Научная статья на тему 'О рисках и проблемах современной социальной педагогики'

О рисках и проблемах современной социальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
498
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIALIZATION / SCIENTIFIC SCHOOLS / SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булавлева Татьяна Васильевна

Социальная педагогика рассмотрена в статье как область знания, некий способ рефлексии тех проблем, которые возникают в обществе на уровне дифференциации, интеграции педагогического знания о социальном воспитании; раскрыты риски и кризис современной социальной педагогики как науки, триады теории, практики и образовательного комплекса; описаны основные представления ученых по данной проблеме, научные школы, цели и миссия социально-педагогического образования, смена модели семьи и образовательного учреждения, феномены социального воспитания. Выделены позиции социальной педагогики современного времени, траектория развития теории и методологии науки, социальной педагогики, исследования образовательного комплекса, тенденции в нравственном воспитании подростков в социуме к общечеловеческим ценностям, приоритетные задачи педагогического сообщества в рамках решения вопросов настоящего времени изменение точки зрения на личностный комфорт ребенка в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Risks and Problems of Modern Social Pedagogy

The article considers social pedagogy as a field of knowledge, a certain way of reflecting those problems that arise in the society at the level of differentiation, integration of pedagogical knowledge about social education. The article also reveals the risks and the crisis of modern social pedagogy as a science, the triad of theory, practice and educational complex and describes the scientists views on this issue, scientific schools, goals and mission of social and pedagogical education, changes in the model of family and educational institution as well as the phenomena of social upbringing. The article identifies the positions of modern social Pedagogy, the trajectory of the development of theory and methodology of social pedagogy, the study of the educational complex, the trends in the moral upbringing of teenagers in the society, the priority tasks of the pedagogical community in addressing the current issues including the changing of the point of view on the child’s personal comfort within the conditions of uncertainty.

Текст научной работы на тему «О рисках и проблемах современной социальной педагогики»

УДК 37.013.78 ББК 74.66

О РИСКАХ И ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

| Т.В. Булавлева

Аннотация. Социальная педагогика рассмотрена в статье как область знания, некий способ рефлексии тех проблем, которые возникают в обществе на уровне дифференциации, интеграции педагогического знания о социальном воспитании; раскрыты риски и кризис современной социальной педагогики как науки, триады теории, практики и образовательного комплекса; описаны основные представления ученых по данной проблеме, научные школы, цели и миссия социально-педагогического образования, смена модели семьи и образовательного учреждения, феномены социального воспитания. Выделены позиции социальной педагогики современного времени, траектория развития теории и методологии науки, социальной педагогики, исследования образовательного комплекса, тенденции в нравственном воспитании подростков в социуме к общечеловеческим ценностям, приоритетные задачи педагогического сообщества в рамках решения вопросов настоящего времени — изменение точки зрения на личностный комфорт ребенка в условиях неопределенности.

Ключевые слова: социальная педагогика, социализация, научные школы, социальное воспитание.

45

ABOUT THE RISKS AND PROBLEMS OF MODERN SOCIAL PEDAGOGY

I T.V. Bulavleva

Abstract. The article considers social pedagogy as a field of knowledge, a certain way of reflecting those problems that arise in the society at the level of differentiation, integration of pedagogical knowledge about social education. The article also reveals the risks and the crisis of modern social pedagogy as a science, the triad of theory, practice and educational complex and describes the scientists views on this issue, scientific schools, goals and mission of social and pedagogical education, changes in the model of family and educational institution as well as the phenomena of social upbringing. The article identifies the positions of modern social Pedagogy, the trajectory of

the development of theory and methodology of social pedagogy, the study of the educational complex, the trends in the moral upbringing of teenagers in the society, the priority tasks of the pedagogical community in addressing the current issues including the changing of the point of view on the child's personal comfort within the conditions of uncertainty.

Keywords: social pedagogy, socialization, scientific schools, social education.

46

Если провести определенную аналогию между человеком (живым организмом) и социальной педагогикой, то можно обнаружить характерную закономерность, которая выражается в бурном процессе самостоятельного развития и совершенствования при постоянном прохождении кризисных периодов. Социальная педагогика, выступая в роли практики и образовательного комплекса, постоянно реагирует на изменение существующей политической ситуации в стране и за ее пределами. Наиболее значимыми этапами развития социальной педагогики считаются 20-е годы прошлого века, которые характеризовались кризисными проявлениями послереволюционного периода. Такой уровень развития отражался в трудах

A.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева,

B.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого.

