психолого-педагогическое направление
Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЕРОВ ...
PERSONAL CHARACTERISTICS AND MOTIVATION OF VOLUNTEERS OF XXVII WORLD
SUMMER UNIVERSIADE IN KAZAN
© 2014
N.V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair
«Developmental psychology and psychophysiology» O.V. Grigoryeva, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The paper deals with personal characteristics of volunteers of Universiade 2013 of different gender and motivation of volunteers of Universiade 2013 of different gender and different profile of volunteer work (sports and city volunteers).
Keywords: volunteering, volunteering motives, personal characteristics of volunteers, volunteers of Universiade 2013, XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan.
УКД 37.015.3(06)
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ:
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
© 2014
О.В. Горбунова, лаборант кафедры «Возрастная и педагогическая психология»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье представлен теоретический анализ понятий «зрелость», «зрелость человека, личности», «социальная зрелость», «социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов» с различных точек зрения. Представлены авторские определения понятий.
Ключевые слова: зрелость; личность; социальная зрелость студента будущего педагога-психолога.
Во всех сферах жизнедеятельности современного общества происходят преобразования, связанные с изменениями во взглядах на сегодняшнее поколение. При этом социальное пространство, образовательная среда не в полной мере формирует и развивает социально зрелых студентов, которым следует достичь в процессе профессиональной подготовки социально важных качеств, необходимых в российском современном государстве. Проблема усложняется тем, что нет точного определения и понимания зрелости, социальной зрелости человека, личности, студентов. В связи с этим целью данной статьи является раскрытие и подробное рассмотрение таких понятий как, «зрелость человека, личности», «социальная зрелость будущих педагогов психологов».
Понятия «зрелость», «социальная зрелость» связано с трудностями, как в историческом, так и в семантическом анализе в различных отраслях знаний: философии, педагогике, социологии, биологии, психологии. В каждой из отраслей науки зрелость рассматривается в контексте тех, исследований, которые проводятся в данной области.
Однако мы более подробно остановимся на зрелости, социальной зрелости в психолого-педагогической литературе, современных исследованиях.
Понятие «зрелость» в трудах отечественных и зарубежных педагогов-психологов первоначально обозначало элемент созревания организма или употреблялось как синоним понятия взрослость.
В современных исследованиях, подходах зрелость представляется в таких аспектах, как:
- достижение зрелости как определенного этапа, периода в жизни;
- завершенность развития зрелости;
- непрерывность в развитии зрелости;
- становление;
- формирование и развитие.
Следует, подробно остановится на рассмотрении выше указанных аспектах.
В отечественной и зарубежной психологической науке зрелость рассматривали изначально как достижение определенного этапа онтогенеза (от рождения до смерти) человека. При этом достижение характеризуется пиком в развитии таких способностей, как физические, интеллектуальные и духовные (психические). В связи с этим достижение зрелости связывается с взрослостью и описанием следующих возрастных этапов:
- ранняя зрелость, которая имеет возрастные границы от 17 до 25 лет;
- средняя зрелость, характеризуется периодом от 25 до 50 лет;
- поздняя зрелость, проявляющаяся с 50 до 75 лет.
На этапе достижения ранней зрелости качества человека, а вернее личности стабилизируются, коммуникативные и интеллектуальные особенности, достигают среднего или высокого уровня. В этот период личности свойственно заниматься и увлекаться различными сферами деятельности. В отношении к другим людям достижение ранней зрелости характеризуется установлением устойчивых интимно-личностных контактов, переходящих в брачно-семейные взаимоотношения.
Достижение средней зрелости заключается в общей проблеме поиска ответов на главный вопрос-сущность жизни, её смысла. Данный период связан с реализацией своих способностей в профессиональной деятельности, осознанием продолжения выбранного пути или смена деятельности, специальности, а также переоценкой ценностей, притязаний. В отношении времени происходит осмысление того, что было в прошлом, что есть в настоящий момент и тем, как можно повлиять на будущее. При этом возникает понимание того, что часть жизни уже прожита и поэтому меняется кругозор, активность и возникает появление новых ценностей смысла жизни.
