В8888Й8888ЯЙЙ8 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
низации учебного процесса. Для этого
необходимо:
1) закрепление навыков устойчивого
выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, что обусловливается обязательным участием этих опера-
и _________^ гь т ¥ГГ /Ч ТТ
по созданию и совершенствованию образовательных технологий для двухуровневой системы высшего профессионального образования.
1. Создание нового поколения учебно-методических материалов, содержащих учебные задания, ориентированные
ций как составных действий при выпол- на выполнение всего спектра основных
нении оценивания и ориентации;
2) решение комбинированных заданий, что позволит закрепить навыки последовательного выполнения мыслительных операций различных типов;
3) формирование навыков устойчивого выполнения мыслительных операций оценивания и ориентации на материале конкретного знания.
Тем самым достигается требуемое потребителем качество второго уровня высшего профессионального образования.
мыслительных операции.
2. Создание нового поколения учебно-методических материалов, содержащих комбинированные учебные задания, при решении которых необходимо последовательное выполнение различных типов основных мыслительных операций.
3. Создание учебно-методических
материалов, содержащих учебные задания, ориентированные на выполнение операций оценивания и ориентирования.
4. Создание методики организации учебного процесса и использования
Резюмируя вышеизложенное, сфор- предлагаемых образовательных техноло-мулируем учебно-методические задачи гий и ее экспериментальная апробация.
Поступила 02.12.02.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Федоров, президент Чувашской Республики
В последнее десятилетие в России наблюдается повышение интереса населения к высшему образованию. В соответствии с законами функционирования рыночной системы (спрос рождает предложение) в стране значительно увеличилось предложение платных образовательных услуг. Несмотря на то что за годы экономических реформ реальный объем государственных расходов на высшее образование значительно сократился, студентов в высших учебных заведениях стало больше почти на 40 %. Это произошло в основном за счет расширения платного образования как в государственных, так и в негосударственных высших учебных заведениях. По всем прогнозам, в ближайшем будущем увеличение числа студентов, оплачивающих свое высшее образование, будет продол-
жаться. Более того, экономический рост в стране, интеграция России в мировую экономику, инновационное развитие государства потребуют значительного количества высококвалифицированных
специалистов.
Повышение спроса на образовательные услуги в условиях трансформации российской экономики обусловило необходимость разработки целого комплекса мер, направленных на регулирование
рынка образовательных услуг.
По официальным данным, в 2001 г. население России потратило на образование около 2 млрд дол. США. Однако эти цифры не отражают реальной ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг. В 2001 г. в 620 государственных вузов было принято 1 млн 263 тыс. студентов, в том числе
© Н.В. Федоров, 2002
і
675 тыс. (53,5 %) — на платной основе. По сравнению с 2000 г. прием студентов, полностью оплачивающих свое обучение, возрос на 22 %, по сравнению с 1999 г. — на 75 %. Прием студентов, расходы на обучение которых покрывались за счет бюджетов различных уровней, за эти два года увеличился всего на 4 %. Только за последние три года на платные отделения государственных вузов было принято 1,6 млн студентов. На сегодняшний день уже половина всех студентов платят за образование в вузах, а в средних специальных учебных заведениях — около трети. Не менее 3 млн семей официально оплачивают обучение своих детей в высших и средних специальных учебных заведениях, тратя на это порядка 1,5—2,25 млрд дол.
По данным Министерства образования, только на подготовку детей к поступлению в вузы (оплата подготовительных курсов, услуг репетиторов и т.п.) родители абитуриентов ежегодно расходуют 1,5 млрд дол. Значительные денежные суммы тратятся гражданами при прохождении различных курсов: по обучению иностранным языкам, компьютерным программам и т.д. Только в системе переподготовки и аттестации бухгалтеров и аудиторов ежегодно обращается, по различным оценкам, от 50 до 150 млн дол. Таким образом, на самом деле емкость рынка образовательных услуг в России составляет не 2 млрд, а примерно 5 млрд дол.
В сложившихся условиях Правительство России разработало специальную программу модернизации системы образования в рамках единой социально-экономической политики государства. Национальная доктрина образования в РФ является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и важнейшие направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на
период до 2025 г.
В настоящее время в российскую систему образования государством, обществом и населением направляется почти 300 млрд руб., или 5 % ВВП. Из них 0,75 % ВВП составляют потоки, которые формируются в основном населением, но в учебные заведения не попадают. Международная комиссия по образованию рекомендовала странам мира в XXI в. направлять на расходы образования 6 % ВВП, а в Законе РФ «Об образовании» установлено, что государство гарантирует ежегодное выделение средств на нужды образования в размере не менее 10 % национального дохода. Данные цифры свидетельствуют об острой необходимости разработки и претворения государством комплекса мероприятий,нацеленных на повышение уровня финансовой обеспеченности реформирования системы образования России.
