— ПОЛИТОЛОГИЯ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-4-9 УДК 36
Attribution
сс Ьу
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ, ВЕТЕРАНОВ, ЛЮДЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
Понеделков A.B.1, Аверин А.Н.2, Бутова A.C.3, Алборова Д.В.4
1 Южно-Российский институт управления -филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Московский гуманитарно-экономический университет, 4Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация. Тема исследования актуальна поскольку государство уделяет значительное внимание социальной защите инвалидов, ветеранов, людей, которые подверглись радиационному воздействию в результате радиационных катастроф. Цель статьи - рассмотрение социальной защиты граждан, подвергнувшихся радиационному воздействию. В качестве объектов исследования выбраны инвалиды, ветераны, люди, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Методами исследования являются статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция. Полученные результаты отражают использование основных положений закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральных законов о социальной защите инвалидов, о ветеранах, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, доклада об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год. Использованы официальные данные статистики. Рассмотрены меры социальной защиты инвалидов, реабилитация, абилитация, сопровождаемое проживание, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов, социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, труда. Показаны меры социальной поддержки людей, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Основной вывод предполагает необходимость дальнейшего развития системы социальной защиты инвалидов, ветеранов, людей, подвергшихся воздействию радиации, увеличения размеров денежных выплат. Обзор литературы дает основание для утверждения о наличии таких опубликованных работ, как организация и содержание работы по социальной защите инвалидов, пути совершенствования системы социальной защиты инвалидов, стратегия формирования системы социальной защиты инвалидов в контексте социально-экономического и демографического профиля региона, развитие института медико-социальной экспертизы и социальной защиты инвалидов, социальная защита инвалидов боевых действий, медико-социальные аспекты заболеваемости, инвалидности и реабилитации инвалидов, профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов боевых действий и военной службы, социальная защита инвалидов как фактор повышения эффективности социального менеджмента, социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, правовой статус защитников Отечества-ветеранов боевых действий, ресоциализация ветеранов специальной военной операции, вернувшихся на рабочие места, социальная поддержка пострадавших от радиации.
Ключевые слова: абилитация, ветеран, жизнедеятельность, инвалид, индивидуальная программа катастрофа, радиация, реабилитации, абилитации, реабилитация.
© Понеделков A.B., Аверин А.Н., Бутова A.C., Алборова Д.В.
— ПОЛИТОЛОГИЯ —
SOCIAL PROTECTION AND SUPPORT FOR THE DISABLED, VETERANS, PEOPLE EXPOSED TO RADIATION OF ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CULTURE
Alexander V. Ponedelkov1, Alexander N. Averin2, Anastasia S. Butova3, Dina V. Alborova4
South Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Moscow University of Humanities and Economics, 4South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract. The topic of the study is relevant, since the state pays considerable attention to the social protection of the disabled, veterans, and people who have been exposed to radiation as a result of radiation disasters. The purpose of the article is to consider the social protection of the disabled, veterans and people exposed to radiation. Disabled people, veterans, people exposed to radiation as a result of the disaster at the Chernobyl nuclear power plant, in the Mayak production association, nuclear tests at the Semipalatinsk test site were chosen as objects of research. The research methods are the statistical method, analysis and synthesis, deduction and induction. The results obtained reflect the use of the main provisions of the law on the social protection of citizens exposed to radiation as a result of the Chernobyl disaster, the federal laws on the social protection of the disabled, on veterans, the social protection of citizens exposed to radiation as a result of the accident in 1957 at the Mayak Production Association and the discharge of radioactive waste into the Techa River, social guarantees for citizens exposed to radiation as a result of the nuclear tests at the Semipalatinsk test site, the Report on the results of the work of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation in 2023 and tasks for 2024. Official statistics were used. Measures of social protection of the disabled, rehabilitation, habilitation, assisted living, provision of the disabled with technical means of rehabilitation, an individual rehabilitation or habilitation program for the disabled, social support for veterans of the Great Patriotic War, military operations, military service, labor are considered. Measures of social support for people exposed to radiation as a result of the disaster at the Chernobyl nuclear power plant, the accident at the production association «Mayak», nuclear tests at the Semipa-latinsk test site are shown. The main conclusion suggests the need for further development of the system of social protection of the disabled, veterans, people exposed to radiation, and an increase in the amount of monetary payments. The review of the literature gives grounds for asserting the existence of such published works as the organization and content of work on the social protection of the disabled, ways to improve the system of social protection of the disabled, the strategy for the formation of the system of social protection of the disabled in the context of the socio-economic and demographic profile of the region, the development of the institute of medical and social expertise and social protection of the disabled, the social protection of disabled combatants, medical and social aspects Morbidity, Disability and Rehabilitation Vocational rehabilitation and employment of disabled veterans of military operations and military service, social protection of disabled people as a factor in improving the effectiveness of social management, social protection of veterans of the Great Patriotic War, labor veterans, legal status of defenders of the Fatherland who are veterans of military operations, resociali-zation of veterans of the special military operation who returned to their jobs, social support for victims of radiation.
