Научная статья на тему 'Социальная психология образования'

Социальная психология образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3618
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКА / УЧЕБНАЯ УСТАНОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / PROFESSIONAL ATTITUDE / ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ / GROUP CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / ATTITUDE / LEARNING ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопов Гарник Владимирович, Варфоломеева Татьяна Петровна, Чернышова Евгения Леонидовна

В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научно-прикладного направления. Основным объектом исследования является групповое сознание учащихся. Дается описание фактов, закономерностей формирования и развития образовательных и профессиональных установок. Определены возможности организационного и информационного социально-психологического управления в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акопов Гарник Владимирович, Варфоломеева Татьяна Петровна, Чернышова Евгения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PSYCHOLOGY OF EDUCATION

The article outlines a topical field of research at the intersection of social, developmental and pedagogical psychology and analyses the tasks and methods of this applied research area. The principal object of investigation is learners’ group consciousness. The authors describe facts, patterns of formation of learners’ attitudes to studies and profession. Potentialities of psychological management in the system of education are assessed.

Текст научной работы на тему «Социальная психология образования»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013

Г.В. Акопов, доктор психологических наук, профессор кафедры «Общей и социальной психологии» Т.П. Варфоломеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и социальной психологии» Е.Л. Чернышова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и социальной психологии» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научно-прикладного направления. Основным объектом исследования является групповое сознание учащихся. Дается описание фактов, закономерностей формирования и развития образовательных и профессиональных установок. Определены возможности организационного и информационного социально-психологического управления в системе образования.

Ключевые слова: установка, учебная установка, профессиональная установка, групповое сознание, профессиональное сознание.

Необходимость совершенствования подготовки специалистов в вузах, обусловленная социально-экономическими изменениями в нашем обществе, модернизацией образования стимулирует обращение психологов к решению актуальных вопросов высшей школы, одним из которых является социально-психологический аспект профессиональной подготовки студентов. Экспансия психологии в системе образования связана со структурно-функционально-психологической реконструкцией образования (А.Г.Асмолов, А.И.Донцов, В.П.Зинченко, Е.А.Климов, В.Я.Ляудис, В.В.Рубцов и др.).

Социально-психологическая работа в системе образования проводится в нескольких направлениях. Важнейшим из них, определяющим все остальные направления, является социально-психологическая работа с целями образования. Социально-психологический анализ необходим при оценке соответствия декларируемых и реально достигаемых целей в различных учреждениях образования.

В исследованиях самарской школы ученых, работающих в русле социальной психологии образования (Г.В.Акопов, Т.П.Варфоломеева, А.В.Горбачева, Л.В.Карпушина, Е.Л.Чернышова и др.), на примере учебных групп высшей школы, охватывающих большой контингент студентов (разных специальностей, вузов разных типов, городов, разных поколений, на отдельных этапах профессиональной подготовки), ведущихся по принципу комплексной организации, лежит идея профессиональной подготовки как процесса последовательной профессионализации сознания будущих специалистов, в том числе и будущих психологов на разных этапах профессиональной подготовки. Развитие профессионального сознания рассматривается как неотрывный от субъективации учебно-профессиональных действий процесс, то есть, как процесс превращения студентов в полноценных субъектов учебной и профессиональной деятельности. Процесс обучения в вузе может и должен обеспечивать реализацию таких функций субъекта, как целеполагание, отношение, познание, планирование, прогнозирование, самосознание и др. Программа развития функций профессионального сознания нерелевантна традиционной программе знаний.

В социально-психологических исследованиях образования выявлена устойчивая эмпирическая структура учебного (профессионального) сознания будущих специалистов, показана ее инвариантность относительно образовательного учреждения, профиля и этапа вузовской профессиональной подготовки, выявлены периоды нарушения инвариантности, определены количественные характеристики различных составляющих структуры группового учебно-профессионального сознания, найдено количественное расхождение в структурах це-леполагания, планирования, прогнозирования и других субъектных функций (Г.В.Акопов, Л.В.Карпушина); выявлена субъектная составляющая межпоколенных

различий, изучены учебно-профессиональные установки студентов в контексте их смысложизненных ори-ентаций (Г.В.Акопов, А.В.Горбачева); исследованы особенности формирования учебно-профессиональных установок студентов разных профилей - гуманитарного и естественнонаучного (Г.В.Акопов, И.В.Архипова, О.Ю.Шевченко). Прикладная значимость решения вопроса учебно-профессиональных установок студентов связана с интенсивной перестройкой системы образования, изменением статуса ряда государственных вузов, организацией учебных заведений нового типа, в том числе негосударственных.

