УДК 316.4.06 Балтуева Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутского национального исследовательского технического университета
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Baltueva Svetlana Vladimirovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Irkutsk National Research Technical University
SOCIAL WORK WITH INCOMPLETE FAMILIES IN THE COUNTRYSIDE
Аннотация:
В статье рассмотрены социальные проблемы неполных семей из сельской местности. Изучено социальное, психологическое состояние глав неполных семей, проживающих на селе, проведены интервью с ними. Изучены детско-родительские отношения в неполных неблагополучных и в неполных благополучных семьях. Полученные результаты позволяют предположить, что у этих родителей наблюдается определенная степень принятия своих детей. Это положение рассматривается как возможность и ресурс для дальнейшей психокоррекционной работы, направленной на формирование позитивных детско-родитель-ских отношений. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности специалистов социальных служб.
Ключевые слова:
неполная семья, неблагополучная неполная сельская семья, социальные и психологические проблемы неполных сельских семей, родительское отношение к детям в неполных семьях, изучение детско-родительских отношений в неполной сельской семье.
Summary:
The article discusses social problems of incomplete families in the countryside. The author studies social, psychological state of incomplete family heads living in rural areas on the basis of interviews and conversations with them. The parent-child relations in incomplete dysfunctional families and incomplete functional families are studied. The research results lead to the assumption that these parents show a certain degree of acceptance (not reject emotionally) their children. This thesis is seen as an opportunity and a resource for further psycho-correctional activities aimed at the development of positive parent-child relationship. The research results can be used in the activities of social workers.
Keywords:
incomplete family, rural incomplete dysfunctional family, social and psychological problems of rural incomplete families, parental attitude towards children in incomplete families, research of parent-child relationships in rural incomplete family.
Современная ситуация в России приводит к большим изменениям в обществе, а семья -социальный институт, развивающийся и меняющийся вместе с обществом, так или иначе отражающий все происходящие в нем изменения [1]. В сложной ситуации оказываются неполные семьи, и вдвойне сложной является жизнь таких семей, проживающих в сельской местности, потому актуальным является изучение их проблем и организация социальной работы с ними.
Чтобы рассмотреть организацию социальной работы с неполными семьями в условиях сельской местности, мы провели анализ проблем этих семей на базе ОГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов» Иркутской области. Было проведено анкетирование родителей неполных семей. В исследовании приняло участие 45 человек, проживающих в селах и деревнях Баяндаевского района. Исследование производилось с помощью опросов, интервью, позволивших описать реалии социальной ситуации респондентов, провести качественный анализ этих данных.
По итогам проведенных интервью можно сделать вывод о том, что большинству неполных семей, проживающих в сельской местности, необходима социальная помощь для решения их проблем, не только материальных, но и психологических. По результатам, полученным при опросе родителей, было решено провести интервью с 20 главами неполных семей, как женщинами, так и мужчинами. В ходе интервью были выявлены актуальные социально-психологические и социально-педагогические проблемы, возникающие в этих семьях. Проанализировав результаты интервью, мы предложили рекомендации для социальной службы Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов по совершенствованию работы с неполной семьей, проживающей в сельской местности. Мы рискуем упустить из вида другие составляющие проблемы семей, а именно - психологическую, социально-психологическую. Для многих неполных семей именно психологический фактор может стать причиной их неблагополучия.
Это было подтверждено в интвервью с родителями неполных семей. Мама-одиночка М.: «Само ощущение того, что мы брошены, оставлены, первое время вселяло огромный страх. Страх от одной лишь мысли "...Я одна, с ребенком на руках. Как дальше жить?" подавлял всякое
желание к дальнейшим действиям...». Заметим, что первой мыслью интервьюируемой было ощущение страха и безысходности. Возможно, психологическое консультирование здесь могло бы помочь, так как человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, особенно необходимы моральная поддержка, проявление внимания и понимание душевного состояния.
