Акулич Мария Михайловна,
доктор социологических наук, профессор, г Тобольск, руководитель филиала ГОУ ВПО Тюменского государственного университета; Акулич Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, г Тобольск, директор Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника; Голенкова Зинаида Тихоновна, доктор философских наук, профессор, г Москва, заместитель директора Института социологии Российской академии наук; Гербер Людмила Павловна, кандидат философских наук, г Тюмень, доцент кафедры социологии и социального управления Тюменского госуниверситета
СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ: (ВЗГЛЯДЫ И ВОЗЗРЕНИЯ Ю. КРИЖАНИЧА)
в ванным человеком своего времени. Образование он получил в Риме, стал доктором философии, написал труды по истории, философии, юриспруденции. Но мы в данной своей работе ставим целью показать и доказать, что социология в России начинается именно с Ю. Крижанича (в России его еще называли Сербениным) и еще то, что социология в России зародилась в г. Тобольске, благодаря ссылке Ю. Крижанича.
В 1659 г. Ю. Крижанич приехал в Москву, а уже 8 января 1661 г ему был объявлен царский указ о высылке в Сибирь. В Тобольске Ю. Крижанич прожил 15 лет и написал основные свои работы. Взгляды и воззрения Ю. Крижанича нашли отражение в следующих работах, написанных в этот период: «Толкование исторических пророчеств», «Духовное завещание», «Сказание о Сибири», «О китайском торге».
Главный труд опубликован под названием «По-
литика», хотя автор его называл «Политика», «Политичны думы», «Размышления о народе», «Разговоры о владательству». Эта работа Ю. Крижанича выходит далеко за рамки политической проблемы и по сути представляет собой «Социологию». Свои социально-политические взгляды Крижанич изложил, прежде всего, в «Политике» (1663-1667), представляющей собой уникальный для всей древнерусской истории общественно-политической мысли трактат.
Начинает «Политику» Ю. Крижанич с беседы о правлении, где определяет основные принципы правления. Ю. Крижанич исходит из того, что правители должны знать:
1. «каково мнение других народов об этом славянском царстве. Что ... о нем пишут, что хвалят и чего не хвалят и как нам понимать их обвинения и им отвечать.»;
2. «как соседние народы обычно обманывают это преславное государство. как оберегаться от их непрестанных обманов и хитростей, посред-
63
ством коих они завладевают всеми плодами этой земли и достоянием всего народа»;
3. заботиться об «обогащении государственной казны и благоденствии народа» через развитие торговли, ремесла и земледелия;
4. заботиться о могуществе государства «об укреплении царства, об умножении сил и обо всяких ратных промыслах»;
5. заботиться «о соблюдении чести и достоинства» и о законопорядке, «о законах и обычаях...как хорошие порядки беречь, а дурные искоренять»1.
Изложенные Крижаничем принципы правления отражают внутренние и внешние аспекты правления, направлены на реализацию нравственных основ государства, его развитие и благоденствие народа.
К XVI в. в России появились зачатки освобождения политической мысли от религии - это работы Ф.И. Карпова, И.С. Пересветова, А.М. Курбского. В XVII в. это наиболее отчетливо проявилось в «Политике» Юрия Крижанича, четко разграничившего «божественный» и «природный» законы. В «Политике» Крижа-нич рационально обосновал свои идеи, опираясь на Аристотеля, Цицерона и других мыслителей.
Крижанич выступал за самодержавие, разделяя вслед за Аристотелем формы правления на правильные и неправильные. К правильным он отнес совершенное самовладство - неограниченную монархию с мудрым царем на троне; боярское правление; общевладство, то есть республику. Мыслитель считал, что наиболее совершенной является первая форма правления, поскольку она позволяет обеспечить покой в стране, согласие в народе, справедливость и общее благо. Соответственно к неправильным формам он относил тиранию, олигархию и анархию. Гарантией против тирании, по Крижаничу, должны быть хорошие законы и контроль за их исполнением.
Крижанич - сторонник сильного государства. Будучи ученым, он не просто размышлял о сильном государстве, а стремился классифицировать и определять государственные «твердыни». «Твердыни королевств бывают двоякими: обычными и основными. Обычные или простые твердыни: остроги, реки, оружие и иное. Самые главные твердыни:
1.Королевское благочестие. Чтобы король своими законами и из-за [мер по сбору] своей казны не давал народу примера и побуждения к духовному беззаконию и к умножению грехов, как случается в некоторых местах.
2.Хорошее правление. Чтобы местные подданные были довольны своим положением и чтобы чужие [люди] желали быть под такой властью.
3.Согласие в народе. Чтобы соблюдалось единство королевства и ни за что не допускалось разделение его.
4.Оберегание от чужебесия. Чтобы король и
весь народ не верили чужестранцам.
5. Быть в союзе с каким-либо народом, если это будет полезным. Ведь все результаты мудрого королевского правления помогают и умножению сил. Ибо, действительно, лучше иметь верного и доброхотного соседа, нежели [стать с ним] одной державой, ибо [такое соседство] делает для нас безопасной одну из сторон королевства...»2.
В разделе «О политической мудрости» Крижанич писал: «Из самых мирских наук самая благородная и всем госпожа - это политика или королевская мудрость. И из всех [наук] она наиболее пристойна королям и их советникам. Сила - у воинов, богатство - у торговцев, а государственная мудрость пребывает более всего у короля и у его советников»3.
Крижанич резко выступал против тирании, неправедного богатства и алчных способов пополнения государственной казны. «... льстецы поворачивают все наоборот, и говорят королю льстивые слова, и стараются его убедить. Говорят, что достоинство короля состоит в огромном богатстве и в безмерной казне. Говорят, слышь, что король будет чтим, если будет несметно богат и если будет иметь неисчислимую казну, алчно, мерзко и беспощадно собранную. Говорят, что [будет] он силен, ибо на жадно награбленные деньги сможет нанять много воинов. Говорят, что он будет мудр и высоко ценим другими королями, если не пренебрежет никакими алчными и жестокими способами собирания казны.
Но ведь те, кои твердят это, безмерно ошибаются и обманывают [других]. Ибо казна, добытая силой и жестокостью, означает не богатство, а бедность, потому что она является неизбежной причиной грядущих бед. Ведь такое королевство вовеки не может быть крепким, ибо ни одно сословие недовольно своим жребием, и все жаждут перемен.
Сила, заключающаяся в этой награбленной казне, совершенно ненадежна. Ибо, если у того, кто все свои надежды возлагает на деньги, однажды не окажется денег, у него уже не будет никакого способа вернуть себе силу. И подданные оставят его, впавшего в бедность. Поэтому в чрезмерных заботах о казне нет никакой ни мудрости, ни чести, а лишь крайнее невежество и позор. Ибо во все времена и у всех народов те правители, которые жадно и жестоко собирали казну и гонялись за мерзкими, недостойными доходами, были всем ненавистны и не снискали у потомства ни славы, ни чести, а лишь ругательные прозвище тиранов.»4.
Крижанич доказывал, что не богатство запрещено королю, а запрещено ему, прежде всего, быть жадным, жестоким и несправедливым при сборе казны.
Во-вторых, чтобы не собирал [ее] до бесконечности, а остановился, достигнув положенной меры, и чтобы не стяжал таких богатств, которые лежали бы недвижно и не приносили никакой пользы. Но
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука, 1965. С. 371-372.
2 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука, 1965. С. 424-426.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука, 1965. С. 461.
4 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука, 1965. С. 565.
_64
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2005 • №3(9)
собрать надо [лишь] столько, сколько нужно для благочестивых дел, для поддержания королевского достоинства и для прочих государственных надобностей...
В-третьих, чтобы король возлагал свои надежды на бога, а не на казну
Не надо также королю полагаться ни на мудрость, ни на силу, а лишь на господа.»1.
