Bogolyubova Svetlana Anatolievna, Bogolyubov Valery Sergeevich MODERN FACTORS AND THE ISSUE OF THE ATTRACTIVENESS ..
economic sceinces
УДК 338.48
СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ДЛЯ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ
© 2018
Боголюбова Светлана Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг Боголюбов Валерий Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургский государственный экономический университет (191023, Санкт-Петербург, ул.Садовая, 21, e-mail: deni49@yandex.ru) Аннотация. Цель: Статья посвящена анализу развития китайско-российского туризма, тенденций в предпочтениях современных китайских туристов и выявлению факторов и проблем привлекательности России как туристской дестинации. Предметом исследования стали проблемы привлекательности России как туристской дестина-ции для китайских туристов. Материалы и методы. В качестве информационной базы были использованы данные Росстата, ЮНВТО, нормативно-правовая база российско-китайского сотрудничества в сфере туризма, работы отечественных и зарубежных ученых, практиков в области международного туризма, экспертно-аналитических отчетов, рекомендации международных организаций, интернет-ресурсы. Методологической основой исследования были методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, экспертная оценка. Результаты: Авторы показали, что в настоящее время при организации туристской деятельности в России не в полной мере учитываются изменения мотивов и предпочтений китайских туристов при выборе направлений для путешествий. Научная новизна: В статье определены факторы и новые проблемы развития китайско-российского туризма, сдерживающие рост и эффективность туристской деятельности, а также снижающие привлекательность России для китайцев как перспективного туристского направления. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при разработке программ для китайских туристов с учетом тенденций, которые происходят в китайской экономике и обществе.
Ключевые слова: факторы, проблемы, тенденции, привлекательность России, сотрудничество, туристическая активность, туристский поток, туристская дестинация, китайско-российский туризм, туристские предпочтения, въездной туризм, китайские туристы, China Friendly
MODERN FACTORS AND THE ISSUE OF THE ATTRACTIVENESS OF RUSSIA AS A TOURIST DESTINATION FOR CHINESE TOURISTS
© 2018
Bogolyubova Svetlana Anatolievna, Doctor of Economics, prof. Department of Economics and Management in the Service Sector Bogolyubov Valery Sergeevich, Doctor of Economics, prof. Department of Economics and Management in the Service Sector St. Petersburg State University of Economics (191023, Russia, St. Petersburg, Sadovaya st., 21, e-mail: deni49@yandex.ru) Abstract. Purpose: The article is devoted to an analysis of the development of Chinese-Russian tourism, trends in the preferences of modern Chinese tourists and the identification of factors and problems of Russia's attractiveness as a tourist destination. The subject of the study was the problem of the attractiveness of Russia as a tourist destination for Chinese tourists. Materials and methods. The data base used data from Rosstat, UNWTO, the regulatory framework of Russian-Chinese cooperation in the field of tourism, the work of domestic and foreign scientists, practitioners in the field of international tourism, expert and analytical reports, recommendations from international organizations, and Internet resources. The methodological basis of the study was the methods of analysis and synthesis, comparison and synthesis, expert evaluation. Results: The authors showed that at present, when organizing tourist activities in Russia, changes in the motives and preferences of Chinese tourists when choosing travel destinations are not fully taken into account. Scientific novelty: The article identifies factors and new problems in the development of Chinese-Russian tourism that constrain the growth and efficiency of tourist activities, as well as reduce the attractiveness of Russia for the Chinese as a promising tourist destination. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in developing programs for Chinese tourists, taking into account the trends that are occurring in the Chinese economy and society
Keywords: Factors, problems, attractiveness, Chinese-Russian tourism, tourist destination, Chinese tourists
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Характерной чертой современного этапа развития мирового туризма является его стремительное, опережающее глобальную экономику, развитие, демонстрирующее также стремление людей путешествовать и открывать для себя новые места, несмотря на экономические и политические вызовы во всем мире. «За 2017 год мировой туристический поток вырос на 3,7%, денежные поступления от международного туризма увеличились на 4,1%, в то время как рост ВВП в мире составил 3,5%.» [13]. Китайские туристы меняют мировой туристический рынок, уступая только США и Германии. При этом, как отмечают многие исследователи и практики туристического бизнеса (Джанджугазова Е.А. [1], Забарина О.Н., Царевская Е.А. [2], Лайко М. Ю., Блинова Е. А.[7] и другие), все актуальнее становится проблема привлечения повышения туристской привлекательности России и увеличение китайского потока, имеющего тенденцию к росту. Этому в немалой степени способствуют растущее благосостояние граждан Китая и соглашения об отме-
не виз и о получении визы на месте с 61-й страной. [9] «Количество стран, входящих в список так называемых направлений одобренного выезда, составляет более 100» [7].
