Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 25 (64), № 2. 2012 г. С. 186-194.
УДК 325.54+314(477.75)»19»1944-1970
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В КРЫМСКОЙ ОБЛАСТИ (1965-1976)
Сеитова Э. И.
Ключевой компонентой для показателя закрепления переселенцев в Крыму являлась эффективная реализация программы их социально-бытовой адаптации. В нее, прежде всего, входило строительство домов для вновь прибывших, расширение инфраструктуры, кредиты, а так же внимание к нуждам и проблемам новоселов. Однако, как и ранее, случались нарушения. Они касались преимущественно организации обеспечения переселенцев жильем. Но в целом процесс социально-бытовой адаптации вновь прибывшего населения в 1965-1976 годах вышел на более качественный уровень.
Ключевые слова: Крым, трудовые переселенцы, социально-бытовая адаптация, льготы.
В 1944 году, в связи со сложившимся плачевным демографическим положением Крыма, была начата масштабная переселенческая программа. Втечение 19651976 годов в ее организации, прежде всего, большое внимание уделялось составлению народнохозяйственного плана по приему семей новоселов и строительству для них домов. Заранее, примерно за месяц до начала вселения, во все районы выезжали работники Областного отдела по использованию трудовых ресурсов и переселения Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, которые вместе с районными уполномоченными, через райисполкомы, организовывали сплошную проверку готовности хозяйств. При этом обращалось особое внимание на готовность домов к вселению, на своевременный завоз топлива, определялись меры по оказанию прибывшим людям материальной помощи. Для участия в отборе людей хозяйства, имевшие план вселения от 10 и более семей, как правило, делегировали в области выхода ответственных представителей [1].
Большое значение придавалось встрече и размещению прибывших новоселов. За неделю до прибытия эшелонов во все районы вселения выезжали работники Отдела. На станцию разгрузки своевременно подавалось необходимое количество транспорта. Для встречи переселенцев, как правило, прибывали руководители хозяйств, представители районных организаций и работники Областного отдела. Автоколонны с людьми и их имуществом в организованном порядке направлялись в хозяйства вселения. Там людей уже ожидали специально определенные для встречи дежурные, которые помогали разгружать имущество. После размещения, во всех хозяйствах проводились встречи со старожилами [2].
В населенных пунктах, где размещались семьи вновь прибывших, проводилась большая работа по строительству учреждений культурно-бытового обслуживания населения, а так же по организации электрификации и водоснабжения домов [3].
В соответствии с действующими льготами, новоселы начинали погашать задолженность по кредитам Госбанка на строительство принятых ими по актам домов с 3 года после вселения. За пользование кредитом они оплачивали 2% годовых от суммы задолженности сразу же после приема дома. В случае отказа - они оплачивали колхозам или совхозам квартплату за пользование жилой площадью. В случае ухода из места вселения в течение двух лет, то есть до наступления сроков платежа по погашению кредита, переселенец должен был погасить задолженность по уплате процентов за пользование кредитом. А также квартплату за этот период, или в случае, если ему дом не был передан по акту - задолженность по квартире [4].
В целях обеспечения выполнения плана приема семей переселенцев и строительства для них домов, в 1966 г. Областной отдел в районы выхода от каждого хозяйства вселения направили производственно-экономические характеристики. Помимо этого, в каждом районе вселения было издано по 1000 экземпляров районных газет, с отведением 2 страниц для освещения жизни, быта и трудовой деятельности новоселов Крымской области. Указанные газеты высылались в соответствующие области вселения по 500-1000 экземпляров. Кроме того готовились агитационные материалы [5]. Во всех хозяйствах были созданы Фонды помощи семьям новоселов [6].
Особенностью организации контроля над строительством домов для переселенцев в 1967 г. являлось то, что Отдел стал принципиальнее и предметнее предъявлять требования к строителям, руководителям хозяйств за соблюдение ими установленных проектно-сметных норм и технико-экономических показателей. Дома имели хорошее состояние, что, безусловно, способствовало закреплению вновь прибывших семей [7].
