Научная статья на тему 'Социальная профессиональная мобильность курсанта военного вуза'

Социальная профессиональная мобильность курсанта военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА / SOCIAL PROFESSIONAL MOBILITY OF THE MILITARY EXPERT / STRUCTURE OF SOCIAL PROFESSIONAL MOBILITY / EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белошицкий Александр Владимирович, Акулов Олег Юрьевич

Раскрыто понятие социальной профессиональной мобильности военных специалистов. Она выделена как компонент профессиональной мобильности военных специалистов наряду с личностной профессиональной мобильностью. На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенного исследования представлено содержание четырех компонентов социальной профессиональной мобильности военных специалистов. Когнитивный компонент, отражающий уровень специальных знаний по должностному предназначению, а также по психологии, педагогике, трудовому законодательству, ведомственной правовой базе, и необходимость его формирования в период обучения в военном вузе. Подчеркнуто, что он определяется обеспеченностью доступа к информационным ресурсам, сформированностью умений оперативно получать, эффективно обрабатывать и анализировать информацию. Актуализировано развитие социокультурного компонента, выражающегося в знании и принятии корпоративной культуры Вооруженных сил, выстраивании своей профессиональной деятельности в многонациональной среде с учетом понимания особенностей разных культур. Коммуникативный компонент выражается в умении военного специалиста устанавливать социальные контакты в профессиональной деятельности. Подчеркнута роль адаптивного компонента готовности к смене мест службы при сохранении или изменении должностного положения. Содержательное наполнение структуры социальной профессиональной мобильности военных специалистов необходимо при разработке образовательной программы для курсантов военных вузов, т. к. способствует повышению качества подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROFESSIONAL MOBILITY OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The concept of social professional mobility of military experts is revealed. It is allocated as a component of professional mobility of military experts along with personal professional mobility. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature and the conducted research the maintenance of four components of social professional mobility of military experts is submitted. The attention to the cognitive component reflecting the level of special knowledge of official mission and also on psychology, pedagogics, the labor legislation, departmental legal base, and need of its formation during training in military higher education institution is paid. It is defined by security of access to information resources, formation of abilities quickly to receive, effectively to process and analyze information. Development of the socio-cultural component which is expressed in knowledge and acceptance of corporate culture of Armed Forces, forming of the professional activity in the multinational environment taking into account understanding of features of different cultures is staticized. The communicative component is expressed in ability of the military expert to come into social contacts in professional activity. The role of an adaptive component is in readiness for change of duty stations is emphasized at preservation or change of official capacity. Substantial filling of structure of social professional mobility of military experts is necessary when developing an educational program for cadets of military higher education institutions since promotes improvement of quality of preparation of officer shots for Armed Forces.

Текст научной работы на тему «Социальная профессиональная мобильность курсанта военного вуза»

УДК 378.147.34

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

© Александр Владимирович БЕЛОШИЦКИЙ

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент, начальник центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, e-mail: [email protected] © Олег Юрьевич АКУЛОВ Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского

и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, начальник курса 9 факультета авиационного оборудования, e-mail: [email protected]

Раскрыто понятие социальной профессиональной мобильности военных специалистов. Она выделена как компонент профессиональной мобильности военных специалистов наряду с личностной профессиональной мобильностью. На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенного исследования представлено содержание четырех компонентов социальной профессиональной мобильности военных специалистов. Когнитивный компонент, отражающий уровень специальных знаний по должностному предназначению, а также по психологии, педагогике, трудовому законодательству, ведомственной правовой базе, и необходимость его формирования в период обучения в военном вузе. Подчеркнуто, что он определяется обеспеченностью доступа к информационным ресурсам, сформированностью умений оперативно получать, эффективно обрабатывать и анализировать информацию. Актуализировано развитие социокультурного компонента, выражающегося в знании и принятии корпоративной культуры Вооруженных сил, выстраивании своей профессиональной деятельности в многонациональной среде с учетом понимания особенностей разных культур. Коммуникативный компонент выражается в умении военного специалиста устанавливать социальные контакты в профессиональной деятельности. Подчеркнута роль адаптивного компонента - готовности к смене мест службы при сохранении или изменении должностного положения. Содержательное наполнение структуры социальной профессиональной мобильности военных специалистов необходимо при разработке образовательной программы для курсантов военных вузов, т. к. способствует повышению качества подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил.

Ключевые слова: социальная профессиональная мобильность военного специалиста; структура социальной профессиональной мобильности; образовательный процесс военного вуза.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-53-57

Дуальность профессиональной мобильности военного специалиста - интегративно-го качества личности, выражающегося в наличии внутренней установки на саморазвитие в соответствии с изменением содержания (вида) и / или места военно-профессиональной деятельности, определяется сочетанием взаимодействия внешних по отношению к личности обстоятельств и ее целенаправленной активностью.