С учетом заявленной государством программы финансирования деятельности высших учебных заведений НИИ высшего образования в результате исследований выявило показатели финансового обеспечения вузов (табл. 1).
В 2002 г. Министерством образования РФ были разработаны предложения к проекту бюджета 2003 г. о целевом повышении оплаты труда учебным мастерам в учреждениях начального профессионального образования и об увеличении надбавок за ученые степени кандидата и доктора наук в высшем образовании. Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет гарантирован достойный уровень пенсионного обеспечения. За счет указанной системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников. В рамках пенсионной реформы учебные заведения получат возможность перечислять дополнительные средства на персональные накопительные счета своих работников, существенно повышая тем самым уровень их пенсий.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ !
Таблица 1
Показатели
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2010 г.
2,1
2,09
8 702,8 10 395,0
1 318,0 1 531,0
371,0 619,1 960,8 1 194,6 1 692,6 2 667,9
482,3 699,6 1 037,7 1 194,6 1 692,6 2 667,9
2,5 2,5 2,5 2,8 3,0 3,0
10,1 18,2 29,1 33,4 50,8 80,0
1,8 1 1647 2,2 20 919 2,6 3 3704 5,4 38 801 4,8 59 920 6,6 96 045
859 1 088 114 1 429 1 809 156 2 131 2 699 233 2 272 2 877 248 3 248 4 114 355 4 821 6 106 527
Федеральный бюджет, млрд руб.
Расходная часть федерального бюджета, млрд руб.
Нормативные отчисления на высшее образование, %
Финансирование вузов из бюджета, млрд руб.
Финансирование вузов из других источников, млрд руб.
Бюджет вузов, млн руб.
Средняя зарплата по народному хозяйству, руб.
Средняя зарплата ППС, руб.
Средняя стипендия, руб.
Примечание. Данные взяты из кн.: Высшее и среднее профессиональное образование Российской
Федерации: Стат. справ. М., 2001.
Возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первона-
являются университетские комплексы. Следует отметить, что мероприятия по
чально незначительным инвестицион- разработке механизмов создания уни-
ным ресурсом, Россия должна выбрать верситетских комплексов (в том числе
образовательный сектор в качестве при- как единого юридического лица), объ-
единяющих структурные подразделе-чек роста». Инвестиции в повышение ния, реализующие образовательные прокачества человеческого капитала являют- граммы различных уровней (лицеи, гим-
назии, колледжи, техникумы, институ-
оритета
одной из «национальных то-
ся условием развития всех секторов российской экономики.
Для эффективной модернизации образования необходимо обеспечить следующие условия: повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в эту систему эффективные кад-
ты, учреждения дополнительного профессионального образования), научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы, а также создания иссле-
ры; финансирование информатизации довательских университетов для обеспе-образования, обеспечивающее модерни- чения приоритетных направлений раз-
вития экономики, науки и технологии должны, в частности, дать ответы на
зацию его методов и технологии, переход к открытому образованию; формирование новых институтов системы, обес- вопросы о восстановлении системы вза-печивающих максимально полную моби- имодействия учебных заведений с науч-лизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и
но-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и предприяти-бюджетных средств, высокое качество и ями промышленности либо о юридичес-
возможности широкого выбора образова- ки правильном оформлении комплексов
тельных программ и услуг. (включая предложения по внесению по-
Анализ отечественного и мирового правок в нормативно-правовую базу си-
опыта показывает, что одной из эффек- стемы образования с учетом того, что
тивных форм реализации непрерывно- принятие ныне действующего Граждан-
го образования и организации научных ского кодекса внесло определенные
исследовании и прикладных разработок сложности в решение этого вопроса).
Модернизация призвана привести все образовательные структуры в соответствие с насущными требованиями настоящего времени. В этом контексте единый государственный экзамен — часть модернизации системы образования, направленная на создание новой системы оценки и контроля результатов обучения. Она вызвана потребностью в получении независимой и объективной информации о результатах деятельности образовательных учреждений. Традиционная система, имеющая определенный опыт в области контроля результатов обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может сегодня обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты не дают полной информации об объективных количественных показателях, позволяющих управлять качеством образования. На этом фоне система тестирования призвана выполнить важную социально-политическую функцию — восстановление социальной справедливости в области образования путем обеспечения независимой и объективной оценки реального уровня знаний.