Крижанич, наблюдая российскую действительность, обращает внимание на развитие пьянства. Он стремится не только оценить это с позиций нравственности, но и определить истоки, причины пьянства. На вопрос Бориса: «Как могут быть кабаки причиной пьянства?» Крижанич словами Хервоя отвечает: «Послушай как. Во-первых, потому что из-за этой монополии люди не смеют варить себе питье без разрешения приказных, а там им предписывается, чтобы они выпили питье за три или за четыре дня после приготовления и дольше [его] в доме не держали. Поэтому, чтобы скорее выпить то, что сварено, люди пьют через силу и опиваются...-Так король бывает причиной, и участником, и истинным побудителем народного греха. Во-вторых, потому что людям низшего сословия не по силам готовить себе дома пиво или вино. И нигде нет корчем, где можно было бы иногда выпить, кроме царских корчем. Поэтому, говорю, бедные люди почти всегда бывают лишены питей, и вследствие того они становятся безмерно жадными до вина, бесстыдными и совершенно бешенными, так что какую бы им ни дать посудину вина, они считают божьей и царской заповедью выпить ее единым духом. Если же они соберут немного деньжонок и придут в кабацкий ад, то окончательно взбесятся, так что пропивают все свое домашнее добро и платье с плеч. В-третьих, потому что нельзя варить питья, не получив разрешения. А разрешение не дается, если просят, не указав какой-либо причины или нужды. Поэтому люди стараются выдумать разные причины, чтобы получить разрешение сварить питье. Отсюда вошли в обыкновение пиры, и был введен бешеный обычай, кроме светлого воскресения и иных ежегодных великих праздников, пировать и гулять да пьянствовать по неделе и по две на праздник святого Николы. Отсюда же пошли пиры в заговенье, отсюда же - именины, дни рождения и крестины, отсюда же -поминки, столь частые, что ими больше губят души, нежели спасают [их]. Ибо пьянством и новыми прегрешениями не искупить старых грехов. Наконец, отсюда же пошли и дворцовые пиры, которые великие государи устраивают для иностранных послов или для своих местных властителей и дворян.
Я думаю, что среди причин, из-за которых бог наказывает сие царство, несомненно есть и эта, и, может
быть, она - не из последних, ибо видна всему свету.
Крижанич, анализируя причины пьянства, отмечал: «... эти поводы, которые сперва были придуманы произвольно, в конце концов незаметно вошли в обычай и стали необходимостью, вроде бы непреложным законом, так что тот, кто не стал бы справлять этих именин, крестин, рождений, Нико-лина дня, поминок и заговенья, лишился бы уважения и сочли бы его грешным. Поэтому многим приходится устраивать пиры, вовсе не желая [этого], ради общего обычая и своего достоинства»2.
Крижанич задается вопросом: подобает ли королю быть славолюбивым? И отвечает на него: «Он и должен быть таким, но не высокомерным. Таким он будет, если все свои деяния и свою славу посвятит богу и пойдет по лестнице благонравия к истинной, а не к суетной славе.
Итак, как мы уж сказали, король должен рассмотреть законы разных стран и взять с них пример. Обо всем хорошем, что заведено где-либо на свете, король должен сказать и, если это нам полезно и пригодно, навечно узаконить это в своем королевстве»3.
Крижанич рассматривал похвальные королевские деяния, королевские обязанности и долг. Крижанич считал, что «долг короля [обеспечить] благочестие, справедливость, покой и изобилие или веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого бог и поставил его королем. Ради этого и по этим причинам король должен созывать соборы, издавать законы, строить новые и укреплять старые города, вести праведные войны, исправлять язык, изыскивать и распространять в королевстве промыслы и всякие полезные для общего блага вещи»4.
Крижанич является защитником самодержавия. Превосходство этого образа правления для него выказывается из того, что самодержавный государь может удобнее исправлять пороки и дурные обычаи, вкравшиеся в его государство: «Государь созовет всех нас, и все мы «ядрено» будем помогать ему, всякий по своей силе, как устроить и обособить то, что полезно и добро для общества и всего народа»5.
Крижанич рисовал такую картину жизни на Руси: «людям высшего класса присваиваются разные почетные знаки, например, гербы, высокие шапки, перья и т.п. Весь остальной народ должен был платить поборы, но не иначе как в случае нужды государственной. Без нужды царь обязывался не брать никаких поборов. Не должно быть никаких кабаков и никаких монополий и пошлин. Города присылают своих послов на сейм, и, по их желанию, устанавливается у них порядок и власти, как высшие, так и меньшие. У городов свои судьи, но выс-
1 Там же. С. 565,566.
2 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л.
4 Там же.
5 Костомаров Н.И.
Гольдберг. М.: Гольдберг. М.:
Наука, Наука,
1965. С. 588, 589. 1965. С. 652, 653.
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 4 т. Т. 3. / Примеч., алфавит. Указ. С.Ошевского.
М.: ТЕРРА, 1997. С. 152.
65
шие судьи из боярского рода. Иноземцам запрещается торговать внутри государства. Ненависть к иноземцам простирается до того, что законом не дозволяется никому путешествовать за границей и принимать иностранцев на службу, кроме славян, которым во всем даются равные права с русскими. Относительно просвещения предлагаются странное правило: только дети высших классов и то не все, а самые богатые, могут учиться греческому и латинскому языкам, истории, философии и политике, а люди низшие и убогие должны заниматься полезными науками, так называемыми «трудовыми», математикою астрономиею, медициною»1.
Несомненным достоинством «Политики» является то, что в ней Крижанич составляет реестр форм государства, перечисляя: «самовладство» (монархия), «посадское владение» или «общевлад-ство» (похоже на демократию), «боярское владение» (олигархия), «людодерство» (тирания), «гино-кархию» (власть женщин) и «ксеноархию» (чужая, иноземная власть). Русское государство является «самовладским», монархическим, то есть той формой, которую, единственную из всех перечисленных, он считает благополучной. Другие приводимые примеры негативны.
Крижанич исходил из того, что «благие законы, спасательные для всего народа, ибо у некоторых народов нет ученого мужа, который мог бы ввести благие законы. Но в других странах нет недостатка в ученых людях, но остальной народ из-за своей личной корысти не дает установить новые, хотя бы и лучшие, законы.
Крижанич призывал русского царя учесть и использовать опыт других государств. Он писал: «Можешь и ты, достойный царь, закрепить это королевство за своими потомками на много сот лет (если мир еще столько простоит) и сделать его нерушимым и непоколебимым, чтобы оно пребывало в согласии, без всяких великих междоусобных смут. А для этого полезно рассмотреть основные законы этих долговечных городов и славянских королевств и взять из них не все, а лишь немногие законы, кои светятся меж иными, словно драгоценные камни на платьях. Например:
1. Закон Солона: никто не смеет жить в праздности, и каждый человек должен ежегодно сообщать властям, чем он добывает свой хлеб.
2. Ликург ввел гостогонство, как об этом выше [сказано].
3. Афинянин Фрасибул придумал амнистию -весьма похвальный способ устранять беспорядки.
4. Французский закон: женщины не вправе претендовать на престол.
5. Венецианский закон: не делить вотчин между братьями.
6. Венецианский обычай избирать князя.
7. Чешский и наш русский закон: закрытие рубежей.
8. Наш же закон: ссылка с предоставлением государева жалования, с правом службы для опальных людей и так далее»2.
Крижаничу не нравится расширение русских пределов на север и на восток. Он не разделяет мнения тех, которые советуют идти все далее и далее на восток Сибири и закладывать новые остроги. По его мнению, надобно ограничиться частью Сибири, а с дальнейшими народами заключить мир. Крижанич стремится обратить внимание русского государя на ближние побережья России, которые были бы выгодны для величия и расширения пределов русского царства. «Лучше обратиться к Черному морю: «Берега его и пристани будут более выгодны и потребны, чем берега Варяжского моря. Крымские татары много веков обижают окрестные народы. Пора уничтожить их наглость и разбои. Русскому государству надлежит прожить в мире со всеми северными, восточными и западными народами, а воевать с одними татарами»3.
Таким образом, мы рассмотрели основные идеи Крижанича, относящиеся к политике. Отметим, что не со всем можно согласиться, в частности, в отношениях между народами. Но Крижанич выдвинул и обосновал такие базисные социально-политические представления, которые могут использовать современные политики, действуя в интересах государства и народа.
Особое внимание Крижанич уделил проблеме безопасности и осмыслению значения силы для ее сохранения. Заботой проникнуты размышления Кри-жанича о воинах. «Воины будут хороши, ежели будут хорошо обеспечены едой, одеждой и оружием, храбры, обучены и если держат [их] в страхе. Прежде всего воинам надо заботиться о подкреплении тела, то есть о пище, одежде и оружии, а затем о подкреплении ума, то есть об учении, повиновении и храбрости.
О еде или военных запасах в этом царстве заботятся лучше, чем где-либо на свете, насколько я знаю.
Не менее, а еще более того надо позаботиться, чтобы воины были хорошо обеспечены одеждой. Ведь мало воинов погибает от голода, а много - от мороза»4.
Крижанич дал свое понимание того, чему должен учиться воин, какими качествами он должен обладать. «Учение воинское состоит в том, чтобы воин научился хорошо стрелять из лука и из пищали и сохранять строй под знаменем. Надо, чтобы воины хорошо владели не только пищалью, но и луком, ибо меткость и быстрота, и стрельба из лука очень по-
1 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 4 т. Т. 3. / Примеч., алфавит. Указ. С. Ошевского. М.: ТЕРРА, 1997. С. 157, 158.
