ISSN 2311-8725 (Online) Анализ человеческого капитала
ISSN 2073-039X (Print)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНЕРСКОГО ТРУДА: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ*
Анна Петровна БАГИРОВАа% Кристина Александровна САПОЖНИКОВА"
a доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация [email protected]
b аспирантка кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация ka. sapozhnikova@gmail. com
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 06.10.2016 Принята в доработанном виде 28.11.2016 Одобрена 23.01.2017 Доступна онлайн 29.03.2017
УДК 331.1 JEL: J24
Ключевые слова: тренерский труд, функции, эффективность, оценка, методика
Аннотация
Предмет. Тренерский труд является одним из важнейших элементов системы подготовки спортивного резерва в России. В настоящее время в отечественной экономической и социологической литературе понятие тренерского труда практически отсутствует. В статье тренерский труд рассматривается как специфическая, имеющая определенные особенности функционирования, подсистема общественного труда.
Цели. Разработка авторской методики оценки социально-экономической эффективности тренерского труда.
Методология. Использовались методы логического и статистического анализа, системный подход, а также функциональный подход к оценке содержания труда.
Результаты. Выделено шесть этапов оценки эффективности тренерского труда в Российской Федерации. Предложено 15 показателей эффективности по пяти группам функций тренерского труда. Показатели разделены на две группы: постоянные и динамические. Разработана методика расчета постоянных и динамических показателей эффективности тренерского труда.
Выводы. Дифференциация показателей эффективности тренерского труда на постоянные и динамические решает проблему учета особенностей работы тренера со спортсменами на различных этапах подготовки и позволяет сравнивать эффективность труда тренеров со спортсменами разных возрастов. Методика применима для измерения эффективности тренерского труда как на уровне отдельной организации, так и на уровне города и субъекта Российской Федерации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Все последнее десятилетие сфера физической культуры и спорта переживает процесс реформирования и трансформации в отдельную социально-экономическую отрасль.
В 2007 г. был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1, в котором тренер определен как специалист, обладающий соответствующими характеристиками и отвечающий за результаты спортсменов.
Позднее в Трудовом кодексе Российской Федерации появилась глава, регулирующая особенности труда тренеров и спортсменов. Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне дано определение тренеру как отдельному
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома ФИНАНСЫ и КРЕДИТ при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
1 О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ.
460
субъекту социально-трудовых отношений, а также отражена специфика его труда. Однако в отечественной научной литературе, посвященной физической культуре и спорту, понятие тренерского труда практически отсутствует.
Категория труда и его отдельные аспекты давно изучаются в российской экономике и социологии. Среди исследователей последних лет наиболее интересные для нашего дальнейшего анализа результаты представлены в работах А.А. Базикова [1], Ю.Е. Волкова [2], А.В. Воронина и М.С. Гусаровой [3], Н.А. Горелова [4], Е.А. Ехлаковой [5], У.Ф. Ибрагимова [6], О.К. Кокориной [7], С.Н. Лебедева [8],
A.К. Саакяна [9], Т.Ю. Сидориной [10], О.А. Чикишевой [11], Е.В. Янченко [12] и др. Особенности трудовых отношений в области физической культуры и спорта проанализированы С.В. Алексеевым [13], Д.Л. Кузнецовым, Т.Ю. Василевской, С.А. Лукониным [14],
B.Ю. Сушковым [15], Г.Д. Ткебучавой [16].
На основе проведенного теоретического анализа представляется, что тренерский труд может быть определен как специфическая подсистема совокупного общественного труда; как целесообразная, сознательная деятельность человека, имеющего соответствующую профессиональную подготовку и квалификацию, направленную на обучение и воспитание спортсменов. Эта деятельность осуществляется в интересах государства, обусловлена высокой общественной значимостью, характеризуется напряженностью, цикличным характером и многофункциональностью.
Ввиду того что тренерский труд является общественно значимой деятельностью, крайне актуален вопрос оценки его эффективности. Однако пока комплексной системы оценки эффективности тренерского труда не существует. Разработки на тему совершенствования организации и оплаты труда спортивных тренеров присутствуют в работах Е.А. Белоцерковец, В.Ю. Карпова [17], М.П. Бондаренко [18], Е С. Малкина [19], А.В. Починкина [20]. Некоторые критерии оценки тренерской работы отражены в положениях об оплате труда, а также в требованиях к аттестации (для тренеров-преподавателей, работающих в сфере образования), кроме того, параметры личной эффективности тренеров встречаются в документации различных конкурсов и премий.
