СавонД.Ю.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ЗАНЯТОСТИ
Кардинальные задачи социальной политики, сформулированные глобально, известны и общепризнаны: повышение жизненного уровня населения, изживание абсолютной бедности, уменьшение чрезмерной имущественной дифференциа-
ции, полнокровное функционирование учреждений социальной сферы и т.д.
Проблематика социальной политики не сводится к ресурсному обеспечению, которое должно улучшиться по мере возобновления экономического роста.
29
Сложной проблемой является рационализация использования средств, выделяемых на социальные нужды. Справедливо мнение, что как бы ни складывалась ресурсная обеспеченность социальной сферы, необходимы такие изменения в ее организации, в технологиях обеспечения социальных нужд, в социальной политике, которые позволили бы увеличить социальную отдачу затрачиваемых ресурсов.
Направления реформ в системе социальной защиты определяются обозначенными на федеральном уровне приоритетами в области социальной политики. В частности, среди основных приоритетов отмечаются: снижение уровня бедности и социального неравенства, предотвращение формирования социального иждивенчества, повышение эффективности социальных пособий и других адресных форм помощи1. Серьезный акцент в настоящий момент сделан на расширении рынка социальных услуг и обеспечении свободы их выбора гражданами, а также на повышении качества услуг.
Современный этап развития экономики и общества ставит принципиально новые задачи в области социальной политики. Ключевая характеристика этого этапа - изменение роли человека в системе факторов производства в связи с возрастанием значения творческих и личностных элементов в трудовых процессах. Человек ставится в центр социально-экономической системы. В обществе все большее признание получает необходимость глубокого реформирования социальной сферы. Необходимость реформирования отражает потребность в осовременивании социальной сферы, обновлении социальных технологий для более эффективного и отвечающего нынешним нуждам общества решения социальных проблем. Одновременно нужно подчеркнуть, что такое реформирование является непременным условием более
'Указанные приоритеты в области социальной политики зафиксированы в Программе социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
эффективного использования ресурсов, направляемых на социальные цели. Среди инновационных направлений работы органов социальной защиты на местном уровне можно выделить следующие:
- концентрацию бюджетных ресурсов на помощи наиболее нуждающимся семьям, совершенствование процедур оценки нуждаемости;
- внедрение административных и управленческих технологий, способствующих снижению административных издержек и повышению эффективности затрат на оказание адресной социальной помощи;
- использование в социальном обслуживании рыночных механизмов: развитие конкуренции, демонополизацию, расширение форм предоставления услуг, введение платности и компенсаций нуждающимся, отказ от субсидирования производителей;
- переход от пассивного распределения пособий к политике, предполагающей активную роль получателей помощи: введение встречных трудовых обязательств получателей помощи для использования всех возможностей выхода из трудной жизненной ситуации;
- мониторинг и оценку проводимых на местном уровне программ социальной помощи.
Работа органов местного самоуправления показывает, что система социальной защиты может стать действенной, если она, как и многие другие сферы деятельности, строится на принципах взаимовыгоды, ответственности, договорных отношений между органами управления и получателями помощи и, самое главное, -ориентирована на конечный результат и достижение положительного эффекта. Именно требование экономической эффективности может стать залогом плодотворной борьбы с иждивенчеством и серьезным стимулом для повышения благосостояния населения.
В современном обществе социальная политика призвана выполнять две тесно связанные между собой основные функции - защиты и развития. Первона-
чально защита распространялась на беднейшие категории населения и осуществлялась через систему социального вспомоществования. Сегодня в развитых странах страховые и бюджетно-налоговые механизмы защиты охватывают подавляющую часть населения и обеспечивают его базовую социально-экономическую безопасность. В большинстве из них через госбюджет перераспределяется от 1/3 (США, Япония) до 1/2 (Франция, Италия) ВВП. На долю социальных расходов государства в США приходится более 20% ВВП, в западноевропейских странах - порядка 30%\
Не менее важное направление социальной политики государства, через которое осуществляется, прежде всего, функция развития, связано с его ролью в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы (образовании, здравоохранении, культуре). Увеличение государственных вложений в основные инвестиционные отрасли социальной сферы в соответствии с нормативами федерального законодательства, отвечающими в целом международным стандартам, позволит решить ряд задач, ключевых для достижения устойчивого социально-экономического развития. Продукт этих отраслей не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но дает социальный выигрыш и для общества в целом, представляя собой инвестиции в человеческий фактор, аналогичные вложениям в материальную базу.
