УДК 304.9
UDC 304.9
Л.И. ПАХАРЬ
доктор философских наук, профессор, Орловский государственный университет
L.I. PAKHAR'
Doctor of Philosophy, professor, Orel State University
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ SOCIAL REALITY: THE ANALYSES OF THE MECHANISM OF FUNCTIONING
Статья посвящена рассмотрению теоретических проблем социальной философии в связи с разработкой представлений о социальной реальности. Автор статьи предлагает свое видение механизмов функционирования и развития социальной реальности, основанных на процессах взаимодействия, взаимосвязи, отражения. Отдельное внимание уделяется анализу роли противоречий, социальным кризисам и отчуждению в функционировании социальной реальности. В статье используется диалектический метод, системный подход, категориальный синтез и сравнительный анализ категорий.
Ключевые слова: социальная реальность, социальные процессы, изменение, сохранение, социальный механизм, функция, функционирование, отношение, взаимодействие, взаимосвязь, отражение.
The article is devoted to the analysis of theoretical problems of social philosophy which are connected with the development of concepts of social reality. The author offers his point of view of the mechanisms of functioning and development of the social reality. According to the author that mechanisms are based on the processes of interaction, relationship, reflection. Special attention is paid to the analysis of the role conflict, social crises, and the alienation of functioning of the social reality. The article uses the dialectical method, systematic approach, categorical synthesis and comparative analysis of the categories.
Keywords: social reality, social processes, change, conservation, social mechanism, function, operation, attitude, cooperation, relationship, reflection.
Введение
Социальной реальностью являются все протекающие в обществе процессы, составляющие содержание его жизнедеятельности. Сюда включаются как постоянно функционирующие, самообновляющиеся и самовоспроизводящиеся циклы жизни отдельных людей (трудовая деятельность, семейные обязанности, забота о детях и родителях, учеба и отдых и т.д.), так и работа социальных институтов, организующих и управляющих действиями социальных субъектов в лице отдельных организаций, индивидов, социальных групп и общностей. Не менее важными составляющими содержания социальной реальности являются устойчивые социальные настроения, чувства, нормы поведения, традиции и прочие духовные компоненты, которые наполняют ежедневную жизнь человека. Вся эта совокупность повторяющихся действий социальных субъектов, динамика субъективных состояний духовной жизни общества составляют социальные процессы общества, которые отражаются социальной реальностью. Таким образом, динамика социальных процессов наглядно демонстрирует состояние социальной реальности.
Социальные процессы, являющиеся проявлением социальной динамики, включают в себя две взаимосвязанные стороны процесса - изменение и сохранение. Социальные изменения представляют собой различные перемены, происходящие с течением времени в социальных субъектах, в духовных процессах общества,
мотивациях поведения и т. д. Они могут протекать на уровне межличностных отношений, малых и больших групп, структур организаций и институтов. Однако социальные изменения констатируются только на фоне сохранения целостности самих социальных субъектов. Так, изменение, к примеру, системы выборов в органы государственной власти не отменяет сам институт выборов, сохраняя его как институт демократии. Таким образом, форма протекания социальных процессов представляет собой диалектическую связь изменений и одновременно сохранения структурных элементов социальной системы.
Социальные процессы пронизывают и объективную, и субъективную стороны социальной реальности. Их сущность выражена в раскрытии, обосновании, реализации и утверждении в социальной реальности интересов человека как части общества, социальной группы, общности. Именно поэтому изменения, например, в производственном процессе не следует рассматривать только как экономический процесс. Этими изменениями затрагиваются интересы людей, нередко меняется их социальный статус, образ жизни и пр. Поэтому экономические изменения являются частью социальных процессов. Аналогичным образом обстоят дела и с политическим процессами. Например, попытка политическими средствами путем референдума изменить форму государственного устройства Украины с унитарного на федеративное устройство обернулась
© Л.И. Пахарь © L.I. Pakhaf
карательными действиями центрального правительства на юго-востоке. Состояние гражданской войны, гуманитарная катастрофа, гибель гражданского населения и т.д. в конечном итоге означают глубинные социальные изменения. Таким образом, изменения в любой сфере жизни общества - экономической, политической, духовной - следует рассматривать в первую очередь как социальные процессы, а затем уже с конкретных позиций экономики, политики, культуры.
Как и любой процесс, социальный процесс является последовательной сменой состояний, стадий развития системы, в данном случае социальной системы. Можно выделить отдельные этапы разворачивания социального процесса: зарождение изменений, их переход в устойчивое состояние социальной системы и окончательное утверждение этих новаций как новой черты социального субъекта. За этими этапами скрывается определенная закономерность протекания социальных процессов. Прежде всего, следует отметить, что все процессы изменений, так или иначе связаны с деятельностью человека, который действует, исходя из своих интересов, выдвигая определенные цели, ориентируясь на конкретный результат. Ненаправленная деятельность не является социальным процессом и может быть отнесена к разряду хаотичных действий. Поэтому первым важным признаком социальных процессов социальной реальности является целенаправленность действий социальных субъектов. Однако наличие целенаправленной деятельности социальных субъектов не означает ее полную осознанность, в том числе и осознанность всех последствий этой деятельности. В противном случае все бы было однозначно прогнозируемо и жестко детерминировано. На практике оказывается, что на социальные процессы воздействует огромный пласт неучтенных внешних условий, подсознательных мотиваций, которые нередко до неузнаваемости изменяют предполагаемый результат. Этим обстоятельством объясняется научный интерес к анализу объективных механизмов, порождающих социальные процессы и обеспечивающих функционирование социальной реальности.
