дается обеспокоенность ростом цен (81,31 %). Дороговизна жизни по-прежнему остается главной заботой большинства граждан Забайкалья. Жители края обеспокоены проблемой жилья (38,01 %). Большая по значимости проблема, которая волнует 30,57 % опрошенных, это проблема безработицы. Молодежные проблемы (трудоустройство, досуг) волнуют 29,94 % населения. Население беспокоит массовое распространение алкоголизма (27,52 %). 24,88 % опрошенных волнует проблема, связанная с лесными пожарами. Рост преступности заботит 20,75 % респондентов. Респондентов практически не волнуют проблемы транспорта, бродяжничества, выплаты детских пособий и др.
Как следствие особенностей политической культуры российского социума, нынешний пе-
риод развития социально-политических отношений характеризуется тем, что забайкальцы доверяют федеральной и региональной власти, но в подавляющем большинстве не доверяют поселенческой. Сложившийся в целом остро критический характер отношения забайкальцев к результатам деятельности поселенческой власти не может не беспокоить.
Таким образом, на основе результатов социологического исследования: выявлена оценка населением социально-политической ситуации в крае, районе; политические предпочтения населения; оценка деятельности органов власти; отношение к институтам власти; отношение к федеральным, местным политическим деятелям; оценка населением собственных условий жизни; рейтинг основных проблем края.
УДК 301.085 ББК С 55.56
И. В. Мерзлякова
Социальная культура как основа социального благополучия человека и общества
Статья посвящена проблеме исследования роли социальной культуры в обеспечении социального благополучия человека и общества. Сегодня социальное благополучие населения - объект пристального внимания современных ученых, общественных и политических деятелей. Обеспечение социального благополучия является важным стратегическим ориентиром российского государства. В условиях современной России решающую роль в преодолении последствий реформирования и формировании социального благополучия населения призвана сыграть социальная культура как главный фактор стабилизации и развития государства.
Ключевые слова: культура, социальная культура, социальное благополучие, концепция жизненных сил, жизненные силы, жизненное пространство, индивидуальная социальная культура, социокультурные установки, социокультурные сценарии, социальное бытие, социальная сфера.
I. S. Merzlyakova
Social Culture as the Basis of Man and Society Welfare
The article is devoted to the investigation of social culture role in providing social welfare of man and society. Today the social wellbeing of population is the object of thorough investigation of modern scholars, politicians and public figures. Social welfare providing is an important strategic orienting point of Russian Federation. In present-day Russia social culture as the main factor of the state stabilization and development plays the leading role in clearance of population welfare formation consequences.
Key words: culture, social culture, social welfare, the concept of life force, life force, life space, individual social culture, socio-cultural orientations, socio-cultural scripts, social existence, social sphere.
В последние годы наблюдается существенное возрастание интереса ученых, общественных и политических деятелей к проблемам социального благополучия человека и общества, исследованию его сущности и содержания, построению систем показателей, используемых для оценки его уровня, определению путей его формирования и развития.
В условиях современной России решающую роль в повышении уровня социального благополучия населения страны призваны сыграть социокультурные регуляторы, ориентированные на устранение негативных последствий реформирования страны через устранение культурной дез-интеграции и духовного кризиса общества, восстановление его социокультурного потенци-
ала. Без возрождения ценностей национальнокультурного и общественно-государственного развития России, играющих системообразующую роль для российского общества и государства, без обновления идеологии, без преодоления культурной и духовной разобщенности невозможно дальнейшее существование российской государственности, достижение социального благополучия населения.
В контексте данной проблематики особое внимание должно уделяться проблемам осмысления и поиска путей формирования новой социальной культуры, которая призвана сыграть решающую роль в стабилизации и развитии современного общества, обеспечении социального благополучия населения. «Россия, прозревая заново, соотнося себя со всей планетой, революционно реформируя вновь одновременно все сферы общества, приходит к важному выводу - наше спасение в социальной культуре» [4, с. 44].
Понятие «социальная культура» вошло в науку недавно, и в современном обществознании пока еще не существует его общепризнанного определения. Сегодня перед учеными стоит чрезвычайно сложная задача корректного философского, культурологического и социологического определения социальной культуры. В рамках разных научных парадигм, теорий и концепций она имеет свои контексты употребления, содержание и объем. В отечественной литературе в настоящее время имеет место множество подходов к определению сущности и содержании социальной культуры. В частности, проблем осмысления сущности и содержания социальной культуры касались в своих научных трудах такие современные ученые, как А. С. Кармин и Е. С. Новикова [7], Л. Г. Ионин [6], Ю. Г. Волков и И. В. Мостовая [2], И. Вита-ньи [1], В. И. Патрушев [10], А. Я. Флиер [11]. Однако наиболее полное аргументированное обоснование сущности социальной культуры, ее взаимосвязи с социальным благополучием человека и общества представлено в рамках социологической концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, разрабатываемой представителями Алтайской социологической школы.
