Научная статья на тему 'Социально-экономическая "капитализация" сырьевого потенциала России'

Социально-экономическая "капитализация" сырьевого потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫРЬЕВОЙ СЕКТОР / RESOURCE SECTOR / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / РОССИЯ / RUSSIA / СИБИРЬ / SIBERIA / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / RUSSIAN FAR EAST / HI-TECH RESOURCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков В. А.

Минерально-сырьевой сектор макрорегиона Сибирь имеет все основания выполнять роль интегратора широкого комплекса процессов экономического, технологического и социального развития. Для того чтобы сырьевой сектор в России способствовал процветанию страны, необходимы переход к эффективному высокотехнологичному недропользованию, создание новых секторов первичной и глубокой переработки природных ресурсов, восстановление высокотехнологичного индустриального комплекса, формирование высокотехнологичного инновационного сектора экономики, производящего новые знания и технологии, развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Economic “Capitalization” of the Russian Resource Capacity

The resource sector of the Siberian macroregion has every chance to play a role of the integrator to unite a wide range of the economic, technological and social development processes. In order that the Russia resource sector could promote our country prosperity, it is necessary to replace the current resource management by effective hi-tech one, create new natural resources sectors of primary and deep processing, restore a hi-tech industrial complex, build a hi-tech innovative sector of economy which would produce new knowledge and technologies, and develop the transport, power and social infrastructures.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая "капитализация" сырьевого потенциала России»

ЭКО. - 2015. - №2 КРЮКОВ В.А.

Социально-экономическая «капитализация» сырьевого потенциала России

В.А. КРЮКОВ, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]

Минерально-сырьевой сектор макрорегиона Сибирь имеет все основания выполнять роль интегратора широкого комплекса процессов экономического, технологического и социального развития.

Для того чтобы сырьевой сектор в России способствовал процветанию страны, необходимы переход к эффективному высокотехнологичному недропользованию, создание новых секторов первичной и глубокой переработки природных ресурсов, восстановление высокотехнологичного индустриального комплекса, формирование высокотехнологичного инновационного сектора экономики, производящего новые знания и технологии, развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: сырьевой сектор, высокотехнологичное недропользование, Россия, Сибирь, Дальний Восток

Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг. в значительной степени было обусловлено ростом доходов от продажи природного сырья, и эта зависимость в течение длительного времени не только не ослабевала, но и неуклонно усиливалась. В 2013 г. Россия экспортировала сырой нефти, нефтепродуктов и газа совокупно на 356 млрд долл., притом что общая сумма экспорта составила 523 млрд долл. О том, насколько это опасно для экономики, со всей очевидностью свидетельствуют события второй половины 2014 г.: снижение цен на нефть на внешних рынках с более чем 100 долл. за баррель до 50-60 долл. в конце года привело к резкому падению экспортной выручки и, соответственно, доходов бюджета, беспрецедентному ослаблению национальной валюты. При этом одними из «инициаторов» данного процесса в значительной степени стали сырьевые компании-экспортеры. Основные кредитные ресурсы они привлекают на внешнем финансовом рынке (и, соответственно, получают кредиты в валютах других стран), поэтому падение цен на нефть в сочетании с санкциями и необходимостью выплат по данным кредитам и привело, в том

числе, к стремительному росту спроса на иностранную валюту на внутреннем рынке.

Внешняя торговля минерально-сырьевыми ресурсами тем не менее не является тому виной и причиной. Россия располагает колоссальным ресурсным потенциалом, и значимое место «минерально-сырьевой экономики» в системе международного разделения труда она занимает отнюдь не случайно и не по ошибке.