1. Теоретико-методологические основания анализа
Прежде чем перейти к рассмотрению механизмов функционирования социальной реальности уточним исходные понятия. Понятие «механизм» первоначально использовалось исключительно в инженерных науках, где означало устройство, приводящее в движение. Так, в «Энциклопедическом словаре» механизм определяется как система тел, предназначенная для преобразования одного или нескольких тел в требуемое движение других твердых тел. Если в преобразовании движения участвуют жидкие или газообразные тела, то механизм называется гидравлическим или пневматическим. В словаре Ушакова кроме названного значения этого слова как внутреннего устройства машины или прибора, позволяющего привести в действие саму машину, отмечается переносный смысл понятия механизма. В этом
случае механизмом называют систему функционирования какого-либо вида деятельности, например механизм умственной работы, канцелярский механизм, механизм управления кадрами и т. п. Именно в этом переносном смысле используется понятие «механизм» применительно к социальной реальности и социальным системам. Это позволяет определить социальный механизм как некоторые отношения между элементами социальной системы (отдельными индивидами, социальными группами, институтами, нормами и образцами поведения и т.д.), а также связями в социальной структуре, посредством которых обеспечивается жизнедеятельность социальной системы.
Каждый элемент социальной реальности имеет свое предназначение, точнее, выполняет некоторую функцию. Ключевое слово в данном случае «функция». В разных областях знания существуют различные представления о функции. Так, в биологии и физиологии функцией называют специфическую деятельность организмов, их отдельных органов, тканей и клеток, в математике функция - это зависимая переменная. В социологии под функцией понимают ту роль, которую выполняют в обществе отдельные учреждения, социальные институты и т. д. В данном случае понятие «функция» тождественно понятию «роль». Например, функция профсоюзов - защита интересов наемных работников. Однако, несмотря на внешнее различие в трактовке функций в разных науках, в содержании понятия «функция» есть общие моменты. Это общее представлено тремя важными характеристиками объектов: динамической, отношения и направленности. Динамическая сторона функции состоит в том, что она всегда выражает некоторые обязанности, назначение чего-то, например, системы или ее элементов, по отношению к самой себе, т. е. определенное действие на себя. Так, профсоюзы по определению обязаны защищать интересы работников своего предприятия. Если они не выполняют эту роль, то они вырождаются в коррупционную группу, защищающую только свои аппаратные интересы. Относительная сторона функции заключается в проявлении объекта вовне, по отношению к другим объектам. Это означает, что функция, по существу, является таким свойством объекта, реализация которого всегда осуществляется при наличии отношения с другими объектами, а также в рамках системы в целом, в которую включен данный объект. Так, деятельность профсоюзов является элементом политической системы общества, отражает гражданское состояние общества. Другими словами, их деятельность должна оцениваться на фоне общего состояния социальных процессов в конкретной социальной реальности. И третий момент в содержании понятия функции состоит в том, что она имеет направленность на сохранение существующего объекта. Обращаясь к нашему примеру с профсоюзами, отметим, что реализуя принцип трипартизма, профсоюзы участвуют в переговорах по поводу условий труда на конкретном производстве. В результате принятый трудовой договор должен способствовать сохранению устойчивости производствен-
ного процесса. Таким образом, функция - это такое свойство объекта, которое раскрывает его назначение в системе в целом и способствует самореализации и самосохранению социального объекта.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что функциональной характеристикой объекта становятся такие его свойства, которые служат осуществлению определенного поведения, действия, деятельности объекта в рамках некоторой системы и направлены на ее сохранение. Следовательно, обнаружив такие свойства у социальных систем и объектов, мы может утверждать, что они наделены функциональными характеристиками. Например, институт власти, общественные организации, семья и т.д., выполняя свое функциональное предназначение, обеспечивают социуму целостное существование. Однако свою функциональную роль любой элемент социальной реальности может осуществлять и осуществляет не изолированно, а вступая в отношения с другими элементами. Таким образом, механизм функционирования социальной реальности строится на базе различных отношений, складывающихся между элементами социальной системы. Выявив характер этих отношений, мы сможем осуществить анализ механизма функционирования социальной реальности.
В отечественной философии принято рассматривать отношение как такую философскую категорию, которая фиксирует в своем содержании объективно существующее единство мира. Не существует в объективной реальности абсолютно изолированных вещей и явлений. Все они, так или иначе, вступают в отношения друг с другом. Это означает их взаимозависимость. Таким образом, сущность отношения состоит во взаимозависимости вещей, явлений, процессов объективного мира. Сами отношения по своему характеру могут принимать разные формы или виды. Так, отношение может принимать форму взаимодействия, т. е. такого вида взаимозависимости, когда наблюдается взаимное изменение вещей, явлений, процессов. Поскольку любое тело, явление существует во внешней среде, является ее компонентом, оно не может не испытывать на себе ее воздействия. Механическое воздействие тел друг на друга, химические реакции, обмен веществ в живых организмах, межвидовые и внутривидовые отношения, общественные отношения - все эти, на первый взгляд, далекие друг от друга процессы являются не чем иным, как взаимодействиями на разных уровнях развития материи. Во взаимодействии проявляется самодвижение материи, ее внутренняя активность. Учитывая сказанное, можно признать, что взаимодействия, которые имеют место между субъектами социальной реальности, являются одним из механизмов ее функционирования. В качестве примера взаимодействия как социального механизма функционирования социальной реальности можно привести работу парламента, в котором представлены различные политические силы. В результате длительных дебатов, коррекции исходных позиций между ними достигаются компромиссные решения, которые оформляются в виде законов, регулирующих жизнедеятельность общества.