Реформаторская социальная политика противопоставляет глобальной бесплатности, за которой зачастую для многих скрывалась недоступность социальных благ, ориентацию на доступность этих благ, реализуемую на основе не только частичной бесплатности, но и приемлемого уровня оплаты, который будет достигнут на основе повышения доходов населения при изживании дефи-
1 Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. №3.
цитности социальных благ, включая лекарства, рекреационные услуги и т.д. Льготам, привилегиям противопоставляются льготы вспомоществования для действительно нуждающихся в них.
Необходимость усиления социальной направленности современных экономик требует разработки новых механизмов обеспечения базовой защищенности населения, способствующих росту конкурентоспособности и единению общества. Ключевая же функция государства как субъекта социальной политики состоит в формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможность развития.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения на ближайшую перспективу положен принцип адресного предоставления социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума. Переход к адресной социальной поддержке подразумевает необходимость уточнения и сокращения большого комплекса социальных обязательств, установленных федеральным законодательством. Государство не отказывается от наиболее важных социальных гарантий населению. Напротив, социальная поддержка твердо гарантируется наиболее нуждающимся гражданам страны.
Острой проблемой, определяющей весь характер социально-экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Большинство законов в сфере социальной защиты населения не обеспечены реальным финансированием.
На практике только четверть общей суммы реализуемых всеми домохо-зяйствами льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума домохо-
зяйства, в то время как на долю домохо-зяйств со средним доходом выше прожиточного минимума домохозяйства - три четверти.
Предоставление социальных выплат осуществляется преимущественно по категориальному признаку, без учета реальной нуждаемости получателей пособий и льгот. С учетом материального положения семьи предоставляются лишь три вида социальных выплат: пособие по бедности, субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячное пособие на ребенка.
Число «адресов», по которым при сложившихся условиях занятости и уровне заработной платы следовало бы оказывать помощь, в России несопоставимо выше, чем доля государственных расходов на социальную политику. Поэтому попытки выявления «беднейших из бедных», на наш взгляд, представляют собой наименее рациональную стратегию.
Ростовская область в числе первых в Российской Федерации перешла на адресный принцип оказания социальной поддержки малоимущим жителям региона. Большинство льгот, установленных федеральным законодательством, должны быть поэтапно трансформированы в адресную социальную помощь преиму-
щественно в денежной форме с регулярной проверкой нуждаемости их получателей.
В Ростовской области 2,3 млн человек получают льготы и различные социальные выплаты, более 50% населения (рис. 1). Это участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны военной службы, реабилитированные, пострадавшие от политических репрессий, малоимущие и многодетные семьи, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, участники подразделений особого риска и другие граждане.
Накопленный опыт практической работы стал основой для принятия в феврале 1999 г. областного закона «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», в нем закреплены:
- принцип адресности в оказании социальной помощи и заявительный характер ее предоставления;
- зависимость размера помощи от прожиточного минимума в области и среднедушевого дохода семьи.
В 2002 году начато реформирование адресной социальной помощи. Принято постановление Администрации Ростовской области от 29.04.02г. № 207 «О поэтапном преобразовании адресной социальной поддержки населения области».
Рис. 1. Расходы бюджетов всех уровней на социальную поддержку населения
Законом определены категории получателей адресной социальной помощи в виде пособия в денежном выражении, сроки ее назначения, размер пособия. За период его действия выплачено более 516 тысяч социальных пособий на сумму 242,1 млн рублей1. В 2003 году на эти цели направлено 4,6 млрд рублей. Более 2 млн. человек пользуются правом на получение различных социальных льгот и выплат. В 2003 г. финансировались мероприятия по 4 федеральным целевым программам «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Старшее поколение», «Социальная поддержка инвалидов». В июле 2004 году из бюджета области для финансирования программы адресной социальной помощи малоимущим жителям Дона выделено 7 миллионов 229,6 тысячи рублей2.
В 2004 году область перешла на новую методику назначения жилищных субсидий. Это связано с принятым по-
становлением № 57 от 12.07.04 г. «О реформировании адресной помощи в условиях нового законодательства». Администрацией области утвержден примерный график перехода муниципальных образований области на предоставление жилищных субсидий через персонифицированные социальные счета в 2004 - 2005 годах. Новая методика начисления субсидий социально более справедлива, т.к. устанавливает дифференцированную долю расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от ее совокупного дохода. В области продолжает действовать федеральный эксперимент по использованию персонифицированных социальных счетов, на которые перечисляются жилищные субсидии. В числе немногих участников эксперимента область перешла на выплату субсидий наличными средствами, что дало гражданам право распоряжаться ими самостоятельно.