ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
179 2007. №2
УДК 331 (075.5)
Н.Н. Олимских
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Рассмотрены содержание социальной защиты населения, ее формы и виды, особенности социального страхования и социальной помощи, дано авторское определение социальной защиты населения.
Ключевые слова: социальная защита, социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, население, адресность.
Одной из форм конкретной практической реализации социальноэкономической политики является социальная защита населения (в некоторых источниках - защита социальная).
Категория «социальная защита населения» не нова и имеет свою историю. Первые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в конце XIX в., когда государство выделяло весьма значительные средства на различные социальные программы. Широко известны американский Закон по социальной безопасности (1935), предусматривающий оказание помощи престарелым и нетрудоспособным, опыт Новой Зеландии (1938), нашедший отражение в международных законодательных актах (конвенциях МОТ).
Что касается нашей страны, стоит отметить, что практическая реализация социальной защиты в Советском Союзе (СССР) находила отражение в виде организации социального обеспечения, которое представляло собой государственную систему социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию граждан страны в старости и при нетрудоспособности, а также других лиц, нуждающихся в помощи, за счет общественных фондов потребления.
Общественные фонды потребления являлись частью национального дохода социалистического общества и использовались наряду с оплатой по труду для более полного удовлетворения потребностей населения. Источниками финансирования общественных фондов потребления были средства государственного бюджета, предприятий, общественных организаций. При этом преобладающая часть средств поступала из госбюджета (70%). Государственные предприятия и организации за счет прибыли создавали фонды социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства и др. В колхозах отчисляли средства на образование фонда культурно-бытовых мероприятий, фонда социального обеспечения и материальной помощи колхозникам. Средства этих фондов также участвовали в формировании общественных фондов потребления.
Посредством общественных фондов потребления государство воздействовало на формирование структуры доходов и потребления в целях создания относительно равных условий или выравнивания социально-экономического
положения различных социальных групп, слоев и классов, а также для содержания нетрудоспособных.
Средства из общественных фондов потребления поступали населению в виде денежных выплат, в форме бесплатного или льготного обслуживания. К денежным выплатам относились пенсии, пособия, стипендии. К бесплатным льготным услугам относилось обучение, лечение, услуги культурнопросветительных и спортивных организаций, общественное воспитание детей, организованный отдых, а также расходы государства на содержание жилого фонда.
Основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: многообразие его видов, всеобщность, предоставление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств, высокий уровень обеспечения.
Средства, направляемые на социальное обеспечение, сосредотачивались в государственном бюджете, в бюджете государственного социального страхования, в централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников и централизованном союзном фонде социального страхования колхозников.
Общее руководство социальным обеспечением в СССР осуществляли высшие органы государственной власти и государственного управления. Верховный Совет СССР принимал законы по вопросам социального обеспечения. Он утверждал планы экономического и социального развития и государственный бюджет СССР, которые предусматривали основные мероприятия по социальному обеспечению и ассигнования на эти цели. На основе этих законов Совет Министров СССР издавал постановления, регламентирующие и детализирующие порядок проведения в жизнь важнейших вопросов социального обеспечения. Непосредственное руководство и управление социальным обеспечением отнесены были к ведению союзных и автономных республик.
Краевые, областные, городские и районные Советы народных депутатов, их исполнительные комитеты и постоянные депутатские комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению руководили социальным обеспечением и контролировали его реализацию на своей территории.
Такой подход к организации социального обеспечения в Советском Союзе не назывался социальной защитой. Представлялось, что в условиях социализма защищать людей не от кого и не от чего, их нужно обеспечивать.
Подобное отношение к социальной защите, на наш взгляд, складывалось потому, что в советской Конституции было определено право человека на труд, гарантировалось трудообеспечение, провозглашалось отсутствие безработицы и гарантировалось обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и т.д.
