В. Г. Ушакова, Д. К. Верхорубов
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Современные тенденции развития мирового сообщества, нарастающий процесс глобализации, движение к мультикультуральному обществу активизируют процессы социальной мобильности и миграции. Поступательное движение к открытости социальных систем, углубление интеграции мирового сообщества выдвигают эти процессы на первый план в социальном развитии современного общества.
Процессы социальной мобильности и миграции становятся предметом социологических исследований. Это обусловлено ролью этих процессов в существовании и функционировании всего мирового сообщества на современном этапе социального развития. Именно эти процессы создали и продолжают создавать, изменять, конструировать полиэтнические, поликультурные общества со своими преимуществами и недостатками, которые сегодня являют собой реальность социального бытия. Наряду со всеми своими плюсами и достоинствами процессы социальной мобильности и миграции создают условия для возникновения и существования специфических «побочных» явлений.
Одним из негативных явлений, возникшем на почве социально-политических, социально-экономических и социально-культурных изменений мирового сообщества является феномен «трэффика». В англоязычных странах и международных документах употребляется термин «trafficking», который обозначает нелегальные перевозки. В целом международное законодательство не выработало единого понимания данного термина; различные акты дают отличающиеся определения указанного понятия. Кроме того, нет единого мнения по этому поводу среди юристов, ученых, специалистов и представителей соответствующих общественных организаций.
Торговля людьми (trafficking in human beings) — одна из современных форм рабства, домашнее рабство, принудительные браки и т. д. В настоящее время более 200 миллионов человек являются жертвами современных форм рабства. Большую часть жертв этой торговли составляют женщины и дети, которые вывозятся за рубеж в целях сексуальной эксплуатации и, в меньшей степени,— принудительного труда1.
Содержание понятия торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами изложено в ст. 1-2 «Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами» 1949 г. В них, в частности, подчеркивается, что под этим актом понимаются действия, когда кто-либо:
1. «(а) сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица, (б) эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица»;
2. «(а) содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости, (б) сдает в аренду или снимает здание или другое место или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами»2.
© В. Г. Ушакова, Д. К. Верхорубов, 2008
Итак, торговля людьми — это любое действие, которое включает в себя перемещение людей внутри государственных границ или через них для целей сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Торговля может быть результатом принуждения, обмана, манипуляций, злоупотребления властью, предварительного согласия, давления семьи, насилия внутри семьи или сообщества в прошлом и настоящем, экономическая несостоятельность или другие обстоятельства неравенства женщин и детей.
Данное определение признает, что торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации происходит как внутри границ страны, так и вне их, поскольку женщины иногда вербуются и эксплуатируются в местных секс-индустриях, прежде чем быть проданными за границу.
Проблема «трэффика» сегодня является очень острой во всем мире и, особенно, на постсоветском пространстве. Она создает риски, которые связаны с опасностью вовлечения людей в сети трэффика. Особенно эти риски актуальны для женщин, которые сегодня активно участвуют практически во всех сферах общественной жизни. Их может подстерегать серьезная опасность, так как торговля людьми напрямую связана с попранием прав человека, достоинства и безопасности жизни.
В России впервые эту проблему подняли общественные организации в 1990-х гг. В настоящее время Уголовный кодекс РФ лишь частично регламентирует это преступление (ст. 240-241: вовлечение в занятие проституцией и притоносодержательство; ст. 126: похищение человека; ст. 152: торговля несовершеннолетними). В правоприменительной практике фактически нет примеров осуждения лиц, совершивших преступления, связанные с организованной торговлей людьми, а также их незаконной эксплуатацией.
За последние годы в нашей стране произошло общее снижение уровня занятости женщин и увеличение профессиональной и отраслевой сегрегации. Самые низкооплачиваемые профессии — это воспитатели, няни, медсестры, учительницы в государственных медицинских и образовательных учреждениях. В этих условиях становится все более распространенной ориентация на выезд за рубеж в поисках более оплачиваемой работы.
Особенностью российских женщин-мигранток является их относительно высокий образовательный уровень по сравнению с подобной миграцией в мире. Среди них выделяются группы профессионально ориентированных специалистов и работников средней и низкой квалификации. Именно вторая группа выезжает в сферу обслуживания и имеет наибольшую вероятность попасть в зону риска в индустрии развлечений и секс-бизнеса.
