УДК 378.03+159.923+316.47 ББК Ч481.3+Ю937+С524.22
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА
А.Л. Солдатченко
Магнитогорский государственный университет
DESCRIPTION OF PERSONAL SOCIAL MATURITY FROM THE POINT OF INTERACTIVE APPROACH
A. SoIdatchenko Magnitogorsk State University
Осуществлен анализ социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода. На основании этого подхода уточняется определение понятия «социальная зрелость личности» и намечаются пути выявления ее структуры, приводится классификация типов социального взаимодействия, определяющих уровень развития социальной зрелости личности.
Ключевые слова: социальная зрелость личности, интерактивный подход, социальное взаимодействие, типы личности.
The analysis of personal social maturity from the point of interactive approach is carried out. The definition of the notion “personal social maturity” is specified from the point of interactive approach. The ways of identifying its structure are outlined. The classification of types of social interaction which define the level of personal social maturity is presented.
Keywords: personal social maturity, interactive approach, social interaction, types of a personality.
Актуальность заявленной проблемы обусловливается, во-первых, отсутствием в педагогических исследованиях общепринятой точки зрения относительно определения понятия «социальная зрелость личности» и ее структуры, во-вторых, необходимостью выявления критериев и показателей уровня развития социальной зрелости личности для успешной диагностики и мониторинга ее развития, а также для определения оптимальных условий ее эффективного развития.
Социализация рассматривается нами прежде всего как непрерывный процесс взаимодействия между личностью и обществом. Ни в коей мере не преуменьшая значения аксиологического и других аспектов социализации, мы склонны считать, что усвоение ценностей, норм, смыслов или, в более широком понимании, культуры является не самоцелью социализации, а обязательным условием для осуществления личностью эффективного взаимодействия с обществом. Таким образом, в исследовании феномена социальной зрело-
сти личности мы выдвигаем на первый план интерактивный аспект социализации [3, с. 54].
В психолого-педагогических трудах взаимодействие трактуется как обмен различными представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями [10, с. 190, 273].
Большинство авторов рассматривают преимущественно межличностные взаимодействия или взаимодействия на уровне группы. Исследователи, как правило, не акцентируют внимание на том, что данные взаимодействия, по сути, являются отражением, формой осуществления, опосредования взаимодействия между личностью и обществом.
Специфика взаимодействия между личностью и обществом, с нашей точки зрения, заключается в том, что общество выступает, с одной стороны, в качестве субъекта этого взаимодействия, с другой - как среда, в которой осуществляется взаимодействие, и, следуя идее общественно-исторической природы психики, разработанной Л.С. Выготским, как источник развития личности [1; 12, с. 22].
Теоретические основы понимания общества как субъекта были разработаны Г.Э. Белицкой. Исследователь расширяет понимание субъект-субъектных отношений, экстраполируя их на отношения человек - общество, которое выражается в личностном конструкте «Я» - общество [2, с. 52].
В соответствии со спецификой исследования нас интересует прежде всего характер социального взаимодействия, свойственный социально зрелой личности. Проведенный анализ социального взаимодействия дает возможность описать социально зрелую личность с позиций, присущих ей особенностей социального взаимодействия.
Социально зрелая личность отличается способностью осуществлять продуктивное социальное взаимодействие на различных уровнях (в частности, на личностном уровне, микроуровне, среднем уровне, макроуровне). В качестве субъектов взаимодействия при этом выступают отдельные личности, небольшие группы людей, общественные учреждения и организации, социальные институты и, наконец, общество. Принимая во внимание характерную для современного мирового сообщества тенденцию к глобализации, в качестве субъекта взаимодействия можно рассматривать и все человечество.
