Коррекционная педагогика
И.С. Арон
Социальная ситуация развития и субъектные ресурсы профессионального самоопределения девиантных подростков
В статье раскрываются роль и содержание социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности. Обозначается значимость субъектных ресурсов для успешного профессионального самоопределения. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования субъектных ресурсов профессионального самоопределения девиантных подростков, проведенного в образовательных учреждениях республики Марий Эл. Выявлена дефицитарность и показаны направления развития когнитивных, мотивационных, деятельностных и личностных компонентов субъектных ресурсов девиантных подростков.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социальная ситуация развития, социальный контекст, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, субъектные ресурсы, особая социальная ситуация развития, девиантные подростки.
Длительное время доминирующая модель профориентации, направленная исключительно на профессиональную сферу, а не на человека, показала свою несостоятельность в современном стремительно изменяющемся мире, где основным ресурсом позитивного развития является человек как субъект своей жизни, в том числе профессионального выбора и профессиональной самоактуализации. Это привело к необходимости гуманизации всех сфер общественной жизни, предполагающей создание условий для мобилизации внутренних потенциалов человека
cc го
|| на самоопределение собственной гуманно ориентированной «Я-концеп-° 2 ции» и практики осуществления своих намерений в целом [2]. g ш Особой формой самоопределения личности является профессиональ-ä ное самоопределение. Несмотря на давний и активный интерес психо-^ логов к этой проблеме, существует насущная потребность в выявлении детерминант его субъектности, позволяющей осуществлять осознанный, ответственный, самостоятельный профессиональный выбор и определять траекторию своего жизненного и профессионального пути.
Поиск психологических основ субъектности профессионального самоопределения, базирующийся на принципах системного, субъектно-деятельностного и гуманистического подходов, а также результатах теоретических и эмпирических исследований автора, позволил сделать вывод о значимости социальной ситуации развития для успешности профессионального самоопределения [3; 4].
При этом важно отметить, что социальная ситуация развития рассматривалась нами в соответствии с концепцией Л.С. Выготского не как простая совокупность объективных внешних факторов, влияющих на развитие личности и ее профессиональный выбор, а как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного периода, система отношений субъекта с социальной действительностью [3; 8].
Социальная ситуация развития представляет собой систему взаимосвязанных компонентов - объективных и субъективных, что подтверждается как работами Л.С. Выготского [8], так и других ученых (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, О.А. Карабанова и др.) [6; 16; 18; 21].
В ракурсе проблемы профессионального самоопределения социальная ситуация развития профессионально самоопределяющейся личности, как показано в наших предыдущих работах, может быть представлена как система социального контекста (объективный компонент социальной ситуации развития) и психологической готовности к профессиональному самоопределению (субъективный компонент) [3; 4].
При этом все авторы в структуре социальной ситуации развития в качестве главного компонента обозначают субъективный компонент, обеспечивающий активно-действенную позицию личности в отношении воздействий внешней среды. Согласно Л.С. Выготскому, таким компонентом является переживание [8], согласно Л.И. Божович - внутренняя позиция ребенка [6], по В.И. Слободчикову - событие [16], по О.А. Карабановой - ориентирующий образ [21]. В структуре социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности ведущим компонентом, обеспечивающим субъектность
cc
профессионального самоопределения, является психологическая готов- | ность к его осуществлению. о ^
Формирование психологической готовности к профессиональному g ° самоопределению можно рассматривать как целенаправленный процесс s 1 актуализации внутренних потенциалов развития субъекта профессио- | g нальной деятельности: интеллектуального потенциала (Б.Г. Ананьев, о § Л.А. Головей) [1; 9; 10; 12], личностного потенциала (Д.А. Леонтьев) So [13], субъектного ресурса (Н.Е. Водопьянова, А.А. Бехтер) [5; 7], субъ- с ектности личности (Е.А. Сергиенко) [15].
