туристнкл
конные кареты, которые были широко распространены во второй четверти XIX в. - дилижансы, фаэтоны, линейки, а также многоместный общественный транспорт - омнибусы на 15-20 мест. Это сразу даст возможность туристам погрузиться в историю, историческое прошлое. Возможно использование и наших современных автобусов, но они должны иметь какие-то отличительные особенности в облике или внутри салона, отвечающие историческому времени маршрута.
Важным моментом в организации маршрута является использование рус-
ской кухни, которая была популярна в губернский период, когда происходило внедрение французских и английских блюд и напитков в традиционную русскую кухню.
Можно предусмотреть организацию бала, обязательного мероприятия, которое происходило повсеместно, особенно в XIX в.
Представляется, что внимание к деталям, к реконструкции исторического времени должно украсить проектируемый экску рсионный маршрут и привлечь к себе потенциальных потребителей.
К. А. ИОНИЦКАЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОГО ТУРИЗМА
УДК 338.48:316
Туризм рассмотрен как социальный феномен. Определена значимость доступного туризма. Перечислены социальные и экономические аспекты развития доступного туризма. Ключевые слова', туризм, доступный туризм, рекреация, тенденции развития, ЭЛЮТ-анализ, международные стандарты, подготовка кадров.
Tourism is consi deed as a sod al phenomenon. Importance of accessible tourism isidentified. Socio-economic aspects of accessible tourism de/el opment arelisted.
Keywords: tourism, accessible tourism, recreation, devei opment tendencies, ЭЛОТ-analysis, international standards, professional training.
Туризм в последние время стал своего рода социальным феноменом, мобилизующим миллионы людей по всему миру, способствующим нс только экономическому развитию, но и улучшению понимания, общения и толерантности между людьми различных национальностей. Именно поэтому так важна доступность туристской инфраструктуры для любого члена современного общества вне зави-
симости от его физических, социальных или экономических возможностей.
Одним из показателей зрелости демократического общества является экономическая и социальная вовлеченность людей с ограниченными возможностями. Так, с середины XX века в Европе происходит концептуальный и методологический сдвиг в отношении гарантий прав людей с ограниченными возможностями.
ВЕСТНИКРШТ'з* 2ои
Первым шагом на этом пути стало решение о снятии архитектурных барьеров, принятом на Между народном конгрессе инженеров и дизайнеров, проходившем в 1963 году в Швейцарии. Там впервые прозвучал термин «досту пность».
Затем последовало большое количество конгрессов, исследований, общественных заявлений на эту тему, среди которых можно выделить следующие наиболее значимые.
• Декларация ООН о правах инвалидов 1975 года, в которой говорится о тоу1, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
• 1981 год — объявленный ООН как международный год инвалидов, привлекший внимание общественности к этой гру ппе людей.
• Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН и тающая своей целью содействовать эффективным мерам по предотвращению инвалидности, восстановлению трудоспособности и достижению «равенства» и «полного участия» инвалидов в общественной жизни и развитии. Среди рекомендаций впервые был озвучен принцип «ДОСТУ ПНОСТЬ для всех». Впоследствии было опубликовано руководство «Designing with Саге» с инженерно-архитектурными предписанияуш.
• В 1986 году ЕС провело исследование, а в 1987 году на Европейской конференции министров транспорта обсуждались проблемы досту пности общественных зданий и, как следствие, были приняты различные программы, в частности программа HELIOS по адаптации и социальной интеграции инвалидов.
• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.
• Барселонская декларация 1995 года, в настоящий момент подписанная 362 городами, 10-я статья которой гласит: «муниципальные власти в размере своих полномочий адаптируют общественные места а также снимут коушу никацион-ные барьеры для их полноценного использования людьми с ограниченными возможностями».
• В докладе 2000 года Европейской комиссии «К Европе без барьеров для людей с ограниченными возможностями» говорилось о тоу1, что «барьеры, существующие в окружающей среде, являются большей помехой к участию в жизни общества, чем функциональные ограничения. Устранение барьеров через законодательство, обеспечение проживания, универсальный дизайн и другие средства определяются как ключевые для уравнивания возуюжностей для людей с ограниченными возможностями».
• Конвенция ООН о правах инвалидов 2007 года - как следствие работы учрежденного ООН в 2001 году Специального комитета для рассмотрения предложений относительно всеобъемлющей и единой международной конвенции о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Принятие Конвенции стало историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов России на международном договорном уровне. Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении
ТУРИСТИКА
инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Несмотря на существующую правовую основу, доступность среды для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации находится на низком уровне. Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти
60 % из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом; 57-58 % - при посещении учреждений культу ры и государственных учреждений; 48 % - при совершении по-ку пок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению - отмечают трудность или полну ю невозможность посещения спортивных соору жений и мест отдыха. Государственная программа «Досту пная среда на 2011-2015 годы», разработанная в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию, призвана решить эти вопросы.
