ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛУГ социальной защиты И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Казибекова Н.А., к.э.н., профессор кафедры экономической теории ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматриваются вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации. Также рассмотрены особенности и цели, системы и подсистемы социальной защиты.
Ключевые слова: социальная защита, помощь населению, «страховочный пояс», социальные гарантии, социальное страхование.
QUESTIONS OF FORMATION OF SERVICES OF SOCIAL PROTECTION AND THE HELP TO THE POPULATION IN THE CONDITIONS OF A CRISIS SITUATION
Kazibekova N., The professor of chair of an economic theory GOU VPO The Dagestan state pedagogical university
In the given article questions offormation ofservices of social protection and the help to the population in the conditions of a crisis situation are considered. Also features and the purposes, systems and social protection subsystems are considered.
Key words: Social protection, The help to the population, «Safety harness», Social warranties, Social insurance.
В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологичес-ких, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода «страховочный пояс», который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно [1]. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как:
- средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;
- государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.
Объектом социальной защиты выступают все группы населения.
При этом необходимо отметить, что существуют два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:
1. Социальная защита населения - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.
2. Социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.
Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства
рабочей семьи.
Цель социальной защиты населения на современном этапе социально-экономического развития в условиях кризисной ситуации в России следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.
Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России следующих задач:
- разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;
- разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить кризисные явления, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;
- учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;
- обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;
- разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.
Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).
Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.
В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в который происходит изменение индекса стоимости жизни.
Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской,
Рис. 1. Система социальной защиты населения
юридическои, психологическои помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:
по содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической, профессиональнотрудовой;
по деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая - работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная - людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия - центральным звеном системы прямых денежных выплат.
Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [2]. Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.
Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи - обеспече-
ние в натуральной и денежной форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.
Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах:
1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь - это нуждаемость, т.е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.
2. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.
3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.
4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
5. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.
6. Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.
7. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.
8. Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения».
В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
- субъекты социальной защиты - граждане и члены их семей,
на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
- формы и виды социальной защиты граждан;
- органы социальной защиты населения;
- программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социаль-но-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
Литература:
1. Волгина Н.А. Социальная политика. Учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
2. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95. № 195 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995.-№50.-Ст.4872.
СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Казибекова Н.А., к.э.н., профессор кафедры экономической теории, Атаева В.Х., к.э.н., доцент кафедры аудита и финансового контроля, ГОУ ВПО Дагестанский государственный технический университет
В данной статье рассматриваются субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России, раскрываются новые для российской науки и практики понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка».
Ключевые слова: социальная защита населения, органы социальной защиты, структура социальной защиты, потребительная корзина, основные социально-демографические группы населения.
SUBJECTS, OBJECTS AND MECHANISMS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN MODERN RUSSIA
Kazibekova N., The professor of chair of an economic theory, Ataeva V., The senior lecturer of chair of audit and financial control GOU VPO The Dagestan state technical university
In the given article subjects, objects and mechanisms of social protection of the population in modern Russia are considered, «the social help» and «social support» reveal new to the Russian science and concept practice.
Key words: Population social protection, Social protection bodies, Structure of social protection, consumer basket, the basic is social-demographic national groups.
Особое место в системе социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальной защиты населения.
Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:
- первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;
- вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;
- третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;
- четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста.
- пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся
социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.
Выделяют следующие группы органов социальной защиты населения:
В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:
а) Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.
б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.
В связи с этим, например, в январе 2006 года в Республике Дагестан принято постановление Правительства Республике Дагес-