Социальная ситуация, выражаемая определенными запросами населения, дала новый толчок к развитию социальной педагогики после вынужденного перерыва по политическим причинам в 80-90-х годах минувшего века. Возрастающая необходимость развития молодой науки выражалась в создании новых научных школ Л.В. Мардахаева «История и теория социальной педагогики», А.М. Галагузовой, А.В. Мудри-ка «Социализация и воспитание», Е.А. Левановой «Социально-психо-

логическое сопровождение развития психопластики личности».

В процессе формирования молодой отрасли знаний особый вклад в развитие вносят научные школы смежных направлений. Вопросы развития личности в онтогенезе детально изучают научные школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и Л.И. Божович, реализуя собственные идеи в личностно-со-циальном подходе. Данный подход, основной сутью которого является полноценное восприятие человека социумом и самореализация личности в социальной среде, был впервые предложен П.А. Соколовым. Научная школа В.А. Сластенина «Личностно-ори-ентированное профессиональное образование» заложила прочный фундамент образовательного комплекса социальной педагогики в контексте подготовки и формирования личности педагога [1]. Обогащение содержания методологии и практики молодой науки повышается за счет исследований ученых научной школы С.Л. Рубинштейна, которые изначально выделили субъектно-деятельностный (ранее деятельностный) подход, «где сознание и деятельность выступают важнейшими характеристиками человека». Данное направление развития науки позволило сформулировать личностный принцип в качестве фи-лософско-методологического понятия.

На сегодняшний день многие ученые отмечают существенный кризис социальной педагогики. Т.А. Ромм акцентирует собственное внимание на определении ее научного статуса. Е.А. Леванова среди прочих характеристик в контексте современных проблем развития науки выделяет ее неоднозначность и сложность, связывая данную проблематику с меняющимися социальными и образовательными событиями науки и практики, которые вместе составляют сферу социальной педагогики [2].

Модернизация социальной педагогики в законотворческой сфере основывается на современных тенденциях развития разнообразных научных направлений. Смысловое ядро таких изменений выражается в обновленном подходе к образовательному процессу квалифицированных специалистов. Данный процесс основывается на улучшенных методиках обучения социальных педагогов, которые разрабатывались в строгом соответствии с глобальной тенденцией экономического и социального развития. Активно развиваются теоретические и методологические основы образования, что выражается в трудах Л.Д. Деминой, В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардхаева, М.А. Галагузо-вой, А.В. Мудрика и других. Л.В. Мард-хаев считает, что цели и миссия социально-педагогического образования на сегодняшний день являются наиболее важными для современности. Когда актуализировалось направление социальной педагогики, то почти впервые был поставлен вопрос о необходимости формирования социального здоровья подрастающего поколения, где основополагающим фактором должно быть сохранение утвержденной социальной нормы в процессе по-

степенного развития личности и разнообразных социальных групп и слоев населения [3].

Многие аспекты социальной педагогики активно развивались в России в 20-х годах прошлого века. Данный период характеризуется детальным изучением вопросов социального воспитания населения, формирования социальной нормы, характерного влияния на среду семьи и образовательного учреждения. Единомыслие А.В. Мудрика с Л.В. Мард-хаевым отмечается и в вопросе о необходимости сохранения социальной нормы, и в том, что данная задача является одной из важнейших миссий социальной педагогики. С точки зрения А.В. Мудрика, такой подход рассматривается в рамках «раскола». Данный феномен, описанный в его последних публикациях, сохраняется между классической и социальной педагогикой, выступая в качестве дидактики и социального воспитания. Такое суждение подтверждается безуспешной попыткой В.Г. Бочаровой конституировать социальную педагогику в период ее зарождения.

Специфический раскол отмечается между действительной реальностью и отсутствием у каждого человека определенного набора социальной компетенции. Данный раскол является характерным для людей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, опасное социальное положение и под влияние безответного отношения со стороны государства.