Субъектные потенциалы и ресурсы личности выступают в качестве основы для формирования готовности к профессиональному самоопределению. И приобретают наибольшую значимость в особой (И.С. Арон) [3], затрудненной (Д.А. Леонтьев) [13] социальной ситуации развития, ситуации социально-психологической дезадаптации (А.В. Кондрашкин) [10].
Как ранее было установлено, в особой обостренной социальной ситуации развития наблюдается дефицитарность личностных ресурсов и недостаточная сформированность психологической готовности к профессиональному самоопределению, что снижает уровень самодетерминации и субъектности этого процесса [4].
Актуальность дальнейших исследований в данном направлении определяется возрастанием социальной значимости проблемы профессионального самоопределения, в первую очередь для подростков, в силу сенситивности подросткового возраста для профессионального самоопределения и повышенной подверженности и чувствительности подростков к усугубляющимся негативным явлениям общественного развития.
Для подростков, находящихся в особых, затрудненных социальных ситуациях развития, важность и сложность профессионального самоопределения многократно увеличиваются. Выбор профессии, значение которого для жизни любого человека трудно переоценить, приобретает для них характер судьбоносного решения.
Одной из наиболее сложных категорий являются девиантные подростки. Результаты исследования их профессионального самоопределения представлены в работах С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева, Е.Н. Тоистевой, Г.Ф. Куцева, Л.В. Царьковой и др. [12; 17; 19; 20]. Данные о несформированности профессионального самоопределения деви-антных подростков авторы преимущественно связывают с неблагоприятным социальным контекстом их развития.
Отмечается, что социальный контекст развития девиантных подростков имеет ярко выраженное негативное содержание, проявляющееся как в отношении к ним со стороны общества в целом, основанном на предрассудках, стереотипах, непонимании их индивидуальных особенностей,
cc го
| | так и со стороны ближайшего окружения в семье и школе. Таких под-§ 2 ростков нередко оценивают как «пропащих», не приносящих пользу g ш обществу людей, без перспективы на будущее. Они чаще других детей
вызывают раздражение, подвергаются оскорблениям и наказаниям. ^ Большинство девиантных подростков воспитывается в неблагопо-
лучных семьях с низким уровнем материальной обеспеченности, где распространены алкоголизм, наркомания, преобладают грубость, конфликты, унижения. Или в семьях в социальном плане благополучных, но с неблагоприятными семейными взаимоотношениями и стилями воспитания. Нарушение семейных связей снижает значение семьи как института социализации, в том числе профессиональной.
В школьном коллективе подростки с девиантным поведением также сталкиваются с многочисленными трудностями, как в отношениях с педагогами, так и учащимися. Профессионально некомпетентные педагоги, не понимающие психологию неблагополучного подростка, оценивают его как наглого, заносчивого, неуправляемого, стремятся пресечь его плохое поведение, не пытаясь понять и помочь устранить причины такого поведения. Задачи профессионального самоопределения в отношении такого подростка уходят на второй план.
И что особенно важно для подросткового возраста, подростки с отклоняющимся поведением часто не принимаются и отвергаются сверстниками. Для удовлетворения потребности в признании, уважении и одобрении ровесников такие подростки нередко примыкают к группам с асоциальными ценностями, далекими от профессионального самоопределения.
Таким образом, вокруг девиантного подростка складывается в целом неблагоприятная социокультурная среда (объективный компонент социальной ситуации развития), существенно затрудняющая его личностное и профессиональное становление. И приоритетные психологические направления помощи девиантному подростку в профессиональном самоопределении должны быть сосредоточены на субъективном компоненте социальной ситуации развития - формировании психологической готовности к самоопределению на основе актуализации внутренних субъектных ресурсов, определяющих активно-действенную позицию самоопределяющейся личности в отношении воздействий внешней среды.
Это явилось основанием для проведения нашего исследования, направленного на изучение содержания субъектных ресурсов профессионального самоопределения девиантных подростков как основы их психологической готовности к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору.