Под социальной профессиональной мобильностью военного специалиста понимается способность личности к изменениям вида, содержания военно-профессиональной деятельности и / или места прохождения воен-

ной службы. Подготовка курсанта в военном вузе предполагает комплексное формирование личности офицера, его способности в будущем квалифицированно и компетентно решать сложные служебно-боевые, инженерные и педагогические задачи в войсках. Можно выделить следующие компоненты социальной профессиональной мобильности военного специалиста: когнитивный, социокультурный, коммуникативный и адаптивный [1-3].

Когнитивный компонент социальной профессиональной мобильности в армии определяется обеспеченностью информационными ресурсами, сформированностью уме-

КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, т. 20, вып. 12 (152), 2015

ний оперативно получать, эффективно обрабатывать и анализировать информацию. Необходимо иметь широкий кругозор, быстро усваивать новую служебную информацию, использовать имеющиеся средства доступа к информационным ресурсам для самообразования и саморазвития.

Военный специалист должен четко и ясно понимать процесс постоянного развития военного мастерства, его особенности и тенденции, связанные с активным внедрением стратегии интерактивной аналитики и оперативной отчетности, мобильного документооборота и заказных разработок. Формы и способы ведения современных войн непрерывно расширяются и совершенствуются. Выполнение новых служебно-боевых заданий связано с дефицитом знаний в области своей профессиональной деятельности. Интеллектуальное содержание военной профессии требует от современного офицера значимую часть служебного времени затрачивать на организованное обучение и самообразование. Актуальная в настоящее время академическая мобильность не имеет активной реализации в Вооруженных силах. При этом следует отметить, что в существующей системе военного образования происходит постоянное взаимодействие педагогических и научных работников, повышение квалификации и стажировки.

Знание основ психологии, педагогики, трудового законодательства, ведомственной правовой базы необходимо для взаимодействия в воинском коллективе. При этом важно учитывать гуманный характер применения имеющихся знаний, которые могут быть использованы только для укрепления военной безопасности государства, которому он служит. Это требует ответственности за реализуемые профессиональные действия и решения.

В частности, высокая методическая подготовка выпускника военного вуза, офицера-профессионала предусматривает владение системой приемов и способов обучения подчиненных. Подготовка к реализации учебных программ предполагает изучение предмета, сбор и систематизацию информации, установление порядка проведения каждого занятия с подчиненными, подбор методов обучения.

Социокультурный компонент социальной профессиональной мобильности военного специалиста связан с осуществляемой

воспитательной работой с учетом национальных, религиозных, нравственных и других особенностей военнослужащих.

Способы организации служебной деятельности тесно связаны с ценностными ори-ентациями, знаниями по истории, политике, экономике, социологии и психологии, естественным наукам. Востребованы умения соотносить предмет своей служебной деятельности с другими областями знаний, применять их для целеполагания и мотивации подчиненных. В воинском коллективе проходят службу представители различных социально-этнических групп. Знание культуры, исторических особенностей, основных положений исповедуемой религии позволяет устанавливать доверительные отношения, личные неформальные контакты, эффективно взаимодействовать в ходе выполнения служебных задач.

Обязанности по защите своего Отечества, необходимость выполнения боевых задач в любых условиях, в т. ч. с риском для жизни, определяют характерные особенности социально-ролевой системы, в которой выполняют свои обязанности военные специалисты [4, с. 33].

По мнению Д.К. Ситникова, корпоративную культуру Вооруженных сил России можно представить как «совокупность разделяемых и поддерживаемых каждым военнослужащим, как внутри армии, так и в социуме, социальных ценностей, норм, традиций, атрибутов, правил взаимоотношений и социального поведения» [5, с. 19]. Она выступает сложным многогранным социокультурным явлением, основывающимся на ценностях профессионализма, саморазвития и самовыражения, соучастия военных специалистов в воинской деятельности, и обусловливает специфику реализации их профессиональной мобильности.

Военный специалист получает знания о традициях полиэтнического состава подразделения, значимости в разных культурах, конфессиях личного социального успеха, труда в целом, научных знаний, образования [6].

Умение «передать нужную мысль в разнообразной форме» является ключевым умением социокультурной мобильности офицера, особенно при работе с личным составом. Индивидуально-воспитательная работа предоставляет возможности для расширения

кругозора офицера, совершенствования его мыслительной активности. В частности, высокая методическая подготовка выпускника военного вуза, офицера-профессионала предусматривает владение системой приемов и способов обучения подчиненных. Подготовка к реализации учебных программ предполагает изучение предмета, сбор и систематизацию информации, дифференцированное применение организационных форм и методов обучения.