Процесс миграционной кампании характеризуется стихийностью, низким правовым обеспечением. Торговля является тайной, женщин заставляют молчать, торговцы опасны и немногие организации занимаются их подсчетом.
Инициатива по трудоустройству за границей принадлежит коммерческим фирмам. Государство не выполняет функцию гаранта соблюдения прав мигрантов.
При изучении торговли людьми в странах бывшего Советского Союза обращает на себя внимание то, что эти страны называют «российскими» или «восточно-европейскими», без точного указания названия страны. Также слово «торговля» (trafficking) не является универсально используемым, в результате чего определяется разное количество вовлеченных в нее женщин, в зависимости от используемого определения.
Определение торговли людьми должно включать все важнейшие элементы, которые необходимо рассматривать при изучении вопросов торговли женщинами для целей сексуальной эксплуатации.
По экспертным оценкам, около 500 000 женщин было вывезено из Центральной и Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза для проституции. Наиболее распространенными странами назначения для женщин из бывшего СССР являются:
Турция, Греция, Кипр, Италия, Испания, Югославия, Венгрия, Чехия, Хорватия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Китай, Голландия, Канада и Япония. Вывезенные женщины занимаются проституцией в более чем 50 странах мира.
Рост теневых экономик и транснациональных преступных организаций в новых независимых государствах являются негативными показателями процесса глобализации, возникающей на основе экономических, политических и социальных связей, которые все больше выходят за рамки местного и государственного контроля. Важным компонентом глобализации являются транснациональные связи, обусловленные миграцией. Члены организованных преступных групп устанавливают связи с добровольными пособниками в диаспорах во всем мире и работают внутри мигрирующего населения, выстраивая транснациональные преступные сети. Увеличивающаяся миграция также служит для сокрытия следов торговцев женщинами при перевозке их в места назначения. Приватизация и либерализация рынков создали более широкие и открытые рынки во всем мире. Другим важным компонентом глобализации являются компьютерные технологии, компьютеризация, которые сделали возможным увеличение объемов и сложности международных финансовых расчетов, что усилило возможности транснациональной преступности и уменьшило вероятное выявление и пресечение ее. Этот технологический аспект глобализации позволяет переводить и отмывать деньги, полученные от торговли женщинами.
В бывшем Советском Союзе теневая экономика появилась задолго до распада самого Союза. Государственная экономика не предоставляла населению всех необходимых товаров и услуг — десятилетиями теневая экономика удовлетворяла этот спрос. Существует точка зрения, что нехватка была запланирована для получения большей прибыли теми, кто контролировал теневую экономику. Когда политическая и экономическая системы ослабели и распались, существующие организации заполнили вакуум. После того как правительство перестало управлять экономикой, приватизация позволила прежде нелегальным рынкам теневой экономики действовать легально и расширяться. При этом они использовали прежние методы ведения бизнеса, основанные на коррупции и покрывательстве, т. к. у независимых государств, вышедших из состава Советского Союза, не хватало организованных и эффективных органов для сдерживания роста деятельности преступных организаций. Когда государственная система не смогла обеспечить достойную зарплату многим работникам, они перешли в преступные организации, результатом чего стала криминализация экономики и расширение организованных преступных групп.
Транснациональная торговля женщинами уже не является новым видом преступлений в республиках бывшего Советского Союза. Эта деятельность впервые началась в Советском Союзе во время перестройки, когда были устранены ограничения на международные путешествия. Развал Советского Союза открыл границы для путешествий, миграции и частной торговли, что способствовало деятельности преступных организаций. Секс-индустрии в принимающих странах создали спрос на женщин, который преступные организации из новых независимых государств удовлетворяли с относительно малым риском и большими прибылями для себя. Такая торговля существует для удовлетворения спроса на женщин в борделях, массажных салонах, барах, на улицах, где женщины продаются в качестве проституток.
Транснациональные преступные организации пользуются преимуществами миграции для торговли женщинами, примером чего является увеличившаяся миграция и торговля женщинами из бывшего Советского Союза во многие страны.
