Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского
Серия «Исторические науки». Том 24 (63), № 2 : спецвыпуск «История Украины». 2011 г. С. 96-104.
УДК 325.54+314(477.75)" 19" 1944-1970
ПРОГРАММА ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ОБУСТРОЙСТВА КОЛХОЗНИКОВ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В КРЫМСКОЙ ОБЛАСТИ В 60-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА
Сеитова Э. И.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
E-mail: [email protected]
В 60-х годах переселение в Крымскую область продолжалось. Главным фактором, который обеспечивал эффективность данного процесса было, как можно лучшее, хозяйственно-бытовое устройство переселенцев. С данной задачей государство в этот период справлялось, так как была развернута обширная строительная программа, к тому же переселенцы располагали, специально отведенными для них, льготами и кредитами.
Ключевые слова: переселение, хозяйственно-бытовое обустройство, льготы, кредиты.
В целях ликвидации диспропорции между медленным ростом численности населения и высокими темпами развития народного хозяйства Крыма и особенно одной из ведущих его отраслей - сельскохозяйственного производства, по решению правительства, увеличение трудовых ресурсов в значительном объеме проводилось за счет организованного переселения в колхозы и совхозы области.
К 1967 году на полуостров было переселено около 117 тысяч семей. Самым острым вопросом для властей оставалось бытовое обустройство заселяемого населения, в частности строительство жилья для каждой вновь прибывшей семьи. Так, начиная с 1959 года, за счет кредитов Госбанка было построено более 49 тысяч домов. Но, в тоже время, допускались и просчеты. Из-за несвоевременного ввода в эксплуатацию жилых домов годовые планы приема населения порой выполнялись менее чем наполовину [1].
Программа переселенческого строительства в Крымской области осуществлялась путем сооружения стандартных жилых комплексов. Речь идет о доме ТИП М-2-К, который состоял из двух комнат, прихожей, изолированной кухни, кладовой и веранды. Данная постройка шла в комплекте с надворными сооружениями, а именно сараем и уборной. Что собой представляла вышеприведенная типовая жилая конструкция, увидим из таблицы 1.
Типовой проект М-2-К был разработан Главсельстройпроектом и рекомендован Госстроем СССР для применения в индивидуальном жилищном строительстве, в частности - для семей переселенцев в колхозах и совхозах Крыма и других южных областях УССР [3].
Для сооружения жилья данного типа в стране было организованно изготовление всех необходимых стандартных деревянных деталей. Подготовка проекта дома,
ограничивалось размером кредита, выдаваемого Госбанком колхозам и совхозам на переселенческие мероприятия. С сентября 1964 года кредиты стали выдаваться до 3500 рублей на один дом вместе с надворными постройками. Данная сумма не должна была превышать сметную стоимость дома, строящегося по типовому проекту, утвержденному Госстроем СССР (постановление Совета Министров СССР от 15 сентября 1964 года № 772).
Таблица 1
По какому проекту построен дом Одинарный ТИП М-2-К
Размер полезной площади 42 кв.м
Размер жилой площади 32,2 кв.м
Вид веранды остекленная
Вид отмосток глинощебневая
На каком растворе заложен фундамент глинопесочный
Вид внутренней отделки стен, потолков штукатурка
Вид наружной отделки стен штукатурка
Чем произведено покрытие крыши дома шифер
Произведена ли электрификация дома дом электрифицирован
Размер сарая 3 х 4
Чем произведено покрытие крыши сарая черепицей
Вид уборной деревянная
Стоимость дома без надворных построек 2553-40
Стоимость сарая 317
Стоимость уборной 27-60
Стоимость дома, совместно с надворными по- 2898
стройками
Как осуществляется строительство хозспособом
[2].
