Научная статья на тему 'Развитие экономического пространства российской Арктики на основе модернизации нефтегазового комплекса'

Развитие экономического пространства российской Арктики на основе модернизации нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1344
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СЕВЕР / АРКТИКА / ПРОСТРАНСТВО / НЕФТЬ / ГАЗ / УГЛЕВОДОРОДЫ / КОМПЛЕКС / КЛАСТЕР / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ECONOMY / NORTH / ARCTIC / SPACE / OIL / GAS / HYDROCARBONS / COMPLEX CLUSTER / MODERNIZATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башмакова Елена Петровна, Селин Владимир Степанович

Рассматриваются пространственные аспекты развития экономики Российского Севера и Арктики и роль в них нефтегазового комплекса. Проведен анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей положительной динамики отрасли. Обоснованы основные технико-технологические и организационные возможности добычи углеводородов на Арктическом шельфе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башмакова Елена Петровна, Селин Владимир Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Russian Arctic'' Economic Space Based on Enhancement of the Oil and Gas Complex

Spatial aspects of economic development of the Russian North and Arctic regions and role of the oil and gas industry therein are discussed. The analysis of the strengths, weaknesses, threats and opportunities for the positive dynamics of the industry is done. The main technical-technological and organizational capabilities of hydrocarbons in the Arctic shelf are substantiated.

Текст научной работы на тему «Развитие экономического пространства российской Арктики на основе модернизации нефтегазового комплекса»

УДК 332.14:001.895

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ НА ОСНОВЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

Е.П. Башмакова, В.С. Селин

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Рассматриваются пространственные аспекты развития экономики Российского Севера и Арктики и роль в них нефтегазового комплекса. Проведен анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей положительной динамики отрасли. Обоснованы основные технико-технологические и организационные возможности добычи углеводородов на Арктическом шельфе. Ключевые слова:

экономика, Север, Арктика, пространство, нефть, газ, углеводороды, комплекс, кластер, модернизация, инновации.

Для России значение научного направления «пространственная экономика» очень велико. Огромная территория на Евроазиатском континенте, окаймляемая морями трех океанов, и разнообразие природных, демографических, этнокультурных, экономических, политических и других условий в различных частях страны определяют многие непреходящие особенности истории, современности и будущего России. Поэтому любая полноценная стратегия социально-экономического развития России должна включать в себя важнейшие пространственные аспекты и отражать их во всех направлениях государственной политики.

Стратегии «точечной экономики» для России совершенно неприемлемы. Экономика России -пространственно неоднородный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр -регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических, социальных и политических взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей. В рамках этой пространственной парадигмы ключевыми проблемами государственной социально-экономической политики являются разумное сочетание регионального многообразия, сохранения целостности национального пространства и его интеграции в глобализирующийся мир. Функционирование и развитие национальной экономики как пространственной системы поддерживается федеративным государственным устройством, политическими, правовыми и экономическими институтами федерализма [1].

Экономическое пространство Российской Арктики имеет достаточно противоречивые характеристики. В целом это макрорегион пионерного освоения, слабозаселенный (плотность населения - 0.3 чел/км2 при среднем показателе по стране 8.5), с очаговым распределением производственных узлов и центров. С другой стороны, при численности населения около1% от населения Российской Федерации здесь производится более 4% ВВП страны. Ресурсно-сырьевые запасы Арктической зоны РФ составляют по стоимостным оценкам не менее 20% суммарных запасов страны, а с учетом Арктического шельфа - более 30%.

Эта «двойственность» экономического пространства нашла отражение в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, где предполагается достижение стратегических национальных приоритетов на основе устойчивого социально-экономического развития. В экономическом блоке предусматривается развитие ресурсной базы и совершенствование ее использования на основе перспективной техники и технологий, инновационной динамики инфраструктуры арктической транспортной системы и информационно-телекоммуникационного комплекса.

Что касается нефтегазовой отрасли, то ее модернизация в Стратегии предусматривается по целому ряду направлений:

а) формирование проектов организации комплексного изучения континентального шельфа и прибрежных территорий, подготовка запасов углеводородного сырья к их освоению на основе государственной программы разведки континентального шельфа и освоения его минеральных ресурсов, которая обеспечит существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений;

б) реализация крупных инфраструктурных проектов, предусматривающих интеграцию Арктической зоны Российской Федерации с освоенными районами России; освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и месторождений углеводородов на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан;

в) объединение ресурсов и возможностей государства, бизнеса, науки и образования для формирования конкурентоспособного научно-технологического сектора в области разработки и внедрения передовых технологий, включая разработку новых или адаптацию существующих к арктическим условиям на базе профильных технологических платформ;

г) разработка и внедрение новых видов техники и технологий в области рационального природопользования, освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, а также предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти в ледовых условиях.

Нефтегазовый комплекс играет различную, но неизменно очень большую роль в социально-экономическом развитии арктических регионов Российской Федерации. В Ненецком и Ямало-Ненецком автономных (ЯНАО) округах он обеспечивает производство доминирующей доли валового регионального продукта. В целом по Арктической зоне комплекс производит 60% промышленной продукции: более 50 млн тонн нефти и около 500 млрд м3 газа. В «мазутозависимой» Мурманской области и Чукотском автономном округе энергетика выступает серьезным удорожающим, а значит, и сдерживающим фактором развития. Хотя в перспективе ситуация и в них может существенно измениться, в том числе по мере освоения ресурсов Арктического шельфа.

