СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология,
2018. Вып. 51. С. 56-64
Э01: 10.15382/бШг^201851.56-64
Мудрик Анатолий Викторович, д-р пед. наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии Московского педагогического государственного университета [email protected] Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6
ОЯСГО: 0000-0003-0410-9487
Социальная психология воспитания
*
в социально-педагогическом ракурсе А. В. Мудрик
Аннотация: Цель статьи — показать взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной педагогики. Дана краткая экспликация социальной психологии воспитания как в историческом аспекте, так и взаимосвязь социальной психологии воспитания с социальной педагогикой. Эта связь стала предметом специального изучения в отечественном обществознании с середины XIX столетия, а в зарубежной науке — с конца того же века. Интерес психологии к проблематике воспитания вылился в выделение двух ее отраслей — возрастной психологии и педагогической психологии. Однако проблематика воспитания в полном объеме этими отраслями не изучалась ранее и не изучается сегодня. Это привело к тому, что уже с середины XIX в. феномены, свойственные ученической среде, стали предметом интереса Е. Ельницкого, А. Молотова, Г. Рокова, Л. Толстого и др. педагогов, которые фактически заложили основы социальной психологии воспитания. В зарубежной науке аналогичные проблемы стали изучать Н. Андерсен, Б. Малиновский, М. Мид, У. Уайт и др. В 60-х гг. ХХ в. проблематика, обозначенная в середине XIX — начале ХХ в. стала исследоваться целым рядом отечественных ученых (Я. Коломинским, Л. Уман-ским, А. Лутошкиным, Л. Новиковой, А. Киричуком, Х. Лийметсом и др.). Их работы в совокупности позволили поставить вопрос о выделении относительно самостоятельной отрасли социальной психологии — социальной психологии воспитания.
Область исследования этой отрасли можно обозначить как совокупность всех тех социально-психологических феноменов, которые имеют место в жизнедеятельности воспитуемых, а ее предметом — различные социально-психологические феномены, процессы и проблемы, возникающие в обозначенной области исследований. Эта область исследований тесно связана с областью исследований социальной педагогики, которая определяется как социальное воспитание в
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-06-00796-0НГ «Методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся».
контексте социализации. Взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной педагогики в процессе исследования современного российского социума особо остро выявляет традиции и инновации в социализации и социальном воспитании, что специально рассматривается в статье как в группах факторов социализации, так и в рамках отдельных факторов.
От эпохи Платона до наших дней воспитание — предмет (или объект, если кому-то так больше нравится) внимания и все более разностороннего изучения, в первую очередь, педагогики, но также и других человековедческих и обществоведческих отраслей знания. Попутно сразу замечу, что традиционно, а имплицитно (и не только) и в наши дни воспитание по факту имеет субъект-объектный характер, несмотря на весьма многочисленные заявления, концепции и даже нормативные акты, этот подход опровергающие и пропагандирующие субъект-субъектную парадигму воспитания, которая с большим трудом находит воплощение в теории, а тем более в практике. Это объясняется, на мой взгляд, в первую очередь многовековой традицией, а во-вторых, порожденными этой традицией имплицитными «концепциями» воспитания, которые удивительно устойчивы и универсальны в своей субъект-объектной основе в самых различных социумах, социальных, этноконфессиональных, социокультурных, гендерно-возрастных стратах и группах.
Реалии воспитательной практики в различных сегментах социума в прошлом столетии стали объектом изучения социальной педагогики (что не вызывает вопросов1), а на рубеже веков — социальной психологии воспитания (что требует некоторого обоснования), которые довольно тесно между собой связаны.
Тесная связь воспитания с социальной психологией видна уже в том, что воспитание в любой из его многочисленных трактовок (взращивание, воздействие, взаимодействие, влияние, индоктринация, управление развитием личности, формирование, развитие и др.) реализуется в составе тех или иных групп: семьи, первичных (класс, секция, кружок и пр.) и вторичных (школа, детский лагерь и пр.) коллективов, неформализованных групп различного половозрастного и количественного состава, т. е. групп, имеющих определенные социально-психологические характеристики и, естественно, порождающие спектр различных специфических социально-психологических проблем, решение части которых может рассматриваться в русле социальной педагогики.