2 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 650, 651.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 159, 160.
4 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 434, 435.
лезны, а в некоторых местах и вовсе необходимы.
Храбрость - это воодушевление, дерзость и некая самоуверенность, благодаря которой воин считает себя сильнее неприятеля и поэтому смело идет в бой. Некоторые люди весьма заблуждаются и ложно судят о том, почему возникает храбрость. Ибо они считают, что [подобно тому], как орлу от природы дано летать и ходить на двух ногах, а волу -только лишь ходить на четырех ногах, и никоим образом не может случиться, чтобы вол летал или ходил на двух ногах, так же точно, по их мнению, и некоторым народам от природы дана храбрость, а иные народы никоим образом и способом не могут сравняться с ними и приобрести такие же воинские доблести. Однако те, кто так думает, сильно ошибается. Ведь вся храбрость и все воинские доблести не даны от природы, а зависят от старания, от умения, от длительного обучения, а больше всего от хорошего правления.
И наши люди вполне могут сравняться храбростью и воинской доблестью со всяким народом»1.
Автор делает вывод: «Следовательно, храбрость не дается народам от рождения. А возрастает благодаря заботам и хорошему правлению.
А происходит это следующим образом и способом:
1. Когда воины имеют хорошее оружие.
2. Когда они будут хорошо обучены и искусны в воинских делах.
3. Когда музыка будет красивой, звучной, веселой и диводумной.
4. Когда воеводы будут хороши и умны и [будут] местными, не иностранцами.
5. Когда названия всех военных вещей будут родными, а не иноязычными.
6. Когда и у самих воинов имена будут пристойными, а не смешными и не иноязычными».
7. Когда волосы и бороды воинов будут пристойно подстрижены.
8. Когда [они] будут иметь пристойную одежду.
9. Когда отрядам будут даны какие-нибудь особые имена и названия.
10. Когда воины будут уверены, что им заплатят за их труды.
11. Когда будут уверены, что им окажут почет.
12. Когда воинам будет дозволено распоряжаться полученным жалованием и [пользоваться] почетом.
Прежде всего, и паче всего для [возбуждения] храбрости нужно благое правление. Если этого не будет, остальные способы окажутся напрасными, и воины вовеки не станут ловкими, а всегда [будут] малодушными и отчаявшимися»2.
Крижанич дал свое видение качеств, необходимых воеводе:
«во-первых, воевать за справедливое дело; во-вторых, щадить невинных людей; в-третьих, защищать церкви и девушек; в-четвертых, щадить кровь
своих воинов; в-пятых, не радоваться и не хвастаться при поражении неприятеля; в-шестых, думать, что всякая победа идет от бога...
А мы еще и так думаем о качествах хорошего бана, то есть о том, каким должен быть хороший воевода:
1. Всем, что требуется от хорошего воина, должен обладать и хороший воевода. То есть должен быть верным, храбрым и искусным в военных делах.
2. Должен быть бдительным, быстрым, ревностным, заботливым, всегда заниматься делом, никогда не быть праздным, щадить время.
3. Должен быть твердым, упорным и суровым в поддержании страха и порядка.
4. Должен быть справедливым судьей, не алчным, нелицеприятным и не берущим подарки, и в этом обязан особо присягнуть.
5. Должен быть щедрым и человечным, ибо если кому-либо на свете и нужна щедрость и человечность, то прежде всего бану.
6. Должен быть бан осмотрительным в бою и не бить тревоги из-за напрасных слухов.
7. Должен быть родовитым или иметь какие-либо иные особенно высокие достоинства.
8. Должен быть уроженцем данной страны, не чужестранцем, не сыном и не внуком чужестранца.
9. Бан должен быть искусным, должен уметь построить и воодушевить войско перед боем, ставить остроги, разбить лагерь и т.п.
10. Полезно бану знать о древних событиях, ибо благодаря этому он может научиться многим полезным вещам и приспособить [их] для своих целей.
11. А особенно необходимо, чтобы бан имел чертеж и описание той земли, где он воюет, и чтобы он хорошо знал и помнил давние дела и нынешнее состояние своей страны и народа»3.
Крижанич размышлял, проводя исторический анализ, о значении «трофеев, запечатления в письменном виде подвигов своих воинов», на которых можно воспитывать будущих защитников Отечества. Большое внимание Крижанич уделил осмыслению различных воинских традиций и обрядов в разных странах, прославляющих воинов и возможности их применения в России.
«Так, некоторые короли и князья раздают своим дворянам почетные прозвища и называют их кавалерами, то есть всадниками такими-то и такими-то. Среди этих прозвищ наиболее почетно имя кавалера золотого руна: так именуются только короли и князья, а дает это суетное имя испанский король. И дается им знак: золотая цепь и на ней золотое руно, чеканное из золота. Иные из них именуются мальтийскими рыцарями и крестоносцами и в знак [этого] носят белый крест, нашитый на серый плащ. Но они не могут быть женаты, а все -холостые. Иные - кавалеры золотых шпор. В знак этого князь дарует золотые шпоры, и они именуют-
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 435, 436.
2 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 436, 437.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 438, 439.
67
ся золотыми кавалерами. Но все эти и многие иные такие же кавалерские выдумки суетны и бесполезны. У римлян не было определенного обряда для прославления воинов, а делали по-разному в каждом случае. Победителям, заслуженным или отличившимся воинам давали перстни, пояса, ожерелья, различные венки, запястья, медали, плащи, оружие, землю, прозвища и тому подобное. Здесь в России [дают в награду] поместья, должности, серебряные чаши. Украшения из перьев, приделанных к шишкам и к воинским шапками, известны с незапамятных времен и применялись уже в Троянской войне. Немцы носят страусовые перья, белые и раскрашенные в разные цвета, и вольно носить перья всякому, кто захочет. Хорваты и венгры носят журавлиные перья, также кто захочет. А у турок не положено носить перья никому, кроме самых могучих и уважаемых людей и тех, кто совершил какие-либо геройские подвиги. По Крижаничу, военным людям лучше и пристойнее [носить] журавлиные, нежели страусовые перья. Следовало бы даже приказать, чтобы не было дозволено носить перья никому, кроме тех, кто получит их от бана или от самого царя. Можно было бы также окрашивать перья в разные цвета, чтобы этот носил белое [перо], тот - красное, тот - синее, тот - зеленое; один - одно, другой - два, третий - три [пера], чтобы войсковой бан носил три белых пера, воевода - два, сотник -одно. Те воины, которые совершили геройские подвиги, носили бы одно или два красных [пера] или красное и белым и так далее, чтобы по перьям [можно было] узнать достоинство человека. На поле боя однако никому не должно дозволено носить перья.
У древних римлян был обычай делать шишаки наподобие львов, змей, тигров и волков. И на щитах рисовал тех же зверей: на страх врагам и для возбуждения собственной храбрости... Знаки эти у некоторых народов называют оружием, ибо короли рисуют свои знаки на щитах и на хоругвях. Поляки называют их немецким словом - «гербы», а мы на своем языке назовем их более правильно - «знако-винами». Эти знаковины ничего королям не стоят, но подданные их высоко ценят, как свидетельства своей храбрости и родовитости, и вырезают их на печатных перстнях, на серебряной посуде и рисуют на своих домах и в других местах.
Следовало бы, право, и в этом царстве раздавать такие знаковины родовитым людям и иным, заслуживающим их [своей] доблестью. Ибо тем самым возвысится их достоинство, и они будут считаться равными с боярами иных королевств, кои презирают их за то, что у них таких знаков нет. А царю-государю от этого тоже будет великая честь, ибо давать такие знаковины есть подлинно королевское дело»1.
Отметим, что можно по-разному оценивать
политические идеи Крижанича, соглашаться или не соглашаться с ним. Несомненно, лишь то, что он одним из первых в России рассмотрел многие проблемы, которые впоследствии актуализировала политическая социология и политология.
Анализ социально-политических взглядов Ю.Крижанича можно завершить очень примечательной его мыслью: «Где законы хорошие - там и подданные довольны, и чужеземцы хотят туда прийти. А где законы жестокие - там свои собственные подданные жаждут перемен правления и часто изменяют, если могут, а чужеземцы боятся приходить. О государь, управляй людьми так, чтоб они не хотели перемен»2.
Особое внимание в творчестве Крижанича занимает исследование экономической жизни тогдашнего российского общества. Крижанич уделял значительное внимание исследованию основных экономических сторон жизни России. Он исходил из того, что «. благие и похвальные способы приобретения есть те, посредством коих казна пополняется справедливо, по-божески и честно, без гнусной жадности, без лютых поборов и без невыносимого и бесчеловечного отягощения подданных.