Обращаясь к понятию «социальная культура», основатель концепции жизненных сил человека С. И. Григорьев отмечает, что особое значение для его адекватного определения имеет подход к осмыслению термина «социальное», входящего в состав анализируемого понятия и имеющего несколько смысловых значений.
Во-первых, «социальное» может использоваться для обозначения общественного как
противостоящего природному, естественному. В этом случае «социальное» как искусственное, созданное человеком, максимально сближается с культурным и тогда понятие «социальная культура» теряет всякий смысл, оказывается бессодержательным и тавтологичным, так как дублирует объем и содержание понятия «культура».
Во-вторых, «социальное» может обозначать общественное как коллективное, противостоящее индивидуальному, личностноединичному. Однако и в этом контексте употребление понятия «социальная культура» также в значительной мере тавтологично.
И, наконец, в-третьих, понятием «социальное» может быть обозначена некая ограниченная часть общественных отношений, определенная сфера жизни общества, в которой происходит удовлетворение потребностей людей, осуществляется процесс воспроизводства социальной жизни и социальных субъектов, реализуются права и интересы личности. В этом контексте понятие «социальная культура» обретает свой смысл и содержание [3, с. 98].
По мнению С. И. Григорьева и Л. Г. Гусляко-вой, социальную культуру целесообразно трактовать как «способ жизнеосуществления человека в общении с людьми, способ организации социума, его функционирования и развития, адекватный пространству-времени существования субъекта жизнеосуществления» [4, с. 44]. Такой подход к определению социальной культуры позволяет проанализировать ее сущность и содержание на двух основных уровнях: индивидуальном и общественном.
На уровне отдельного индивида социальная культура как «способ жизнеосуществления человека в общении с людьми...» представляет собой важную характеристику человека как социального существа; обуздывает проявление врожденных животных инстинктов человека, накладывает на них ограничения и запреты, благодаря которым становится возможной социальная жизнь, существование и развитие человеческого общества. Она формируется в процессе социализации через овладение навыками общения, освоение существующих в обществе обычаев, традиций, норм, стандартов, правил поведения, социальных ролей. В основе социальной культуры человека лежит индивидуальная система ценностей и смысложизненных ориентаций, представления о справедливости, добре и социальном порядке, которые мотивируют основные поступки индивида.
Социальная культура в некотором смысле программирует деятельность человека. Каждый человек выстраивает свою индивидуальную жизнь и деятельность в соответствии с ре-
альными социальными условиями и усвоенными социокультурными установками (знаниями, нормами, ценностями и идеалами, которые человек почерпнул из окружающего социокультурного пространства). Социокультурные установки воплощаются в социокультурные сценарии, которые представляют собой развертывающиеся в определенном социокультурном контексте планы действий личности и предопределяют профессиональную деятельность, формы досуга, деловые, дружеские и любовные отношения, семейную жизнь и так далее. Каждый социокультурный сценарий - это лишь набросок, общий план, очерчивающий контур человеческого поведения. В его рамках может существовать целый веер разнообразных альтернативных вариантов действий. Каждый человек выбирает какой-то один из них, в зависимости от обстоятельств жизни и личных особенностей.
Социальная культура направляет жизненные силы человека на разумные цели и рационально организует их использование в условиях человеческого общежития. Она является основой социального потенциала человека, определяет социальную активность, способность к социальной адаптации, конструктивному взаимодействию в социуме, развитию социальных связей. Индивидуальная социальная культура во многом определяет успешность социальных контактов человека, эффективность социальных отношений и взаимодействий с другими людьми по поводу использования в целях воспроизводства и совершенствования жизни наличных средств ее осуществления.
Высокий уровень социальной культуры человека способствует росту его жизненных сил, индивидуальной и, в особенности, социальной субъектности, которая рассматривается как способность к воспроизводству и совершенствованию жизни организационно-коллективными средствами, к решению общественно значимых задач, достижению социальных целей, к эффективному использованию для удовлетворения и развития своих потребностей и интересов социально организационных мер, общественных институтов, учреждений и организаций общества.