Развитие нефтегазового комплекса, учитывая его высокую экспортную ориентацию, в значительной мере будет зависеть от состояния мировых энергетических рынков, проводимой развитыми и развивающимися странами политики энергосбережения. Так, в 2010-2012 гг. серьезный «удар» по российской газовой отрасли (а заодно и по угольной) нанесла так называемая «сланцевая» революция в США. Масштабные работы в этом направлении проводит и Китай, так что емкость этого наиболее потенциально привлекательного рынка пока не очень «просчитывается». Что касается Европейского рынка, куда поступает более 80% нашего экспорта нефти и газа, то европейские страны планируют к 2030 г. на 30-40% сократить удельное энергопотребление [2].

Если говорить об инновационной сфере, то основные проблемы обеспечения комплекса отечественным оборудованием связаны с недостаточно высокой его конкурентоспособностью по техническим параметрам и слабой информированностью производителей о потребностях в оборудовании. Так как у российских производителей нет единой технической нормативной базы, тормозится инновационное развитие. Отсутствие кооперации и взаимной заинтересованности у производителей и потребителей приводит к изготовлению российскими заводами устаревшего оборудования, не соответствующего современным технологиям нефтегазовой отрасли и международным техническим требованиям. Очевидно, что эта проблема вряд ли может быть решена без жесткого программно-целевого вмешательства государства.

Береговая транспортно-технологическая инфраструктура Арктики развита недостаточно, в том числе: специализированные порты, перегрузочные терминалы, эстакады для слива-налива добываемых углеводородов, береговые базы, мощности судоремонта для нужд арктического танкерного и вспомогательного флота, специализированное гидрометеорологическое и навигационно-гидрографическое обеспечение, системы связи в аварийно-спасательных операциях. Большие инвестиции потребуются также для развития социальной инфраструктуры и жилого фонда.

Если попытаться провести краткий анализ перспектив освоения Арктического шельфа, то можно выявить следующие проблемы и возможности (табл. 1).

Таблица 1

SWOT-анализ перспектив развития нефтегазового комплекса

Сильные стороны Возможности

1. Стратегические ресурсы углеводородов, наличие уникальных и крупных месторождений 2. Возможности наращивания ресурсного потенциала 3. Благоприятное географическое положение и транспортные возможности, особенно в Западной Арктике 1. Перспективное увеличение спроса на мировых рынках 2. Обеспечение развития экономического пространства Арктики 3. Положительное влияние глобального потепления на условия добычи и транспортировки 4. Модернизация национальной промышленности, включая химические, машиностроительные, нефтегазовые комплексы, судостроение и развитие других сопутствующих отраслей

Слабые стороны Угрозы

1. Отсутствие апробированных технологий разработки месторождений 2. Недостаточные возможности специализированного и вспомогательного флота 3. Слабое развитие береговой инфраструктуры и систем обеспечения грузопотоков 4. Высокие капитальные затраты и низкая окупаемость 5. Недостаточное развитие и конкурентоспособность отечественного машиностроения 1. Высокие колебания спроса и ужесточение конкуренции на мировых рынках 2. Суровые природно-климатические условия Нарушения береговой инфраструктуры в условиях глобального потепления 3. Недостаточность отечественных и зарубежных инвестиций 4. Неясность схем (в т.ч. соглашений о разделе продукции) участия зарубежного капитала в проектах освоения морских месторождений

Основой государственной стратегии арктического нефтегазового комплекса должна стать, как уже говорилось выше, инновационная составляющая, вследствие чего законодательная поддержка инновационного развития и стимулирования приобретает особое значение. Необходимо создать экономические условия для большей ориентации топливно-энергетического комплекса на внутренний рынок. Одной из важнейших мер в этом направлении должна стать разработка проекта ускоренного развития химии углеводородов с созданием необходимых стимулов. И, конечно, стратегической задачей является повышение конкурентоспособности всего отечественного машиностроения, включая нефтегазовое.

Освоение топливно-энергетического потенциала Арктического шельфа России способно сыграть серьезную стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и, особенно, газа, нивелируя или смягчая возможный спад уровней добычи из-за истощения континентальных месторождений, который прогнозируется рядом экспертов на период до 2030 г. Основными направлениями, по которым будет происходить модернизация нефтегазового комплекса, можно считать [3]:

• дальнейшее совершенствование правил недропользования с применением таких рычагов, как лицензии; инновационная, тарифная и налоговая политики;

• стимулирование процесса прироста запасов углеводородов посредством налоговых преференций, изменения принципов получения лицензий на изучение и освоение недр;

• повышение интересов субъектов Российской Федерации к изучению и освоению недр территорий на принципах «второго ключа», в том числе в механизме соглашений о разделе продукции;

• координация усилий центра и регионов, обеспечение их лучшего взаимодействия с ресурсными корпорациями, совершенствование системы управления деятельностью компаний нефтегазового сектора;

• перевод государственного регулирования (включая законодательное) в русло создания эффективной системы модернизации нефтегазового комплекса и обслуживающих его отраслей, в первую очередь машиностроения.

Что касается перспектив развития экономического пространства российских Севера и Арктики на основе модернизации нефтегазового комплекса, то ниже, учитывая ограниченность в возможностях

изложения материала, основное внимание будет уделено только технико-технологическим и организационным аспектам модернизации.