Несмотря на относительное снижение потребления многих видов минерально-сырьевых ресурсов в мире (в расчете, прежде всего, на единицу ВВП или на душу населения), абсолютные объемы используемых минерально-сырьевых ресурсов устойчиво растут, а их структура претерпевает значительные изменения («ЭКО» уже писал о динамичном развитии рынка редкоземельных элементов1 и металлов в мире)2. Так, например, высокий спрос на минерально-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока предъявляют динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, ВВП которых в 2010 г превышал 60% мирового и продолжает увеличиваться. Уже в 2010 г. в странах АТР было сконцентрировано 40% промышленного производства, на них приходилось более 50% международной торговли и 37% мирового спроса на энергию и энергоносители. У них отличные перспективы для дальнейшего роста: несмотря на некоторое снижение, в 2012-2014 гг темпы роста ВВП каждой из стран региона превышали 6-8%-й рубеж, что существенно превосходит средние темпы роста экономик ведущих западных стран. Не вызывает сомнений и то, что в предстоящие 30-50 лет минерально-сырьевой сектор Сибири и Дальнего Востока будет во многом определять участие России в международном разделении труда, обеспечивать экономическое развитие и бюджетные доходы страны. Однако чтобы реализовать этот потенциал, придется преодолеть серьезные проблемы и ограничения.

Минеральные ресурсы в современной экономике имеют более сложные и более системные связи с другими секторами

1 Похиленко Н.П., Крюков В.А., Толстов А.В., Самсонов Н.Ю. Томтор как приоритетный инвестиционный проект обеспечения России собственным источником редкоземельных элементов //ЭКО. -2014. -№2. - С. 22-35.

2 Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Утв. распоряжением Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 466-р.

и сферами экономической и финансовой деятельности. Увы, мы так и не овладели многими из наработанных в современной мировой практике подходов встраивания минерально-сырьевого сектора в процессы решения широкого комплекса экономических, научно-технических и социальных задач. Важно не то, насколько велики (или, наоборот, малы) доходы от добычи и продажи минерально-сырьевых ресурсов, а то, как и каким образом расходуются получаемые средства и какой «след» они оставляют в экономике - направляются на «докапитализацию» убыточных проектов, банков и структур или инвестируются в развитие и создание условий для роста?

Проблемы сырьевого сектора в России

Потенциал минерально-сырьевого сектора практически безграничен, однако в каждый текущий исторический момент времени и потенциал, и возможности его использования конечны. Среди причин - не только изменение ресурсной базы и устаревание производственного аппарата, но также и узость тех рамок, в которых надо решать назревшие и наболевшие проблемы.

В настоящее время в Сибири фактически исчерпаны возможности освоения высокодоходных источников сырья и получения значительных доходов рентного характера. Объективно в секторе недропользования складывается новая ситуация.

Происходит переход в стадию падающей (завершающейся) добычи минерально-сырьевых ресурсов на ранее введенных крупных и крупнейших месторождениях. Так, на Самотлоре пик добычи нефти составлял 156 млн т в год, в настоящее время -15 млн т; на газовых месторождениях-гигантах - Медвежьем, Уренгойском и Ямбургском - добыча устойчиво снижается и составляет 40-70% от первоначального уровня3; в Якутии на крупнейших алмазных трубках перешли к шахтной добыче алмазов.

Резко уменьшаются размеры и меняются качественные характеристики вновь открываемых и вводимых в разработку месторождений (повышенная сложность в освоении, удаленность от объектов инфраструктуры, более сложный состав полезных ископаемых и др.). Надежды на нефть и газ Восточной Сибири

3 Мазнева Е. «Газпром» на пределе // Ведомости.- 2012.- 30 марта. 1Ж1_: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/278346/gazprom_na_predele (дата обращения: 16.06.2014) .

оправдались в гораздо меньшей степени, чем это было в случае Западной Сибири - размер месторождений-«гагантов» на востоке пока гораздо скромнее (отсюда - другая экономика и другие результаты и для компаний, и для страны).

В результате роста издержек на добычу, подготовку и дальнейшую переработку минерально-сырьевых ресурсов снижаются экономическая эффективность проектов и конкурентоспособность минерально-сырьевого сектора Сибири (меньшие размеры и запасы неизбежно ведут к уменьшению «транспортного плеча» эффективной дальней поставки сырья из таких источников).