Однако строительство жилых помещений именно такого типа удовлетворяло не всех. Так в газете «Правда Украины» № 272 от 2 декабря 1966 года была опубликована статья Д. Герасимова «Не на день и не на год». Автор подверг жесткой критике, широко применяемый на то время, типовой проект жилого дома М-2-К, подчеркнув, что его «все ругают за убожество». При этом автор рекомендовал руководителям хозяйств и строителям при возведении домов для переселенцев не руководствоваться проектом, а допускать производственные отступления, в соответствии с мнением переселенцев, вплоть до изменения внутренней планировки зданий и увеличения объемов их технико-экономических показателей. Отдел организованного набора рабочих и переселения Облисполкома, в связи с публикацией материала данного характера, высказался в следующем духе. «Учитывая вполне удовлетворительные технико-экономические показатели жилого дома тип М-2-К и его бесспорные преимущества перед ранее применявшимися в перспективном строительстве типовыми проектами, а так же принимая во внимание размер выдачи кредита на строительство домов, вся общественность области одобрила указанный проект дома и изъявила согласие применить его в перспективном строительстве» [4]. В связи с этим, Крымский облисполком поручил Крымскому филиалу «Укрниигипросельхоз» (Украинский научно-исследовательский институт по проектированию сельского и
97
колхозного строительства Госстроя УССР) разработать смету к рабочим чертежам дома тип М-2-К. 23 декабря 1964 года эта смета была утверждена Крымским облисполкомом. Таким образом, строительство домов для переселенцев в 1965-1966 годах осуществлялось по соответствующему проекту.
Отделом было подчеркнуто, что указанный тип дома в своей основе удовлетворял запросы подавляющей части переселенцев и соответствовал их экономическим возможностям, так как каждая семья была обязана принять дом в личную собственность. При этом переселенцы должны были выплачивать свою долю кредита в течение 10 лет, начиная с третьего года проживания в области. Большинство семей новоселов в своем составе имели 3-4 человека. Следовательно, в доме типа М-2-К они имели вполне нормальные жилищно-бытовые условия.
По поводу допущения отступлений от утвержденных типовых проектов председатель Отдела Н. Максименко подчеркнул, что подобное «явно противоречит современной практике строительства, базирующейся на массовом внедрении в производство типовых, экономически обоснованных проектов». К тому же, еще 24 августа 1965 года Облисполком и Главное управление организованного набора рабочих и переселения дали заказ на разработку типового проекта жилого дома для больших семей. В связи с этим, был разработан, а Госстроем СССР рекомендован для применения в строительстве в колхозах и совхозах полуострова типовой проект трехкомнатного дома ТИП М-3-К с полезной площадью 51, 7 кв. м и жилой площадью в 37,5 кв. м. Новый тип строительных конструкций, параллельно с существованием предыдущей модели, был утвержден для применения в рамках программы хозяйственно-бытового устройства переселяемого населения в селах Крымской области. По сообщению Главного управления в 1967 году в Крымскую область уже поступило 1100 домокомплектов типа М-3-К [5].
Жилищно-бытовые условия организованно прибывшего населения были весьма благополучными. Во всех поселках дома были электрифицированы, радиофицированы, был проведен водопровод, построены типовые детские дошкольные учреждения, бани, магазины, столовые, клубы [6].
В связи с тем, что в условиях Крыма разрешение проблемы увеличения трудовых ресурсов во многих колхозах и совхозах осуществлялось, главным образом, за счет плановых мероприятий по переселению, областной Отдел в своей практической деятельности уделял значительное внимание организации контроля над приемом, хозяйственным устройством семей переселенцев и строительством для них домов [7].
На 1 января 1968 года из подлежащих передаче переселенцам (без учета свободных) 7192 домов, было передано по актам 5151, продано рабочим и служащим совхозов 40 домов, за 816 домов используемых не по назначению, были досрочно взысканы кредиты Госбанка. В конце года оставались не переданными новоселам 812 домов, в которых они уже проживали. Кроме того 373 домов занимались не переселенцами. В связи с выявлением фактов нарушения порядка хозяйственно-бытового обустройства переселенцев, Отдел, совместно с областной конторой Госбанка, в соответствии с распоряжением Облисполкома №1207-р от 6 декабря организовал проведение сплошной инвентаризации использования переселенческих до-
98
мов. А так же были приняты санкции по взысканию кредитов Госбанка за дома используемые не по назначению [8].