А таковых способов и промыслов суть три: земледелие, ремесло и торговля - они зовутся черными промыслами или промыслами черных людей. А третий промысел - хозяйство или общее устройство, и он является основой и душой всех остальных.»3.
Методологически Ю. Крижанич одним из первых дал классификацию экономической сферы общества, выделив в качестве основных ее элементов: хозяйство (общее устройство), земледелие, ремесло, торговлю и полезные ископаемые (руды). Крижанич стремился подробно рассмотреть и проанализировать эти основные сферы экономической жизни, виды деятельности, способные привести к процветанию общества.
Экономический принцип взаимоотношений правителя и подданных, по Крижаничу, состоит в том, что «если король сам хочет разбогатеть, то он должен сперва позаботиться, чтобы его подданные стали богаче, и сделать так, чтобы в королевстве было изобилие всякой всячины и дешевизна. А этого король может достигнуть (насколько это возможно в его державе), если добьется, чтобы люди со всем тщанием и радением стали заниматься земледелием, ремеслом, торговлей и народным хозяйством»4. Принцип, который поистине не подвержен влиянию времени.
В «Политике» мы находим обширные рассуждения Крижанича о торговле, ее особенностях и российской специфике. Крижанич размышляет о трудностях торговли в России, называя в качестве их следующие:
• «... хоть это славное государство столь широко и безмерно велико, однако оно для всех сторон закрыто для торговли.»;
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 448-449.
2 Там же. С. 381.
3 Там же.
4 Там же. С. 381.
• «лишена многих торжищ» и многих товаров;
• «ум у нас неразвитый и руки неумелые».
Крижанич полагал, что Россия не богата средствами для торговли; ее природа скудна и географическое положение неудобно. По Крижаничу, больше всего препятствует торговле неспособность русских и вообще славян к торговым занятиям. Это является основной причиной того, что они всегда проигрывают в торговых отношениях с иностранцами. Русские купцы не умеют вести торговлю, не знают даже арифметики. Крижанич писал: «Хоть это славное государство столь широко и безмерно велико, однако оно со всех сторон закрыто для торговли. С севера нас опоясывает Студеное море и пустынные земли. С востока и с юга [нас] окружают отсталые народы, с коими торговля быть не может. На западе - в Литве и в Белой Руси - не водится того, что нам нужно (разве лишь медь есть у шведов). Азовскую и черноморскую торговлю, которая была бы для этой страны самой полезной, захватили и держат крым-цы. Торговле в Астрахани препятствуют ногайцы. Торговле с бухарцами в Сибири мешают калмыки.
Русские, поляки и весь народ славянский совершенно не умеют вести дальней торговли ни на море, ни посуху. Арифметики и счетной науке торговцы наши не учатся. Поэтому чужеземным торговцам всегда легко нас перехитрить и нещадно обмануть, тем паче, что они живут по всей Руси и скупают наши товары по самой дешевой цене. Можно было бы это стерпеть, если бы и наши [люди] у них жили и также дешево покупали. Но наши у них не живут и жить отнюдь не могут из-за своей природной не-ïôènïî nîâëârn noè è isôàçâèââ â à.»1.
Крижанич подчеркивал, что «королям торговать пристойно»2, дал свое видение как «царскую торговлю вести и вершить надо». Он обосновывал необходимость оптовой торговли, контроля за торговыми операциями, улучшения условий внутренней торговли. Учитывая и понимая специфику России, Крижанич призывал к государственной торговле с другими странами, указывал на необходимость планирования в торговых делах с учетом, в первую очередь, интересов российского народа. Ю. Крижанич выступает за централизацию международной торговли, за государственный контроль в этой сфере. В условиях современной рыночной экономики возможно это и выглядит утопично, однако действительно во все времена «контрольный пакет» акций стратегических экономических областей должен быть у государства, если оно хочет процветать. Международная торговля, безусловно, относится к таким областям экономической жизни общества. Диалектически мыслящий Крижанич, размышляя о международной торговле, различал две ее стороны: во-первых, чужеземную торговлю на территории России, выступая резко против нее, и, во-вторых, тор-
говлю России с другими странами, ратуя за ее развитие.
Крижанич считал, что «... худшее дело и разорение для страны, это чужеземная торговля, то есть когда какой-нибудь король позволяет чужеземным торговцам пребывать или жить в своей державе, склады и лавки держать и торговать по всей стране. Ибо они везде задешево скупают наши товары и открывают своим землякам-чужеземцам все наши тайны, не только в торговых, но и в государственных тайных делах. Они разрушают наши собственные порядки и насаждают в нашем народе свои растленные, гибельные обычаи и вводят нас в соблазн и губят наши души, - и за все это королю придется держать ответ перед богом.
Одним словом, эти торговцы являются причиной неизмеримых бед для тела и для души. А пользы от них нет никакой, кроме некоторых подарков, кои они дают царю или боярам. Но эти подарки нечего считать, ибо (чужестранцы) вывозят из нашей страны в десять тысяч раз больше богатств, нежели сами нам дарят.
А в тяжелые времена они вывозят из государства свои товары и тем вызывают в государстве большую дороговизну. А отечественные торговцы вместе с нами терпят зло и добро и не отправляют в другие места свои товары из-за того, что введены медные деньги»3.
По Крижаничу, «торговля сама по себе дело честное и достойное, а недостойна та мерзкая алчность, которая с торговлей часто связана. Если же торговлю вести не ради личной корысти и не из ненасытной жадности, а для общей народной пользы, то она дело - честное, хорошее и вполне королевское»4.
Крижанич имел свое представление о том, как надо «царскую торговлю вести и вершить:
1) Царские приказчики не должны продавать дома ничего из того, что куплено в своей державе, но все, что купят у царских подданных, [они] должны продавать чужеземцам с наивозможной прибылью и по самой высокой цене.
2) А покупая у подданных, не должны скупиться, но платить щедро, как будет возможно.
3) А то, что купят у чужих, они должны продавать своим без всякой или, по крайности, с наименьшей прибылью. За исключением тяжелого времени, ибо тогда можно будет продавать и по дорогой цене.
4) А чужим народам пусть продают эти товары как можно дороже.
6) А в обычное и хорошее время царские дум-ники и торговые надзиратели должны, прежде всего, следить за тем, чтобы торговые приказчики ни в чем не обманывали царя-государя и ничем не обижали народ.
7) А когда какие-либо местные торговцы захо-
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 382, 383.
2 Там же. С. 384.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 379.
4 Там же. С. 384.
69
тят купить товары у государевых приказчиков, то приказчики должны продавать им всем по одинаковой указной цене. А в городах надо дать монополию на тот или другой товар тем местным торговцам, которые обещают дешевле [их] продавать»1.
Крижанич понимал необходимость и значимость «торговли с другими народами». Он отмечал: «В этом государстве.мало торжищ и надо искать их и умножать»2. Недостаток торжищ, на который обращает внимание Крижанич, он предлагает устранить путем их расширения.
Крижанич подробно анализировал те выгоды, которые приносит «большая торговля». Он предлагал построить острог на Иртыше у Соленого озера, который дал бы возможность развитию большой торговли. В этом случае было бы можно:
1) «добывать соль без числа и конца и не только для своего обихода, но и могли бы продавать ее на море немцам;
2) могли бы там задешево добывать много скота, солить говяжье и овечье мясо и вялить великое множество его. Этим бы кормилась Сибирь и немцам бы [это] продавали;
3) могли бы добывать тысячи пудов грубой овечьей шерсти пригодной на простое сукно, в котором мы очень нуждаемся;
4) могли бы мы добывать кожухов, коней, волов, сколько пожелаем;
5) шелк и всякие шелковые товары тоже дешевле мы можем покупать у бухарцев, нежели у немцев;
6) драгоценные камни, жемчуг, корал-лы...и иные индийские товары мы ныне покупаем у немцев, а те везут их дальним путем. А если бы у нас было доброе согласие с калмыками, мы добывали бы эти товары от самих индийцев, и не мы бы покупали их у немцев;
7) добывали бы много серебра, белого железа и иных руд, и стали бы в этой стране руды дешевыми;
8) могли бы получать, сколько пожелаем, цветных шелковых тканей или полотен. И могли бы обеспечить этими товарами, кроме самих себя, всех литовцев, поляков, поднепрян и самих немцев.
Эти торговые дела настолько важны, что следовало бы, не жалея труда, разыскать в калмыцких землях какое-нибудь место для постройки острога и учреждения такой торговли. Никакие расходы и труды, потребные для этого дела, не могут показаться чрезмерными.
