УДК 378.14
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА И ФАКТОРЫ
ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
О.Ю. Акулов
В статье рассматривается такое интегративное качество личности военного специалиста как профессиональная мобильность, в которой выделяется два компонента: социальный и личностный. Дается содержательный анализ данного качества, описываются факторы, влияющие на ее формирование
Ключевые слова: личностная и социальная профессиональная мобильность военного специалиста, структурные компоненты профессиональной мобильности, внутренние и внешние факторы формирования профессиональной мобильности
Профессиональную мобильность
военного специалиста мы понимаем как интегративное качество личности,
сформированность которого выражается в наличии внутренней установки на самоанализ и саморазвитие, а также изменение содержания и/или места профессиональной военной деятельности, связанными с ними стремлением добиваться успеха. Исходя из того, что, с одной стороны, в определенной степени оно задано внешними по отношению к личности обстоятельствами, а с другой - зависит от нее самой, в его структуре мы выделяем два компонента: социальную и личностную профессиональную мобильность.
Личностная профессиональная
мобильность военного специалиста трактуется нами, как целостное качество личности, проявляющееся в ее активности и обновляющейся системе знаний, решениях и действиях, обеспечивающих эффективную
профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях военной службы и после нее.
Социальную профессиональную
мобильность военного специалиста мы рассматриваем как способность личности к изменениям вида, содержания деятельности в процессе военной службы и/или места ее прохождения. Выпускник военного вуза по определенной специальности осуществляет различные виды деятельности (руководит людьми, решает служебно-боевые задачи с применением техники и т. д.). В связи с чем, можно отметить такие аспекты социальной профессиональной мобильности военного специалиста, как социокультурный,
территориальный, когнитивный и
коммуникативный.
Акулов Олег Юрьевич - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», соискатель, e-mail: beregn5 5 @mail.ru
Когнитивный аспект социальной профессиональной мобильности в армии определяется наличием доступа к средствам и источникам информации, умением оперативно ее получать, эффективно обрабатывать и передавать. Объем средств, методов, число
аргументированных вариантов решения профессиональных военных задач (управления и контроля организованной массой людей, основная функция которых - применение насилия) соответствуют определенному уровню профессионального мастерства. Знание основ психологии, педагогики, ведомственной правовой базы, умение учиться необходимы для работы с личным составом, а также повышают шансы на продвижение по службе.
Социокультурный аспект социальной профессиональной мобильности военного специалиста связан с деятельностью в рамках воспитательной, культурно-досуговой работы, а также кадровой работой с учетом особенностей личного состава. В воинском коллективе проходят службу представители различных социально-этнических групп. Знание культуры позволяет легче устанавливать личные неформальные контакты, взаимодействовать в рамках выполнения служебных задач. Для Вооруженных Сил России крайне актуальна терпимость к представителям иных культур, мировоззрению. Наблюдается стремление представителей социально-этнических групп соблюдать национальные традиции, религиозные обряды, в т.ч. в период службы. И офицеры должны уметь работать с данной категорией подчиненных, соблюдая и их личные и государственные интересы.
Коммуникативный аспект. Военный специалист постоянно имеет дело с людьми, что актуализирует глубокое понимание особенностей характера, поведения, мотивации других людей. Применение технических средств в системе «человек-человек» требует четкости и ясности указаний, формулирующих его обязанности в отношении коллег-офицеров, подчиненных, начальников и государства в целом. В военной
среде традиционно принято безоговорочно признавать распоряжения (выраженные в них взгляды, позиции) начальства, как единственно верные и не подлежащие обсуждению. Однако, на наш взгляд, в современных условиях важно уметь воспринимать и оценивать нововведения, критически оценивать проводимые мероприятия. Это повышает качество выполнения служебно-боевых задач, в том числе принимая решение об использовании для их реализации оптимальных усвоенных идей, подходов, конкретных технических решений. Полинаправленность военно-профессиональной деятельности
(командная, штабная, преподавательская, научная, инженерно-техническая и др.) предполагает постоянное расширение кругозора.