Одной из особенностей организации контроля над процессом обустройства переселенцев в 1967 году являлось, то, что Отдел стал принципиальнее и предметнее предъявлять требования к строителям и руководителям хозяйств по поводу соблюдения ими установленных проектно-сметных норм и технико-экономических показателей в переселенческом строительстве. Так, результаты проверки состояния подготовки жилья оформлялись соответствующими документами, которые впоследствии вносились на рассмотрение заинтересованных организаций. Данные меры предпринимались для устранения выявленных недостатков и наказания виновных. Проведение работ по завершению строительства жилых комплексов в счет плана 1968 года дало возможность полностью освоить в 1967 году выделенные Госбанком кредиты. Из 16500 рублей было фактически освоено 16443 рублей. На 1 января 1968 года в области значилось 1308 свободных домов, которые подлежали заселению плановыми переселенцами в 1968 году [9].
В соответствии с действующими льготами, за пользование кредитом новоселы, сразу же после официального оформления дома, оплачивали 2% годовых от суммы задолженности. В случае отказа от приема предоставленной жилплощади по акту они оплачивали колхозам или совхозам квартплату. Для закрепления переселенцев и во избежание осложнений в кредитовании дальнейшего строительства, необходимо было обеспечить передачу домов по актам всем переселенцам. В случае ухода новосела из колхоза или совхоза в течение двух лет с момента вселения, он должен был погасить задолженность по уплате процентов за пользование кредита, а также квартплату за этот период. Или в случае, если ему дом не был передан по акту -лишь задолженность по квартире [10].
Переселенческое строительство в совхозах из года в год увеличивалось: в 1960 году было построено 1791 домов; в 1961 - 1297; 1962 - 1651; в 1963 - 2677; в 1964 -3885. Предусматривалось на 1965 год построить 2965 домов. Проектом плана на 1966-1970 годы предполагалось построить 16000 домов. В связи с тем, что многие переселенцы отказывались принимать дома в личную собственность, совхозы вынуждены были принимать их на баланс и возмещать кредит Госбанку самостоятельно [11].
В связи с тем, что совхозам области в период с 1965 года по 1970 годы требовалось принять до 50 тысяч рабочих, необходимо было активно вести жилищное строительство. Принимая во внимание данный факт, было вынесено предложение -пересмотреть вопрос о дальнейшем строительстве в совхозах. А именно вместо переселенческой программы обустройства вести строительство многоэтажных, многоквартирных домов.
В связи с заселением области в совхозах заново создавались улицы, поселки и увеличивалось население, но значительно отставало культурно-бытовое строительство - многие совхозы не имели детских учреждений (садов и ясель) школ, бань, клубов. Колхозы имели возможность строить культурно-бытовые учреждения, в том числе за счет кредитов Госбанка. Но совхозы оказались лишенными такой возможности из-за отсутствия ассигнований на эти цели [12].
99
Из утвержденного Советом Министров УССР на 1966 год плана приема переселенцев в 6000 семей, колхозами и совхозами области была принята 5721 семья (21126 человек, 11965 трудоспособных), или 95,3% от общего плана. Из числа принятых, 1424 семьи были оформлены по внутриобластному переселению, при первоначальном плане 1000 семей [13].
При осуществлении контроля над выполнением мероприятий по переселению, аппарат Отдела и районные уполномоченные добивались, чтобы в каждом хозяйстве вселения всем прибывшим представлялись заранее подготовленные дома, своевременно были разрешены вопросы по рациональному трудоустройству населения, а также по хозяйственному устройству и культурно-бытовому обслуживанию новоселов.
Для того чтобы переселенцы, как можно лучше и быстрее, обустроились на новом месте, в каждом хозяйстве вселения всем нуждающимся оказывалась необходимая материальная помощь. Например, в колхозе им. Ленина Сакского района 32 семьям было выдано, за счет льготного фонда, по 100 кг картофеля, по 70 кг муки, по 1 тонне угля, нужное количество дров, оказывалась помощь в выделении семян овощных культур, по льготным ценам было продано по 1 поросенку и по 5 кур. В населенных пунктах, где были размещены семьи переселенцев, многими хозяйствами области была проведена большая работа по строительству учреждений культурно-бытового обслуживания [14].
