УДК 37.057
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0058
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ
© 2019
Чупахина Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (443086, Россия, Самара, ул. Стара-Загора,76, e-mail: [email protected]) Кильдюшкин Владимир Михайлович, директор Образовательный центр «Южный город» (443085, Россия, посёлок Придорожный, микрорайон «Южный город», ул. Николаевский проспект, 50, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются требующие в настоящее время осмысления аспекты трактовки понятия социальной ответственности образовательной организации. В доступной базе научных источников представлены исследования социологов, политологов, экономистов в отношении коммерческих организаций. Исследовательские работы в области педагогики и управления образованием в широком доступе отсутствуют в силу традиционного примитивного понимания социальной ответственности школы как государственного социального института. Авторы статьи отмечают, что наряду с внешней и внутренней социальной ответственностью образовательной организации следует различать формальную и неформальную составляющие социальной ответственности. В статье выделена специфика социальной ответственности образовательной организации: интегративная и личностная ответственность работников образовательной организации перед государством и обществом в целом и отдельными участниками образовательной деятельности. Представлен авторский опыт развития социальной ответственности у подростков на основе волонтерства и педагогов на основе социальной программы.
Ключевые слова: социальная ответственность, социально ответственная организация, образовательная организация, составляющие социальной ответственности, формальная и неформальная социальная ответственность, специфика социальной ответственности.
SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION: CONTENT, STRUCTURE, FEATURES
© 2019
Chupakhina Irina Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of pedagogy Moscow City Pedagogical University, Samara branch (443086, Russia, Samara, St. Stara Zagora,76, e-mail: [email protected]) Kildyushkin Vladimir Mikhailovich, director GBOU SOSH «Educational center «Southern city» (443085, Russia, Pridorozhny settlement, microdistrict «Southern city», Nikolayevskyprospect st., 50, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the aspects of the interpretation of the concept of social responsibility of an educational organization that currently require understanding. The available database of scientific sources presents the research of sociologists, political scientists, economists in relation to commercial organizations. Research in the field of pedagogy and education management is not widely available due to the traditional primitive understanding of the social responsibility of the school as a state social institution. The authors note that along with the external and internal social responsibility of an educational organization, formal and informal components of social responsibility should be distinguished. The article highlights the specifics of social responsibility of educational organizations: integrative and personal responsibility of employees of educational organizations to the state and society as a whole and individual participants of educational activities. Author's experience of development of social responsibility at teenagers on the basis of volunteering and teachers on the basis of the social program is presented.
Keywords: social responsibility, socially responsible organization, educational organization, components of social responsibility, formal and informal social responsibility, specificity of social responsibility.
Тенденция социализации в развитии организаций различных видов собственности и областей деятельности стала сегодня всеобщей и очевидной. Важность повышения в России уровня социальной ответственности организаций неоднократно отмечали Президент страны В.В. Путин, члены Правительства РФ, лидеры бизнеса, представители гражданского общества, в котором постепенно складывается позитивное отношение к социально ответственным организациям. На уровне отдельно взятых организаций осознается необходимость реализации системной социально ответственной деятельности.
Образовательные организации как социальные институты, реализующие государственную политику в области образования, априори являются социально ответственными организациями. Вместе с тем наличие острых социальных, экономических и экологических проблем, проявляющихся на уровне конкретной образовательной организации и предполагающих разрешения здесь и сейчас, требует переосмысления общих подходов к пониманию содержания и границ социальной ответственности образовательной организации, природы этого явления. 254
Анализ доступной базы научных источников показал, что проблему социальной ответственности коммерческих организаций в различных аспектах рассматривают в диссертационных исследованиях социологи, политологи и экономисты: общие подходы к пониманию корпоративной социальной ответственности в современной России А.И.Яровой (2010) [1], О.П.Аникеева (2012) [2], К.А.Петухов (2012) [3]; реализация социальной ответственности в управлении Е.А.Чернова (2008) [4], В.А.Гуринов (2010) [5]; контроля и оценки корпоративной социальной ответственности А.П.Жойдик (2015) [6], Д.В.Борзаков (2016) [7]. Социальная ответственность образовательных организаций рассмотрена в Д.А.Луневым (2016) [8] как элемент социального менеджмента, В.М.Савиновым, С.И.Кондратьевой (2013) [9] с точки зрения оценки ответственности образовательной организации высшего образования. Исследовательские работы в области педагогики и управления образованием в широком доступе не представлены.