Одним из инициаторов и первых основателей единого университетского комплекса выступил Чувашский государственный университет. Если в 1990 г. на 10 ООО населения в РФ приходилось 190 студентов, то в Чувашской Республике — 144. Почти половина населения Чувашской Республики — жители сельской местности и малых городов. К 1990 г. выпускники сельских школ вместе с выпускниками школ малых городов в вузах республики составляли лишь около 20 % студентов. Данные неблагоприятные тенденции подтолкнули коллектив университета к принятию решения о расширении сложившейся системы образования, разработке системы интегрированного образования, созданию университетского комплекса. Уникальность проекта заключалась в том, что было запланировано практически «исцелить» застарелую болезнь образования — отсутствие возможности обучения в высшем учебном заведении способных и одаренных детей из сельской мест-
ности и небольших, удаленных от центра городов.
Образовательный проект Чувашского госуниверситета подтвердил свою жизнестойкость и стал предметом обсуждения в Министерстве образования РФ. В течение последних 10 лет Чувашский госуниверситет значительно расширил свою интеграционную структуру, открыв 4 филиала, 2 региональных научно-обра-зовательных центра, 2 учебно-консульта-ционных пункта, гимназию, 16 лицейских классов, академию юных менеджеров, центры довузовской подготовки в 21 районе республики. Необходимость создания подобных структурных подразделений вызвана прежде всего стремлением наиболее полно удовлетворить образовательные запросы жителей республики, обеспечить для этого благоприятные условия как в материально-техническом, так и в социальном плане.
Результатом открытия филиалов Чувашского госуниверситета являются:
— уменьшение оттока молодежи из сельской местности;
— создание новых рабочих мест (учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал);
— приближение образования к месту проживания студентов;
— сокращение материальных затрат студентов на питание, транспорт, проживание; возможность повышения квалификации для специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, на базе филиалов.
Создание единого университетского комплекса, системы интегрированного образования позволяет решить одну из важнейших проблем — проблему доступности образования для каждого человека, стремящегося к получению знаний.
В 2001 г. в России начался эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), суть которого заключается в том, что результаты выпускных экзаменов в школе приравниваются к вступительным экзаменам в вуз. В 2002 г. эксперимент по введению единого госэкзамена прошел в 16 регионах страны. ЕГЭ сдавали выпускники 8 400 школ, а в 117 вузах их принимали
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
по оценкам, полученным на госэкзаме-не. Всего в 2002 г. ЕГЭ сдавали около 300 тыс. выпускников (см.: Российских школьников уравняют во вступительных
правах // Деньги. 2002. № 40. С. 9—10).
В 2003 г. 58 % выпускников российских школ также будут сдавать ЕГЭ.
49 субъектов Федерации уже подали за-
— обновлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и проведение ЕГЭ, работу государственной экзаменационной и конфликтной комиссий республики, организацию приема в вузы и ссузы, участвующие в эксперименте. Данные документы и материалы опубли-
явки на проведение ЕГЭ. Предполагает- кованы в «Сборнике нормативных доку-ся, что все они примут участие в эксперименте, при этом в 11 регионах выпускники будут сдавать единый госэкзамен по тельные материалы (КИМы) по чуваш-
ментов»;
— разработаны контрольные измери-
всем девяти предметам школьной про граммы. Всего в 2003 г. единый госэкзамен проведут 18,5 тыс. российских школ,
245 вузов страны будут набирать студентов исходя из оценок, полученных ими при сдаче ЕГЭ. Планируется подключить к эксперименту ряд медицинских вузов, а также вузы, готовящие специалистов в области культуры и спорта.
Чувашская Республика участвовала в полнению республиканских баз данных;
скому языку, чувашской литературе, иностранным языкам;
— обеспечена доступность к обсуждению и внесению предложений по структуре и содержанию КИМов, возможность участия в ежегодных конкурсах КИМов, проводимых Минобразованием России;
— начата работа по созданию и на-
эксперименте по введению единого государственного экзамена два года. За это время была проделана большая подгото- (организаторов, операторов, членов
— проведена подготовка специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ
предметных комиссии по проверке открытых заданий и др.);
— организованы конкурсы и заклю-
вительная и организационная работа по созданию нормативно-правовой базы эксперимента и необходимых условий для проведения экзаменов в базовых школах, оснащению республиканского центра обработки результатов ЕГЭ, доведению до общественности значимости и целе- зами по участию в эксперименте (опре-
чены государственные контракты по различным направлениям работ;
— проведена работа с вузами и ссу-
сообразности введения новой формы итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний в учреждения высшего и среднего профессионального образования.
