СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 1 2 Грицай С.Е. , Абраамян Е.В.
1 Грицай Светлана Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и бухгалтерского учета;
2Абраамян Екатерина Владимировна - студент, Институт сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказский федеральный университет (филиал), г. Пятигорск
Аннотация: в статье анализируются социально-экономические вопросы обслуживания иностранных туристов из Китая, в частности проблемы сервиса, региональной специализации, возможности пополнения доходов бюджета страны; предложены меры по созданию комфортной среды пребывания для китайских туристов, привлечению клиентов и увеличению доходов турбизнеса.
Ключевые слова: иностранный турист, туризм, Китай, государственный бюджет, прибыль.
Туризм, в частности въездной туризм, является одной из значимых социально-экономических сфер, формирующих репутацию страны, ее гостеприимство, а также занятость в этой сфере. Въездной туризм оказывает существенное влияние на экономику. Это влияние можно рассматривать через призму как прямых, так и косвенных эффектов. Под прямыми эффектами подразумеваются затраты иностранных туристов на оплату услуг, связанных непосредственно с туризмом, таких как услуги туроператоров и турагентств, коллективных средств размещения, транспортных компаний. Под косвенными эффектами подразумеваются затраты туристов на товары и услуги организаций в смежных отраслях, деятельность которых не связана исключительно с туризмом (например, предприятия общественного питания, торговые компании и пр.). Более того, развитие въездного туризма способно также стимулировать мультипликативные эффекты в экономике за счет роста занятости в организациях, чья деятельность связана с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) туристской отрасли, и, соответственно, роста потребления дополнительных занятых в отрасли сотрудников
Российская Федерация, не смотря на огромные потенциальные возможности, не занимает лидирующих позиций на рынке туризма. В 2011—2015 гг. Россия находилась на 9 месте среди 189 стран по посещаемости иностранными туристами, но в 2016 г. суммарное количество прибывших за год в страну иностранных туристов снизилось до 24,6 млн человек (с 33,7 млн в 2015 г.) и Россия опустилась на 15 место в рейтинге.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) общее число въездных туристских поездок иностранцев в Россию в 2017 году составило 24,4 млн и практически не изменилось по сравнению с 24,5 млн въездных поездок в 2016 году. [4] В 2018 году иностранный поток туристов вырос в связи с проведением в стране Чемпионата мира по футболу. Данный факт радует турфирмы и гостиничные предприятия, и расстраивает одновременно. По мнению экспертов, после проведения турнира турпоток будет увеличиваться ещё в течение пяти лет, но далее пойдёт на спад, если не принять некоторые меры по совершенствованию обслуживания иностранных гостей.
В России на данный момент действует ряд федеральных и региональных программ и стратегий развития отрасли туризма, в числе которых - Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)» и Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020 г. Работу турфирм и гостиничных предприятий регламентируют международные стандарты в туризме и гостиничном бизнесе. В большинстве случаев они не соблюдаются владельцами российских гостиниц и турфирм, что значительно снижает уровень обслуживания и востребованность
потенциальных гостей страны [1]. Иностранцы, приезжая в Россию, ожидают высокого сервиса, так как страна располагает огромным количеством ресурсов для развития туризма. Кроме того, не каждое государство обладает морским побережьем, пресными озёрами и реками, горными вершинами, густыми лесами и пустынными степями, что есть у Российской Федерации [3].
На основе проведенного исследования туристских рынков различных стран можно констатировать, что в топ-5 стран по количеству граждан, въехавших в Россию с целью туризма, входит Китай. В 2017 году по данным ФСБ России о въезде иностранных граждан в Россию, туристы из КНР составили 29% от общего числа въехавших в РФ, в первом полугодии 2018 г. - 28,5% или 448,0 тыс. граждан. С точки зрения развития въездного туризма в Российской Федерации Китай является наиболее перспективной страной.
По данным ТурСтат, Китай по итогам 2017 года занял 1 место по росту туризма из заграницы в Россию. Число поездок составило 1,5 млн, что на 189 тысяч поездок или на 15% больше, чем в 2016 году. По итогам 6 месяцев 2018г Китай занял третье место в первой десятке популярности у иностранных туристов [5].
Необходимо отметить, что в 2016 году вклад туристической отрасли в ВВП Российской Федерации составил 3,5%. Если говорить о валовой добавленной стоимости туристических услуг, то, согласно статистике, показатель растет. По данным пресс-службы Ростуризма сумма общего дохода в различные отрасли экономики в 2017 году составила не менее 110 млрд рублей, в том числе в транспортную отрасль, индустрию гостеприимства, розничную торговлю, а также учреждения культуры - не менее 110,2 млрд рублей. Однако, по ряду причин государство от въездного туризма из Китая не получает той прибыли, которую мог бы принести данный контингент туристов. Например, по информации финансовых веб -сайтов, среднестатистический тур из КНР в РФ на 7-9 дней составляет 5-8 тысяч юаней (45-70 тыс. рублей). Сюда входят расходы на транспорт, гостиницу, питание и услуги китайского гида и все это оплачивается на территории Китая [1].
