УДК 332.1:631(571.17)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТЕНЦИАЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСУРСНЫХ РЕГИОНАХ
Елена Г. Колесникова1 @1, Татьяна Д. Чекменева1 @2, Ольга Н. Котова1,
1 Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Поступила в редакцию 30.11.2017. Принята к печати 22.01.2018.
Ключевые слова: сельское хозяйство, потенциал устойчивого развития сельского хозяйства, индикаторы, рейтинговая оценка
Аннотация: Устойчивое развитие сельских территорий и сельскохозяйственной отрасли очень важно для ресурсных регионов, валовый региональный продукт которых на 50 % формируется за счёт добычи и переработки полезных ископаемых. Чтобы иметь возможность проводить грамотную политику развития сельского хозяйства в муниципальных районах, необходимо, в первую очередь, оценить имеющийся потенциал сельских территорий в составе муниципальных районов. В статье описано применение авторского подхода к оценке ресурсного потенциала для развития сельского хозяйства в регионе на примере Кемеровской области. Предложены индикаторы ресурсного потенциала сельских территорий, определяющие разные аспекты развития территории: экономические, социальные и инфраструктурные. В качестве базы анализа и оценки использованы данные муниципальной статистики официальных сайтов Росстата (Кемеровостата). По результатам анализа проведено ранжирование муниципальных районов методом рейтинговой оценки на основе предложенных индикаторов. Сделаны выводы о приоритетах развития сельского хозяйства в отдельных муниципальных районах региона.
Для цитирования: Колесникова Е. Г., Чекменева Т. Д., Котова О. Н. Социально-экономические аспекты потенциала устойчивого развития сельского хозяйства в ресурсных регионах // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 4. С. 35-41.
Сельское хозяйство является одним из важнейших видов деятельности в экономике любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сохранить данный вид деятельности в регионах - значит обеспечить продовольственную, экономическую безопасность территории и способствовать её устойчивому развитию. Эта задача в первую очередь возлагается на сельских товаропроизводителей, проживающих на сельских территориях.
Сельская территория - это сложная природно-хозяй-ственная территориальная система, подсистемами которой являются природная, экономическая, социальная среда и управление.
В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. сказано, что устойчивое развитие сельских территорий - это стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [1].
Другими словами, под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее:
1. производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других (несельскохозяйственных) товаров и услуг, а также общественных благ;
2. сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, предоставление рекреационных услуг, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов;
3. расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;
4. поддержание экологического равновесия в биосфере [2].
Таким образом, ключевыми остаются вопросы развития
сельских территорий. Развитие и поддержка сельских территорий должны оставаться приоритетными направлениями в современной экономике России, это отражено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации [3], а также в Государственной программе Кемеровской области [4].
Аспекты, касающиеся устойчивости развития сельского хозяйства в регионах, могут варьироваться в зависимости от конкретной территории или муниципального района и их специализации. Так, в Кемеровской области, являющейся ресурсным регионом, часть муниципальных районов связана в основном с добывающими и сопутствующими им отраслями, а часть являются сельскохозяйственными районами. Очевидно, что социально-экономические аспекты устойчивого развития сельского хозяйства в районах разного типа должны различаться.
Чтобы иметь возможность проводить грамотную политику развития сельского хозяйства в регионах, необходимо, в первую очередь, оценить имеющийся потенциал различных территорий.
Для оценки ресурсного потенциала предлагается подход, основанный на расчете и сравнении индикаторов устойчивого развития сельского хозяйства в регионе. Индикаторы определяются на основе базовых показателей социально-экономического развития [5].
Предложенный подход реализуется в два этапа.
На первом этапе производится расчет индикаторов для оценки различных видов потенциала территории. В работе оценены три вида потенциала: социальный, экономический, инфраструктурный [6-8]. Затем производится ранжирование муниципальных районов, что дает возможность проведения сравнительного анализа и отбора приоритетов развития районов с помощью таких методов, как рейтинговая оценка или типизация.