Для социально зрелой личности характерно умение эффективно взаимодействовать в различных сферах: профессиональной, бытовой, общественно-политической и т. д. Такая личность может проводить эффективное взаимодействие во всевозможных условиях, выступая в качестве субъекта. При этом она стремится к совершению двусторонних интеракций на основе солидарности и сотрудничества - взаимосодействию. Механизмом, обеспечивающим реализацию подобного типа взаимодействия, является его диалогичность, позволяющая субъектам учитывать интересы друг друга, находить компромиссы, управлять конфликтными ситуациями и константно взаимодействовать.
По нашему мнению, педагогическая направленность интерактивного подхода к рассмотрению социальной зрелости личности проявляется в том, что мы трактуем данный феномен не только как личностное качество, обеспечивающее эффективность процесса взаимодействия, но и как способность личности обучаться социальной интеракции у социума и его различных субъектов.
При этом социально зрелая личность не
просто умеет использовать в качестве учителя отдельного человека, группу людей, организацию, социальный институт, общество, все социальное окружение как образовательную среду, расширяя таким образом свое образовательное пространство, но и владеет методикой взаимодействия, которая позволяет ей самостоятельно «превращать» их в своих учителей, создавать благоприятные условия, повышающие продуктивность процесса обучения в социуме. Данная личность учится у других, учится, обучая других, учится у самого себя, учится, обучая себя.
Социально зрелая личность не отдаляется от общества, не замыкается в себе, ограничивая социальное взаимодействие, страшась неудач, боясь поступить неверно. Напротив, она активно взаимодействует с людьми, извлекает уроки из собственных ошибок и допускаемых другими оплошностей, воспринимая просчеты как положительное явление, как средство обогащения личного опыта.
Социально зрелая личность осознает, что ситуации социального взаимодействия не всегда являются воспроизводимыми, т. е. одна и та же ситуация может иметь различный исход в зависимости от конкретных условий. Поэтому социально зрелая личность характеризуется способностью осуществлять эффективное взаимодействие как в типичных для данного социума ситуациях, так и в ситуациях, развивающихся по нетрадиционному сценарию, где необходимо проявить умение импровизации, актуализировать свои внутренние резервы, компенсировать собственные недостатки, используя свои сильные стороны, принять решение, руководствуясь сложившимися обстоятельствами.
Однако социально зрелая личность может не только эффективно взаимодействовать в заданной обстановке, но и проявляет способность к самостоятельному конструированию ситуаций, созданию благоприятных условий для взаимодействия с обществом с целью повышения его продуктивности, умеет организовать и управлять данным процессом. У такого человека формируется уважительное и бережное отношение к обществу как единому целому, отдельным его членам, к себе как представителю данного общества, к жизни в гармонии с ним. В современных условиях особое значение приобретает умение осуществлять эффективное социальное взаимодействие в нестабильном рыночном обществе.
Теория и методика профессионального образования
Личностным качеством, обеспечивающим эффективность взаимодействия, по нашему мнению, выступает интерактивность. Интерактивность является интегративным динамическим качеством и входит в структуру социальной зрелости личности.
Вторым аспектом социальной зрелости личности, диалектически взаимосвязанным с взаимодействием, являются отношения, составляющие системообразующее качество личности [2, с. 52; 10, с. 86-87].
С нашей точки зрения, взаимосвязь и взаимообусловленность социального взаимодействия и отношения личности проявляется в том, что, с одной стороны, отношения формируются в процессе взаимодействия и являются его продуктом, с другой стороны, отношения оказывают влияние на процесс взаимодействия, определяя его способ и характер.
В контексте исследования мы придерживаемся психологического подхода к пониманию данного феномена, где «отношение» трактуется как характеристика идеального или реального способа выражения человеком своих чувств, позиции, мнения, намерения в адрес другого человека или объекта действительности [6, с. 437].
Для изучения отношений в контексте проблемы социальной зрелости личности необходим анализ объективной и субъективной основ (общественных и субъективных отношений - по терминологии Б.Ф. Ломова) [5].