Территориальная мобильность
обусловлена возможностью перевода из одного места службы в другое при сохранении или изменении прежнего статуса. В настоящее время территориальная мобильность является неотъемлемой частью воинской службы, учитывая деление страны на воинские округа и гарнизоны, в рамках которых проводятся мероприятия по управлению Вооруженными Силами и поддержанию их боеспособности. Характер выполняемых боевых задач непосредственно связан с перемещением из одного места в другое. Должна быть выработана постоянная готовность, соответствующая степени угроз национальной безопасности России. Она предполагает достаточную мобильность сил, т. е. перегруппировку при необходимости в любой регион для решения задач локализации (нейтрализации) возможных вооруженных конфликтов.
По нашему мнению, профессиональная мобильность военного специалиста определяется рядом факторов - объективно существующих обстоятельств, проявлений того, что реально воздействует, влияет, определяет [1, с. 24]. Условно их можно разделить на две группы: внутренние и внешние (по отношению к самому индивиду).
К числу внутренних факторов стоит отнести такие особенности индивида, как:
- темперамент - тип нервной системы индивида существенно влияет на способность к профессиональной мобильности. Информация о типе темперамента, определяющего особенности поведения офицера включена в материалы индивидуально-воспитательной работы с личным составом. Положительное воздействие темперамента в специально организованном образовательном процессе, а затем и в профессиональной деятельности;
- возраст. Как правило, военную службу проходят с 18 до 45-50 лет. Возраст выступает как положительный фактор профессиональной мобильности в армии. Во-первых, молодежь в
большей степени сориентирована в будущее, пытается выйти за рамки сложившихся стереотипов. Старшее поколение более консервативно во взглядах и связано зависимыми от него окружающими людьми (семьей, детьми); в зрелом возрасте сложнее решиться изменить что-либо в своей жизни. Но они реже осуществляют рискованные шаги в силу предвидения возможных последствий, не пренебрегают возможной опасностью, учитывают цену риска. Во-вторых, молодые люди быстрее и эффективнее усваивают новые знания, осваивают современные технологии. С возрастом накапливается профессиональный и житейский опыт, который может быть востребован в не всегда предсказуемых по содержанию служебных ситуациях. В-третьих, социальные контакты в молодости устанавливаются быстрее. Однако, их характер, а также диапазон не так широк, как у лиц, «накапливавших» их в течение жизни. В-четвертых, в молодом возрасте легче переносятся переезды к другому месту службы и связанные с ними изменения обычного жизненного уклада. Таким образом, тот или иной возраст военнослужащего обладает положительным воздействием на проявление профессиональной мобильности;
- психологическое и физическое здоровье - наличие заболевания, состояние стресса, эмоциональной подавленности (или
перевозбуждения), как правило, приводят к тому, что именно их разрешение становится самой насущной задачей индивида. Например, после ухода с лётной работы по состоянию здоровья профессиональная карьера офицера российских ВВС будет продолжаться, но уже в рамках иной военно-учетной специальности: инструкторская работа, наставничество, научно-
исследовательская работа, педагогическая и иная деятельность [4]. Положительное значение данного фактора применительно к Вооруженным Силам заключается в наличии объективного состояния и субъективного чувства полного физического, психического и социального комфорта в силу специального медицинского и психологического отбора на службу. Здоровый образ жизни, на который нацелена организация жизнедеятельности специалистов в военной организации, включает дифференцированную физическую подготовку и занятия спортом на протяжении всего периода службы. Благодаря физической активности формируется
выносливость, высокая активность, стремление к успеху.