Патриотизм, интерес к профессии, верность воинскому долгу, готовность к самопожертвованию составляют военно-патриотические ценности. Результаты социологических исследований свидетельствуют о неотделимости военной профессии от субкультуры военных. Ее традиционные основы - духовные и нравственные ценности, исторические традиции - дополняются современными -достойная оплата труда, жилищно-бытовое обеспечение, социальные гарантии и льготы.

В целом социокультурная профессиональная мобильность военного специалиста определяет общекультурный уровень офицера, создавая возможности для личностного развития и эффективного коммуникативного и межличностного взаимодействия в воинском коллективе [7; 8].

Коммуникативный компонент. Работа в воинском коллективе актуализирует глубокое понимание особенностей характера, поведения, мотивации других людей. Применение технических средств в системе «человек -человек» требует четкости и ясности указаний, сообщений, докладов, формулирующих его обязанности в отношении коллег-офицеров, подчиненных, начальников. В военной среде традиционно принято безоговорочно принимать распоряжения (выраженные в них взгляды, позиции) командиров и начальников как верные и не подлежащие обсуждению. Однако в современных условиях важно уметь воспринимать и анализировать нововведения, критически оценивать проводимые мероприятия. Это повышает качество выполнения служебно-боевых задач, в т. ч. принимая решение об использовании для их реализации оптимальных подходов, конкретных технических решений.

В условиях военной организации поведение военного специалиста, общение с сослуживцами определяется сложной системой

положений уставов. В ряде случаев жесткая регламентация распространяется и на неслужебные отношения. Например, в условиях курсантского коллектива в товарищеских отношениях присутствует субординационный аспект, связанный с должностным положением. В связи с этим важно максимально использовать возможности для развития личностно-профессиональной мобильности курсантов в рамках образовательного процесса. Их усвоение в условиях новой (для выпускника школы, вуза, военнослужащего, прибывшего из другой воинской части) организационной культуры военного подразделения происходит в процессе непосредственного общения с членами коллектива, командирами. Коммуникабельность способствует установлению и расширению социальных контактов, формированию авторитета, получению формальной и важной неформальной информации.

Воспитательная работа с личным составом требует от офицера умений индивидуального общения, проведения личных бесед, групповых дискуссий, навыков моделирования и обсуждения ситуаций [9, с. 43-45]. Здесь происходит анализ и передача положительного опыта, обсуждение планов на будущее, оказывается практическая помощь. Опыт работы в команде, сформированные навыки взаимоотношений с командирами и подчиненными вызывают положительный отклик и уважение сослуживцев.

Полинаправленность военно-профессиональной деятельности предполагает постоянное расширение общенаучного и общекультурного кругозора, в т. ч. и через организацию, проведение и участие в специальной служебной подготовке личного состава, воспитательной работе, культурно-массовых мероприятиях и занятиях физической культурой и спортом. Следует отметить, что возможности здорового и активного, психологически выносливого и эмоционально устойчивого человека с отсутствием вредных привычек позволяют осуществлять различные виды деятельности, в т. ч. с максимальным физическим и нервным напряжением. Также физическая подготовка способствует развитию у военнослужащих стремления к успеху, которое переносится со спортивных состязаний на военно-профессиональную деятельность [10]. Развивается способность преодо-

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, т. 20, вып. 12 (152), 2015

левать препятствия, в т. ч. психологические барьеры, которые постоянно возникают в военной службе. Формируется направленность превзойти собственные и чужие, уже достигнутые результаты, развивать в коллективе командный дух, у себя - лидерские качества.

Адаптивный компонент профессиональной мобильности связан с сопряжением профессионально важных качеств при переводе из одного места службы в другое при сохранении или изменении прежнего должностного положения, вида деятельности. В настоящее время территориальная мобильность является неотъемлемой частью воинской службы, учитывая деление страны на воинские округа и гарнизоны, в рамках которых проводятся мероприятия по управлению Вооруженными силами, проверки и поддержанию их боеспособности. Характер выполняемых боевых задач непосредственно связан с перемещением из одного места в другое. Следовательно, должна быть выработана постоянная готовность к профессиональной мобильности.

В силу того, что военно-профессиональная деятельность требует физического, психического и интеллектуального напряжения, необходимо учитывать влияние работоспособности на адаптивную мобильность. Выполнение служебных обязанностей зависит от изменения временного режима работы, распорядка дня, переездов к месту службы, привыкания к бытовыми условиям и смены обычного рациона питания.

Таким образом, сложность и разнообразие обязанностей, задач и функций, выполняемых офицерами, отсутствие постоянной определенности места службы и должностного предназначения выпускника военного вуза требуют развития социальной профессиональной мобильности курсантов в период обучения в военном вузе.

1. Галичин В.А., Карпухина Е.А., Матвеев В.В., Сугакова А.П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М., 2009.

2. Казаков Д.Е. Социально-культурные аспекты формирования у военнослужащих ценностей военной службы // Вестник Военного университета. 2007. № 1 (9). С. 59-66.