Психологи довольно давно проявили интерес к феноменам, так или иначе относившимся и относящимся сегодня к проблематике воспитания. Углубление и дифференциация этого интереса привели к тому, что институционально оформились две отрасли психологии, предметом исследования в которых стали различные аспекты развития и обучения — возрастная психология и педагогическая психология. Однако, как я попытаюсь показать ниже, вне поля зрения обеих названных отраслей остался большой пласт проблем, которые можно обозначить как социально-психологические
1 См.: Ромм Т. А. История социальной педагогики. Ростов-на-Дону, 2010.
57
проблемы воспитания, что и определило необходимость выделения социальной психологии воспитания как относительно автономного раздела социальной психологии.
Социальная психология воспитания, не будучи институционализированной как отрасль знания, имеет тем не менее определенный бэкграунд. Первоначально социально-психологическая проблематика воспитания была обозначена в довольно многочисленных работах отечественных педагогов середины XIX — начала XX вв., опередивших своих зарубежных коллег. В них описывались феномены, свойственные ученической среде: «дух школы» (Л. Толстой), «товарищество», «корпоративный дух», «товарищеские отношения» и др. (Е. Ельницкий, А. Молотов, Н. Пирогов, Г. Роков, О. Шмидт и др.). В 20-х гг. прошлого века социально-психологические проблемы воспитания приобрели особую актуальность в связи с появлением большого числа беспризорников. Занимались ими в основном педологи (Е. Аркин, А. Залкинд, А. Залужный, А. Зеленко, Н. Рыбников, С. Шацкий и др.), многие из которых были репрессированы, а сама педология запрещена (этой литературе посвящены специальные исследования2).
В это же время схожая проблематика стала изучаться зарубежными психологами и этнологами (Н. Андерсен, Б. Малиновский, М. Мид, У. Уайт, Р. Уэнтворт и др.).
В нашей стране интерес к обозначенной проблематике возродился вместе с социальной психологией. В конце 60-х — начале 70-х гг. появились работы Я. Коломинского, А. Лутошкина, Л. Уманского, Ш. Чхартишвили и др., так или иначе рассматривавшие различные социально-психологические проблемы воспитания. В педагогических лабораториях Л. И. Новиковой (Москва), А. В. Ки-ричука (Киев), Х. Й. Лийметса (Тарту-Таллин) в 1970-е гг. было выполнено довольно много исследований социально-психологических аспектов воспитания, которые нашли отражение в различных сборниках научных трудов и докладывались на практически ежегодных симпозиумах и межреспубликанских конференциях. Краткий экскурс в предысторию социальной психологии воспитания дан в одной из моих статей3.
Обоснование необходимости, правомерности и целесообразности разработки любого относительно автономного раздела той или иной отрасли знания предполагает определение области и предмета его исследования.
Оба этих понятия не имеют общепризнанного толкования. Более обоснованной представляется точка зрения исследователей, считающих, что область — это то, что изучается в социальной реальности, и она обычно довольно обширна, а предмет — то, что в области вычленяется для конкретного исследования.
Область исследования социальной психологии воспитания можно обозначить как совокупность всех тех социально-психологических феноменов и процессов, которые имеют место в жизнедеятельности воспитуемых: воспитание как относительно социально контролируемая социализация и его виды
2 См.: Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / А. Ю. Гордин, Л. И. Новикова, ред. М., 1973.
3 Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 124—130.
(семейное, социальное, религиозное, диссоциальное, коррекционное); неформализованные и формализованные малые группы, их место, роль, значение в воспитании различного вида; субкультуры и поселенческие среды как социально-психологические факторы, влияющие на воспитание; социально-психологические потенции интернета и гаджетов в процессе различных видов воспитания.
Предмет исследования социальной психологии воспитания — различные социально-психологические феномены, процессы и проблемы, возникающие и имеющие место в обозначенной выше области социальной психологии воспитания.