Проведенный анализ контингента китайских туристов, выявил следующие закономерности. Среди китайских туристов существует определенная региональная специализация. Чаще всего жители приграничных провинций совершают краткосрочные поездки в соседние регионы России (Приморье, Приамурье, Забайкалье) с целью шопинга. Гости из центральных и южных районов Китая едут в основном в Москву и Санкт-Петербург. Основой рынка является групповой туризм. Это объясняется тем, что только в составе туристической группы в Россию можно въехать без визы, и тем, что китайцы попросту боятся ездить в нашу страну самостоятельно и без переводчика, что является значительным минусом. Приезжают в основном люди среднего класса, причем доминирует женская половина: 63% против 37% мужской части населения. Возрастной контингент в основном старше 50 лет - 45%, и молодые туристы, не достигшие 30 лет. Более платёжеспособные граждане Китая составляют всего 10% от общего числа. Состоятельные китайцы если и приезжают в Россию, то со своими гидами и переводчиками, что забирает доход отечественных специалистов. Работой по отправке и приему туристов занимаются китайские туроператоры. В Москве гидами работают китайские граждане, иногда даже не владеющие русским языком. В Санкт-Петербурге китайцы вынуждены нанимать российских переводчиков, имеющих лицензию на работу в Эрмитаже.
Таким образом, первым, кто теряет доход - это отечественные турфирмы. Сегодня российские компании зарабатывают только на билетах, отдавая основную добавочную стоимость китайцам, а российская сторона не контролирует обслуживание турпотока и практически лишена возможности на него влиять [3].
В целях совершенствования системы обслуживания китайских туристов можно предложить ряд рекомендаций. Несомненно, прибыль зависит от степени удовлетворённости гостей из Китая, поэтому необходимо устранять недостатки в системе обслуживания китайских туристов: изучать язык, предпочтения в покупках и еде, вводить современные виды оплаты, повышать качество обслуживания.
Важно развивать туризм в тех направлениях, которые потенциально востребованы. Например, китайских туристов интересует прошлое советское наследие, такие места, как Мавзолей в Москве на Красной площади, село Шушенское, очень привлекательным они считают озеро Байкал, Москву и Санкт-Петербург. Заманчивыми для них является дворцовая и парковая архитектура. Потенциалом обладают информационные туры для представителей китайского бизнеса.
Увеличению прибыли от китайских туристов может способствовать отмена визового режима с Китаем. В результате реализации этих мер китайские туристы смогут самостоятельно приезжать в страну, тратить деньги по своему усмотрению, что послужит дополнительным стимулом для принимающей стороны в предоставлении качественных услуг отдыхающим. Предприниматели, работающие в сфере гостеприимства, соответственно уже сейчас должны разрабатывать новые тематические направления туризма, к примеру, посещение мест исторических событий, знакомство с определенными видами искусств, гастрономические экскурсии или посещение уникальных природных объектов,
Предоставление туристам, в том числе и гостям из КНР, качественного сервиса, удовлетворение спроса на туруслуги создают реальные возможности для развития въездного туризма, роста доходов, которые могут быть направлены на улучшение объектов туризма в России, закупку современного оборудования для гостиничных комплексов, расширение инфраструктуры туристского бизнеса. В работе с китайскими туристами даст возможность добиться успеха добровольная аттестация, получение Знака Качества и свидетельства соответствия потребностям туристов из КНР в рамках программы «СЫпа Friеndly».
Таким образом, решение всех рассмотренных проблем должно войти в число приоритетных задач туриндустрии как на уровне государства, так и отдельных регионов, заинтересованных в развитии туристических программ. Надо полагать, что уже в скором времени соответствующие бюджеты смогут ощутить положительный финансовый результат от принятых действий за счет роста числа туристов из Поднебесной.
Список литературы
1. «HOTELIER.PRO» - веб-сайт для отельеров. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://hotelier.pro/tourizm/item/3374-china/3374-china/ (дата обращения: 26.12.2018).
2. Официальный веб - сайт новостного канала «РИА НОВОСТИ». [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: https://ria.ru/20181016/1530778793.html/ (дата обращения: 26.12.2018).
3. Финансовая газета - веб - сайт для деятелей экономической сферы. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://fingazeta.ru/opinion/eksperty/451591/ (дата обращения: 26.12.2018).
4. Федеральная служба государственной статистики - Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 26.12.2018).
5. Аналитическое агентство ТурСтат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://turstat.com/ (дата обращения: 26.12.2018).