Существующие в настоящее время отдельные показатели тренерской эффективности не характеризуют уровня этого вида труда в целом, для получения же информации о текущем состоянии системы тренерского труда необходима единая методика оценки его эффективности. Она должна учитывать существенную осо бенность деяте льно сти тр ене ра, заключающуюся в том, что ввиду значительной дифференциации целей, задач, требований к спортивной подготовленности тренерский труд достаточно специализирован в зависимости от этапа подготовки, на котором находится спортсмен.
Всего выделяют пять таких этапов:
• спортивно-оздоровительный;
• этап начальной подготовки;
• тренировочный;
• этап совершенствования спортивного мастерства;
• этап высшего спортивного мастерства.
С каждым следующим этапом растут требования к спортивной подготовленности спортсменов, меняется специфика тренерского труда. Учет этой особенности стал основным принципом разработки методики оценки эффективности тренерского труда. Этапы этого процесса представлены на рис. 1.
Отметим, что по результатам расчетов или в силу изменения нормативных документов может возникнуть необходимость корректировки методики, в данной ситуации исследователь возвращается к первому этапу и проходит путь заново.
На первом этапе методики показатели оценки должны не только отражать сходные группы функций тренерского труда, но и раскрывать наиболее существенные стороны многоаспектной деятельности тренера. К таким группам функций, по нашему мнению, относятся следующие: научно-познавательные, текущие, аналитические, организационные и коммуникативные. Дадим их краткую характеристику.
Основная цель научно-познавательных операций в деятельности тренера - самообучение и способность к актуализации имеющихся знаний и навыков. В этом разделе имеет смысл оценивать наравне с потенциальными возможностями также знания и навыки, которыми в настоящий момент обладает тренер, так как они характеризуют степень реализации научно-познавательных функций в деятельности тренера.
Текущие операции тренерского труда направлены на организацию тренировочного процесса, который непосредственно способствует повышению уровня всесторонней подготовленности спортсмена. Это означает, что эффективность реализации данных функций измеряется результативностью спортсменов, их физической и психологической подготовленностью.
Суть аналитических операций тренерского труда заключается в использовании тренерами методов всестороннего мониторинга состояния спортсменов и в разработке планов подготовки согласно полученным результатам.
Организационные операции наиболее выражены в воспитательной работе, которая связана с координацией внетренировочной деятельности: участием спортсменов в различных мероприятиях, конкурсах, концертах.
Коммуникативные операции выражены в социальной активности тренеров, мобильности,
способности к взаимодействию, лидерству. Категориями, отражающими эффективность тренерского труда в части коммуникаций, могут быть наставничество, качество взаимодействия с родителями спортсменов, проведение семинаров, курсов.
Содержание второго этапа оценки эффективности тренерского труда представлено в табл. 2, где для каждого показателя эффективности деятельности тренера предложены методы их получения.
Отметим, что некоторые из перечисленных в табл. 2 показателей имеют одинаковую значимость для каждого этапа подготовки. Это постоянные показатели, оценка их не изменяется в зависимости от групп, с которыми работает тренер. К таким показателям относятся:
• уровень профильного образования;
• наличие квалификационной категории;
• наличие почетных званий, ученых степеней, ученых званий;
• наличие судейской категории;
• посещение семинаров, лекций, курсов;
• наличие публикаций в сфере физической культуры и спорта;
• сохранность контингента спортсменов.
Несмотря на то что значимость данных показателей не дифференцируется в зависимости от этапов подготовки спортсменов, их влияние на общие результаты труда неодинаково. Именно это показали результаты проведенного нами анализа работы тренеров Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 1 Екатеринбурга (2015 г., сплошной опрос 16 чел.). Так, результативность спортсменов, занимающихся под руководством тренеров высшей квалификационной категории, на 70% превысила показатели спортсменов, тренеры которых имели более низкие категории. Количество семинаров, лекций, курсов, в которых принимали участие тренеры, наоборот, существенно не повлияло на результаты спортсменов.