Организованно проводилась электрификация и водоснабжение вновь заселенных поселков. В 1966 году было электрифицировано более 5000 домов, проложено 85 км водопроводной сети, что дало возможность подвести воду к 4000 домам, было построено 26 школ, 60 дошкольных учреждений, 45 бань, 58 магазинов, 28 клубов и 20 медучреждений. Расходы, связанные с улучшением хозяйственного устройства семей новоселов в большей мере производились за счет средств льготного фонда. На балансе которого насчитывалось 701 тысяча рублей. Помимо удовлетворения непосредственных социально-экономических и бытовых нужд переселенцев, Отдел разрешал переводы из одних хозяйств в другие. Естественно, осуществление подобных мер в значительной степени способствовало закреплению прибывшего населения в пределах области [15].
На 1 января 1967 года, из подлежащих передаче переселенцам 7336 домов, было передано по актам 5463, продано рабочим и служащим совхозов 65 домов, с 746 домов, используемых не по назначению, были досрочно взысканы кредиты. На конец года остались не переданными новоселам (без учета свободных) 640 домов [16].
На 1966 год колхозам и совхозам области первоначально был установлен государственный план строительства для переселенцев в 6500 домов. Затем по ходатайству облисполкома, в июне Совет Министров УССР увеличил план на 800 домов. В итоге годовой план строительства составлял 7300 домов. 5610 домов необходимо было построить хозяйственным методом, а 1960 домов подрядным способом. За истекший год было сдано в эксплуатацию 6500 домов, то есть обеспечено выполнение первоначального плана и заложено 721 дом в счет дополнительного плана, из них 503 дома имели готовность свыше 50%. Недовыполнение плана объяснялось, прежде всего, тем, что ответственные ведомства не приняли необходимых мер, для его
100
выполнения. Помимо этого, переселенческому строительству противопоставляли другие виды работ. То есть во время должного активного сооружения жилплощади для вновь прибывшего населения, рабочие попросту перенаправлялись на другие объекты. С другой стороны, темпы строительства в отдельных районах сдерживало неравномерное поступление в потребительскую кооперацию области домокомплек-тов или комплектующих материалов.
Из выделенных области на 1966 год кредитов в сумме 23050 рублей было фактически истрачено 17847 рублей. Освоить большие суммы не представилось возможным, ввиду ограниченного наличия домокоплектов, которые остались в области сверх потребности на 1966 год [17].
Из практики работы областного Отдела, прежде всего, заслуживает внимания его участие в формировании планов переселения и строительства. Так, Отдел вместе с Облпланом и заинтересованными организациями в конце 3 или начале 4 квартала вносили на рассмотрение Облисполкома проекты планов заселения региона и строительства домов для новоселов на предстоящий год. Подготовке планов обычно предшествовала большая работа. Например, для составления плана на 1968 год, еще 5 мая 1967 года по предложению Отдела и Облплана, Облисполкомом было направлено райисполкомам и другим заинтересованным организациям письмо, в котором предлагалось не позднее 1 июля 1967 года представить обоснованные предложения по переселению и строительству на предстоящий год. Данный документ необходимо было представить в разрезе районов и ведомств. Когда утверждался народнохозяйственный план на будущий год, областной Отдел и Облплан приступали к разработке квартальных планов в разрезе районов, ведомств и начинали обдумывать детальные мероприятия по обеспечению их выполнения. В них предусматривались объемы работ, сроки исполнения и ответственные за это организации, лица [18].