о §
В соответствии с направлениями развития человека как субъекта трудовой деятельности была определена система субъектных ресурсов профессионального самоопределения, включающая когнитивный, деятель-ностный, мотивационный и личностный компоненты [3; 4].
Основным организационным методом явился метод сравнительного исследования. В качестве методов эмпирического исследования о ^
о
а.
В ГО
состав эмпирическо- чю го инструментария были включены тестовые методики: «Шкала соци- с ально-психологической адаптированности» К. Роджерса, Р. Даймонда; «Самоактуализация личности» А. Шострома; «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир; «Мотивация личности к достижению успеха» Т. Элерса; «Способности к самообразованию и саморазвитию» В.И. Андреева.
Для целей исследования был также разработан авторский опросник «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (в двух вариантах: для школьников и педагогов), включающий тематические блоки вопросов, соответствующие изучаемым субъектным ресурсам профессионального самоопределения.
Все полученные в исследовании результаты были подвергнуты статистическому анализу с использованием программ MS Excel и SPSS Statistics 17.0. Подсчитывались средние значения по всем показателям (М) и значения стандартных отклонений (у). Достоверность межгрупповых различий определялась с помощью параметрического метода -t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Исследуемую выборку составили подростки в возрасте 14-16 лет -учащиеся образовательных учреждениях республики Марий Эл: подростки с девиантным поведением, обучающиеся в специализированной школе - 30 человек (12 девочек и 18 мальчиков), и учащиеся обычной общеобразовательной школы - 73 человека (43 девочки и 30 мальчиков).
Как показано в таблице 1, сформированность субъектных ресурсов профессионального самоопределения учащихся школы для детей с девиантным поведением существенно ниже, чем у учащихся обычной общеобразовательной школы по большинству исследуемых параметров.
Так, по всем изучаемым показателям когнитивных ресурсов (в соответствии с результатами тестирования) девиантные подростки продемонстрировали значимо меньшую готовность к профессиональному самоопределению относительно сверстников группы сравнения. В том числе, у 50% девиантных подростков был выявлен низкий и ниже среднего уровень креативности, у 40% - низкий и ниже среднего уровень развития познавательных потребностей и синергичности (способности к целостному восприятию мира). Что подтверждается и данными
л
сс го
| | анкетного опроса девиантных подростков и их педагогов. По мнению § 2 педагогов, у большинства учащихся школы для детей с девиантным * ш поведением (67%) низкий и ниже среднего уровень развития мышления и воображения, а также внимания (64%). У значительной части учащих-^ ся (49%) не достаточно развита память.
Таблица 1
Сравнение сформированности субъектных ресурсов профессионального самоопределения подростков из школы для детей с девиантным поведением и обычной общеобразовательной школы
Параметры Средние значения по показателям (М) ^критерий Стьюдента
Специализированная школа Общеобразовательная школа
Когнитивный компонент
Синергичность 2,93 3,90 -2,32*
Познавательные потребности 3,00 5,17 -3,20
Креативность 2,87 4,83 -2,62
Деятельностный компонент
Ожидание внутреннего контроля 8,03 10,90 -2,02
Доминирование 4,97 5,53 -0,91
«Уход» от проблем 3,50 2,93 1,43
Ориентация во времени 6,93 8,93 -2,35
Поддержка 40,00 38,60 0,57
Гибкость поведения 9,90 12,20 -2,14
Спонтанность 6,40 8,37 -2,96
Контактность 8,97 11,00 -2,16
Мотивационный компонент
Мотивация к достижению успеха 15,33 19,07 -2,58
Внутренняя мотивация 4,90 6,26 -2,37
Ценностные ориентации 8,10 10,07 -2,07
ее
Окончание таблицы 1 ^
Параметры Средние значения по показателям (М) ^критерий Стьюдента
Специализированная школа Общеобразовательная школа
Личностный компонент
Приятие себя 8,03 10,57 -2,41
Приятие других 4,83 6,70 -2,14
Эмоциональный комфорт 5,43 8,80 -3,61
Сенситивность 5,60 7,87 -3,59
Самоуважение 6,40 9,23 -3,87
Самопринятие 9,27 12,73 -3,53
Принятие агрессии 6,33 7,53 -1,68
Способность к саморазвитию, самообразованию 30,36 35,83 -2,17
* Значимые различия выделены полужирным шрифтом.