Далее проводится ранжирование муниципальных районов по критериям наилучшей обеспеченности ресурсами, определенной на основе сравнительного анализа муниципальных районов по индикаторам [9].
Результаты ранжирования муниципальных районов Кемеровской области и рассчитанные индикаторы представлены в таблицах 2, 3 и 4 (в таблицах представлены пять лучших по рейтингу районов).
Этап 2. Ранжирование позволило определить муниципальные районы-лидеры по экономическому, социальному и инфраструктурному потенциалу.
На втором этапе проводится характеристика ресурсов сельских территорий по всем видам потенциала с целью выявления территориальной структуры ресурсного потенциала.
Рассмотрим применение данного подхода для муниципальных районов Кемеровской области.
Первый этап. На основе выбранных базовых показателей социально-экономического развития муниципальных районов рассчитываются индикаторы, характеризующие экономический, социальный и инфраструктурный потенциал сельского хозяйства (таблица 1). Для характеристики экономического потенциала предложено 3 индикатора, для характеристики социального и инфраструктурного потенциала - по 2 индикатора.
Так, лидером по потенциальным возможностям в социальном аспекте является Таштагольский район. Он занимает первое место по удельному весу детей на территории муниципального района, а также по удельному весу трудоспособного населения.
Наилучшие потенциальные возможности в экономическом развитии проявляют следующие муниципальные районы: Прокопьевский (по инвестициям на душу населения), Яйский (по удельному весу доходов обрабатывающих производств), по удельному весу земель сельскохозяйственного назначения лидерами являются два района -Промышленновский и Ленинск-Кузнецкий.
Таблица 1. Базовые показатели и индикаторы ресурсного потенциала сельских территорий Table 1. Basic indicators of the resource potential of rural areas
Потенциал Базовые показатели Индикаторы
Экономический потенциал численность трудоспособного населения (муниципального района) Инвестиции на душу населения
объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека, рубль
доходы от собственного производства Удельный вес обрабатывающего производства
доходы обрабатывающих производств
площадь земель с/х назначения Удельный вес земель с/х назначения от общей площади муниципального района
общая площадь территории муниципального района
Социальный потенциал численность детей в возрасте от 0 до 15 лет Удельный вес детей на территории муниципальных районов (0-15лет)
общая площадь территории муниципальных районов
численность трудоспособного населения в возрасте от 16 до 59 лет Удельный вес трудоспособного населения на территории муниципального района
общая площадь территории муниципальных районов
Инфраструктурный потенциал одиночное протяжение уличной водопроводной сети Удельный вес по обеспеченности водопроводом
общая площадь территории муниципальных районов
протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального района, всего Наличие автодорог с твердым покрытием, км на один квадрат площади территории
доля автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием
Таблица 2. Ранжирование муниципальных районов по индикаторам социального потенциала Table 2. Ranking of municipal districts by indicators of social potential
г Удельный вес детей на г Удельный вес трудоспособ-
= CS Муниципальный территории муниципальных я CS Муниципальный ного населения на террито-
Р район районов (0-15лет) Р район рии муниципального
района
1 Таштагольский 5,33 1 Таштагольский 11,62
2 Промышленновский 2,26 2 Кемеровский 6,67
3 Кемеровский 2,19 3 Промышленновский 5,95
4 Ленинск-Кузнецкий 2,14 4 Прокопьевский 5,44
5 Беловский 2,03 5 Ленинск-Кузнецкий 5,38
Таблица 3. Ранжирование муниципальных районов по индикаторам экономического потенциала Table 3. Ranking of municipal districts by indicators of economic potential
а в ни Удельный вес Удельный вес
н ие доходов обрабаты- земель с/х назначе-
г н Муниципаль- ил це ис г н Муниципаль- вающего произ- г н Муниципаль- ния от общей
CS Р ный район н сн CS Р ный район водства от общих CS Р ный район территории муни-
еу в доходов муници- ципального района
= = 53 £ пальных районов
1 Прокопьевский 27,65 1 Яйский 0,98 1 Ленинск- 0,50
Кузнецкий
2 Яйский 22,73 2 Тяжинский 0,93 2 Промышлен- 0,45
новский
