Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ И КОНФРОНТАЦИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ И КОНФРОНТАЦИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1851
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
социальная солидарность / социальное сотрудничество / конфронтация / пандемия / коронавирус COVID-19 / социальное неравенство / социальное здоровье / поведенческие стратегии / social solidarity / social cooperation / confrontation / pandemic / COVID-19 coronavirus / social inequality / social health / behavioral strategies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семина Татьяна Васильевна, Тыртышный Алексей Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы социальной солидарности и конфронтации мирового сообщества и российского общества в период пандемии коронавируса COVID-19. Авторами представлены основные характеристики и показана масштабность новых этических и социальных норм, возникших из-за пандемии, а которые имеют далеко идущие последствия. Исследуются экономические последствия пандемии COVID-19, которые усугубляют социальное неравенство и могут привести к социальной и политической дестабилизации в разных странах мира. Рассматриваются перспективные направления активного сотрудничества общества и государства, обусловленные формированием новых представлений о мире, становлением новой социальной реальности в условиях мировой пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SOLIDARITY AND CONFRONTATION DURING THE COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC: SOCIAL AND LEGAL ASPECTS

The article deals with topical issues of social solidarity and confrontation between the world community and Russian society during the COVID-19 coronavirus pandemic. The authors present the main characteristics and show the scale of new ethical and social norms that have emerged due to the pandemic, and which have far-reaching consequences. The article examines the economic consequences of the COVID-19 pandemic, which exacerbate social inequality and can lead to social and political destabilization in different countries of the world. The article considers promising areas of active cooperation between society and the state, due to the formation of new ideas about the world, the formation of a new social reality in the context of a global pandemic.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ И КОНФРОНТАЦИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

G^ ПОЛИТИКА И ПРАВО /®D

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10701

СЕМИНА Татьяна Васильевна,

доктор социологических наук, старший научный сотрудник кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail: stv.semina1911@yandex.ru

ТЫРТЫШНЫЙ Алексей Александрович,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

e-mail: atyrt@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы социальной солидарности и конфронтации мирового сообщества и российского общества в период пандемии коронавируса COVID-19. Авторами представлены основные характеристики и показана масштабность новых этических и социальных норм, возникших из-за пандемии, а которые имеют далеко идущие последствия. Исследуются экономические последствия пандемии COVID-19, которые усугубляют социальное неравенство и могут привести к социальной и политической дестабилизации в разных странах мира. Рассматриваются перспективные направления активного сотрудничества общества и государства, обусловленные формированием новых представлений о мире, становлением новой социальной реальности в условиях мировой пандемии.

Ключевые слова: социальная солидарность, социальное сотрудничество, конфронтация, пандемия, коронавирус COVID-19, социальное неравенство, социальное здоровье, поведенческие стратегии.

СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ И КОНФРОНТАЦИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

SEMINA Tatiana Vasilievna,

Doctor of Sociological Sciences, Senior Researcher of the Department of Modern Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

TYRTYSHNY Alexey Alexandrovich,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department Sociology of Family and Demography of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

SOCIAL SOLIDARITY AND CONFRONTATION DURING THE COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC: SOCIAL AND LEGAL ASPECTS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Annotation. The article deals with topical issues of social solidarity and confrontation between the world community and Russian society during the COVID-19 coronavirus pandemic. The authors present the main characteristics and show the scale of new ethical and social norms that have emerged due to the pandemic, and which have far-reaching consequences. The article examines the economic consequences of the COVID-19 pandemic, which exacerbate social inequality and can lead to social and political destabilization in different countries of the world. The article considers promising areas of active cooperation between society and the state, due to the formation of new ideas about the world, the formation of a new social reality in the context of a global pandemic.

Key words: social solidarity, social cooperation, confrontation, pandemic, COVID-19 corona-virus, social inequality, social health, behavioral strategies.

В Преамбуле к уставу ВОЗ ООН отмечается, что «просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа» [20]. Эта, часто цитируемая политико-правовая идеологема, содержит в себе одну из ключевых задач данной универсальной международной организации в сфере охраны здоровья - ориентацию на просветительскую работу и на активное сотрудничество общества и государства в деле улучшения здоровья людей.

Очевидно, что именно просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество общества и государства в деле охраны здоровья важны как в обычных условиях функционирования внутригосударственных и международных организаций, так и тогда, когда возрастает значимость влияния общественного мнения на сотрудничество или противоборство в чрезвычайных условиях, например, в период какой-либо пандемии или эпидемии.

11 марта 2020 года на пресс-брифинге Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения было объявлено о начале новой мировой пандемии - коронавируса COVID-19. В выступлении Генерального директора ВОЗ отмечалось, что пандемия затронула 114 стран из около 200, входящих в разной форме в систему ВОЗ. При этом на начало марта 2020 года в обоснование принятого ВОЗ решения приводились следующие цифры: «выше 90 процентов от 118 тыс. случаев, зарегистрированных в 114 странах мира, приходится на долю всего четырех стран, две из которых - Китай и Республика Корея -наблюдают существенно уменьшающиеся эпидемии. В 81 стране не зарегистрировано ни одного случая заболевания, а в 57 странах зарегистрировано не более чем по 10 случаев» [4]. В этом обращении ВОЗ также подчеркивалась необходимость консолидации усилий мирового сообщества в деле сохранения общественного здоровья и координации мер по противодействию новой коро-навирусной инфекции.