Другим видом отношения является взаимосвязь. В случае взаимосвязи взаимозависимость объектов отношения представлена в виде взаимообусловленности существования вещей, явлений, процессов. Так, например, нуклеарная семья не может возникнуть в первобытном обществе - ее появление предполагает наличие развитого индустриального производства. Многопартийная система возникает тогда, когда на историческую арену выходят общественные классы с собственной идеологией, четкой политической платформой и т.д. Если взаимодействие социальных объектов обеспечивает внутреннюю динамику социальной реальности, то взаимосвязь социальных объектов является необходимым условием ее самосохранения, самовоспроизводства и целостности. Отношения между вещами, явлениями, процессами, входящими с состав некоторой системы и составляющими ее элементы, имеет характер взаимной связи в том случае, если каждый элемент в составе этой целостности существует в своем конкретном автономном виде, только соотносясь с другим или другими элементами этой системы. Таким образом, можно признать, что и взаимосвязь, существующая между социальными субъектами, также является механизмом функционирования социальной реальности.
Наиболее сложной формой отношения являются процессы отражения. Отражение следует определить как процесс и одновременно результат такого отношения между элементами объективного мира и явлениями субъективного мира, при котором состояние одного объекта (отражающего) закономерно обусловлено состоянием другого (отражаемого), особенности которого воспроизводятся в процессе отражения. Результатом этого отношения является отображение, носителем которого и является отражающий объект. При этом отражающий объект сохраняет свою целостность, воспроизводя в своем содержании и форме отражаемый объект. Таким образом, отражение как особая форма отношений интегрирует в себе отдельные элементы отношений взаимодействия и взаимосвязи. Как и в случае взаимодействия, в процессе отражения происходит воздействие отражаемого объекта на отражающий объект. В результате чего в структуре отражающего объекта формируется отображение, воспроизводящее отражаемый объект. Однако взаимного изменения не происходит, более того существует взаимосвязь предшествующего состояния объектов с последующим, сохраняется преемственность.
Приняв в качестве элементов системы отражения отражаемое, отражающее и отображение, можно выделить два принципиально отличных друг от друга способов отношения элементов системы отражения, или два типа механизмов. Один из них предполагает включенность в действие системы всех элементов процесса отражения, в том числе и отображения с его самостоятельной ролью в функционировании системы. Другой механизм представляет собой такой способ действия элементов в системе отражения, при котором один из ее элементов, в частности, отображение, не принимает самостоятельного участия в функционировании си-
стемы. Назовем первый механизм функциональным, а второй - динамическим. Оба эти механизма отражения позволяют классифицировать процессы отражения по организационному принципу, выделив два вида процессов отражения - функциональное и нефункциональное отражение.
Нефункциональное отражение охватывает такие процессы, которые протекают главным образом в естественных неуправляемых системах, т. е. распространено в основном в неорганической природе. Однако из этого не следует, что динамический механизм отражения не имеет места в живой природе и в принципе невозможен в социальной реальности. Если мы обратимся к анализу органического мира, то там можно наблюдать процессы нефункционального отражения. Так, в определенные периоды развития живого организма подключаются новые генетические связи, которые приводят к существенной перестройке всего организма, например, при переходе от подросткового возраста к юношескому состоянию и затем физической зрелости. Изменения в производственном процессе также могут быть отнесены к разряду механизмов нефункционального отражения. В то же время следует иметь в виду, что нефункциональное отражение не является ведущим механизмом функционирования в процессах жизнедеятельности органической и социальной материи.
Динамический механизм, на котором строится нефункциональное отражение, имеет ряд признаков. Во-первых, в этом механизме отображение не играет самостоятельной функциональной роли в системе отражения. Следы отражения (т. е. отображение) включены во внутреннюю и внешнюю структуры, в содержание отражающего объекта. Отображение в данном случае представляет собой суммарный продукт взаимодействия отражающего и отражаемого объектов. Но оно не вычленяется отражающим объектом из общего суммарного продукта взаимодействия, хотя, будучи составной частью этого продукта, оказывает воздействие на изменения, происходящие с отражающим объектом, на последующие процессы отражения в нем, на его эволюцию.
Вторая особенность динамического механизма отражения определяется характером протекания процессов изменения и сохранения в отражающем объекте. В нем могут происходить субстратно-структурные и энергетические изменения, возникающие под влиянием отображаемого объекта. При этом изменения, происходящие в отражающем объекте, не нарушают его качественной целостности. Другими словами, перестройка отражающего объекта под влиянием внешнего воздействия должна осуществляться таким образом, чтобы не нарушалась устойчивая взаимосвязь и координация элементов его структуры. При нефункциональном отражении отсутствует также внутреннее самоизменение и саморазвитие отображения.
Существенной чертой динамического механизма отражения, в-третьих, является необратимый характер происходящих с отражающим объектом изменений. Эта черта динамического механизма нефункциональ-
ного отражения наглядно демонстрируется старением живого организма, землетрясениями, извержениями вулканов, процессами стагнации в обществе и т. д.