3 Беловский 13,41 3 Топкинский 0,87 3 Топкинский 0,28
4 Новокузнецкий 10,62 4 Мариинский 0,67 4 Юргинский 0,22
5 Ленинск- 9,76 5 Гурьевский 0,46 5 Гурьевский 0,18
Кузнецкий
Таблица 4. Ранжирование муниципальных районов по индикаторам инфраструктурного потенциала Table 4. Ranking of municipal districts by indicators of infrastructure potential
Ранг Муниципальный район Удельный вес дорог с твердым покрытием от общей протяженности дорог Ранг Муниципальный район Удельный вес водопроводов на общей территории Ранг Муниципальный район Удельный вес отремонтированных линий электропередач от общей протяженности
1 Тисульский 1,000 1 Таштагольский 0,026 1 Тяжинский 0,21
2 Прокопьевский 0,997 2 Промышленновский Топкинский 0,006 2 Крапивинский 0,17
3 Новокузнецкий 0,954 3 Ленинск-Кузнецкий Гурьевский 0,005 3 Таштагольский 0,14
4 Чебулинский 0,945 4 Прокопьевский Юргинский Яйский 0,004 4 Яшкинский 0,12
5 Ленинск-Кузнецкий 0,935 5 Мариинский Яшкинский 0,003 5 Новокузнецкий 0,09
По потенциальным возможностям в вопросах обеспеченности инфраструктурой лидерами являются Таштагольский район (по обеспеченности водопроводами), Тисульский район (по удельному весу дорог с твердым покрытием), Тяжинский район (по удельному весу отремонтированных линий электропередач).
Чтобы определить среди муниципальных районов-лидеров по группам индикаторов (соответственно, по социальным, экономическим и инфраструктурным), а также определить муниципальные районы, имеющие потенциальные возможности одновременно по всем рассчитываемым индикаторам (в пересечении), был проведен анализ графическим методом (рис. 1-3).
Анализ графического представления потенциала территорий показал следующее:
• социальным потенциалом одновременно по двум индикаторам обладают Промышленновский и Кемеровский районы;
• экономическим потенциалом одновременно по трем индикаторам обладают Яйский, Промышленновский и Гурьевский районы;
• инфраструктурный потенциал одновременно по трем индикаторам имеют Таштагольский, Промышленновский и Топкинский районы.
Как видно, наибольшим потенциалом в развитии сельского хозяйства в Кемеровской области обладает Промыш-ленновский район, который имеет сельскохозяйственную специализацию. Следовательно, данной территории необходимо уделять наибольшее внимание с целью получения наивысшей отдачи от развития сельского хозяйства.
■ Удельный вес трудоспособного населения ■ Удельный вес детей (от 0-15 лет) в общей численности
Беловский
Яшкински Яйский
Гурьевский
Ижморский
Юргинский Чебулинский Тяжинский Топкинский
Кемеровский Крапивинский Ленинск-Ку знецкий
Тисульский Таштагольски
Мариинский
Новокузнецкий Прокопьевский
Промышленновский
Рис. 1. Индикаторы социального потенциала Fig. 1. Indicators of social potential
t Удельный вес доходов обрабатывающего производства от общего дохода муниципальных районов ¡Инвестиции на душу населения Удельный вес земель с/х назначения
Беловский
.Гурьевский
Яшкинский00 Яйский
Юргинский
Чебулинский
Тяжинский
Топкинский
Ижморский
Кемеровский
Крапивинский
Ленинск-Ку знецкий
Мариинский
Тисульский
Таштагольский
Новокузнецкий
Прокопьевский
Промышленновский
Рис. 2. Индикаторы экономического потенциала Fig. 2. Indicators of economic potential
Вестник КемГУ • Серия: Политические, социологические и экономические науки • 2017 • № 4 ИУдельный вес водопроводов на общей территории
■ Удельный вес отремонтированныйх линий электропередач от общей протяженности
■ Удельный вес дорог с твердым покрытием от общей протяженности дорог
Беловский
Яшкински Яйский
Юргинский Чебулинский Тяжинский Топкинский
Тисульский Таштагольски
урьевский
Ижморский
Кемеровский
Крапивинский
Ленинск-Ку знецкий
Мариинский
Новокузнецкий
рокопьевский Промышленновский
Рис. 3. Индикаторы инфраструктурного потенциала Fig. 3. Indicators of infrastructure potential
Таким образом, анализ социально-экономических аспектов и оценка потенциала устойчивого развития сельского хозяйства в ресурсных регионах (на примере Кемеровской области) указывают на необходимость уделять особое внимание тем районам, которые специализируются на производстве сельскохозяйственной продук-
ции. Необходимо внедрять новые технологии, активизировать исследовательские работы, принимать меры по улучшению условий жизни на селе, обеспечению возможностей образования, здравоохранения, транспорта и связи, культуры и отдыха [10].