Известно, что правительства государств несут ответственность за здоровье своих наро-

дов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера в области охраны здоровья населения. Пандемия научила людей и общество в целом больше ценить жизнь и собственное здоровье, обнаружила новые связи социального здоровья и безопасности, взаимодействия человека и общества, научила критериям принятия человеком социальных норм и ценностей в период мировой эпидемии. В то же время пандемия коронавируса COVID-19 стала вызовом не только для врачей, но и для населения всей планеты. Она превратилась в социальное бедствие глобального масштаба, не только с медицинскими, но также экономическими, юридическими и социальными последствиями.

В 21 статье V Главы Устава Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что «Ассамблея здравоохранения имеет полномочия устанавливать права, касающиеся: а) санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; Ь) номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; с) стандартов диагностических методов исследования для их международного использования; d) стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; е) рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле [6].

За месяцы, прошедшие после объявления ВОЗ пандемии коронавируса, большинством стран были приняты решения и обозначены конкретные меры в пределах обозначенной компетенции ВОЗ и направленные на решение выдвинутых ею четырех основных задач:

- во-первых, принятия мер по обеспечению готовности;

- во-вторых, выявления больных, оказание им помощи и лечения;

- в-третьих, предупреждение дальнейшего распространения инфекции;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

- в-четвертых, поиск инновационных решений и изучение опыта [6].

Принятие таких мер продемонстрировало максимальную солидарность ряда стран и их присоединение к принимаемым ВОЗ решениями, особенно - на начальном этапе пандемии. Позднее, по мере распространении пандемии на другие страны и, прежде всего США, стала формироваться иная стратегия взаимодействия с ВОЗ -стратегия противостояния и недоверия.

Таким образом, несмотря на неоднозначное отношение к оценке эффективности мер, принимаемых ВОЗ в рамках борьбы с пандемией в целом, в общественном мнении стал наблюдаться тренд двуполярной направленности - поддержки и координации мер по борьбе с пандемией с одной стороны, и критики в отношении мер ВОЗ - с другой [13]. О последнем, в частности, свидетельствует выступление Президента США Д. Трампа: «Сегодня я проинструктировал мою администрацию, чтобы она прекратила финансирование Всемирной организации здравоохранения, пока проводится оценка весьма ее халатной работы (по проблеме - ИФ) распространения коронавируса» [19].

При этом более 120 стран поддержали призыв Австралии провести независимое расследование причин распространения коронавируса, сообщает газета Гардиан [1]. Основные претензии со стороны критически настроенных государств были направлены на неисполнение или ненадлежащее исполнение основной функции ВОЗ в части просвещенного общественного мнения и солидарности действий общества и государств по борьбе с пандемией. То есть государства - критики не ставили под сомнение меры и решения чисто противоэпидемического и санитарно-гигиенического характера, но выдвигали претензии именно в части процедур информирования и присоединения к мерам ВОЗ для государств-участников. При этом особенно остро критика была направлена на меры ВОЗ и ее руководящих органов по расследованию причин пандемии и роли ряда государств в таком расследовании.

Следует отметить, что такого рода двуполяр-ная направленность общественного мнения вполне объяснима в период беспрецедентной для XXI века по своим масштабам и проявлениям пандемии коронавируса. Но, в тоже время, такие факторы как степень остроты дискуссии между лидерами мнений, глубина политико-правовых, социальных и экономических последствий решений, принимаемых в условиях пандемии, вызывают необходимость исследования специфики проявления двух основных стратегий социального взаимодействия государства и общества в период пан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

демии коронавируса - стратегии солидарности и стратегии конфронтации.

По мнению исследователей, солидарность как одну из стратегий поведения больших социальных групп можно рассматривать в рамках различных подходов [21, с. 90-93]. В широком смысле солидарность - это «особое состояние группового, корпоративного, коллективного сознания -ощущения взаимосвязи, чувство «мы», основанное на реальном положении данного сообщества во взаимодействиях с другими сообществами» [22, с. 439]. Под солидарностью также понимают «состояние готовности данной группы (социального слоя, этнической или иной общности) к совместным акциям для утверждения собственных интересов» [22, с. 439].

Проблема социальной солидарности, обеспечивающей стабильное состояние общества в разные периоды его развития и, особенно, в кризисные периоды, легла в основу особого учения в социологии - учения, основанного на согласии (консенсусе). «Социальный консенсус, как правило, достигается на основе согласования и взаимных уступок субъектов (групп, общностей, институтов, государств)» [10, с. 190]. Та или иная степень согласия в понимании целей обществ, развития и средств их достижения, как и согласованность в реальных достижениях, считалась необходимым условием успешного социального взаимодействия, сотрудничества и консолидации [10, с. 190].