Когда Исполкомом были утверждены планы и мероприятия, Отдел добивался от Областного управления сельского хозяйства, трестов, транспортных и других организаций, издания соответствующих приказов, обеспечивающих выполнение установленных для них заданий в срок. Отдел получал эти приказы и следил за их исполнением. После того, как были решены основные организационные вопросы, был утвержден план, мероприятия, изданы приказы, работа Отдела по контролю его уполномоченных в районах сосредотачивалась, главным образом, в колхозах, совхозах, районных организациях. Формы расчета потребности рабочей силы, представляемые хозяйствами, рассматривались Райпланом, производственным управлением и уполномоченными, а затем уже проект плана с предложениями представлялся на утверждение Райисполкома, который впоследствии направлял его Облисполкому. Последний, в свою очередь, дорабатывал контрольные цифры, а позже окончательные планы, мероприятия по переселению и строительству. Лишь затем, Рай-планом, а также уполномоченными, вместе с производственным управлением, разрабатывались и представлялись Райисполкому проекты планов строительства, переселения по хозяйствам и мероприятия по обеспечению этих планов материалами, рабочей силой и др. После утверждения они доводились до хозяйств [19]. Эффективной формой оперативного решения вопросов являлись совещания, проводимые в начале месяца заместителем председателя Облисполкома [20]
101
После получения из государственного комитета Совета Министров УССР по использованию трудовых ресурсов выписку из графиков об отправке эшелонов с областей выхода, с помощью уполномоченных и общественного актива Областным Отделом организовывались проверки готовности колхозов и совхозов к приему новоселов. Если в ходе проверок были вскрыты какие-либо недостатки, то принимались оперативные меры к их устранению.
Решение задачи по закреплению вновь прибывшего населения во многом зависело от личного общения, вернее от знакомства новоселов с руководителями хозяйств районов и старожилами, переселенцами прошлых лет вселения. Поэтому прием организовывался следующим образом: на станцию разгрузки, как правило, прибывали сами руководители хозяйств. Присутствовали также работники райкомов и райисполкомов. Сразу проводились короткие групповые беседы, в процессе которых люди предварительно знакомились с хозяйствами вселения. После прибытия на новое место жительства руководители хозяйств собирали население, знакомили их с хозяйством, с условиями труда и быта. Работники Отдела периодически выезжали в районы и на месте оказывали помощь переселенцам [21].
Работниками Отдела периодически осуществлялись беседы с семьями, которые закрепились в области и активно участвовали в производственной деятельности. Абсолютное большинство опрошенных выражали полную удовлетворенность жилищными, производственными и культурно-бытовыми условиями [22]
За 1968 год областью было принято 6046 семей при плане 6000. В общей сложности переехало 12 тысяч человек трудоспособных. Во всех хозяйствах вселения для каждой семьи выдавалось бесплатно 0,5 тонны угля, по 0,5 м3 дров. В совхозах продавалось по себестоимости необходимое количество продуктов питания, а в первое время нуждающимся семьям продукты предоставлялись в рассрочку. В большинстве случаев новоселам оказывалась помощь в приобретении крупного рогатого скота, поросят, птицы, а также саженцев фруктовых и декоративных деревьев [23]. В общем, вся организаторская работа исходила от областного Отдела, проводилась она заблаговременно и осуществлялась в несколько этапов.
По данным переписи населения на 15 января 1970 года по Крымской области числилось занятых в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве 29743 человека в трудоспособном возрасте, в т. ч. 15035 человек нуждались в трудоустройстве. Из числа нуждающихся в работе 2372 человека изъявили желание работать на любой работе без всяких условий. Однако уже на 1 октября 1970 года из 15035 человек, не работающих и нуждающихся в трудоустройстве, уже были трудоустроены 4063 человека. Было установлено также, что за период с 15 января 1970 года по 1 октября 1970 года из 15035 нуждающихся в трудоустройстве 1814 человек выбыли за пределы области (призваны в советскую армию, выехали в другие области, в связи с переменой места жительства, выехали на учебу и т. д.); из них 269 человек из категории лиц, нуждающихся в трудоустройстве без всяких условий. 3268 человек (подавляющее большинство женщины) заявили, что в трудоустройстве не нуждаются [24]
Об использовании сметы операционных расходов на 1 января 1971 года свидетельствует таблица 2.