В июне 2002 г. в эксперименте приняло участие 445 образовательных школ
делению направлении и специальностей для зачисления по результатам ЕГЭ, разработке правил приема, организации зачисления и др.);
— проведены семинары и совещания, заседания республиканской ГЭК по организации подготовки и проведения ЕГЭ и
из 28 районов и городов республики; в коллегия Министерства;
73 пунктах по девяти предметам прове-
ведутся работы по научно-методи-
дено 26 504 человеко-экзамена, что на ческому обеспечению эксперимента и др.
7 981 выпускника больше, чем в 2001 г.
В ноябре — декабре 2001 г. на базе
Решениями ученых советов 10 вузов и Чувашского республиканского институ-
20 ссузов, расположенных на территории та образования прошли двухнедельные
Чувашии, вступительные экзамены в семинары для 1 893 учителей-предмет-
форме ЕГЭ прошли по 102 специальное- ников, работающих в выпускных клас-
тям и 17 направлениям. Все это потре- сах; учеба более 3,5 тыс. организаторов
бовало большой подготовительной, орга- экзамена в пунктах проведения ЕГЭ; со-
низационнои и методической работы. вещания с руководителями органов
В целях организации и обеспечения управления образованием по вопросам
эксперимента в 2001 02 учебном году организации и проведения ЕГЭ; инструк-
были приняты следующие меры. тивные совещания для членов республи-
№ 4, 2002
канской ГЭК, выезжающих в базовые ствам (ГИФО) внесло свои коррективы в
эксперимент по введению ЕГЭ и постави-
школы на единый экзамен.
В целях отработки технологии про- ло перед республиканской ГЭК дополни-
ведения ЕГЭ во всех школах республики тельные задачи. За короткий срок, в отсут-
ствие экзаменационных материалов из Минобразования России, сотрудники Ми-
в апреле — мае 2002 г. были проведены тренировочные занятия (репетиционные
экзамены), для чего выпускники были нобразования Чувашии совместно с пре-
обеспечены вариантами КИМов по вось- подавателями названных вузов смогли под-
ми предметам, полученными из Минобразования России. Кроме того, в республике специалистами вузов, учителями-предметниками были разработаны аналогичные тестовые задания по всем предметам. Они были изданы отдельными
готовить, осуществить рецензирование и, при соблюдении информационной безопасности, обеспечить проведение экзаменов в форме ЕГЭ по чувашскому языку, чувашской литературе, русской литературе, английскому, немецкому (гфранцузско-
сборниками и доведены до всех общеоб- му языкам (устно и письменно).
разовательных учреждений. Общий тираж сборников составил 140 000 экзем-
Экзамены в форме ЕГЭ в республике проходили в два тура: в июне — в форме
пляров. В марте 2002 г. на базе лицея № 2 выпускных, а в июле — августе
в фор-
г. Чебоксары была апробирована технология проведения ЕГЭ, разработанная компанией «Крок».
Большое внимание в подготовительный период уделялось и информационному обеспечению эксперимента. В течение 2001/02 учебного года в различных изданиях республиканских средств массовой информации публиковались материалы, посвященные единому государственному экзамену, организовывались передачи на Чувашском телевидении и радио, была оформлена экспозиция, посвященная ЕГЭ в Чувашии, которая неоднократно демонстрировалась на всероссийских, межрегиональных, республиканских, районных и городских выставках.
л А
Участие в 2002 г. ведущих вузов Чувашской Республики — ЧГУ и ЧГПУ — в федеральном эксперименте по государственным именным финансовым обязатель-
ме вступительных.
Данные о количестве выпускников школ, сдававших экзамены на первом (основном) этапе, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Предмет Сдавало в основной СПОК Сдавало в резервный день
Всего %
Математика 15 745 100,0 4
Русский язык 6 325 39,4 65
Химия 420 2,7 35
Биология 903 5,6 115
География 121 0,8 9
Обществознание 791 4,9 39
История 581 3,7 23
Физика 1 447 9,0 70
Чувашский язык 170 Итого человеко- 1,0
экзаменов 26 503 360
Результаты первого этапа сдачи выпускниками школ республики ЕГЭ показаны в табл. 3.