В частности, основоположник понимающей социологии М. Вебер отмечал, что «действия, ориентированные на ожидание определенного поведения других, которые имеют вследствие этого эмпирически значимый шанс на то, что ожидания оправдаются, так как объективно существует вероятность того, что эти другие, несмотря на отсутствие какой-либо договоренности, практически отнесутся к таким ожиданиям как к «значимым» по своему смыслу для их поведения. Мотивы, исходя из которых можно ждать подобного поведения других, в концептуальном аспекте безразличны. Действия общества, ориентированные на шансы подобного «согласия», он называл действиями, основанными на согласии [3, с. 526].

На наш взгляд, на фоне мер, предпринимаемых правительствами стран по борьбе с пандемией коронавируса, можно отметить значительное число поведенческих действий различных социальных групп и, в целом общества, которые можно отнести к паттерну согласия и солидарности.

Так, следует согласиться с испанскими учеными Мартином-Фумадо, С. Гомесом-Дуран, Э.Л. Бенетом-Траве, Дж. Барберией-Маркалейн и Э. Аримани-Мансо, что «многие заинтересованные

стороны, похоже, не полностью поняли, что означает глобальный пандемический кризис и какие усилия предпринимаются для сдерживания этой чрезвычайной ситуации. Наши общества и системы здравоохранения не были готовы к пандемии COVID-19, и это подняло этические и медико-правовые проблемы. Ученые поясняют, что в Испании был очевидный конфликт между обязанностью врачей заботиться о пациентах и их правами защищать свое здоровье, свои семьи и близких. Тем не менее, заражение медицинских работников является неотъемлемым профессиональным риском для медицинских работников, и наш Уголовный кодекс наказывает специалистов, связанных с охраной здоровья населения, которые «не в состоянии оказать помощь» нуждающемуся лицу, но в то же время и для этих работников должны быть созданы надежные гарантии для того, чтобы они могли защитить себя» [24].

В целях борьбы с новой коронавирусной инфекцией в большинстве стран были приняты ограничительные и запретительные меры, которые формально не отвечали признакам чрезвычайной ситуации, но содержали предписания, характерные для них.

Например, формально в Российской Федерации и ряде других стран были приняты меры, которые характеризуются как режим повышенной готовности, а также иные ограничительные меры санитарно-эпидемиологического характера. Такие меры не соответствовали режиму чрезвычайной ситуации, который не был введен, но ориентировали государственные органы и население на поведение. Эти меры не содержали прямого запрета или ограничения прав и свобод, содержащихся в законе «О чрезвычайной ситуации», но накладывали ряд ограничений на права населения и налагают на него дополнительные обязанности. При этом одновременно был введен ряд дополнительных полномочий организационно-распорядительного и запретительного характера для органов власти. Наиболее показательными стали практически в полном объеме выполняемые населением меры соблюдения режима самоизоляции, контролируемые посредством новых коммуникационных технологий, в частности, специальных приложений на мобильных телефонах, переход на удаленную работу, запрет на поездки не только в другие регионы, но и в рамках конкретного населенного пункта, соблюдение «масочного режима» и социальной дистанции и т.п.

Исследовательский центр Ромир Гэлла Интернэшнл (Romir Gallup International) по заказу Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) провел социологическое исследование на тему отношения россиян к применяемым мерам про-

филактики коронавируса, действиям властей, а также о том, с какими сложностями и проблемами сталкиваются граждане в связи с эпидемией.

Телефонный опрос был проведен в 90 населенных пунктах в 45 регионах России. В нем приняли участие 2000 человек, представляющих городское и сельское население страны, различные социальные и возрастные страты. Опрос проводился с 13 по 19 апреля 2020 года.

Согласно результатам исследования, распространение коронавируса в стране и мире волнует подавляющее большинство россиян — 78%. При этом 7% опрошенных признались, что пандемия их не волнует. В частности на вопрос, как вы относитесь к пандемии коронавируса в мире, 56% граждан сказали, что она несет реальную и серьезную угрозу населению, 23% — что угроза есть, но она не столь существенна, 10% выбрали вариант ответа «переболеем, и все пройдет», 3% считают, что реальной и серьезной угрозы нет, еще столько же россиян полагают, что вся ситуация с коронавирусом — это заговор фармацевтических компаний [5].

Граждан попросили оценить действия федеральных властей по противодействию распространению коронавируса. Оправданными и адекватными угрозе их назвали менее половины опрошенных - 44%. Еще 27% считают, что меры недостаточные, и полагают, что можно было действовать более жестко. 17%, наоборот, уверены, что меры слишком жесткие. 5% называют их избыточными, считая, что не нужно было делать ничего. Введенные властями ограничительные меры полностью или скорее поддерживают большинство россиян — 58%. Еще 28% в чем-то поддерживают, в чем-то нет, скорее не поддерживают или не поддерживают совсем 13% [5].

Таким образом для определенной части общества выполнение таких мер показалось неприемлемым, что выразилось в так называемом ковид-диссиденстве - публикации в научных изданиях, СМИ, социальных сетях материалов о несущественности или полном отсутствии опасности от коронавируса, противоборстве в информационном поле (онлайн-митинги в Ростове-на-Дону и т.д.) и даже в массовых протестах (Германия, Сербия, Франция). Как показали социологические исследования, в России более трети опрошенных - 37% - считают те или иные из введенных ограничительных мер чрезмерными. Представителей этой группы социологи попросили перечислить конкретные меры, которые они не одобряют. На первом по непопулярности месте оказались режим самоизоляции и штрафы (по 13%), на втором - ограничение передвижения по городу (12%), на третьем — закрытие рабочих мест (11%). Помимо этого, респонденты выражают недоволь-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

ство введением пропускной системы (10%), запретом выходить из дома на улицу (9%) и даже тем, что не был введен режим ЧС (3%) [5].

