УДК 36
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
SOCIAL WORK AS A MECHANISM FOR IMPLEMENTATION OF IDEOLOGY OF SOCIAL STATE
Швачкина Людмила Александровна
Доктор философских наук, профессор, Институт сферы обслуживания и предпре-нимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты, e-mail: [email protected]
Ершова Ирина Филипповна
Кандидат философских наук, доцент Институт сферы обслуживания и предпре-нимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты, e-mail: [email protected]
Shvachkina Lydmila A.
Candidate of Philosophical Sciences, Professor, Don State Technical University, Shakhty, e-mail: [email protected]
Ershova Irina F.
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Don State Technical University, Shakhty, e-mail: [email protected]
Приходько Ольга Николаевна
Преподаватель Шахтинского медицинского колледжа им. Г.В. Кузнецовой, г. Шахты, e-mail: prihodko [email protected]
На основе анализа западных дефиниций социального государства авторы делают вывод о том, что социальная работа является важным элементом реализации ее идеи, так как феномен социальной работы как профессионального вида деятельности - установление социальной справедливости и реанимация личностной состоятельности че-
Prihodko Olga N.
Teacher,
Kuznetsova Shakhty medical college,
Shakhty,
e-mail: [email protected]
Based on the analysis of Western definitions of welfare state, the authors conclude that social work is an important element in the implementation of her idea, as the phenomenon of social work as a professional activity is a social justice and resuscitation of personal solvency, when he is in a difficult situation. Thus, social work is aimed to prevent social injustice, that under-
ловека, оказавшегося в трудной жизненной mines foundations of the existence of a welfare ситуации. Таким образом, социальная рабо- state. та призвана не допустить социальную несправедливость, подрывающую основы существования социального государства.
Ключевые слова: социальное государство, социальная работа, социальная политика, социальная справедливость, социальное обеспечение, социальная работа как профессия, клиент социальной работы.
Keywords: Social state, social work, social policy, social justice, social welfare, social work as a profession, social work client.
Функционирование социального государства в западноевропейских странах можно отнести к началу ХХ столетия, но идеологические предпосылки его обоснования относятся к более раннему периоду. Что касается дефиниции социального государства, то здесь не существует однозначного мнения. Если брать во внимание мнения западных исследователей, то, с точки зрения Д.Л. Хоба, социальное государство -«компромисс между двумя крайностями коммунизма, с одной стороны, и необузданного индивидуализма», который и определяет благосостояние человека [1, с. 23]. На взгляд А. Шлесинга, «социальное государство - это система, в которой правительство обязуется гарантировать определенный уровень занятости, доходов, образования, медицинской помощи, социального обеспечения и жилья для всех ее граждан» [2]. Так или иначе, идеология социального государства основывается на нормативно-правовых, экономических и др. принципах, которые сводят к минимуму различия в доступе членов общества к разного рода благам (доступность образования, медицинского обслуживания, льготная налоговая политика и процентная ставка по кредитам и др.) и институциональному закреплению помощи особо нуждающимся группам населения, которыми могут оказаться пенсионеры, инвалиды, дети-сироты и др. По нашему мнению, социальная работа как раз и является одним из механизмов реализации политики социального государства, так как ее эмпирика исходит из необходимости решения конкретных социально-экономических и правовых проблем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это подтверждает и определение социальной работы, принятое Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 г. в Копенгагене, в котором говорится, что «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополу-
чия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы» [3, с. 91].
Таким образом, в таком типе государства, каким является социальное, на смену традиционным (в том числе церковным, монастырским, орденским, общинно-крестьянским, цеховым и т. д.) институтам социальной помощи приходит совершенно инновационный и исключительно светский по своей природе институт - социальная работа.
Исторически социальная работа возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. По мнению Е.П. Агапова, к этим предпосылкам относятся различные формы помощи нуждающимся, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на Западе [4, с. 28]. Основные из них - благотворительность и помощь нуждающимся со стороны государства.