Такая высокая туристическая активность вызывает большой интерес как со стороны государств, так и представителей туристического бизнеса. И Россия — не исключение: сегодня китайцы составляют четвертую часть турпотока в нашу страну. Всего, по данным Росстата Россия приняла в 2017 году около 1,5 млн гостей из Китая. [10] Россия для китайцев — это ближайшая европейская страна, в которой основными аттракторами являются Красная площадь, Мавзолей Ленина и Кремль в Москве, Крейсер «Аврора», Эрмитаж, Петергоф, Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге, в ближайшей перспективе - казино в Приморье.
Однако на сегодняшний день по-прежнему в индустрии туризма недостаточно проработаны вопросы в области международного сотрудничества между Россией и Китаем [6], практически отсутствуют методики и механизмы стимулирования такого сотрудничества, не
экономические науки
Боголюбова Светлана Анатольевна, Боголюбов Валерий Сергеевич СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ...
уделяется должного интереса трендам развития выездного китайского туристского потока в Россию, не проводятся исследования по изменению структуры турпо-тока в европейском направлении, в том числе российском, потребностей и мотивов к путешествиям, крайне медленно разрабатываются новые программы туров, совершенствуется инфраструктура и сервис. Во многом этот туризм развивается стихийно. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в экономической области, делает актуальным и разработку стратегических программ взаимодействия в области международного туризма.
В этой связи актуальным является изучение особенностей этого сегмента рынка, выявление факторов и мотивов китайцев к путешествиям, а также проблем, которые необходимо решать уже сегодня, чтобы быть готовыми удовлетворить изменяющиеся потребности китайских туристов и увеличить туристские потоки и доходы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время Китай является не только страной с количеством населения более 1,5 млрд. чел, второй экономикой мира после США, но и крупной туристической державой (рис.1). Здесь сформировался самый большой туристический поток в мире. По прогнозам экспертов к 2022 году «китайцы будут совершать 128 миллионов поездок, обогнав США — страну, население которой чаще всего путешествует за границу. Рост прогнозируется очень высокий — 8,4% в течение 2017—2022 гг. За пределами Азии, США и Франция, вероятно, выиграют больше всех, так как уже готовы принимать китайцев. Китайские туристы лидируют по объему расходов во время зарубежных поездок. В 2017—2022 гг. китайские путешественники будут тратить еще на 10,9% больше, главным образом за счет роста ВВП и уровня доходов семей среднего класса». [13]
Рисунок 1 - Страны-лидеры выездного туризма, млн.поездок
Основными факторами столь стремительного развития выездного туризма явились, в первую очередь повышение уровня жизни населения, повышение заработной платы, а также «Предварительные правила управления организации выезда китайских граждан за рубеж на их собственные средства», утвержденные Правительством Китая в 1997 году.
Важным условием развития российско-китайского туризма является формирование действенного механизма сотрудничества между Россией и Китаем. И здесь развитию во многом способствуют заключенные соглашения и договора: Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма (1993 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках (2000 г.) [11], российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (2001 г.), Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009 г.), реализуется Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по туризму и оператором китайской национальной платёжной системы UnionPay International, в рамках направления China Friendly программы «Русское гостеприимство» проводятся мероприятия по адаптации туристского сервиса в соответствии с потребностями и ожиданиями китайских гостей, продолжается совместная работа в области безопасности туризма. Так, во исполнение Меморандума о взаимопонимании между Федеральным агентством по туризму (Российская Федерация) и Государственным управлением по делам туризма Китайской Народной Республики о дальнейшем расширении сотрудничества в области повышения качества туристского обслуживания в России организована работа колл-центра (+7-800-775-18-69, доб. 2) на китайском языке и предусмотрена возможность направления жалоб и претензий на электронный адрес hotline@ bezviza.com [14].