В соответствии с Постановлением ЦК КП Украины и СМ УССР от 18 февраля 1967 г. №116 Государственный комитет по использованию трудовых ресурсов и его органы на местах осуществляли контроль над: хозяйственным устройством переселенцев в местах их вселения и предоставлением им установленных льгот; качеством приема новоселов в хозяйствах; вселением их в новые дома и передачей их по актам [8]. А также необходимо было следить за выполнением хозяйственными органами планов строительства домов с надворными постройками и материально-техническим обеспечением этого строительства, а также за использованием построенного жилья по целевому назначению; включением всех трудоспособных в производительный труд; наделением новоселов приусадебными участками в установленных размерах; оказанием необходимой помощи нуждающимся семьям, за счет получаемых колхозами льгот; устройством быта переселенцев в местах вселения; принятием хозяйственными органами и руководителями колхозов, совхозов, птицефабрик необходимых мер по закреплению прибывшего населения в сельскохозяйственном производстве и на постоянное жительство в местах вселения; рассмотрением жалоб, заявлений и писем новоселов [9].
ЦК КП Украины и Совет Министров УССР Постановлением от 18 февраля 1967 г. №116 «О мерах по обеспечению дальнейшего роста производительности труда в промышленности и строительстве» возложили на Государственный комитет и его органы по использованию трудовых ресурсов осуществление контроля над выполнением обязательств по хозяйственному устройству переселяемого населения. Проверкой
187
в отделах Крымского, Херсонского и Харьковского облисполкомов было установлено, что указанный контроль велся. Однако в этом процессе имелись значительные упущения. Данные отделы и их уполномоченные вместо осуществления контроля над выполнением государственных планов переселенческого строительства пытались вести технический надзор над строительством домов. А в ряде случаев выполняли административно-хозяйственные функции, подменяя этим строительные контрольные органы или непосредственно строительные организации [10].
В 1968 г. пришли к выводу, что при подготовке годовых планов строительства домов для переселенцев нужно было не допускать рассевания объектов нового строительства. А необходимо было предусматривать сооружение не менее 10-15 домов в одном населенном пункте [11].
Для проверки выполнения плана строительства домов для переселенцев, а также правильности использования построенных и выданных на строительство кредитов Госбанка, горрайисполкомы были обязаны создать специальные инвентаризационные комиссии [12].
В Положении «О районной (городской) комиссии по использованию трудовых ресурсов» было определено, что Комиссия создавалась решением исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся как совещательный орган на общественных началах и в своей деятельности подчинялась исполнительному комитету. Функциями Комиссии были: изучение наличных трудовых ресурсов района (города) и состояние их использования; организация проведения проверок использования трудовых ресурсов в отдельных колхозах, совхозах, на предприятиях, в селах, поселках, городах; выявление недостатков в использовании трудовых ресурсов и планирование мер по улучшению их использования; изучение неорганизованного сезонного перемещения сельского населения и внесение предложений по упорядочению этого процесса; проверка организации проведения организованного набора рабочих и перемещения семей; выполнение государственных планов оргна-бора и переселения; проведение массово-разъяснительной работы среди населения, работы общественных уполномоченных при исполкомах сельских, поселковых и городских (районного подчинения) советов депутатов трудящихся и внесение своих предложений по выявленным недостаткам [13].
В это время все прибывавшие семьи, как правило, размещались в заранее подготовленных домах, построенные по типовым проектам М-2-К или М-3-К со светом, радио, водопроводом и надворными постройками. Во всех хозяйствах вселения для каждой семьи выдавалось бесплатно 0,5 тонны угля, по 0,5 м3 дров. В совхозах продавалось по себестоимости необходимые продукты питания, а в первое время нуждающимся семьям продовольствие выдавалось в рассрочку. Новоселам также оказывалась помощь в приобретении крупного рогатого скота, поросят, птицы и саженцы фруктовых, декоративных деревьев [14].
