Научная статья на тему 'Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности'

Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11171
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENTERPRISE ACTIVITY / SOCIAL EFFICIENCY / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреев Николай Николаевич

В статье рассматривается понятие эффективности предпринимательской деятельности. Определения социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности являются одними из приоритетных направлений изучения, формирование которых позволит определить их состояние и развитие в дальнейшей перспективе. Сделана попытка определения социальной эффективности предпринимательской деятельности, выявлены критерии ее определения, а также взаимосвязь и структура социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF ACTIVITY ENTERPRISES

The article discusses the concept of efficiency entrepreneurial activities. Definitions of social and economic efficiency of entrepreneurial activities are one of the priorities of the study, the formation of which will determine their status and development in the long run. The attempt to determine the social impact of business was made, criteria for its determination and the relationship of structure and social and economic efficiency of entrepreneurial activities are identified.

Текст научной работы на тему «Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности»

УДК 330.190.2

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Николай Николаевич КИРЕЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается понятие эффективности предпринимательской деятельности. Определения социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности являются одними из приоритетных направлений изучения, формирование которых позволит определить их состояние и развитие в дальнейшей перспективе. Сделана попытка определения социальной эффективности предпринимательской деятельности, выявлены критерии ее определения, а также взаимосвязь и структура социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; социальная эффективность; экономическая эффективность.

Предпринимательская деятельность -это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].

В отличие от любой хозяйственной деятельности предпринимательскую характеризуют отличительные ее признаки, которыми являются риск, инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность и активный поиск.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торговозакупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В условиях рыночных отношений одной из первостепенных задач оценки предпринимательской деятельности является повышение эффективности ее функционирования. Эффективность является одной из важнейших, фундаментальных, ключевых экономических категорий.

В экономической науке вопросы эффективности считаются одними из наиболее общих и сложных. Эффективность предпринимательской деятельности определяется как

отношение эффекта (результата) деятельности к затратам (ресурсам) на его достижение. Рассмотрим социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности, как взаимодействующие между собой элементы.

Предпринимательским структурам любого уровня характерно наличие социальноэкономических процессов. Они являются следствием и причиной развития системы производственных отношений, складывающихся в предпринимательских структурах данного уровня. Активное вовлечение человека в предпринимательскую деятельность, как главного элемента производительных сил, требует обеспечения условий для его всестороннего развития и воспроизводства рабочей силы. Недооценка этих отношений приводит к падению не только авторитета труда, снижению его производительности, но и, как следствие, к снижению уровня, потери возможности наращивания интеллектуального потенциала, что сказывается на развитии предпринимательской деятельности [2].

Социальная эффективность предпринимательской деятельности - это активность предпринимательской деятельности в жизни общества, направленная на удовлетворение социальных потребностей, улучшение его благосостояния.

Социальная эффективность предпринимательской деятельности - это интегральный показатель инновационности экономических взаимодействий и «меры новизны», устанавливаемой социумом. Социальная эффектив-

ность предпринимательской деятельности заключается в построении таких систем социально-экономических коммуникаций, которые могут быть успешно интегрированы в социум, повышая уровень его потенциальных возможностей отвечать на «вызовы» времени.

Определение социальной эффективности предпринимательской деятельности тесно связано с выбором критериев эффективности. Критерий - это признак, на основе которого производится оценка, классификация. Основными критериями социальной эффективности предпринимательской деятельности являются не критерии материально-предметного производства, а социальные и человеческие аспекты: развитие сферы образования, научных исследований и разработок, защиты здоровья человека и окружающей среды, уменьшение уровня социальной напряженности. При этом социально-эффективная предпринимательская деятельность не исчезает «в связи с выполнением своих функций», но, напротив, встраивается в социум как необходимый институт, всегда готовый к поиску новых нестандартных решений в ответ на опасности и сложности мира.

Социальная эффективность предпринимательской деятельности направлена на прямое действие по реализации социальной программы и имеет специфическую двойственность в оценке результативности. Результатом будет являться смесь финансовой и социальной отдачи. Прибыль остается целью, но это - не единственная цель, прибыль реинвестируется в реализацию социальной миссии.

Показатели социальной эффективности предпринимательской деятельности можно разделить на внутренние и внешние.

Внешние показатели социальной эффективности предпринимательской деятельности характеризуют результат общественной деятельности. Если говорить конкретней, насколько активно предпринимательская деятельность участвует в жизни социума, реализация общественной деятельности, направленной на развитие местного сообщества, например:

- содержание объектов жилищно-коммунального сектора;

- участие в инвестировании объектов культурного и социального назначения;

- поддержка инновационных проектов;

- экологическая безопасность;

- поддержка незащищенных слоев населения.

Одной из перспективных форм реализации социальных функций предпринимательской деятельности является развитие частногосударственного партнерства. В ряде развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран форма взаимодействия бизнеса и власти обозначается обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской же литературе принят термин «государственно-частное партнерство» [3].

Ход общественных дискуссий разного формата и уровня, проведенных в последние годы по проблемам социальной ответственности бизнеса, показывает заинтересованность государства в активизации участия компаний в решении социальных проблем общества. Бизнес готов к взаимодействию с государством в решении актуальных и перспективных социальных проблем и развитию в этой связи различных форм частно-государственного социального партнерства. Одновременно он стремится к повышению своей роли как производителя социальных услуг.