В наиболее общем виде можно назвать такие варианты: имплицитные «теории» (представления) воспитания, имеющие ментальное (этноконфессио-нальное) происхождение, а также их специфика, обусловленная социокультурными и регионально-поселенческими факторами; взаимодействие группы и личности в образовательных, религиозных, контркультурных и иных организациях; социально-психологические проблемы воспитания различных тендерных и возрастных групп, обусловленные этноконфессиональной, социокультурной и регионально-поселенческой спецификой и многое другое.
Вся эта проблематика весьма актуальна и в современном периоде функционирования российского социума. Следует иметь в виду те изменения, которые произошли как в самом социуме, так и в его рефлексии, и в русле педагогики, и в русле социальной психологии. И то, и другое, актуализируя и трансформируя «старые» социально-психологические проблемы воспитания, порождает новую проблематику как частного, так и довольно существенного характера.
Для педагогики и других отраслей знаний, занимающихся воспитанием, имеет большое значение то, какие специфические характеристики в существенно изменившихся условиях сохранились, возродились, трансформировались, проявились в детском, подростковом, юношеском и иных возрастах. Не менее интересна проблематика межкогортного взаимодействия, характер расхождений социальных установок и др.
Специфические социально-психологические проблемы нуждаются в выявлении, исследовании, осмыслении и, по возможности, и решении в связи с тем, что в педагогике постепенно получает признание фактическая дифференциация воспитания (в реальности имевшаяся и ранее) на семейное, социальное, конфессиональное, диссоциальное и коррекционное. Эти виды воспитания различаются и по задачам, и по набору субъектов, и по характеру их взаимодействия, и по ряду других параметров, каждый из которых имеет специфические социально-психологические характеристики, большая часть которых вообще не исследовалась (например, характер взаимодействия священнослужителей и верующих, лидерство в педагогической сфере, содержание общения в неполных семьях и многое другое).
В большой мере остается terra incognita социально-психологическая проблематика воспитания различных видов (семейного, социального и др.), определяемая региональными, этноконфессиональными и поселенче-
скими условиями. На уровне обыденного сознания то, что такие различия есть, как правило, не вызывает сомнений и, не исключено, даже приобретает гипертрофированный характер. Социально-психологические исследования могут выявить более или менее реальные социально-психологические проблемы воспитания, типичные для сельских поселений (хутора, деревни, села); поселков (переселенцев, шахтеров и др.); малых (до 50 тысяч), маленьких (до 20 тысяч) и микрогородов (до 5 тысяч); микрорайонов в центре срединной зоне, на окраине среднего или большого города. Исследования выявят различия в социальных установках и стиле общения на Дальнем Востоке и на Кубани, не говоря уже об этнической (которая местами неплохо изучена) и конфессиональной «разноголосице».
В постсоветском российском социуме произошли кардинальные изменения условий социализации подрастающих поколений, которые не полностью выявлены и не изучены социальной психологией и социальной педагогикой. Это отражается на функционировании тех социальных институтов, которые объективно играют существенную роль в процессе социализации (семьи, воспитательных и иных организаций).
В частности, почти не изучена взаимосвязь и взаимовлияние микрофакторов социализации с мезофакторами и макрофакторами и их взаимовлияние. Недостаточное внимание уделено изучению социально-психологических и социально-педагогических механизмов социализации, их взаимосвязи и, главное, специфики их функционирования в поселениях различных типов и видов, а также в рамках микрофакторов социализации (семьи, микросоциума, групп сверстников, организаций различного типа). Концептуально не изучена проблема средств социализации, их специфики в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях в зависимости от гендерных, возрастных и поселенческих характеристик субъектов социализации.
В меняющихся социально-экономических условиях претерпевают значительные изменения традиционные институты социализации (семья, общество сверстников, воспитательные организации и др.), появляются или возрождаются иные институты социализации (религиозные организации, контркультурные организации и др.), меняется содержание и соотношение механизмов и средств социализации, что существенным образом влияет на процесс воспитания подрастающих поколений и нуждается в социально-психологическом, а также социально-педагогическом осмыслении.
Происходящие изменения в межпоколенной трансмиссии культуры ставят перед социальной психологией и социальной педагогикой задачу выявления новаций и традиций в процессе социализации подрастающих поколений и их взаимосвязи и взаимовлияния.