Социально зрелая личность характеризуется способностью к сознательному и намеренному формированию субъективных отношений, их критическому анализу и пересмотру. Она меняет свое отношение, определяя и ставя цели, развивая определенные умения и привычки [7].
Анализ трудов по социально-психологической типологии личности показывает, что определенным типам социальных характеров присущ специфический тип отношений и взаимодействия с обществом, что позволяет нам по параметру отношений выделить соответствующие виды типичных субъективных отношений, обусловливающих характер взаимодействия с социумом.
В соответствии с типами социальных характеров, выделяемых Э. Фроммом, все виды субъективных отношений можно разделить на две основные группы: неплодотворные (отчужденные) и плодотворные (творческие, гармоничные). К неплодотворным отношениям от-
носятся рецептивные, эксплуататорские, стяжательские, рыночные [10, с. 55-59; 11].
Рецептивные отношения отличаются направленностью на самого себя, эгоцентричностью и эгоистичностью. Общество воспринимается личностью не как самоценность, а как источник различного рода благ, которые он рассчитывает получить у других, не прилагая при этом никаких усилий. Такой человек не стремится к производству ценностей, а лишь хочет обрести их, взирая на окружающих как на благодетелей. Данная личность не способна к бескорыстным, близким отношениям, не осознает своей ответственности за происходящее с ней, не является творцом, создателем. Ее отличают пассивность, безынициативность. Человек играет роль «ожидающего милости». Данный тип отношений можно выразить формулой: «не я даю другим, а жду, когда другие дадут мне» [10, с. 56].
Рецептивным отношениям присущ пассивный тип взаимодействия с обществом, который отличается односторонней направленностью и является антагонистичным по своей сути. В качестве основного способа взаимодействия выступает подчинение, пассивное приспособление.
Эксплуататорские отношения, подобно рецептивным, отличаются направленностью на самого себя, эгоцентричностью и эгоистичностью. Общество также воспринимается личностью не как самоценность, а как источник различного рода благ. Однако человек не считает, что общество само даст ему все необходимые блага, напротив, он стремится взять силой или при помощи ухищрений то, что он хочет. Такой человек не нацелен на производство ценностей, а забирает все необходимое для удовлетворения своих потребностей у общества. Для такой личности характерно отношение к другим людям как к средству достижения поставленных целей. Такие люди стремятся мажорировать, оценивают другого человека с точки зрения его полезности. Данная личность не способна к альтруистичным, теплым отношениям, не является творцом, создателем. Напротив, она занимает агрессивную, враждебную, хищническую позицию, играет роль «берущего». Данный тип отношений можно выразить формулой: «я не даю другим, а беру силой или хитростью то, что мне нужно» [4, с. 36; 10, с. 56].
Эксплуататорским отношениям свойственен садистский тип взаимодействия с общест-
вом, который отличается односторонней направленностью и является антагонистичным по своей сути. В качестве основных способов взаимодействия выступают подавление и конкуренция.
Стяжательские (накопительские) отношения, подобно другим неплодотворным отношениям, отличаются направленностью на самого себя, эгоцентричностью и эгоистичностью. Личность не относится к обществу как к самоценности. Ценностью выступают различные блага, но не другие люди. Она считает, что социум не способен дать ей требуемые блага, следовательно, необходимо беречь то, что уже есть. Такой человек стремится не к производству ценностей, а к сохранению накопленного. Для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми. Они замкнуты, стараются изолировать себя от общества, рассматривают общение как неизбежное зло. Они не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено благодаря их достоинствам. Данная личность проявляет стяжательство, жадность, сверхэкономию, неспособность к близким отношениям. Подобный индивид не может быть созидателем, играя роль «накопителя благ». Данный тип отношений можно выразить формулой: «другие не могут ничего мне дать, поэтому надо копить» [4, с. 36; 10, с. 56-57].
Стяжательским отношениям свойственен деструктивный тип взаимодействия с обществом, который отличается односторонней направленностью и является антагонистичным по своей сути. В качестве основных способов взаимодействия выступают отчуждение и изоляция.