Становление рыночных отношений в России обострило социальные проблемы, породило безработицу и другие характерные для рыночного хозяйствования черты и особенности. В статье 37 Конституции Российской Федерации (1993) появилась формулировка о труде свободном, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Однако, на наш взгляд, сочетание длительной (в течение 70 лет) социалистической идеологизации населения с конституционным правом на труд и широким диапазоном социальных государственных обязанностей сыграло свою отрицательную роль в 90-х гг. в России. Во-первых, в течение пусть даже непродолжительного времени, но все-таки страна существовала в условиях законодательного вакуума (а по некоторым вопросам социального характера до настоящего времени либо нет вообще четкого законодательства, либо оно существует и наполнено серьезными недостатками и проблемами, которые нужно заполнять соответствующими инструкциями). Во-вторых, преодоление устоявшихся идеологических и психологических позиций, которые еще и существенно ориентированы (или влияют) на материальное благосостояние, - дело сложное и небыстрое. В-третьих, законы рынка объективны и они оказали свое влияние (позитивное или негативное) на политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране, что в настоящее время принято называть ходом реформ, периодом реформ, результатом реформ и т.д. В таких условиях, естественно, и практики, и ученые обратились к изучению зарубежного опыта, и данное обращение не исключило необходимость изучения организации социальной защиты за рубежом, использования этой категории и направления практической деятельности, создания системы социальной защиты в России с ориентацией именно на такую категорию, как «социальная защита населения», потому что в условиях рынка необходима именно зашита, а возможно, и защита в виде обеспечения.
Социальной защите населения уделено достаточно большое внимание в работах Э. Доллана, Дж Сакс., Е.Д. Катульского, Б.В. Ракитского, Л. Ржани-циной, В. Д. Роика, Г.Х. Гендлера, Н.А. Горелова, Е. Тишина, Д.Г. Дорохина, Г. В. Сулеймановой и других авторов. Вместе с тем в ходе изучения существующих мнений и определений нами выявлена необходимость уточнения, доработки и разработки некоторых позиций.
В литературе «социальная защита населения» трактуется в широком и узком смысле.
Сгруппируем наиболее распространенные точки зрения по поводу сущности «социальной защиты населения».
Позиция специалистов МВТ: «Широкий подход - охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда» [1;8]. На наш взгляд, отрицательным моментом этой позиции является ограничение сферы жизнедеятельности человека процессом труда. Социальная защита населения за пределами трудоспособного возраста, как нам представляется, в этом определении не предусмотрена. «Узкий подход - охватывающий социальное страхование и социальную помощь (как механизм социальной защиты)»[1;15].
Мнение В.Д.Роика по поводу содержания социальной защиты таково: в широком смысле - «это комплекс мер по защите работников от социальных рисков... охватывает всю сферу жизнедеятельности работников», в узком смысле - «отдельные составляющие этой сферы» [2. С.31].
Другие отечественные авторы приводят свои определения относительно «социальной защиты населения» только в широком смысле слова.
Б.В.Ракитский: «...тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе» [3. С. 5].
В.К.Сенчаков: «... - это определенный комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности» [4. С. 4].
В.И.Щербаков: «... многогранная система взаимосвязанных со всеми законодательными и исполнительными решениями разных уровней экономических, правовых и социальных гарантий того, что будут соблюдены важнейшие социальные права каждого члена общества» [5. С.9].
Н.А.Горелов: «... - действия, обеспечивающие реализацию социальных гарантий. Обеспечивается путем создания систем социального страхования и социальной помощи. Выделяется активная социальная зашита {предполагает активную политику на рынке труда и привлечение средств граждан в систему социального страхования) и пассивная социальная защита (заключается в преимущественном использовании средств государственных и общественных организаций)» [6.С.159].
Е. В. Тишин: «...система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающих всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада ... а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям ... преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в различных ее формах» [7. С.12].