Безусловно, предпринятые шаги способствовали увеличению въездного турпотока из Китая в Россию и уже в 2017 году Китай занял первое место по количеству въездных туристических поездок в нашу страну (1,48 млн.поездок), значительно опередив Финляндию (781 тыс. поездок), Польшу (556 тыс. поездок) и Германию (500 тыс. поездок) [14]. По экспертной оценке в 2018 году он может достичь 2 млн человек, чему в немалой степени способствовал Чемпионат мира по футболу FIFA 2018. Увеличение объемов китайского въездного турпотока способствовало развитию туристской отрасли, в том числе туристской инфраструктуры в регионах России. К примеру, в Приморском крае за последние с 2012 года в 2,5 раза увеличилось количество коллективных средств размещения, количество койко-мест за последние три года выросло в 3,7 раза. Объем туристских услуг в крае с 2012 года вырос в 5 раз, а гостиничных услуг - в 7 раз. Число работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности в регионе за последние 5 лет увеличилось в 2,3 раза.
Известно, что китайцы много путешествуют, любят тратить деньги, тратят на свои поездки достаточную часть своего бюджета, причем 50% уходит на саму поездку, 50% — на шоппинг [5]- «Основными потребителями российского турпродукта в КНР является наиболее зажиточная часть населения — растущий средний класс Китая. Кроме того, в составе посещающих Россию путешественников растет число посетителей деловых выставок и конференций. Этот сегмент туристического рынка, на наш взгляд, является наиболее перспективным для приема в России» [7].
Однако при разработке мероприятий по привлечению китайских туристов в Россию и формировании туристских программ, необходимо обратить внимание на изменение предпочтений китайских туристов. В этом отношении интересными являются результаты исследований международной компании Ipsos, проведенных по поручению Hotels.com в 2017-м году. В опросе приняли участие 3000 жителей Китая в возрасте от 18 о 54 лет. При анализе ответов туристы были распределены по четырём категориям - родившиеся в 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е годы, чтобы более подробно рассмотреть выборы и предпочтения различных поколений. Люди, родившиеся в 1980-е и 1990-е годы, в этом исследовании именуются также миллениалами. Эта группа, известная в Китае как «новое поколение», в отличие от «прежнего поколения», родившегося до 1980 года, оказывает всё большее влияние на потребление и привычки китайских путешественников.
Следует выделить несколько новых базовых тенден-
Bogolyubova Svetlana Anatolievna, Bogolyubov Valery Sergeevich economic
MODERN FACTORS AND THE ISSUE OF THE ATTRACTIVENESS ... sceinces
ций в эволюции поведения и предпочтений китайских туристов [9]:
- взаимное влияние старшего и младшего поколения в области предпочтений и привычек. Например, старшее поколение под влиянием предприимчивых, технически изощрённых детей, выбирают более самостоятельный стиль путешествий за границу;
- при выборе отеля стремятся к высокому качеству обслуживания, бесплатному Wi-Fi, аутентичный местный колорит;
- появление поколения «больше» / «more» generation. Китайские туристы вступили в новую фазу своего развития, и теперь они хотят большего - больше времени на путешествия, больше направлений, более экзотических впечатлений. И тратят они при этом тоже больше;
- всё чаще выбор в пользу новых дальнемаги-стральных направлений в Европу, на Ближний Восток, в Австралию (приоритетное направление), Новую Зеландию и Океанию. В одной только Европе в 2016 году побывало более 10 миллионов китайских туристов;
- смена предпочтений с шопинг-туров на развлечения, экстремальный, культурный и экологический туризм (с 68% в 2016 году до 33% - в 2017), что свидетельствует о диверсификации интересов китайских туристов;
- сильный сдвиг в сторону самостоятельных путешествий (увеличение на 400%) и тематических туров (увеличение на 250%), что поддерживается и статистикой Китайского национального совета по туризму;