Психологическая готовность к смене видов деятельности, толерантность к неопределенности основывается на
согласованности личностных характеристик и содержания учебно-профессиональной
деятельности в вузе и позднее служебной в подразделении;
- система жизненных ценностей и ориентиров. Положительное воздействие данного фактора проявляется в формировании стремления наиболее полно самореализовываться в профессии, социально одобряемой, устанавливать благоприятные взаимоотношения с коллегами, приобретать авторитет, меняя содержание профессиональной деятельности, если она не приносит желаемого уровня материального благополучия и эмоционального удовлетворения. Негативная роль может быть выражена в прагматичности, стремлении ограничить свою активность в профессиональной деятельности. Военная организация традиционно характеризуется консервативностью, иерархичностью. Новации часто воспринимаются с раздражением, сопровождаются нежеланием изменений в привычной профессиональной деятельности. В армии полагают, что профессия военного - признак стабильности, а работа - не основное место, где офицеру необходимо самоутверждаться и самовыражаться. Отношения с членами воинского коллектива поддерживаются в строго корпоративных рамках. Однако, сегодня важна адекватность стремлений офицера потребностям государственных интересов, т.к. это специалисты имеют дело со сложной боевой техникой, современным оружием, которое обладает большой разрушительной силой. В случае, когда обоснованные социальные ожидания не совпадают с индивидуальным уровнем профессионализма и ответственности, проявляется тенденция формального исполнения служебных обязанностей. Только при условии четкого осознания и принятия целей, понимания конечного результата деятельности и пути его достижения происходит воплощение мыслей в дело. В итоге ценности профессиональной активности и успеха выступают мировоззренческой основой для профессиональной мобильности в армии;
- потребность в самореализации в военной сфере. Для офицера важна увлеченность самим процессом службы, ее значимостью для государства. Внутреннее желание быть военнослужащим, реализовывать ценности профессионального и личностного развития посредством служения Родине, через карьеру офицера предопределяет формирование профессиональной мобильности в армии. Принять решение о смене места службы или должности, последствия которого не всегда очевидны и предсказуемы, может быть, изменить сложившийся образ жизни, связанный с прежней деятельностью, требует от личности определенной решительности, стремления к воинской славе и успеху, профессиональной самореализации. Кроме того, желание сохранить
статус военнослужащего в условиях реформирования Вооруженных Сил, повышения требований к кадровому обеспечению должно быть подкреплено серьезной работой над собой, проявлением готовности к освоению новых видов деятельности;
- принадлежность к профессиональной династии. Преемственность поколений способна играть положительную роль, помогая добиваться наилучших результатов и обеспечивая стабильность, надежность и даже безопасность всем членам такой семьи. Нам видится позитивное влияние отлаженности механизмов адаптации к военной службе и изменяющимся условиям её прохождения; заимствования эффективных поведенческих установок; эмоциональная близость профессии; ориентация на внутрипрофессиональную мобильность. Опыт, пусть даже детский, переездов на новое место жительства, смены учебных заведений, привычного круга общения способствует более успешной адаптации во взрослой профессиональной жизни. Карьера родителя-офицера может выступать образцом, к достижению которого человек будет стремиться, или побуждать выбрать для себя профессию военного по примеру отца или деда. Родители многих современных курсантов прошли через вооруженные конфликты в Афганистане и Чечне. Для общества в целом значение профессиональной преемственности ощутимо: она ускоряет процесс овладения профессиональными знаниями и ценностными ориентирами, моделями поведения, выступает кадровым ресурсом института;
- личностные ресурсы включают в себя знания, полученные в процессе профессионального и карьерного роста, широта профессионального кругозора, приобретенные личные связи, выработанные коммуникативные навыки в отношении близкого и дальнего социального окружения. Воинское мастерство выражается в боевой слаженности подразделения, взаимозаменяемости. Знания обеспечивают возможность свободно ориентироваться в служебных перемещениях, четко понимать свои профессиональные права и обязанности, уметь эффективно общаться с руководством разного ранга. Развитость логического мышления определяется уровнем усвоения естественнонаучных дисциплин. В основе концепций вооруженной борьбы лежит использование информационных технологий. Педагогика и психология позволяют вырабатывать умение убеждать людей. Изучение боевых искусств способствует развитию собранности, внимательности, умению не упускать из виду детали, проникать в замыслы противника. Методы психофизического воспитания, используемые в боевых искусствах,
применяются и для развития активности и целеустремленности, а также навыков саморегуляции, позволяющие противостоять стрессам и перегрузкам военной службы. Эмоциональная «наполненность» способствует интенсивному общению с людьми, творческому подходу к решению непредсказуемых ситуаций.
