УДК 1:316 ББК 71.01 Р79
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ ПОНИМАНИЯ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ И ЗАКРЕПЛЕНИИ КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА
М. Б. Ротанова
ROLE OF THE UNDERSTANING CULTURE IN THE REPRODUCTION AND CONSOLIDATION OF THE CULTURAL AND COMMUNICATIVE EXPERIENCE
М. B. Rotanova
В статье предпринята попытка выявить роль культуры понимания в про-
цессе воспроизводства культурного наследия, духовной культуры общества, анализируются механизмы воспроизводства культурно-коммуникативного опыта поколений. По нашему мнению, культура понимания, являясь способом освоения социальной реальности, представляет собой необходимое звено связи индивидуального опыта личности и коллективного опыта предшествующих поколений, обеспечивая тем самым стабильность коммуникативной ситуации социокультурного пространства.
Ключевые слова: культура понимания, культурный текст, социальная реальность, механизмы воспроизводства, преемственность, диалог культур
The author covers the problem the understanding culture role in the process of the reproduction of the cultural heritage, spiritual culture of the society; the author also analyzes the mechanisms of the generations’ cultural and communicative experience reproduction. In our opinion the understanding culture is the way of the social reality exploration and the necessary link between the individual experience of a person and the collective experience of previous generations, thus the understanding culture provides the stability of the communicative situation and socio-cultural space.
Keywords', understanding culture, culture text, social reality, mechanisms of reproduction, continuity, dialogue of cultures.
В начале нового тысячелетия перед человечеством встала проблема необходимости осмысления пути, пройденного предыдущими поколениями с целью привнесения в будущее нечто более совершенного и лучшего. Люди надеются, что будущими поколениями не будут повторены те ошибки, которые были совершены и которые негативно отразились на существовании человеческой цивилизации, и этот процесс неразрывно связан с ретроспективным взглядом на прошлое во всей его совокупности.
Совершенно очевидно, что социально-куль-турная информация, которая закреплена в материальных и духовных ценностях, отражает, регулирует и направляет процессы, происходящие в обществе. Роль общения в культурном процессе состоит в том, что коммуникация способствует распространению культурных ценностей, закреплению последних в жизни людей. Общение, необходимой стороной которого является культура понимания, выступает в качестве способа трансляции культуры. Понимание текстов культуры служит гарантом выявления и приписывания смыслов на основе опыта или традиции с целью их сообщения, дальнейшего понимания и
усвоения. Очевидно, что этот факт является необходимым условием дальнейшего функционирования культуры. Общение (коммуникация) выступает неизбежным моментом трансляции культуры как в пространстве, так и во времени, как внутри одного поколения, так и между разными поколениями.
Степень проникновения факторов культуры в коммуникативные процессы с целью достижения согласия и упорядочения отношений между людьми является показателем уровня развития культуры понимания1. Последняя нами рассматривается как особое состояние духовного мира личности и процесс постижения его мотивов и смысла социального действия. Культура понимания обусловлена необходимостью преодоления возникающих коммуникативных барьеров в общении индивидов, личности и общества, различных культурных систем. Как момент трансляции культуры культура понимания, выполняя эти задачи, способствует ее распространению, преемственности и развитию.
Исходя из сказанного выше, ситуацию понимания, которая осуществляется в процессе отношения «текст — понимающий субъект», можно
М. Б. Ротанова
рассматривать с двух позиций. Во-первых, в границах одного поколения, когда текст и реципиент являются представителями одного поколения и одной культуры. Это позволяет показать значение культуры понимания для процессов социализации и индивидуализации личности, протекающих внутри поколений. Во-вторых, отношение «текст — понимающий субъект» можно анализировать и как нечто существующее и функционирующее между поколениями и между разными культурами. В этом случае культура понимания выступает как необходимое условие, обеспечивающее преемственность между поколениями и диалог культур.
В рассмотренном контексте культура понимания способствует развитию устойчивых связей как между поколениями, так и отдельными личностями внутри поколений. Культура понимания способствует объединению общественных смыслов, а выявление разных смыслов или различных сторон общего смысла способствуют индивидуализации личностных качеств человека. Этот противоречивый процесс развертывается как внутри поколений, так и между поколениями.