Усиливается технологическая отсталость из-за падения темпов обновления технологий и оборудования в области геологоразведки, разработки месторождений и переработки минерально-сырьевых ресурсов. При этом происходит разрыв связей сырьевого комплекса с другими секторами экономики страны при росте закупок технологий и оборудования за рубежом. Так, в 2012 г доли российского нефтебурового и горного оборудования составляли всего 30%; а подъемно-траспортного - 35%4.

В России наблюдается существенно более низкая, чем в других странах, степень выработки месторождений, а показатель извлечения нефти из недр имеет устойчивый «падающий тренд» -с 44-46% в 1980-е гг. его уровень уже приблизился к 30%-й отметке5. Это означает, что в недрах остаются значительные объемы полезных ископаемых, которые могли быть извлечены при использовании современных технологий и более привлекательных условиях работы компаний-недропользователей.

Недостаточная глубина переработки природных ресурсов существенно снижает доходы компаний и, соответственно, поступления в бюджеты всех уровней. Так, средняя цена продукции «РУСАЛа» составляет 3000 долл. за тонну, а компании ALCOA -вдвое больше, за счет производства продукции с высокой добавленной стоимостью (алюминиевые сплавы, изделия из алюминия и т. д.). Российский производитель концентрата цинка и свинца

4 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/wps/ wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/; Шмаль Г. Двадцать лет служения нефтегазовому комплексу России. URL: http://www.sngpr.ru/tribune.php (дата обращения: 20.12.2014) .

5 Муслимо Р. Нам нужно 20 лет, чтобы преодолеть отставание в технике, технологии и организации добычи сланцевой нефти. URL: http://www. business-gazeta.ru/article/118256/ (дата обращения: 22.12.2014) .

3 ЭКО. - 2015. - №2

Горевский ГОК получает 700 долл. за тонну концентрата, а намибийский Skorpion Mine - 2054 долл. за тонну металла цинка6.

У нас и в мире: разные подходы

Серьезным негативным фактором, определяющим рост издержек в экономике Сибири и Дальнего Востока, является неадекватная организационная и институциональная структура экономики в целом и ее минерально-сырьевого сектора, в частности, для которой характерны:

• нарастание монополизма - концентрация оборота минерально-сырьевых ресурсов в крупных вертикально-интегрированных компаниях, что делает непрозрачной систему ценообразования и приводит к неоправданно высоким «монопольным» ценам;

• преграды развитию конкурентной среды - ограничение доступа зарубежных компаний к разведке, разработке и переработке природных ресурсов (выдача лицензий без объявления конкурсов и др.). Отечественные мелкие и средние компании отлучены от использования на приемлемых для них условиях транспортной и трубопроводной инфраструктуры, им сложно получать лицензии на геологоразведку и др.;

• низкая востребованность современных научно-технических и организационных инноваций, ориентация на покупку «готовых технологических решений» - технологий, оборудования, сервиса и др.

Значимое ограничение развития минерально-сырьевого сектора в России - это рассогласованность действий компаний, осуществляющих добычу и переработку технологически связанных видов сырья и даже вовлеченных в освоение близко расположенных объектов. В качестве примера можно привести так и не сложившееся взаимодействие ОАО «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром» и ОАО «Транснефть» по совместному развитию общерайонной инфраструктуры при освоении нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия).

6 Аналитическая записка ОАО «СибцветметНИИпроект».- Красноярск, 18.01.2014.

Большие трудности представляет и реализация совместных проектов с крупными зарубежными компаниями (примеры - так и не состоявшееся освоение Штокмановского месторождения газа, «выход в Арктику» - освоение нефтегазового месторождения Приразломное; «покорение» глубин Карского моря - открытие нефтяного месторождения «Победа».