- по мере роста китайских туристов растут и их ожидания: они хотят новых, более интересных и разнообразных туристических предложений и готовы за это платить (табл.1)
Таблица 1 - Доходы-расходы китайских туристов
Тнп туриста Характ ернстнка Доля в общем потоке, % Ср еднего довой доход, долл (юань) Ежедневные расходы в путешествии долл. (юань)
скрупуле.шые исследователи 30 "смешанное" поколение, родившееся в 1990-е годы 13944 доллара (96000 юаней) 484 доллара (3335 юаней)
туристы без забот 9 пр ед ставители по кол ения 1980-х из городов (Пекин Шанхай, провинция Ченгду 13.010 долларов (89570 юаней) 522 доллара (3592 юаня)
искатели простых удовольствий 17 родившиеся в 1990-е годы 11610 долларов (79934 юаня) 435 долларов (2996 юаней)
групповые путешественники 30 не-мил л ениалы (1960-70-е годы) из Жухан н малых провинций, удаленных от центра) 12491 доллар (85.999 юаней) 407 долларов (2805 юаней)
искатели впечатлений 14 миллениалы 1980-90-я годов рождения, в основном из Пекина и Шанхая 14234 доллара (97999 юаней) 473 доллара (3254 юаня)
Таким образом, столь высокие расходы свидетельствуют о растущей значимости путешествий как средства самовыражения и отдыха для китайцев. Китайские туристы рассматривают путешествия как возможность получить удовольствие и извлечь максимум из отпуска. Например, миллениалы тратят 35% своего бюджета, а самодеятельные путешественники, посещающие Южную и Центральную Америку, тратят на 56% больше, чем средний китайский турист: 5.600 долларов против 3600 (38555 юаней по сравнению с 24785).
Следует обратить внимание на тот факт, что для китайских туристов важна их народная культура, поэтому для принимающей дестинации необходимо учесть культурные особенности: обучение персонала китайскому языку, наличие китайской кухни, телевизионных каналов, информации о возможностях дестинации на китайском языке [15], уважать китайскую культуру и т.п.
Надо сказать, что многие российские компании уже работают над созданием комфортной среды и улучшением сервиса, особенно в отельном бизнесе. Но это чаще происходит в Москве и Санкт-Петербурге. В региональных отелях, принимающих китайских туристов, например, до сих пор в номерах могут отсутствовать чайники и кулеры с водой, что является обязательным требованием туристов.
_Формирование целей статьи (постановка за-
дания). Несмотря на большое количество публикаций, посвященных вопросам российско-китайского сотрудничества, в том числе и в сфере туризма, тем не менее растущий поток китайских туристов представляет собой не только новые возможности расширения туристского бизнеса в России и непосредственно культурных связей, но и новые проблемы. Это подтверждает актуальность проведенного авторами исследования, направленного на изучение выездного туризма Китая, современных тенденций, предпочтений и особенностей китайских туристов. Значительное место уделено выявлению факторов и проблем привлекательности России для китайских туристов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Рост количества посещений китайских туристов регионов способствовал активному развитию не только туристских компаний и гостиничного сервиса, но ряда других отраслей, таких как, автотранспорт, питание и торговля. Однако существующие культурные и языковые различия очень сильно сказываются на выборе туристов элементов инфраструктуры туризма и предпочтениях. Вместе с тем, желание привлекать все большие потоки и слабая проработанность существующих проблем и недоучет факторов, влияющих на формирование турпотоков привели к появлению новых проблем, с которыми столкнулась российская туриндустрия при разработке программ и проектов развития инфраструктуры. Неучтенные латентные факторы породили новые проблемы, требующие своего анализа и разрешения в короткие сроки.
С целью выявления факторов, воздействующих на развитие туризма, был рассчитан коэффициент корреляции (для расчета взят период с 2009 по 2017 годы) (табл. 2).