В ходе исследования подтвердился факт существования такой проблемы, как трудности, связанные с воспитанием ребенка. Из интервью с матерью-одиночкой К.: «.Пока ребенок был маленьким, особых проблем не возникало. Родительский уход, любовь, доброе отношение формировали в мальчике положительные качества. Он рос добрым, отзывчивым ребенком. Проблемы начались с 13 лет. Стремление казаться взрослым, юношеский максимализм, постоянное желание противоречить всему и во всем перечеркнули в нем доброе. Он начал курить в 8-м классе, связался с дурной компанией. Стали частыми встречи с милицией. Разумеется, я пыталась его вразумить, пыталась воспитывать и даже наказывать. Но я постоянно совершала ошибки, а отсутствие мужского слова, авторитета сказывалось на воспитании сына.». Можно сделать вывод о том, что процесс воспитания ребенка в неполной семье осложнен, так как ребенок видит лишь одну модель поведения - матери или отца.
Также были проведены интервью с отцами-одиночками. У них возникают похожие проблемы, что и у одиноких мам: проблемы, связанные с воспитанием детей, правильной организацией отдыха и досуга вместе с детьми, быта семьи. В сельской местности воспитание трудолюбия и аккуратности у детей очень важно, так как без налаженного качественного быта затруднительно строить домашнее хозяйство. Для мужчин это очень важно, ведь заботы по организации быта отнимают довольно много времени. И дети могут участвовать в этом, помогая взрослым. Из интервью с отцом-одиночкой В.: «Придя в Комплексный центр, я чувствовал себя очень неловко, здесь были женщины с детьми. И я один среди всех них. Возникло чувство, что я единственный мужчина, воспитывающий ребенка один. На приеме у специалиста я не мог понять, зачем мне пособие в 500 рублей. Серьезных материальных проблем я не испытываю. Мне нужна была консультация о том, как правильно воспитывать ребенка».
В ходе проведения бесед с главами неполных семей нами было отмечено, что одной из основных трудных жизненных ситуаций в семье у них являются детско-родительские отношения, так как здесь, в этом районе довольно много детей с девиантным поведением. Но это положение касалось как неполных, так и полных семей. Поэтому было решено применить к неполным семьям методику «Диагностика родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), которая позволяет выявить те или иные аспекты родительского отношения к детям [2].
61 вопрос данного опросника составляет 5 шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. «Принятие - отвержение ребенка». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к единению с ребенком или, напротив, к сохранению между ребенком и собой психологической дистанции.
4. «Контроль» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале отчетливо просматривается авторитарность и демократичность отношения родителей к ребенку.
5. «Отношения к неудачам ребенка» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, то, как они относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостат-кам,успехам и неудачам.
С помощью этой методики были проанализированы детско-родительские отношения в неполных семьях с теми же 20 родителями, с которыми и проводилось интервью. Почти 50 % из этих родителей поставлены на учет и контроль в отделе опеки и попечительства Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов, как не справляющиеся должным образом со своими родительскими обязанностями. Это работающие от случая к случаю родители, злоупотребляющие алкоголем; их семьи характеризуются отсутствием заботы о своих детях, отсутствием ухода и достаточного питания, физическим и психологическим насилием, игнорированием душевного мира и переживаний ребенка, не соответствующими нормам жилищно-бытовыми условиями - их условно мы отнесли к первой группе (9 человек).
Во вторую группу вошли родители неполных семей без явного семейного неблагополучия. Это семьи, имеющие достаточно благоприятную психологическую семейную атмосферу и хорошие условия для развития, воспитания и обучения детей. Вошедшие в эту группу родители имеют работу и стабильный доход (11 человек).
Мы предположили, что в неполных неблагополучных семьях родители по отношению к детям имеют преимущественно эмоционально отрицательное отношение (отвержение), слабый контроль, меньшую склонность к сотрудничеству и большую эмоциональную дистанцию с детьми, по сравнению с неполными семьями, не имеющими открытых форм семейного неблагополучия.
В таблицах 1 и 2 представлены результаты, полученные с помощью диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) двух групп семей.