В последнем случае результатом сотрудничества компании «Роснефть» с ExxonMobil явилось то, что в августе 2014 г началось бурение скважины «Университетская-1» в Карском море7. Результаты подтвердили прогнозы нефтегазоносности восточной части Карского моря. Желание получить обнадеживающие известия было столь велико, что об открытии «уникального месторождения» (ему было дано гордое и многобещающее имя «Победа») объявили сразу же, как только был получен приток нефти8. Уже в ноябре 2014 г. утверждены запасы - 130 млн т нефти и 499,2 млрд м3 газа по категориям С1 + С29. Однако такая спешка понятна и обоснованна - слишком много усилий (прежде всего, на межгосударственном уровне) было потрачено, чтобы запустить проект. Менее понятна спешка с реализацией проекта при определяющем участии иностранных партнеров: и платформа West-Alpha, и команда специалистов были «зафрахтованы» за рубежом. К реализации проекта «Университетская-1» были привлечены многие иностранные компании (ExxonMobil, Nord Atlantic Drilling, Schlumberger, Halliburton, Weatherford, Baker, Trendsetter, FMC).

До настоящего времени в России не удавалось организовать реализацию крупномасштабных проектов в минерально-сырьевом секторе без привлечения крупных зарубежных инвестиций и без доступа к современной технике и технологиям. Ни в СССР, ни в России как не было, так и нет и производств по выпуску современного нефтехимического оборудования.

7 Путин дал старт разведочному бурению на платформе West Alpha в Карском море // Экономика и бизнес.- 2014. - 9 авг. URL: http://itar-tass. com/ekonomika/1370442 (дата обращения: 15.10.2014) .

8 Арктическая победа: перспективы освоения шельфа северных морей. URL: http://glasru.ru/arkticheskaya-pobeda-perspektivyi-osvoeniya-shelfa-severnyih-morey/ (дата обращения: 16.10.2014) .

9 Старинская Г. «Роснефти» предстоит самый трудный год // Ведомости.-2014. - 26 нояб. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/37879871/ trudnyj-god-rosnefti (дата обращения: 04.01.2015) .

3*

Месторождение Приразломное - мучительный выход России на Арктический шельф10

Месторождение Приразломное было открыто в 1989 г., освоение началось спустя три года, отгрузка первого танкера с нефтью произведена в I квартале 2014 г. Для разработки месторождения в мае 1992 г. было создано ЗАО «Росшельф» (учредители - 19 компаний, одна из которых - «Газпром»). Генеральным подрядчиком строительства нефтяной платформы для Приразломного было государственное предприятие «Севмаш».

Строительство стартовало в декабре 1995 г., и планировалось, что оно займет три года. Но в связи с проектно-конструкторскими изменениями и трудностями финансирования11 сроки завершения проекта с 2006 г. по 2009 г. сдвигались ежегодно, а в 2009 г.были перенесены на 2011 г.

В итоге добыча нефти в Печорском море на месторождении Приразломное начата «Газпромом» в середине декабря 2013 г. (согласно лицензии добыча должна была начаться до конца 2013 г.).

Зарубежные партнеры выходили из проекта, понимая неопределенность его перспектив: компания BHP Petroleum - в 1998 г., а Wintershall, привлеченная «Газпромом» в 2000 г., вышла из проекта в 2002 г., потратив около 45 млн долл.12 и сочтя его «слишком рискованным»13.

Судьба проекта драматична и с точки зрения его стоимости. В 2005 г. в строительство платформы предполагалось инвестировать 380 млн долл. Планировались приобретение списанной британской платформы с месторождения Хаттон14, модификация и использование 70% ее частей. Однако эта покупка привела к превышению затрат: только 10% оборудования и металлических конструкций оказались пригодными для повторного использования15. К концу 2007 г. общий объем инвестиций оценивался в 1,4 млрд долл16.