На основании данных опроса постоянным показателям были присвоены удельные веса в зависимости от силы их влияния на результаты спортсменов. Методика расчета этих показателей
представлена в табл. 3. Максимальная эффективность тренерского труда, рассчитанная по постоянным показателям эффективности, равна единице.
Вторая группа показателей - динамические, которые измеряются за определенный период. Они также имеют различные удельные веса для каждого этапа подготовки спортсмена.
К динамическим показателям, по нашему мнению, целесообразно отнести следующие:
• количество победителей и призеров соревнований разного уровня;
• выполнение спортсменами разрядных нормативов;
• подготовка членов сборных команд России, субъекта Федерации;
• процент выполнения спортсменами мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами;
• организация участия спортсменов в творческих конкурсах, спортивно-массовых мероприятиях;
• наставничество, шефство над молодыми тренерами;
• проведение родительских собраний в спортивных группах;
• организация либо участие в качестве ведущего мастер-классов, курсов, судейских семинаров.
Для выявления значимости конкретных динамических показателей эффективности для каждого этапа подготовки спортсменов в январе 2016 г. нами был проведен экспертный опрос руководителей спортивных школ Екатеринбурга (ДЮСШ и СДЮСШОР). В опросе приняли участие 15 специалистов; коэффициент конкордации, рассчитанный по различным переменным, не принимал значений менее 0,6. По итогам опроса динамическим показателям эффективности были присвоены удельные веса в зависимости от этапов подготовки спортсменов в диапазоне от 0 (отсутствие влияния) до 0,4 (высокая степень влияния), а также абсолютные возможные значения показателей. Компоненты и расчет динамических показателей представлены в табл. 4 (пример приведен для показателя «подготовка членов сборных команд России, субъекта Федерации»). Удельные веса в зависимости от этапов подготовки для динамических показателей эффективности представлены во втором столбце, возможные
варианты значений показателей - в третьем столбце. Абсолютным значениям показателей присвоен соответствующий коэффициент (четвертый столбец). В пятом столбце приведен расчет динамических показателей (произведение удельного веса показателя на коэффициент, присвоенный его абсолютному значению).
Расчет динамических показателей эффективности тренерского труда предлагается производить путем суммирования произведений балльных значений по этапу на коэффициенты этапа подготовки спортсмена (табл. 5).
Коэффициенты этапа различаются из-за специфичности требований к спортсменам на каждом из этапов подготовки. Например, показатель «Количество победителей и призеров соревнований разного уровня» значим практически на каждом этапе подготовки, однако если на этапе начальной подготовки участие спортсменов в соревнованиях муниципального уровня является программным требованием, то для этапа высшего спортивного мастерства существенными являются лишь победы на всероссийском и международном уровнях, поэтому победы спортсменов групп высшего спортивного мастерства на городских турнирах не повышают эффективности работы их тренеров.
Из данных, представленных в табл. 3 и 4, можно определить максимальную эффективность тренерского труда, рассчитанную с учетом максимальных значений постоянных и динамических показателей (табл. 6).
В связи с тем что в современных условиях тренер может работать со спортсменами различных этапов подготовки, эффективность его работы предлагается рассчитывать по следующей формуле:
^ 1 max с.о 1 шах н.п 1 max N
где Епост - сумма постоянных показателей эффективности тренерского труда;
!с.о - сумма динамических показателей на спортивно-оздоровительном этапе;
!н.п - сумма динамических показателей на начальном этапе;
Едт - сумма динамических показателей на ином этапе;
^шахс.о - максимальная эффективность на спортивно-оздоровительном этапе;
^тахнпо - максимальная эффективность на начальном этапе;
^шекдг - максимальная эффективность на ином этапе.
Эффективность тренерского труда в организации рассчитывается как среднее арифметическое из показателей эффективности отдельных тренеров, эффективность деятельности тренеров на уровне города - как среднее арифметическое из показателей эффективности отдельных
организаций и т.д.
Таким образом, обеспечиваемая представленной методикой сопоставимость результатов дает возможность анализировать эффективность тренерского труда сообразно его задачам на отдельных уровнях подготовки спортсменов. Дифференциация показателей эффективности тренерского труда на постоянные и динамические решает проблему учета особенностей работы тренера со спортсменами на различных этапах подготовки и позволяет сравнивать эффективность труда тренеров со спортсменами разных возрастов.