Следует отметить, что нефункциональное отражение определяет протекание регуляционных процессов в системах разного уровня - от неживых до социальных. Проще всего это показать на неживых объектах. Известно, например, что макротела состоят из молекул с разными скоростями теплового движения, непрерывно меняющими свое взаиморасположение, что в них происходят изменения характера связей между молекулами путем их ослабления или усиления. Однако устойчивое состояние тел сохраняется. Оно обеспечивается регуляционными процессами, создающими динамическое равновесие системы. Эта регуляция состоит в изменении взаимосвязи элементов (молекул), из которых состоят данные тела, и фактически сводится к актам действия и противодействия. Аналогично обстоит дело и с живым организмом при поддержании уровня кровяного давления, обмена веществ, уровня сахара в крови и т. п. Нечто подобное происходит и в отношении производства и потребления: спрос инициирует рост производства, а рост производства удовлетворяет спрос и рынок приходит в состояние динамического равновесия. Таким образом, протекание регуляционных процессов включает в себя динамический механизм нефункционального отражения. То или иное воздействие по общему принципу регуляции действия и противодействия запечатлевается в структуре отражающего объекта и сохраняется в нем как собственное состояние. Через механизмы взаимодействия и взаимосвязи процессы отражения осуществляют свою роль механизмов развития неживых объектов, живых организмов и социальных систем. Привнося в эти объекты внутренние различия, нефункциональное отражение обеспечивает их самоорганизацию и в конечном итоге развитие. Для существования неживого объекта и сохранения его как целого достаточно динамического взаимодействия, включающего в себя процессы нефункционального отражения. Однако для живых организмов и социальных систем недостаточно одного динамического механизма функционирования. Поэтому в живой и социальной материи ключевую роль в жизнедеятельности начинает играть механизм функционального отражения.
Функциональное отражение - это отражение, которое не только поддерживает целостность живых и социальных систем, их самоорганизацию, но и способствует их саморазвитию. В этом процессе отражения задействован функциональный механизм. Функциональный механизм отражения имеет место в таких отражательных процессах, сущность которых выражается в поведении отражающего объекта, протекающих под воздействием отражаемого объекта и прошлых следовых явлений самого отражающего объекта. Важнейшей чертой функционального механизма отражения является самостоятельное участие в процессах функционирования и развития системы всех элементов системы отражения, в том числе и отображения. Отображение способно оказывать влияние на поведение отражающе-
го объекта и всей системы отражения в целом. Таким образом, функциональное отражение участвует не просто в процессах регуляции, а самоуправления и саморазвития живых и социальных систем.
Управление в принципе может иметь место во всех тех случаях, когда объект в состоянии воспринимать, сохранять, перерабатывать и использовать полученную информацию. Подобные операции способна осуществлять лишь замкнутая система, обладающая двумя каналами связи - прямым и обратным. В этом случае объект управления выступает в роли отражающего, субъект управления - в роли отражаемого объекта. Информация, которую передает субъект управления объекту управления, и есть отображение (след воздействия). Таким образом, функциональное отражение возникает в тех случаях, когда, во-первых, между отражающим объектом и отражаемым объектом появляется канал обратной связи; во-вторых, отражающий объект становится способным не только воспроизводить воздействия отражаемого, но и одновременно использовать заложенную в следах отражения информацию для выработки ответных действий.
Далее, своеобразие функционального механизма отражения определяется характером протекания процессов изменения и сохранения в отражающем объекте. На первый взгляд, изменения и здесь носят субстрактно-структурный и энергетический характер. Однако в отличие от отражательных процессов динамического механизма в случае функционального отражения они выступают лишь формой протекания процессов изменения. Действительным же содержанием процессов изменения, имеющих место в отражающем объекте, является заложенная в этих изменениях информация. Отражающий объект реагирует на эту информацию, а не на ее материальный носитель. В одних случаях под ее влиянием отражающий объект перестраивается и тем самым сохраняет свою целостность, в других - преобразовывает отражаемый объект и добивается того же эффекта, в третьих - совмещает первый и второй варианты. Возможность такого реагирования отражающего объекта на действия отражаемого обеспечивается тем, что во всех отношениях между отражаемым и отражающим объектами существуют два канала связи: прямой и обратный, а не один прямой, как в случае нефункционального отражения. Таким образом, появление обратной связи есть внешний признак, свидетельствующий о возникновении функционального механизма отражения.
Информация, скрытая за структурно-динамическими и энергетическими изменениями отражающего объекта, через каналы обратной связи вычленяется отражающим объектом и используется для целей сохранения себя как качественной определенности. Для этого вырабатывается соответствующая стратегия действия. Процессы сохранения не ограничиваются самосохранением отражающего объекта. В отображении сохраняются также и внешние воздействия, исходящие от отражаемого объекта. Это осуществляется не столько в форме субстрактно-структурных и
энергетических изменений (как в случае нефункционального отражения), сколько посредством кодирования, преобразования содержащейся в этих изменениях информации.