В начале ХХ столетия в западноевропейских странах создается нормативно-правовая основа для помощи нуждающимся, что и способствовало появлению профессии «социальная работа», которая «возникнув в рамках западной культуры... стала явлением современного мира» [5, с. 56]. Итак, в качестве объекта социальной работы выделяется наименее защищенная, а следовательно, и наиболее нуждающаяся социальная группа или отдельный индивид, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Именно это тождественно и цели деятельности социального государства, задачами которого как раз и являются обеспечение своим гражданам достойной жизни, их социальная защита, сведение к минимуму социальных рисков. Соответственно, объектом его деятельности также выступает человек, личность.
Социальная работа через сетевой принцип своей организации (социальные службы, реабилитационные центры, центры социальной защиты и т.д.) пытается реанимировать человеческую и личностную состоятельность через набор определенных материальных, психологических, инфраструктурных и прочих измерений того уровня человеческой жизни, который признается в данном обществе в качестве минимального определения соответствия объективной нормы и субъективных потребностей, что в целом отвечает концепции социального государства.
Рассматривая социальную работу в свете принципов социальной справедливости, Дж. Фигейра-МакДонах в своём труде «Социальное государство и социальная работа: в поисках социальной справе дливо-сти» [6] предлагает «свежий» взгляд на их взаимодействие и на то, как оно влияет на практику политики и формирование социального госу-
дарства. Она указывает, что с 1960-1970-х гг. проблемам справедливости уделяли значительное внимание в трудах по социальной работе. Социальная справедливость и смежные темы выделяются в документах крупнейших организаций - Национальной ассоциации социальных работников (NASW) и Совета по образованию социальной работы (CSWE), которые представляют саму профессию и различные направления и модели обучения социальных работников.
Кодексы и стандарты NASW (2003) непосредственно связаны с принципами профессиональной этики. Профессиональные обязанности социальных работников так или иначе сосредотачиваются вокруг проблем ущемления прав человека, отсутствия определенных ресурсов либо трудностей межличностного взаимодействия. Основным ориентиром, направляющим их деятельность, является обеспечение социальной справедливости, личного достоинства и целостности, а также благополучия в сфере человеческих взаимоотношений.
Ведущий тезис этой гуманной профессии состоит в том, что «социальные работники бросают вызов социальной несправедливости». По версии NASW профессионалы «стремятся к социальным изменениям, вместе и от имени уязвимых и угнетаемых личностей и групп. Изменения достигаются путем концентрации внимания специалиста на проблемах бедности, безработицы, дискриминации и других форм социальной несправедливости. Социальные работники стремятся гарантировать доступ к необходимым услугам и ресурсам, равенству возможностей и социальному партнерству».
В соответствии с тезисами Social Workers' Ethical Responsibilities to the Broader Society категория справедливости сталкивается с введением ряда документов, кодексов и стандартов государства, в которых упоминается об обязанностях социальных работников, например:
- способствовать всеобщему благосостоянию общества - от местного до глобального уровней, развитию граждан, сообществ и окружающей среды. Социальные работники должны выступать с защитой условий жизни людей, способствующих удовлетворению их основных потребностей, поддерживать социальные, экономические, политические и культурные ценности и институты, совместимые с реализацией принципов социальной справедливости;
- содействовать компетентному участию общественности в формировании социальной политики и соответствующих институтов;
- участвовать в общественных и политических движениях, которые стремятся обеспечить всем равный доступ к ресурсам, занятости, услугам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных
потребностей и наиболее полного развития. Социальные работники должны знать о своей возможности влиять на политические решения на практике и выступать за изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий для удовлетворения основных потребностей человека и содействия социальной справедливости.
Подобный акцент на справедливости неожиданно неоднократно возникает в других декларациях NASW об экономических программах, избирательной политике, экологической политике, здравоохранении, жилье, иммигрантах и беженцах, международных отношениях и правах человека.
Дж. Фигейра-МакДонах [6, с. 29] проводит сравнение принципов справедливости в социальной работе в рамках различных подходов. Она изучает социальную справедливость с разных позиций - от идеала уравнивания до либеральной экономической интеграции граждан на свободном рынке. Также она рассматривает несколько моделей, которые касаются менее масштабных перспектив, сосредотачивая своё внимание на том, как улучшить уже существующую систему, реформировав несправедливую политику или гарантировав обеспечение доступа к товарам первой необходимости.