Теоретически данная ситуация является объяснимой, поскольку новые условия неизбежно предполагают на начальной стадии определенную степень дезорганизации и своеобразный социальный хаос. Поэтому на определенном этапе (март - май 2020 г.) борьбы с пандемией коронавируса можно отметить диффузию стратегий солидарности и конфронтации в поведенческих актах. Это проявляется во взаимопроникновении признаков обеих стратегий в практику реализации каждой из них: солидарность в самоизоляции привела к солидарности в протестных проявлениях, что в свою очередь вынуждало органы власти к принятию дополнительных мер социальной и экономической поддержки и смягчению запретительных и карательных мер. Однако с дезорганизацией с ее отрицательными и положительными сторонами в социальную жизнь врывается новый социальный конфликт [9, с. 349]. Его наиболее ярким проявлением послужили протест-ные выступления, например, врачей по поводу задержки выплат за работу с ковид-больными, которые привели к расширению солидарности с этими требованиями различных групп населения.

Следует отметить, что в социологии направление мысли, которое подчеркивает значимость социального конфликта в истории общества, получило название «традиция конфликта». Особенность этого направления заключается не просто в том, что «общество состоит из конфликтов», а в том, что «даже происходящее вне открытого конфликта включает в себя элементы господства. Это видение социального порядка, которое предполагает наличие доминирующих и подчиненных групп индивидуумов, пытающихся продвинуть свои собственные интересы за счет других; в процессе борьбы за преимущества могут происходить открытые столкновения» [12, с. 61]. Г. Зим-мель считал солидарность основополагающим социальным фактом общественной жизни. С другой стороны, он видел обобществление также и в борьбе - состязании, споре, вражде, конкуренции, имеющих общественную значимость и обеспечивающих социальную сплоченность.

Согласно Г. Зиммелю, «определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, он является существенной составляющей, как процесса становления группы, так и ее устойчивого существования. Конфликт может приводить к социальной интеграции, обеспечивать выход враждебным чувствам и усиливать социальную солидарность» [7, с. 262]. Аналогичной точки зрения придерживаются Г. Спенсер, который также считал важными факторами и стиму-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

лами социального развития, У. Самнер, Л. Уорд, А. Смолл и Ф. Гиддингс, в свою очередь рассматривали солидарность и конфликты как основополагающие элементы социальной организации.

Особый интерес представляет диалектика социальной солидарности и конфликта («борьбы») как форм взаимодействия индивидов, отраженная в первом монографическом произведении П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда»: «...стоит только вступить в общение двум или большему числу лиц, из которых каждый понимает по-своему разряд должного, а соответственно и рекомендованного и запрещенного поведения, и конфликт или борьба между ними будет неизбежной» [18, с. 274].

Л. Козер неоднократно подчеркивал, что социальный конфликт может выполнять ряд конструктивных функций - объединять группы людей, связывать их в ассоциации и коалиции, способствовать групповой сплоченности, поддержанию групповых границ, а также структурировать социум. Однако эту позитивную функцию выполняют не все конфликты, а лишь те, которые относятся к целям, ценностям или интересам, не затрагивающим основ на которых строятся отношения [23].

Действительно, стратегии, которые принимали руководства государств мира на этапе всеобщего страха и паники в обществе, были разные. Ограничения, связанные с пандемией, прежде всего, закрытие промышленных предприятий и торговых организаций, «перестроили» нынешнюю мировую финансово-экономическую модель, привели к экономическим неурядицам, а в отдельных странах к обострению социального неравенства, к протестам и митингам по поводу ограничительных мер, введения карантина для сдерживания эпидемии коронавируса. Всемирная пандемия обнажила основные социальные и правовые изъяны в разных странах, что уже повлекло, и повлечет в ближайшем будущем далеко идущие неблагоприятные последствия для жизни мирового сообщества.

Так, из-за остановки предприятий в Китае, а затем и во всём мире спрос на нефть и нефтепродукты значительно упал [14]. Продолжительный карантин изменил приоритеты потребления: упал спрос на ряд товаров, такие как автомобили и одежда, но при этом вырос спрос на товары для дома, как на облегчающие домашний быт. Также вырос спрос на товары для домашнего офиса, так как многие виды работ стали удалёнными, соответственно переживают пик популярности приложения для видеоконференций такие как Zoom, Microsoft Teams и их аналоги [8]

Если говорить о России, децентрализация, связанная с пандемией коронавируса нового типа,

сделала власть более эффективной. За счет предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ в целях софинансиро-вания, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ по выплатам стимулирующего характера медицинским работникам позволило снизить напряженность в медицинском сообществе. Более того, Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, а также на основании Президентского указа, которым определены размеры страховых выплат для медработников, инфицированных вирусом COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей, в случае смерти медработника, его инвалидности или временной нетрудоспособности, исключающей инвалидность (Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313). Президент России Владимир Путин подписал указы о награждении работников российских медицинских и научных учреждений орденами Пирогова и медалями Луки Крымского за вклад в борьбу с коронавирусом [17].