И, наконец, последнее коренное отличие функционального механизма отражения от динамического состоит в том, что при функциональном отражении процессы изменения и сохранения в отражающем объекте происходят дифференцированно. Таким образом, в содержательном отношении сущность динамического механизма отражения состоит в простом воспроизведении воздействия отражаемого объекта, а функционального механизма отражения в осуществлении под действием отражаемого объекта самоорганизации и самоуправления отражающего объекта. Следовательно, функциональное отражение является наиболее адекватным и совершенным механизмом функционирования и развития социальной реальности. Те внутренние различия, которые возникают в отражающем объекте в результате воспроизведения другого, отражаемого, объекта становятся источником рождающихся внутренних противоположностей и как следствие внутреннего противоречия в объекте, разрешение которого приводит к его развитию.
Основное методологическое значение вводимого понятия «функциональное отражение» состоит в его возможном применении для анализа огромного числа явлений живой природы и социальной действительности. Оказалось, что ряд различных по субстрату систем являются сходными по характеру отношений между элементами системы. Если главный внешний признак отражения - способность объектов, вступая в отношение с другими объектами, воспроизводить особенности последних, то в случае функционального отражения на этой способности строятся все действия отражающего объекта. Этим создаются условия для самоорганизации и развития живых и социальных систем. Введение понятия функционального отражения для анализа социальной реальности позволяет, во-первых, глубже разобраться в механизмах функционирования социума и процессов его развития. Во-вторых, знание закономерностей функционального отражения способствует более успешному управлению социальными процессами и в некоторой степени разработке прогнозов общественного развития. Так, например, предварительное создание юридической базы для льготных условий деятельности отдельных отраслей производства, в частности сельского хозяйства и машиностроения, позволяет России выйти из затяжной продовольственной зависимости от импортеров, укрепить свою военную безопасность, создать дополнительные рабочие места, поднять уровень жизни населения, добиться устойчивого развития. Сам факт превентивных, в данном случае юридических, мер является проявлением действия механизма обратной связи в социальных процессах, а следовательно, наличием функционального отражения. В то же время неожиданные, на первый взгляд, протестные движения и акции в обществе, на которые правительство отвечает силовыми методами, является примером
действия динамического механизма процессов нефункционального отражения. Эти явления в социальной реальности происходят потому, что отраженные в общественном сознании негативные чувства, настроения, недовольства жизненными ситуациями не анализировались руководством. С точки зрения системного анализа это означает, что отсутствовала обратная связь между обществом и властными структурами, следовательно, имело место нефункциональное отражение между социальными объектами. В конечном итоге накопившаяся неудовлетворенность выплескивается наружу в виде политических акций, погромов, революций и т. д., нередко изменяя в корне социальную реальность. Эти примеры показывают, что возможны разные варианты механизма функционирования социальной реальности в зависимости от того, какой задействован характер отражательных процессов - нефункциональный или функциональный.
Таким образом, на отношениях взаимодействия, взаимосвязи и отражения строится функционирование и развитие социальной реальности. Субъектами этих отношений являются социальные индивиды, группы, общности, организации и учреждения и т.д. В социальной реальности они включены одновременно во все виды отношений - взаимодействия, взаимосвязи, отражения. Названные отношения приводят к постоянным изменениям как в самих объектах, так и в характере их отношений. Это могут быть изменения роли одних социальных институтов по отношению к другим социальным институтам. Такие изменения следует отнести к разряду функциональных изменений. Возможны статусные изменения положения одних социальных общностей и групп по отношению к другим, изменение социального статуса индивида и т.д. В этих изменениях состоит динамика социальной реальности, т.е. ее самодвижение и саморазвитие.
2. Конкретные механизмы функционирования социальной реальности
Отношения между субъектами социальной реальности сложны и многообразны. Возьмем в качестве примера такой политический институт, как государство. Любое государство предполагает включение в его структуру в качестве относительно самостоятельных элементов законодательные и исполнительные органы, органы юрисдикции и принуждения. Законодательные органы (парламент, советы, собрания и т.д.), принимающие основополагающие нормы права, эффективно работают в том случае, когда исполнительные органы (министерства, ведомства и пр.) реализуют на практике принятые законы. В свою очередь, работа этих органов должна контролироваться, поэтому существуют органы юрисдикции, которые следят за законностью принимаемых решений, возлагают ответственность на исполнителей в случае злоупотребления властью. Они представлены судами, арбитражем, прокуратурой, следственными органами, а также органами, осуществляющими карательные меры - полицией, тюрьмами, реагирующими на правонарушения и принуждающи-
ми к правовому поведению граждан. Все эти элементы структуры политического института государства должны работать согласованно. Именно поэтому любое изменение, происходящее в структурном элементе государства, приводит к изменениям в другом, связанном с ним элементе. Так, принятые законодательным собранием законы требуют их учета в работе определенных министерств и ведомств, приводят к изменению хозяйственной деятельности, отражаются в общественном мнении и т.д.
Аналогичная функциональная связь наблюдается в работе материально-производственной сферы. Здесь в полной мере проявляется действие человеческого фактора. Чем более профессионально подготовлен работник, чем в большей степени он мотивирован на высокие результаты труда, чем выше его производительность труда, тем значительней должно быть материальное вознаграждение за труд, т.е. зарплата. Если эти пропорции нарушаются, наблюдается спад производства и общий уровень экономического развития общества. В свою очередь мотивирование труда также зависит от проводимой социальной политики, которая способствует воспроизводству человеческого капитала, вносит свой вклад в достижение устойчивого социально-экономического развития общества.