Keywords: habilitation, vital activity, disabled, individual program catastrophe, radiation, rehabilitation, habilitation, rehabilitation.
Введение. Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения, компенсации ограничений жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества [1].
Инвалидам оказывается социальная поддержка, которая предусматривает меры, обеспечиваю-
щие социальные гарантии инвалидам, устанавливаемые законами, иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Результаты. Обсуждение.
Инвалидом является человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вы-
© Понеделков A.B., Аверин А.Н., Бутова A.C., Апборова Д.В.
— ПОЛИТОЛОГИЯ —
зывающее необходимость его социальной защиты.
Признание человека инвалидом и определение его потребностей в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, осуществляется при медико-социальной экспертизе на основе оценки ограничений.
Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида как комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Для обеспечения жизнедеятельности инвалидов:
- им оказывается медицинская помощь;
- осуществляются обеспечение беспрепятственного доступа к информации, использование факсимильного воспроизведения собственноручной подписи для инвалидов по зрению, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, жильем, образованием, занятости;
- устанавливаются квоты для приема на работу, создаются специальные рабочие места для трудоустройства, условия труда;
- обеспечивается социальная занятость, которая означает деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с российским законодательством о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных простых видов деятельности исключительно с помощью других людей.
Социальная занятость направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
С 2006 года увеличился объем субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов с 500 млн руб. в 2006 году до 1 млрд 726,936 млн рублей в 2023 году [3].
© Понеделков A.B., Аверин А.Н., Бутова A.C., Алб
Целевыми направлениями использования субсидий являются:
- 60 % - на проведение мероприятий в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- 23 % - на модернизацию производства предприятий в составе общероссийских общественных организаций инвалидов;
- 15 % - на техническое переоборудование и ремонт лечебно-профилактических учреждений, находящихся в их составе иных помещений, зданий, в которых осуществляются мероприятия по реабилитации и трудоустройству инвалидов;
- 3 % - на осуществление информационной и редакционно-издательской деятельности в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Благодаря государственной финансовой поддержке, предприятия обеспечили трудоустройство более 6,5 тыс. инвалидов.
В 11 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья созданы специальные условия для получения образования по 26 адаптированным программам среднего профессионального образования технического, социальноэкономического, гуманитарного профилей. Контингент обучающихся - более 2 тыс. человек. Ежегодный прием обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 600 чел, ежегодный выпуск студентов - 400 чел., уровень трудоустройства которых - 70-75 %.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
- пенсионное обеспечение, выплату пособий;
- получение ежемесячной денежной выплаты;
- предоставление жилых помещений;
- компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи [4].
Социальная защита людей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусматривает систему мер, обеспечивающую социальные гарантии людям, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [5]. Социальная защита реализуется посредством социальной поддержки.
Меры социальной поддержки предоставляются при условии постоянного проживания, работы л ю дей непосредственно перед предоставлением мер:
.В.
— ПОЛИТОЛОГИЯ —
- в зоне отселения - не менее 1 года;
- в зоне проживания с правом на отселение -не менее 3 лет;
- в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Исключение составляют дети независимо от места их рождения, чьи родители, один из родителей непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали, работали в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом, при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах.
Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на зоны отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Осуществляются возмещение вреда и меры социальной поддержки людей:
- получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;
- участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- людей, занятых на работах в зоне отчуждения;
- эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных, переселяемых из зоны отселения;
- постоянно проживающих, работающих на территории зоны проживания с правом на отселение;
- зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
- занятых на работах в зоне отселения, не проживающих в этой зоне;
- выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
- организация медицинского обслуживания и радиационной защиты пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- меры социальной поддержки детей и подростков.
В зависимости от категории граждан, установлена ежемесячная денежная выплата людям, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в размерах 309; 464; 772; 1236; 1544 рубля.
Осуществляется пенсионное обеспечение людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежегодно:
- компенсация за вред здоровью людям, получившим, перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы;
- инвалидам и членам семей людей, погибших, умерших вследствие чернобыльской катастрофы;
- компенсация за вред здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Людям, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для людей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [6].
Осуществляется социальная поддержка российским гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне [7]. Людям, получившим суммарную накопленную эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются:
- внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
- обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
- ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 394 рубля 83 копейки на приобретение продовольственных товаров;
- доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на ниже-оплачиваемую работу, которая осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
- выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт.