Условия жизни, в которых оказываются жертвы трэффика, можно охарактеризовать как чудовищные. Женщины являются, по-существу, рабынями и получают за свою работу очень мало денег, а часто вообще ничего не получают. Женщин держат
в долговых обязательствах, согласно которым они должны оплатить свою покупочную стоимость, дорожные и другие расходы, которые могут быть им выставлены, прежде чем их отпустят. Женщина может быть перепродана одним сутенером другому, в случае чего ее долг увеличивается и должен быть выплачен с самого начала. Зачастую сутенеры, сотрудничающие с чиновниками, сообщают полиции местонахождение женщины, когда она уже заработала достаточно денег, чтобы уехать. В этом случае ее арестовывают и депортируют, а все деньги достаются сутенеру.
Чаще всего жертвами преступников становятся молодые девушки, большинство из которых попадает в сети международных работорговцев по собственной наивности и неосведомленности. Молодые женщины стремятся за границу, соблазнившись обещаниями высоких заработков, выгодным трудоустройством или в качестве «невест по переписке». Увы, многие из них становятся жертвами секс-трэффика. Вырваться из рабства удается единицам. Секс-индустрия использует и уничтожает женщин физически и морально, регулярно требуя свежих поставок, что и делает вербовку и торговлю женщинами столь прибыльной. Вербовщики, торговцы и сутенеры разработали общие методы действий.
Один из методов вербовки — объявления в газете, предлагающие отличную работу за границей, не требующую высокой квалификации (официантки и няни). Женщины вербуются через социальные мероприятия, такие как, например, фотоконкурсы. Процесс обычно сложный, обман детально продуман, чтобы убедить женщин в реальной возможности трудоустройства.
Другой метод вербовки — услуги «брачных агентств» или международных служб знакомств. Согласно информации Международной Организации по Миграции, все подобные агентства, предлагающие женщин из бывшего Советского Союза, находятся под контролем организованных преступных групп. Многие из этих агентств действуют через Интернет. Вербовщики используют брачные агентства как средство для поиска женщин, которые хотят путешествовать или эмигрировать. Этот путь в секс-индустрию существует в нескольких формах. Вербовщики сами могут быть торговцами или работать на торговцев. Женщина может встретить мужчину, который обещает жениться. Мужчина может использовать женщину сам некоторое время, потом принуждает ее к порнографии и позже продает в секс-индустрию или непосредственно доставляет женщину в публичный дом.
Третий метод предполагает использование подлинных документов и виз для легального въезда женщин в страну назначения. Женщина может перевозиться сутенерами из страны в страну на основании легальных туристских виз.
Четвертый метод: женщины получают фальшивые документы. В этом случае женщина еще более уязвима после приезда в страну назначения, поскольку она там находится нелегально.
Наиболее распространенный путь вербовки женщин на постсоветском пространстве — через друзей и знакомых, которые пользуются их доверием. Это быстро распространяющееся явление называют «вторая волна», когда вывезенные женщины возвращаются домой для вербовки других женщин.
Возможности избавления от секс-рабства весьма ограничены. Зачастую, единственный путь — это полицейская облава, которая обычно заканчивается депортацией. Побег может быть связан с большими трудностями, поскольку женщина получает небольшие суммы денег. Кроме того, из-за клейма проститутки дома женщины часто сталкиваются с дискриминацией. Один из немногих путей — превращение из жертвы в преступника. В таком случае вывезенных женщин возвращают домой для вербовки новых жертв.
Независимо от метода вербовки, большинство женщин не ожидают сексуальной эксплуатации и насилия, не осознают, что они будут принуждены к проституции. После
того как женщина прибыла в страну назначения, торговец или сутенер сообщает ей, что она не будет работать официанткой, няней или кем-либо еще, кем ей предлагали, а будет работать в проституции. Методы, используемые для контроля над женщинами после прибытия в страну назначения, включают: конфискацию документов, насилие, угрозы причинения вреда членам семьи и долговую кабалу.
Даже если женщины знают, что будут заниматься проституцией, их представления об этой работе, как правило, далеки от реальности. Женщина не осознает, насколько слабо сможет контролировать свою жизнь, уровень насилия, применяемого против нее, и насколько малый процент денег она будет получать. Но даже те женщины, которые добровольно выезжают за рубеж для занятия проституцией, не ожидают того уровня манипуляций, обмана и принуждения, которому они будут подвергнуты.