Наряду с содержанием когнитивной сферы к когнитивным ресурсам профессионального самоопределения можно отнести и знания самоопределяющейся личности о себе, мире профессий и соответствии требований профессий индивидуальным особенностям. Как показал анкетный опрос, 70% учащихся школы для детей с девиантным поведением не знают тип своего темперамента, 57% - не смогли назвать свои способности, 47% - не смогли обозначить свои потребности. 73% учащихся не знают, профессии какого типа (по классификации Е.А. Климова) соответствуют их психологическим особенностям и состоянию здоровья. 50% опрошенных не знают, профессией какого типа они хотели бы овладеть. 47% школьников ответили, что не знают, какие требования предъявляются к профессионалу в современных социально-экономических условиях. А подростки, ответившие на данный вопрос, не смогли назвать ни одного конкретного требования.
Уровень развития мотивационных ресурсов девиантных подростков также значимо ниже по всем исследуемым показателям. Согласно данным психологического тестирования, для 47% подростков с девиант-ным поведением характерна неконструктивная мотивация поведения -мотивация к избеганию неудачи; 46% подростков присуща внешняя
л
сс го
по отношению к содержанию деятельности мотивация; уровень развито 2 тия ценностных ориентаций, свойственных самоактуализирующейся * су личности, у 37% участников исследования низкий и ниже среднего. & В ходе анкетного опроса 47% девиантных подростков не смогли опре-
^ делить свои преобладающие потребности. Среди обозначенных потребностей чаще всего назывались социальные (общения) (33%) и материальные (20%). Ни один из опрошенных не выбрал из предлагаемого списка духовные и познавательные потребности. Преобладание материальных и социальных потребностей у учащихся школы для детей с девиантным поведением подтверждается и данными опроса их педагогов.
Анализ результатов психологической диагностики личностных ресурсов профессионального самоопределения девиантных подростков выявил их несформированность, в первую очередь, по таким показателям, как эмоциональный комфорт (57% - низкий и ниже среднего уровни сформированности) и сенситивность (низкий и ниже среднего уровни выявились у 56% подростков). 43% участников исследования продемонстрировали низкий и ниже среднего уровни приятия себя и приятия других (различия с результатами группы сравнения статистически значимы). Также, по данным тестирования, у учащихся школы для детей с девиантным поведением недостаточно по сравнению с ровесниками из общеобразовательной школы развита способность к саморазвитию и самообразованию.
Результаты анкетного опроса педагогов свидетельствуют о недостаточной сформированности волевой сферы у 57% учащихся школы для детей с девиантным поведением, преобладании негативных черт характера, таких как упрямство (57%), пессимистичность (50%), недисциплинированность (50%), замкнутость (40%). Среди состояний подростков, обозначенных педагогами в качестве преобладающих, выделяются преимущественно негативные: напряжение (63%), тревожность (63%), утомление (60%), апатия (60%), сонливость (60%), скука (57%).
Как показало тестирование, у значительной части девиантных подростков не достаточно сформированы деятельностные ресурсы профессионального самоопределения. Так, 56% подростков чрезмерно подвержены влиянию внешних факторов, проявляют конформность в поведении, редко руководствуются в жизни собственными целями. 50% участников исследования продемонстрировали низкий и ниже среднего уровни развития контактности, 47% - гибкости поведения, 47% - независимости от других. Различия по обозначенным параметрам в сравниваемых группах статистически значимы (см. табл. 1).