Несмотря на низкий уровень инновационной активности компаний, разрабатывающих месторождения углеводородного сырья, динамика ее изменения все же внушает определенный оптимизм. Достаточно быстро растет количество заключенных соглашений, как по экспорту, так и по импорту технологий с зарубежными странами, еще быстрее увеличивается стоимость самого предмета соглашений. На мировом рынке технологий укрепляются позиции отечественных производителей: получение средств от экспорта технологий растет гораздо более высокими темпами, чем платежи за импортированные технологии. Переоценивать эти достижения, однако, не следует. Стартовая база в получении средств от продажи технологий в нефтегазодобывающей промышленности была настолько ничтожной относительно масштаба отрасли, что результаты говорят скорее не о достижениях в использовании потенциала отрасли, а о том, как слабо он использовался.

Крупные компании - лидеры российского сырьевого сектора - сравнительно недавно приступили к формированию инновационных стратегий, лишь единицы из них при этом позиционируются как стратегические новаторы. Из всего спектра сырьевых отраслей Севера только металлургия - наиболее продвинутая в технологическом смысле отрасль, которая характеризуется высоким уровнем передела первичного сырья, наличием нескольких компаний, активно ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Результатом этого стали: позитивная динамика технологической структуры, стабильно высокая инвестиционная активность, рост глобальной конкурентоспособности.

Таблица 2

Основные нефтегазовые компании России [5]

Выручка Чистая прибыль Доказанные запасы Добыча

Компания в 2011 г., в 2011 г., (нефтяной углеводородов

млрд долл. млрд долл. эквивалент), млн т в 2010 г., млн т

«ЛУКОЙЛ» 123.1 12.82 2760 100.3

«Роснефть» 83.4 12.88 2432 114.0

ТНК-ВР 54.2 9.05 1536 86.6

«Газпром-нефть» 44.0 5.05 992 50.2

«Сургутнефтегаз» 43.2 8.39 н.д. 63.8

«Татнефть» 20.9 2.33 954 23.3

«Башнефть» 17.0 2.0 336 12.8

Таблица 3

Дополнительная добыча нефти компанией ОАО «ЛУКОЙЛ», полученная в результате применения методов нефтеотдачи пластов, млн тонн

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

22.07 24.19 23.75 22.95 23.04 22.0

Однако в последние 5 лет корпорации нефтегазового сектора быстро прогрессируют в инновационной сфере. Лидером здесь является ОАО «ЛУКОЙЛ», создавшее крупный исследовательский центр*, в том числе занимающийся проблемой повышения отдачи пластов. Если говорить о сегодняшних проблемах, то компания активизирует геологоразведочные работы на новых участках в России, где удалось получить лицензии, в частности, в Ненецком автономном округе.

*В состав научно-проектного комплекса группы «ЛУКОЙЛ» входят 2 головных института бизнес-сегментов («Геологоразведка и добыча» и «Переработка и сбыт»), включающие 7 филиалов в регионах деятельности компании. В организациях комплекса работают около 4 тыс. сотрудников. Расходы на НИОКР компании выросли с 1708 млн руб. в 2007 г. до 5116 млн руб. в 2011 г.

«ЛУКОЙЛ» имеет самые высокие доказанные запасы нефти среди всех российских компаний (табл. 2). Внедрение современных методов повышения отдачи пластов и увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН) - вторая часть добычной стратегии, характерная в последние годы для российских месторождений «ЛУКОЙЛа». Средний КИН по всем месторождениям России падает еще с 1960-х гг., и это означает, что до последнего времени нефть в стране добывалась нерационально. На объектах компании КИН составляет 0.28, и это соответствует среднероссийскому уровню. Однако уже в самых ближайших планах поставлена задача его увеличения до 0.32 [4].

Специалисты компании считают, что теоретически КИН можно увеличить до 0.5 и даже до 0.6, именно такие показатели достигнуты на месторождениях Волгоградской и Калининградской областей. В табл.3 представлены дополнительные объемы нефти, полученные «ЛУКОЙЛ» за счет повышения нефтеотдачи пластов [6].

Объективно необходимо развитие прикладной науки нефтегазового комплекса для отработки месторождений Арктического шельфа, как неотъемлемого звена в цепочке воспроизводства инноваций, которая предусматривала бы комплексный подход к формированию и поддержке приоритетов ресурсно-инновационной стратегии. При этом определенные задачи прикладной науки должны решаться сегодня с помощью науки фундаментальной, поскольку происходит постоянное усложнение решаемых задач. Обоснование и подготовка инновационных проектов для освоения шельфовых месторождений углеводородного сырья является сложным и длительным процессом, по существу, пакетом комплексных исследований. В рамках данного аналитического обзора рассмотрены только основные проблемы и возможные решения по месторождениям, планируемым к освоению в ближайшей перспективе.

Для изучения геологического строения акваторий весьма широко применяются геофизические, главным образом, сейсмические методы исследований. Геофизические суда обладают достаточно хорошей мореходностью и значительной автономностью плавания, что позволяет им большой период времени работать на профиле практически круглосуточно. Кроме того, они «вооружены» современными геофизическими комплексами, обеспечивающими проведение всех модификаций сейсмических методов, включая 30, а также контроль и предварительную обработку материалов в море.