Таблица 2 - Коэффициенты парной корреляции взаимосвязи показателей туризма, доходов на душу населения и валютного курса
Показатели Значение коэффициента
Россия
Импорт туристских услуг и денежные доходы на душу населения 0,70
Численность отправленных туристов в Китай и курс юаня к рублю -0,91
Китай
Импорт туристских услуг и денежные доходы на душу населения 0,13
Численность отправленных туристов в Россию и курс юаня к рублю 0,89
Исходя из полученных данных видно, что, если для российских граждан для совершения туристических поездок большое значение имеют доходы (0,7) и курс юаня (-0,91)), то граждан Китая, напротив, доходы не играют важной роли при потреблении туристских услуг (0,13), а вот инфляционные процессы в России способствуют увеличению потока. Как показывает коэффициент корреляции, чем выше курс юаня, тем меньше человек отправляется в туры в Китай и чем «дешевле» рубль, тем больше китайцев направляется в Россию, что и подтверждается данными статистики.
Вместе с тем предварительный анализ и оценка развития рынка российского въездного рынка свидетельствует о необходимости учета вновь вскрывшихся проблем. Среди них обозначим следующие:
- уязвимость механизма безвизовых соглашений. В настоящее время отсутствие государственного контроля и регулирования деятельности по Соглашению о безвизовых групповых туристических поездках уже привело к смещению точки получения прибыли с туристических услуг на шоппинг, жесткому демпингу со стороны теневого китайского бизнеса для получения контроля над группами китайских туристов и потерям и вытеснению
экономические науки
Боголюбова Светлана Анатольевна, Боголюбов Валерий Сергеевич СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ...
с рынка российских компаний.
- формирование китайскими представителями параллельного «серого» туристского рынка в России, который не только мешает легальному бизнесу, но и не платит налоги в казну государства, не разделяет основные принципы работы и по сути не соблюдает законы страны. Так, по словам главы комитета по туризму город Санкт-Петербург может не получить 4 миллиарда рублей прибыли с китайских путешественников из-за нелегального турбизнеса, рынок нелегальных экскурсий в Санкт-Петербурге оценен в 50 млн.долл.[4];
- до сих пор нет единой методики, которая позволила бы сказать, сколько именно путешественников из Поднебесной посещает Россию. Например, по данным Ростуризма, за первые полгода 2018 года в Петербург по безвизовому каналу прибыло 51,7 тысячи туристов. А в ассоциации «Мир без границ», которая объединяет российские компании, занимающиеся организацией туров для граждан Китая, говорят о 180 тысячах, по данным же петербургского комитета по туризму, за первое полугодие город посетило 500 тысяч китайских туристов. Такой разброс объясняется тем, что одни ведомства считают туристов, для которых Петербург транзитный город, другие ориентируются лишь на тех, кто купил тур отдельно в Петербург, и третьи называют туристами всех граждан Китая, которые волею случая оказались в Северной столице. Неизвестность в оценке количества туристов из Китая приводит к анархии и неопределенностям в организации туристской деятельности на территории России для граждан Китая. Эта неопределенность приводит к существенному снижению доходов от туризма;
- отсутствие нормативно-правовых документов, направленных на борьбу с мошенничеством в сфере обслуживания китайских туристов. Так, китайские туристы оказались вовлечены в глобальную схему по отъему денег. Китайским туристам, для которых зачастую путешествие в Россию является их первым заграничным путешествием, предлагают недельные туры с посещением Москвы и Петербурга не за 80 тысяч, а за 40 тысяч и меньше с условием посещения конкретных магазинов. При серых схемах организаторы туров стараются селить людей не в центре города, питание организуется в подпольных кафе, турлидеры ведут китайских туристов в первую очередь в магазины с янтарем, где настоятельно рекомендуют что-то купить по крайне завышенным ценам и ставят перед собой задачу: во чтобы то ни стало не пустить туристов в настоящие магазины. От таких туров страдают все. Бюджет Петербурга недополучает колоссальные суммы, а граждане, которым не посчастливилось купить подобный тур, вместо отдыха сталкиваются с почти неприкрытым вымогательством. Причем, если бы по таким схемам фирмы работали в Китае, то их руководители быстро бы оказались на скамье подсудимых. Процессы, происходящие с китайскими туристами, - это в первую очередь проблема роста. Российско-китайская туротрасль только формируется, люди пока не имеют опыта путешествий в Россию, и многие даже не понимают, что столкнулись с обманом. И проблема «янтарного вымогательства» у туристов в Петербурге в самой Поднебесной не на слуху. Но это, как считает эксперт, вопрос времени. А когда схема все-таки станет достоянием китайской общественности, возникнет уже другой вопрос: останется ли Россия в целом и Петербург притягательным направлением для китайских туристов [4];