Еще в более широком масштабе можно наблюдать взаимодействие таких сфер общественной жизни, как материально-производственная, политическая, социальная и духовная. Все эти сферы связаны между собой функционально. Как уже отмечалось, функцией в социальной теории называют роль, которую выполняет определенный социальный институт, процесс или сфера общественной жизни по отношению к обществу в целом и друг другу. Причем, выполняя свою роль, каждый элемент социальной реальности не только испытывает воздействие другого элемента, но и сам на него влияет. Таким образом, функциональные отношения элементов социальной реальности строятся по принципу механизма прямой и обратной связи. Существуют не просто объективная и субъективная стороны социальной реальности, а отношения между ними в виде функционального механизма прямой и обратной связи. Например, государство, представляющее объективную сторону социальной реальности, не может эффективно работать без наличия соответствующего правового сознания граждан, делающего их законопослушными гражданами, без общественного мнения, поддерживающего государственные решения, т. е. субъективной составляющей социальной реальности.
В тесном взаимодействии всех сфер общественной жизни создается социальный капитал общества как бытийная основа социальной реальности, в рамках которой живут и работают в повседневной жизни отдельные индивиды. Под социальным капиталом мы понимаем инфраструктуру и институты общества в широком смысле: материально-техническую базу конкретного общества, его культуру, правовую систему, систему образования и здравоохранения, правила и обычаи поведения, национальную ментальность и т.д. Понятие
социального капитала охватывает взаимодействие и взаимосвязь как экономических, так и неэкономических факторов. Модернизация производства и прогрессивное развитие социальных институтов - правового государства, социального партнерства, формирование общественного мнения и психологического климата, благоприятного для деловой жизни, повышение уровня культуры означает совершенствование социального капитала и обогащение содержания социальной реальности. Социальный капитал, включающий в себя и человеческий потенциал, существенно влияет на экономическое развитие общества, усиливая или ослабляя его социальную устойчивость.
Функционирование социальной реальности на повседневном уровне протекает, с одной стороны, через сотрудничество членов общества, а с другой - через соперничество, противоречия и столкновения отдельных личностей, слоев, социальных групп. Социальным противоречием является следствие взаимодействия социальных групп, слоев, личностей, вызванное несовпадением их интересов и целей. Каждая из сторон взаимодействия стремится удовлетворить свои потребности, цели и интересы наиболее оптимальным образом. Если противоречие достигает своего максимума, принимает острый характер, оно обретает форму социального конфликта. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми несовпадения своих интересов как личностей, как членов тех или иных общностей, социальных групп с интересами других субъектов и основывается на некоторой информации, которая появляется в процессе отражения, имеющем место между взаимодействующими или конфликтующими сторонами. Причины социальных конфликтов кроются, во-первых, в социальном неравенстве, которое связано с неравномерным распределением социальных ресурсов (богатства, почестей, влияния, владения информацией и пр.) между членами общества, и, во-вторых, в наличии культурной неоднородности населения. Она проявляется в различиях ментальности, системы ценностей, разных стандартов поведения, в отсутствии толерантного отношения друг к другу и прочих отличиях между индивидами, социальными группами, общностями.
Бесконфликтных обществ не существует, однако средства разрешения конфликтов могут быть разными: от переговоров и мирного соглашения на взаимовыгодных условиях и партнерстве до военных столкновений. В динамике этих процессов социальной реальности действует механизм функционирования повседневной жизни. Разрешение тех или иных противоречий приводит к изменению состояния взаимодействующих сторон и социальной реальности; возникает качественно новое ее состояние. Таким образом, противоречия, социальные конфликты как проявление конкретных видов отношений в социуме играют роль механизма функционирования социальной реальности.
Если противоречия и социальные конфликты можно рассматривать как конкретные проявления взаимодействия социальных субъектов, выполняющих роль механизма функционирования социальной реальности,
то процессы отчуждения являются вариантом функционального отражения в качестве механизма развития социальной реальности.
Фундаментальным полем исследования в рамках социальной философии проблема отчуждения стала относительно недавно. Она впервые отчетливо прозвучала в трудах теоретиков "общественного договора" Гоббса и Руссо, которые рассматривали передачу человеком своих естественных прав в пользу искусственно созданной политической организации, какой является государство, как отчуждение, имеющее своим следствием порабощение человека. С этого момента проблема отчуждения стала привлекать к себе внимание многих видных философов Нового времени. Гегель, например, понимал отчуждение как объективацию абсолютного духа в природе и истории, не делая различия между понятиями «объективация» и «отчуждение».
Фейербах анализировал самоотчуждение человека. Согласно философу, в религии человек отчуждает свою сущность и передает ее некой абсолютной личности -Богу. При этом, считает Фейербах, происходит раздвоение человека как личности: все те качества, которые человек почитает в Боге, принадлежат ему самому. Но человек ослеплен поклонением Богу и не видит этого. Именно поэтому божественная сущность должна быть возвращена своему подлинному носителю - человеку. Преодоление отчуждения, по Фейербаху, и будет состоять в том, чтобы раскрыть и развить эти качества в самом человеке, почитать и возвышать самого человека ("Человек человеку - Бог"). Это становится возможным на пути создания новой религии, религии любви, функции которой должна выполнить антропологическая философия Фейербаха.