Мерами социальной поддержки являются:
- преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы в организации, первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации данной организации;
© Понеделков А.В., Аверин А.Н., Бутова А.С., Алборова Д.В.
— ПОЛИТОЛОГИЯ —
- назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
- преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
- использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
- внеочередное вступление в жилищностроительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, внеочередное обеспечение земельными участками для строительства гаражей для собственных нужд, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
- компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %.
Одному из родителей, бабушке, дедушке, опекуну, попечителю детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения людей, получивших суммарную, накопленную эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки:
- пребывание с больным ребенком в лечебном учреждении по рекомендации врачей в течение всего времени лечения;
- выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения, совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере 100 % среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд пенсионного и социального страхования, независимо от продолжительности страхового стажа;
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
- ежемесячная компенсация в размере 56 рублей 60 копеек на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в период образовательного процесса по медицинским показаниям, ежемесячная компенсация в размере 291 рубля на питание обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям.
Люди, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату, которая устанавливается в размере:
- получившим дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 1236 рублей;
- более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения людей, получивших более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 387.
Меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации. В 2022 году 95 человек, подвергшихся воздействию радиации, получили регулярную денежную выплату, ее средний размер - 1389 рублей в месяц на одного получателя, 57550 руб. - единовременную денежную выплату, средний размер которой - 3791 руб. [2].
Заключение.
В завершение проведенного исследования авторы пришли к выводу о необходимости обеспечения в увеличенном, достаточно полном объеме реализации мер, определенных в российском законодательстве, по социальной защите всех категорий инвалидов, ветеранов, людей, пострадавших в результате радиационных катастроф. Более того, исходя из сумм, указанных в ряде цитируемых нормативных документов, мы полагаем, что необходима индексация тех из них, которые, судя по всему, не изменялись со времени Чернобыльской аварии.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
© Понеделков А.В., Аверин A.H., Бутова А.С., Алборова Д.В.
— ПОЛИТОЛОГИЯ —
Литература:
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2023. Статистический сборник // Soc_pol_2023.pdf. URL : rosstat.gov.ru
3. Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год. URL : https://mintrud.gov.ru
4. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
5. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
6. Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
7. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». URL : ttps://ivo.garant.ru
References:
1. Federal Law of November 24, 1995 № 181-FZ «On Social Protection of Invalids in the Russian Federation». URL : garant.ru
2. Social status and standard of living of the population of Russia. 2023. Statistical Collection // Soc_pol_2023.pdf. URL : rosstat.gov.ru
3. Report on the results of the work of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation in 2023 and tasks for 2024. URL : https://mintrud.gov.ru
4. Federal'nyy zakon ot 12 yanvarya 1995 goda № 5-FZ «O veteranakh» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
5. Law of the Russian Federation of May 15, 1991 № 1244-I «On the social protection of citizens exposed to radiation as a result of the Chernobyl disaster» // GA-RANT System. URL : garant.ru
6. Federal Law of November 26, 1998 № 175-FZ «On Social Protection of Citizens of the Russian Federation, Exposed to Radiation as a Result of the Accident in 1957 at the Production Association «Mayak» and Radioactive Waste Discharges into the Techa River» // SISTEMA GARANT. URL : garant.ru
7. Federal Law of January 10, 2002 № 2-FZ «On social guarantees for citizens exposed to radiation as a result of nuclear tests at the Semipalatinsk test site». URL : ttps://ivo.garant.ru
Информация об авторах
Понеделков Александр Васильевич
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор политических наук,
профессор,
профессор кафедры политологии и этнологии,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской Академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 [email protected]
Бутова Анастасия Сергеевна
кандидат политических наук,
доцент кафедры международных отношений
и международного права,
Московский гуманитарно-экономический университет [email protected]
Alexander V. Ponedelkov
Honored Scientist of the Russian Federation,
Doctor of Political Sciences,
Professor,
Professor of the Department
of Political Science and Ethnology,
South Russian Institute of Management -
branch of the Russian Academy
of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophy, Professor,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 [email protected]
Anastasia S. Butova
Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations and International Rights, Moscow University of Humanities and Economics [email protected]
© Понеделков А.В., Аверин А.H., Бутова А.С., Алборова Д.В. 85
— ПОЛИТОЛОГИЯ —
Алборова Дина Владимировна
аспирантка кафедры политологии,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Dina V. Alborova
Postgraduate Student of the Department of Political Science, South Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
© Понеделков A.B., Аверин A.H., Бутова A.C., Алборова Д.В.