Благодаря высокой производительности и хорошей технической оснащенности геофизических судов, морские геофизические исследования обеспечивают значительно более высокое качество и информативность материалов при затратах в несколько раз ниже, чем при проведении работ на суше. Так, если стоимость 1 км профиля 20 на Баренцевом море стоит 300-500 долл., то на прилегающей суше, где требуется прокладка просеки, бурение скважин, эта стоимость доходит до нескольких тыс. долл.

Относительно невысокая стоимость морских геофизических работ и их повышенная информативность позволяют значительно увеличить область применения геофизических методов, используя их для построения и уточнения трехмерной модели месторождения после бурения первых поисковых скважин, а также обеспечить тем самым условия для существенного уменьшения числа морских поисково-разведочных скважин (стоимость каждой из них в настоящее время может превышать 50 млн долл.).

Многолетние исследования ООО «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - ГазпромВНИИГАЗ» показали, что весьма большое значение для освоения морских месторождений нефти и газа имеют вопросы их комплексного освоения:

■ во-первых, это создание единого добывающего комплекса для разработки месторождений. Такой подход позволяет разрабатывать небольшие месторождения в качестве сателлитов более крупных месторождений. При этом для месторождений-сателлитов весьма актуально применение облегченных дешевых платформ с минимальным технологическим обустройством, необходимым для подачи продукции на головные технологические объекты. Возможно здесь и применение подводных добычных комплексов [7];

■ во-вторых, комплексное освоение месторождений суши и моря. В экстремальных природно-климатических условиях экономически эффективное освоение уникальных по запасам морских месторождений возможно только при наличии адекватной уже существующей береговой инфраструктуры. Оптимальным представляется сдвиг начала освоения морских месторождений,

необходимо ориентироваться на период снижения добычи на месторождениях суши, что позволит использовать высвобождающиеся мощности береговой инфраструктуры.

Немаловажным инновационным фактором для оптимизации затрат при освоении группы месторождений является возможность использования средств, генерируемых ранее введенными месторождениями, для обустройства и разработки последующих объектов. Проведенные ВНИИГАЗом расчеты показывают, что при последовательной разработке группы морских месторождений, насчитывающей порядка семи объектов, объем привлекаемых инвестиций может составлять до 30% от необходимого объема капитальных вложений.

В мировой практике разработки морских месторождений широкое применение находят горизонтальные скважины, возможности проходки которых постоянно возрастают. В настоящее время уже обеспечивается отход горизонтального ствола скважин на расстояние до 12 км; допустима проходка нескольких горизонтальных стволов из одного вертикального. Каждая из таких скважин может заменить несколько вертикальных или наклонных скважин. При этом, наряду с сокращением непосредственных затрат на строительство скважин, уменьшаются и затраты на сооружение гидротехнических сооружений, поскольку их размеры в определенной мере зависят от числа располагаемых устьев скважин.

Одним из наиболее активно развивающихся направлений по оптимизации затрат на обустройство морских месторождений в настоящее время стало применение подводных систем разработки. Это направление традиционно было ориентировано на освоение, главным образом, глубоководных месторождений. Одним из наиболее ярких примеров здесь может служить обустройство норвежского газового месторождения OrmenLange на глубинах моря порядка 1 тыс. м. Применение подводных добычных комплексов позволяет на начальной стадии избежать строительства стационарных или плавучих гидротехнических сооружений [8].

Этот компонент обустройства отодвигается по времени на ту стадию эксплуатации газовых месторождений, когда возникают проблемы с поддержанием давления в трубопроводах, и для их решения требуется установка компрессорных станций - подводных или на технологических платформах. В последнем случае добычные комплексы превращаются в смешанные, сохраняя при этом достаточно высокую эффективность, благодаря экономии средств на начальной, самой дорогой с позиций учета фактора времени, стадии освоения месторождения. Эта экономия по крупному глубоководному месторождению может составлять более 1 млрд долл.

Новым направлением в области применения подводных технологий добычи может стать освоение прибрежных месторождений газа, расположенных на относительно небольших глубинах в условиях замерзающих акваторий. Применение в таких условиях подводных добычных комплексов позволяет, во-первых, значительно (до двух раз) сократить капитальные вложения на строительство гидротехнических сооружений, стоимость которых измеряется сотнями миллионов долларов, во-вторых, расширить площадь дренирования залежей эксплуатационными скважинами. В результате этого значительно увеличивается темп отбора запасов и, соответственно, повышается эффективность разработки месторождений. Кроме того, близкое расположение мелководных месторождений к берегу позволяет сооружать компрессорные станции на берегу, ограничившись только необходимой отсыпкой грунта.

Для глубоководных газовых месторождений, находящихся на больших расстояниях от побережья и локализованных в акваториях, временно или постоянно покрытых льдом, подводные добычные устройства имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными платформенными комплексами. У норвежских компаний есть значительный опыт по подводному закачиванию. Еще в 1986 г. в Северном море метод испытан на трех скважинах с обустройством закачки на глубине 135 м. При этом удалось сократить затраты на разработку месторождения на 70%. Последующие работы «81а1юй» на норвежском континентальном шельфе сделали компанию крупнейшим оператором морских проектов в мире и вторым по величине оператором с подводным закачиванием продукта. Именно этот опыт активно применялся «Газпромом» при разработке проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения [8].