Специфика исследования и решения обозначенных выше проблем определяется рядом обстоятельств: в психолого-педагогическом и социально-педагогическом знании традиционные механизмы и средства социализации подрастающих поколений представлены весьма фрагментарно; проблема инновационных механизмов и средств социализации в социальной психологии, равно как и в социальной педагогике, изучалась также весьма фрагментарно;
соотношение, взаимосвязи и взаимовлияния традиционных и инновационных механизмов и средств социализации лишь становятся предметом социально-психологического и социально-педагогического исследования.
В условиях происходящей трансформации российского социума существенно меняется содержательное наполнение социализации подрастающих поколений, что определяется появлением новых социокультурных и социоэкономиче-ских реалий и различного рода изменениями в традиционных для российского социума ценностях и социальных практиках.
Традиционные и инновационные реалии находятся между собой в различных соотношениях: замещения традиционных реалий инновационными; большей или меньшей трансформации традиционных реалий под влиянием инновационных; более или менее продуктивного, конфликтного, контрпродуктивного сосуществования традиционных и инновационных реалий, их сегментов, ценностей и практик; поглощения инновационных реалий традиционными (как по форме, так и/или по содержанию); полного неприятия вплоть до агрессивного отвержения инновационных реалий традиционными.
Традиционные и инновационные условия, механизмы и средства социализации формируются практически в «рамках» всех факторов социализации. Однако соотношение традиционного и инновационного весьма различно, как в группах факторов (мега-, макро-, мезо- и микрофакторов), так и в рамках каждой из них. Более того, это соотношение варьируется в различных сегментах таких макрофакторов, как этнос и общество, в мезофакторах — в географических регионах (различаясь и в административных регионах, входящих в географические), в видах и типах поселения (как в целом, так и в зависимости от географического расположения поселения и его социально-экономического, социокультурного, эт-ноконфессионального, географического и криминогенного статусов). Что же до микрофакторов, то различия в соотношении традиционного и инновационного диктуются не только спецификой каждого из них, но и особенностями групповых и индивидуальных характеристик семьи, микросоциума, воспитательных, религиозных и иных организаций. Имеющиеся данные позволяют предполагать, что в современной России существенно усилились традиционные для нее негативные механизмы социализации и появился спектр инноваций десоциа-лизирующего характера (как «выращенных» на отечественной почве, так и заимствованных из иных культур, а также появившихся вследствие «хитроумных» мутаций традиционных, вполне вроде бы позитивных механизмов).
Традиции и инновации в различных содержательном наполнении и соотношении фиксируются и в современных средствах социализации подрастающих поколений. Традиционные средства социализации сохранились в рамках всех тех факторов, в которых они всегда бытовали. Однако произошло существенное изменение их всеобщности для того или иного фактора, частотности использования, а также изменение масштабов применения. Инновационные средства социализации далеко не всегда проявляются, они частично имеют латентный характер в рамках тех или иных факторов. Кроме того, инновации более или менее глубоко проникли в формы и/или содержание ряда традиционных средств социализации и потому не всегда осознаются и фиксируются. Особо следует от-
метить широкое распространение средств социализации, используемых в различных конфессиях (и непонятно, следует ли их считать инновациями, ибо по сути они традиционны).
В постсоветской России произошли существенные изменения соотношения и взаимосвязей различных групп факторов социализации (мега — благодаря появлению интернета, макро-, мезо- и микро-) между собой и между отдельными факторами как по горизонтали (в рамках одной группы), так и по вертикали (между, например, семьей и этносом). Изменилось также значение различных факторов в процессе социализации больших групп населения, малых социальных групп и отдельных индивидов.
Следует обратить особое внимание на рост непосредственного влияния на социализацию больших и малых групп, а также отдельных индивидов макро- и мезофакторов, что создает новую социально-психологическую и социально-педагогическую ситуацию.
Вышеизложенные положения, «опрокинутые» в полученный в процессе исследования историко-теоретический материал, а также данные смежных отраслей знания (социологии, этнологии, религиоведения, культурологии, теории поселений), позволили в определенной степени интегрировать социально-психологические и социально-педагогические концепции социализации. Кроме того, они стали теоретическим, а отчасти уже и эмпирическим основанием рассмотрения воспитания как комплексного механизма социализации, образования как одного из механизмов социализации, поселения как синтеза механизмов социализации.