Вопрос добровольности вывоза мигрантов заслуживает особенного внимания. Многие мигранты, которые хотят избежать бедности или политической и социальной незащищенности, не знают или не осознают опасности ловушек нелегальной миграции. Во многих случаях мигрантов завлекают фальшивыми обещаниями, перемешанными с неправдивой информацией о правилах выезда вкупе с использованием экономической безысходности или насилия. В таких случаях, свобода выбора мигранта серьезно нарушается, поэтому добровольность сделки должна быть поставлена под вопрос.
Некоторое число организаций торговцев были раскрыты, выявлены их тактики, финансовые гонорары и транснациональные связи. Организации, которые торгуют женщинами, действительно являются современными работорговцами.
Уровень насилия и дискриминации, направленных на женщин, вывезенных для проституции, являются экстремальными: они почти не получают поддержки и помощи от общественных или социальных служб, как только попадают под контроль торговцев или сутенеров. В принимающих странах с ними обращаются как с проститутками или нелегальными эмигрантами, т. е. как с преступниками. На помощь им рассчитывать не приходится. Когда их обнаруживают, часто во время полицейских облав, их арестовывают и помещают в тюрьмы в ожидании депортации.
Существуют службы, занимающиеся проблемами жертв трэффика, которые помогают женщинам пройти период восстановления, как в физическом, так и в моральном смысле. Однако оказанию подобной помощи препятствует отсутствие признания ущерба, нанесенного проданным женщинам и проституткам. Исследования состояния здоровья женщин в секс-индустрии показывают, что у этих женщин есть серьезные проблемы, часто с угрозой для жизни. Женщины страдают от инфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, насильственных повреждений, наркотической или алкогольной зависимости, депрессий и других проблем с психическим здоровьем. Общественное мнение рассматривает женщин, пострадавших от подобной торговли, как аморальных или добровольно работающих. Таким образом игнорируется вред, причиненный жертвам трэффика.
С того момента, когда женщина попадает под контроль торговца или сутенера, ее эксплуатация может приносить большие доходы. Женщины, вывезенные за границу, не получают почти ничего. Во-первых, надо возместить торговцу или вербовщику сумму своей покупной стоимости и дорожных расходов, во-вторых, заплатить за комнату и место в борделе, далее — гонорар сутенера, гонорары адвоката, врача и, иногда, расходы на проживание. В итоге, женщина постоянно оказывается в долгу.
Коррупция чиновников способствует преступным организациям и позволяет торговцам действовать. Чиновники на ключевых постах и на многих уровнях государственной власти используют свои полномочия для обеспечения защиты преступной деятельности.
С усилением влияния преступных организаций, коррупция выходит за рамки простого игнорирования незаконной деятельности и осуществляется подчас путем попыток блокирования законодательства, которое направлено против деятельности криминальных организаций. По мере того как правоохранительные органы и правительственные чиновники становятся все более коррумпированными, преступные группы получают все большее влияние, граница между государством и преступными организациями начинает стираться. В этих условиях очень трудно препятствовать коррупции. Содействие преступникам и коррупция чиновников в сфере торговли женщинами обеспечивает торговцам беспрепятственную деятельность, оставляя женщин беззащитными перед эксплуатацией, прибыльной для торговцев и секс-индустрии.
Торговля женщинами является сегментом теневой экономики и не приносит финансового благополучия местным сообществам. Деньги, заработанные преступными организациями, не остаются в бедных сообществах или странах, они «отмываются» через банковские счета в финансовых центрах, таких как США, страны Западной Европы или «оффшорные» зоны. Схемы транснационального отмывания денег часто включают доходы от торговли женщинами.
Торговля людьми и проституция — системы, определяемые гендером, что является результатом структурного неравенства между женщинами и мужчинами в мировом масштабе. Мужчины создают спрос, а женщины — предложение. В этой системе спроса и предложения почти никакого внимания не уделяется законности спроса. Основными потребителями вывезенных и вовлеченных в проституцию женщин являются мужчины, которые используют их для развлечения, сексуального удовлетворения и совершения актов насилия. Сами жертвы и адвокатские организации для защиты женщин, вышедших из проституции, сравнивают проституцию с избиением и сексуальным насилием. Бывшие проститутки часто называют свое пребывание в сфере секс-индустрии как издевательство, деградацию, опасную для их здоровья и благополучия.