Предлагаемая методика применима для измерения эффективности тренерского труда как на уровне отдельной организации, так и на уровне муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
Таблица 1
Показатели эффективности тренерского труда Table 1
Indicators of coaching labor efficiency
Функции тренерского труда Обобщающие характеристики Показатели эффективности
Научно-познавательные Самообучение. Актуализация имеющихся знаний и навыков. Знания и навыки, приобретенные ранее Уровень профильного образования. Наличие квалификационной категории. Наличие почетных званий, ученых степеней, званий. Наличие судейской категории. Посещение семинаров, лекций, курсов. Подготовка публикаций в сфере физической культуры и спорта
Текущие Организация тренировочного процесса спортсмена Количество победителей и призеров соревнований разного уровня. Выполнение спортсменами разрядных нормативов. Подготовка членов сборных команд России, субъекта Федерации
Аналитические Мониторинг подготовки спортсмена Сохранность контингента спортсменов. Процент выполнения спортсменами мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами
Организационные Воспитательная работа Организация участия спортсменов в творческих конкурсах, спортивно-массовых мероприятиях
Коммуникативные Социальная активность. Мобильность. Способность к взаимодействию, лидерству Наставничество, шефство над молодыми тренерами. Проведение родительских собраний в спортивных группах. Организация либо участие в качестве ведущего мастер-классов, курсов, судейских семинаров
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Способы получения информации о показателях эффективности тренерского труда Table 2
Methods to obtain information about indicators of coaching labor efficiency
Показатель эффективности Способ получения информации о показателе
Уровень профильного образования Анализ статистической отчетности формы 5-ФК
Наличие квалификационной категории
Выполнение спортсменами разрядных нормативов
Наличие почетных званий, ученых степеней, званий Анализ статистической отчетности формы 5-ФК, описательного отчета, отчета по самообследованию
Наличие судейской категории
Посещение семинаров, лекций, курсов
Подготовка публикаций в сфере физической культуры и спорта
Количество победителей и призеров соревнований разного уровня Анализ официальных протоколов соревнований за период, анализ статистической отчетности формы 5-ФК
Подготовка членов сборных команд России, субъекта Федерации Анализ статистической отчетности формы 5-ФК, описательного отчета
Сохранность контингента спортсменов Анализ приказов о зачислении, переводе, отчислении
Процент выполнения спортсменами мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами Анализ результатов выполнения индивидуальных планов
Организация участия спортсменов в творческих конкурсах, спортивно-массовых мероприятиях Анализ статистической отчетности (описательного отчета, отчета по самообследованию)
Наставничество, шефство над молодыми тренерами
Проведение родительских собраний в спортивных группах
Организация, либо участие в качестве ведущего мастер-классов, курсов, судейских семинаров
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 3
Методика расчета постоянных показателей эффективности тренерского труда
Table 3
A methodology to calculate constant indicators of coaching labor efficiency
Показатель Удельный вес Возможные значения Коэффициенты для значений Расчет балльных значений
Уровень профильного 0,17 Среднее профессиональное 0,5 0,17 • 0,5 = 0,085
образования Высшее 1 0,17 • 1 = 0,17
Наличие квалификационной 0,24 II категория 0,2 0,24 • 0,2 = 0,048
категории I категория 0,6 0,24 • 0,6 = 0,144
Высшая категория 1 0,24 • 1 = 0,24
Наличие почетных званий, 0,14 Почетное звание в области 1 0,14 • 1 = 0,14
ученых степеней, званий физической культуры и спорта, ученая степень, звание
Наличие судейской категории 0,11 III категория 0,2 0,11 • 0,2 = 0,022
II категория 0,4 0,11 • 0,4 = 0,044
I категория 0,6 0,11 • 0,6 = 0,066
Всероссийская категория 0,8 0,11 • 0,8 = 0,088
Международная категория 1 0,11 • 1 = 0,11