Однако, как и прежде, случались недостатки. Например, размещение в жилых домах производилось без изготовления комплексной проектно-сметной документации, без привязки типовых проектов на участках застройки, не изготовлялись варианты чертежей для оформления фасадов, не предусматривались основные элементы блокоустройства. Строительство хозяйственных построек производилось умень-
188
шенных размеров, не выполнялись по ним отдельные виды работ, были случаи, где их совсем не строили. При неудовлетворительном качестве работ допускались значительные упущения в оформлении фасадов и внутренних помещений; не полностью выполнялись мероприятия по защите деревянных конструкций от разрушения, по утеплению чердаков; нарушались технические требования при кладке фундаментов, стен и т. п. [15].
В соответствии с постановлением Госстроя УССР от 18 февраля 1970 г. №14 «Об улучшении качества строительства жилых домов для переселенцев в УССР» на областные отделы по делам строительства и архитектуры были возложены функции контроля над размещением и качеством строительства жилых домов для новоселов. Сооружение домов должно было проводиться, как правило, по разработанным генпланам перспективных сел с детальной разбивкой на кварталы и выносом в натуру красных линий застройки работниками технических бюро при районном архитекторе. Но министерства и ведомства республики не выделяли необходимых средств и лимитов на проектные работы для своевременного изготовления планировочной и проектно-сметной документации. Это привело к тому, что в большинстве случаев застройка улиц и кварталов производилась без учета рельефа местности, а при наличии только двух типов применяемых жилых домов и одинаковой отделки фасадов, при значительной длине улиц, это приводило к «скучному и однообразному виду застройки». Местные органы архитектуры совместно с отделом по труду Облисполкома проводили определенную работу для улучшения планировочных решений застройки и фасадов жилых домов. Так, например, в селе Желябовка Нижнегорского района, несмотря на протяженность улицы (38 домов) в отделке фасадов каждого дома была применена различная фактура отделки, введен цвет [16].
К организации контроля над качеством строительства, правильностью застройки и благоустройства населенных пунктов шире стали привлекать специалистов-строителей сельхоз органов и районных архитекторов. Требовалось обеспечить передачу домов в установленном порядке в момент их заселения. А также необходимо было пресекать попытки хозяйств использовать жилье, построенное за счет кредитов Госбанка, не по назначению [17].
Областной отдел по использованию трудовых ресурсов и переселения Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся пытался, прежде всего, сосредоточить свое внимание на своевременном и планомерном разрешении следующих вопросов: организация приема семей переселенцев; создание необходимых жилищных, культурно-бытовых и производственных условий для новоселов; осуществление эффективного наблюдения за уходом и качеством строительства жилых домов [18].
Совет Министров СССР в целях упорядочения льгот, предоставляемых вновь прибывшему населению Постановлением от 31 мая 1973 г. № 364 «О льготах по переселению» распорядился: установить, что семьям новоселов выплачивалось единовременное денежное пособие (100 руб. на главу семьи, 35 - на члена семьи) и оплачивалась стоимость проезда от места выхода до места вселения, а также стоимость провоза имущества весом до 2 тонн на семью и перевозимый скот в пределах норм, установленных для колхозного двора Уставом. Семьи, приехавшие в колхозы и сов-
189
хозы, освобождались сроком на 8 лет от уплаты сельхозналога или подоходного налога; колхозы, принимавшие людей, освобождались от уплаты подоходного налога по числу принятого населения. Колхозы, вновь образованные из новоселов - от уплаты этого налога освобождаются на указ срок полностью. Совхозам, принимавшим переселенцев, необходимо было предоставить им в год вселения отдельные жилые дома или квартиры, приусадебные участки в установленных размерах и в течение двух лет после вселения освобождать новоселов от квартирной платы, предоставлять им бесплатно топливо и коммунальные услуги по действующим нормам [19].