На наш взгляд, главное назначение власти состоит в том, чтобы организовывать и направлять социальные и политические процессы в обществе таким образом, чтобы консолидировать общество, предупреждать и устранять возникающие в обществе напряжённости и противоречия, чтобы сделать справедливым распределением благ и возможностей, заинтересовывать все слои общества в восприятии новых условий жизни. Эпидемия COVID-19, показала, что российская модель управления способна быстро и гибко реагировать на подобные кризисы и справляться с коронавирусной инфекцией лучше многих других стран, а также продемонстрировала способность российского здравоохранения мобилизоваться перед лицом серьезной угрозы и сохранять человеческие жизни.

В то же время, исследователи отмечают, что наряду с другими факторами, приводящими к кон-фронтационному взаимодействию в обществе, не менее важными, но недостаточно исследованными являются относительно устойчивые социально-правовые и информационные стратегии.

Так, Интернет-коммуникации сегодня можно рассматривать как особую социальную среду. А после пандемии это может стать нормой для большинства, объединение офлайна и онлайна в целом стало трендом последнего времени, стремительно развивается прирост количества пользователей интернета, общение в интернете стало главной альтернативой личным встречам. Люди начинают по-новому взаимодействовать с обществом, масштабировали онлайн-образование и

расширили его географию. Общество живет в обстановке, в которой реальные отношения заменяются виртуальными, они работают, учатся и общаются онлайн, теряя способность входить в личный контакт. Часть общества тяжело переживает изоляцию, даже в век интернета, когда виртуальное общение, казалось бы, служит отличной альтернативой реальному.

На наш взгляд, наиболее остро проявились в период пандемии различные профессиональные деформации, и прежде всего, в рядах медицинских работников. Казалось бы, оказался изжитым страх перед пандемией коронавируса, которая ломает всю систему человеческих, общественных отношений, который в обычное время не выражается явно, но в кризисные моменты актуализируется. Среди фобий, начинают проявляться страх заражения, страх гибели и потери близких людей. Такими тенденциями можно назвать социальную девальвацию профессиональной деятельности; эмоциональное выгорание и профессиональные деформации личности врача; угрозы непропорционального применения мер правовой ответственности за действия по оказанию помощи в условиях пандемии и другие.

В подтверждение этих тенденций следует отметить, что с началом пандемии медицинских работников отправляли в неоплачиваемые отпуска, переводили на работу в другие медучреждения, работодатели не обеспечивали их СИЗ (средствами индивидуальной защиты), а сами медработники заражались коронавирусной инфекцией [11].

В целях защиты прав медицинских работников были предприняты меры, которые на первом этапе носили разрозненный и несистемный характер, что отражало текущее состояние правового регулирования сферы охраны здоровья и подтверждало запросы общества на его совершенствование даже на уровне внесения изменений в Конституцию РФ. Предлагается закрепить вопросы координации усилий публичной власти в сфере охраны здоровья (в части 1 ст. 72 пункт «ж» изложить в следующей редакции: «координация вопросов здравоохранения, в том числе, обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение». Указанный подход соответствует поправкам, внесенным Президентом РФ в п. 6) ст. 1 Закона РФ О поправке в Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», согласно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

которым к ведению Российской Федерации будет отнесено установление единых правовых основ системы здравоохранения.

Реалии функционирования власти и общества в условиях пандемии коронавируса, свидетельствующие о необходимости консолидации мер социального, экономического и правового характера, с необходимостью требуют принятия неотложных системных решений для снижения противостояния в обществе и гармонизации взаимодействия подсистемы врач-пациент. Наиболее ярким проявлением солидарности как реакции на нарушение прав медицинских работников стало обращение представителей Национальной ассоциации заслуженных врачей к Президенту РФ о введении моратория на применения мер уголовно-правового характера в отношении врачей, оказывающих медицинскую помощь коронавирусным больным, если их действия были связаны с выполнением ими профессиональной деятельности в период с 21.01.2020 года и до окончания пандемии [15].

Необходимо отметить, что всего за указанный период для помощи гражданам и для содействия главе государства и органам власти в разъяснении механизмов реализации новых прав и обязанностей в период пандемии было создано около 250 информационных ресурсов. Так, например, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Ассоциацией юристов России запустили сайт права2020 (https://права2020. рф). На этом сайте была представлена информация по всему комплексу принимаемых мер, учитывающая действующее законодательство и разъяснения профильных ведомств, а также открыта «горячая линия» для оказания юридических консультаций по вопросам реализации новых норм.

Аналитическая служба Рамблера узнала у россиян, что они думают о введении «масочного режима» по всей России. Более половины опрошенных одобрили введение так называемого масочного режима (21% выступили однозначно -за, 34% одобрили идею, но при условии раздачи масок всем гражданам), на начальном этапе пандемии 45% опрошенных не одобрили данную идею. Одной из причин недоверия стала как раз недостаточная информированность о принимаемых мерах в части эффективности защиты масок от коронавирусной инфекции, - всего в опросе приняли участие 6426 человек [2].