Посещение семинаров, 0,08 1-2 0,5 0,08 • 0,5 = 0,04
лекций,курсов 3 и более 1 0,08 • 1 = 0,08
Наличие публикаций в сфере 0,05 1-2 0,5 0,05 • 0,5 = 0,025
физической культуры и спорта 3 и более 1 0,05 • 1 = 0,05
Сохранность контингента 0,21 60-80% 0,5 0,21 • 0,5 = 0,105
спортсменов 81% и более 1 0,21 • 0,6 = 0,21
Итого... 1 - - -
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 4
Компоненты для расчета динамических показателей эффективности тренерского труда по показателю «Подготовка членов сборных команд России, субъекта Федерации»
Table 4
The components for calculation of dynamic indicators of coaching labor efficiency in terms of Training of Members of National Teams of Russia and Subject of the Russian Federation
Показатель эффективности Удельный вес показателя Абсолютные возможные значения Коэффициенты для значений Расчет балльных значений
1. Наличие спортсменов, вошедших в состав сборной команды субъекта Федерации
Для спортивно-оздоровительных групп 0 1-2 0,5 0 • 0,5 = 0
3 и более 1 0 • 1 = 0
Для групп начальной подготовки 0 1-2 0,5 0 • 0,5 = 0
3 и более 1 0 • 1 = 0
Для тренировочных групп 0,4 1-2 0,5 0,4 • 0,5 = 0,2
3 и более 1 0,4 • 1 = 0,4
Для групп совершенствования спортивного мастерства 0,4 1-2 0,5 0,4 • 0,5 = 0,2
3 и более 1 0,4 • 1 = 0,4
Для групп высшего спортивного мастерства 0,2 1-2 0,5 0,2 • 0,5 = 0,1
3 и более 1 0,2 • 1 = 0,2
Сумма удельных весов 1 - - -
2. Наличие спортсменов, вошедших в состав сборной команды России
Для спортивно-оздоровительных групп 0 1-2 0,5 0 • 0,5 = 0,0
3 и более 1 0 • 1 = 0
Для групп начальной подготовки 0 1-2 0,5 0 • 0,5 = 0
3 и более 1 0 • 1 = 0
Для тренировочных групп 0,2 1-2 0,5 0,2 • 0,5 = 0,1
3 и более 1 0,2 • 1 = 0,2
Для групп совершенствования спортивного мастерства 0,4 1-2 0,5 0,4 • 0,5 = 0,2
3 и более 1 0,4 • 1 = 0,4
Для групп высшего спортивного мастерства 0,4 1-2 0,5 0,4 • 0,5 = 0,2
3 и более 1 0,4 • 1 = 0,4
Сумма удельных весов 1 - - -
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 5
Дифференциация коэффициентов этапов подготовки по показателям эффективности тренерского труда Table 5
Differentiation of coefficients of athletic training stages based on indicators of coaching labor efficiency
Этап подготовки
Группа показателей спортивно-оздоровительный начальный тренировочный совершенствования спортивного высшего спортивного
мастерства мастерства
Количество 0,6 1 1,3 1,1 1
победителей
и призеров
соревнований
Выполнение 0,5 0,9 1,4 1,3 0,9
спортсменами
разрядных нормативов
Наличие спортсменов, 0 0 0,6 0,8 0,6
вошедших в состав
сборных команд России,субъекта
Федерации
Процент фактического 0 0 0,2 0,4 0,4
выполнения
спортсменами
мероприятий,
предусмотренных
программой, планом
Количество творческих 0,4 0,4 0,2 0 0
конкурсов, спортивно-
массовых мероприятий,
в которых участвовали
спортсмены
Количество молодых 0 0,1 0,2 0,3 0,4
тренеров, над которыми было взято шефство
Количество 0,4 0,3 0,2 0,1 0
родительских собраний,
проведенных в
спортивных группах
Организация либо 0 0,1 0,2 0,3 0,4
участие в качестве
ведущего мастер-
классов, курсов,
судейских семинаров
Итого... 1,9 2,8 4,3 4,3 3,7
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 6
Максимальная эффективность тренерского труда на этапах подготовки Table 6
Maximum efficiency of coaching labor at different stages of athletic training
Группа показателей Этап подготовки
спортивно-оздоровительный начальный тренировочный совершенствования спортивного мастерства высшего спортивного мастерства
Постоянные 1 1 1 1 1
Динамические 1,9 2,8 4,3 4,3 3,7
Максимальная общая эффективность 2,9 3,8 5,3 5,3 4,7
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Методика оценки эффективности тренерского труда Figure 1
A methodology to measure the coaching labor efficiency
Этап 4. Присвоение весовых значений динамическим показателям эффективности тренерского труда в зависимости от этапа подготовки спортсмена
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Л
J
Список литературы
1. Базиков А.А. Социально-экономические проявления труда в рыночных отношениях // Экономические и гуманитарные науки. 2013. № 12. С. 23-28.