В конце 2008 г. общий объем расходов на строительство платформы увеличился до 3 млрд долл., в 2011 г.- до 4 млрд долл.- почти втрое больше, чем предполагалось в 2003 г. В конце 2013 г. оценка затрат по проекту приблизилась к 200 млрд руб. (более 6 млрд долл.)17.

10 Лунден Л., ФьортофтД. Двадцать лет освоения, а нефти до сих пор нет...//ЭКО. - 2013. - № 4.- С. 56-77.

11 Moe A. and Rowe L. Petroleum Activity in the Russian Barents Sea: Constraints and Options for Norwegian Offshore and Shipping Companies // FNI-Report.- 2008.- № 7.

12 Власова О. Дело на сто миллионов// Эксперт.- 2000.- № 38 (250). URL: http://expert.ru/expert/2000/38/38ex-winter1_22526/ (дата обращения: 15.10.2014) .

13 Батурин Д., Рыбальченко И. Алексей Миллер погнался за двумя конкурентами // Коммерсантъ.- 2002.- № 48. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/315158/print (дата обращения: 10.07.2014).

14 URL: http://www.ckb-rubin.ru/en/media/rubin_in_the_news/042011neft_i_ kapitalno 4prirazlomnaja_ pochti_gotova/ (дата обращения: 10.10.2014) .

15 Intsok tender news bulletin, June, 2007.

16 Intsok tender news bulletin, September, 2007.

17 Серов М. «Газпром» открыл Арктику //Ведомости. - 2013.- 23 дек. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/597331 /gazprom-otkryl-arktiku (дата обращения: 10.07.2014).

К сожалению, сложившаяся в стране экономическая политика, во многом ориентированная на интересы сырьевых компаний, побуждает ограничиваться выработкой наиболее рентабельных запасов месторождения и не инвестировать во внедрение новых современных технологий. Это приводит к снижению потенциала общей долгосрочной доходности месторождения, так как значительная часть природных ресурсов остается в недрах.

Ориентация на экспорт непереработанной продукции существенно снижает потенциальные доходы страны, которые могли быть в 3-5 раз больше за счет экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью. А стремление сырьевых компаний к покупке готовых зарубежных технологий и оборудования лишает заказов отечественные предприятия, ограничивает возможности развертывания высокотехнологичного и инновационного секторов экономики, блокирует развитие исследований и разработок. При этом сырьевые компании минимизируют свои закупки и заказы местным предприятиям, максимально используют труд мигрантов из других регионов (вахтовый метод), привлекают зарубежные компании в качестве сервисных, сокращают операционные расходы и налоговые платежи в бюджеты муниципалитетов и регионов.

Такая политика в корне отличается от тех подходов к вовлечению ресурсного потенциала в хозяйственный оборот, которые приняты сегодня в мировой практике. В частности, наличие природных ресурсов само по себе уже не обеспечивает высоких темпов экономического роста и увеличения доходов страны. «Перевод» потенциала природных ресурсов в реальные экономические активы невозможен без перехода к иному - инновационно ориентированному - типу недропользования. При этом возрастает роль бизнес-сообщества и особой управленческой среды, обеспечивающей выработку и принятие эффективных решений в сфере освоения природных ресурсов. В современном мире важными становятся ресурсы, освоение которых еще недавно считалось нерентабельным (яркий пример - «сланцевая революция»).

Поскольку освоение природных ресурсов сопровождается ускоряющимся ростом издержек, место ренты, основанной

на «экономии на масштабах», занимает «предпринимательская рента»: доходы получает тот, кто осваивает природные ресурсы, используя самые современные технологии и организационно-экономические решения. Именно поэтому сервисный сектор и применение высокотехнологичного оборудования становятся «рентогенерирующими»: развитие высокотехнологичного горнорудного, нефтегазового, шельфового и т. д. машиностроения не просто желательно, но уже и обязательно в системе освоения природных ресурсов.