- проблема визового режима, имеющая прямое влияние на въездной турпоток. Например, отмена визового режима с Южной Кореей привела к ежегодному росту турпотока на 40%, а безвизовый въезд на 72 часа в Санкт-Петербурге увеличил в разы количество круизных пассажиров. Полагаем, необходимым введение многократных виз на 3 года по примеру зарубежных стран, а также безвизовый въезд на 72 часа для транзитных пассажиров крупных туристских центров России - Москвы и Санкт-
Петербурга. Это могло бы помочь решить и другую проблему: повторное посещение страны;
- недостаточно развитая инфраструктура. За исключением, может быть, Татарстана и Сочи. И прежде всего это дороги. Вообще, у каждого турпродукта, у каждого региона есть свой клиент. И привлечение на конкретный продукт и конкретный маршрут своего туриста — в этом залог успеха туроператора, и туриндустрии в целом. А Москва и Санкт-Петербург могут быть не только основной целью, но и хабами. Как, впрочем и другие города России с современными международными аэропортами. Чемпионат мира по футболу в 2018 года стал серьезным экзаменом для нашей страны и в плане повышенной нагрузки на инфраструктуру одиннадцати городов, и в плане построения логистики перевозки команд, журналистов, болельщиков. Для России— это была лучшая рекламная кампания мирового масштаба и надо не упустить свой шанс;
- довольно короткий высокий туристский сезон, что не позволяет удовлетворить растущий туристский спрос в высокий сезон: не хватает номерного фонда в отелях, транспорта, гидов. Очевидный выход — расширение рамок высокого сезона и перераспределение турпотоков в регионы. Сегодня уже есть хорошо работающие брен-дированные маршруты: «Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье», «Великий чайный путь», «Шелковый путь», «Столица Плюс», «Две столицы», для китайцев еще «Красные» маршруты. Благодаря проекту РЖД по запуску поездов между Великим и Нижним Новгородом, удастся связать «Золотое кольцо» и «Серебряное ожерелье», что облегчит продвижение небрендированных и труднопроизносимых для китайских туристов богатых туристско-рекреационным потенциалом регионов и городов Карелии, Псковской, Новгородской областей, Липецкой и других;
- дифференциация туристского рынка в стратегической перспективе, подразумевающая регулирование и свободный выбор предприятиями туриндустрии целевого сегмента (например, каким-то отелям будет удобно работать в пропорции 30% Китая и 70% остального рынка, каким-то — 100% Китая и т.д.). Так, к примеру, французская гостиничная сеть «Accor» уже адаптировала для приема китайских туристов 56 отелей в Европе [3];
- необходимость разработки программ, нацеленных не только на увеличение въездного турпотока из Китая, доля которого составляет только около 1% от всего китайского турпотока, но и из других стран мира;
- крайне малое количество предложений тематических и экологических туров, ориентированных не столько на организованных, сколько на индивидуальных туристов, количество которых увеличивается с каждым годом. Это позволит привлечь китайских туристов в каждую туристическую дестинацию России и удовлетворить предпочтения различных сегментов потребителей;
- необходимость создания информационного поля в мессенджере WeChat, «преодоление разницы в подходах по решению проблем «красного» туризма как с российской, так и китайской стороны, учет глубинной мотивации китайцев» [1], а именно привязка к личностям и событиям, символам эпохи, имеющим отношение к российско-китайским отношениям. «В идее развития Красного туризма, также как и в идее развития экономики Китая лежит симбиоз - сочетание коммунистических традиций с развитием рыночных отношений и успешным бизнесом. Руководство КНР декларирует, что китайцы не должны терять «красных генов» и в то же становиться успешными в бизнесе.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Главной особенностью развития международного туризма является рост китайского туристического рынка. Несмотря на ряд сложностей и проблем, китайский туристический рынок без-
Bogolyubova Svetlana Anatolievna, Bogolyubov Valery Sergeevich MODERN FACTORS AND THE ISSUE OF THE ATTRACTIVENESS ..