Разрешалось Госбанку СССР предоставлять колхозам и совхозам отсрочку погашения задолженности кредитов, выданных им на строительство домов с надворными постройками и на покупку скота для новоселов на срок до 6 лет. [20]. Помимо этого можно было списывать по представлению райисполкомов и горисполкомов недоимки с переселенцев по сельскохозяйственному налогу. А с колхозов, из которых выезжали колхозники - по подоходному налогу. Рекомендовалось колхозам мест выхода производить полный расчет по оплате труда с переселенцами не позднее 10 дней до их выезда в места вселения. Рекомендовалось колхозам, принимать население, оказывать нуждавшимся дополнительную помощь в хозяйственном устройстве и в погашении кредитов, полученных на строительство жилых домов и покупку скота, за счет средств фонда колхоза. Льготы, предусмотренные постановлением, также предоставлялись семьям, переселившимся в добровольном порядке в соответствии с планами межреспубликанского механического движения населения и планами внутриреспубликанского переселения. А также в государственные комплексы по производству продуктов животноводства на промышленной основе, на птицефабрики и в опытно-производственные хозяйства. Данное Постановление распространялось и на тех, кто переселялся по приглашению колхозов и указанных сельхозпредприятий, для которых были установлены планы вселения [21].
Вопросы, связанные с приемом, хозяйственным, трудовым устройством семей новоселов и строительством для них домов находилось под постоянным контролем областного отдела и районных уполномоченных. В 1974 г. была организована проверка, которая охватила 185 хозяйств. Так, было установлено, что в хозяйствах вселения семьи переселенцев в момент прибытия размещались в заранее подготовленных жилых домах. Для каждой семьи в установленном размере были выделены приусадебные участки. Со стороны руководителей хозяйств оказывалась помощь в их вспашке, а нуждающимся семьям - содействие в приобретении посадочного материала. Трудоспособным членам семей предоставлялась работа с учетом производственной необходимости, специальности или опыта их работы. Дети дошкольного возраста были определены в школы, а дошкольного - в детские сады и ясли. Вместе с тем, в ходе ревизий в ряде хозяйств обнаружились существенные недостатки в решении вопросов трудового и хозяйственного устройства. Однако все замечания были учтены [22].
В конце 1975 г. с целью обеспечения целевого использования домов, построенных для новоселов за счет кредитов Госбанка, райисполкомам было приказано организовать и провести инвентаризацию строительства и использования жилья во всех колхозах и совхозах. Для проведения инвентаризации необходимо было образовать
190
специальные комиссии в составе: заместителя председателя райисполкома (председатель комиссии), уполномоченного отдела облисполкома по использованию трудовых ресурсов и председателей отделения Госбанка СССР, управления сельского хозяйства райисполкома и межколхозного капитального строительства. Комиссиям было поручено, в процессе проведения инвентаризации, принять меры, дабы дома использовались строго по целевому назначению, при этом в кратчайшие сроки оформлять передачу жилья в собственность переселенцам [23]. Итоги инвентаризации были рассмотрены всеми райисполкомами районов вселения с принятием соответствующих решений, направленных на устранение выявленных нарушений [24].
17 января 1975 г. Облисполком принял решение «О мерах по выполнению плана приема семей переселенцев и строительства для них домов в 1975 г.». Этим документом он обязал райисполкомы, Областное управление сельского хозяйства, тресты совхозов обеспечить строгое соблюдение колхозами и совхозами установленного порядка использования домов, построенных для переселенцев за счет кредитов Госбанка только по целевому назначению [25].
Облисполком обязал Областное управление сельского хозяйства, тресты совхозов, райисполкомы и Отдел облисполкома по использованию трудовых ресурсов обеспечить беспрепятственное предоставление льгот, а также своевременно решать вопросы по передаче в личную собственность жилых домов и обеспечивать их хозяйственное и трудовое устройство [26]. Тенденции, которые существовали на последнем этапе исследуемого нами периода в строительной сфере заметны из результатов проверки, которая была организована Государственным комитетом Совета Министров УССР по делам строительства весной 1977 г. Она показала, что архитектурно-планировочный и технический уровень переселенческого строительства в Крымской и Херсонской областях был низок, а качество работ в целом ряде случаев неудовлетворительное. Сооружение жилых домов, как правило, проводилось без изготовления проектно-сметной документации, без привязки к участкам строительства, не применялись различные варианты оформления фасадов. Строительство жилых домов часто проводилось с нарушением генпланов. Так, например, в с. Зелено-горское, Белогорского района Крымской области дома были построены на участках, где по генплану намечалась двухэтажная застройка, а в с. Пруды Советского района - на пахотных землях. Имелись случаи строительства жилых домов для новоселов в неперспективных селах Нижнегорского района. Прием построенных жилых домов проводился формально [27].