Негативное воздействие фактора может быть выражено в переоценке своих знаний, необоснованном риске, который приводит к поражению: есть вероятность потерять все. Однако, именно благодаря решительным действиям человек способен победить самого себя, соперника и обстоятельства. Кроме того, признание проблемы является необходимым условием ее решения, иначе она не существует в восприятии человека. В результате одни считают себя ответственными и действуют, а другие ожидают помощи. Обретение новых знаний, решительность и осторожность в действиях усиливают шанс личности на достижение цели - в этом проявляется положительное воздействие отмеченного фактора. Вера в то, что все задуманное получится, придает решимость выполнить действия, для которых необходимы сила воли и способность формулировать для себя четкие цели. Позитивное воздействие отмеченного фактора проявляется в умении отбросить все посторонние мысли и смотреть в корень того или иного события, что позволяет выносить оптимальные и конкретные суждения по конкретному поводу. Уверенный в себе офицер готов открыто говорить о своих интересах и стремлениях, он с энтузиазмом берется за выполнение новых целей. Отрицательное влияние проявляется в страхе (или неумении) неуверенного в себе человека выстраивать отношения с окружающими, высказывать свою точку зрения, руководить подчиненным личным составом. Оценка человеком уровня своего интеллекта как высокого может снижать профессиональную мобильность, т.к. он часто считает, что и так все знает и ему это не нужно. Амбициозность придает дополнительные силы и помогает справляться с трудностями военной службы. Необходимо умение военного специалиста отделять себя от своих поступков, взглянуть на служебную ситуацию не стандартно, аргументировано защищать собственные взгляды. Данный процесс - это ежедневная борьба с трудностями и принятие риска, стойкость, готовность быть открытым и активным во всех сферах жизнедеятельности. Восприятие жизни во всей ее полноте способствует стремлению подчинять себе обстоятельства, формированию продуктивных социальных контактов,
популяризации личностных и профессиональных достижений. Умение достаточно быстро приобретать недостающие знания и умения, овладевать новыми техниками и технологиями
являются основой, обеспечивающей сравнительно легкую смену вида деятельности в условиях динамичности Вооруженных Сил;
- пол и семейное положение. Благоприятность отношений в семье, с одной стороны, эмоционально способствует профессиональному продвижению ее членов, с другой - создает стабильность восприятия жизни, нежелание что-либо в ней менять. Воздействие семьи для представителей двух полов может проявляться по-разному. В отношении мужчин, на наш взгляд, можно сказать, что семейный человек представляется стабильным в работе. Мужчина, состоящий в браке, не стоит перед выбором: карьера или семья, что оказывает положительное воздействие на профессиональную мобильность. Мужские социальные роли («кормилец», «глава семьи») располагают к согласию на интересные профессиональные предложения для повышения материального благополучия семьи. Военная профессия традиционно считается мужской. При выборе кандидатов, особенно на командные должности, решение, скорее всего, будет в пользу мужчины;
- предыдущий жизненный опыт личности, в том числе успешная смена вида профессиональной деятельности. Наличие положительного опыта освоения новых знаний, выполнения поручений, временного исполнения обязанностей коллег, в т.ч. руководства, командировок способствует профессиональной мобильности военного специалиста.