Проблема исследования заключается в необходимости определения совокупности ключевых понятий, базовых положений и подходов к пониманию сущности,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Чупахина Ирина Алексеевна, Кильдюшкин Владимир Михайлович СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
содержания, структуры, особенностей социальной ответственности образовательной организации.
Цель данной работы - конкретизация содержания, структуры, специфики социальной ответственности общеобразовательной организации.
Считается, что современное понятие «социальной ответственности» возникло на Всемирном саммите 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где была предложена программа саморегулирования социальной деятельности. Сформировалась и начала утверждаться точка зрения, что частные компании должны играть значимую роль в достижении «общественных целей», обусловленную их собственной инициативой.
Вместе с тем еще в начале XX века некоторая часть руководителей корпораций высказывала мысль о том, что все ресурсы бизнеса должны обеспечивать пользу для общества (клиентов, сотрудников, инвесторов, партнеров), так как от их отношения зависит успех и процветание корпорации. Подобная позиция являлась следствием понимания того факта, что тот, кто не соблюдает этические нормы проигрывает в перспективе [10].
В России существует три основных подхода к трактовке социальной ответственности: хозяйственная деятельность организации всегда имеет социальное значение; компания стремиться расширить минимальные рамки и осуществляет стратегический вклад в развитие внутренней и внешней среды своего бизнеса; в прагматическом для бизнеса понимании модно иметь репутацию социально ответственной компании.
Проведенное Ассоциацией российских менеджеров в начале нынешнего века исследование показало, что понятие «корпоративная социальная ответственность» включает в себя пять основных составляющих: ответственность перед государством и народом, ответственность перед работниками, ответственность перед партнерами, выпуск качественной продукции, социальные программы [11]. Следует подчеркнуть, что в отличие от юридической социальной ответственности предполагает добровольный отклик, включение государственного органа, хозяйствующего субъекта или физического лица в решение социальных проблем.
Исследователи определяют социальную ответственность как «добровольный вклад организации в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законодательством минимума [12].
Концепция корпоративной социальной ответственности охватывает как глобальные корпорации, так и фирмы и организации разных размеров и форм собственности во всем мире [13-17]. Принципы, темы и проблемы внедрения социально ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации разработаны в ряде руководств и стандартов, в частности, в международных стандартах IQNet SR 10 «Требования по социальной ответственности», ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности».
Социальная ответственность сегодня - значимая характеристика успешного позиционирования организаций, требование, предъявляемое обществом к организациям всех форм собственности в России и за рубежом. Практика реализации проектов по социальной ответственности активно реализуется в промышленности. Так, ежегодно, начиная с 2000 г., в стране проводится Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной ответственности».
Значение социальной ответственности в сфере образования подчеркивается практически во всех исследованиях, касающихся вопросов позиционирования образовательных организаций. Авторы отмечают, что социальная ответственность образовательной организации - неотъемлемая часть ее стратегии и долговремен-
нои политики, проявляется в воздействии ее решении и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое, с одной стороны, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения, а с другой стороны, учитывает ожидания заинтересованных сторон, способствует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества [8].
Принимая в целом данное утверждение, хотелось бы более подробно остановиться на понимании сущности и структуры понятия «социальная ответственность образовательной организации», имея в виду в первую очередь общеобразовательную организацию. Представляется возможным выделить две составляющие социальной ответственности общеобразовательной организации: формальную институциональную (базовый и корпоративный уровень) и неформальную морально-этическую (высший уровень).
Институциональная социальная ответственность образовательной организации обусловлена ее статусом социального института, входящего в государственный социальный институт образования, обеспечивающий передачу культурных ценностей, социализацию, создание равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности граждан. С этой точки зрения общеобразовательная организация ответственна в первую очередь перед государством за реализацию государственной политики в области образования, выполнение государственных стандартов и программ, соблюдение правовых норм финансовой и хозяйственной деятельности, создание для работников условий эффективной трудовой деятельности, повышения квалификации в рамках государственных гарантий, т.е. ответственность перед обществом за результаты и качество своей профессиональной деятельности.
