State Historical Society of Wisconsin, 1967. 180 p.

10. Scott Act (1988) // Harp Week. Immigrants and Native America. URL: http://immigrants.harpweek.com/ ChineseAmericans/2KeyIssues/ScottAct.htm (дата обращения: 02.01.2022).

11. Takaki, Ronald. Strangers from a different shore. New York: Back Bay Books; Revised and Updated edition, 1998. 614 p.

12. Восстание тайпинов в Китае. Причины, итоги, суть, события, участники. URL: https://faktrus.ru/ восстание-тайпинов-в-китае/ (дата обращения: 02.01.2022).

13. Online Archive of California. Foreign Miners Tax documents, 1850-1867. URL: https://oac.cdlib.org/ search?style=oac4;idT=001482545 (дата обращения: 02.01.2022).

14. Kwong, Peter. Forbidden Workers: Illegal Chinese Immigrants and American Labor. New York: New Press, 1997. 273 p.

15. Naturalization Act of 1870. URL: https://immigrationhistory.org/item/naturalization-act-of-1870/ (дата обращения: 06.02.2022).

16. Musorrafiti, Dominique. History of Chinese Diaspora in America. URL: https://china-underground. com/2016/10/30/history-chinese-diaspora/ (дата обращения: 06.02.2022).

17. "The Coming Man". The Wasp (San Francisco, California) Vol. 6, 1881. URL: https://upload.wikimedia.

org/wikipedia/commons/d/d3/The_Wasp_1881-05-21_The_coming_man.jpg (дата обращения: 07.02.2022).

18. Park, Ju-Hyun. The Alien and the Sovereign: Yellow Peril in Pandemic Times. URL: https://evergreenreview. com/read/the-alien-and-the-sovereign-yellow-peril-in-pandemic-times/ (дата обращения: 08.02.2022).

19. Mossburg Cheri, Moon Sarah. San Francisco becomes fourth city in California to apologize to Chinese community for racist past. URL: https://edition.cnn.com/2022/02/02/us/san-francisco-apology-chinese-community (дата обращения: 08.02.2022).

20. Expatriation Act of 1907. URL: https://immigrationhistory.org/item/an-act-in-reference-to-the-expatriation-of-citizens-and-their-protection-abroad/ (дата обращения: 08.02.2022).

21. Alien land Laws in California (1912 & 1920). URL: https://immigrationhistory.org/item/alien-land-laws-in-california-1913-1920/ (дата обращения: 08.02.2022).

22. Cable Act of 1922. URL: https://immigrationhistory.org/item/cable-act/ (дата обращения: 08.02.2022).

23. Repeal of the Chinese Exclusion Act. URL: https://history.state.gov/milestones/1937-1945/chinese-exclusion-act-repeal (дата обращения: 08.02.2022).

24. May, Diane and Chih, Ginger. A Place Called Chinese America. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publishing Company, 1993. 201 p.

References

1. Kukharenko N.V. Kitajskie ehtnoreligioznye soobshhestva v SSHA, dis.... kand. filos. nauk: 09.00.13, Blagoveshhensk, 2004, 194 s.

2. Bonacich, Edna. A Theory of Ethnic Antagonism: The Split Labor Market. Washington DC.: American Sociological Review, 1972. vol. 37. № 5, P. 547-559.

3. Closing the Door on Immigration URL: https://www.nps.gov/articles/closing-the-door-on-immigration. htm (data obrashheniya: 02.01.2022)

4. Foran Act of 1885. URL: https://immigrationhistory.org/item/foran-act-of-1885-aka-alien-contract-labor-law/ (data obrashheniya: 04.02.2022).

5. Hook J.N. Family Names: How Our Surnames Came to America. New York, 1982. 410 p.

6. Miscevic D. and Kwong P. Chinese Americans: The Immigrant Experience. Hong Kong: Hugh Lauter Levin Associates Inc., 2000. 240 p.

7. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man. // American Journal of Sociology. The University of Chicago Press. Vol. 33, No. 6 (May, 1928), P. 881-893.

8. Peffer, George. Forbidden Families: Emigration Experiences of Chinese Women under the Page Law, 1875-1882. Journal of American Ethnic History, New Brunswick, N.J.: Transaction Periodicals Consortium, Vol. 6, No. 1. N. (Fall, 1986). P. 28-46.

9. Ping, Chiu. Chinese Labor in California, 1850-1880. Madison: State Historical Society of Wisconsin, 1967. 180 p.

10. Scott Act (1988) // Harp Week. Immigrants and Native America. URL: http://immigrants.harpweek.com/ ChineseAmericans/2KeyIssues/ScottAct.htm (data obrashheniya: 02.01.2022).

11. Takaki, Ronald. Strangers from a different shore. New York: Back Bay Books; Revised and Updated edition, 1998. 614 p.

12. Vosstanie tajpinov v Kitae. Prichiny, itogi, sut', sobytiya, uchastniki. URL: https://faktrus.ru/vosstanie-tajpinov-v-kitae/ (data obrashheniya: 02.01.2022).

13. Online Archive of California. Foreign Miners Tax documents, 1850-1867. URL: https://oac.cdlib.org/ search?style=oac4;idT=001482545 (data obrashheniya: 02.01.2022).

14. Kwong, Peter. Forbidden Workers: Illegal Chinese Immigrants and American Labor. New York: New Press, 1997. 273 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Naturalization Act of 1870. URL: https://immigrationhistory.org/item/naturalization-act-of-1870/ (data obrashheniya: 06.02.2022).

16. Musorrafiti, Dominique. History of Chinese Diaspora in America. URL: https://china-underground. com/2016/10/30/history-chinese-diaspora/ (data obrashheniya: 06.02.2022).

17. "The Coming Man". The Wasp (San Francisco, California) Vol. 6, 1881. URL: https://upload.wikimedia. org/wikipedia/commons/d/d3/The_Wasp_1881-05-21_The_coming_man.jpg (data obrashheniya: 07.02.2022).

18. Park, Ju-Hyun. The Alien and the Sovereign: Yellow Peril in Pandemic Times. URL: https:// evergreenreview.com/read/the-alien-and-the-sovereign-yellow-peril-in-pandemic-times/ (data obrashheniya: 08.02.2022).

19. Mossburg Cheri, Moon Sarah. San Francisco becomes fourth city in California to apologize to Chinese community for racist past. URL: https://edition.cnn.com/2022/02/02/us/san-francisco-apology-chinese-community (data obrashheniya: 08.02.2022).

20. Expatriation Act of 1907. URL: https://immigrationhistory.org/item/an-act-in-reference-to-the-expatriation-of-citizens-and-their-protection-abroad/ (data obrashheniya: 08.02.2022).

21. Alien land Laws in California (1912 & 1920). URL: https://immigrationhistory.org/item/alien-land-laws-in-california-1913-1920/ (data obrashheniya: 08.02.2022).

22. Cable Act of 1922. URL: https://immigrationhistory.org/item/cable-act/ (data obrashheniya: 08.02.2022).

23. Repeal of the Chinese Exclusion Act. URL: https://history.state.gov/milestones/1937-1945/chinese-exclusion-act-repeal (data obrashheniya: 08.02.2022).

24. May, Diane and Chih, Ginger. A Place Called Chinese America. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publishing Company, 1993. 201 p.

Николай Владимирович КУХАРЕНКО, канд. филос. наук, начальник Управления по научной работе и международному сотрудничеству Благовещенского государственного педагогического университета, г. Благовещенск, Россия, e-mail: [email protected]

Nikolai V. KUKHARENKO, Candidate of Philosophy, Director of the Department of Science and International Cooperation, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 16.01.2022 (Approved) 16.02.2022 (Accepted) 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.