В рамках одного поколения культура понимания способствует сохранению целостности культуры, социализации индивидов, объединению их в род, класс, нацию и, вместе с тем, индивидуализации личности. Объединение культур в процессе понимания связано с проблемой реконструкции, которая осуществляется, прежде всего, на основе осмысления и удержания смысла. Индивидуализация же культур связана с проблемой актуализации, которая осуществляется на основе интерпретации и понимания смыслов.
Рассмотрение культуры понимания в синхронном аспекте на уровне межличностного общения тесно связано с решением вопроса о ее роли в процессе социализации индивида и в освоении обществом продуктов индивидуального творчества, в межкультурном общении, развертывающемся в одном временном срезе. Социализация может быть определена как процесс приобщения индивидов к знаниям, ценностям, убеждениям и идеям, существующим в данном обществе. Одновременно в процессе социализации человек как бы «впитывает» в себя все достижения своего поколения, включается в систему его социальных связей и отношений, становясь в этом определенном обществе еще и его современником.
Процесс социализации индивида неразрывным образом связан с процессом идентификации, в котором человек реализует способность «созвучия» с другими. Основу процесса идентификации, его сущность можно охарактеризовать таким понятием как «со-бытие», являющееся движущей силой развития человеческой общности, в которой возможно свободное самоопределение каждого входящего в нее. Говоря словами С. Л. Рубинштейна, в этом процессе взаимодействия
отношение к человеку есть не что иное, как «раскрепощение бытия другого человека в результате не отчуждения, а соучастия, в результате моего отношения он не сводится к совокупности отношений, а обретает бытие в себе... Это то бытие, в котором осуществляется его собственная сущность, но оно обретает ее через меня (и в ка-кой-то мере я — через него)»2.
Несомненно, что собственно идентификация (отождествление) человека с себе подобными как важнейший элемент социализации личности, в процессе которой происходит усвоение духовного мира и, в первую очередь, нравственных качеств другого, невозможна без восприятия этих качеств через систему социальной предметности и поведенческих актов людей. Межличностное общение всегда происходит по поводу чего-либо объективно существующего для индивида — мысли, чувства, настроения одного человека являются объективными для другого, так как их передача возможна через материально опосредованную знаковую систему (устную или письменную речь, мимику, социальную предметность и т.д.). С помощью понятия «культура понимания» можно охарактеризовать одну из черт процесса движения индивида к культуре, а именно, процесса усвоения им духовной культуры, вхождение культуры в его внутренний мир.
Безусловно, что усвоение культурных ценностей индивидом предполагает наличие определенного уровня личной культуры, представляющей собой необходимую предпосылку пониманию, своеобразный экран3, на который человек проецирует воздействующие на него культурные тексты. После того, как то или иное событие или явление культуры воспринято, оно непременно будет человеком проанализировано и получит надлежащую оценку и окраску в зависимости от особенностей личной культуры понимания и, таким образом, будет включено в личную культуру.
В процессе социализации, вместе с тем, происходит и обособление личности, в чем и состоит противоречие этого процесса. Диалектическая взаимосвязь общего (социализация) и единичного (конкретного, индивидуального) состоит в том, что по мере социализации человека формируются его личностные качества, характеризующие его как индивидуальность. Социализация личности предполагает выработку таких кодов, каналов связи межу людьми, без овладения которыми (понимания которых) индивидуализация личности приобретает хаотический характер, перерастает либо в анархизм, либо в конформизм. Уровень (степень) овладения данными нормами, кодами, каналами связи и является показателем уровня культуры понимания.
Культура понимания играет важную роль в процессе распространения культурных текстов внутри поколения. Социокультурная значимость того или иного текста, помимо его собственной
Философия
значимости, определяется также степенью его распространения в обществе, где понимание выступает неким посредником для адаптации и внедрения тех или иных текстов в срез культуры.