К. Маркс как преемник немецкой классической философии обратился к проблеме отчуждения, подняв ее на новый теоретический уровень, выделив в ней экономический аспект. Именно под его влиянием многие западноевропейские философские течения исследовали эту проблему. Среди западных философских концепций ХХ века, прежде всего, следует отметить экзистенциализм. Так, экзистенциалисты атеистического направления увидели отчуждение человеческой личности в тех конкретных отношениях с обществом, в которых она находится, в превращении ее в объект, в вещь среди вещей. Они стремились теоретически обосновать абсолютную независимость и свободу человеческой индивидуальности, ее творческую активность как условие подлинного бытия личности. Однако в условиях общества этого достичь невозможно. Человек раздавлен обществом, он его отпечаток, бледная копия. Тем самым экзистенциалисты утверждали мысль о неизбежности и вечности отчуждения человека в обществе. В свою очередь религиозные экзистенциалисты отчуждение личности видели в отдалении ее от Бога и распространении атеизма. Для них преодолением отчуждения является возвращение всех людей в лоно паствы Христовой и отказе от атеизма.
Близкие к религиозному экзистенциализму взгляды по данному вопросу развивают неотомисты, которые
тоже подчеркивают подавление социальным автономности и единства личности. Свой рецепт преодоления отчуждения предлагался персоналистами, а именно: духовное самоусовершенствование, воспитание и религиозная вера. Пока человек жив, он должен творить, созидать себя в расчете на вечность, он не должен терять веру в непреходящую силу своего творчества, как бы ни расхолаживало его современное положение дел в отчужденном от него мире.
В русле персонализма эту проблему рассматривал отечественный философ Н.А. Бердяев. В современном обществе, рассуждал философ, человек живет по законам механической и социальной объективации (отчуждения). Он подчинен механизированной искусственной природе, технике, созданной им самим. Мир объектов лишен духовности и свободы и, подчиняясь ему, люди испытывают страдания, рабство и зло. Еще более страшному закабалению подчиняет человека социальная действительность, лишая его свободы. Выход он видит в неком персоналистическом социализме, где будут объединены принцип личности и принцип общности, где будет признана абсолютная ценность личности, примат личности над обществом. Однако такое идеальное общество, по Бердяеву, немыслимо в этом мире. Преодоление отчуждения возможно в радикально ином мире, находящемся за пределами исторического времени и тождественном с царством Божиим. Поскольку мир есть воплощенное зло, человек своим творчеством должен приблизить конец этого мира и тем самым достигнуть состояния свободы, в котором исчезнет отчуждение.
Среди светских философских концепций ХХ века, занимающихся проблемой отчуждения, следует особо выделить неофрейдизм и, в частности, воззрения Э. Фромма. Констатируя отчужденное состояние бытия личности в современном обществе, он описал скрытые психологические механизмы ухода человека от реального положения дел и тем самым способы иллюзорного преодоления отчуждения. К ним он отнес ряд механизмов, в том числе мазохизм-садизм, конформизм автомата и стремление к разрушению, с помощью которых человек осуществляет "бегство от свободы".
Как уже отмечалось, интенсивному исследованию проблемы отчуждения в ХХ веке мы обязаны в первую очередь Марксу. Анализируя капиталистическое общество, К. Маркс и Ф. Энгельс сосредоточили свое внимание на процессах отчуждения в области экономической и политической жизни. Они отметили, прежде всего, два обстоятельства: во-первых, то, что отчуждение в экономической сфере лежит в основе других видов отчуждения, т. е. в области политики и духовной жизни, и, во-вторых, то, что это явление исторично. Отчужденность для основателей марксизма вовсе не есть извечное фатальное состояние человека. Согласно их точки зрения, отчуждение, рассмотренное в аспекте его происхождения, предстает всецело историческим делом самих же людей.
В основе экономического отчуждения лежит, по Марксу, разделение деятельности. Люди разделяются в
процессе материального производства по выполнению определенных функций, ролей, операций. Из разделения деятельности и отношения собственности вырастают классовая структура и социальная иерархия. В результате на одном полюсе люди совершают некие технические операции, имея дело с вещами, а на другом - вступают в отношения друг с другом; на одном полюсе непосредственно производят, на другом -управляют. При этом происходит метаморфоза: люди, каждый на своем месте опредмечивая свои сущностные силы, создают некие Силы, независимые от них самих, возвышающиеся над ними и подавляющие их самих. Формируется общественное состояние, части которого как взаимно отчуждены, так и отчуждены по отношению к целому.
Таким образом, казалось бы, из очевидного факта созидания людьми своей истории обнаруживается парадоксальным образом совершенно противоположное: всемогущая история творит людей. Общественный субъект, а только таким и может быть человек, живущий в социальной среде, осуществляет и утверждает себя, наделяя своими силами социальные Силы. При этом не только эти созданные им Силы становятся ему чуждыми, но и он сам становится чуждым себе. Человеческая свобода удивительным образом превращается в несвободу.
Маркс предполагал, что корень зла таится в частной собственности и потому с ее исчезновением исчезнет экономическое отчуждение, так как продуктом труда будут владеть в равной мере все участники производства. С постепенным стиранием классовых различий и их отмиранием отпадет необходимость в государстве, и, следовательно, отойдет в прошлое политическое отчуждение и человек обретет духовную свободу.