Подводя итог анализа выявленных в период распространения пандемии коронавируса стратегий взаимодействия власти и общества можно отметить, что ведущими стратегиями вступают модифицированные чрезвычайными обстоятельствами меры, предпринимаемые органами власти

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

и отражающиеся в массовом поведении различных социальных групп в стратегиях солидарности и противоборства.

В целом, на наш взгляд, описанным в социологической науке стратегиям конфликтного и солидарного взаимодействия, в период пандемии коронавируса наряду с общими свойственны и специфические признаки.

Так, признаками следования стратегии солидарности выступают:

- массовая поддержка населением практически всех стран запретительных и ограничительных мер в период информационной неопределенности и covid-бури на начальных этапах пандемии;

- высокий уровень самоизоляции населения даже при не обозначенных ранее мерах наказания и отсутствии прецедентов разрешения споров по принимаемых запретительным и штрафным мерам к нарушителям запретов;

- бурный рост волонтерских и иных общественных инициатив по поддержке нуждающихся, продвижению государственных мер, информационной позитивной окраске усилий системы здравоохранения по борьбе с коронавирусом;

- мощная, зачастую проактивная роль СМИ в освещении событий на фоне борьбы с пандемией;

- интеграция усилий правительств и профессиональных врачебных сообществ в принимаемых мерах, в оценке их эффективности и одобрении законодательных и правоприменительных мер чрезвычайного характера или повышенной готовности.

К причинам и признакам следования стратегии противоборства или конфронтации можно отнести:

- стресс и информационный голод в первые дни пандемии, вызванные неготовностью правительств и систем здравоохранения к нарастающей волне ковид-событий: бурному росту числа госпитализаций, переводу в статистические сводки сведений о массовом заболевании и особенно о смертности от ковид-инфекции;

- разнообразные, в рамках сложившихся моделей, комбинации мер по противодействию ковид-инфекции: от шведско-белорусской до японской;

- дезориентацию в определении направлений собственно медицинской деятельности и правильности правительственных мер по их поддержке;

- конкуренцию экономических, политических и иных интересов и факторов (экономических, культурных, религиозных, социальных) в ситуации необходимости принятия жестких непопулярных мер;

- реальное сужение поля прав и свобод человека и гражданина в рамках любых моделей,

без применения отработанной модели компенсации вводимых ограничений мерами экономического, социального, информационно- просветительского характера;

- открытые действия заинтересованных кли-ентел (фармацевтических, промышленных, бизнеса) по выбиванию максимальных дивидендов из ситуации неопределенности и рассогласованности предпринимаемых усилий;

- неготовность ряда институтов гражданского общества к защите своих интересов в условиях ограничительных мер: системы образования, культуры, СМИ, спорта.

При этом наиболее яркими проявлениями конфронтации и открытого конфликтного взаимодействия в период пандемии также можно назвать:

- ковид-диссидентство населения и отдельных институтов, проявляющееся в отрицании самого явления пандемии, противодействия мерам со стороны государства и противостоянию тем, кто такие меры поддерживает;

- внешние и внутренние конфликты в рамках систем здравоохранения - сужение поля медицинской помощи по заболеваниям, не связанным с ковид-инфекцией, выделение ковид-медицины в наиболее обеспечиваемый ресурсами сегмент здравоохранения: строительство госпиталей, обеспечение техникой, лекарственными средствами, персоналом в приоритетном порядке;

- повышенную нагрузку на систему здравоохранения методом экстенсивной перегрузки: заболевания, смерти врачей и медицинского персонала, суицидальные проявления и эмоциональное выгорание;

- разбалансировку интересов взаимодействия среди участников даже в рамках сложившихся корпоративных моделей: привычные механизмы страховой медицины не работали как нужно, чрезвычайные не заработали в ожидаемо быстрый срок, невыплаты врачам, трудности с медикаментами и оборудованием, сложности с захоронением умерших, масштабные диспропорции в структуре занятости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в некоторых государствах стратегии, реализованные по борьбе с ковид-инфекцией, содержали в себе все признаки модели классического патернализма в рамках социальных отношений в системе медицина и общество. К системам здравоохранения, ориентированным преимущественно на такую модель, в большей или меньшей степени можно отнести страны постсоветского (постсоциалистического) пространства (СНГ, ряд стран Восточной Европы и т.д.), ряд азиатских государств (Иран, Китай, КНДР) и некоторые системы здравоохранения государств из числа быстрорастущих экономик (Китай, Индия и т.д.). В рамках таких моделей,

когда пациент, как правило, является пассивным субъектом и не принимает самостоятельных решений относительно процесса лечения, наиболее часто отмечены признаки оправдания принуждения пациентов или сокрытие от них информации.

К странам, ориентированным на корпоративную модель взаимодействия в период начального этапа борьбы с пандемией коронавируса стали развитые системы здравоохранения США, ЕС и ряда развитых азиатских государств (ОАЭ, Катар и другие).