Социальная потребность в феномене культуры понимания связана с необходимостью «вхождения», «вживания» в духовно-коммуникативный мир Другого. Общество представляет собой весьма сложное взаимодействие и взаимопересе-чение социокультурных пространств, в точках пересечения которых культуре понимания отводится едва ли не первостепенная роль стабилизирующего фактора, благодаря которому возможно достижение консенсуса, социальной адаптации и идентификации (культурной, этнической, конфессиональной и т. д.).
Социальное пространство, идеи и ценности, созданные в одном социальном пространстве как сфере объективно складывающихся отношений и интересов между людьми4, могут быть поняты в другом социальном пространстве. Наличие культуры понимания, таким образом, может выступать в качестве фактора, характеризующего отношения социальных пространств с точки зрения их самобытности и специфичности.
Обратимся теперь к вопросу о роли культуры понимания в сфере общения между разными поколениями и различными культурами, т. е. осуществляющейся в диахронической области. Отношение «текст — понимающий субъект» лежит в основе общения между культурами, выступая при этом необходимым условием диалога культур. Функционирование данного отношения посредством культуры понимания обеспечивает преемственность и дальнейшее развитие культуры. Роль культуры понимания особенно возрастает в данной ситуации, т. к. осуществление преемственности в процессе общения прошлой и настоящей культуры без нее невозможно.
У человека как носителя культуры всегда есть прошлое, без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. В. П. Иванов, характеризуя особенности прошлой культуры по отношению к настоящему, отмечает, что «всякое вообще культурно-иетори-ческое прошлое выступает двойственно, как наше собственное прошлое, поскольку мы о нем знаем и используем как базис собственного развития, и в то же время как «чужое», поскольку оно было актуальным настоящим прошлых поколений»5. На наш взгляд, есть еще одна характеристика: в свое время прошлое было актуальным культур-но-историческим настоящим. Таким образом, понимание культурных текстов прошлого в традициях настоящего рассматривается как включение их в систему ценностей воспринимаемой культуры, и как признание суверенности прошлых культур, которое должно выразиться в способности усваивать их в самоценном значении.
Как отмечается в философской литературе, содержанием преемственности является процесс заимствования, перехода из прошлого через на-
стоящее в будущее предметов и средств труда, форм общения, различных духовных ценностей, отнюдь еще не отживших и пригодных к дальнейшему использованию. Особенности преемственности определяются в значительной степени особенностями не только предшествующего, но и последующего культурно-исторического слоя. Исследователи проводят различия между преемственностью и воспроизводством, отмечая при этом, что воспроизводство является деятельностью, которая направлена на сохранение исчезающего, тогда как преемственность — это деятельность, объектом которой выступает то, что сохраняется само по себе без активных усилий субъекта деятельности6. В этом смысле культура понимания является необходимым условием как преемственности, так и воспроизводства.
Рассматривая роль культуры понимания в процессе преемственности, важно отметить, что культура понимания способствует осуществлению воспроизводства духовной культуры, выступая необходимым моментом, который обеспечивает как объединение культур разных поколений в единую человеческую культуру, так и индивидуализацию, формирование собственного неповторимого облика как понимающего индивида, так и понимаемой культуры.
В процессе социализации не только происходит формирование человека — представителя данных общества и культуры, но и приобщение его к культуре предшествующих поколений. Понимая, трактуя, интерпретируя культурные ценности предшествующих поколений в соответствии с представлениями своего поколения, индивид усваивает их. Стоит отметить, что при наличии высокоразвитой культуры понимания, человек осуществляет выбор из огромной массы прежних культур именно тех культурных текстов, которые способствуют интеллектуальному развитию именно данного человека. Понимание культурного наследия — это как раз та точка, которая способствует переходу культуры прошлой в культуру настоящую.