economic sceinces
условно перспективен и привлекателен для российского турбизнеса. Вместе с тем исследование развития этого рынка позволило выявить изменения мотивов и целей поездок китайских туристов. Показана объективная необходимость формирования новых туристских продуктов в сфере экологического, этнического, делового и иных видов туризма [2], ориентированных не только на групповых, но и индивидуальных туристов. Для российского-китайского туризма необходимо переосмылить все выявленные проблемы и разработать комплекс предложений, направленных на их решение. Только в этом случае можно быть уверенным в эффективном развитии китайско-российского туризма и усиления привлекательности России как туристской дестинации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ДжанджугазоваЕ.А. Красный туризм в фокусе проблем развития российско-китайского экономического сотрудничества // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 6. С. 6-14.
2. Забарина О.Н., Царевская Е.А. Россия и Китай на мировом рынке туризма: особенности, тенденции и межстрановое взаимодействие. //Вестник АмГУ. — 2015. — Вып. 71. - С. 199-203.
3. Золотарева Ю.В. Китайские туристы — репрезентативный сегмент на рынке гостеприимства //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12 (часть 6) — С. 1132-1135
4. Китайские туристы попадают в сети нелегального бизнеса URL: https://rg.ru/2017/09/12/reg-szfo/nelegalnyj-kitajskij-turbiznes-zahvatil-peterburg.html (дата обращения: 20.10.2018)
5. Китайский турпоток: как привести его в регионы России URL: http://profi.travel/news/26489/details (дата обращения: 24.10.2018)
6. Куприкова А.А. Российско-китайское сотрудничество в сфере туризма на современном этапе: анализ состояния и перспективы развития // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVмеждунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/mnf_social/5(45).pdf (дата обращения: 02.11.2018)
7. Лайко М. Ю., Блинова Е. А. Туристический рынок КНР. Новые возможности для российских принимающих компаний // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/turisticheskiy-rynok-knr-novye-vozmozhnosti-dlya-rossiyskih-prini-mayuschih-kompaniy (дата обращения: 01.11.2018).
8. Мирошниченко, О.В., Царевская Е.А. Международный туризм в южных регионах Дальневосточного федерального округа: современные тенденции и особенности развития // Вестник АмГУ. — 2013. — Вып. 61. — С. 124-134.
9. Пособие для отельеров при работе с азиатским туристом. Портрет китайского гостя — расходы, предпочтения, потребительские привычки. Азиаты — выгодны, если индивидуалы, и бюджетны, если тургруппы URL: https://hotelier.pro/sales/item/3202-china/3202-china (дата обращения: 28.10.2018)
10. С начала 2018 года китайские туристы в рамках "безвиз"-соглашения совершили около 100 тысяч поездок в Россию URL: https:// hotelier.pro/tourizm/item/3374-china/3374-china (дата обращения: 01.11.2018)
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.visit-russia.ru/soglashenie-mezhdu-pravitel-stvom-rossiyskoy-federacii-i-pravitelstvom-kitayskoy-narodnoy-respubliki (дата обращения: 01.11.2018)
12. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 28.10.2018)
13. Что ждет мировой туризм в 2018 году URL: http://prohotelia. com/2017/10/global-tourism-2018/ (дата обращения: 01.11.2018)
14. Эксперты: въездной турпоток из Китая в Россию в 2018 году может достичь 2 млн человек. URL: https://www.russiatourism.ru/ news/16090/ (дата обращения: 28.10.2018)
15. Whang H., Yong S., Ko E. Pop culture, destination images, and visit intentions: Theory and research on travel motivations of Chinese and Russian tourists // Journal of Business Research. 2016. № 69. Pp.631—641.
Статья поступила в редакцию 16.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018