Технология подводного закачивания имеет очевидные преимущества по сравнению с традиционным «сухим» закачиванием, когда устье скважин находится на платформе или на берегу. В случае подводного закачивания бурение ведется с плавучего сооружения (платформы или судна) через подводный модуль, заранее спущенный на дно в районе предполагаемого

бурения. Модуль снабжен определенным количеством отверстий (обычно 4 или 6), через которые и осуществляется бурение.

На модулях монтируется устьевое оборудование для каждого отверстия. К примеру, если для вывода Штокмановского проекта на полную мощность потребуется 24 скважины, то может быть установлено 4 модуля с 6-ю отверстиями или 6 модулей с 4-мя отверстиями в зависимости от конфигурации площади отработки. Подводное закачивание особенно выгодно тогда, когда установка платформ невозможна или крайне нежелательна (большие глубины, сложная ледовая обстановка, крупные биологические ресурсы в водной толще и т.п.). Как правило, в подводном варианте скважины непосредственно присоединяются к трубопроводу, осуществляющему транспорт продукта.

Если же транспорт многофазной продукции на берег технически и технологически осуществим, то вся продукция скважин без какой-либо предварительной подготовки подается на берег через трубопровод, соединяющий скважину с береговыми сооружениями по подготовке и переработке. Многофазный транспорт в усеченном виде может представлять собой транспорт газоконденсатной смеси без примеси воды (которая либо еще не содержится в добываемой продукции, либо отделена в системе первоначальной подготовки на платформе или на судне). Такую продукцию называют двухфазной (нефть-газ или газ-конденсат) в отличие от трехфазной, где присутствует еще и вода.

Выбор системы транспортировки во многих случаях является определяющим при принятии решения о способах обустройства глубоководных промыслов. Сложность и многофакторность выбора хорошо иллюстрируется многолетней историей подготовки к освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Компания <^а!оП» представила 5 вариантов технических решений для обустройства месторождения. Первый из них представляет полностью подводное освоение. По второму варианту над месторождением помещается судно, которое выполняет поддерживающую функцию. В третьем решении у судна больше функций: на нем расположена вся техника, сюда поступает продукция из скважины и проходит отделение конденсата и подготовка газа к транспортировке по трубопроводу. Два последних варианта предполагают строительство платформы для освоения Штокмановского месторождения: либо расположение ее между месторождением и берегом на глубине не более 50 м, либо установка плавающей платформы непосредственно над месторождением и осуществление на ней полного процесса подготовки газа (этот вариант близок к третьему, но с более полным циклом подготовки и производством электроэнергии). Можно отметить, что во всех решениях производство сжиженного природного газа (СПГ) предлагается осуществлять только на берегу [9].

Из предложенных пяти вариантов эксперты МогекНуёго считают предпочтительной технологию подводного освоения потому, что в этом случае появляется выбор: поставлять потребителям сжиженный или сетевой газ. Так, по расчетам норвежских специалистов, на второй и более поздних стадиях проекта возникает возможность альтернативных рынков: уже к 2015 г. на европейском рынке может появиться потенциальная ниша для штокмановского газа. Более того, трубный газ для Европы на второй стадии проекта будет даже более вероятен, чем СПГ. Использовать для его транспортировки можно будет высвобождающиеся мощности трубопроводных систем в Северном море [8].

В российской и мировой практике пока нет опыта освоения месторождений углеводородов в акваториях с постоянным или временным ледовым покровом. Поэтому Приразломное месторождение в Печорском море является, по существу, полигоном, где отрабатываются инновационные технологии добычи нефти в таких условиях с использованием ледостойкой платформы для ледовых покровов до 2 м. Аналогичные платформы, разрабатываемые для Охотского и Балтийского морей («Орлан», «Моликпак» и др.), рассчитаны на гораздо меньшую толщину (менее 1 м) и давление льда.

При реализации проекта Приразломного нефтяного месторождения компания «Роснефть» сделала ставку на использование научного потенциала и технологических мощностей передовых российских предприятий - флагманов отечественного судостроения и морской техники, таких как ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» и МП «Звездочка» в Архангельской области, ЦКБ морской техники «Рубин», ЦНИИ им. А.Н.Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей» в Санкт-Петербурге, ОАО «Выборгский судостроительный завод». В ряде случаев из-за отсутствия опыта проектирования и изготовления оборудования для условий Арктического шельфа российские компании активно сотрудничали с зарубежными партнерами. В результате, более 40 компаний из 15 стран привлечены к поставкам оборудования для морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП)

«Приразломная». Наиболее широкое сотрудничество налажено с компаниями Норвегии, Великобритании, Италии, США, Германии, Голландии и Швеции [10].

Основной элемент обустройства Приразломного месторождения - стальная гравитационная ледостойкая платформа, общий объем капитальных вложений в проектирование и строительство которой составляет около 1 млрд долл. США. Создание морских ледостойких платформ представляет собой новую не только для российской, но и для мировой науки и промышленности организационно-техническую проблему, затрагивающую комплекс взаимоувязанных задач. Выполнение проектных работ потребовало развития прикладных исследований в области гидрометеорологии, инженерной геологии, ледотехники, физики конструкционных материалов. Была проведена оптимизация элементов конструкций, демпфирующих возможные колебания платформы, выбрана схема сборки и транспортировки платформы на месторождение по мелководным акваториям северных морей России. Выбор рациональных конструкционных решений в различных районах корпуса платформы позволил адаптировать их к изготовлению на российских судостроительных предприятиях.