Сибирь и ныне нам полезна, но может стать гораздо полезнее. Во-первых, из-за торговли с кал-
мыками.
Во-вторых, из-за торговли с бухарцами, как мы здесь сказали.
В-третьих, из-за мангазейского промысла.
В-четвертых, из-за Кузнецкого острога и тамошних железных руд, ибо мы можем получить оттуда всякое хорошее оружие и орудия.
Одним словом, говоря о Сибири, надо знать, что Сибирь безмерно выгодна и необходима для этого царства. Ибо от всех тамошних народов мы можем добывать их товары без денег за наши простые отечественные товары, то есть за простые ткани и полотна, за соль и за жито. И те товары там дорого ценятся»3.
Развитие торговли, зависит от многих условий и факторов и Ю. Крижанич, это понимал. Он считал, что необходимо:
• «чтобы дороги были свободными от разбойников и (надо) исправлять мосты, перевозы и проходы через горы и болота», нужны «дороги свободные и хорошие»4.
• Торговцам нужна «охрана и сопровожде-ние»5.
• «Полезно, когда во всем королевстве деньги, весы и меры. будут установлены так, чтобы их никогда не изменять. Хорошо и с соседями иметь насколько можно одинаковые меры»6.
• «Полезно было бы также, чтобы во всяком большом городе был общественный мерник», обязанности которого весьма разнообразны от того, чтобы смотреть за тем, «чтобы торговцы не обмеривали и не обвешивали людей» до того, чтобы «держать на виду у всех» образцы монет «хороших и негодных», «домашних и чужеземных».
Далее Крижанич предлагает ввести в каждом городе царского торговца, которому будут присылать, и поручать «всякие товары, которые он сам запросит или назовет». По мнению автора, «продавать он должен как можно дешевле», но за то, что товары «возят на наемных подводах и платят за них всюду пошлину, как и за товары подданных. В торговцы принимать людей всех сословий: бояр, пле-мян и черных людей, которые дадут хорошее обеспечение или поруку». По мнению автора, «благодаря этому народ получит большую пользу»7.
Крижанич предлагал «не допускать никаких откупов. То есть, чтобы какой-нибудь торговец откупил право одному торговать в каком-либо городе или во всем королевстве» одним видом товаров. Он считал, что «такие сделки крайне несправедливы и без-божны»8.
Крижанич понимал, что купцы должны быть подготовлены к своей деятельности. «Пусть не доз-
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 385, 386.
2 Там же. С. 386, 387.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 388, 389.
4 Там же. С. 391.
5 Там же. С. 392.
6 Там же. С. 392.
7 Там же. С. 393.
8 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 394.
70
волено будет держать лавки с товарами тем, кто не знает в достаточной мере письма и чисельного искусства (кроме тех, что продают такие товары, кои не требуют искусного счета)»1.
Крижанич считал необходимым иметь общую мошну: «Если какой-нибудь боярин или иной человек принесет им свои деньги, будть то много или мало, они примут те деньги в общую мошну и станут платить ему по рублю, по полтора и по два с сотни в год, а сами будут этими деньгами торговать. А когда после назначенного срока человек попросит свои деньги (обратно), отдадут ему их без промедления. А иногда требуется, чтобы вкладчик платил им за хранение»2.
По Крижаничу, ремесла являются одной из базовых составляющих экономической сферы общества. При рассмотрении проблемы развития ремесел в России, Крижанич вновь обращается к необходимости «хороших законов». Крижанич считал, что «более всего ремесла процветают и достигают совершенства у немцев. А причина здесь в том, что у них имеются привилегии и законы, поощряющие развитие ремесел»3. Крижанич в «Политике» дал подробный анализ этих привилегий и законов.
По Крижаничу, «развитию ремесла в этом царстве послужил бы такой закон: если чей-либо раб имеет двух и более сыновей, то ему надо дозволить с ведома приказа выбрать одного из них и отдать в обучение какому-либо мудреному ремеслу, то есть делать замки, сукна, косы, стекло, бумагу и иные такие же трудные и искусные вещи, а не шапки, платья либо сапоги. И если он в совершенстве и преискусно научится такому мудреному ремеслу, то получит свободу от рабства или от холопства. Если же не научится [достаточно] искусно, то должен будет либо остаться рабом, либо откупиться от хозяина»4.
Крижанич является противником вывоза сырья за рубеж. Он убежден, что «надо бы накрепко установить, а ослушников наказывать, чтобы не вывозить никакого сырого материала, а чтобы дома наши люди делали всякие изделия, сколько можно, и готовые вещи продавали за рубеж...Нужно позаботиться, чтобы из других стран сюда к нам привозили всякое сырье и невыделанные материалы»5.
Крижанич доказывал, что бумагу можно делать дома (в России), а не покупать ее у немцев, самим обрабатывать лосиные кожи, завести всякие кожевенные ремесла, из кожного лоскута и старых сапог делать немецкий клей, выжимать масло из льна и конопли, плести всякие веревки тонкие и толстые, корабельные, ткать всякие полотна. «И все это не
только для внутреннего обихода этого царства, но и для продажи немцам, литовцам, туркам, персам, калмыкам и даурцам»6.
По Крижаничу, «безмерно большая польза была бы для этого царства, когда бы завелось [здесь] золотопрядильное и золотошвейное ремесло»7. Крижанич доказывал необходимость и важность обработки для всяких нужд железа, меди, серебра, золота, олова.
Он говорил, «благодаря ремеслу богатеет страна и наполняются города. Если бы делать дома все те товары, что мы покупаем у немцев и которые можно было бы сделать на Руси, в этой стране жило бы на много тысяч людей больше, чем живет ныне, и казна имела бы большую прибыль, и города стали бы многолюднее, и все царство было бы сильнее»8.
Как основу богатства Ю. Крижанич рассматривал земледелие. «А земледелие - корень и основа всего богатства, ибо земледелец кормит и обогащает и себя, и ремесленника, и торговца, и боярина, и короля. Поэтому казенная Дума не должна пренебрегать заботой об этом промысле - одном из наилучших и наипотребнейших», писал Ю. Крижанич9. Свое стремление описать что такое земледелие и в чем его достоинства, Ю. Крижанич объяснил так: «для некоторых стран и народов эти рассуждения о земледелии могли бы показаться лишними. Но для этого преславного государства, как и для всего славянского народа, такие рассуждения отнюдь не лишни, а весьма полезны и потребны. Во-первых, потому, что люди наши косны разумом и ничего сами не выдумают, если им этого не покажут. Во-вторых, потому, что у нас нет никаких книг о земледелии и об иных промыслах, какие есть у других народов. В-третьих, потому, что люди наши ленивы и нерасторопны и сами себе не сделают добра, если не будут принуждены [к этому] силой. В-четвертых, потому что здесь есть совершенное самовладство и по царскому велению можно исправить дела по всей стране и ввести в обычаи все, что будет полезно и нужно. А в иных странах это было бы невозможно»10.
Крижанич определил то, что нужно сделать для развития земледелия в России. Он писал: «Для развития и для совершенствования земледелия надо было бы вкратце перевести некоторые хорошие книги, в которых написано обо всем этом и перечислены все злаки...из каких частей они состоят и какую пользу приносят. И как и в какое время надо за ними смотреть и ухаживать, и как сохранять [их] и употреблять»11.
Далее автор предлагал «послать по всему цар-
1 Там же. С. 396.
2 Там же. С. 397.
3 Там же. С. 399.
4 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 400.
5 Там же. С. 401.
6 Там же. С. 401.
7 Там же. С. 403.
8 Политика. С. 406.
9 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 406.
10 Там же. С. 406, 407.
11 Там же. С. 408.
71
ству наблюдателей..., чтобы они искали и пробовали и узнавали, где в изобилии растут либо могут расти злаки, травы, деревья., либо где в изобилии плодятся овцы, кони, волы, свиньи, рыба. А крестьянам и жителям приказать, чтобы они со всем усердием позаботились о возделывании и разведении этих вещей и смогли побольше [их] продавать»1.
Анализируя российское хозяйство, Крижанич писал: «Доселе мы говорили о поисках и о добывании плодов земли, а теперь скажем о сохранении [этих] плодов и об облегчении земледельческих работ.
Чтобы хозяйство велось в совершенстве, нужно иметь хорошие постройки, хорошую посуду и хорошие орудия. Разумный хозяин или домоправитель прежде и больше должен думать о сохранении, нежели о сборе плодов. Видел я и знаю, как в некоторых странах терпят большой убыток и понапрасну даром губят зерно и другие плоды из-за дурного хранения и из-за неразумия жителей. Сдается мне, что и в этой стране местами при непогоде случается так же. Ибо или трудно бывает собрать урожай из-за частых дождей, или после уборки большая часть [урожая] портится и погибает из-за недостатка в крытых сухих местах и из-за непригодности посуды [для хранения].