В связи с этим, Государственный комитет Совета Министров УССР по труду 26 августа 1977 г. приказал усилить контроль над качеством строительных работ, соблюдением типовых проектов, над полным и правильным использованием кредитов Госбанка СССР, а также распорядился не допускать случаи сдачи в эксплуатацию жилых домов без приема их Государственной комиссией. Этим же приказом предусматривалось строительство в местах вселения переселенцев детских садов, ясель, больниц, предприятий торговли и общественного питания, помимо этого - своевременное проведение работ по электрификации и водоснабжению за счет государственных капиталовложений и собственных средств колхозов и совхозов. Предполагалось повысить ответственность местных советских и строительных органов за
191
своевременное и качественное строительство домов для новоселов с надворными постройками, их надлежащий прием и хозяйственное устройство [28].
Для оформления кредитов Госбанка СССР на строительство жилых домов для переселенцев составлялась упрощенная типовая смета к рекомендуемым Госстроем УССР типовым проектам М-2-К и М-3-К, причем без учета затрат на привязку проекта к местным условиям, инженерные коммуникации, благоустройство. То есть смета сводилась к 4,5 тыс. руб. Однако фактическая стоимость строительства такого дома обходилась в 5,1-6,3 тыс. руб., разницу хозяйства вынуждены были доплачивать за счет собственных средств. С 1976 г. в области применялись жилые дома только по типовому проекту 185-31-31 (М-3-К), а типовой проект М-2-К практически не использовался.
По внутренней планировке М-3-К в большинстве случаев удовлетворял заказчика и поэтому общие размеры при строительстве оставались без изменений. Но веранда, кладовая впоследствии жильцами обычно расширялись самостоятельно, зачастую кладовые преобразовывались под ванную с санузлом и устройством выгреба. Достраивались еще небольшие по размеру (3,76 х 3 м) хозяйственные сараи, строились летние кухни, гаражи, что из-за малых размеров приусадебных участков приводило впоследствии к хаотичности и неприглядному виду. Архитекторы, в свою очередь, были не в состоянии проконтролировать самовольное строительство [29].
Со временем переселенческая застройка стала выходить на новый уровень. Так, Отдел по труду Крымского облисполкома в 1977 г. рассмотрел вопрос о состоянии проектирования и строительства жилых домов для новоселов и выполнении Постановления Госстроя УССР от 18 февраля 1970 г. №14 «Об улучшении качества строительства жилых домов для переселенцев в УССР» и посчитало, что применяемый в то время проект 185-31-31 (М-3-К) жилого дома, уже морально устарел (не было ванны, внутреннего водопровода и др. недостатки). Поэтому посчитали, что целесообразным было бы переработать этот типовой проект, в связи с новыми требованиями СНиП (строительные нормы и правила). А так же включить для строительства рекомендованный Центральным научно-исследовательским и проектным институтом жилых и общественных зданий жилой дом по типовому проекту 185-1613 сметной стоимостью 5160 рублей. Наряду с этим на центральных усадьбах совхозов и колхозов решили внедрять в строительство двухэтажные, двухквартирные, трехкомнатные дома с коммунальными удобствами. Для этого поручили проектным организациям системы Госстроя УССР разработать типовой проект на базе типового проекта 144-32-4, примененного в экспериментальном порядке совхоз-заводом «Прибрежный» Крымской области [30].