Ярким примером реализации интегрированной модели стала особая, отличающейся от вышеописанных моделей, система институциональных мер предпринятых правительством Японии в период пандемии коронавируса. Эту модель отличает высокая степень социальной солидарности, ориентация на максимальное информирование о мерах по борьбе с пандемией и практически исключение мер принуждения за возможные нарушения введенного режима. Это несмотря на то, что именно в Японии в ряде префектур был введен полный режим чрезвычайной ситуации и предпринимались наиболее строгие санитарно-эпидемиологические решения.

Кроме того, на фоне мер, предпринимаемых ВОЗ и национальными правительствами по борьбе с пандемией коронавируса, можно выделить различные комбинации вышеупомянутых моделей взаимодействия систем здравоохранения и населения, а также модификации стратегий их реализации.

Условно все комбинации таких моделей, ориентаций и стратегий за период пандемии на основе анализа реакции общества на принимаемые меры укладываются в парадигму колебания вектора поведения людей от солидарности к конфронтации и обратно. Ключевым фактором, влияющим на направленность этого вектора, наряду с законодательным регулированием, правоприменением и мерами социально-экономической поддержки, выступает уровень информированности общества о предпринимаемых мерах, подчиненный, в условиях мировой пандемии, «необходимости отслеживать, оценивать и адекватно интерпретировать события и понимать их [16, с. 245]. Тем самым становится возможной реализация подхода, основанного на вовлечении всех секторов государственной власти и всего общества и построенного вокруг комплексной стратегии, сочетающей «профилактику», «готовность», «общественное здоровье», «политическое лидерство», направленной на предотвращение распространения инфекции, спасение жизней людей и снижение негативных последствий заболевания [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Список литературы:

[1] Более 120 стран поддержали проведение расследования причин пандемии / Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.interfax.ru/world/709065 (дата обращения: 20.07.2020).

[2] Букина Л. Россияне отказались носить маски / Рамблер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/ commun ity/44136585/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 20.07.2020).

[3] Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесловие Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С. 495-499.

[4] Вступительное слово генерального директора ВОЗ на пресс брифинге по COVID-19 11 марта 2020 года / Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/ who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—11-march-2020 (дата обращения: 20.07.2020).

[5] Галимова Н. Треть россиян считают чрезмерными ограничения в связи с коронавирусом / РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/29/04/2020/5ea863599a7 94749aa07be3f (дата обращения: 20.07.2020).

[6] Глава V Устава ВОЗ «Всемирная ассамблея здравоохранения» / Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant. ru/2540328/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe (дата обращения: 20.07.2020).

[7] Добреньков В.И., Осипова Н.Г. История западной социологии (20 - 60-е гг. ХХ в.: учебник. - М.: Академический проект, 2012. - 600 с.

[8] Дом как бункер со всем необходимым / Медуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2020/04/07/dom-kak-bunker-so-vsem-neobhodimym (дата обращения: 20.07.2020).

[9] Зайцев А.К. Социальный конфликт. Изд. 2-е. - М.: Academia, 2001. - 464 с.

[10] Иванов В.Н. Консенсус социальный / Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма-Инфра-М, 2010. - C. 190.

[11] Казанцева Ю. В Новосибирске создан Центр правовой помощи медицинским работникам в период пандемии COVID-19 // Ассоциация юристов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alrf.ru/ news/v-novosibirske-sozdan-tsentr-pravovoy-pomoshchi-meditsinskim-rabotnikam-v-period-pandemii-covid-19 (дата обращения: 20.07.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

[12] Коллинз Р. Четыре социологических традиции / Пер. с англ. В. Россмана. - М.: Издательский Дом «Территория будущего», 2009. - 316 с.

[13] Матвиенко выступила против «судилища» над ВОЗ из-за коронавируса / Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.interfax.ru/russia/709143 (дата обращения: 20.07.2020).

[14] Минчичова В.С. Коронавирус и цены на мировых рынках / «Инвест-Форсайт»: деловой журнал, 2020, 11 марта.

[15] Открытое письмо в поддержку медицинских работников / Национальная ассоциация заслуженных врачей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://zasluzhennye-vrachi.ru/ obrashhenie (дата обращения: 20.07.2020).

[16] Рикер П. Человек-общество - цивилизация. Современная философия. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация, 2015. - 391 с.

[17] Сергиевская Н. Самоотверженность и профессионализм: Путин наградил медработников за вклад в борьбу с COVID-19 / RT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt. com/russia/article/757272-putin-mediki-nagrady (дата обращения: 20.07.2020)

[18] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. -М.: Астрель, 2006. - 624 с.

[19] Трамп приостановил финансирование ВОЗ на время анализа ее работы / Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.interfax.ru/world/704213 (дата обращения: 20.07.2020).

[20] Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, принятый Международной конференцией здоровья (Нью-Йорк, 1946) / Докипедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dokipedia.ru/document/5193278 (дата обращения: 20.07.2020).

[21] Ядов В.А. Солидарности россиян в повседневной жизни и в общегосударственном масштабе // Общество и экономика. 2002. № 12. -С. 90-93.

[22] Ядов В.А. Солидарность / Социологическая энциклопедия: в 2-х т. - М.: Мысль, 2003. Т. 2. - C. 439.

[23] Coser L.A. Social Conflict and the Theory of Social Change // The British Journal of Sociology. V. 8. № 3. - P. 197-207.