Если подходить к изучению социальной педагогики со стороны области знаний, которые периодически возникают в обществе, то придется столкнуться с важным вопросом, акцентированным Т.А. Ромм. Данный

47

48

вопрос касается дифференциации и интеграции педагогического знания о воспитании со стороны социальной педагогики. На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных методик и практик, которые детально раскрывают значимый для социума потенциал на основе формирующего аспекта культурного развития общества. Так, А.В. Мудрик обозначил диссоциальное воспитание, в частности, в квазикультурных организациях. С.А. Калабалин, сподвижник и воспитанник А.С. Макаренко, подчеркивал, что «существует воспитание — не воспитания нет». Если нет целенаправленного воспитания, то присутствует стихийное, когда воспитывают средства массовой информации, учебное учреждение, социальная среда. Наиболее острые проблемы социально-педагогических практик выделяет Т.В. Склярова. Среди них основной является общее содержание социального воспитания. По мнению исследователя, социальная педагогика на сегодняшний день представляет собой единственное направление педагогических исследований, которое планомерно, систематически и целенаправленно занимается проблемами социального воспитания. Однако проблема заключается в том, что практика, в большей степени, ориентирована на бессистемную работу, ограничиваясь исключительно проведением актуальных, но разовых акций и прочих проявлений активности, что коррелирует появление клиповой культуры и мышления Э. Тоффлера.

По мнению Т.В. Скляровой, проблемы социального воспитания на сегодняшний день являются наиболее острыми. Такая актуальность обу-

словлена причиной смены модели семьи и образовательного учреждения, отличающихся от современных и тех, которые были общепринятыми 20-30 лет назад. Причиной тому стала смена вектора двух важнейших воспитательных систем, к которым относятся семейная система и образовательные учреждения. На данный момент они полностью утратили часть своих воспитательных функций. Мнение М.В. Никитского о том, что социальная педагогика помогает структурировать социальное бытие человека, вследствие чего возникает конструкция относительного понимания миссии социально-педагогического образования, находит свое подтверждение в характерной форме развития современного человека. Каждый индивидуум не может полноценно развиваться без социального окружения. И здесь ключевую роль играет характер социального окружения, его смысл и основная суть, конструктивная, созидательная, позитивная или диссоциальная предрасположенность. В контексте восприятия правил социума и социального воспитания в подростковом возрасте актуальным является тезис: «когда создавали правила, меня не было, так почему я должен их соблюдать». От того, какое социальное окружение существует и в какой проявляется форме, зависит последующее развитие человека. Здесь проявляются два феномена: воспитание и самовоспитание, которые выступают в качестве создания условий для последующего развития личности.

Создание условий является социальной ситуацией. Вторым важным процессом считается социализация, которая представляет собой процесс

усвоения и воспроизведения социального опыта, норм, культурных ценностей, характеризующимися в нынешнее время неоднозначностью. Часть норм устанавливает государ -ство через нормативно-законодательные акты, а часть норм транслируется обществом. Первоочередная задача социальной педагогики заключается в четком формулировании ответов подрастающему поколению на распространенные вопросы, учитывая, что вопросы нормы связаны, как правило, с групповой принадлежностью. М.В. Никитский выделяет четыре важнейших позиции социальной педагогики современного времени, где сохраняется необходимость четко отвечать на поставленные вопросы, связанные с ролевой социализацией. Данный вид социализации подразумевает успешное усвоение роли мужчины или женщины. Семейная социализация подразумевает формирование и сохранение ценностей семейного бытия. Профессиональная социализация основывается на компетентном участии в социально-экономической жизни и проявлении гражданской социализации [4].

А.М. Егорычев отмечает особую тенденцию в нравственном воспитании современных подростков в социуме через приобщение к общечеловеческим ценностям. Т.В. Пушкарева обозначает приоритетную задачу педагогического сообщества, которая заключается в акцентировании внимание на личностном комфорте ребенка, подростка, школьника. Когда от подростка требуется соблюдение социальных норм, необходимо понимать, насколько он может совладать с той ситуацией, в которой сегодня

находится. Именно поэтому, если для взрослых людей норма является принятой, то для ребенка такая норма является не познанной, не принятой и не усвоенной. Сегодня педагогическое образование подразумевает создание комфортных условий для развития ребенка в социуме. Такая тенденция обусловлена тем, что условия жизни создают другие перспективы для развития, и подростки уже включены в такие социальные процессы, как конкуренция, которая пришла на смену коллективизму, где развитие происходило в определенном коллективе [5].