Поздняя зрелость характеризуется продолжением, а в дальнейшем и прекращением трудовой, профессиональной деятельности, а также переоценкой ценностей, анализом достижений или тем, что не удалось сделать. В данный период возникает противоречие между осуществлением задуманных планов и постановкой новых перспектив. Особенностью этого этапа является осознание того, что жизнь, физическое существование имеет завершенность в виде смерти. В связи с этим происходит переосмысление прожитой жизнью, в которой многое было достигнуто и возникает проблема в нахождении возможности реализовать то, что не было сделано. Возникает ценность семейной жизни, отношений с близкими людьми, родственниками.
В результате ранняя, средняя, поздняя зрелость имеет свои особенности.
Следует отметить, что в аспекте завершенности и непрерывности зрелости, позиции зарубежных и отечественных психологов различаются.
В западной психолого-педагогической науки изна-
О.В. Горбунова психолого-педагогическое
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ... направление
чально считается, что зрелость имеет завершенное развитие, при котором происходит достижение определенного уровня, а также считается, что в зависимости от того, кого уровня по завершению своего развития достигает человек можно судить зрелый он или нет.
Однако, в российской современной науке в области психолого-педагогических знаний существует суждение о том, что у зрелого человека развитие не останавливается в какой-то определенных период, а беспрерывно продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. В отличие от западной психологии, Е.Г. Каменева, отмечает, что развитие зрелости непрерывно. Но следует помогать и направлять человека в правильное русло. В связи с этим, важные качества необходимо в большей степени проявлять демонстрировать. О конструктивном развитии зрелой личности, как отмечает в своей диссертации Каменева Е.Г., можно сказать только тогда, когда человек проявляет себя в социуме. Социальное поведение, выборы ролей, оценка общества - всё это является основой для развития личности, которая имеет интегра-тивный характер [1].
Однако, существует ряд ученых, которые зрелость рассматривают с точки зрения её достижения и становления, формирования. На формирование зрелости указывает в своем диссертационном исследовании И.А. Руднева [2].
Она считает, что практико-ориентированная ситуация в обучении студентов является средством формирования зрелости. В процессе обучения в вузе, на семинарских, практических занятиях отрабатываются основные профессионально важные качества необходимые в дальнейшей их деятельности. При прохождении практики у студентов проявляется, закрепляются знания, умения, навыки, которые нужны для будущей профессии.
В своем диссертационном исследовании А.Л. Мальчукова рассматривает зрелость личности с позиции становления. Она считает, что на данный процесс влияют и взаимодополняют компоненты. Необходимыми требованиями, обеспечивающими эффективность становления зрелость, являются организационно-педагогические условия. Для успешного становления следует создавать благоприятный климат в коллективе, группе, проводить занятия, которые направлены на саморазвитие и самоопределения [3].
Следовательно, формирование и дальнейшее развитие зрелости считается, оптимальным аспектом в современной психолого-педагогической науке.
Однако, для того чтобы представить всю полноту понимания зрелости следует отметить чем, зрелость человека отличается от незрелости. В западной литературе, а именно в критическом словаре психоанализа Ч. Райкфорта, отмечается, что существует разница между зрелым и незрелым индивидом. Взрослый индивид (организм), у которого развитие завершено, считается зрелым. Отличительной особенностью ребенка, незрелого индивида является недоразвитие каких-то функций в организме, психике. При этом чтобы отличить взрослый-зрелый или ребенок-незрелый индивид Ч. Райкфорт отмечает, что следует сравнивать с нормой в психических процессах, поведении. Однако, учеными не точно определены границы и характеристики, которые соответствуют норме. Мы можем только назвать отличительные особенности поведения для зрелого, взрослого и те проявления индивида, которые общество обозначает подходящим для молодого, ребенка или незрелого индивида. По мнению, Ч. Райкфорта, принятые в психологии употребления таких терминов, как зрелый - незрелый (инфантильный) имеет оценочный характер [4].