Таблица 1 - Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной благополучной семье_
№ п/п Принятие Кооперация Симбиоз Контроль «Маленький неудачник»
1 24 8 5 6 2
2 26 4 7 6 3
3 19 7 3 6 4
4 30 3 5 3 1
5 21 5 7 6 2
6 31 8 6 4 3
7 18 8 3 3 1
8 25 4 3 4 5
9 22 8 6 5 1
10 26 3 5 7 2
Среднее значение 24,2 5,8 5 5 2,4
Таблица 2 - Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной неблагополучной семье_
№ п/п Принятие Кооперация Симбиоз Контроль «Маленький неудачник»
1 14 4 3 1 5
2 8 2 5 2 1
3 4 0 3 3 4
4 12 4 3 2 2
5 21 2 2 6 0
6 6 6 1 4 1
7 3 4 5 2 4
8 10 3 2 3 4
9 9 1 3 4 2
10 17 4 3 1 3
Среднее значение 10,4 3 3 2,8 2,6
Согласно полученным данным, по шкале «Принятие/отвержение ребенка» родители из неполных семей, не имеющих открытых форм семейного неблагополучия, демонстрируют выраженное эмоционально положительное отношение к ребенку (принятие). Однако несмотря на то что в группе с неблагополучными неполными семьями степень принятия значимо меньше, большинство матерей этой группы получили средние баллы по этой шкале, то есть наше предположение о том, что родители этой группы демонстрируют преимущественно эмоционально отрицательное отношение к детям (отвержение), не подтверждается. Баллы, набранные испытуемыми из благополучных неполных семей по шкале «Кооперация», позволяют выявить стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, их заинтересованность и участие в его делах. А в неполных неблагополучных семьях родители в меньшей степени разделяют интересы ребенка; не поощряют его инициативу и самостоятельность.
Результаты по шкале «Симбиоз» позволили сделать вывод о том, что психологическая дистанция в отношениях с ребенком в неблагополучных неполных семьях больше, чем в благополучных. Однако результаты последних указывают на склонность к формированию симбиотических отношений с детьми, в то время как баллы, набранные родителями из неблагополучных семей, попали преимущественно в средний интервал (3-5 баллов), что формально говорит об оптимальной психологической дистанции. Вряд ли можно расценивать это как «преимущество» воспитания в неблагополучных семьях. Скорее, мы можем думать о том, что отношение к детям в неполных неблагополучных семьях может иметь характерные особенности, нуждающиеся в коррекции.
Низкие баллы по шкале «Контроль» свидетельствуют о том, что исследуемые из неполных неблагополучных семей совсем не склонны уделять внимание тому, чем и как живет их ребенок.
Результаты родителей из неполных благополучных семей попали в основном в оптимальный интервал (1-3 балла) достаточного, но не чрезмерного контроля. Разница в баллах по шкале «Отношение к неудачам ребенка» говорит о том, что родители из неполных неблагополучных семей считают неудачи своего ребенка более закономерными, респонденты из неполных благополучных семей менее склонны связывать неудачи ребенка с уровнем его способностей и особенностями личности. Однако высокой степени уверенности в способности ребенка к достижениям (7-8 баллов) не продемонстрировала ни та, ни другая группа.
Таким образом, предположение подтвердилось частично. А именно: родители из неполных неблагополучных семей, по полученным данным, имеют меньшую склонность к сотрудничеству с детьми, меньше контролируют их и устанавливают большую психологическую дистанцию, по сравнению с родителями из неполных благополучных семей. Не нашло подтверждение предположение о том, что родители из неблагополучных неполных семей имеют преимущественно эмоционально отрицательное отношение к детям. Это можно рассматривать как возможность и ресурс для дальнейшей психокоррекционной работы, направленной на формирование позитивных детско-родительских отношений. Кроме того, стало ясно, что благополучные семьи также нуждаются в изменении отношения к детям (склонность к формированию симбиотических отношений). Эти результаты могут быть использованы для разработки профилактических программ для родителей из неполных неблагополучных семей, проживающих в сельской местности, а применение их может помочь снизить количество случаев ограничения, а то и лишения родительских прав, и сохранить семью для детей.
Ссылки:
1. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 54-63.
2. Психология счастливой жизни. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro (дата обращения: 08.12.2015).