Наиболее важным компонентом существования трэффика является активность торговцев. Бедность, безработица, инфляция, войны и отсутствие надежды на будущее являются основными факторами, облегчающими торговцам вербовку женщин, но они не являются причинами торговли. Многие регионы мира являются бедными и пребывают в состоянии хаоса, но не каждый такой регион становится главным поставщиком женщин для секс-индустрии. Торговцы извлекают преимущества из желания эмигрировать для вербовки и продажи женщин в секс-индустрию. Бедность не всегда и вовсе не обязательно ведет к торговле людьми и, фактически, лишь создает необходимые условия.
Женские общественные организации свидетельствуют о том, что экономически тяжелые времена привели к депрессии психологического состояния женщин, потере самоуважения и надежды на будущее. Женщины принимают неправдоподобные предложения на низкоквалифицированные работы с высокой зарплатой, считая, что не может быть уже ничего хуже их существующего положения. Вербовщики для секс-индустрии нацелены на экономически несостоятельные слои.
Несмотря на то, что вывезенные и проданные женщины могут быть обнаружены в разных регионах, пунктами назначения большинства вывозимых женщин являются те страны, где есть большие центры секс-индустрии, и где проституция легализована или допустима.
Наиболее популярные пункты назначения вывоза женщин — страны с легальной проституцией, такие как Голландия и Германия. В Германии она легальна для граждан Европейского Союза, но нелегальна для граждан других стран, поэтому в то время, как для мужчин вполне законно покупать проституток, а для сутенеров содержать бордели,
вывезенные женщины являются двойными жертвами,— во-первых, будучи жертвами торговли, во-вторых, будучи иностранными гражданами. В то же время, уголовный кодекс этой страны содержит целый блок статей, посвященных торговле людьми: ст. 180а, 180б, 181, причем сам термин получил довольно любопытную интерпретацию. Согласно уголовному закону, статья, преследующая торговлю, включает следующий состав: воздействие ради имущественной выгоды на другое лицо, зная о его стесненном положении, для склонения этого лица к занятию проституцией или к продолжению этого. Таким образом, можно предположить, что немецкое законодательство под актом торговли понимает не непосредственную куплю-продажу (и т. п. сделки), а склонение лица к «продаже» собственного тела, т. е. присутствует своеобразная опосредован-ность. При этом законодательство Германии о праве свидетелей содержит положения, ставящие потерпевших в довольно неприятные условия — невозможность работать, выезжать за пределы определенного населенного пункта, и другие. Это поясняет то, что пострадавшие с неохотой идут на контакт с правоохранительными органами для оказания помощи в расследовании.
Легализация проституции, сутенерства и борделей становится причиной увеличения торговли женщинами для удовлетворения спроса, созданного секс- индустрией. Также есть сведения из Австралии, что легализация проституции и борделей стала причиной значительного увеличения организованной преступности и увеличения торговли и порабощения женщин. Легализованная проституция усложняет привлечение торговцев к ответственности за их действия, торговцам легче избежать наказания, заявляя об информированности женщин о том, что они будут заниматься проституцией. Зачастую сложно установить границу между добровольной и принудительной проституцией. Когда проституция легальна, дело чаще всего зависят от доказательства того, что женщина не была согласна на подобную работу. Учитывая то, насколько уязвимы женщины в этих рабских условиях и что часто женщины поначалу соглашаются на выезд и даже занятие проституцией, такие дела еще более сложны в доказательстве.
Торговля женщинами для целей сексуальной эксплуатации — явление не новое. В 1949 г. Генеральная Ассамблея Объединенных Наций приняла Конвенцию о Пресечении Торговли людьми и Эксплуатации Проституции. Конвенция указывает, что «проституция и сопутствующие преступления по торговле людьми являются несовместимыми с достоинством и ценностью человека, и угрожают благосостоянию человека, семьи и сообщества»3. Конвенция 1949 г. указывает, что согласие продаваемых людей не имеет отношения к наказанию эксплуататора. Конвенция не была подписана многими и не создавала надзирающего органа, поэтому не было постоянной оценки ее выполнения или эффективности. В настоящее время Конвенция 1949 г. подвергается критике со стороны тех, кто получает преимущество от легализации проституции и «торговли по согласию». Тенденции к легализации секс-индустрии и более узкому определению торговли, которое требует доказательства принуждения или насилия, сделает процесс наказания торговцев очень сложным и пойдет на пользу транснациональным преступным организациям, которые и без того чувствуют себя довольно вольготно.