Неформальная социальная ответственность подразумевает добровольный отклик организации, желание и конструктивное воздействие с целью решения социальных проблем, т.е. действие в соответствии с общественными морально-этическими нормами. Однако действия в соответствии с морально-этическими нормами присущи людям, а не организациям, не регламентируются правилами, требованиями действующего законодательства и указаниями органов управления образованием.
Высший уровень ответственности по отношению к внешней среде определяется превентивными действиями по предотвращению негативных социальных процессов в ближайшем социуме, благотворительной деятельностью организации в социуме в целом, взаимодействием с местной властью с целью преодоления кризисных ситуаций. Для общеобразовательной организации наряду с целенаправленной работой по профилактике правонарушений, волонтерской деятельностью по отношению к престарелым гражданам и детям, оставшимся без попечения родителей, значима работа по поддержанию социальных традиций: празднования знаменательных государственных дат, народных праздников, местных социальных активностей.
Внутренняя социальная ответственность общеобразовательной организации имеет свою специфику в сравнении с традиционной трактовкой: обеспечение безопасности труда, поддержание социально значимого уровня заработной платы, развитие персонала через программы переподготовки и повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях. Реализация указанных функций сверх норматива в отношении персонала организации возможна за счет достаточно ограниченных внебюджетных средств. Вместе с тем внутренняя социальная ответственность образовательной организации - это ответственность в первую очередь перед заинтересованными сторонами, основными участниками образовательной деятельности: обучающимися, родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками. Социальная активность
организации на высшем уровне социальной ответственности обусловлена в первую очередь позицией руководства, корпоративными ценностями.
Классический менеджмент определяет организацию как «группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей» (определение Честера Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов). Исходя из данного определения, можно утверждать, что социально ответственная организация - это не только организация как юридическое лицо, но и группа людей, действующая на основе принципа социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях. Правильнее говорить о социально ответственной организации как об общности формальных и неформальных групп людей, действующих социально ответственно.
В контексте роли участников образовательной деятельности в социальной ответственности образовательной организации возникает необходимость рассмотрения социальной ответственности руководства организации, социальной ответственности каждого из работников, социальной ответственности родителей и самих обучающихся и взаимосвязи социальной ответственности самой организации и социальной ответственности формальных и неформальных групп и отдельных членов образовательной организации.
Социальная ответственность образовательной организации не является простой суммой социальных ответственностей формальных и неформальных групп и отдельных членов образовательной организации. Представляется, что у каждой из групп, если переходить на язык математики, есть свой «вес», некий коэффициент, определяющий ее вклад. Данное предположение нуждается в дальнейшем теоретическом и опытном обосновании.
Вместе с тем практический опыт работы позволяет утверждать, что социальная ответственность организаций, групп и отдельных людей может развиваться. В первую очередь речь идет о классическом понимании развития как позитивного приращения. В данном случае приращения социальной ответственности самой образовательной организации и ее персонала.
Ведущая роль в этом процессе принадлежит руководству организации, осознанию им того, что организация существует не в вакууме, а является частью местного, регионального, отраслевого сообщества. Сопричастность зачастую трактуется в управленческой литературе как социальная ответственность. Социальная ответственность руководителя реализуется в постановке целей, выборе приоритетных направлений деятельности, методов и средств реализации решений.
Социальная ответственность отдельно взятого работника определяется многосторонним характером деятельности человека и складывается из отдельных видов ответственности: за результаты своей деятельности, сохранность оборудования, своевременность выполнения поручений и т. д. Для педагогического работника образовательной организации можно говорить о профессиональной и личной социальной ответственности, профессиональная социальная ответственность в свою очередь подразделяется на формальную, обусловленную формальным выполнением трудовых функций (проведение уроков, классных часов, экскурсий и т.д.) и неформальную. Неформальная социальная ответственность педагога обуславливает наличие и реализацию педагогической позиции выявления и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проявившим особые способности и просто нуждающимся в поддержке, личное включение и неформальное участие в социальных программах организации.
Именно такие педагоги возглавляют работу по формированию социальной ответственности у обучающихся в жизнедеятельности школы [18, 19]. Знакомство с понятием социальной ответственности на уроках обще-256
ствознания, предоставление возможности получения социальных практик и особенно участие в добровольческой деятельности являются ведущими средствами формирования социальной ответственности у старшеклассников [20].