Ценно-смысловой аспект обучения подростков Е.В. Андриенко рассматривает в качестве центральной позиции в контексте основных задач социальной педагогики, так как у подростков существует размытое, несформи-рованное представление о себе в рамках профессионального самоопределения. В рамках исследования ценностно-смысловой сферы старшеклассников Е.В. Некрасова определила приоритетные ценности в материальной сфере и сфере увлечений [6]. Преобла- 49 дание физиологических, материальных ценностей, а также ценности дружбы над иными ценностями у подростков выявила Э.Н. Романова, проанализировав результаты эмпирического исследования [7].

На сегодняшний день важным аспектом социальной педагогики, по мнению педагогического сообщества, являются проблемы реализации профильного образования, которые могут принимать разнообразные формы. В условиях отсутствия профессионального стандарта для социального педагога особенно важной становиться профессиональная подготов-

50

ка квалифицированных педагогических кадров.

«Сегодня значение социальной педагогики исключительно велико», — отмечает В.Г. Степанов, специалист новой отрасли знаний нейропе-дагогики, которая, учитывает достижения классической педагогики. Данная отрасль отбирает, уточняет и развивает классическую педагогику наиболее эффективными методами и методиками, позволяя внедрять новые, еще более эффективные способы реализации большего количества успешно занимающихся учащихся. Поскольку социальная педагогика не заменяет ни классическую, ни пост классическую педагогику, она просто берет необходимый в данный момент исторический аспект, позволяя на его основании решать поставленные вопросы совместно со всеми другими отраслями педагогики и смежными науками [8].

Нынешнее время ставит перед наукой и практикой проблему социума и микро социума, но на уровне глобального социума происходит сталкивание с общечеловеческими проблемами: войнами между государствами, уничтожением природы. Карл Маркс отмечал, что «насилие — повивальная бабка» истории. На сегодняшний день уровень технических военных вооружений настолько велик, насколько велики и проблемы с экологией. Если подойти к решению социальных вопросов с агрессивной точки зрения, то становиться очевидным, что человечество может исчезнуть. Поэтому остается другой способ решения социальных вопросов, который заключается в обучении взаимовыгодно решать вопросы, мирно сосуществуя на основании принципов социального воспитания.

Е.А. Леванова отмечает, что тенденция смены социального статуса педагогов без высшего образования является риском для социальной педагогики. Т.А. Ромм, С.Б. Серякова отмечают, что одним из рисков является нарастающая размытость нормы и подготовка квалифицированных социальных педагогов, педагогов-психологов к многообразию социальных норм в отсутствии четких критериев. Т.В. Склярова включает в зону риска дискредитацию социальной педагогики, в том числе в современных средствах массовой информации. Необходимость выработки актуальных единых закономерностей научного сообщества, образования и государства рассматривает Е.А. Никитская, учитывая возможные риски социальной педагогики в данный момент. Проблему повышения социальной ценности профессии, размытости профессиональной целостности анализирует М.В. Никитский, учитывая характер конкретного содержания деятельности социального педагога в условиях приобретаемой универсальности и многозадачности.

Если подводить итоги, учитывая существующие риски и проблемы социальной педагогики современности, то можно все выразить словами А.В. Мудрика: «...пока те, кто нами управляет, будут рассматривать благо страны в качестве развития военно-промышленного и газонефтедобывающего комплекса, а не в качестве развития человеческого капитала, до тех пор мы будем пребывать на обочине государственных решений».

Однако Л.В. Мардахаев уверенно отмечает, что новые научные издания и публикации свидетельствуют о

том, что теория и методология социальной педагогики развивается. Данный факт подтверждают печатные и электронные издания, находящиеся в общем доступе для научного сообщества и заинтересованного обывателя. Так, например, учебники или одноименные учебные пособия «Социальная педагогика» были изданы в 2016 году Л.В. Мардахаевым, М.А. Га-лагузовой, авторами И.А. Липским и Л.Е. Сикорской, в 2015 году Л.Д. Сто-ляренко и И.В. Самыгиным. Кроме того, за последние несколько лет опубликовано значительное количество публикаций ярких представителей научного социально-педагогического сообщества. Данные публикации относятся к отдельным разделам науки, которые достаточно остро рассматривают, систематизируют, обобщают и предполагают траекторию развития социальной педагогики в качестве самостоятельного научного направления.