Формирование в России новой социальной реальности - массового психологического образования, рост его популярности и кардинальные перемены в социальном статусе психолога-профессионала - несомненное свидетельство того, что в условиях разрешения социальных противоречий в стране развивается устойчивая тенденция гуманизации и демократизации общественной жизни. В интересах повышения качества психологического образования, в ситуации его стремительного распространения необходимо, прежде всего, исследовать социально-психологические аспекты развития образования, в том числе психологического [1].

Подготовка психологов для работы в сфере образования современной России за последние годы претерпела существенные изменения.

Качество образования в настоящее время становится ведущим условием успешного преобразования российского общества. Углубляющаяся в общественном сознании необходимость качественного профессионального образования предполагает особенно актуальным вопрос совершенствования не только объективных, но и субъективных факторов развития образования.

В настоящее время программа высшего психологического образования построена на реализации государственного стандарта третьего поколения. Приоритетным направлением модернизации российского образования является компетентностный подход. Уже в 2007 году Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден макет федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки в высшей школе, в котором компетентностный подход стал методологической основой перехода на новые образовательные ориентиры в высшей школе.

Понятия «компетенция» и «компетентность» являются основными единицами обновления содержания образования. Компетенции представляют собой сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к личностно-профессиональным мотивам, ценностям, навыкам, опыту деятельности.

В современных условиях востребована не модель узкопрофессиональной подготовки выпускника вуза, ориентированная на конкретные объекты и предметы труда,

а модель интегрального типа. В ней цели, содержание и результаты обучения формулируются в комплексном виде с учетом непрерывных изменений в профессиональной деятельности и направлены на формирование у выпускника широкой социально-профессиональной компетентности.

Социально-психологические исследования в системе образования занимают все большее место. Они являлись предметом исследования таких отечественных психологов, как Н.В.Кузьмина, Я.Л.Коломинский, Ю.А.Клейберг, Б.Ф.Ломов, А.А.Реан, М.Г.Рогов, Д.И.Фельдштейн, Р.Х.Шакуров, В.А.Якунин и др. В этих и других исследованиях затрагиваются различные социально-психологические аспекты обучения и воспитания, социально-психологические проблемы девиант-ного поведения, проблемы социальных мотивов образования, самоопределения, методы активного социально-психологического обучения; проводится социально-психологическое изучение личности учащихся, учебных групп; исследуются массовые психологические явления в системе и подсистемах образования.

В настоящее время можно отметить работы, в которых рассматриваются социально-психологические проблемы профессионального и личностного становления специалиста (Л.В. Карпушина, А.В. Капцов.); анализируется инновационная деятельность руководителей в системе образования, раскрывается психологическая структура готовности к инновационному управлению, выявлены психологические факторы формирования и развития готовности руководителей к инновационной деятельности (В.И. Долгова «Готовность к инновационной деятельности в образовании») и др.

Менее традиционен план социально-психологического анализа процессов формирования и развития профессионального сознания, их соотношения во временной динамике, а также проблем индивидуального и группового сознания в учебно-профессиональной деятельности.

Исследования в области социальной психологии учебной деятельности студента как субъекта образовательного процесса призваны оказывать содействие в формировании профессионального сознания будущего специалиста, в развитии творческих способностей, в выявлении причин нарушения личностного и социального развития и в разработке методик коррекционной работы с различными группами студентов, что соответствует стандарту нового поколения.