При значимости внутренних факторов велика роль внешних факторов, к которым, по нашему мнению, можно отнести:
- внутри- и внешнеполитическая активность государства. В периоды социально-политических потрясений внутри страны, а также при участии армии в урегулировании ситуаций, связанных со значительными изменениями военно-политической обстановки вокруг России и в регионах ее национальных интересов возрастает потребность в профессиональной мобильности военных специалистов. Происходит передислокация воинских соединений в те или иные регионы, вводится новая информация, ставятся задачи, требующие оперативного грамотного решения, осуществляется координация действий различных частей Вооруженных Сил. Кроме того, в случаях природных катаклизмов и/или техногенных катастроф военных специалистов привлекают к оказанию помощи гражданскому населению, в ходе оказания помощи которой им приходится выполнять несвойственные занимаемым должностям функции. Также положительным фактором для проявления профессиональной мобильности офицера могут выступать учения, в ходе которых представляется возможность
продемонстрировать свои личностные и деловые качества, «примерить» роли, несвойственные для занимаемой должности;
- наличие служебных перспектив. Именно конкуренция при движении по карьерной лестнице заставляет офицера непрерывно совершенствовать профессиональное мастерство и воздерживаться от дисциплинарных проступков. Военная структура традиционно характеризуется определенной замкнутостью, при которой кадровые перемещения строго регламентированы. Тем не менее, Вооруженные Силы разработаны таким образом, что чередование обучения, мест и должностей службы (5 лет - срок наиболее часто заключаемого офицером контракта), периодическое прохождение процедуры аттестации позволяет аккумулировать необходимый служебный опыт и необходимые знания для исполнения более высоких должностей [3]. Существенное влияние на возможности профессиональной мобильности военного специалиста оказывает сложившаяся в конкретной воинской части практика кадровых перемещений, а также личность командира, принятый им стиль руководства. В ситуации реформирования армии меняются условия несения военной службы, проявляется потенциальная гибкость организационных структур, в которых актуализируется такое качество офицера, как профессиональная мобильность;
- совокупность господствующих в армии ценностей и установок. Уровень профессиональной культуры сотрудников, престиж профессии военного в представлении конкретного коллектива, одобряемые характеристики участвуют в формировании активности и готовности к выполнению различных служебных задач. Стремление легко устанавливать формальные и неформальные контакты с коллегами, получать их поддержку, а также информацию, адаптироваться к изменяющимся условиям порождает потребность быть «одним из команды». Достижение становится возможным через разделение ценностных установок, принятых в определенной среде. Негативное воздействие, выражающееся в опеке со стороны властей, строгой регламентированности, чаще всего, сводят к минимуму вариативность поведения военнослужащих. Их ценности меняются и развиваются в процессе боевой службы и других видов воинской деятельности. Поощряя или критикуя разделяемые в армии ценностные установки, общество способно активизировать или подавлять проявления военными профессиональной мобильности. В офицерской среде отмечен явный сдвиг в сторону одобрения реформ, проводимых в Вооруженных Силах (2013
год в сравнении с осенью 2012 года). Положительное отношение офицеров связано с поддержкой новаций органов военного управления, направленных на повышение привлекательности военной службы и внедрение в Вооруженных Силах практики реальной проверки боевой готовности войск (сил) [2];
- специфика усложняющегося содержания военной службы. Полифункциональность воинского труда предполагает состояние постоянной боеготовности воинских подразделений и частей, морально-психологическое состояние личного состава, качественные позитивные изменения в конкретной личности военнослужащего. Профессиональная карьера офицера представляет собой «процесс последовательной, преимущественно вынужденной, смены его профессионально-должностных ролей, статусов, видов деятельности, выражающихся в определенных воинских должностях и званиях, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей личности и военной организации в процессе службы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [4, с. 118]. В соответствии с утвержденным планом деятельности Министерства обороны на 20132020 годы армии России предстоят технические, социальные, экономические и иные перемены. В числе проблем, которые предстоит решить, отмечают: мобилизационное развертывание других войск, мобилизационную готовность, мобилизационную подготовку Вооруженных Сил и др. Однако, успешность запланированного во многом связана с укомплектованием армии, в количественном и качественном аспектах. В частности, со скоростью адаптации к новым условиям и профессиональной мобильностью военных специалистов;