102
Таблица 2
Внутриобластное переселение
План 2000 семей
Фактически переселено 1955 семей (7149 человек)
Получили пособие 1317 семьи (5414 человек)
Внутриреспубликанское переселение
План 3600 семей
Фактически переселено 3789 семей (13431 человек)
Из УзбССР фактически переселено 45 семей (277 человек)
[25].
В соответствии с постановлением Совета Министров УССР от 9 января 1970 года № 10 «О плане Госбанка СССР по долгосрочному кредитованию на 1970 год по УССР», исполком областного совета депутатов трудящихся решил: утвердить на 1970 год распределение долгосрочных кредитов Госбанка СССР для областных колхозов, межколхозных строительных организаций, переселенцев, сельского населения на индивидуальное жилищное строительство, колхозников, рабочих и служащих на приобретение коров и телок на общую сумму 32525 тысяч рублей [26].
Таким образом, на протяжении 60-х годов ХХ века организованное переселение в Крымскую область, начатое в 1944 году, продолжалось. Основным фактором, обеспечивающим эффективность закрепления новоселов на полуострове, по-прежнему, являлось качественное хозяйственно-бытовое устройство колхозников-переселенцев. Результативность, предпринятых мер, по данной части, безусловно, была, так как по сравнению с предыдущими десятилетиями, процент закрепившегося в области населения был самым высоким именно в 60-х годах.
Список литературы
1. Государственный архив в Автономной Республике Крым (ГААРК), ф. Р-3508, оп. 1, д. 181, л. 1.
2. Там же, д. 108, л. 9.
3. Там же, д. 183, л. 23.
4. Там же, л. 24 .
5. Там же, л. 25-26.
6. Там же, д. 212, л. 11-12.
7. Там же, л. 16
8. Там же, л. 27-28.
9. Там же, л. 31-32.
10. Там же, д. 180, л. 18.
11. Там же, д. 182, л. 24.
12. Там же, л. 25.
13. Там же, д. 185, л. 2.
14. Там же, л. 3 .
15. Там же, л. 4.
16. Там же, л. 6.
17. Там же, л. 9-10.
18. Там же, д. 218, л. 26.
19. Там же, л. 27.
20. Там же, л. 29.
21. Там же, д. 235, л. 44.
22. Там же, л. 16.
23. Там же, л. 45.
103
24. Там же, д. 264, л. 25.
25. Там же, д. 282, л. 5.
26. Там же, д. 265, л. 1.
Сеггова Е. 1 Програма господарсько-побутового влаштування колгоспниюв-переселенщв в Кримськш област протягом 60-х роюв ХХ сторiччя / Е. I. Сеггова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ш. В. I. Вернадського. Серш «1сторичш науки». - 2011. - Т. 24 (63), № 2 : спецвипуск «1сторш Украши» - С. 96-104.
В 60-тих роках ХХ ст^ччя переселения до Кримсько! областi продовжувалось. Головним фактором, за допомогою якого забезпечувалась ефективиiсть цього процесу, було якомога краще госпо-дарсько-побутове влаштування переселенщв. З щею задачею держава в цей перюд справлялась, так як була розгорнута масштабна будгвельна програма. До того ж, переселенщ мали змогу розпоряджатись, спещально вiдведеиими для них, пiльгами та кредитами.
Ключовi слова: переселення, господарсько-побутове влаштування, пшьги, кредити.
Seitova E. I. The program of economical and social development of the resettled people in Crimea
/ E. I. Seitova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. -2011. - Vol. 24 (63), No 2 : "History of Ukraine". - P. 96-104.
During the 1960s, the resettlement process in Crimea was in progress. The main factor, which assured the effectiveness of this process was, as best as possible, the economical and social development of the resettled people. During this period the goverment managed this task, because a vast building program was unfolding. And the resettled people were arranging with special privileges and loans being given to them.
Key words: resettlement, economical and social development, privileges, loans.
Поступила в редакцию 01.11.2011 г.
104