Платформа обладает собственной плавучестью и доставляется на месторождение с установленным производственным комплексом. В эксплуатационном режиме она опирается на дно моря без дополнительного крепления. Устойчивость ее на грунте обеспечивается за счет собственного веса, водяного и бетонного балласта. Установка МЛСП на дно моря будет обеспечена с точностью отклонения от вертикали ±5° в любом направлении. На платформе будут размещены емкости для хранения подготовленной к транспортировке нефти в объеме, соответствующем 5-6-суточной производительности в период максимального уровня добычи.

Проект освоения Приразломного месторождения является пилотным для российских и мировых компаний на Арктическом шельфе в тяжелых ледовых условиях. Поэтому «Роснефть» уделяет особое внимание вопросам безопасности, надежности оборудования и применяемых материалов, качеству производимых работ. Принцип нулевого сброса - один из основных принципов, заложенных в проект. Существующие инновационные технологии позволяют реализовать этот принцип даже в суровых арктических условиях. В частности, все продукты бурения будут полностью утилизированы путем закачки в специальную поглощающую скважину [10].

Что касается организационных вопросов развития экономического пространства Арктики на основе модернизации нефтегазового комплекса, то они должны базироваться на кластерных стратегиях. Кластерная политика региональной власти должна быть органично встроена в контекст инновационной трансформации регионов, что означает увеличение экономической роли сектора услуг, возрастание мобильности, гибкости и интеллектуальности основных производственных процессов в добыче ресурсов и их переработке. Она ориентирована на обеспечение постепенной трансформации прежнего индустриального комплекса, который был создан во многих регионах Российской Арктики в период советского освоения, в наукоемкий конкурентоспособный постиндустриальный кластер. Это сложная системная задача, требующая взаимной адаптации и модернизируемых комплексов, и всей инфраструктуры северной территории их дислокации.

Преимущество кластерного подхода состоит в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям. Кроме того, кластерный подход дает возможность использовать в качестве основы стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантируют успешную реализацию.

Достижение успеха при развитии кластеров - это совместная задача бизнеса и органов власти соответствующего уровня (федеральной, региональной и муниципальной - в зависимости от масштаба кластера и существующих задач по его развитию); только взаимопонимание и готовность к сотрудничеству между ними гарантируют положительные результаты. Важнейшим элементом кластерного принципа является установление постоянного диалога всех участников процесса - малых и крупных предприятий, соответствующих властных структур, сервисных и научно-исследовательских организаций, системы профессионально-технического образования, СМИ и др.

Подход к региональному развитию, основанный на кластерах, уже начинает входить в практику России. Первое направление - формирование высокоэффективных индустриальных кластеров с помощью крупных целевых инвестиций, реализующих принцип инвестиционного лидера, то есть крупной конкурентоспособной компании. Другой путь - придание основным экономическим

регионам, городам или агломератам статуса особых зон, где иностранным инвесторам предоставят особые льготы, если они будут развивать специфические промышленные кластеры. Прямые иностранные инвестиции могут способствовать созданию конкуренции между местными и иностранными фирмами, между отечественными и иностранными инвесторами, что обеспечит промышленную модернизацию, благодаря новым идеям, профессионализму, разнообразию стратегий и поддержке НИОКР.

Кроме совместимости с сетевой организацией и формированием необходимых институтов, концепция кластеров хорошо подходит для осуществления относительно более широких по охвату стратегий экономического роста. При этом главная ее особенность - это сочетание микро-, мезо- и макроэкономических аспектов. На микро- и мезоуровнях кластерные инициативы могут быть частью стратегий, стимулирующих региональные процессы, с незначительным прямым вмешательством государственного сектора. На макроуровне кластерные стратегии служат средством достижения целей промышленной политики, воздействуя на структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, могут быть составным элементом федеральных «подходов», в рамках которых государственный сектор выбирает в качестве активного инструмента развития определенные доминирующие отрасли экономики.

Кластеризацию в большей степени связывают с развитием инноваций и технологий, и в гораздо меньшей степени -с сырьевыми направлениями. Однако в современной ситуации сама разведка, добыча и переработка сырья становятся все более наукоемкими и высокотехнологичными, что обусловлено, с одной стороны, более высокими требованиями к экологическим параметрам этих процессов, а с другой стороны, все более сложными горно-геологическими и горнотехническими условиями разведки и разработки месторождений. Особенно это относится к морским и шельфовым месторождениям углеводородного сырья, эксплуатация которых в условиях Арктики требует новых наукоемких технологий и в процессе добычи, и в процессе переработки и транспортировки. Это окажется под силу только мощному альянсу российских и международных научных и технических сил. Таким образом, сама сырьевая ориентация экономики Севера и Арктики может стать мощным стимулом формирования не только промышленных кластеров, связанных с сырьевой северной и арктической специализацией, но и высокотехнологичных инновационных кластеров. Представляется, что технологическую и инновационную модернизацию экономики России можно начинать и с сырьевых отраслей, тем более что создание кластеров на этой основе не противоречит ни кластерной теории, ни мировому опыту государственной политики на соответствующих территориях, накопленному как северными странами - Норвегией, Канадой, Финляндией, Данией, так и южной страной - Австралией.