Ключевую роль в формировании высокотехнологичного инновационного сектора экономики играет система научно-технического обеспечения проектов и сопровождения программ освоения минерально-сырьевых ресурсов (от образования и фундаментальной науки до деятельности конкретных сервисных компаний).

Для эффективной реализации новых проектов в минерально-сырьевом секторе формируются проектные альянсы недропользователей, которые позволяют минимизировать высокие риски, связанные с ухудшением характеристик месторождений и экономических показателей добычи, технические и технологические риски (сложные по составу месторождения, наличие агрессивной среды и др.). Модель «одно месторождение - одна лицензия - один недропользователь» к настоящему времени безнадежно устарела.

Опыт Норвегии по формированию современного наукоемкого сектора18

В начале 1960-х Норвегия не имела нефтегазовой промышленности, но к 1970 г. сложилось понимание необходимости ее создания при активном участии государства. Законодательно были определены требования к использованию местных товаров и услуг при реализации проектов нефтедобычи - в 1972-1994 гг. доля норвежских товаров и услуг достигала 90% всех поставок. Сейчас нефтегазовая промышленность Норвегии занимает лидирующие позиции в мире в области добычи на шельфе и соответствующих технологий.

В 1972 г. правительственные структуры, связанные с нефтедобычей, были реорганизованы в Норвежский нефтяной директорат, а также создана национальная нефтяная компания «Статойл» - проводник коммерческих интересов государства.

18 Noreng O. Norway: Economic diversification and the petroleum industry.-Paper presented at the 10th Annual Energy Conference of The Emirates Centre for Strategic Studies and Research (ECSSR), 26-27 September 2004, Abu Dhabi, UAE.- 6 p.

При этом были введены преференции в отношении норвежских товаров, политика передачи знаний со стороны иностранных компаний и формирования кооперационных связей в сфере исследований и разработок.

С целью влияния на поставку товаров и услуг в 1972 г. в Министерстве промышленности Норвегии был образован отдел, контролирующий деятельность нефтяных компаний в сфере контрактов и поставок.

Участие в добыче нефти норвежской государственной компании «Статойл» и двух частных норвежских компаний («Норск гидро» и «Сага петролеум») имело стратегическую цель - обеспечить центральную роль отечественных производителей в нефтяном секторе. Международные и зарубежные компании должны были осуществлять технологическую поддержку в альянсах и способствовать быстрому превращению норвежских компаний в полноценных операторов разработки месторождений на шельфе.

Условия лицензий для международных компаний предусматривали передачу опыта и квалификации норвежским компаниям. Персонал компаний «Статойл», «Норск гидро» и «Сага» на начальном этапе прошел обучение в центрах ведущих зарубежных нефтегазовых компаний, которые нанимали молодых норвежских инженеров и обучали их в течение длительного времени перед назначением на должности; тем самым достигалась «норвегизация» компаний.

Наличие опыта усилило позиции Норвегии в переговорах с представителями международной нефтегазовой промышленности. Развитие технологий привело к существенному сокращению издержек и увеличению ресурсной базы. В течение 1990-х гг. инвестиции в расчете на тонну нефтяного эквивалента для новых нефтяных и газовых месторождений на норвежском континентальном шельфе сокращались примерно на 4-5% ежегодно, в первую очередь благодаря исследованиям и разработкам 1990-х гг. и кооперации между нефтедобывающими компаниями, промышленностью, поставляющей оборудование и услуги, и исследовательскими институтами.

Переход к эффективному недропользованию

Современная политика освоения минерально-сырьевых ресурсов предполагает нацеленность не только (и не столько) на получение быстрой коммерческой отдачи, но и, прежде всего, на рост социально-экономических эффектов для регионов и для страны в целом.

Государство в большинстве стран мира, включая США, Норвегию, Китай и страны Ближнего Востока, является главным действующим лицом в вопросах регулирования процессов геологоразведки, освоения, переработки природных ресурсов и локализации деятельности компаний. Оно привлекает в страну зарубежный бизнес, занимающийся добычей ископаемых и сервисами.