Авторский опыт работы с подростками в течение ряда лет показывает, что целенаправленная деятельность по формированию социальной ответственности посредством волонтёрской деятельности влияет на ценностные установки школьников. С 2012 по 2014 год на базе МБОУ «Школа № 121» г.о. Самара была организована системная работа педагогического коллектива по вовлечению школьников-подростков в волонтёрскую деятельность, включающую в себя взаимодействие с Детским домом, ветеранами микрорайона, организацию экологических акций и т.д. Сравнительный анализ результатов диагностики структуры ценностных ориентаций личности (методика С.С. Бубнова) позволяет сделать вывод о том, что у значительной части школьников прослеживается положительная динамика в формировании ценностного отношения к волонтёрской деятельности, ведущими мотивами деятельности становятся помощь и милосердие к другим людям, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе: показатель «помощь и милосердие к другим людям» возрос с 36% до 67%, «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе с 16% до 64%, «приятное времяпрепровождение, отдых» уменьшился с 52% до 18%.
Ключевым условием социализации школьников является готовность педагогов осуществлять целенаправленную деятельность по формированию социальной ответственности обучающихся. Готовность педагогов имеет корпоративный характер, формируется на уровне образовательной организации, во многом определяя социальную ответственность самой организации. Кроме того, особую роль при осуществлении социально значимой деятельности школьников и тем более при достижении результатов воспитательной работы играет налаженное конструктивное взаимодействие семьи и школы. Непосредственное участие педагогов и родителей в социализации школьников с одной стороны повышает качество социализации школьников, с другой - позволяет формировать социальную ответственность у самих педагогов и родителей.
Приобретенный практический опыт формирования социальной ответственности подростков явился одним из оснований для разработки программы формирования корпоративной социальной ответственности образовательной организации в момент открытия новой школы - ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» Волжского района Самарской области. Школа-новостройка в пригороде города-миллионника собрала педагогический коллектив из разных образовательных организаций с разным опытом работы и различными ценностными ориентациями. Численность обучающихся, составляющая в первый год работы более 1500 детей, в 2018-19 уч. году возросла более чем на 1000. Микрорайон строится, растет число жителей и количество детей дошкольного и школьного возраста.
Школа - это социальное учреждение, в деятельность которого так или иначе вовлечено практически все население микрорайона. Данное обстоятельство, как и удаленность от социальных и культурных институтов большого города, накладывает особую ответственность за социальное благополучие маленьких жителей. «Образовательный центр «Южный город» позиционирует себя как социально ответственная организация, социокультурный центр, объединяющий детей, их родителей и педагогов на основе социальной программы, включающей пять направлений деятельности: корпоративное обучение педагогов - система семинаров, мастер-классов, курсов направленная на формирование единого понятийного поля, создание условий для совместной деятельности педагогов; создание системы совместной дея-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Чупахина Ирина Алексеевна, Кильдюшкин Владимир Михайлович СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
тельности педагогов, учащихся и родителей - цикличная и системная организация социально значимых мероприятий; организация и проведение мероприятий социальной значимости с приглашением внешних экспертов, гостей, партнёров; создание системы социального партнёрства - системное взаимодействие с государственными и частными организациями, как коммерческими, так и не коммерческими; формирование социального капитала организации: профессиональных взаимодействий образовательной организации и складывающихся в результате такого взаимодействия формальных, профессиональных и неформальных связей.
В 2018 году было проведено исследование социального капитала организации, состоявшее из двух частей. В первой части был проведён социологический опрос, направленный на выяснение основных представлений о школе и смысловых установках её педагогов. Во второй части исследования формировались данные по сетевому анализу профессиональных связей в организации. Первая часть исследования показала: высокий уровень доверия педагогов друг к другу и образовательной организации - 85,6%, уровень удовлетворения на работе - 86%. Вторая часть исследования продемонстрировала: высокий уровень потенциальных профессиональных связей в организации - 92%, но недостаточный - актуальных, что во многом объясняется коротким периодом совместной работы педагогического коллектива, становлением школы как социально ответственной организации.