Несмотря на то что полноценных кластеров в регионах Севера Российской Федерации до настоящего времени не создано, можно говорить о высоком потенциале формирующихся в ряде секторов экономики кластерных инициатив, эффективное развитие которых будет определять появление новых производств и услуг, способных конкурировать с ведущими мировыми игроками.

Значительный потенциал для формирования кластеров имеют наиболее развитые (старопромышленные) регионы, такие как Мурманская, Архангельская области, Республика Коми, а также некоторые районы Восточной Сибири: Республика Саха (Якутия), значительная часть Красноярского края и др. В этих областях сосредоточен промышленный научно-технический, образовательный потенциалы и проживает значительная часть всего населения Севера.

Лидерами в формировании новых подходов к экономическому развитию выступают субъекты Федерации, связанные с добычей углеводородного сырья. К ним относятся Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые располагают уникальными ресурсами нефтегазовой промышленности и присутствием крупных российских и зарубежных транснациональных компаний, вкладывающих средства в освоение углеводородных и минеральных ресурсов, в развитие транспортных магистралей, технологическое перевооружение и модернизацию экономики территорий своей деятельности.

Нефтегазовые кластеры северного и арктического макрорегиона пока формируются в виде отдельных опорных узлов и центров. Однако в дальнейшем возможна их кооперация и интеграция в той или иной форме, с созданием межрегиональных и национальных (возможно и транснациональных) мегакластеров. Необходимость повышения конкурентоспособности углеводородного сырья месторождений арктического шельфа является важной национальной задачей. Для этого в Западной 106

Арктике имеются все необходимые условия: наличие устойчивого спроса на нефть и СПГ, конкуренция среди производителей внутри отрасли на национальном и международном уровнях, предприятия родственных и поддерживающих отраслей. Кластеры могут оказать стимулирующее воздействие на предприятия машиностроения, металлообработки, оборонно-промышленный, судостроительный и транспортный комплексы, то есть стать локомотивом развития высокотехнологичных отраслей в российской экономике в целом. Это должно обеспечиваться направлением в высокотехнологичные отрасли части финансовых потоков, создаваемых в топливно-энергетическом комплексе и сырьевых отраслях, обеспечивая мультипликативный эффект.

Старопромышленные регионы. На территории Мурманской области существуют необходимые предпосылки для создания нефтегазового кластера [11]. Кластер обеспечен научным сопровождением и может существенно воздействовать на рынок труда и подготовку высококвалифицированных кадров. По существу, образование кластера связано только с началом масштабного освоения углеводородного сырья Западной Арктики, при этом не исключено появление на полуострове сопутствующих микрокластеров на базе различных аспектов промышленного освоения нефтегазовых месторождений.

Серьезных технологических решений потребуют сам отбор и транспортировка газа со Штокмановского месторождения*, что создает предпосылки для формирования крупных инновационных центров. Освоение Штокмановского газоконденсатного и нефтяного Приразломного месторождений создают реальные условия для формирования конкурентоспособного и перспективного нефтегазового кластера, который может перерасти в мегакластер.

Создание в Мурманской области некоммерческой организации «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности ''Мурманшельф''», учредителями которой являются: Министерство промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области, Союз промышленников и предпринимателей, Северная торгово-промышленная палата, а кроме того, вхождение в состав организации более 200 предприятий промышленности, строительства, транспорта, сервисных, логистических, финансовых и образовательных учреждений можно рассматривать как начальную фазу формирования промышленного кластера в соответствии с общепринятой методикой. Ассоциация «Мурманшельф» уже в значительной степени выполняет функции координационного центра и проводит активную политику подготовки предприятий-поставщиков и трудовых ресурсов к работе по обеспечению нефтегазовой отрасли. Членами Ассоциации являются также зарубежные компании, в ее работе участвует норвежская ассоциация поставщиков «Петра Арктик», то есть присутствуют и трансграничные взаимодействия.

Эксплуатация топливно-энергетических ресурсов шельфа Баренцева моря позволит повысить эффективность региональной экономики, привлечь крупные отечественные и иностранные инвестиции, трудовые и технологические ресурсы, играть значительную роль в обеспечении энергетической безопасности страны и в развитии международного сотрудничества, особенно со странами Скандинавии. Интерес к ресурсам Баренцева моря в мире огромен, оно может стать новым европейским энергетическим центром глобального масштаба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Коми формирование кластерной политики не обозначено, структурная экономическая политика ориентирована на создание комплексов, но цели и задачи создания комплексов довольно близки к тем мероприятиям, которые могут в дальнейшем обеспечить переход к кластерным формированиям [12].

Развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности и формирование нефтегазового кластера в Республике Коми возможно за счет увеличения глубины переработки углеводородного сырья, применения новых прогрессивных технологий, улучшения качественных и экологических характеристик товарной продукции, завершения строительства Усинского нефтеперерабатывающего завода; строительства в ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» новой установки по первичной переработке нефти; реализации проекта «Реконструкция производства по переработке конденсата на Сосногорском газоперерабатывающем заводе» (ООО «Газпромтрансгаз Ухта»), сотрудничества Правительства Республики Коми и организаций нефте- и газоперерабатывающей промышленности в вопросах экономического развития, экологической безопасности, социальной ответственности,

* Сроки освоения ШГКМ (Штокмановское газоконденсатное месторождение) отложены на неопределенное время, но это не исключает возможности возвращения к вопросу его разработки, а, следовательно, и решения проблем, связанных с его эксплуатацией.