Литература
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_107793/ (дата обращения: 20.11.2017).
2. Колесникова Е. Г., Стефаненко Е. А. Народнохозяйственные функции сельских территорий и условия их выполнения // Молодежь и наука: реальность и будущее: сборник трудов VIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (21 апреля 2016). Кемерово, 2016. С. 237-241.
3. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение № 151-р от 2.02.2015.
4. Государственная программа Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014-2020 годы. Постановление Коллегии АКО № 464 от 25.10.2013 (с изменениями на 18.08.2017).
5. Колесникова Е. Г. Использование методики оценки качества среды проживания для выявления конкурентных преимуществ муниципальных районов (на примере Кемеровской области) // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1. С. 465-469.
6. Колесникова Е. Г., Чекменева Т. Д. Моделирование устойчивого развития сельских территорий для обеспечения продовольственной безопасности страны и регионов (на примере Кемеровской области) // Теория и практика экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды: сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции Российского общества экологической экономики (Р0ЭЭ-2015) (Казань, 7-11 июля 2015): Москва, 2015. С. 161-166.
7. Краснова Т. Г., Балабанова Е. А. Исследование социально-экономического потенциала муниципальных образований // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 1. С. 56-58.
8. Адарина Р. Т., Борисова О. В., Галкин Д. Н., Глотко А. В., Дронова М. В., Куттубаева Т. А., Матин А. А., Сарбашев Э. Б., Туймешева Д. В., Тю Л. В. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий на основе совершенствования социально-экономической системы. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. 200 с.
9. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. Режим доступа: kemerovostat.gks.ru (дата обращения: 20.11.2017).
10. Меренкова И. Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Россельхозакадемии, 2011. 260 с.
SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF THE CAPACITY FOR SUSTAINABLE AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN THE RESOURCE REGIONS
Elena G. Kolesnikova1 @1, Tatyana D. Chekmeneva1 @2, Olga N. Kotova1 @3
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Received30.11.2017. Accepted22.01.2018.
Keywords: agriculture, Abstract: Sustainable development of rural areas and the agricultural sector is very important
potential of sustainable for resource regions, the gross regional product of which is formed by 50% due to extraction and
agriculture, indicators of processing of minerals. In order to be able to conduct a competent policy for the development of
rating. agriculture in municipal areas, it is necessary to assess the existing potential of rural areas in the
municipal districts. The article describes the application of the author's approach to the assessment of the resource potential for the development of agriculture in the region by the example of the Kemerovo region. It features indicators of the resource potential of rural territories, which determine various aspects of the development of the territory: economic, social and infrastructural. The data of the municipal statistics of the official websites of Russian Federal State Statistics Service (Kemerovo Statistics Agency) are used as a basis for analysis and evaluation. The results of the analysis allow the authors to rank the municipal districts according to the method of rating evaluation based on the proposed indicators. The paper involves some conclusions about the priorities for the development of agriculture in certain municipal areas of the region.
For citation: Kolesnikova E. G., Chekmeneva T. D., Kotova O. N. Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty potentsiala ustoichivogo razvitiia sel'skogo khoziaistva v resursnykh regionakh [Socio-Economic Aspects of the Capacity for Sustainable Agricultural Development in the Resource Regions]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 4 (2017): 35-41.