Создание нефтепереработки в СССР и России19

Для реализации проектов в сфере нефтепереработки и нефтехимии Советскому Союзу были предоставлены значительные кредиты ведущими зарубежными компаниями. В начале 1970-х гг. ФРГ и СССР начали сооружение в Томске нефтехимического комплекса; сходным образом создавались Тобольский нефтехимический комплекс, Ачинский НПЗ и Саянский химический комбинат.

К сожалению, до настоящего времени все эти проекты «остановились» на первичных (крупнотоннажных) переделах, не дойдя до производства продукции с повышенной добавленной стоимостью. Лишь осенью 2013 г. введена в действие установка по производству 500 тыс. т полипропилена на Тобольском НХК, что является продолжением реализации проекта с уже почти 40-летней историей (правда, в значительно «урезанном» виде - проект Тобольского НХК второй половины 1980-х предусматривал активное развитие производства каучуков. В 1988 г. было принято решение создать в Тюменской области советско-итальянское СП по выпуску синтетических каучуков мощностью 90 тыс. т в год. Учредителями СП «Совбутитал» выступили Тобольский НХК и итальянская компания РгевзМивМа (в уставном капитале они получили 68,7% и 31,3% соответственно). Основное финансирование проекта велось за счет крупных иностранных кредитов под поручительство Тобольского НХК и правительства. В 1994 г. РгеввМивМа в одностороннем порядке прекратила выполнение обязательств по контракту. «Совбутитал» заморозил строительство, в которое было вложено около 250 млн долл.20

Основным законодательным актом (после Конституции РФ) для Сибири и востока страны должен стать обновленный закон « О недрах», в котором будут учены происшедшие изменения в составе и характеристиках ресурсной базы, а также в деятельности недропользователей (частные и частно-государственные компании, в очень редких случаях реально публичные), их мотивах и целях.

Непременные условия политики эффективного недропользования - это, во-первых, стабильность и неизменность норм и правил, принятых на начальном этапе реализации проекта по разработке и эксплуатации недр, во-вторых, опережающее развитие инфраструктуры (от транспортной до специализированной, необходимой для хранения и перемещения добытых полезных ископаемых).

19 Терентьева А. «Сибур» запустил крупнейшее в России производство полипропилена //Ведомости.- 2013.- 15 окт. URL: http://www.vedomosti. ru/ companies/news/17497971 /putin-zapustil-proizvodstvo-polipropilena-kotoroe-pozvolit#ixzz2pgLFkYGi (дата обращения: 10.07.2014).

20 ЛемешкоА. «Сибур» достроит завод в Тобольске // Ведомости. - 2003.22 апр. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2003/04/22/60792 (дата обращения: 16.11.2014) .

Современная практика стран-лидеров показывает, что политика эффективного недропользования создает возможности для расширения международного сотрудничества, диверсификации источников инвестиций. России важно преодолеть ориентацию на одного торгового и инвестиционного партнера в лице Китая за счет заключения мирного договора с Японией, а также более тесных контактов с Южной Кореей, США, ЕС, Канадой, Австралией и др.

Активизация геологоразведочных работ с использованием современных методов исследования и компьютерного моделирования месторождений позволит существенно расширить перечень перспективных месторождений и повысить их инвестиционную привлекательность. А снижение бюрократических барьеров будет способствовать приходу в экономику региона инновационно-ориентированных компаний, расширению «горной свободы» в отношении геологоразведочных работ, добыче «приносного» золота, драгоценных камней, металлов и др.

Следует законодательно утвердить процедуру получения лицензий на проведение геологоразведочных работ и на эксплуатацию месторождений по типу «одного окна», позволяющую существенно сократить сроки (в настоящее время на получение лицензии уходит от двух до пяти лет), ввести заявительный порядок доступа к недрам (для целей поисков и разведки, а также разработки малых и сверхмалых объектов). Нужен свободный оборот прав пользования недрами (возможность продажи, залога, переуступки прав пользования) при соблюдении определенных правил и условий перерегистрации.