Таблица 3
Предмет
Математика Русский язык Биология География История
Обществознание
Физика
Химия
2 3 4 5 Средний
Коли- чество % Коли- чество % Коли- чество % Коли- чество % балл (по стобалльной шкале)
939 6,0 5 759 36,6 7 281 46,2 1 786 11,3 53,2
20 0,3 962 15,2 4 018 63,5 1 325 20,9 58,1
19 2,1 243 26,9 436 48,3 205 22,7 59,3
1 0,8 26 21,5 65 53,7 29 24,0 64,0
5 0,9 138 23,8 344 59,2 94 16,2 57,8
4 0,5 209 26,4 443 56,0 135 17,1 59,9
26 1,7 508 35,0 712 49,5 201 13,8 53,6
6 1,4 139 33,1 185 44,0 90 21,4 51,9
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Анализ этих результатов показывает, тематике оценки 4 и 5 получили 65,5 %,
что процент выпускников, получивших на ЕГЭ оценки 4 и 5, по сравнению с тра-
формой
2 — 0,02 %).
На втором этапе вступительные испытания в вузы и ссузы в форме ЕГЭ про-
аттестации снизился, а количество уче- ходил 15 341 чел. Результаты вступитель-
Л *
ников, получивших неудовлетворительную оценку, увеличилось (в 2000 г. по ма-
ных испытаний на дневные формы обучения приведены в табл. 4.
Таблица 4
Предмет Коли- чество абиту- риентов, чел. 5 в . 4 3 2
Коли- чество ое Коли- чество % Коли- чество % Коли- чество • %
Русский язык 4 054 525 13 2222 55 1217 30 90 2
Математика 1 054 156 15 514 49 331 31 53 5
Физика 1 867 160 9 820 44 810 43 77 4
Биология 1 027 226 22 392 38 378 37 31 3
Химия 808 23 3 176 22 521 64 88 11
Обществознание 822 131 16 488 59 199 24 4 1
История 548 76 14 254 46 203 37 15 3
География 101 20 20 53 52 28 28 0 0
Следует отметить, что. , за исключенн- лом абитуриентов показывает, что в сель-
ем результатов ЕГЭ по химии, результа- ских школах (на примере Чебоксарского ты вступительных испытаний по всем района) при одинаковом количестве вы-предметам хорошо коррелируются с результатами выпускных (июнь 2002 г.) экзаменов.
пускников существует разброс ±12 баллов от среднего по стране (50 баллов). Средний балл выпускников гимназий и лицеев
Результаты ЕГЭ по математике 2001 г. в в Чебоксарах 2002 г. в среднем на 15 пунк-Чувашской Республике и в целом по Рос- тов выше среднего балла по общеобразо-сии практически одинаковы, а 2002 г. в среднем на 5
8 % лучше, чем в целом по стране (т.е. число оценок 2 и 3 на 5—8 % меньше, а 4 и 5 больше в среднем на 5—8 %).
вательным школам города. Этот вывод подтверждают и данные централизованного тестирования абитуриентов.
Результаты поступления выпускни-
Проводя анализ результатов по мате- ков в вузы Чувашии свидетельствуют о
матике (ЕГЭ 2001 г.) отдельно по горо- том, что число абитуриентов из сельских
дам (Чебоксары и Канаш) и школам Че- школ, поступивших на I курс, увеличи-
боксарского и Канашского районов, еле- лось с 33,8 % в 2000 г. до 37,8 % в 2002 г.
дует отметить, что результаты ЕГЭ в рай- Это говорит о том, что экзамены в фор-
онах несколько хуже, чем в целом по ме ЕГЭ расширяют доступность получе-
стране (число оценок 3 на 10 % больше), ния высшего образования для выпускни-
Распределение оценок в городах Чува- ков сельских школ.
шии в 2001 г. практически повторяет гра-
Как показали экзамены в ЧГПУ, на
фик распределения оценок в целом по физико-математическом факультете сту-
стране в 2002 г. и в среднем на 3 % луч- денты, поступившие по результатам ЕГЭ,
ше. Это свидетельствует о том, что под- сдали экзамены по математике несколь-
готовка к ЕГЭ в 2001 г. была на должном ко лучше (на 0,2—0,3 балла), чем студен-
уровне. Результаты ЕГЭ, сданных вы- ты, поступившие в 2000 г. на данные спе-
пускниками школ этих городов в 2002 г., циальности по результатам обычных
на 10 % лучше, чем в целом по стране, а вступительных экзаменов.
Выше уже было отмечено, что вступительные испытания в форме единого
показатели по районам Чувашии в среднем на 5—8 % лучше, чем в России.