Рыночные отношения развились в качестве доминирующих в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Являясь неплодотворными отношениями, они характеризуются направленностью личности на саму себя, эгоцентричностью и эгоистичностью. Такой человек не считает общество самоценностью, в качестве ценностей для него выступают различные тренды, которые пользуются спросом, популярностью и активно рекламируются и продвигаются на рынке, но не социум, не другие люди. И к самому себе, и к окружающим людям он относится как к товару, который необходимо продать с наибольшей для себя выгодой. Подобный индивид прилагает усилия не столько к производству ценностей, сколько к
заключению выгодных коммерческих сделок. Данная личность характеризуется прагматичным, утилитарным отношением к окружающему ее миру в сочетании с отсутствием устойчивых взглядов, идейности. Ей присуща изменчивость установок и готовность развивать только те качества, которые можно пустить на продажу. Этот человек активно участвует в совместной деятельности. Однако он ориентируется не на сотрудничество с социумом, не на удовлетворение собственных потребностей, не на достижение поставленных целей, не на самореализацию, а лишь на то, чтобы было удовлетворено одно условие -возможность пользоваться спросом на рынке, активно продаваться. Данную личность не интересует ни собственное достоинство, ни достоинство других людей. Подобный индивид не способен к созидательной, творческой деятельности, выступая в роли «ходового товара». Данный тип отношений можно выразить формулой: «я должен пользоваться спросом на рынке» [10, с. 57].
Рыночным отношениям присущ конформистский тип взаимодействия с обществом, который отличается односторонней направленностью и является антагонистичным по своей сути. В качестве основного способа взаимодействия выступают конформизм и приспособление.
Социально зрелой личности присущи плодотворные (духовные) отношения, которые отличаются направленностью на других людей, на социум. Они предполагают способность видеть и принимать человека таким, каков он есть, понимая его уникальность и индивидуальность. Личность, характеризующаяся плодотворными отношениями, рассматривает общество как самоценность. В качестве ценностей для нее выступают и другие люди, и она сама. Атрибутами данной личности являются направленность как на саму себя, так и на социум, альтруистическое, гуманное отношение к людям. Она проявляет заботливое, ответственное, уважительное отношение к людям, способность к пониманию и познанию окружающих. Такой человек способен понять самого себя, свое назначение, смысл жизни, отличающий его от других людей. Он стремится стать тем, кем он является, максимально реализовать заложенный в нем потенциал, используя и развивая свои знания, умения, способности и возможности, самоактуа-лизируется. Развиваясь сам, выражая свою уникальность и неповторимость, такой чело-
Теория и методика профессионального образования
век способствует развитию других людей, помогает им проявить и реализовать свою индивидуальность [10, с. 58-59].
Плодотворным отношениям свойственен продуктивный тип взаимодействия с обществом, который отличается двусторонней направленностью и является солидарным по своей сути. В качестве основных способов взаимодействия выступают взаимосодействие и сотрудничество.
Используя идею Э. Фромма о социальнопсихологических типах личности с присущим им характером отношений, а также виды самоопределения, выделенные Т.В. Синюгиной, мы предлагаем классификацию типов социального взаимодействия, характеризующих уровень развития социальной зрелости личности. Данная классификация представлена в таблице.
Следует отметить, что все типы взаимодействия и отношений в той или иной степени присутствуют у личности, однако ее социальная зрелость определяется доминирующим положением продуктивного типа взаимодействия. В то же самое время характер взаимодействия в значительной мере зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид [10, с. 57].
Мы считаем, что личностным качеством, которое обусловливает характер ее отношений и тип самоопределения, является самооп-ределенность, так как с позиций аттитюдного
подхода, которого придерживается в своих трудах С.Л. Рубинштейн, самоопределение связывается с категорией «отношение» и изучается как отношение человека к самому себе, окружающим, реалиям его бытия [8; 9, с. 18].