Государственно-частное партнерство

представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны и отдельных территорий [4].

Проекты государственно-частного партнерства представляют собой не простое сложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих правомочий партнеров. Во-первых, государство как одна из сторон партнерства выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем исполняет не только целеполагающую, но и контрольную функцию. Во-вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересованно как в эффективности общих результатов государственно-частного партнерства, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. Наконец, частный партнер, как всякий нормальный предприни-

матель, преследует цель максимизации прибыли. Поэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализуемых государством общественных) интересов между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования [3].

Степень участия частного сектора в государственно-частном партнерстве может повышаться и понижаться в зависимости от форм взаимодействия (государства и бизнеса), а также от масштабов правовых полномочий, переданных частному бизнесу со стороны государства.

Особое значение проекты государственно-частного партнерства имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения в области дорожного транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и водоочистных сооружений, охраны окружающей среды, жилищного строительства, энерго- и газообеспечения. При этом главная проблема, с которой сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач на уровне местного самоуправления стало обычной практикой во всем мире [3].

Внутренние показатели социальной эффективности предпринимательской деятельности характеризуют социальную деятельность внутри предприятия, направленную на развитие человеческого потенциала. Результатом можно назвать полученный эффект от:

- развития персонала труда (повыше -ние квалификации работников предприятия);

- охраны здоровья (создание благоприятных условий труда, медицинские осмотры, программы, направленные на оздоровление персонала);

- деловой практики компании (создание имиджа социально ответственного предприятия);

- ресурсосбережения.

Экономическая эффективность - это результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к за-

траченным ресурсам. Экономическую эффективность предпринимательской деятельности можно оценивать не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости, гудвилла) [5].

На степень экономической эффективности предпринимательской деятельности влияет целая система факторов внутренней и внешней среды. Факторы внутренней и внешней среды могут классифицироваться по следующим признакам: по степени воздействия (основные, второстепенные); по степени количественного измерения (поддающиеся измерению, не поддающиеся измерению); по времени воздействия (постоянные, временные); по охвату воздействия (общие; специфические); по степени детализации (простые - одна причина; сложные - комплексные причины); по характеру действия (объективные; субъективные); по способу определения (прямые; косвенные); по степени действия (1-го; 2-го; 3-го и т. д. порядка).

Оценить экономическую эффективность предпринимательской деятельность можно с помощью комплексного подхода к оценке эффективности, основанного на трех аспектах предпринимательской деятельности: производственный, коммерческий и финансовый [6].

Производственный аспект характеризует эффективность использования ресурсного потенциала при производстве продукции. Для производственной подсистемы могут быть предложены следующие дополнительные показатели:

- эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи;

- производительность труда;

- рентабельность;

- показатель эффективности производственных связей;

- система показателей, отражающих эффективность управления производством;

- показатель эффективности управления кадрами;

- система показателей, характеризующих эффективность использования производственной и маркетинговой информации и др.

Коммерческий аспект позволяет оценить эффективность реализации продукции. Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с помощью

относительных показателей, составляющих объем реализации продукции и затраты на организацию ее сбыта и продвижение на рынок, а также показателей, характеризующих согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость различных элементов сбытовой сети:

- показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;

- система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью;

- показатель надежности выбора посредников;

- система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации;

- показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга;

- длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта);

- показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.

Финансовый аспект характеризует эффективность управления внешними и внутренними финансовыми потоками производственно-предпринимательских структур.

Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы может быть использована совокупность важнейших показателей и параметров, представляемых в финансовых отчетах организации. Характеризуя финансовые результаты деятельности, можно использовать, например:

- доходы от основной деятельности;

- себестоимость реализованной продукции;

- чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний;

- чистый налог до налогообложения и др.

Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности.

Предлагаемый подход позволяет решить широкий ряд практически значимых задач:

- выбирать оптимальные стратегические ориентиры;

- обосновать цели и задачи предпринимательства;

- прогнозировать результаты деятельности;

- анализировать рыночные возможности организации и характеризовать его позиции в конкурентной среде;

- сочетать результирующие характеристики, реализуя принципы взаимодополняемости целевых характеристик;

- использовать принцип стратегической гибкости и адаптивности производственно-строительных систем.

1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994 г.

№ 51-ФЗ. иКЬ: http://www.consultant.ru/

рориІаг^ктШ (дата обращения: 08.07.2011).

2. Ветров Д.В. Проблемы обеспечения экономической надежности предпринимательской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3. С. 71-75.

3. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77.

4. Частно-государственное партнерство: со-

стояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М., 2006.

5. иКЬ: www.rfba.ru/analitika/ekonomicheskaya-

effektivnost.html (дата обращения:

08.07.2011).

6. Моисеева И. И. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 6 (86). С. 38-44.

Поступила в редакцию 13.07.2011 г.

UDC 330.190.2

SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF ACTIVITY ENTERPRISES

Nikolay Nikolaevich KIREYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]

The article discusses the concept of efficiency entrepreneurial activities. Definitions of social and economic efficiency of entrepreneurial activities are one of the priorities of the study, the formation of which will determine their status and development in the long run. The attempt to determine the social impact of business was made, criteria for its determination and the relationship of structure and social and economic efficiency of entrepreneurial activities are identified.

Key words: enterprise activity; social efficiency; economic efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.