В связи с актуальностью проблемы предлагаем оценить возможности развития рынка досту пных туристских услуг с помощью 8\¥ОТ-анализа, но для начала разберемся в определении «доступного туризма». Под досту пным ту ризмом понимается гарантия использования туристских возможностей людьми с физи-
ческими, психическими или сенсорными ограничениями возможностей, при этом к этой категории лиц относятся:
• лица, имеющие постоянные ограничения физических, сенсорных, психических или нескольких одновременно возможностей;
• лица, имеющие временные ограничения физических, сенсорных, психических или нескольких одновременно возможностей (также относятся и беременные женщины);
• лица, имеющие ограничения в силу возраста (дети, люди пожилого возраста).
Количество людей во всем мире, которых непосредственно затрагивает развитие доступного туризма, очень велико, и эта цифра постоянно растет под влиянием демографических процессов (старение населения), повышения уровня медицинской помощи, в связи с высокой аварийностью на дорогах, военными конфликтами и терроризмом. Только в Европе людей, нуждающихся в доступности инфрастру ктуры туризма, насчитывается 127 млн человек, а во всем мире - около 500 млн (по данным на 2008 год). В результате проведения медико-социальной экспертизы в 2009 году в Российской Федерации признано инвалидами 3 541 349 граждан.
Этот огромный потребительский по-тенциат - 500 млн человек в мире, имеющих инвалидность, к которому, согласно статистике, нужно прибавить в среднем одного сопровождающего на двух путешествующих людей с ограниченными возможностями — и является основным экономическим стиму лом развития досту пного ту ризма. Сюда же следует добавить и другие экономические составляющие:
• решение проблемы сезонности туристских дестинаций: по данным Евро-
ВЕСТНИКРМЛТ'з* 2011
стата, 51 % лиц с ограниченными возможностями не работают, соответственно могут выезжать на отдых в течение всего года.
а многим из них по медицинским показаниям рекомендуется путешествовать в нежаркое время года;
• приведение туристской инфраструктуры в соответствие с принципом доступности повышает качество оказываемых услуг и, как следствие, повышает ее конкурентоспособность, а также поощряет повторные посещения туристской де-стинации, стиму лиру ет рекламу по принципу сарафанного радио, которая, несмотря на развитие рекламных технологий, до сих пор остается наиболее действенной;
• улучшение качества жизни местного населения туристской дестинации, постоянно пользующейся улучшенной инфраструктурой (транспорт, общественные места, культурные центры и др.).
□ Из положительных социальных аспектов развития доступного ту ризма можно выделить следующие:
• гармоничное развитие туризма с равными услугами для всех, без образований туристских «гетто», позволяет менять существующие у большинства людей стереотипы и предубеждения в отношении людей с ограниченными возможностями, помогает их интеграции в общественную жизнь;
• развитие досту пного туризма создает положительный имидж туристской дестинации и в целом госу дарству, так как именно бережное отношение к ближним и к окру жающей среде в настоящий момент является отличительной и наиболее привлекательной характеристикой региона. страны:
• устранение социальной напряженности в виду удовлетворения нужд 10%
населения (средней по миру доли лиц с ограниченными возможностями).
□ Слабые стороны развития доступного туризма тоже достаточно очевидны:
♦ доступный туризм является весьма дорогостоящим в виду высокой стоимости приведения и поддержания туристской инфраструктуры в соответствии с существующими стандартами, вследствие чего досту пными являются только отели высших категорий. Нельзя упускать из виду и оплату сопровождающего;
♦ сложность оценки потенциала рынка, так как статистические данные о численности людей с ограниченными возможностями не учитывают их стремлений к пу тешествиям;
♦ культурные барьеры, возникающие у неподготовленного персонала при работе с людьми с ограниченными возможностями. Вообще подготовка кадров в данном туристском продукте требует особой тщательности, но лишь небольшая часть учебных заведений подготавливает соответствуйтощий персонал;
♦ точно так же немаловажной является проблема приведения туристской инфраструктуры в соответствие с реальными потребностями людей с ограниченными возможностями;
♦ реклама, традиционно приукрашивающая реалии, в данном случае может сыграть плохую шутку. Именно поэтому в данной области туризма больше полагаются на проверенную информацию, передаваемую из уст в уста.
К сожалению, в настоящий момент экономический потенциал развития доступного туризма сильно недооценен, а повсеместно бытует мнение о высокой затратности приведения инфраструктуры туризма и туристских услуг в соответ-
ТУРИСТМКА
ствие с нуждами людей с ограниченными возможностями.
Даже при положительном отношении к развитию такого рода туризма туристские дестинации часто ограничиваются снятием архитектурных барьеров, при этом забывают про другие составляющие, например доступность информации (вебсайты, информационные офисы и т. д.). В этой связи очень важна универсальность обозначений досту пности по всем видам ограничений возуюжностей, использование новейших технологий в предоставлении достоверной информации, строгий контроль за соответствием стандартам.
Учитывая в данном случае жизненно важну ю роль доступности всей цепочки предоставляемых услуг (транспорт, размещение, питание, информационные службы, культурно-природные туристские объекты и т.д.). будущее развитие доступного туризма видится основанным на принципах частно-государственного партнерства.