Анализ средних баллов по математике государственного экзамена в 2002 г. про*
(ЕГЭ 2002 г.) по школам с различным чис- водили приемные комиссии 10 вузов и
штштшштшшшшж № 4,2002
20 ссузов. Эксперимент по ЕГЭ сказал- которой все студенты, поступившие в вуз
ся на значительном увеличении конкур- на коммерческой основе, платят одина-
са абитуриентов. Так, только в ЧГУ сред- ково, вне зависимости от результатов
ний конкурс составил 6 чел. на одно ме- вступительных экзаменов, сто (10 072 заявления на 1 675 бюджет- Повышение годовых величин ГИФО
ных мест). В ЧГПУ наибольший конкурс связано с инфляцией в стране и необхо-
зафиксирован на специальность «Психо- димостью увеличения объемов финанси-
логия и социальная педагогика» (16 чел. рования сферы образования. Данное уве-
на одно место). Эксперимент позволил личение является положительным как
абитуриентам одновременно подать за- для поступающих, так и для учебных заявления не только на разные специаль- ведений, куда направляются данные фи-
ности одного вуза, но и в разные вузы, нансовые средства.
Отмечались случаи, когда абитуриенты В республике в эксперименте по
только в ЧГУ подали заявления на 10 и ГИФО участвовало два вуза — Чуваш-
более специальностей, что говорит о рас- ский государственный университет и Чу-
ширении доступности образования. вашский государственный педагогичес-
Прием в форме ЕГЭ по очной форме кий университет. Между данными вуза-
обучения в 2002 г. Чувашским государ- ми развернулась негласная конкуренция
ственным университетом осуществлялся за медалистов, обучать которых доволь-
по 50 специальностям, по очно-заочной— но выгодно для вузов, так как фактичес-
по 9, по заочной — по 17 специальностям. ки все из них поступают в вуз по первой
В Чувашском государственном педа- категории ГИФО. Следует отметить, что
готическом университете прием в форме многие студенты поступают сразу в не-
ЕГЭ по очной форме обучения осуществ- сколько учебных заведений и неизвест-
лялся по 17 направлениям и 25 специаль- но, какой вуз выберут при зачислении,
ностям, прием по заочной форме прохо- Именно поэтому конкурсы на специаль-
дил по 13 специальностям. ности весьма условны, хотя по количе-
В 2002 г. в Чувашской Республике ству поданных заявлений конкурс в ЧГУ
проводился эксперимент по государ- в целом в два раза выше, чем в 2001 г.
ственным именным финансовым обяза- Стоимость обучения в вузах немалая,
тельствам (ГИФО). Суть его заключает- и ее размер увеличивается каждый год.
ся в том, что чем больше баллов у абиту- Наиболее нуждающиеся в социальной
риента по результатам экзаменов в фор- поддержке слои населения (сироты, ин-
ме единого государственного экзамена, валиды с детства и др.) не в состоянии
тем выше категория ГИФО, а следова- оплачивать учебу в вузе даже при поступ-
тельно, и возможность учиться в вузе лении на условиях ГИФО. До проведе-
бесплатно или за частичную оплату. В ния эксперимента они имели льготы при
2001/02 учебном году на платной основе поступлении в вуз. В связи с этим было
в высших учебных заведениях республи- определено, что все категории льготники обучалось 64 % первокурсников. А ков, перечисленные в правилах приема в
при переходе к системе ГИФО не менее вузы, будут зачислены вне конкурса при
50 % студентов вуз будет принимать на положительных результатах экзаменов,
бесплатной бюджетной основе. Это аби- Им присвоят вторую категорию ГИФО,
туриенты с ГИФО первой, второй и час- т.е. бесплатное обучение для них будет
тично третьей категории, в зависимости гарантировано.
от среднего значения баллов, набранных Для абитуриентов из сельской мест-
на ЕГЭ. Те абитуриенты, которые по ре- ности, как и прежде, существует квота,
зультатам ЕГЭ получат меньшее количе- Не отменен и целевой набор. Например,
ство баллов (третья — пятая категории ЧГУ заключает договоры на целевую
ГИФО), будут оплачивать лишь часть подготовку студентов в основном с Чу-
суммы коммерческого обучения. Безус- котским автономным округом, Киров-
ловно, данная схема оплаты обучения ской областью и Республикой Марий Эл,
справедливее, чем существующая, при а также с рядом районов республики. По
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
сравнению с 2001 г. вдвое увеличено ко- 2,8 чел. на ме< личество мест на подготовку специалис- был на специа тов по договору между Министерством
эольший конкурс
«Строительство и сооружений» Че-
сельского хозяйства Чувашской Респуо- боксарского строительного техникума —
5,5 чел. на место. Руководство ссузов от-
лики и Чувашской государственной сельскохозяйственной академией. По окончании учебы эти выпускники отправятся работать в районы по распределению
мечает ряд позитивных моментов новых правил приема и предполагает расширение участия этих учебных заведений в
(см.: Петров А.Н., Кураков В.Л. Государ- эксперименте по введению ЕГЭ в 2003 г. ственное регулирование социального Свой подход к участию в ЕГЭ опре-развития региона. Чебоксары, 2002.