Самоопределенность наряду с интерактивностью является структурным компонентом социальной зрелости личности. В своем исследовании мы трактуем самоопределен-ность как динамическое интегративное качество личности, необходимое для эффективного осуществления самоопределения как вида деятельности; как результат процесса самоопределения, как цель данного процесса и как этап самоопределения.
Самоопределенность имеет ценностную сущность, которая проявляется в том, что:
1) она возможна исключительно в сфере ценностей, являющейся своеобразной средой ее
проявления, функционирования и реализации;
2) ценностные ориентации являются ее структурным компонентом; 3) самоопределенность предполагает самооценку, которая также входит в ее структуру; 4) самоопределенность выступает в качестве самоценности на личностном и социальном уровнях.
Итак, с позиций интерактивного подхода социальную зрелость личности можно определить как динамическое интегративное качество личности, обеспечивающее ей возможность осуществлять продуктивное взаимодействие на основе диалога со всеми субъектами
Типы социального взаимодействия
Тип взаимодействия Способ взаимодействия Характер отношений Вид самоопределения
Непродуктивные типы взаимодействия Пассивный Подчинение Рецептивный (эксплуатируемый) Адаптивный (ситуативный) [9]
Агрессивный Подавление, конкуренция Эксплуататорский Доминирующий «жажда власти»
Деструктивный Отчуждение Накопительский Стяжательский «жажда богатства»
Конформистский (приспособленческий) Приспособление (конформизм) Рыночный (прагматичный) Прагматический [9]
Продуктивное взаимодействие Продуктивный (творческий) Взаимосодействие, сотрудничество Плодотворный (духовный) Экзистенциальный [9]
социума на различных уровнях, во всевозможных условиях. Социальную зрелость личности мы также рассматриваем как результат ее социализации, этап данного процесса и свойство личности, обеспечивающее эффективное протекание социализации и возможность перехода индивида на новый уровень социального развития.
Социально зрелая личность отличается продуктивным (творческим) типом взаимодействия с социумом, при котором основным способом взаимодействия выступает взаимо-содействие и сотрудничество, а отношения носят плодотворный (духовный) характер. Для такого человека свойственен экзистенциальный способ самоопределения. Структура социальной зрелости личности, по нашему мнению, включает в себя две интегрирующие характеристики личности: интерактивность, обеспечивающую способность к эффективному взаимодействию, и самоопределенность, задающую направленность социальному взаимодействию, обусловливающую характер отношений и вид самоопределения.
Литература
1. Выготский, С.Л. История развития высших психических функций / С.Л. Выготский. - М. : Наука, 1998. - 479 с.
2. Гудзовская, А.А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости: дис. ... канд. психол. наук /А.А. Гудзовская; Самар. гос. пед. ун-т. - Самара, 1998. - 230 с.
3. Каменева, Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза:
дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Каменева; Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург, 2004. - 184 с.
4. Каменская, Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: учеб. пособие / Е.Н. Каменская. - Изд. 5-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 186 с. - (Зачет и экзамен).
5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 444 с.
6. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. - М. : ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. -800 с.
7. Психологос: энциклопедия практической психологии. - http://www.psychologos.ru.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 533 с.
9. Синюгина, Т. В. Жизненное самоопределение студентов технических вузов среднего российского города: дис. ... канд. социол. наук / Т. В. Синюгина; Южно-рос. гос. техн. ун-т. -Новочеркасск, 2008. - 168 с.
10. Столяренко, Л.Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 476 с. - (Высшее образование).
11. Фромм, Э. Человеческая ситуация /
Э. Фромм; пер. с англ. под ред. Д.А. Леонтьева. - М. : Смысл, 1994. - 238 с.
12. Шрамко, Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук/Н.В. Шрамко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 219 с.
Поступила в редакцию 26 января 2012 г.