В кандидатской диссертации Д.Г.Дорохина социальная защита в широком смысле слова представлена тремя блоками (или подсистемами):
- социальная защита трудоспособного населения, работающего (занятого) населения;
- социальная защита нетрудоспособного и социально слабого населения;
- защита жизненных прав и интересов всего населения в социальнокультурной сфере (образование, охрана здоровья, культура).
Причем второй из приведенных блоков Д.Г. Дорохин называет социальной защитой в узком смысле слова (собственно социальной защитой). [8. С.14].
Приведенные выше точки зрения позволяют говорить о том, что многие авторы рассматривают социальную защиту населения в широком и узком смысле, выделяют активную и пассивную социальную защиту, в качестве ее объекта выделяют трудоспособное, социально уязвимое и другие категории населения. В этом многообразии, нам представляется, видны преимущества и недостатки отдельных определений.
Мы считаем, что все приведенные трактовки социальной защиты населения, во-первых, имеют право на существование, во-вторых, не лишены недостатков, поскольку некоторые из них ориентированы не на раскрытие (отражение) сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий и прав, на общественный порядок, поддержку трудоспособного и нетрудоспособного населения, то есть на конкретные меры или практические
мероприятия.
«Современный экономический словарь» (1998) также содержит рассматриваемую категорию, но не вносит существенного уточнения в ее смысл: «Защита социальная - совокупность принимаемых государством мер по социальной защите и поддержке населения». В приведенном определении мы видим даже тавтологию.
Учитывая вышеизложенное, а также рассмотрев другую имеющуюся литературу по проблемам социальной защиты населения, сформулируем своё определение рассматриваемой категории.
Мы полагаем, что социальная защита населения - это теоретикоэкономическая категория и конкретная социально-экономическая практическая деятельность, предполагающая определение и выявление актуальных направлений и установленный порядок обеспечения достойных условий жизни и свободного развития всех групп населения социального государства посредством проведения им социально-экономической политики, основанной на действующих в данной стране международных, общенациональных (разработанных и принятых в этой стране), региональных нормативнозаконодательных актах.
Причем поскольку под социальной защитой населения мы понимаем еще и конкретную социально-экономическую практическую деятельность, нацеленную на защиту населения от всех видов риска, в том числе социального, экономического, профессионального, постольку считаем вполне правомерным использование категорий «социальная защита» и «социально-экономическая защита» как синонимов. В дальнейшем это положение следует учитывать.
Широкий смысл этого понятия заключается в выявлении актуальных на определенный период направлений социальной защиты всех групп населения (трудоспособных, нетрудоспособных, социально уязвимых и т.д.) с учетом национальных, региональных особенностей и обеспечении им достойных условий жизни и свободного развития.
Узкий смысл категории «социальная защита населения», на наш взгляд, заключается в обеспечении практической защищенности каждой из групп населения в соответствии с проводимой социально-экономической политикой и имеющейся нормативно-законодательной базой, которая и предусматривает социальные гарантии, льготы и т.п.
Социальные гарантии - это конкретное проявление социальной защиты конкретной группы населения. Гарантировать и выполнять гарантии - это конкретные обязательства и дела (мероприятия, бюджеты и т.п.), имеющие адресную направленность, содержание, смысл. Отличительной особенностью наших рассуждений является то, что широкий и узкий смысл понятия «социальная защита населения» сводится не к делению населения на различные категории, а ориентирован на тот уровень и объем задач, которые решаются на определенном этапе социально-экономического развития страны, региона, административной территории, определяя здесь направления социально-экономической политики.
Социальная защита, на наш взгляд, может быть представлена в раз-
личных видах:
- непосредственной защиты (например, установление гарантированной минимальной оплаты труда, тарифной ставки первого разряда и т.д.);
- самозащиты (например, в настоящее время в России в соответствии с законодательством человеку предоставлено право работать в нескольких организациях без ограничения размера доходов, с условием представления информации в виде декларации о доходах в налоговые органы. Стремление получить больше средств к существованию при наличии свободного времени, мы полагаем, можно рассматривать как вариант самозащиты, разрешенной законодательством);
- поддерживающей защиты (например, пенсионное обеспечение, адресные пособия, дотации и др.);
- профилактической защиты (например, создание благоприятных условий труда на производстве, внедрение комплекса мер по профилактике профзаболеваний, проведение инструктажа и др.);
- компенсационной защиты (например, пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по инвалидности и др.).
Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной:
денежная - это обеспечение своевременной выплаты заработной платы, правильная организация оплаты труда, трудовые пенсии (по старости с учетом стажа, участникам войны, инвалидам ВОВ), социальные пенсии (инвалидам с детства, детям, потерявшим родителей, лицам старше трудоспособного возраста, не имеющим трудового стажа), пособия семьям с детьми, пособие по безработице и др;
неденежная - оказывается наиболее беззащитным и беспомощным группам населения в виде специального обслуживания (в том числе в домах престарелых, пансионатах, интернатах), бесплатного питания, отделения дневного пребывания в стационарах, посещения на дому, психологической помощи.
В числе методов реализации социальной защиты населения в условиях рынка считаем целесообразным выделить следующие:
- нейтрализация инфляции (преодоление обесценения пособий, заработной платы, пенсий в связи с повышением стоимости жизни, удорожания потребительской корзины и всего бюджета прожиточного минимума) посредством индексации - процентное увеличение пособий, пенсий, заработной платы в связи с процентным ростом цен; компенсации - предоставление специальных денежных выплат получателям пособий, пенсий в связи с ростом цен;
- разграничение видов социальной помощи;
- оценка нуждаемости;
- выделение интересов детей, инвалидов, пенсионеров в качестве приоритетных;
- переход на заявительную форму предоставления помощи;
- адресность социальной помощи.
По мнению специалистов Международного бюро труда, социальная защита может осуществляться в виде социального страхования и социальной помощи.
Мы разделяем эту точку зрения.
Социальное страхование - особая организационно-правовая форма социального обеспечения. Государственное социальное страхование в России сегодня реализуется через государственные внебюджетные социальные фонды.
Негосударственные социальное страхование представлено в России негосударственными пенсионными фондами, негосударственным медицинским страхованием.
В системе социальной защиты населения следует выделить направление практического характера - социальное обслуживание. Это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальные службы - учреждения, организации, независимо от формы собственности предоставляющие социальные услуги.
Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры психологопедагогической помощи, специальные дома для одиноких и престарелых, геронтологические центры, иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оценка Международной программы ПИАКТ МВТ. Женева, 1984. 87с.
2. Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. М.: Черноголовка, 1994. 282 с.
3. Ракитский Б.В. Социальная защищенность и ее типы // Вопр. экономики. 1992. №7.
С.4-17.
4. Социальная защищенность в переходный период к рыночной экономике // Тез. доклада к Междунар. конф. 2-23 сентября 1993 г. ЮНЕСКО - Мировой Банк. Экономическая академия. Министерство экономики РФ. Россия. М, 1993. 31 с.
5. Советский рынок социальная защита человека. Учеб. пособие. М.: Дело, 1991. 203 с.
6. Г орелов Н.А., Тучков А.И. Энциклопедия труда и занятости. СПб; 1997. 239 с.
7. Тишин Е.В. Формирование и реализация социальной защиты населения при переходе к рыночной экономике: Автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. СПб.., 1994.26 с.
8. Дорохин Д.Г. Формирование региональной системы социальной защиты населения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 1998. 18 с.
9. Социальное страхование в России и зарубежных странах: Практ. пособие. М.: Ин-т труда, 1997. 176 с.
Поступила в редакцию 19.11.06
N.N. Olimskih
Social Welfare and Safety: concept and content
The article deals with the issues of social security of population in current situation in Russia.
Олимских Нина Николаевна
Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»
426034, Россия, г.Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Тел. (3412) 916-067
E-mail: [email protected]. udm. ru