Траектория развития методологических основ представлена Л.В. Мар-дахаевым на предметно-гносеологическом уровне [9]. Им предложена модель методологии социальной педагогики и выделен личностно-соци-ально-деятельностный подход,

смысл которого заключается «в признании особого триединства актуальных социальных процессов, протекающих в разных социально-педагогических институтах общества под непосредственным влиянием специально организованной деятельности: социальное становление и развитие личности в обществе; социальное воспитание человека, исправление и перевоспитание; социально-педагогическое преобразование общества». Взаимообусловленность трех ипоста-

сей социальной педагогики в качестве научного направления, теории и социальной практики описывает Е.А. Егорычев [10].

Е.А. Леванова рассматривает гносеологические основания профессионально-ориентированных знаний [11]. А.В. Мудрик исследует исторический экскурс в социально-педагогическую виктимологию, ее характеристику, социализацию, учитывая социально-культурные расколы, вопросы социального и диссоциального воспитания. Изданное в 2016 году учебное пособие «Социальная педагогика личности» является научным трудом Л.В. Мардхаева и А.М. Его-рычева. Е.А. Левановой опубликованы научные исследования психопластики личности, где «обсуждается развитие индивидуальной гибкости и пластичности» [12]. В последние годы продолжаются исследования личности беспризорных и безнадзорных подростков. В современных диссертациях изучаются наиболее актуальные вопросы:

• формирования самоотношения, .-л «Я-концепции» в безнадзорной под- 51 ростковой среде (Д.Б. Бутаков);

• построения модульной технологии ресоциализации безнадзорных подростков в социальном приюте (В.Н. Алферова);

• социализации в условиях крупного города (И.Ф. Ковальчук);

• социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи (Л.Ю. Бухлина);

• социализации безнадзорных подростков в условиях трансформации российского общества (М.В. Литвяков).

На сегодняшний день развивается и тщательно исследуется образовательный комплекс социальной педа-

гогики. А.В. Мудрик, Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева и другие ученые раскрывают теоретические, методологические основы и специфику подготовки будущих педагогов, предлагая к реализации авторские технологии с целью выработки значимых профессиональных качеств личности будущего педагога. Л.В. Мар-дахаев в 2017 году издал учебник «Социальная педагогика», в котором раскрыта специфика науки с учетом последних достижений в данной области и современными запросами социума и реформ в системе образования. В обыденную практику гармонично вошло дистанционное обучение педагогов, с возможностью проведения онлайн-образования.

В социальной педагогике, которая рассматривается в качестве практики, отмечается инновационный опыт работы передовых социальных педагогов в сети «Интернет», созданы и востребованы интернет-сервисы: И.Д. «Первое сентября» (https://1сентя бря.рф), Педсовет (https://pedsovet.org с„ /beta), Центр педагогических иннова-52 ций им. К.Д. Ушинского (http://www. piram2000.ru) и многие другие.

Социальная педагогика продолжает свое развитие в период кризиса. Однако на уровне нормативно-правовых государственных решений данные процессы не осмыслены до конца, так как требует определенного времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Научная школа личностно-ориентирован-ного профессионального образования В.А. Сластенина [Текст] // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 8. — С. 4-9.

2. Ромм, Т.А. Развитие социальной педагогики в России [Текст] / Т.А. Ромм // Педагогическое образование и наука. — 2016.

— №. 4. — С. 26-29.

3. Мардахаев, Л.В. Истоки социальной педагогики [Текст] / Л.В. Мардахаев // Психология. — 2015.

4. Никитский, М.В. Городское пространство как фактор социализации человека в социально-психологических и педагогических исследованиях последних десятилетий [Текст] / М.В. Никитский //Социальная педагогика в современных социальных практиках. — 2015. — С. 172-185.

5. Пушкарева, Т.В. Конкурентоспособность социального педагога: теория и практика [Текст] / Т.В. Пушкарева // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 9.

6. Некрасова, Е.В. Особенности структуры взаимосвязи субъективной оценки межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников [Текст] / Е.В. Некрасова // Известия Самарского научного центра РАН. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2011. — Т. 13. — № 2 (3). — С. 606611.

7. Романова, Э.Н. Развитие духовно-нравственных ценностей современных подростков [Текст] / Э.Н. Романова // Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-т, 2012.

— С. 212-214.