Другой подход к прекращению торговли — воздействовать на спрос на женщин для использования в проституции. В 1998 г. Швеция приняла закон о насилии над женщинами, проституция была включена в число его видов, покупка сексуальных услуг была запрещена, наказуема штрафами или тюремным заключением до шести месяцев, или и тем, и другим. Новое преступление «значительного нарушения целостности личности женщин» (это определение было введено данным законопроектом) и запрещение покупки сексуальных услуг направлено на устранение актов насилия, которые препятствуют
равноправию женщин. Этот шведский подход начинается с признания, что женщина имеет право на собственное достоинство, целостность и равноправие, этот закон — первый из направленных на защиту женщин от насилия путем признания мужчин виновными и, таким образом, относящимся к спросу на женщин, продаваемых для проституции.
Торговля женщинами является современной формой торговли рабами, потребляющей возрастающее количество женщин, особенно из стран бывшего СССР. Вербовка и порабощение женщин для целей сексуальной эксплуатации угрожает статусу женщины во всем мире: не может быть подлинной демократии в стране, если половина населения может рассматриваться как потенциальный товар, который может быть куплен, продан и порабощен.
Анализ торговли женщинами в большинстве случаев сосредотачивается на продаже из поставляющих стран, считая, что экономические факторы являются главной причиной торговли. Более полное понимание торговли женщинами достигается в процессе изучения спроса на женщин для секс-индустрии в принимающих странах и важной роли организованных преступных групп в совершении серьезных преступлений против женщин. Поскольку именно спрос порождает предложение — половая природа предложения и спроса также должна быть изучена.
Легализация проституции иногда выдвигается в качестве решения проблемы торговли женщинами, но реальность показывает, что легализованные секс-индустрии становятся причиной возрастания торговли для удовлетворения спроса на женщин. Рост активности организованной преступности также сопровождает рост объемов торговли. Хотя некоторые женщины могут добровольно заниматься проституцией, их количество никогда не смогло бы удовлетворить спрос. Если бы проституция была желанной и доходной работой, торговцам не нужно было бы прибегать к хитрости, насилию и порабощению женщин для удерживания их в секс-индустрии.
Юридические инструменты, направленные на спрос, были приняты на международном уровне Объединенными Нациями и Швецией, на национальном уровне. Более ранняя Конвенция Объединенных Наций 1949 г. о Пресечении Торговли людьми и Эксплуатации Проституции не была ратифицирована большим количеством стран и не имеет надзирающего органа, поэтому она не нанесла значительного вреда транснациональной торговле женщинами.
Анализ ситуации с правовой борьбой против трэффика в России посредством изучения «норм УК РФ в части составов, сопряженных с проблемой торговли людьми» показывает, что в законодательстве отсутствуют следующие составы: вербовка, перевозка людей, укрывательство, посредничество в торговле людьми, наконец, содержание человека в рабских условиях. Все эти составы должны быть внесены в УК РФ.
Торговля женщинами для целей сексуальной эксплуатации стала таким значительным и серьезным кризисом благосостояния женщин и безопасности, а также стабильности некоторых государств, что вмешательство требуется на всех уровнях. Эта современная торговля рабами является теневым рынком, прибыли от которого получают только преступники. Понятно, что разработки, принятия и применения нормативных актов недостаточно для противодействия торговле людьми — позорному явлению нашего времени.
Необходимы комплексные программы, включающие в себя меры политического, экономического, социального характера, дифференцированные в зависимости от роли страны на общемировом рынке сексуальных услуг. Актуализируется тесное международное сотрудничество, особенно правоохранительных органов, без которого преследование и привлечение к ответственности всей «цепочки» виновных невозможно.
Следует отметить, что в странах Европейского Союза проводится довольно много различных акций, направленных против торговли людьми. В частности, в январе 2006 г. в Европейском парламенте был подготовлен отчет о стратегиях предупреждения торговли женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации. На специальной пленарной сессии было принято решение о защите прав людей, оказавшихся жертвами трэффика.