С.225-
делен и директорами профессиональных
226.).
Участие вузов в эксперименте по
училищ
абитуриентами
ГИФО не только позволило абитуриен- вузов и техникумов нашей республики,
в рамках подготовки к вступительным испытаниям в форме ЕГЭ были организованы дополнительные (платные) заня-
там поступить в вузы по результатам ЕГЭ на бюджетной основе, но и изменить в сторону увеличения (в соответствии с утвержденными годовыми величинами ГИФО на 2002 г.: первая категория — 14 500 руб.; вторая — 7 500; третья — 3 750; четвертая — 2 900 и пятая — 1 200 руб.) финансирование вузов из Минобразования России.
тия. В июне 2002 г. для учащихся 11 курса учреждений НПО городов Чебоксары и Новочебоксарск было проведено пробное тестирование, в том числе для 879 учащихся — по русскому языку и для 825 — по математике. Следует учесть,
На дневное отделение по 27 специаль- что тестирование проходило без всякой
ностям, отданным под эксперимент по ЕГЭ, приемными комиссиями 20 учреждений среднего профессионального образования было принято 790 первокурсников. Здесь средний конкурс составлял
предварительной подготовки со стороны педагогов и учащихся. Тем не менее на экзамене была полностью соблюдена технология ЕГЭ. Его результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5
Предмет 5 4 3 2
Количество % Количество % Количество % Количество %
Русский язык 1 0,2 19 2,2 552 63 307 35
Математика " 4 0,5 534 64,8 287 34,8
Полученные данные свидетельствуют равных возможностей доступа к высше-
о том, что знания более половины уча- му образованию через совмещение госу-
щихся (примерно 65 % по обоим пред- дарственной (итоговой) аттестации вы-
метам) соответствуют образовательному пускников средних школ и вступитель-
минимуму.
Эксперты-предметники проанализировали, какие типы заданий вызвали у учащихся наибольшие затруднения и на что следует обратить внимание преподавателей математики и русского языка в текущем учебном году при подготовке учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ-2.
Анализ двух лет эксперимента пока- по ЕГЭ
ных испытаний в вузы, в целом принята всеми заинтересованными сторонами.
С каждым годом увеличивается прием студентов на I курс наших вузов. В вузы Чувашии в 2002 г. по всем формам обучения было принято 11 454 чел., в том числе по результатам ЕГЭ — 6 804 (59,6 %), в 2001 г. — 12 878, в том числе
зал, что генеральная идея единого государственного экзамена, заключающаяся в создании системы объективной оцен
2 569 чел. (20 %). Количество
поступивших в вузы из села выросло на 5,1 %, и если обычно 700—800 наших абитуриентов становились студентами
ки качества образования и обеспечения московских, петербургских и казанских
вузов, то благодаря эксперименту по ЕГЭ это число несколько увеличилось. 38 выпускников школ стали студентами элитного государственного университета — Высшей школы экономики (в 2001 г. — 19 чел.), Казанского государственного технического университета — 31 чел. (в 2001 г. — 26).
Конкурс на специальности в форме ЕГЭ составил в среднем по республике 2,7 чел. на место. Полагаем, что со следующего года в эксперименте по введению ЕГЭ будут участвовать новые вузы, техникумы и колледжи. Но и спешить здесь нельзя. Необходимо в течение трехлетнего эксперимента отработать до совершенства методику преподавания, гарантирующую объективность оценки знаний учащихся, а также права личности и автономию учебных заведений.