В последнее десятилетие изучение понятие «зрелости» связанно с выделением её видов. Одним из первых типов зрелости учеными обозналась физическая зрелость, а затем психическая, личностная. В настоящий момент времени существует множество видов зрелости, рассмотренных отечественными и зарубежными 46
учеными. Однако педагоги и психологи Российской Федерации считают, что во многих аспектах развития зрелости происходит в социуме, обществе. В результате данного процесса формируется социальная зрелость.
В отечественной психолого-педагогической литературе предпосылки изучения такого феномена, как социальная зрелость рассматривается в комплексном подходе.
В своем диссертационном исследовании А.А. Гудзовская отмечает, что развитие человека, личности происходит в социальной среде и социальное поведение, опыт, ценности, ориентация, оценки, решения формируются только в социуме. При этом развитие такого вида зрелости, как социальная, имеет интегративный характер. А.А. Гудзовская отмечает, что личность является субъектом жизни в обществе, которое направляет индивида в процессе развития к самоопределению [5]. Вследствие этого общество влияет на человека и под этим воздействием, он приобретает ценности, смысл жизни, способы поведения. Человек влияет на других людей, окружение и общественное сознание тем самым поддерживая равновесие в мире. Следует отметить, что отсутствие у человека личных смыслов, социально и профессионально важных качеств, нарушение процесса самоопределения тормозит процесс достижения зрелости, оказывает негативное влияние на свое будущее развитие и общественные процессы. Если человек не самоопределился то, он зависит от других людей, не способен к ответственным поступкам, плохо ориентируется в нормах и ценностях, попадает под манипулирование своим сознанием.
В своей статье В.П. Лебедик, дает определение социальной зрелости, которая представляет собой характеристику личности, «воплотившей социально-типичные черты в такой мере, которая является достаточной как для существования ее в определенной общественной системе в качестве исторического субъекта, так и для существования данной системы в целом»[6, с. 67].
Н.В. Шрамко в своем исследовании дает другое определение социальной зрелости относительно студентов будущих специалистов социальной работы: «это ин-тегративное качество личности, отражающее адекватное понимание личностью своего места и роли в общественно-историческом процессе, способность свободно определяться в социокультурном пространстве ценностей, стремлений к самосовершенствованию» [7].
Исследования ученых Российской Федерации за последние десять лет области психолого-педагогической науке показывют, что под социальной зрелостью личности студента понимается целостная, многокомпонентная система. Существует несколько компонентов социальной зрелости студентов, которые обозначаются как когнитивный, мотивационно-потребностный, дея-тельностный. Каждый указаный компонент имеет свою характеристику, которую нам следует более подробно рассмотреть.
Когнитивный компонент социальной зрелости личности студентов представляет собой систему ценностных ориентаций, научных воззрений о том, что такое профессиональная деятельность и социальное окружение.
Такой компонент, как мотивационно-потребностный характеризуется стремлением и желанием реализоваться в жизнедеятельности и определенной профессии, выбранной студентов.
Другой компонент такой, как деятельностный проявляется в поступках, проводящих к успеху в профессиональной деятельности.
Помимо компонентов выделяют признаки социальной зрелости личности студента, который будет специалистом в социально-образовательной сфере. К таким признакам относятся следующие:
- отношение к себе и другим людям как ценности;
- самостоятельность и ответственность;_
психолого-педагогическое направление
О.В. Горбунова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ...
- наличие системы профессионально-педагогических знаний, умений, навыков;
- убежденность в том, что профессиональная деятельность в социально-образовательной сфере является значимой;
- установление конструктивных межличностных отношений в трудовом коллективе и другими окружающими людьми;
- способность к рефлексии;
- стремление к успеху в своей профессиональной деятельности;
- творческое, креативное решение различных задач, связанных с профессиональной деятельностью;
- уверенность в себе и самодостаточность;
- умение планировать, исполнять и давать оценку своей деятельности, поступкам;
- высокий уровень адаптации.
Социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов связана с профессионально и социально важными качествами, которыми необходимыми для их дальнейшей деятельности [8-13].
Формирование социальных качеств личности, по мнению С.В. Зыряновой, «осуществляется не только в процессе подготовки будущих педагогов-психологов, но и в процессе практической педагогической деятельности, причем этот процесс имеет не менее важное значение, чем овладение теоретическими знаниями. Без умения эффективно применять знания на практике специалист в сложной, требующей высочайшей ответственности социально-педагогической среде может не состояться. Связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов-психологов и их самостоятельной работой в учреждениях образования служит общественно значимая деятельность. Она обеспечивает получение социально ценного опыта» [14, с.175].
Такими образом, на основании выше представленного анализа отечественных и зарубежных психолого-педагогических подходов, мы считаем, зрелость - это период достижения высокого уровня комплекса физического, психического, социального развития на одном из этапов онтогенеза и филогенеза. Зрелость человека - это период достижения оптимального комплекса развития под влиянием внешних и внутренних факторов в жизни и в филогенезе. Зрелость личности - это период достижение единства в характеристиках, входящих в комплекс развития и являющихся важными для жизнедеятельности в обществе.
Социальная зрелость - это интегральное свойство личности, которое характеризуется достижением самостоятельного положения в обществе.
Под социальной зрелостью студентов будущих педагогов-психологов мы понимаем интегральный комплекс социально-личностных и таких профессионально важных качеств, как планирование и моделирование, стрессоустойчивость, саморегуляция, коммуникативные особенности, социальная адаптация, самодостаточность, самостоятельность, рефлексивность, развивающихся в
условиях профессиональной подготовки в вузе и необходимых для жизнедеятельности в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каменева Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: дис. ... канд. псх. наук. Оренбург, 2004. 184 с.
2. Руднева И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 205 с.
3. Мальчукова А.Л. Становление социальной зрелости старшеклассника на основе развития коммуникативных умений: Дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 225 с.
4. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина, И. Н. Гвоздева. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. 288 с.
5. Гудзовская А.А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости: Дис. ... канд. псх. наук. Самара, 1998. 230 с.
6. Лебедик Н.П. Индекс социальной зрелости ученика как показатель результативности воспитания // Воспитательная работа в школе: деловой журн. зам. дир. по воспит. работе. 2012. № 6. С.66-71.
7. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 219 с.
8. Горбунова О.В. Социальная зрелость и черты характера личности // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 54-57.
9. Голубь И.Б. Студент вуза как субъект межкультурной коммуникации (из опыта работы по формированию условий для межкультурных коммуникаций у современного студенчества) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 88-91.
10. Ванакова Г.В. Иерархия мотивов выбора профессии педагога - психолога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 80-83.
11. Мищенко М.С. Взаимосвязь эмоционального выгорания с чертами личности психолога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 27-29.
12. Григорьева О.В., Климанова Н.Г. Подготовка организационных психологов - стратегия бизнес-успеха // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 66-68.
13. Сухоставская Л.А. К проблеме педагогической практики в профессиональной подготовке будущих педагогов и психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 290-292.
14. Зырянова С. В. Развитие социальной зрелости педагога дополнительного образования в условиях конкурсов профессионального мастерства // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С.174-178.
SOCIAL MATURITY OF THE IDENTITY OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS:
APPROACHES TO DEFINITION
© 2014
O.V. Gorbunova, laboratory assistant of the chair "Age and pedagogical psychology" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation-. The paper presents a theoretical analysis of the concepts of "maturity", "mature human personality", "social maturity", "social maturity students future educational psychologists" from different perspectives. Presented copyrights definitions.
Keywords. maturity, personality, social maturity of the student of the future school psychologist.