3. Пыханов Ю.В., Кулешов С.М.Актуальные проблемы управления профессиональной карьерой офицерских кадров // Армия и общество. 2011. № 3. С. 118-121.

4. Капищенко В.М., Лурье Л.И., Сидоренков С.В., Цариев Е.А. Подготовка военного специалиста нового типа // Педагогическое образование и наука. 2010. № 2. С. 33-40.

5. Ситников Д.К. Понятие корпоративной культуры Вооруженных сил Российской Федерации и современные подходы к ее изучению // Вестник Военного университета. 2011. № 2 (26). С. 16-21.

6. Лопуха А.Д. Основные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания. URL: http://scireg.informika.ru (дата обращения: 10.12.2009).

7. Вотинцева М.В. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011.

8. Меркулова Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2008.

9. Трошина Т.И. Роль военнослужащих в социально-культурном преобразовании общества // Военно-исторический журнал. 2013. № 8. С. 43-48.

10. Мищенко В.А. Формирование профессиональной мобильности студентов в инновационной образовательной среде вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ханты-Мансийск, 2012.

1. Galichin V.A., Karpuhina E.A., Matveev V.V., Sugakova A.P. Akademicheskaja mobil'nost' v uslovijah internacionalizacii obrazovanija. M., 2009.

2. Kazakov D.E. Social'no-kul'turnye aspekty formirovanija u voennosluzhashhih cennostej voennoj sluzhby // Vestnik Voennogo universiteta. 2007. № 1 (9). S. 59-66.

3. Pyhanov Ju.V., Kuleshov S.M.Aktual'nye problemy upravlenija professional'noj kar'eroj oficerskih kadrov // Armija i obshhestvo. 2011. № 3. S. 118-121.

4. Kapishhenko V.M., Lur'e L.I., Sidorenkov S.V., Cariev E.A. Podgotovka voennogo specialista novogo tipa // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 2. S. 33-40.

5. Sitnikov D.K. Ponjatie korporativnoj kul'tury Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii i sovremennye podhody k ee izucheniju // Vestnik Voennogo universiteta. 2011. № 2 (26). S. 16-21.

6. Lopuha A.D. Osnovnye faktory, vlijajushhie na jeffektivnost' sistemy vospitanija. URL: http://scireg.informika.ru (data obrashhenija: 10.12.2009).

7. Votinceva M.V. Integrirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku kak uslovie formirovanija professional'noj mobil'nosti jekonomistov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2011.

8. Merkulova L.P. Formirovanie professional'noj mobil'nosti specialistov tehnicheskogo profilja sredstvami inostrannogo jazyka: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Samara, 2008.

9. Troshina T.I. Rol' voennosluzhashhih v social'no-kul'turnom preobrazovanii obshhestva // Voenno-istoricheskij zhurnal. 2013. № 8. S. 43-48.

10. Mishhenko V.A. Formirovanie professional'noj mobil'nosti studentov v innovacionnoj obrazovatel'noj srede vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Hanty-Mansijsk, 2012.

Поступила в редакцию 1.12.2015 г.

UDC 378.147.34

SOCIAL PROFESSIONAL MOBILITY OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Aleksander Vladimirovich BELOSHITSKIY, Military Educational-Scientific Centre of Air Force "Zhukovsky and Gagarin Air Force Engineering Academy", Voronezh, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of Centre of Organization of Scientific Work and Preparation of Scientific-Pedagogical Staff, e-mail: [email protected]

Oleg Yuryevich AKULOV, Military Educational-Scientific Centre of Air Force "Zhukovsky and Gagarin Air Force Engineering Academy", Voronezh, Russian Federation, Head of 9 Course of Air Equipment Department, e-mail: [email protected]

The concept of social professional mobility of military experts is revealed. It is allocated as a component of professional mobility of military experts along with personal professional mobility. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature and the conducted research the maintenance of four components of social professional mobility of military experts is submitted. The attention to the cognitive component reflecting the level of special knowledge of official mission and also on psychology, pedagogics, the labor legislation, departmental legal base, and need of its formation during training in military higher education institution is paid. It is defined by security of access to information resources, formation of abilities quickly to receive, effectively to process and analyze information. Development of the socio-cultural component which is expressed in knowledge and acceptance of corporate culture of Armed Forces, forming of the professional activity in the multinational environment taking into account understanding of features of different cultures is staticized. The communicative component is expressed in ability of the military expert to come into social contacts in professional activity. The role of an adaptive component is in readiness for change of duty stations is emphasized at preservation or change of official capacity. Substantial filling of structure of social professional mobility of military experts is necessary when developing an educational program for cadets of military higher education institutions since promotes improvement of quality of preparation of officer shots for Armed Forces.

Key words: social professional mobility of the military expert; structure of social professional mobility; educational process of military higher educational institution.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-53-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.