Надо бы назначить в городах строителей, которые показывали бы людям образцы и учили бы плотников строить городские хоромы, а также сельские дома и всякие постройки.
Сельские постройки должны удовлетворять все потребности земледельцев. Скажем, одни постройки пусть будут для людей, другие - для скота, третьи - для кур, гусей, уток. Пусть будет сарай или крытое место для хранения возов, телег борон, и всяких орудий. Пусть будет укрытие для сена и соломы. Пусть будет амбар и сусеки для зерна и бобов, и муки»2.
Крижанич особое внимание уделял необходимости развития орудий земледельческого труда. «Как воин без оружия, так и земледелец без орудий - бесполезен. Наши люди, мало что разумеющие во многих других промыслах, в земледелии также проявляют свою изрядную скудность ума, лень и нетрудолюбие. Ведь наши земледельцы или не имеют достаточно посуды [для хранения] и орудий, или имеют грязные, тупые, бесполезные, неудобные и непригодные вещи»3.
В предлагаемой Крижаничем экономической реформе требовалось, чтобы сельские урядники посещали бы крестьян, смотрели бы у них достаточно ли посуды, орудий и построек; а у тех, у кого этого не будет, пусть заставляют купить за наличные или в рассрочку. Уездные державники или государевы наместники должны у себя держать «в продаже всякие сельские орудия и продают их крестьянам без барыша по назначенной цене и точно по весу».
Крижанич считал, что «орудия и посуду надо делать красивыми на вид». Стамесок и рубанков удобных, я на Руси не видел, а ведь плотникам, желающим сделать что-нибудь красивое, они очень нужны и помогают сберечь много времени. Видел я, как строят полгода дом, который те же работники легко могли бы поставить и закончить за два месяца, если бы там были удобные топоры и пилы, и стамески, и иные орудия.
Не знают здесь кантарей или немецких безменов с насеченными на железе цифрами, с подвижной стрелкой и с крючками, висящими на цепях, а пользуются только грубыми здешними безменами, которые часто обманывают»4.
По Крижаничу, крестьянину нужно не только помогать, но и учить его. Так, «чтобы облегчить возведение построек, надо, чтобы строители везде показывали крестьянам, из чего можно строить дома, и научили их этому»5.
Анализ ситуации, связанной с торговлей и земледелием в России, приводит Крижанича к мысли о необходимости «открытия дальних и морских путей»6.
Основополагающим ядром реформаторского плана Юрия Крижанича выступает разработанная им, говоря современным языком, оригинальная концепция рационального природопользования и развития горного дела в России. «Воззрения и идеи ученого хорвата, положенные в ее основу, - как пишет Е.П. Янин, - представляют интерес не только с позиций истории, но и становления экономики природопользования как научной дисциплины, развития основных подходов к использованию минерального сырья, изучению природных условий и природных ресурсов страны, обоснования принципов практического природопользования и горного дела. Многие положения учения Крижанича не потеряли своего значения и сейчас; некоторые из них отчасти созвучны с известными принципами стратегии природопользования в России и развития российской экономики».
Крижанич размышляет о земле, недрах и водах, «плоды» которые служат основой для получения «сырья и невыделанных материалов» с целью их последующей промышленной переработки и получения готовых изделий. Он проводит мысль о том, что при «умении возделывать землю» плодородие почвы можно поддерживать на должном уровне искусственными мерами. «Земля, - убежден Крижанич, - требует к себе бережного отношения, и «поэтому казенная Дума не должна пренебрегать заботой» о правильном ведении тежачества. Итак, природные ресурсы («плоды земли и воды», из которых получают «сырье и невыделанные материалы») являются основой развития различных реме-
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 408.
2 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 411.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 412.
4 Там же. С. 413, 414.
5 Там же.
6 Там же. С. 417.
72
сел, что Крижанич определяет краткой формулой: где нет сырья, там нет и изделий. По Крижаничу материалом или сырьем, называются те вещи, из которых делают всякие необходимые изделия (например, железо, медь, дерево, камень, шерсть, кожа и т.п.)
Исследуя вопрос о добывании руды, Крижанич сомневается в том, что Россия была очень богата рудами, вопреки всеобщему стремлению к отысканию металлов, и надеется на приобретение этого рода богатств путем торговли1.
Автор приводит причины, по которым на Руси не ищут руды «эти северные земли морозны, не гористы, бескаменны и песчаны, и поэтому мало надежды найти в них какие-либо хорошие руды, кроме железа, да и оно не бывает очень хорошим. Если даже и есть какая-нибудь руда в недрах этой северной земли, то и ее тяжело найти по серьезным и везде общим причинам. Ибо [люди] боятся, как бы государь, когда они затратят [свой] труд и [свои] средства, не отобрал у них рудники.
А в других местах люди грубы, неискусны и не умеют ни разбираться в рудах, ни искать [их], ни обрабатывать.
Другой и лучший, более надежный способ добывания руд - это торговый промысел. Повелеть бы всем царским торговым приказчикам и державникам порубежных городов (Архангельск, Астрахани, Новгорода, Пскова, Путивля, Тобольска, Кузнецка и других сибирских мест) и дать им такой приказ, чтобы державники уговаривались о торговле со всеми чужеземными торговцами и разрешили им свободно приходить к нам при условии, что [те] торговцы на каждом возу и на каждой ладье, сверх иных товаров, привезут и немного какой-нибудь руды (серебра, меди, олова, свинца, хорошего железа), а что без рудного товара нельзя будет им ни свободно приходить, ни торговать»2.
Крижанич рассматривал разные возможности торговли рудами. «А с бухарскими, персидскими, греческими торговцами и с кузнецкими ордынскими князьками мы можем условиться, чтобы они привозили нам побольше руды. Со шведами можем условиться, чтобы они за все то пшеничное или ржаное зерно, которое они у нас запросят и которое царь-государь им уступит, платили столько-то серебром, столько-то медью, столько-то товарами, то есть половину, третью, шестую или десятую часть медью, как будет сочтено более нужным и полезным.
Даже если бы мы вели с каким-либо народом уговоренную торговлю рудой, одной или многими, то не надо надеяться на одно [это] место, а [надо] сторговать эту руду и у иных народов и добывать у них какое-то количество ее, хотя бы и пришлось платить за нее несколько дороже. А это нужно для ог-
ласки, чтобы другой народ из-за этого продавал нам свою руду дешевле. Ведь то, что добывается в одном месте, обычно стоит дороже, а что добывается во множестве стран, стоит дешевле. Это относится и ко всем иным товарам.
Если даже будет в стране много какой-нибудь руды, то и тогда не надо отказываться от [ее] добычи, но если какая-то руда подешевеет, надо и добывать ее побольше, и хранить, ибо она может храниться долго и не портиться, и не убывает от времени.
Один из видов руды - земляной уголь или сернистая земля, способная гореть. Ее добывают и жгут в Шотландской и Курляндской земле. Бывает она двух видов: одна горит и неподсушенная, а другая не горит без сушки. Эта последняя имеется в Курляндии, и, как я слышал от сведущего человека, имеется и близ Тобольска, и в иных местах Руси»3.
В экономическом плане Ю. Крижанич приводит примечательные размышления о рудах и делает весьма интересный вывод: «лучше искать руду в чужих странах, как то делают немцы и испанцы», а своим людям, нашедшим руду давать «большое государево жалованье»4. А еще он заметил, что «более умные народы. обходят весь свет и высматривают да выведывают страны, где живут отсталые и неискусные народы. А если где услышат о рудной жиле и найдут ее, то всеми способами стараются сговориться и порядиться с правителем той страны, и, сговорившись, платят ему откупное и копают руду для себя»5.
В целом, заключая рассмотрение представления Ю. Крижанича «О богатстве», отметим, что он совершенно справедливо в качестве источника богатства общества, государства и личности называет торговлю, ремесла, землю и руды (иначе, полезные ископаемые).
Таким образом, Ю. Крижанич, учитывая сложные природные особенности России, трудоемкость и высокую трудозатратность добычи руд, а также интересы государства, предлагает не только развивать добычу руд в своей стране, но и искать такие возможности в международных отношениях. Эти представления Ю. Крижанича соответствуют рыночным отношениям, установившимся в России.