Культура понимания, являясь способом освоения социальной реальности, представляет собой как бы мостик, который, исходя из своего опыта, индивид перебрасывает к ценностям культуры, усваивает их. Подвергая культурные тексты трансформации в своем сознании, приспосабливая их к своему внутреннему миру, понимая их в определенном контексте, индивид участвует в воспроизводстве культуры. При понимании того или иного текста культуры имеют место его субъективи-зация и переживание, а также дальнейшее творческое развитие, и это последнее является наиболее значимым моментом в культуре понимания как необходимого элемента в процессе преемственности социального опыта поколений.
Субъективизация тесно связана с переживанием, прочувствованием явлений культуры. М. М. Бахтин рассматривает понимание как дви-
М. Б. Ротанова
жение через чужое отражение к отражаемому объекту7. Понимание, таким образом, есть проникновение сквозь чужую субъективность, где цель этого проникновения — овладение отражаемым объектом. Условием принятия или непринятия чужой субъективности может выступать культура понимания, которая обусловлена целой системой установок, взглядов, ценностей, интересов того, кто пытается понять и истолковать текст культуры. В межкультурном диалоге культура понимания выступает как адаптирующий механизм, осуществляющий преемственность и придающий духовному взаимодействию культур творческий характер.
Социальный диалог, диалог культур, диалог между и внутри поколений представляется той реальной силой, которая обеспечивает целостность и возможность изменения, дальнейшего развития современного общества. Вполне очевидным является тот факт, что необходимо создание в современном обществе атмосферы глубокого уважения к партнеру, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, это способствует утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивает чувство ответственности за все происходящее в мире.
Подлинная культура понимания должна находиться в состоянии осмысления своей историчности, чтобы осознать природу особенности своего смысла, его неустранимость из процесса понимания, то есть влияние собственного опыта жизни, собственного тезауруса на постижение иного опыта жизни, иного тезауруса. Но необходимо осознавать, что недостаточно готовности понимающего субъекта услышать Другого, необходимо еще и способность открыть его смысл.
Вполне уместно утверждение о том, что культура понимания по своей сути двояка: либо она уже дана, предопределена культурно-историчес-ким развитием человечества, либо отсутствует, но, одновременно она является тем, к чему еще
необходимо стремиться. Основу понимания составляют различие и сходство человеческих индивидуальностей, которые находятся в диалогическом взаимодействии, которые со-беседуют. И этот момент очень важен для осмысления социальных процессов в обществе, для социального диалога.
Суммируя сказанное, вновь подчеркнем, что культура понимания способствует развитию устойчивых связей как между поколениями, так и отдельными личностями внутри поколения. Вместе с тем, культура понимания как необходимое условие осуществления общения, происходящего не только между поколениями, но и внутри одного поколения, представляет собой механизм, который обеспечивает преемственность и дальнейшее развитие культуры. Культура понимания способствует осуществлению воспроизводства духовной культуры, выступает необходимым моментом, который обеспечивает как объединение культур разных поколений в единую человеческую культуру, так и индивидуализацию, формирование собственного неповторимого облика понимающего индивида и понимаемой им культуры.
Примечание
1. См.: Ротанова М. Б. Философско-коммуникатив-ный аспект феномена культуры понимания // Международный (электронный) научно-практический жур-нал-ежегодник «ШТЕЯ-СииГО11@Ь-МЕТ». Вып. 3. 2004. С. 59—70.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Мастера психологии. СПб.: Питер, 2009 С. 681.
3. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 59.
4. Яковлев В. П. Социальное время. Ростов-н/Д : Изд-во РГУ, 1980. С. 76.
5. Иванов В. П. Человеческая деятельность познание искусство . Киев : Наукова думка, 1977. С. 156.
6. См.: Суханов В. И. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. С. 37.
7. Бахтин М. М. Проблемы текста // Вопр. литературы. 1976. № 10.
Поступила в редакцию 14 января 2010 г.
РОТАНОВА Мира Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Научные интересы: философские проблемы человека, общества и культура, глобальные проблемы современности
ROTANOVA Mira Borisovna is Cand.Sc. (Philosophy), Associate Professor of the Philosophy, Sociology and Social Communication Theory Department of Dobrolyubov Nizhegorodsky State Linguistic University. Research interests: philosophical problems of humans, society and culture, modem global problems.