В Поволжской государственной социально-гуманитарной академии на факультете психологии с 1993 года студентам дневного и заочного отделения читается курс «Социальная психология образования». За это время проведены десятки исследований и защищены кандидатские диссертации по данной теме, а сам курс является одним из приоритетных направлений научных исследований факультета психологии. Широкая тематика научных исследований находит отражение в учебном курсе «Социальная психология образования». Курс оригинален тем, что он существенно отличается от сходных по названию курсов (Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании», Е.А. Орлова «Педагогическая социальная психология» и др.), которые формализовано, переносят общепсихологические и социально-психологические знания в сферу образования. Так, у Е.А. Орловой представлены различные аспекты применения социально-психологического знания в педагогическом процессе. У Н.И. Шевандрина рассматриваются основные проблемы концепции и методы социальной психологии, применительно к сфере образования. Образование как социальное явление массового порядка к началу нового века превращается в основную форму жизнедеятельности населения, условие и главную движущую силу процессов экономического, социального, политического и культурного развития. Активное преобразование в соответствующих областях современных 10

знаний и практики сопровождается интенсивными взаимосвязанными процессами социальной дифференциации и интеграции. Достаточно назвать такие отрасли, как философия и социология образования, экономика, политика, психология образования и другие.

Различные территориальные условия социально-экономической жизни России определяет специфику инновационной политики в образовании для различных регионов. Формирование образовательных учреждений нового типа, в том числе негосударственных (лицеи, колледжи, гимназии и т.д.) также повысили потребность в адекватном научном исследовании новых тенденций в образовании, по возможности, избавления от стихийных моментов в становлении новых образовательных моделей. Решение этих задач связано, прежде всего, с развитием новой научной дисциплины - социальной психологии образования [2], опирающейся в большей степени на идеологию социологической социальной психологии [3; 4]. Когда образование рассматривается как социальный институт с множеством учреждений (школы, вузы и т.д.), а также социальная политика в области образования. Б.Саймон находит, что главным в образовании является субъективный опыт учащегося, т.е. «его личная деятельность и ее влияние на сознание» [5, с. 31]. Таким образом, решение социологической проблемы взаимосвязи образования и общественного развития Б.Саймон видит в психологии.

Если обратиться к такой отрасли психологии, как психология образования, то в определении предмета этой науки вместе с вопросами управления процессом обучения обозначены также вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимся, а также взаимоотношения между учащимися, т.е. социально-психологические вопросы. Однако данным определением не охватывается весь комплекс социально-психологических вопросов, в частности массовые психологические процессы, обусловленные включением учащихся в те или иные педагогические системы, независимо от конкретных ситуаций взаимодействия учащихся и педагогов. Этот весьма близкий к социологическому, но, тем не менее, социально-психологический аспект практически отсутствует как в теоретических, так и в экспериментальных работах по педагогической психологии. Речь идет о той ветви социальной психологии, которую Т.М. Ньюком называет социологической социальной психологией, в рамках которой последовательно рассматриваются условия среды (социальные институты) и используется соответствующая система категорий (социальные нормы, статус, роли, социальные установки) [4]. Значение этого подхода возрастает сегодня в связи с резким расширением спектра учреждений образования разного типа (лицеи, колледжи и т.д.).

Социальная психология образования изучает личность и группы в системе образования (включая массовые психологические явления).

Целью курса «Социальная психология образования» является формирование углубленного, практико-ориен-тированного представления о социально-психологическом подходе к исследованию образования, его целей, содержания и структуры: социальных и психологических факторах развития организационно-методических средствах субъектного включения учащихся в учебный процесс, характеристиках участников образовательного процесса; особенностях коммуникативного взаимодействия и управления.

«Социальная психология образования» является дисциплиной учебного плана специальностей «Психология» и «Педагогика и психология», а также направлений «Психология», «Психолого-педагогическое образование». Для ее успешного освоения студенты должны обладать знаниями по общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, поскольку в данном курсе большое внимание уделяется социальным процессам в образовательной Самарский научный вестник. 2013. № 4(5)

среде.

Программа изучения дисциплины включает в себя лекционные, практические, семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов. В лекционной части рассматриваются следующие разделы: социально-психологические исследования целей образования, социально-психологический анализ содержания образования, социально-психологические вопросы организации учебного процесса. На практических занятиях студенты знакомятся со спецификой оценки и понимания целей образования с помощью психолого-диагностического инструментария. В рамках самостоятельной работы студенты разбирают на примере учебных предметов их содержание с позиций технократической и гуманитарной целей (учебный план, программы). В курсе рассматриваются проблемы первичной и вторичной адаптации в системе образования, особенности коммуникаций, социальной перцепции и управления в условиях образования, малые и большие группы учащихся и педагогов, социально-психологические вопросы информатизации (компьютеризации) образования.