Крижанич задает вопрос: «Какое королевство считается богатым»? И сам же отвечает на свой вопрос: «Богатым считается королевство, в котором имеется золото, серебро и иные руды. Еще богаче то, которое изобилует вещами, пригодными для украшения тела и для одежды.Еще богаче кажется то, где есть в изобилии вещи, пригодные для еды и питья.А еще богаче, многолюднее и сильнее то королевство, жители коего приобрели искусные навыки или обладают от природы острым умом и хит-
1 Костомаров Н.И. История Руси Великой: В двенадцати томах. Том 3: Русская история в биографиях ее главнейших деятелей. Сост., подготовка текста и коммент. С.Д. Ошевского. М.: ООО «Мир книги», 2004. С. 209.
2 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.:
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.:
4 Там же. С. 420.
5 Там же. С. 420.
Наука. С. 418-421. Наука. С. 421, 422.
73
ростью и в коем имеются хорошие и удобные корабельные пристани и торжища и где поэтому процветает всякое ремесло и земледелие.
Но еще более славным и счастливым бывает королевство, в котором, кроме всего этого, имеются еще и хорошие законы, как это мы видим во Французском королевстве.
А воинственные королевства, где люди живут грабежом и где самые лучшие и способные умы, пренебрегая всяким иным промыслом, посвящают себя лишь войне и грабежу и лишь об этом одном заботятся, никогда не бывают богатыми»1.
Рассматриваемое произведение Ю. Крижани-ча состоит из трех частей: часть I. О богатстве, часть II. О силе, часть III. О мудрости. Таковы мирские основы и три столпа государства у Ю. Крижанича.
Ю. Крижанич не только понимает необходимость торговли, но и считает, что «торговля сама по себе дело честное и достойное, а недостойна та мерзкая алчность, которая с торговлей часто связана. Если же торговлю вести не ради личной корысти и не из ненасытной жадности, а для общей народной пользы, то она дело - честное, хорошее и вполне королевское»2.
Ю. Крижанич выявляет условия, при которых королям «вести торговлю пристойно»:
Во-первых, «если он возьмется (за нее) ради пользы и нужды всего королевства и если от этого будут не обиды, а облегчение и умаление бремени народа. А это бывает, когда король ведет торговлю не со своими подданными, а с одними лишь иноземцами. И не по своей стране должен он развозить товары из града в град и продавать их в розницу, а должен оставить это занятие своим подданным. Во-вторых, если для каких-либо торговых дел потребна королевская сила, а отдельные люди ее не могут осилить. В-третьих, .если дозволено будет всякому торговать с иноземцами, или «если» чужестранцам (дозволено будет) жить среди нас, то народу причиняется горькая обида: все наше добро от нас увозят, мы страдаем от голода, а чужестранцы у нас на глазах все плоды нашей земли поедают»3.
Из приведенной цитаты видно насколько гуманистичны общественные воззрения Ю. Крижанича, проникнуты заботой о народе, о людях торгующих и правителях. Механизм торговли, предложенный Ю. Крижаничем, также нельзя отнести к устаревшим. Главное в торговле: «не обманывать царя-государя и ничем не обижать народ»4.
Ю. Крижанич считал, что в России нет торжищ, поэтому надо искать их и умножать. «Ведь чем боль-
ше торжищ в королевстве, тем оно бывает богаче»5. Он постоянно подчеркивает, что богатство дается большим трудом и торговля это тоже дело, требующее большого труда. «А иные наши люди ни капельки не могут оценить, и взять на ум выгоды от большой торговли, а думают лишь о великих расходах, трудах и опасностях и то, что возможно считают невозможным и забывают, что большая прибыль требует больших трудов»6.
Ю. Крижанич убеждает в выгодности и пользе торговли для общества. «Вопреки таким глупым мнениям, мы должны оценить огромные и безмерные выгоды, какие может дать сему государству большая торговля»7.
• Большое внимание он уделил развитию «домашней торговли». Ю Крижанич рассматривает разные формы торговли, развиваемые в других странах и в России. Это такие формы как торговля
• На морских пристанях;
• Ежегодные ярмарки (считает их неэффективными;
• Еженедельные торги. «Потребны для повседневных нужд», но если есть условия. «Так, например, в Тобольске торги могут быть через каждые две или три недели, но только чтобы стражей стояло побольше.8;
Торговля перекупщиков, против которой Ю. Крижанич выступает очень резко. «Перекупщиков зерна и тех, кто набивает цену на хлеб, надо наказывать без всякой пощады. и не разрешать им держать лавки или вести иную торговлю никому, кто не находится на какой-либо службе или не знает полезного и нужного ремесла, или не возит товары из города в город»9.
Врагами ремесла ученый считает леность и праздность. «Хорошо бы - говорит он - смотреть по городам, и, если сыщутся какие-либо скитальцы, бродяги и голыши, сидящие по кабакам и квасным лавкам, и здоровые нищие, то отдавать их в деревни в холопство боярам и ссылать их в Сибирь или иначе наказывать»10. И еще Ю. Крижанич необходимым считал обучение женщин разным посильным ремеслам. Таким образом, развитие ремесел социолог связывал с занятостью населения, его обучением, предстает важной составляющей экономического развития и процветания.
Как основу богатства Ю. Крижанич рассматривает земледелие. «А земледелие - корень и основа всякого богатства, ибо земледелец кормит и обогащает и себя, и ремесленника, и торговца, и боярина, и короля. Поэтому казенная Дума не должна
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 382.
2 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 384.
3 Там же. С. 385.
4 Там же. С. 386.
5 Там же.
6 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 387.
7 Там же.
8 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 391.
9 Там же. С. 394.
10 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 403.
Т4
пренебрегать заботой об этом промысле - одном из наилучших и наипотребнейших», писал Ю. Крижанич1. Свое стремление описать, что такое земледелие и в чем его достоинства, Ю. Крижанич объяснил так: «для некоторых стран и народов эти рассуждения о земледелии могли бы показаться лишними. Но для этого преславного государства, как для всего славянского народа, такие рассуждения отнюдь не лишни, а весьма полезны и потребны. Во-первых, потому что люди ниши косны разумом и ничего сами не выдумывают, если им этого не покажут. Во-вторых, потому что у нас нет никаких книг о земледелии и об иных промыслах, какие есть у других народов. В-третьих, потому что люди наши ленивы и нерасторопны и сами по себе не сделают добра, если не будут принуждены (к этому) силой. В-четвертых, потому что здесь есть совершенное са-мовладство и по царскому велению можно исправить дела по всей стране и ввести в обычаи все, что будет полезно и нужно. А в иных странах это было бы невозможно»2.
В целом, земледелие у Ю. Крижанича предстает в качестве важнейшей составляющей экономического развития общества и отдельных людей, наравне с ремеслами.
Таким образом, Ю. Крижанич, учитывая сложные природные особенности России, трудоемкость и высокую трудозатратность добычи руд, а также интересы государства, предлагает не только развивать добычу руд в своей стране, но и искать такие возможности в международных отношениях. Эти представления Ю. Крижанича соответствуют рыночным отношениям, установившимися в современном экономическом мире.
В целом, заключая рассмотрение представления Ю. Крижанича «О богатстве», отметим, что он совершенно справедливо в качестве источника богатства общества, государства и личности называет торговлю, ремесла и руды (иначе, полезные ископаемые). Ю. Крижанич, изучая эту проблему, осуществляет именно социологический подход, когда основным субъектом и объектом экономического развития выступает общество, народ.
Раздел «О силе» Ю. Крижанич начинает с определения исходных позиций, выявления «твердынь» государства. Он писал: «Твердыни королевств бывают двоякими: обычными и основными. Обычные или простые твердыни: остроги, реки, оружие и иное. Самые главные твердыни:
1. Королевское благочестие, чтобы король своими законами и из-за (мер по сбору) своей казны не давал народу примера и побуждения к духовному беззаконию и к умножению грехов, как случается в некоторых местах.
2. Хорошее правление, чтобы местные
подданные были довольны своим положением и чтобы чужие (люди) желали быть под такой властью».
3. Согласие в народе, чтобы соблюдалось единство королевства и ни за что не допускалось разделение его.
4. Оберегание от чужебесия, чтобы король и весь народ не верили чужестранцам.
5. Быть в союзе с каким-либо народом, если это будет полезным. Ведь все результаты мудрого королевского правления помогают и умножению сил. Ибо, действительно, лучше иметь верного и доброхотного соседа, нежели (стать с ним) одной державой, ибо (такое соседство) делает для нас безопасной одну из сторон королевства. Ничто не может быть полезнее для этого царства, нежели заключить крепкий верный союз с поляками. Ибо, если австрийцы или шведы захватят Литву или Польскую землю, они тотчас же станут (нашими) врагами, хоть и именуются друзьями.