- сложная структура Вооруженных Сил. В закрытой воинской среде при наличии иерархии, должностей и званий, субординации при межличностном взаимодействии офицеров, аттестационных кадровых процедурах военнослужащий, обладающий профессиональной мобильностью, имеет больше шансов на продвижение по карьерной лестнице. Огромную роль играет грамотное управление актуальными и потенциальными профессиональными возможностями личного состава. В армии командир работает с той командой подчиненных, которую ему определили. Максимальные положительные результаты возможны при четком представлении органом военного управления, кто из должностных лиц военной организации на что способен и как сделать так, чтобы высокий профессионализм и опыт человека были вовремя замечены и востребованы. В связи с чем одна из основных задач подготовки офицерских кадров -
обучение искусству управления людьми в самой сложной и динамичной боевой обстановке с возможно более полным учетом личностных характеристик;
- престижность профессии. Стремление военного специалиста найти должность с комфортными условиями службы, приносящую более высокий доход, объясняется материальностью человеческого существования. Государственная политика поддержки престижа военных специальностей способствует увеличению числа людей, стремящихся к развитию карьеры и видящих в армии возможности для нее. Стремление повысить свой социальный статус через профессиональный рост способствует активизации профессиональной мобильности военного специалиста;
- состояние финансово-материального обеспечения военнослужащих и армейской инфраструктуры. Согласно ежегодному мониторингу социально-экономического положения военнослужащих наблюдается некоторое повышение жизненного уровня семей кадровых военнослужащих. Изменения материального положения, возможно, придают уверенность в потенциальных возможностях армии для построения карьеры специалиста [5]. Удовлетворенность офицера имеющимися денежным содержанием, жилищно-бытовыми условиями, транспортными и иными коммуникациями оказывает влияние на готовность к профессиональным изменениям. Наличие развитого рынка доступного жилья, возможности улучшить имеющиеся жилищные условия, социальной инфраструктуры (медицинского обслуживания военнослужащих и членов их семей, образовательных организаций) способствует проявлению профессиональной мобильности;
- географическое расположение места прохождения службы. Удаленность от столицы и мест концентрированной дислокации
Вооруженных Сил может предоставлять меньше шансов для профессионального развития и, тем самым, снижать проявление профессиональной мобильности. У специалистов, проходящих службу в удаленных регионах, выше мотивация к переводу на должности в подразделения, расположенные в непосредственной близости к культурным и социально-экономическим центрам. Возможности для получения образования, устройства супруга на работу по своей специальности, детей в учебное заведение.
Таким образом, эффективность реализации профессиональной мобильности военного специалиста определяет благополучие самой личности, а также оказывает положительное воздействие на Вооруженные Силы страны. В зависимости от конкретной ситуации и личностных особенностей военного специалиста те или иные факторы становятся ведущими. В связи с чем, актуализируется задача педагога по их выявлению и учету.
Литература
1. Бережная И. Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста : монография / И. Ф. Бережная, Л. Н. Мотунова. - Воронеж: Науч. кн., 2010. - 311 с.
2. Морально-психологическое состояние офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (http://ens.mil.ru/science/sociological center/army in number s/more.htm?id=11900 541@cmsArticle) (08.02.2014)
3. Профессионально-возрастная структура офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации
(http://stat.ens.mil.ru/science/sociological center/army in nu mbers/ more.htm?id= 10370936@cmsArticle) (01.07.2013)
4. Пыханов Ю. В., Кулешов С. М. Актуальные проблемы управления профессиональной карьерой офицерских кадров / Ю. В. Пыханов // Армия и общество. - 2011. - № 4. - С. 118-121.
5. Российская армия: социальные проблемы и способы их решения (http://stat.ens.mil.ru/science/sociological_center/army_in_nu mbers/more.htm?id=11481135@cmsArticle) (01.07.2013)
ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
PROFESSIONAL MOBILITY AND MILITARY EXPERT FACTORS
OF ITS FORMATION
O.Ju. Akulov
The paper considers the quality of a person is an integrative military expert as professional mobility, which stands two components: social and personal . Given a meaningful analysis of this quality describes the factors influencing its formation
Key words: personal and social mobility professional military specialist , structural components of occupational mobility , internal and external factors of occupational mobility