2. Волков Ю.Е. Социология труда - один из основных источников социоэкономики // Труд и социальные отношения. 2008. № 8. С. 3-14.
3. Воронин А.В., Гусарова М.С. Совершенствование управления трудом: микро- и макроуровни // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2016. № 2. С. 85-94.
4. Горелов Н.А. Труд в контексте новой индустриализации экономики России // Экономика труда. 2015. № 1. С. 9-38.
5. Ехлакова Е.А. Труд, собственность, качество жизни и воздействие государства на экономику. М.: Дашков и К, 2008. 161 с.
6. Ибрагимов У.Ф. Труд как основа экономической реальности // Инновации и инвестиции. 2015. № 6. С.56-59.
7. Кокорина О.К. Труд как социально-экономическая категория // Инновации в науке. 2013. № 20. С. 156-161.
8. Лебедев С.Н. Экономика и социология труда: проблема демаркационных границ // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2011. № 2. С. 99-109.
9. Саакян А.К. Труд и трудовые отношения в рыночной экономике // Экономика и управление. 2006. № 4. С. 33-38.
10. Сидорина Т.Ю. Новый взгляд на социологию труда // ЭКО. 2007. № 9. С. 186-191.
11. Чикишева О.А. Труд как социально-экономическая категория // Труды Братского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 245-247.
12. Янченко Е.В. Социально-трудовые отношения и рынок труда: особенности регулирования и управления развитием // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2013. № 2. С. 89-96.
13. Алексеев С.В. Особенности регулирования труда и правового статуса тренеров в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 1. С. 10-15.
14. Кузнецов Д.Л., Василевская ТЮ., Луконин С.А. Организационно-правовое обеспечение государственной политики в области спорта // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 3. С. 126-134.
15. Сушков В.Ю. Охрана труда и здоровья спортсменов и тренеров // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 4. С. 103-106.
16. Ткебучава Г.Д. К вопросу о понятии охраны труда спортсмена и тренера // Аграрное и земельное право. 2015.№ 1. С. 70-73.
17. Белоцерковец Е.А., Карпов В.Ю. Особенности подготовки специалистов в сфере физической культуры в современных условиях // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2008. № 3. С.51-54.
18. Бондаренко М.П. Подход к созданию новой системы оплаты труда спортивных тренеров // Вестник Евразийской академии административных наук. 2014. № 4. С. 87-93.
19. Малкин Е.С. Направления совершенствования организации оплаты труда работников спорта, требующие научных и методических разработок // Науковедение. 2014. Вып. 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN114.pdf.
20. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. М.: Советский спорт, 2006. 216 с.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Analysis of Human Capital
SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF COACHING: CRITERIA AND MEASUREMENT TECHNIQUE Anna P. BAGIROVA"', Kristina A. SAPOZHNIKOVAb
a Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
b Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation ka. sapozhnikova@gmail. com
• Corresponding author
Article history:
Received 6 October 2016 Received in revised form 28 November 2016 Accepted 23 January 2017 Available online 29 March 2017
JEL classification: J24
Keywords: coaching, function, efficiency, assessment, methodology
Abstract
Importance Coaching is one of the most important elements of training the sports reserve in Russia. Nowadays, the concept of coaching work is practically absent in Russian economic and sociological literature. In this article, coaching is considered as a specific subsystem of social labor, which has certain specifics of its functioning.
Objectives The purpose of the study is to develop an original methodology to measure the socioeconomic efficiency of coaching.
Methods We employ methods of logical and statistical analysis, a systems approach and functional approach to the assessment of the content of labor.
Results The paper identifies six stages in measuring the efficiency of coaching labor in the Russian Federation and offers 15 indicators of efficiency in the context of five groups of coaching functions. The indicators are divided into two groups: constant and dynamic. We developed a methodology to calculate constant and dynamic indexes of coaching efficiency.