8. Клемантович, И.П. Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний [Текст] / И.П. Клемантович, Е.А. Леванова, В.Г. Степанов // Педагогика и психология образования. — 2016. — № 2 [Электронный ресурс].

— URL: http://cyberlemnka.ru/artide/ri/ neyrope dagogika-novaya-otrasl-nauchnyh-znaniy (дата обращения: 08.12.2017).

9. Мардахаев, Л.В. Предметно-гносеологические основы социальной педагогики [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 12. — С. 241-246.

10. Егорычев, А.М. Отечественная социальная педагогика как наука, отрасль знания

и социальная практика [Текст] / А.М. Его-рычев // Педагогическое образование и наука. — 2015. — №. 2. — С. 55-61.

11. Леванова, Е.А. Гносеологические основания профессионально-ориентированных знаний [Текст] / Е.А. Леванова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина / под общей ред. Н.И. Вьюновой. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. — С. 30-33.

12. Леванова, Е.А. Развитие психопластики личности [Текст] / Е.А. Леванова // Педагогическое образование и наука. — 2016. — №. 3. — С. 7-11.

REFERENCES

1. Egorychev A.M., Otechestvennaya socialna-ya pedagogika kak nauka, otrasl znaniya i socialnaya praktika, Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka, 2015, No. 2, pp. 55-61. (in Russian)

2. Klemantovich I.P., Levanova E.A., Stepanov V.G., Nejropedagogika: novaya otrasl nauch-nyh znanij, Pedagogika i psihologiya obra-zovaniya, 2016, No. 2, available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/neyropedagogika-novaya-otrasl-nauchnyh-znaniy (accessed: 08.12.2017). (in Russian)

3. Levanova E.A., Gnoseologicheskie osnova-niya professionalno-orientirovannyh znanij //Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka, in: Proceedings of the VIIrd International Conference, posvyashchennoj pa-myati akademika V.A. Slastenina, ed. N.I. Vyunovoj, Voronezh, Voronezhskij gos-udarstvennyj universitet, 2016, pp. 30-33. (in Russian)

4. Levanova E.A., Razvitie psihoplastiki li-chnosti, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2016, No. 3, pp. 7-11. (in Russian)

5. Mardahaev L.V., Istoki socialnoj pedagogiki, Psihologiya, 2015, p. 41. (in Russian)

6. Mardahaev L.V., Predmetno-gnoseo-logicheskie osnovy socialnoj pedagogiki, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2016, No. 12, pp. 241-246. (in Russian)

7. Nauchnaya shkola lichnostno-orientirovanno-go professionalnogo obrazovaniya V.A. Slastenina, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2010, No. 8, pp. 4-9. (in Russian)

8. Nekrasova E.V., Osobennosti struktury vzai-mosvyazi subektivnoj ocenki mezhlichnost-nyh otnoshenij i cennostno-smyslovoj sfery lichnosti starsheklassnikov, Izvestiya Samar-skogo nauchnogo centra RAN, Samara, Izda-telstvo Samarskogo nauchnogo centra RAN, 2011, Vol. 13, No. 2 (3), pp. 606-611. (in Russian)

9. Nikitskij M.V., Gorodskoe prostranstvo kak faktor socializacii cheloveka v socialno-psi-hologicheskih i pedagogicheskih issledo-vaniyah poslednih desyatiletij, Socialnaya pedagogika v sovremennyh socialnyh prakti-kah, 2015, pp. 172-185. (in Russian)

10. Pushkareva T. V., Konkurentosposobnost so-cialnogo pedagoga: teoriya i praktika, Sred-nee professionalnoe obrazovanie, 2013, No. 9. (in Russian)

11. Romanova Eh.N., Razvitie duhovno-nravst-vennyh cennostej sovremennyh podrostkov, in: Podgotovka innovacionnyh kadrov dlya rynka truda v usloviyah nepreryvnogo obra-zovaniya, Proceedings of the International Conference, Ekaterinburg, 2012, pp. 212214. (in Russian)

12. Romm T.A., Razvitie socialnoj pedagogiki v Rossii, Pedagogicheskoe obrazovanie i nau-ka, 2016, No. 4, pp. 26-29. (in Russian)

53

Булавлева Татьяна Васильевна, аспирантка, кафедра социальной педагогики и психологии,

Московский педагогический государственный университет, [email protected] Bulavleva T.V., Post-Graduate Student, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.