[24] Martin-Fumadö C., Gömez-Durän E.L., Benet-Travé J., Barberia-Marcalain E., Arimany-Manso J. Liability claims in Spain post-COVID-19: A predictable scenario // Legal Medicine. 2020. V. 47. 101745. https://doi.org/10.1016/]. legalmed.2020.101745.

Spisok literatury:

[1] Bolee 120 stran podderzhali provedenie rassledovaniya prichin pandemii / Interfaks [Elektron-nyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.interfax. ru/world/709065 (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[2] Bukina L. Rossiyane otkazalis' nosit' maski / Rambler [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/community/44136585/?utm_ content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[3] Veber M. O nekotoryh kategoriyah ponimay-ushchej sociologii / Veber M. Izbrannye proizve-deniya: Per. s nem. / Sost., obshch. red. i posleslovie Yu.N. Davydova; Predisl. P.P. Gajdenko. - M.: Progress, 1990. - S. 495-499.

[4] Vstupitel'noe slovo general'nogo direktora VOZ na press brifinge po COVID-19 11 marta 2020 goda / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020 (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[5] Galimova N. Tret' rossiyan schitayut chrez-mernymi ogranicheniya v svyazi s koronavirusom / RBK [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.rbc.ru/society/29/04/2020/5ea863599a794749a a07be3f (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[6] Glava V Ustava VOZ «Vsemirnaya assamb-leya zdravoohraneniya» / Garant [Elektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/2540328/ b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[7] Dobren'kov V.l., Osipova N.G. Istoriya zapadnoj sociologii (20 - 60-e gg. HKH v.: uchebnik.

- M.: Akademicheskij proekt, 2012. - 600 s.

[8] Dom kak bunker so vsem neobhodimym / Meduza [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://meduza.io/feature/2020/04/07/dom-kak-bun-ker-so-vsem-neobhodimym (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[9] Zajcev A.K. Social'nyj konflikt. Izd. 2-e. - M.: Academia, 2001. - 464 s.

[10] Ivanov V.N. Konsensus social'nyj / Socio-logicheskij slovar' / Otv. red. G.V. Osipov, L.N. Moskvi-chev. - M.: Norma-Infra-M, 2010. - C. 190.

[11] Kazanceva YU. V Novosibirske sozdan Centr pravovoj pomoshchi medicinskim rabotnikam v period pandemii COVID-19 // Associaciya yuristov Rossii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// alrf.ru/

news/v-novosibirske-sozdan-tsentr-pravovoy-po-moshchi-meditsinskim-rabotnikam-v-period-pan-demii-covid-19 (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[12] Kollinz R. CHetyre sociologicheskih tradicii / Per. s angl. V. Rossmana. - M.: Izdatel'skij Dom «Territoriya budushchego», 2009. - 316 s.

[13] Matvienko vystupila protiv «sudilishcha» nad VOZ iz-za koronavirusa / Interfaks [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.interfax.ru/ russia/709143 (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[14] Minchichova V.S. Koronavirus i ceny na mirovyh rynkah / "Invest-Forsajt": delovoj zhurnal, 2020, 11 marta.

[15] Otkrytoe pis'mo v podderzhku medicinskih rabotnikov / Nacional'naya associaciya zasluzhennyh vrachej [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://zasluzhennye-vrachi.ru/obrashhenie (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[16] Riker P. CHelovek-obshchestvo - civi-lizaciya. Sovremennaya filosofiya. - M.: "Kanon+", ROOI "Reabilitaciya, 2015. - 391 s.

[17] Sergievskaya N. Samootverzhennost' i professionalizm: Putin nagradil medrabotnikov za vklad v bor'bu s COVID-19 / RT [Elektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: https://russian.rt.com/russia/arti-cle/757272-putin-mediki-nagrady (data obrash-cheniya: 20.07.2020)

[18] Sorokin P.A. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada: sociologicheskij etyud ob osnovnyh formah obshchestvennogo povedeniya i morali. - M.: Astrel', 2006. - 624 s.

[19] Tramp priostanovil finansirovanie VOZ na vremya analiza ee raboty / Interfaks [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.interfax.ru/ world/704213 (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[20] Ustav (Konstituciya) Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya, prinyatyj Mezhdunarodnoj konfer-enciej zdorov'ya (N'yu-Jork, 1946) / Dokipediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://dokipedia. ru/document/5193278 (data obrashcheniya: 20.07.2020).

[21] Yadov V.A. Solidarnosti rossiyan v povsed-nevnoj zhizni i v obshchegosudarstvennom massh-tabe // Obshchestvo i ekonomika. 2002. № 12. -S. 90-93.

[22] Yadov V.A. Solidarnost' / Sociologich-eskaya enciklopediya: v 2-h t. - M.: Mysl', 2003. T. 2.

- C. 439.

[23] Coser L.A. Social Conflict and the Theory of Social Change // The British Journal of Sociology. V. 8. № 3. - P. 197-207.

[24] Martin-Fumado C., Gomez-Duran E.L., Benet-Trave J., Barberia-Marcalain E., Arima-ny-Manso J. Liability claims in Spain post-COVID-19: A predictable scenario // Legal Medicine. 2020. V. 47. 101745. https://doi.org/10.1016/]. legalmed.2020.101745.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.