Предоставление прав пользования недрами будет способствовать локализации деятельности компаний на территории (закупок материалов и оборудования; занятости местного населения, заказов на исследования и инжиниринговые услуги; размещения операционных офисов компаний и др.).

Необходимо создать условия для формирования новой системы межрегиональных кооперационных связей, начиная от регионов реализации проектов и до стран-лидеров в производстве наукоемкого высокотехнологичного и уникального оборудования.

Для реализации этих задач потребуется создание эффективной системы мониторинга, оценки и контроля состояния и процессов пользования недрами, включая системы космического

контроля и т. д. с участием региональных и муниципальных органов власти.

При этом не следует ориентироваться только на один тип «антикоррупционных» процедур (таких, как аукционы), что ведет к монополизации огромных территорий отдельными крупными компаниями21, шире применять различные конкурентные принципы организации процесса предоставления прав на пользование недрами.

В целом, как показывает опыт Норвегии, США, Канады, возможно превращение сырьевого сектора в современный высокотехнологичный за счет комплексного освоения месторождений, включая высокую степень извлечения запасов полезных ископаемых, переработку различных компонентов добываемого сырья, а также создания широкой сети производств по глубокой переработке природных ресурсов и получения продукции с высокой добавленной стоимостью.

«Сырьевая столица»: на пути к децентрализации

Но задача заключается не только в повышении эффективности недропользования: необходимо расширить возможности социально-экономической «капитализации» сырьевого потенциала России за счет создания в одном из сибирских мегаполисов «третьей столицы» страны - сырьевой. «Сырьевая столица» должна стать значимой не только для России, но и для Евразии в целом (как Торонто для Северной Америки). Здесь будут дислоцированы головные структуры управления крупнейших ресурсно-сырьевых корпораций (со статусом налогоплательщика и реального органа управления), многопрофильная сырьевая биржа, созданы несколько «юниорских» бирж инвестиционных проектов, обеспеченных кредитным потенциалом (за счет взаимодействия с институтами развития, отделениями банков и финансовых учреждений), достаточным для кредитования и обслуживания мелкого и среднего бизнеса в минерально-сырьевом секторе. Именно здесь будут проводиться мировые

21 Шафраник Ю., Крюков В. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. О формировании комплексной системы недропользования при вовлечении в оборот ресурсов углеводородного сырья в условиях переходного периода.- М.: Недра, 1997. - 266 с.

научные форумы по развитию технологий геологоразведки, добычи и переработки сырья.

Региональные и муниципальные власти должны получить доступ к управлению природно-ресурсным потенциалом территории, включая участие в процессах подготовки, обсуждения и реализации принятых решений. В частности, можно использовать механизм «двух ключей», предполагающий принятие решений о продаже лицензий совместно органами федеральной и региональной власти. Следует также расширить возможности регионов и муниципалитетов в использовании «общераспространенных полезных ископаемых» (песок, глина и др.).

Перенос части федеральных функций, относящихся к недропользованию и экономическому развитию, на территорию субъектов Федерации обеспечит снижение барьеров и ускорение выработки инвестиционных решений. Этому же будет способствовать и создание на уровне федеральных округов и крупных ресурсодобывающих регионов представительств федеральных органов власти (министерств финансов, экономического развития, энергетики, регионального развития и др.), полномочных решать вопросы на региональном уровне, исключив прохождение всей цепочки согласований, вплоть до верхнего уровня министерств.

Эффективная политика недропользования позволит значительно расширить возможности освоения пространства Сибири и Дальнего Востока. Необходимо рассматривать более широкую зону освоения вдоль Транссиба (на расстоянии до 500 км, а не 100-200 км, как это сложилось во второй половине ХХ в.), в которой возможно размещение пояса взимосвязанных перерабатывающих производств и комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.