Рассмотрение теоретических аспектов и практики решения проблемы социальной ответственности общеобразовательной организации позволяет сделать следующие выводы:
Проблема социальной ответственности образовательной организации представлена в педагогической науке и практике фрагментарно. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена традиционным обобщенным пониманием образовательной организации как социального института, т.е. формально социально ответственной организации.
Образовательная организация как социально ответственная организация объединяет две составляющие социальной ответственности: внешнюю и внутреннюю, реализуемые на двух уровнях - формальном институциональном (базовый и корпоративный уровень) и неформальном морально-этическом (высший уровень).
Социально ответственная образовательная организация - это не только организация как юридическое лицо, но и группа людей, действующая на основе принципа социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях. Социально ответственная образовательная организация - это общность формальных и неформальных групп людей, действующих социально ответственно: руководства, педагогического коллектива, отдельных работников, педагогов, детских объединений, обучающихся и их родителей.
Специфика социальной ответственности образовательной организации в ее интегральной, групповой, индивидуальной ответственности не только перед обществом в целом, но и перед отдельными людьми, участниками образовательной деятельности.
Социальная ответственность образовательной организации не является простой суммой социальных ответственностей формальных и неформальных групп и отдельных членов образовательной организации. Ведущую роль в развитии социально ответственной образовательной организации играет руководитель, организующий формирование социального капитала организации: профессиональных взаимодействий и связей, обеспечивающих развитие социальной ответственности самих педагогов, обучающихся и их родителей.
Продолжение исследования проблемы социально ответственной образовательной организации предпо-
лагает уточнение методологических и методических оснований, конкретизацию технологических процедур разработки модели жизнедеятельности социально ответственной образовательной организации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Яровой А.И. Корпоративная социальная ответственность в современной России: опыт и перспективы развития. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук — Москва, 2010.
2. Аникеева О.П. Социальная ответственность организации: функции, оценка и эффективность. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук - Тюмень, 2012.
3. Петухов К.А. Политика корпоративной социальной ответственности в управлении организацией. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук - Пермь, 2012.
4. Чернова Е.А. Социальная ответственность и особенности ее реализации в управлении современными российскими организациями. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук — Москва, 2008.
5. Гуринов В.А. Реализация социальной ответственности в управлении организациями крупного бизнеса в современной России. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук - Москва, 2010.
6. Жойдик А.П. Развитие методов оценки социальной ответственности российских компаний. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Москва,
2015.
7. Борзаков Д.В. Контроль и оценка корпоративной социальной ответственности в управлении организацией. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук -Воронеж, 2016.
8. Лунев ДА. Социальная ответственность как элемент социального менеджмента современной организации.// Каспийский регион: политика,,экономика, культура. 2016. №4 (49). С. 155-158
9. Саввинов В.М., Кондратьева С.И. Социальная ответственность образовательной организации: проблемы оценки.//Управление образованием: теория и практика.- №4 (35), 2013. С. 35-52.
10. Мескон М. Х. и др. Основы менеджмента. — М. : Дело, 1992. -142 с.
11. Корпоративная этика и ценностный менеджмент: сборник статей по материалам международной конференции «Корпоративная этика и ценностный менеджмент», 20-21 ноября 2002 г. / сост. К.Н. Костюк, Е. Лерман. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 231 с. - ISBN 978-5-4458-9552-7; То же [Электронныйресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238352.
12. Н.Н.Богдан, Т.В.Климва, В.Ю.Мамаева Концепция социальной ответственности современных организаций.// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. №2. С.130-138.
13. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов, Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. - 272 с.
14. Игнатенко Н.Н. Социальная ответственность как фактор увеличения эффективности и конкурентоспособности пищевых предприятий //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 121-123.
15. Майорова А.Н. Средства раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 175-178.
16. Майорова Е.А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 45-48.
17. Игнатенко Н.Н. Этапы и содержание корпоративной социальной ответственности бизнеса на уровне пищевых предприятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 168-171.
18. Лаврентьева О.А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы.-Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Новосибирск,
2016.
19. Семенов А.А., Ермохина А.Р., Яицкий А.С. Модель методики формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 305-311.
20. Зайнулабидов Б.М. Модель формирования социальной ответственности у старшеклассников в добровольческой деятельности// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Махачкала, 2016.
Статья поступила в редакцию 15.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019