Чем более амбициозна модель справедливости, тем более радикальными, по мнению Дж. Фигейра-МакДонах, являются цели социальных изменений, более жесткие стратегии рекомендуются, меняются роли, отведенные социальным работникам в создании эгалитарного общества.
Например, по стандартам трудового социализма, который отстаивают социологи Колумбийского университета Р. Клауорд и Ф. Пивен, социальные работники должны быть отстранены как пагубные агенты правящего класса. Стратегия Клауорда - Пивен была направлена на провоцирование революционной ситуации с целью последующего построения «справедливого общества». Основной задачей было лишить власть имущих возможности «подкупать» бедных. Направлением главного удара стала система государственного попечения о бедных и нуждающихся - welfare, которая, по мнению Р. Клауорда и Ф. Пивен, используется властями в корыстных целях: предоставляя бедным социальную помощь, богатые ограждают себя от социальных потрясений и народного недовольства. Разрушение сложившейся системы социальной поддержки должно привести к дискредитации существующего государственного устройства, неимущие активизируются в борьбе за свои права, и тогда общество вынуждено будет удовлетворить их требования, в том числе постепенно меняя капиталистические правила
игры на социалистические. Напомним, летом 1967 г. по США прокатилась волна беспорядков, причем основной удар пришелся на офисы государственной системы социальной защиты, так как активисты стратегии учиняли в них погромы, требуя немедленной выплаты положенных им пособий по бедности. Результатом этой крупномасштабной акции стала реформа велфера, в рамках которой вводились жесткие временные и имущественные ограничения на социальную помощь бедным, а также обязательное условие, чтобы получатели пособий расплачивались за них трудом.
В рамках модели Б. Джордана социальные работники должны оценить законность политики, которую они реализуют, а также ознакомить с этой информацией своих клиентов и защитить их права. Большинство должностей в социальной работе так или иначе предполагает осуществление контроля. Социальным работникам, как правило, даются рычаги влияния на своих клиентов. Они могут решить, что клиент не соответствует предъявляемым требованиям, могут забрать ребенка из семьи или вернуть обратно, повлиять на решение о досрочном условном освобождении или тюремном заключении несовершеннолетнего и т. д. В целом должности, занимаемые социальными работниками, предполагают ряд полномочий для оценки поведения клиентов и обеспечения соблюдения установленных правил и законов.
Правила гипотетически представляют общественную мораль; они существуют, чтобы укреплять и поддерживать нормы, отражающие предпочтения большинства. Социальные работники, таким образом, оказываются в положении инструментов, обеспечивающих оптимальную реализацию правил в жизнь, что, однако, может повлиять на автономию клиентов. Этическая дилемма исчезает, если клиенты рассматриваются как инакомыслящие, не способные самостоятельно реализовать свои интересы в рамках обозначенных правил и существующих условий. Но существуют три фактора, благодаря которым этот взгляд можно считать слишком упрощенным. Во-первых, не все правила подразумевают нравственное содержание. Во-вторых, правила стандартизированы и абстрактны, в то время как проблемы, которым противостоят социальные работники в своей практической деятельности, сложны и уникальны. И наконец, те, кто влияет на формулировку и реализацию правил и законов, не всегда являются представителями большинства.
Тем не менее социальные работники изо дня в день решают поставленные задачи, сталкиваясь с ситуациями, в которых по причине нормативных разночтений появляется простор для выбора, интерпретаций и импровизаций. Очень многое зависит от личной позиции спе-
циалиста, что может поставить под угрозу интересы клиентов. Клиенты могут стать жертвами социальной несправедливости, если на принятие решения по поводу их жизненных шансов и потенциальных возможностей имеет доминирующее влияние определенная власть имущая группа. Процесс взаимодействия «социальный работник - клиент» должен быть максимально понятным и прозрачным, полностью опирающимся на проводимую социальную политику. Однако наивно было бы полагать, что в настоящее время исключены все столкновения интересов доминирующих и социально уязвимых групп населения. Реалистичное ожидание состоит в том, что социальные работники должны осуществлять свою деятельность в соответствии с правилами, но с учётом интересов клиентов.