Неправительственные организации также активизируют свою деятельность по защите прав женщин и детей, попавших в сети секс-индустрии. В качестве примера можно привести акции против трэффика, проведенные НГО в Греции. Средиземноморский институт гендерных исследований, работающий на Кипре, также провел ряд мероприятий, на которых обсуждалась проблематика торговли людьми в современном обществе. В 2005 г. был принят меморандум по проблеме трэффика, в котором намечена развернутая программа борьбы с этим современным проявлением работорговли.
В Европе начала свою работу Европейская Сеть противодействия трэффику женщин для сексуальной эксплуатации (ENATW)4. В ее задачи входит координация работы, проводимой во всех регионах Европы, по изучению гендерных аспектов трэффика, разработке превентивных технологий, социальной работы с лицами, подвергшимися насилию. Предполагается проведение различных акций на местном, национальном, европейском уровнях. Подчеркивается важное значение гендера в структуре трэффика, в практике нарушения прав человека и реализации принципа равноправия мужчин и женщин.
В 2002-2003 гг. в России были подготовлены проекты двух федеральных законов: «О противодействии торговле людьми» и «О защите жертв торговли людьми». В этих законопроектах торговля людьми рассматривается как преступление, направленное против личности, общества и государства. Законопроекты предусматривают не только наказание для торговцев людьми, но создают условия для защиты и реабилитации жертв, предусматривают комплексное использование профилактических, правовых, социальноэкономических, информационных мер, социальное партнерство и сотрудничество с общественными объединениями и организациями, международное сотрудничество.
В апреле 2004 г. в России была ратифицирована Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее Протоколы: «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» и «Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху» (Палермо, 15 ноября 2000 г.)5.
В Санкт-Петербурге проблемой трэффика занимаются две организации:
1) «Женский Кризисный Центр», возглавляемый Н.В. Ходыревой, который занимается профилактикой этого явления, а также реабилитацией совершеннолетних жертв трэффика и домашнего насилия.
2) Санкт-Петербургское Государственное Учреждение «Социально-Реабилитационный Центр для несовершеннолетних „Малоохтинский Дом трудолюбия*1», возглавляемый Г. Г. Волковой. С 2000 г. Центр является членом международной организации по торговле людьми коалиции «Ангел», которая объединяет более сорока организаций со всего мира.
Основной целью работы «Ангела» является прекращение международной торговли людьми, в особенности женщинами и детьми из России и стран СНГ, возвращение их на родину и оказание помощи (психологической, юридической), иногда — физической защиты, предоставление убежища, помощь в устройстве на работу и адаптации в обществе.
«Малоохтинский Дом трудолюбия» стал единственным центром в стране, который реально смог оказывать всестороннюю помощь несовершеннолетним жертвам трэффика.
За последние три года Центром была оказана помощь 9 жертвам трэффика. Центр занимается большой превентивной работой по предотвращению этого явления. Три года Центр курировал «Социальную квартиру», где проживали жертвы сексуального насилия.
Вот только один пример: девочка-сирота (четырнадцатилетняя Нелли Яковлева) была доставлена в Санкт-Петербург обманным путем по поддельным документам. Ее принуждали возить инвалидов в коляске и попрошайничать. Девочка поступила в центр с сифилисом, отбитыми внутренними органами, в тяжелейшем психологическом состоянии, ее положение усугублялось тем, что она не знала ни одного слова по-русски и не имела документов. Центром была оказана социальная, психологическая и медицинская помощь, через семь месяцев девочка была доставлена в Кишинев и определена в кризисный Центр жертв трэффика.
Основным учредителем коалиции «Ангел» является американская общественная организация МираМед-институт, руководителем которого является доктор Джули-етт Энгел. «Малоохтинский Дом трудолюбия» поддерживает самые тесные отношения с этой организацией в борьбе с проблемой торговлей детьми.
Центр участвовал в публичных выступлениях на телевидении и в СМИ по теме трэффика. Центром было выпущено три сборника «Изнасилованные судьбы», где отражается тема трэффика.