История ХХ века показала утопичность такого рода предположений. Во-первых, как оказалось, отмена частной собственности на средства производства и создание общегосударственной собственности не приблизили человека к продукту собственного труда. Кроме того, разделение труда коснулось и области науки, которая стала непосредственной производительной силой, выросло число посредников между производителем и потребителем, появилась и быстро набрала рост новая сфера - сфера услуг. Во-вторых, все это повлекло за собой значительное усиление бюрократической прослойки, которая сделала всех участников производства замкнутыми самих на себя и лишенными возможности влиять на ход процесса, что в конечном итоге порождало апатию, равнодушие и полное отчуждение. К. Маркс, в свое время давший глубокую характеристику бюрократии, писал: «Бюрократия считает самое себя конечной целью государства. ... Она вынуждена ... выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное ... Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить. ...Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство. Соблюдение этого таинства обеспечивается в ее собственной сфере ее иерархической организацией, а по отношению к внешнему миру - ее замкнутым корпоративным характером. Авторитет
есть ... принцип ее знания, и обоготворение авторитета есть образ мысли. ... Для бюрократа мир есть просто объект его деятельности»1. В бюрократии оказалось воплощенной отчужденная сила безличного "Дела". Таким образом, индустриальное общество, независимо от варианта: капиталистического или социалистического, оказалось новой формой экономического отчуждения человека.
Другая неблагоприятная перспектива, усугубляющая рост процессов отчуждения, связана с переходом к так называемому постиндустриальному или информационному обществу. Дело в том, что компьютерные технологии позволяют создать банк данных на каждого человека, вести тотальный контроль за человеком в процессе всей его жизни. Владение информацией дает также возможность манипулировать поведением массы людей. Эффективность информационного контроля многократно увеличивают СМИ, которые позволяют "промывать мозги" в нужном для контролирующих человека сил направлении. Человеку грубо навязываются стереотипы мышления, оценок, вкусов, его насильно вталкивают в прокрустово ложе стандартной личности, лишают индивидуальности. Происходит тотальное отчуждение личности от самой себя. Даже известные тоталитарные режимы не исключали для личности при желании возможность оставаться самой собой. В обществе тотальной информатизации и неограниченного проникновения в жизнь индивидов электронных СМИ таких выходов для личности фактически не остается. От пеленок до смерти человек будет запрограммирован в своих жизненных интересах и действиях.
Еще более угрожающие перспективы роста отчуждения человека в экономической, политической и духовной сферах возникают в связи с процессами глобализации. Формируются некие надгосударственные структуры, которые принимают политические решения вразрез интересам отдельных государств, подрывают их экономики в целях достижения мирового господства, устанавливают мировую финансовую диктатуру. Эти рассуждения не являются голословными. Достаточно сослаться на экономические санкции в отношении России, принятые под нажимом США странами ЕС и обернувшиеся для них экономическими потерями.
Таким образом, процессы отчуждения можно с полным основанием рассматривать в качестве механизма функционирования социальной реальности. Отчуждение касается состояния жизнедеятельности каждого человека. Внутреннее отрицательное самочувствие, неудовлетворенность жизнью являются мотивацией поведения личности. Если такая мотивация порождает действия не одного человека, а социальной группы, общности, класса или нации, целого народа, то возникают такие процессы в социальной реальности, происходят такие изменения в ее субъективной и в объективной стороне, которые приводят к социальным
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2. Т.1. С. 271-273.
кризисам мирового порядка. Идеи, которые овладевают общественным сознанием, через определенное время объективируются объективной стороной социальной реальности - в материальной жизни общества, в социальных институтах и коренным образом преобразуют ее. И не факт, что эти идеи несут в себе позитивное содержание для социальных преобразований. Никакого гарантированного благополучного будущего для человеческой цивилизации не существует.
Можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе усилятся процессы отчуждения человека как в экономической, так и политической и духовной сферах жизни общества. И если обратиться к мнению многих мыслителей прошлого о том, что направленность общественного развития носит прогрессивный характер, идет в сторону всестороннего развития личности и ее свободы, предполагающих преодоление отчуждения, то эта точка зрения окажется весьма сомнительной. Реальные процессы настоящего и ближайшего будущего имеют противоположную направленность и не подтверждают ранее высказанную уверенность. Человек все в большей степени теряет интерес к процессу труда как самовыражению, ему все меньше остается поля для творчества и в связи с этим для всестороннего развития. Реальное творчество подменяется игромани-ей. Возможно, именно в этом кроются причины роста агрессивности, легализующие себя, в том числе и в виде терроризма. Следовательно, общество регрессирует, и это подтверждается кризисным состоянием современной цивилизации. Признаков этой болезни много: оскудение духовности, агрессивность, экологическое неблагополучие, потеря высоких смысложизненных ориентиров и т. д.
Подводя итоги наших размышлений, можно утверждать, что выявление механизмов функционирования социальной реальности, в частности, построенных на взаимодействии, взаимосвязях, нефункциональном и функциональном отражении в объективных и субъективных элементах социальной реальности, социальных противоречиях и конфликтах, процессов отчуждения, позволяют проводить полноценный анализ социальной реальности, ее современного состояния. Все это свидетельствует о том, что в настоящий момент в силу исключительной сложности и динамики социальных процессов как внутри отдельных стран, так и мирового сообщества в целом, возрастает роль социогуманитар-ных наук, их научная значимость. Особую актуальность приобретают социально-философский анализ социальной реальности, а также удовлетворение запроса в постоянном социологическом и социально-политическом мониторинге ее конкретного состояния. Такие исследования, если они проводятся не конъюнктурно, имеют серьезный практический смысл, так как позволяют вдумчивым политикам строить на перспективу стратегию развития социальной реальности, обеспечивающую устойчивое развитие общества.