Второй год эксперимента по введению ЕГЭ еще раз выявил ряд преимуществ единого государственного экзамена как одной из форм итоговой аттестации выпускника. Назовем некоторые из них:
— независимая оценка знаний, объективизация аттестации выпускника;
— расширение и предоставление равного доступа к получению высшего образования;
— возможность поступления в вуз, не выезжая из республики;
— избежание двойной нагрузки учащегося, снижение стрессовых нагрузок при сдаче ЕГЭ;
— изменение характера участия вузов в эксперименте по ГИФО, что не только позволило абитуриентам поступить в вузы по результатам ЕГЭ на бюджетной основе, но и изменить свое отношение к подготовке по конкретному учебному предмету, а не конкретному учебному заведению;
— равенство требований к знаниям выпускника общеобразовательной школы;
— государственная поддержка выпускника, финансовая и материальная заинтересованность и выгода для семьи;
— изменение роли учителя: от контролера знаний — к роли помощника, со-творца знаний; укрепление атмосферы сотрудничества между детьми и педагогами;
— повышение ответственности педагогов и руководителей органов управления образованием за результаты своего труда, учащихся — за результаты учебной деятельности.
В качестве основных результатов экспериментальной работы в 2001/02 учебном году необходимо отметить следующее:
— получены более объективные данные о подготовленности Выпускников общеобразовательных учреждений, которые могут использоваться для управления качеством образования как в Чувашской Республике в целом, так и в образовательных учреждениях — участниках эксперимента;
— абитуриенты получили широкие возможности для выбора учебного заведения за счет участия в конкурсе в нескольких вузах и ссузах; часть абитуриентов на основании свидетельств о результатах ЕГЭ участвовала в конкурсе в вузы и ссузы, находящиеся за пределами республики;
— показана возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы, а также практического использования выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ и др.
Итак, анализ итогов работы приемных комиссий указанных вузов свидетельствует о том, что количество поступивших на дневную форму обучения по бюджету не уменьшилось.
По многим направлениям качество российского образования имеет уровень, соответствующий или превышающий мировые стандарты, т.е. Россия располагает серьезным «экспортным» потенциалом, в недостаточной степени использующимся в настоящее время. В связи с этим планируется разработать систему мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России.
Особую актуальность приобретает в настоящее время разработка системы прогнозирования процессов в сфере образования. Социально-экономические последствия реформирования сферы образования,безусловно,будут носить долгосрочный характер и не-
38Я888&&Я8888& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
посредственно отразятся на способности каждого человека творить и жить в новом веке, веке высоких технологий и высоких образовательных стандартов. Исторически значимая задача — усиление финансирования программ развития национальных культур и языка, а также формирование культурно-образовательной среды с учетом наступления века «мира без границ».
народных и межрегиональных культурных и образовательных мероприятий и акций, укрепление культурных связей между регионами, что, в свою очередь, ведет к появлению так называемого синергетического эффекта, совместного многоэффективного действия, позволяющего наиболее полно использовать ресурсы регионов в пользу развития системы образования
Это предполагает организацию между- современной России.
Поступила 22.11.02
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА
В.И. Горбунов, доцент кафедры педагогики и психологии Чувашского
государственного университета
Исследователи проблем теории и граждан; надо приближаться к уровню
передовых образовательных систем, без чего равноценное партнерство невозможно.
Состояние системы образования обусловлено положением дел в обще-обилии альтернативных образователь- стве. Сказываются разные причины: кри-
ных моделей, в углубляющемся расколе зис в культуре и экономике, скудность
между теорией и практикой, когда более федеральной финансово-экономической
практики педагогики говорят о кризисе в мировом образовании. Его суть они видят в ориентированности на прошлый опыт, в дефиците устойчивого знания, в
востребована практическая педагогика (см.: Берулава М.Н. Теория и практика
поддержки, ограниченность правового поля для нововведений и пр. Мы хотим
гуманизации образования. М., 2000. обратить внимание на организационный
С. 20). В отечественной системе образо- фактор, на неэффективные формы учеб-
вания кризисные явления усугубляются но-воспитательного процесса студентов
технических вузов.
Потребности о-информационный
подход в образовании означает направленность на развитие интеллекта и личностных качеств человека с опорой на
потребности
резко изменившимися социальными условиями, приведшими к несбалансированности предоставленных форм деятельности с интеллектуальными и культурными ценностями. Анализ публикаций, бесед с преподавателями, личный
опыт позволяют говорить об усилении и субъективную оценку вероятности потребительского отношения к образова- (возможности) их удовлетворения. Эту тельному процессу у участвующих в нем вероятность человек оценивает на созна-
лиц, о наличии противоречия между заказом общества и реальным качеством подготовки специалистов. Поэтому система образования должна адекватно реагировать на новые требования к профессиональным и личностным качествам
тельном или неосознаваемом уровне путем сопоставления информации о средствах, нужных для удовлетворения потребности, с информацией об имеющихся средствах. Информация здесь — это сведения (знания), понижающие неопре-
© В.И. Горбунов, 2002