развития инфраструктуры; совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, привлечения квалифицированных кадров.

Целью развития нефтегазового комплекса Республики Коми является обеспечение устойчивого роста добычи нефти и газа на основе рационального, комплексного и эффективного использования запасов месторождений углеводородного сырья, повышение конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса на основе рационализации его технологической и товарной структуры, создание условий для взаимовыгодного сотрудничества субъектов освоения нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции; реализация мегапроекта «Ямал», позволяющего вовлечь в разработку мелкие газовые месторождения, что повлечет переоценку перспектив развития газодобычи в районах западного склона Полярного и Приполярного Урала.

Лидеры в освоении нефтегазовых ресурсов. В период до 2020 г. Ненецкий автономный округ останется одним из самых перспективных регионов России для развития нефтегазодобычи и формирования на этой основе нефтегазового кластера, что во многом будет влиять на его роль и место в общероссийской экономике и глобальной системе разделения труда. Формирование газохимического и нефтеперерабатывающего кластеров(комплексов), включающих завод по сжижению природного газа, развитие трубопроводной системы с выходом на Индигу, газопровод «Кумжинское - Индига», выступает долговременным стратегическим ориентиром.

Целью развития округа - выход на траекторию устойчивого долгосрочного социально-экономического роста, предполагающего учет взаимных интересов институтов государственной власти, гражданского общества, нефтегазовой промышленности и коренного населения с опорой на повышение экологической совместимости экономической деятельности с окружающей средой в интересах повышения уровня и качества жизни. Дальнейшее освоение природно-ресурсной базы и активное подключение к транспортно-транзитным и экспортно-сырьевым коридорам России будут открывать новые возможности для развития, связанные с разработкой новых месторождений и формированием транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе активизацией перевозок по Северному морскому пути.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сегодня добывается более 90% российского газа, значительные объемы нефти и газового конденсата. Газовая отрасль, сконцентрированная в настоящее время на четырех крупнейших месторождениях в центральной части округа, в перспективе будет развиваться за счет вовлечения в разработку более глубоких горизонтов на действующих месторождениях, освоения крупных объектов на полуостровах Ямал (Бованенковское нефтегазоконденсатное, Тамбейская группа месторождений) и Гыдан, в шельфовой зоне восточной части округа (Крузенштерновское, Харасавейское, Ленинградское, Русановское), а также за счет внедрения прогрессивных технологий добычи и транспортировки углеводородов [13].

Нефтегазовый и газо-химический кластеры ЯНАО будут ориентированы на расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы добычи нефти, газа и газового конденсата; развитие транспортной инфраструктуры, диверсификацию поставок природного газа и организацию поставок СПГ; создание научной и инновационной инфраструктуры для нужд кластеров.

Модернизация и развитие нефтегазового комплекса Российской Арктики, включая освоение шельфа, на основе использования кластерных стратегий может существенно изменить пространственную организацию экономики этого мегарегиона и дополнительно обеспечить к 2030 г. выпуск до 50 млн тонн нефти и не менее 150 млрд м3 природного газа, что окажется важнейшим фактором в обеспечении энергетической безопасности страны.

Статья подготовлена в рамках проведения исследований по программе фундаментальных

исследований Президиума РАН № 31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Программа фундаментальных исследований пространственного развития России и роль в ней СевероЗападного региона // Экономика Северо-Запада. 2009. № 1(38). С.5-10. 2. Цукерман В.А. О стратегии инновационного развития регионов Севера, связанной с освоением морских ресурсов // Север и рынок. 2011. № 2(29). С.69-72. 3. Шталь Г.И. Нефть и газ Российского Севера // Российский Север: модернизация и развитие: сборник. М.: изд. Федер. собрания РФ, 2012. С.82-89.4. Вашков А. Вперед смотрящий, а потому живучий / А. Вашков, Д. Сиваков // Эксперт. 2011. №48 (781). С. 26-34. 5. 400 крупнейших компаний России // Эксперт. 2011. № 39 (772). 6. ОАО НК «ЛУКОЙЛ». Справочник

аналитика. 2012. Режим доступа:http://www.lukoil.ru/materials/doc/Books/2012/Lukoil_DB_rus.pdf 7. Мнацаканян О. Перспективы развития геолого-разведочных работ на шельфе арктических морей /О. Мнацаканян, А. Столбов //Морской сборник. 2008. № 6. С. 56-62.8. Ь^РОвлическое предложение // Нефтяная вертикаль. 2006, № 11. С. 85-87. 9. Штокман: пять вариантов Statoil // Нефтяная вертикаль. 2005. № 12. С.81-83. 10. Чернов И. Приразломное // Нефтяная вертикаль. 2005. № 16. С.64-67. 11. Башмакова ЕП.Может ли Мурманская область стать «локомотивом роста»? // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2006. № 1. С.32-41. 12. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2010 г. Режим доступа: http://rkomi.ru/services/strategia/ 13. Стратегия социально-экономического развития Сибири и Дальнего востока на период до 2025 года. Режим доступа: http://dfo.gov.ru/index.php?id=80

Сведения об авторах

Башмакова Елена Петровна - к.э.н.,ученый секретарь; e-mail: bashmakova@iep.kolasc.net.ru Селин Владимир Степанович-д.э.н., профессор, главный научный сотрудник; e-mail: silin@iep.kolasc.net.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.