Дж. Уэйкфилд занимает еще одну точку зрения, в соответствии с которой он объединяет роли социальных работников, поощряя любые действия и мероприятия, которые уменьшают несправедливость в распределении имеющихся ресурсов. В ряде статей он обозначает интересное различие между дисциплинами и профессиями. Дисциплины развивают знание через теорию и исследование; профессии, как предполагается, изменяют ситуации посредством вмешательств. Цель состоит в том, чтобы решить или предотвратить проблематичные ситуации. Профессии базируют свое вмешательство на знании, полученном на основании теорий и исследований соответствующих дисциплин.
Дж. Уэйкфилд основывается на теории распределительной справедливости Дж. Роулза. Теория предполагает, что мы все рациональны и что необходимо принимать решения для реализации наших целей. Три принципа определяют распределительную справедливость: а) свобода; б) равные возможности; в) принцип различия. Принцип свободы хорошо согласуется с ценностью самоопределения в социальной работе. Другие два принципа лежат в диапазоне этики социальной работы. Если социальные работники помогают людям преодолеть проблемы и позволяют клиентам добиваться своих целей, направляя их в сторону возможностей, то они вносят свой вклад в систему распределительной справедливости социального государства.
К 1994 г. необходимость содействия социальной и экономической справедливости была внесена в учебные программы профессиональной подготовки: программы образования социальной работы должны обеспечить понимание динамики и последствий социальной и экономической несправедливости, включая все формы человеческого притеснения и дискриминации. Они должны предоставить студентам навыки поддержки социальных изменений и осуществления широкого
диапазона вмешательств, что повлечет за собой достижение отдельной и коллективной социально-экономической справедливости (CSWE). С тех пор обучающие стратегии, подчеркивающие проблемы мульти-культурализма, стали в большей степени распространены.
В целом, несмотря на различие понимания роли социальных работников в аспекте своей деятельности, как профессиональная ассоциация, так и отдельные профессиональные школы декларируют и подтверждают важность социальной работы и роль социальных работников в качестве агентов перемен, призванных искоренить и не допустить социальную несправедливость, подрывающую основы существования социального государства.
Литература
1. Dixon J., Scheurell R.P. The State of Social Welfare: The Twentieth Century in Cross-National Review. Praeger, 2002. 254 p.
2. Kumar B. Complete information on the meaning and functions of a welfare state. URL: http://www.preservearticles.com/20110222411 6/complete-information-on-the-meaning-and-functions-of-a-welfare-state.html (дата обращения: 11.08.2015).
3. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность : учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. М., 2005. 368 с.
4. Агапов Е.П. Сущность социальной помощи. Ростов-на-Дону. 2001. 303 c.
5. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 55-72.
6. Figueira-McDonough J. The Welfare State and Social Work: Pursuing Social Justice. Arizona State University, 2007. 456 p.
7. Воденко К.В. Современная социально-экономическая политика: культурные и философские основания // Гуманитарий Юга России. 2014. № 3. С. 77-89.
References
1. Dixon J., Scheurell R.P. The State of Social Welfare: The Twentieth Century in Cross-National Review. Praeger, 2002. 254 p.
2. Kumar B. Complete information on the meaning and functions of a welfare state. URL: http://www.preservearticles.com/20110222411 6/complete-information-on-the-meaning-and-functions-of-a-welfare-state.html (data obrash-henija: 11.08.2015).
3. Social'naya rabota: vvedenie v profes-sional'nuyu deyatel'nost' : ucheb. posobie / otv. red. A.A. Kozlov. M., 2005. 368 s.
4. Agapov E.P. Sushhnost' social'noy pomoshhi. Rostov-na-Donu., 2001. 303 s.
5. Shanin T. Social'naya rabota kak kul'turnyj fenomen sovremennosti (Novaya professiya i akademicheskaya disciplina v kontekste social'noy teorii i politicheskoy prak-tiki nashego dnya) // Voprosy filosofii. 1997. № 11. S. 55-72.
6. Figueira-McDonough J. The Welfare State and Social Work: Pursuing Social Justice. Arizona State University, 2007. 456 p.
7. Vodenko K.V. Sovremennaya social'no-ekonomicheskaya politika: kul'turnye i filosof-skie osnovaniya // Gumanitariy Yuga Rossii. 2014. № 3. S. 77-89.