О недостаточной деятельностной готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением
свидетельствуют и их ответы на вопросы анкеты, касающиеся выбора | профессии и направлений подготовки к профессиональному выбору - § ^ 73% не сделали свой профессиональный выбор, не определились с вы- 5 ° бором будущей профессии. Ответы на вопрос в отношении направле- ^ 1 ний самоподготовки к выбору профессии и будущей профессиональной | <§ деятельности не отличались разнообразием и частотой представленно- о § сти. Наиболее встречаемым оказался вариант ответа «Прислушиваюсь чю к совету друзей» (37%). Варианты ответов «Занимаюсь самообразова- с нием», «Читаю специальную литературу», «Посещаю студии, секции» и т.п. практически отсутствовали.
Таким образом, в современных условиях глобальных трансформаций и преобразований общества актуализируется необходимость субъектно-сти профессионального самоопределения как основы активно-действенной позиции личности в отношении негативных факторов общественного развития, затрудняющих профессиональную самореализацию.
Как показал поиск психологических основ субъектности профессионального самоопределения, такой основой является социальная ситуация развития профессионально самоопределяющейся личности как динамическая система объективных (социальный контекст) и субъективных (психологическая готовность) компонентов.
Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению можно рассматривать как целенаправленный процесс актуализации внутренних потенциалов развития субъекта профессиональной деятельности (субъектных ресурсов).
Особую значимость сформированность и актуализация субъектных ресурсов профессионального самоопределения приобретает для подростков, находящихся в обостренных, затрудненных социальных ситуациях развития. Одной из обозначенных категорий являются подростки с девиантным поведением.
Наше исследование выявило дефицитарность субьектных ресурсов профессионального самоопределения девиантных подростков (когнитивных, мотивационных, деятельностных, личностных), в том числе относительно сверстников группы сравнения, что препятствует формированию их психологической готовности к профессиональному самоопределению и затрудняет осуществление осознанного, самостоятельного, ответственного профессионального выбора.
Для решения этой проблемы необходимы специальные комплексные программы, направленные на когнитивные, деятельностные, мотиваци-онные, личностные компоненты субъектных ресурсов и учитывающие особенности социальной ситуации развития подростков с девиантным поведением.
ее го
ï | Библиографический список
о 2
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Ананьина Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному само-
è определению // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 9. С. 62-67.
3. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 86-96.
4. Арон И.С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: подходы и результаты исследований: монография. Йошкар-Ола, 2016.
5. Бехтер А.А. Рефлексивность как субъектный ресурс совладающего поведения специалиста: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2014.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельд-штейна. М.; Воронеж, 2001.
7. Водопьянова Н.Е. Современная концепция ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 16. Вып. 1. С. 45-54.
8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. Детская психология.
9. Головей Л.А., Дербенёва М.Ю. Интеллектуальный потенциал как фактор профессионального самоопределения личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Сер. 12. Вып. 2. Ч. II. С. 58-66.
10. Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2013.
11. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости / Л.А. Головей, Н.А. Александрова, М.В. Данилова и др. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. Сер. 16. № 2. С. 31-40.
12. Куцев Г.Ф. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением // Педагогика. 2014. № 3. С. 45-52.
13. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. М., 2011.
14. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман и др. СПб., 2015.
15. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 16-28.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М., 2014.
17. Тоистева О.С. Профессиональное самоопределение подростков: актуальность, проблемы, пути решения // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 60-64.
18. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
19. Царькова Л.В. Развитие профессионального самосознания осужденных несовершеннолетних делинквентов // Психология и психотехника. 2012. № 4 (43). С. 84-91.
20. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Межшкольный учебный комбинат: педагогическая поддержка подростков с девиантным поведением // Коррекционно-развивающее образование. 2008. № 2. С. 33-43.
21. Karabanova O.A. Social Situation of Child's Development - the Key Concept in Modern Developmental Psychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P. 130-153.