Из приведенных высказываний Ю. Крижанича видно, что самым главным в «силе» государства он считает его социокультурную, нравственную составляющую. Ю. Крижанич актуализирует проблему социального согласия, развивает социологию морали.
Третья часть «Политики» - «О мудрости» наиболее философична и социологична. Исходная позиция Ю. Крижанича в осмыслении мудрости состоит в том, что «как хороша, полезна, выгодна и нужна мудрость»3. Наивысшим благом для людей он считал разум: «человеку от рождения дано два дара.: разум, чтобы (он) мог научиться мудрости, и руки, чтобы мог делать мудренные или искусные вещи». По Крижаничу, люди медленно становятся разумными -«многие едва лишь на сороковом году жизни и еще намного позднее осматриваются вокруг и начинают понимать, что такое мир и что в нем творится»4.
Размышляя о мудрости, Ю. Крижанич приходит к необходимости рассмотреть философию, политику и социологию. В «Рассуждении о мудрости», «О знании» и «О философии» Ю. Крижанич первоначально определяет категориальный аппарат. Мудрость Ю. Крижанич подразделяет на духовную (богословие) и мирскую, состоящую из трех частей: философии, математики и механики. Ю. Крижанич дает свою оригинальную классификацию знания.
В разделе «О политической мудрости» Ю. Крижанич отмечает, что «политика - благороднейшая из всех.
Ученый большое внимание в развитии людей придает языку, речи. Славянские языки он считает несовершенными: «не вижу я в нем ничего, что было бы достойно похвалы»5. Как известно, Ю. Крижанич предложил свой, обобщенный всеславянский язык, на котором и написал свой главный труд «Политику». Крижанич правильно подмечает недостатки славянских языков и влияние несовершенства языка
75
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 406.
2 Там же. С. 406, 407.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 452.
4 Там же. С. 452.
5 Там же. С. 466.
на развитие общества, хотя и предлагает весьма кардинальные меры для его улучшения.
Ю. Крижанич, проживая в России, изучая ее особенности, стремиться объяснить причины несчастий русского народа. Первой причиной он называет «роскошь в одежде», для которой в стране нет объективных оснований. Важными причинами несчастий русского народа он считает природно-климатические условия: неплодородие земли и долгие зимы. Ю. Крижанич подмечает неумение русских людей строить выгодные международные отношения, хотя высказывается резко о злых соседях, гостях и нашем чужебесии. В качестве социальной причины он называет - «малочисленность жителей», которая «происходит из-за крутых и жестоких законов»1.
Диалектика Ю. Крижанича проявляется в том, что анализирует он не только причины несчастий, но и причины счастья русского народа. Основной причиной счастья русского народа он считает «совершенное самовладство», самодержавие Ю. Крижаничу представляется лучшим строем. Ю. Крижанич осознает и ценит стратегические возможности России: «безопасный рубеж», «ибо со стороны студеного моря это царство не боится никакого врага. А около Сибири нет сильных королей.», «хорошие соседи», которые не начнут «войну, если мы сами не начнем. А может с ними заключить и очень выгодный союз»; «удобства для большой торговли», «удобства для водоплавания и судоходства»2. Счастье русского народа и в том, что мы «имеем и домашние товары: мех, лосиные шкуры, крашеные кожи, коноплю, поташ, икру, рыбу, воск, хлеб, мясо, лен и иные»3.
Ю. Крижанич пишет, что иностранцы (чужеземцы) много пишут о недостатках русского народа, анализирует их взгляды, в чем-то соглашаясь. В частности, он говорит, что, действительно в России процветает гнусное пьянство и иные пороки, но это не от плохой веры, а от дурных законов.
Крижанич собирался добиться доверия у государя, приблизиться к нему и давать полезные советы. Для этих целей ему было необходимо изучить русскую действительность. Поразительно, что всю свою жизнь Крижанич посвятил изучению России, и, его социологические взгляды формировались в результате изучения российского общества. Он знал основные проблемы политической, экономической и культурной жизни России того времени. При анализе российского общества он руководствовался следующими принципами:
1. Государство состоит из противоречивых частей, борьба между которыми приводит к его разорению.
2. Государство не может долго находиться в одном состоянии, оно становится либо лучше, либо хуже. Хороший правитель всегда стремится
сделать его богаче, сильнее, счастливее.
3. Улучшение и укрепление государства зависит, прежде всего, от хорошего законодательства.
4. Хорошее законодательство укрепляет четыре столпа государства: благочестие, богатство, силу и мудрость.
Крижанич не только политик, когда излагает эти принципы, но и ученый. Его мысли интересны в социологическом плане. Вся социальная философия Крижанича выражена в двух правилах мирской мудрости «познай самого себя. Не верь чужестранцам»4.
Изучая российское общество, Крижанич исследует структуру общества, приводит характеристику выделенных им классов и слоев, размышляет о характере русского народа, о славянах и других народах, изучает причины народного недовольства и законы, регулирующие социальные процессы.
В первой части «Политики» Крижанич описывает материальное благополучие государств, обсуждает значение ремесел, добычи руд, состояние земледелия. Однако главным предметом его книги является проблема государства и социальные структуры. Поскольку в социологии того времени не существовало четкого разделения общества и государства, то первое отожествлялось со вторым. Крижанич выделяет формы государства, такие как «самовладство» (монархия), «посадское владение» или «общевладство» (похоже на демократию), «боярское правление» (олигархия), «людодерство» (тирания), «гинокархию» (власть женщин) и «ксеноархию» (чужая, иноземная власть). Российское государство является «самовладским», монархическим, именно его он считает, единственной благополучной из всех перечисленных. В «Политике» он приводит много негативных примеров форм государства. В Германии, по его мнению, господствуют сепаратизм, неурядицы, произвол, что с неизбежностью приведет к гибели немцев, если они не найдут сил собраться воедино. Особенно резкой критике Крижанич подвергает государственное устройство Польши, которое он не считает нормальным. По его мнению, своеволие панов породило шатание государства от «лю-додерства» до «ксеноархии», оставаясь во всех случаях царством своекорыстия вельмож и мучительства народа.
Один из разделов «Политики», посвященный исследованию социальной структуры, так и называется «О различных сословиях людей». Чтобы лучше объяснить обязанности поданных, надо рассмотреть в отдельности различные сословия и чины людей.
Крижанич делит население на следующие категории: «сохраняющие» бояре, дворяне, воины, торговцы, ремесленники, «тяжковые» (тягловое сословие) и рабы; другая часть - сохраняемая первыми, то есть непроизводительные члены общества, а именно: священники, женщины и дети всех сосло-
1 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 482.
2 Там же. С. 482, 483.
3 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 488.
4 Крижанич Ю. Политика. / Подготовил к печати В.В. Зеленин; Пер. А.Л. Гольдберг. М.: Наука. С. 375.
76
вий, врачи, актеры, гости (иностранцы). Не включаются в названные группы еретики, волхвы, спекулянты, пьяницы, воры, разбойники и пр. Анализируя российское общество того времени, Крижанич остается социологом и руководствуется определенными принципами.
Во-первых, он, объявляя себя сторонником абсолютной монархии, подчеркивал не только права, но и обязанности правителя, опирающегося на разумные законы. Монарх заботится о подданных, которые, в свою очередь, подчиняются ему, что является «делом славным» и даже «видом свободы». И более того: монарх не может, поскольку этом препятствует справедливый закон, попирать права граждан. В противном случае они могут сопротивляться беззаконию. По-видимому, в такой форме Крижанич впервые в русской литературе излагает теорию «естественного права» и договорного происхождения государства. Вообще мысль Кри-жанича уже близка к идеалу просвященной монархии, что тоже опережает русскую мысль XVII в. С упреждением формируется тезис, что абсолютный
монарх тогда обладает всеми своими правами, когда строго соблюдает законы и свою обязанность, иначе он превращается в тирана.
Во-вторых, Крижанич, впервые вносит в русскую социологию «возрастную» теорию, которая устанавливает, что государство проходит фазы развития государства такие как - «молодости», «возмужания» (расцвета) и «старения» (заката).
В-третьих, Крижанич, основой экономики считает земледелие, и кроме того, провозглашает тезис, согласно которому источником богатства является труд, богатство государства возрастает при условии благополучия подданных. Отсюда забота о народном благе и принцип «общей пользы».
В целом, отметим масштабность и многообразие социологических интересов Ю. Крижанича. В рассматриваемой работе Ю. Крижанича разработаны основы экономического, политического, этнонационального, нравственного направлений в социологии. Говоря современным языком, можно сказать, что Ю. Крижанич разрабатывал и социологию повседневной жизни.
77