Conclusions and Relevance The division of coaching efficiency indicators into constant and dynamic solves the problem of considering the specifics of coach's work with athletes at various stages of preparation, and enables to compare the efficiency of coaching labor with athletes of different ages. The method is applicable to measure the efficiency of coaching labor at the level of individual organization, city, and subject of the Russian Federation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT'S Information center at the
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin.
References
1. Bazikov A.A. [Socio-economic manifestation of labor in market relations]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economics and Humanities, 2013, no. 12, pp. 23-28. (In Russ.)
2. Volkov Yu.E. [Sociology of labor as one of the main sources of socioeconomics]. Trud i sotsial'nye otnosheniya = Labor and Social Relations, 2008, no. 8, pp. 3-14. (In Russ.)
3. Voronin A.V., Gusarova M.S. [Improving the labor management: Micro- and macro-levels]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Herald of Omsk University. Series Economics, 2016, no. 2, pp. 85-94. (In Russ.)
4. Gorelov N.A. [Labor in the context of the new industrialization of the Russian economy]. Ekonomika truda = Economy of Labor, 2015, no. 1, pp. 9-38. (In Russ.)
5. Ekhlakova E.A. Trud, sobstvennost', kachestvo zhizni i vozdeistvie gosudarstva na ekonomiku [Labor, property, quality of life and influence of the State on the economy]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2008, 161 p.
6. Ibragimov U.F. [Labor as a basis of economic reality]. Innovatsii i investitsii = Innovation and Investment, 2015, no. 6, pp. 56-59. (In Russ.)
7. Kokorina O.K. [Labor as a socio-economic category]. Innovatsii v nauke = Innovation in Science, 2013, no. 20, pp. 156-161. (In Russ.)
8. Lebedev S.N. [Economics and sociology of labor: the problem of borderline]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Sotsiologiya = RUDN Journal of Sociology, 2011, no. 2, pp. 99-109. (In Russ.)
9. Saakyan A.K. [Labor and labor relations in a market economy]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2006, no. 4, pp. 33-38. (In Russ.)
10. Sidorina T.Yu. [A new approach to the sociology of labor]. EKO = ECO, 2007, no. 9, pp. 186-191. (In Russ.)
11. Chikisheva O.A. [Labor as a socio-economic category]. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravlenie = Proceedings of Bratsk State University, Series: Economics and Management, 2013, no. 1, pp. 245-247. (In Russ.)
12. Yanchenko E.V. [Social and labor relations and the labor market: Specifics of regulation and control of development]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2013, no. 2, pp. 89-96. (In Russ.)
13. Alekseev S.V. [Features of regulation of labor and legal status of sports coaches]. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie = Sports: Economy, Law, Management, 2013, no. 1, pp. 10-15. (In Russ.)
14. Kuznetsov D.L., Vasilevskaya T.Yu., Lukonin S.A. [Organizational and legal support to the State policy in the sports area]. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics, 2011, no. 3, pp. 126-134. (In Russ.)
15. Sushkov V.Yu. [Occupational safety and health protection of athletes and coaches]. Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina = Bulletin of Kutafin Moscow State Law University, 2015, no. 4, pp. 103-106. (In Russ.)
16. Tkebuchava G.D. [On occupational safety of the sportsman and the coach]. Agrarnoe i zemel'noe pravo = Agricultural and Land Law, 2015, no. 1, pp. 70-73. (In Russ.)
17. Belotserkovets E.A., Karpov V.Yu. [Specifics of specialists' training in the sphere of physical culture in modern conditions]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika = Physical Culture, Sports: Science and Practice, 2008, no. 3, pp. 51-54. (In Russ.)
18. Bondarenko M.P. [A approach to creating a new remuneration system for sports coaches]. Vestnik Evraziiskoi akademii administrativnykh nauk = Herald of Eurasian Academy of Administrative Sciences, 2014, no. 4, pp. 87-93. (In Russ.)
19. Malkin E.S. [Areas of improving the remuneration of sports workers requiring scientific and methodological developments]. Naukovedenie, 2014, iss. 1. (In Russ.) Available at: http: //naukovedenie .ru/PDF/90EVN 114.pdf.
20. Pochinkin A.V. Stanovlenie i razvitie professional'nogo kommercheskogo sporta v Rossii [Formation and development of professional commercial sports in Russia]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2006, 216 p.
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential
conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this
article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the
article, and the decision to submit the manuscript for publication.