Таким образом, основным способом обеспечения закрепления переселенцев на новых местах жительства являлось их хозяйственно-бытовое устройство, а также внимание к проблемам и нуждам новоселов. Так, Областной отдел по использованию трудовых ресурсов и переселения Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся заботился об организации прибытия людей, их оперативном перемещении в районы вселения, благополучном расселении в новых домах и т. д. Но по-прежнему существовало много недочетов, например, отделы и многие уполномоченные по использованию трудовых ресурсов не в полной мере
192
осуществляли свои функции; были нарушения технологий строительства переселенческих домов; имелись случаи нецелевого использования жилья, построенного на кредиты Госбанка. Однако, невзирая на это, процесс хозяйственно-бытового обустройства прибывшего населения в рамках данного периода вышел на более качественный уровень. Переселенцев расселяли в новых домах, построенных по типовым проектам М-2-К и М-3-К, в колхозах и совхозах их компактного проживания дома были электрифицированы, был проведен водопровод, широкими темпами строились школы, детские сады, хозяйственные объекты. Переселенцы имели возможность воспользоваться кредитами государства, на них были ориентированы льготные цены на продовольствие. В результате предпринятых мер, абсолютное большинство организованно прибывшего населения закрепилось в регионе.
Список использованных источников
1. Государственный архив в Автономной Республике Крым (ГААРК), ф. Р-3508, оп. 1, д. 172, л. 4-5
2. Там же, л. 6-7
3. Там же, л. 9
4. Там же, л. 18
5. Там же, д. 172, л. 21-22
6. Там же, д. 170, л. 7
7. Там же, д. 212, л. л. 31-32
8. Там же, д. 305, л. 60
9. Там же, л. 63
10. Там же, д. 304, л. 67-68
11. Там же, д. 217, л. 26
12. Там же, д. 233, л. 28
13. Там же, д. 234, л. 10
14. Там же, д. 235, л. 44-45
15. Там же, д. 265, л.24
16. Там же, д. 390, л. 44
17. Там же, д. 288, л. 3
18. Там же, д. 309, л. 64
19. Там же, д. 320, л. 12-13
20. Там же, л. 14-15
21. Там же, л. 16-17
22. Там же, д. 342, л. 9
23. Там же, д. 356, л. 27
24. Там же, л. 50
25. Там же, д. 358, л. 50
26. Там же, д. 374, л. 12
27. Там же, д. 386, л. 34
28. Там же, д. 387, л. 24
29. Там же, д. 390, л. 45
30. Там же, д. 388, л. 20
193
Сеггова Е. I. Сощально-побутова адаптащя переселенцiв у Кримськш областi (1965-1976) /
Е. I. Сеггова // Вчеш записки Тавршського нацiонального уншерситету iMeHi В. I. Вернадського. Серiя «1сторичш науки». - 2012. - Т. 25 (64), № 2. - С. 186-194.
Головною компонентою для показника закршлення переселенщв у Криму була ефективна реаль зацiя програми !х сощально-побутово! адаптаци. Маеться на увазi, перш за все, будiвництво житла, розширення iнфраструктури, кредити i увага до потреб та проблем нового населення. Але, як i ранше, траплялись порушення. Вони стосувались переважно оргашзацп забезпечення переселенцiв житлом. Проте в щлому процес сощально-побутово! адаптаци прибулого населення впродовж 1965-1976 роюв вийшов на бшьш якiсний ршень.
Ключовi слова: Крим, грудовi переселенцi, сощально-побутова адаптащя, пiльги
Seitova E. I. The social adaptation of resettlers in Crimea (1965-1976) / E. I. Seitova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2012. - Vol. 25 (64), No 2. - P. 186-194.
The main component for measuring the consolidation of the settlers in Crimea was the effective implementation of a social adaption program. It, first of all, included the building of houses for newcomers, infrastructure expansion, credit, and the attention to needs and problems of the new settlers. They cared about organizing the arrival of people and safely moving them into new houses. But there were still many problems. For example, some people did not fully carry out their functions. There were technological violations of constructing houses for the settlers. And there were cases of inappropriate uses of housing. But despite it all, the process of economic and housing arrangements for the arriving population rose to a better level within this period. Immigrants settled in new houses. They were hooked up to electricity, water pipes were laid. Schools, kindergartens were under construction. The settlers were able to use state credits, and they received preferential prices on food. As a result of these measures, the absolute majority of the population arrived and were settled in an orderly fashion in the region
Key words: Crimea, labor settlers, social adaptation, privileges.
Поступила в редакцию 01.11.2012 г.
194