References
1. Kontseptsiia ustoichivogo razvitiia sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, utv. Rasporiazheniem Pravitel 'stva RF ot 30.11.2010 № 2136-r /The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to the year 2020, approved by order of the Russian Government dated 30.11.2010 No. 2136-r]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/ (accessed 20.11.2017).
2. Kolesnikova E. G., Stefanenko E. F. Narodnokhoziaistvennye funktsii sel'skikh territorii i usloviia ikh vypolneniia [Economical functions of rural territories and terms of their implementation]. Molodezh' i nauka: real'nost' i budushchee: sbornik trudov VIIIMezhdunarodnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (21 aprelia 2016) [Youth and Science: reality and future: Proc. VIII Intern. Conf. of students, postgraduates and young scientists (April 21 2016)]. Kemerovo, 2016, 237-241.
3. Strategiia ustoichivogo razvitiia sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [Strategy for the sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to the year 2030]. No. 151-p of 02.02.2015.
4. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Gosudarstvennaia podderzhka agropromyshlennogo kompleksa i ustoichivogo razvitiia sel'skikh territorii v Kemerovskoi oblasti» na 2014-2020 gody [The State program of the Kemerovo region «State support for agriculture and sustainable rural development in the Kemerovo region» for 2014-2020 years]. Decree No. 464 of AKO Collegium of 25.10.2013 (with the changes on 18.08.2017).
5. Kolesnikova E. G. Ispol'zovanie metodiki otsenki kachestva sredy prozhivaniia dlia vyiavleniia konkurentnykh preimushchestv munitsipal'nykh raionov (na primere Kemerovskoi oblasti) [Use of the methodology for assessing the quality of the living environment to identify the competitive advantages of municipal areas (by the example of the Kemerovo region)]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship, no. 8-1 (2015): 465-469.
6. Kolesnikova E. G., Chekmeneva T. D. Modelirovanie ustoichivogo razvitiia sel'skikh territorii dlia obespecheniia prodovol'stvennoi bezopasnosti strany i regionov (na primere Kemerovskoi oblasti) [Modeling of sustainable development of rural areas to ensure food security of the country and regions (on the example of the Kemerovo region)]. Teoriia i praktika ekonomicheskogo regulirovaniia prirodopol'zovaniia i okhrany okruzhaiushchei sredy: sbornik trudov XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii Rossiiskogo obshchestva ekologicheskoi ekonomiki (R0EE-2015) (Kazan', 7-11 iiulia 2015) [Theory and Practice of Economic Regulation of Nature Use and Environmental Protection: Proc. XIII Intern. Sc.-Prac. Conf. of the Russian Society for Ecological Economics RSEE-2015 (Kazan', 7-11 July 2015)]. Moscow, (2015): 161-166.
7. Krasnova T. G, Balabanova,E. A. Issledovanie sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala munitsipal'nykh obrazovanii [Research of social and economic potential of municipal formations]. IzvestiiaIrkutskoigosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya Irkutsk State Economic Academy, no. 1 (2010): 56-58.
8. Adarina R. T., Borisova O. V., Galkin D. N., Glotko A. V., Dronova M. V, Kuttubaeva T. A., Matin A. A., Sarbashev E. B., Tuimesheva D. V., Tiu L. V. Obespechenie ustoichivogo razvitiia sel'skikh territorii na osnove sovershenstvovaniia sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy [Ensuring sustainable development of rural areas on the basis of improving the socio-economic system]. Gorno-Altaisk: GAGU, 2013, 200.
9. Dannye Territorial'nogo organa Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistikipo Kemerovskoi oblasti [Data of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Kemerovo Region]. Available at: kemerovostat.gks.ru (accessed 20.11.2017).
10. Merenkova I. N. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii: teoriia, metodologiia, praktika [Sustainable development of rural areas: theory, methodology, practice]. Voronezh: GNU NIIEOAPK TsChR Rossii Rossel'khozakademii, 2011, 260.