Директор Центра Г. Волкова выступала с докладом в ряде международных конференций:
• 2000 и 2003 гг.— Международные конференции по торговле женщинами (г. Москва);
• 2000 г.— Международная конференция «Будущее Европы — будущее для девочек» (г. Берлин);
• 2001 г.— Международная конференция «Стоп 2» (г. Хельсинки);
• 2003 г.— Международная конференция «Торговля детьми — современное рабство» (г. Хельсинки);
• 2001 и 2003 гг.— Международные конференции по проблемам трэффика (г. Санкт-Петербург).
Центр «Малоохтинский Дом трудолюбия» летом 2003 г. по рекомендации коалиции «Ангел» посетили два чиновника Госдепартамента США. Целью их визита было знакомство с деятельностью Центра по теме: «Работа с жертвами «трэффика». Один из них, К. Хилл, лично по поручению президента США Джорджа Буша курирует проблему торговли детьми в Европе и Евразии.
В 2002 г. правительство США выделило около 55,8 миллиона долларов на обеспечение и реализацию 200 программ по борьбе с торговлей людьми в 75 странах мира. В феврале 2003 г. американские власти перечислили 4,6 мил, а в марте того же года — 3,5 мил долларов соответственно 22 и 15 НПО в мире для оказания помощи жертвам насилия6.
Международные конвенции и декларации (Конвенция ООН «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией третьими лицами» 1949 г. (ратифицирована СССР в 1954 г.); Гаагская Министерская Декларация европейских рекомендаций относительно эффективных средств предупреждения и борьбы с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации, 1997 г.; стандартные принципы прав человека по отношению к лицам, ставшим объектами торговли, 1999 г.) включают в себя как превентивные, сервисные меры для потенциальных жертв и пострадавших, так и карательные меры против торговцев людьми.
В рамках двух проектов «Возвращение домой» и «Профилактика трэффика российских женщин» в 1999-2001 гг. РОО ИНГО (Кризисный центр для женщин) осуществлена подготовка лекторов и консультантов по проблеме трэффика, подготовлены профилактические брошюры и просветительский видеофильм «Западня», работает социальная гостиница и выделяются средства на профессиональную подготовку женщин, пострадавших от трэффика. В настоящее время в центр обратилось свыше 360 клиенток по проблеме трэффика, у каждой пятой из них были проблемы с возвращением домой или депортацией. Центр подготовил доклад Европарламенту по проблеме трэффика в России, встречался с представителями ОБСЕ, выезжал с клиентками из числа пострадавших на сенатские слушания в Вашингтон, США. В мае 2000 г. проведена международная конференция «Взаимодействие государственных и общественных организаций по проблемам миграции и трэффика женщин», в сентябре 2003 г.— «Балтийский мониторинг». Являясь членом Международной коалиции, «Ангел» участвует в лоббировании нового проекта законодательства против торговли людьми (проект закона депутата ГД Е. Б. Мизулиной), проводит тренинги для общественных организаций России и других стран.
Торговля людьми — это современная форма рабства, которая расцвела в конце XX в. Пользуясь экономическим кризисом и безработицей в республиках бывшего СССР, торговцы людьми стали вовлекать в свои сети наших сограждан, заманивая их лживыми обещаниями высокооплачиваемой работы за границей, а затем, продавая их для рабской эксплуатации в различных сферах (тяжелых «потогонных» работах в сельском хозяйстве и на строительстве, принудительной проституции). Женщин вывозят для принудительного вынашивания детей бесплодным парам, для принудительных «браков», когда женщина используется в качестве домашней рабыни, для принудительной трансплантации органов и тканей, когда у живого человека могут изъять жизненно важные органы.
Проблема трэффика сегодня весьма актуальна и мировое сообщество должно приложить максимальные усилия как для ликвидации этого явления, так и для минимизации его последствий.
1 Ходырева Н. В., Цветкова М. Г. Россиянки и явление трэффика // Социс. 2GGG. № 11.
2 Конвенция о Пресечении Торговли людьми и Эксплуатации Проституции // http://www.uri. edu/dignity/49conven.htm.
3 Конвенция о Пресечении Торговли людьми и Эксплуатации Проституции // http://www.uri. edu/dignity/49conven.htm.
4 'Піє European Network Against Trafficking in Women for sexual exploitation // www.aretusa.net.
5 Неврина Н. Проблема незаконного вывоза людей (Трэффик) // http://spf.bsu.ru/konferenz/kGG-2-3.htm.
6 Там же.