Социальная культура индивида является также главным условием поддержания его эффективного жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах общества, обеспечивает высокую меру его включенности в разнообразные экономические, политические, культурные, социально-бытовые связи, отношения и взаимодействия. То есть социальная культура оказывает влияние на становление и развитие производственно-экономической,
социально-политической, духовно-культурной, социально-бытовой, социально-экологической субъектности индивида; следовательно, способствует формированию его производственноэкономического, социально-политического, нравственного, социально-бытового, социальноэкологического благополучия.
Таким образом, социальная культура, как культура социальной жизни человека, культура коммуникации, социальных отношений и взаимодействий, играет решающую роль в процессе формирования социального потенциала человека, развития его жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности, обеспечения эффективности воспроизводства и совершенствования его жизни во всех сферах общества, что доказывает высокую значимость социальной культуры для социального благополучия индивида.
На уровне общества социальная культура рассматривается как «.способ организации социума, его функционирования и развития» и представляет собой самостоятельную сферу культурного бытия, в которой заложены способы организации и механизмы осуществления совместной жизни и деятельности людей. Она включает в себя определенные формы организации социального устройства, механизмы социального управления и регулирования, моральные и правовые нормы, социальные институты, организации и учреждения для упорядочения и регламентации совместной жизнедеятельности. То есть основными функциями социальной культуры на уровне общества являются управление, регулирование, упорядочение и регламентация социальной жизни, ориентированные на сохранение социального порядка, обеспечение социальной безопасности и социальной справедливости. Важная роль в реализации данных функций принадлежит государственным органам законодательной, исполнительной, правоохранительной и судебной власти.
Наряду с упорядочением и регламентацией социального бытия, важной функцией социальной культуры на общесоциальном уровне является формирование такого социального устройства жизни общества, такого жизненного пространства, которое способно обеспечить полноценное становление, развитие, поддержку и защиту жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, способствует решению проблем материального и социального положения, психологического самочувствия, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности, реализации ее материальных и духовных интересов.
Приоритетная роль в реализации данной функции социальной культуры принадлежит социальной сфере, деятельности ее институтов, учреждений и организаций, работе профессионалов, занятых здесь [3, с. 99]. Социальная сфера призвана организовывать, упорядочивать и совершенствовать жизненное пространство через создание и развитие социальных институтов, учреждений, организаций, главное предназначение которых - облегчение для людей доступа к благам, удовлетворение их разнообразных потребностей, формирование, реабилитация и развитие жизненных сил и, в конечном итоге, обеспечение социального благополучия. Это социальные институты, учреждения и организации здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, регулирования рынка труда и занятости, сервиса и быта, транспорта и связи и т. п.
Таким образом, на уровне общества социальная культура может рассматриваться как
самостоятельная сфера культурного бытия, обеспечивающая упорядочение и регламентацию социальной жизни, а также становление, развитие, поддержку и защиту жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека во всех сферах жизнедеятельности общества, формирование и совершенствование его жизненного пространства. Данное определение указывает на прямую взаимосвязь социальной культуры и социального благополучия, которое в контексте виталистской социологии трактуется нами как состояние, характеризующееся сочетанием высокого уровня развития жизненных сил, индивидуальной и социальной субъ-ектности, который обеспечивает эффективное осуществление социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, с оптимальной организацией жизненного пространства. Исходя из сопоставления представленных определений социальной культуры и социального благополучия, можно сделать вывод о том, что социальная культура действительно является основой обеспечения социального благополучия человека и общества.
Список литературы
1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. 288 с.
2. Волков Ю. Г. , Мостовая И. В. Социология: учеб. для вузов. М.: Гардарика, 1999. 432 с.
3. Григорьев С. И. Культурология развития российского университета (избранные труды к 30-летию научной и педагогической деятельности). Барнаул, 2003. 251 с.
4. Григорьев С. И. , Гуслякова Л. Г. Культуроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа-вуз» современной России): моногр. Барнаул, 2004. 146 с.
5. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения России начала XXI века. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. 380 с.
6. Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие. М.: Логос, 1996. 280 с.
7. Кармин А. С. , Новикова Е. С. Культурология. СПб.: Питер, 2005. 464 с.
8. Культурология: конспект лекций / отв. ред. Г. В. Драч. Ростов н/Д 2005. 160 с.
9. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы) / под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 242 с.
10. Социальный менеджмент: учеб. пособие / В. И. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин [и др.] / под ред. В. Н. Иванова. М., 2002. 271 с.
11. Флиер А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 124-145.