Решение обозначенных выше проблем имеет для социально-психологического и социально-педагогического знания довольно большую значимость, которая, как минимум, определяется, во-первых, необходимостью изучения соотношения и взаимовлияния новаций и традиций в процессе социализации подрастающих поколений в меняющихся социально-экономических условиях. Во-вторых, на основе полученных данных стало возможным обогатить и скорректировать концепцию социализации. И в-третьих, новые знания о механизмах и средствах социализации в трансформирующемся российском социуме позволили скорректировать и модифицировать имеющиеся и разработать новые способы оптимизации функционирования механизмов социализации, усиления позитивного и минимизации негативного потенциалов ряда средств социализации в семье, группах сверстников и в воспитательных организациях.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальная психология воспитания, социализация, воспитание, факторы социализации, механизмы социализации, традиции, инновации.
Список литературы
Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные
заметки) // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 124—130. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / А. Ю. Гордин, Л. И. Новикова, ред. М., 1973. Ромм Т. А. История социальной педагогики. Ростов-на-Дону, 2010.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
2018. Vol. 51. P. 56-64
DOI: 10.15382/sturIV201851.56-64
Anatolii Mudrik, Doctor of Sciences in Education, Professor,
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Department of Social Pedagogy and Social Psychology, Moscow Pedagogical State University, 6 Malyi Sukharevskii per., Moscow, 127051, Russian Federation, [email protected]
ORCID: 0000-0003-0410-9487
Social Psychology of Education from the Socio-Pedagogical Perspective
A. Mudrik
Abstract: This article aims to demonstrate a link between social psychology of education and social pedagogy. It gives a brief explication of social psychology of education in the historical perspective and the interrelationship of social psychology of education with social pedagogy. This link has become a subject of specialised study in Russian social science since mid-19th century and in foreign science since the end of the same century. The interest of psychology in issues of education has resulted in the emergence of its two branches, namely age psychology and psychology of education. However, the issues in education has not been fully studied in these branches, nor are they being studied now. This has led to the fact that since the mid-19th century the phenomena characteristic of the student milieu came to be an object of interest of E. El'nitskii, A. Molotov, G. Rokov, L. Tolstoy and other educationalists, who established the foundations of social psychology of education. Abroad, similar problems were studied by N. Andersen, M. Malinovsky, M. Meed, W. White and orhers. In the 1960s, the issues touched upon in the mid-19th — early 20th centuries began to be explored by the whole range of Russian scholars (Ia. Kolominskii, L. Umanskii, A. Lutoshkin, L. Novikova, A. Kirichuk, Kh. Lij mets, etc.) Their studies in their entirety allowed one to raise a question about distinguishing a relatively independent branch of social psychology, namely social psychology of education. The field of study of this branch can be defined as the entirety of all those socio-psychological phenomena that take place in the life of those being educated, while its subject is various socio-psychological phenomena, processes and problems that emerge in this field of study. This field of study is closely linked to the field of study of social pedagogy, which is defined as social education in
the context of socialisation. The link between social psychology of education and social pedagogy in the process of study of the contemporary Russian society clearly identifies traditions and innovations in socialisation and social education, which is specifically discussed in the article, both in groups of factors of socialisation and within the limits of separate factors.
Keywords: social pedagogy, social psychology of education, socialisation, education, factors in socialisation, mechanisms of socialisation, traditions, innovations.
References
Gordin A., Novikova L. (eds.) (1973) Problemy detskogo kollektiva v russkoi i sovetskoi pedagogicheskoi mysli [Problems of Children's Collective in Russian and Soviet Pedagogical Thought]. Moscow (in Russian).
Mudrik A. V. (2017) "Sotsial'naia psikhologiia vospitaniia (kratkaia eksplikatsiia i sub'ektivnye zametki)" ["Social Psychology of Education (Brief Explication and Subjective Remarks)"]. Sibirskiipedagogicheskiizhurnal. 2017, vol. 1, pp. 124—130 (in Russian).
Romm T. A. (2010) Istoriia sotsialnoipedagogiki [History of Social Pedagogy]. Rostov-on-Don (in Russian).