Еще недавно целеполагание из учреждения образования было вынесено за его пределы; этот процесс составлял прерогативу государства, министерства; учащийся находил готовые цели и свои субъектные права мог реализовать, либо интернализируя цели, либо достигая их отстраненно, «внешним образом», либо не занимая никакой особой позиции по отношению к цели. Собственно, целевая функция как таковая в этих случаях не представлена. В то же время в групповом сознании учащихся, преподавателей, чиновников, родителей и др. ассоциированных участников присутствует и может быть выявлено в актуальном или потенциальном планах определенное множество образовательных целей ожиданий, мотивов, ценностей и т.д. Между целевыми установками различных носителей могут быть разные отношения вплоть до диссонанса, что, естественно, отражается как на процессах образования, так и на его результатах. Однако эти вопросы никогда не ставились и не решались ни в социальной, ни тем более в педагогической психологии. В «Социальной психологии образования» основные типы образовательных целей исследуются как теоретически, так и эмпирически.

Не менее важным и актуальным является социально-психологический анализ содержания образования. Матричная модель содержания профессиональной подготовки в вузе включает систему взаимосвязи структурных и функциональных компонентов. Исходной единицей, «клеточкой», системы является коммуникация, т.е. социально-психологическое явление. Все разнообразие содержания образования и процедуры его трансформаций, в частности, организация, конструирование, проектирование и рефлексия знания в различных его аспектах, определяются механизмом коммуникации. Объемы, структуры, закономерности нисходящей, горизонтальной и восходящей образовательных коммуникаций в образовательном учреждении составляют отдельный пред-

мет социально-психологического исследования.

Остальные исследовательские блоки обычно не вызывают сомнений с точки зрения их предметной принадлежности к сфере социальной психологии. Это, в частности, системы образовательных взаимодействий учащихся и педагогов, а также социально-психологические характеристики студентов, преподавателей, учебных и педагогических коллективов.

Как отмечалось выше, менее традиционен план социально-психологического анализа процессов формирования и развития, их соотношения во временной динамике, а также проблем индивидуального и группового сознания в учебно-профессиональной деятельности.

Социально-психологическая оценка личности учащихся осуществляется в двух взаимосвязанных планах: с точки зрения психологической особенности этой социальной группы, а также в профессионально-ролевом, ценностном, установочном и т.п. отношениях.

Современная социально-экономическая ситуация в России весьма изменчива. И хотя существует прямая зависимость от этого общего состояния всего образования, тем не менее, опыт мировой и отечественной истории показывает наличие единой устойчивой линии развития образования во всех странах. Это линия трансформации естественной (стихийной) социализации через опыт авторитарных (технократических) образовательных систем в свободно и непрерывно организуемое образовательное пространство как естественной формы жизни общества. При такой ориентировке показателем уровня развития общества являются не данные финансового и экономического благополучия, а главным образом спектр и динамика образовательного движения в обществе. Полномасштабное изучение этого движения представляет, на наш взгляд, актуальную задачу социальной психологии образования [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варфоломеева Т.П. Учебно-профессиональные установки студентов-психологов в вузовской подготовке. Самара: ПГСГА, 2010. 184 с.

2. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 296 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 240 с.

4. Ньюком Т.М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М., 1984. С. 16-31.

5. Саймон Б. Общество и образование. Пер. с анг. Общ. ред. и пред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс. 1989. 200 с.

6. Чернышова Е.Л. Социально-психологические особенности представлений руководителей и сотрудников различных учреждений о специалисте психологе: Автореф. дис... канд.психол.наук. Самара, 2005. 24 с.

SOCIAL PSYCHOLOGY OF EDUCATION

© 2013

G.V. Akopov, doctor of psychology, professor of the department of «General and social psychology» T.P. Varfolomeeva, candidate of psychology, assistant professor of the department

of «General and social psychology» E.L. Chernyshova, candidate of psychology, assistant professor of the department of «General and social psychology» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation-. The article outlines a topical field of research at the intersection of social, developmental and pedagogical psychology and analyses the tasks and methods of this applied research area. The principal object of investigation is learners' group consciousness. The authors describe facts, patterns of formation of learners' attitudes to studies and profession. Potentialities of psychological management in the system of education are assessed.

Keywords: attitude, learning attitude, professional attitude, group consciousness, professional consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.